Научная статья на тему 'Влияние музыки на формирование экологической культуры личности'

Влияние музыки на формирование экологической культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ / ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТЕСТ ВИЛЬЯМСА / КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ / КРЕАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Юлия Сергеевна

В статье анализируются вопросы формирования экологической культуры личности посредством музыки. В качестве проверки эффективности представленной работы проводится диагностика креативности на основании теста дивергентного (творческого) мышления Вильямса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние музыки на формирование экологической культуры личности»

Внеаудиторная работа «ДО» (в электронной среде) включает в себя изучение нового теоретического материала (база) и дополнительного (для мотивированных студентов, вовлеченных в проектно-исследовательскую деятельность), прохождение обучающих тестов (для закрепления изученного материала), входное тестирование по теме (так называемый допуск к аудиторному занятию) и выполнение некоторого проблемного задания, позволяющего глубже разобраться в материале.

В рамках аудиторной работы осуществляется контроль степени усвоения изученного самостоятельно материала (вопросы со стороны преподавателя, а также проблемные вопросы студентов преподавателю) и выполнение практических заданий по данной теме.

Внеаудиторная работа «ПОСЛЕ», организуемая также в рамках электронного курса, включает в себя выполнение домашнего задания, контрольное тестирование и обсуждение, как со стороны студентов, так и преподавателя, созданных и размещенных в курсе проектов.

Способ подачи учебного материала наряду с харизмой самого преподавателя играет значительную роль в вопросе мотивации студентов к обучению. Существующие ДОТ предоставляют широкий спектр инструментов, позволяющих грамотно выстроить предлагаемый к изучению материал, тем самым вовлекая студентов в учебный процесс.

Таким образом, именно сочетание классических методов аудиторной работы студентов с использованием современных информационных технологий позволяет получить максимальный эффект в организации учебного процесса.

Литература

1. Арабчикова Ю. И. Психолого-педагогические преимущества использования дистанционных образовательных технологий в высшей школе // Научный журнал, 2016. № 4 (5). С. 76 -78.

2. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня, 2014. № 8. С. 8-13.

3. Арабчикова Ю. И. Особенности организации контроля знаний студентов в электронных курсах, созданных на базе Moodle // Новая наука: проблемы и перспективы, 2016. № 3-2. С. 55-56.

Влияние музыки на формирование экологической культуры

личности Белова Ю. С.

Белова Юлия Сергеевна /Belova Yulia Sergeevna - педагог дополнительного образования, Станция юных натуралистов, г. Сургут

Аннотация: в статье анализируются вопросы формирования экологической культуры личности посредством музыки. В качестве проверки эффективности представленной работы проводится диагностика креативности на основании теста дивергентного (творческого) мышления Вильямса.

Ключевые слова: музыка, экологическая культура личности, нравственное развитие, музыкальное воспитание, диагностика креативности, дивергентное мышление, тест Вильямса, когнитивные факторы, дивергентное мышление, креативность.

Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше.

В своё время выдающийся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства [1, с. 37].

Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Посредством музыки воспитываются положительные качества личности, доброе отношение к природе родного края, эмоциональная отзывчивость [2, а 133]. Одним словом, музыка оказывает огромное влияние на формирование основ общей культуры человека. Взяв за основу высказывание Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, то вырастим человека с высокой культурой чувств, я поставила перед собой цель:

формирование у воспитанников экологической культуры (или иначе говоря, развитие у детей умения видеть красоту природы и формирование осознанно-правильного отношения к ней) посредством музыки.

Для достижения данной цели мною решались следующие задачи:

1. Обогащать представления детей о природном мире;

2. Воспитывать осознанно-бережное отношение к природе;

3. Развивать у детей чувственное восприятие красоты природы и эмоциональную отзывчивость;

4. Формировать творческое мышление.

В работе комплексно подхожу к организации непосредственной образовательной деятельности, включая продуктивную деятельность (рисование, лепку, аппликацию). Детям интересны экскурсии на свежем воздухе, например «Танец листьев», «Белый снег пушистый», «Вслед за снежинками», когда можно услышать шорох листвы, шум ветра, дружное чириканье воробьев, стук каблуков по асфальту и т.д., понаблюдать за поведением птиц, животных и тут же послушать в аудиозаписи соответствующую музыку и обсудить, как композитор передал данный образ или явление природы с помощью музыкальных выразительных и изобразительных средств [3, а 210].

В качестве проверки эффективности представленной работы была проведена диагностика креативности на основании теста дивергентного (творческого) мышления Вильямса. С помощью этого теста оцениваются как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики. Это один из лучших психодиагностических инструментов для диагностики креативности, так как тест Вильямса является надежным, удобным в проведении и предназначен для широкой возрастной группы [4, а 156].

Оценка когнитивных факторов дивергентного мышления (визуальный и вербальный стиль мышления) осуществлялась по следующим показателям:

1. Беглость — продуктивность.

2. Гибкость — изменение категорий рисунка (живое; механическое, предметное; символическое; видовое, жанровое).

3. Оригинальность.

4. Разработанность.

5. Название — богатство словарного запаса.

В обследовании приняло участие две группы по 12 человек, обучающихся по программам «Времена года», «Тропинками Югры».

В первой группе обучаются дети 7-8 лет, для диагностики мы использовали тест дивергентного (творческого) мышления, на который дети давали ответы в виде рисунков и подписей к ним. Результаты представлены в диаграмме 1-2.

76

Диаграмма 1. Начало года

Диаграмма 2. Конец года

У творческих личностей более развита беглость мышления, они работают быстро и продуктивно. В связи с этим, мы исследовали, насколько продуктивно дети выполняют предложенную работу.

Следующий показатель, который мы оценивали, касается гибкости мышления. Творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути, т.е. они изменяют категории рисунка.

По показателю «оригинальность», мы оценивали, где выполняется рисунок, т. к. менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т.е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

Оценивая разработанность рисунков, мы обращали внимание на то, где дополняющие детали создают асимметрию изображения.

Оценивая названия рисунков, мы обращали внимание на богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках.

Используя данные всех пяти показателей, мