ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
© Бахтизина Д.И.*
Сибайский институт (филиал) Башкирского государственного университета,
г. Сибай
Музыка является одним из мощных средств воздействия на человека. Общение с классической музыкой помогает человеку в формировании мышления - как образного, так и логического. В музыке заложены универсальные закономерности бытия, которые были интуитивно открыты музыкантами еще до того, как это сделала наука. Восприятие и понимание музыки открывает перед человеком не только мир красоты, доставляющий наслаждение, но мир неявного знания о мироздании. Закладываемое в подсознании, оно оказывает воздействие на духовное развитие человека, в частности, на формирование его мышления.
Музыка обладает способностью оказывать сильное влияние на сознание и, особенно, на подсознание человека. Сама музыка - это результат духовной жизни человека, эстетическое воплощение открытий и познания мира. В музыке нашли воплощение особенности эмоциональной и интеллектуальной жизни человека. Переплавленные в единое целое, в музыке находят воплощение логическое и чувственное, сознательное бессознательное, интеллектуальное и эмоциональное, рациональное и иррациональное. Вся заложенная в музыке информация сопровождается преобладающей в музыке эмоциональной доминантой, которая усиливает суггестивную сторону музыкальной интонации. Вследствие этого, все, что выражается музыкой, приобретает характер особой убедительности. Недаром музыка проникает в душу и будоражит воображение человека. Функция внушения, присущая музыке, особенно ярко проявляется в тех ситуациях, когда музыка используется в качестве фона для трансляции какой-либо информации. Любая информация благодаря музыке насыщается более глубокими смыслами, что всегда широко использовалось в ритуалах.
Музыка постоянно сопровождала человека на протяжении тысячелетий его культурной истории. Более того, музыка была одним из факторов, способствовавших становлению homosapiens. В музыку человек закладывал очень ценную информацию, которая не могла быть передана каким-либо иным путем, ведь назначение музыки - выражать невыразимое, не поддающееся логике.
Прав был Г. Гейне, сказавший, что музыка начинается там, где кончается слово. Музыка способствовала формированию человеческой речи. Еще
* Доцент кафедры Музыки, доктор философских наук, доцент.
до того, как сформировалась человеческая речь, предположительно, существовала некая протоинтонация, заключавшая в себе зачатки музыки и речи. Впоследствии они разделились, речь стала областью логики и сознания, музыка - областью чувства и бессознательного. Но музыка продолжала, через подсознательные процессы, влиять на речь. Музыка и вербальная речь формировались параллельно, оказывая друг на друга влияние. В первую очередь, их объединяло то, что они складывались как системы общения и передачи информации. Музыка, как и слово, выступает в качестве мощного средства общения, целью которого является, во-первых, сделать свое внутреннее переживание достоянием другого, а во-вторых, понять такое же переживание другого. Понимание внутренней жизни другого раскрывает перед человеком глубину его собственного духовного мира. В этом - эффективный путь к обогащению эмоциональной жизни. Взаимопроникновение переживаний дает положительный результат, следствием которого становится то, что человек лучше понимает и другого, и себя.
Музыка является особой эстетической формой отражения процесса мышления. Она представляет собой не только результат познания - музыкальное произведение; процессуальная природа бытия музыки предполагает реализацию идеи произведения через акты мышления.
То, что музыка отражает в себе такие универсальные закономерности бытия, как процессуальность, цикличность, иерархичность, системность, было замечено давно. Знаменитая пифагорейская теория гармонии сфер -это признание музыки в качестве хранилища особых знаний о мироздании. Еще древними мыслителями было замечено, что музыка воплощает в себе жизнь ритма, объединяющего сущность всего бытия. Ведь именно со времен античности пришло понятие «эвритмия» как гармоничного переживания бытия. С тех же времен сохранилось представление о музыканте как о своеобразном передаточном канале божественных идей. Новое звучание данная идея обрела уже в XX веке. Австрийский композитор А. Веберн, утверждавший, что искусство - это воплощение закономерностей универсума, творение природы в «особой форме человека», считал, что «эстетическое» - это проявление не столько человеческих законов красоты, сколько самих законов природы [2, с. 14].
Искусство - особая форма познания мироздания, познания, в котором присутствует эмоциональное переживание его ценности. В искусстве, считает В. Волошинов, впервые были интуитивно открыты закономерности мироздания; в искусстве «путем сердца» была угадана «эстетическая мощь симметрии» [3, с. 103]. Воплощенные в музыке нормы человеческого мышления носят универсальный характер. Заложенные в музыке, они ждут распредмечивания со стороны слушателя. Воспринимая музыку, слушатель на подсознательном уровне усваивает и их. В музыке закономерности мироздания познаются особым способом; они переживаются и откладываются в подсознании, оказывая незаметное, но сильное влияние на личность человека.
Музыка - царство образного мышления, которое важно для человека возможностью цельного восприятия действительности. Музыка на протяжении тысячелетий формировалась как искусство воспитания чувства, эмоциональной отзывчивости, как искусство, способствующее более тонкому и чуткому пониманию окружающего мира. Музыка учила человека понимать красоту мироздания, открывать в нем то, что неподвластно какому-либо иному способу познания. Обращение к музыке создает уникальные условия для формирования образно-чувственного восприятия. В музыке ярко проявляется сам принцип образного мышления, основанный на операциях, дающих возможность обобщения множества фактов и явлений. Вслушивание в музыку - это не просто эстетическое наслаждение, но и напряженный мыслительный процесс.
Общение с музыкой формирует не только образное мышление. Музыка насыщена и логическими закономерностями, благодаря которым она существует в качестве музыкального произведения - стройного и внутренне цельного явления. Асафьев Б. выдвинул идею, согласно которой на всех уровнях музыкального произведения действует формула развития, в само общем плане выражающая сущность мыслительного процесса - начало, развитие и завершение как итог двух предыдущих этапов. Таким образом, Б. Асафьев обратил внимание на то, что в музыке действует универсальный диалектический принцип «тезис - антитезис - синтез».
Влияние музыки на подсознание позволяет приводить в движение скрытые механизмы духовных сил человека, пробуждая в нем творческие импульсы. Активизация культурной памяти, позволяя привлечь неявное знание, отложившееся в тайниках подсознания, вводит человека в пространство культуры. Это позволяет музыке выступать в качестве мощного стимула творчества. Недаром А. Эйнштейн, сам бывший прекрасным скрипачом, видел в музыке импульс рождения новых научных идей. Проникновенность музыки рождает ситуацию сопричастности, когда она не просто звучит, но обращается к нам и, по словам Г. Гадамера «задевает нас», позволяя ощутить свою сопричастность бытию и, тем самым, открывая нам дорогу к его пониманию [4, с. 81].
Несмотря на то, что музыка - это стихия, неподвластная логике, в ней имеется своя особая логика, которую необходимо понять. Ницше Ф. верно заметил, что стихийность, дионисийское начало музыки органично сочетается в ней со стройно-логическим, аполлоновским началом. Сквозь стихийность в музыке просвечивает логическая мысль.
Логичность и пропорциональность музыкального произведения нашла отражение в той роли, которую играет математика в этом виде искусства. То, что музыке подвластны не только чувства, но и логика, было замечено давно. Стравинский И. отмечал, что «музыка гораздо ближе к математике, чем к литературе», что в ней присутствует нечто, составляющее аналог ма-
тематическому мышлению и математическим соотношениям» [5, с. 169]. Музыку и математику роднит высокая степень обобщенности отражения мира, абстрактность, удаленность от повседневности, наличие сложных соотношений, благодаря которым существует музыкальная форма. Возможно, по этой причине музыка с древности рассматривалась в качествеособого мира, законы которого экстраполируются на всю Вселенную. Не случайно на музыку долгое время смотрели как на математическую дисциплину. Так, в эпоху античности и в средневековье ее относили к математическим предметам как науку, имеющую в своей основе абстрактный характер, не связанный непосредственно с чувственным миром. В таком качестве музыка находилась рядом с арифметикой, геометрией и астрономией. Это позволяло трактовать музыку как «искусство, сущность которого составляет математическое знание, а не только покоящаяся на повседневности певческая практика» [6, с. 118].
Показателен тот факт, что физическая гармония как высшая целесообразность природного мира была впервые открыта античными мыслителями через акустическое совершенство, в красоте музыкальных звуков. Именно в музыке, пишет Бонфельд, была обнаружена «таинственная направляющая роль чисел в природе» [1, с. 14]. Данная традиция нашла свое продолжение в идее, которая воплотилась в капитальном труде И. Кеплера «Гармония мира». И хотя в последующие времена в первую очередь в музыке ценилась ее гуманитарная сторона, в XX веке взгляд на музыку какна хранилище математической информации, вновь стал актуальным. В разнообразных композиторских техниках проявилось внимание к технической стороне музыкальной организации, имевшей строго логическую и, нередко, математическую основу. Примечательно то, чтосоздатель одной из таких техник, додекафонии, А. Шенберг, свой характеризует свой метод сочинения по отношению к своим произведениям как «модус применения верно вычлененной формулы» [8, с. 71]. Характерным для современной музыки является использование ряда математических закономерностей в строении музыкальных произведений. Например, ряд Фибоначчи, который встречается в произведениях Стравинского, Бартока, Штокхаузена; ряд Люка, представленный в сочинениях Дебюсси, Губайдулиной. Есть примеры создания композиторами собственных числовых отношений и воплощения их в произведениях. Они, как правило, представляют собой числовые прогрессии, расположенные в определенном порядке. Композиторов привлекает при этом увлекательная игра для ума, создающая дополнительную сложность накладываемых условием задачи ограничений. Впрочем, решение математических задач для композитора - обычное явление при создании любых масштабных произведений. Тщательный расчет, который выявляется при анализе многих полифонических произведений, свидетельствует не только о художественном, но и математическом таланте их создателей.
Конечно, музыка не способна с идеальной точностью отразить математические закономерности, она является искусством, для которого нормой становится отступление от нормы. Да этого и не требуется. В искусстве, где важнее догадываться, чем знать, нужен лишь намек, остальное дополнит воображение слушателя.
Кирнарская Д. замечает, что, занимаясь музыкой, ребенок развивает и свои математические способности [7, с. 76]. Проводимые во всем мире исследования дали однозначный положительный ответ на вопрос, способствует ли музыка развитию мышления. Те дети, которые с раннего возраста занимаются музыкой, оказываются в более выгодном положении при изучении не только гуманитарных, но и точных наук. Музыка - удивительный источник не только радости, но и знания, которое помогает человеку в освоении самой разнообразной информации.
Искусство дает человеку ответы на вопросы, которые не в состоянии дать другие формы духовной деятельности. Нередко эти вопросы являются самыми главными в жизни человека. Заставляя человека чувствовать и размышлять, искусство оправдывает человеческое существование и придает жизни высшую целесообразность.
Список литературы:
1. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. - М.: Владос, 2001. - 224 с.
2. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. - М.: Музыка, 1975. - 320 с.
3. Волошинов А.В. Еще раз о математической традиции красоты // Вопросы философии. - 2008. - № 8. - С. 102-112.
4. Гадамер Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - 367 с.
5. Друскин М. Игорь Стравинский. - М. - Л.: Советский композитор, 1974. - 220 с.
6. Золтаи Д. Этос и аффект. - М.: Прогресс, 1977. - 371 с.
7. Кирнарская Д.К. Десять причин отдать ребенка в музыкальную школу // Музыкальная психология и психотерапия. - 2009. - № 6. - С. 75-78.
8. Соколов А.С. Введение в музыкальную композицию XX века. - М.: Владос, 2004. - 231 с.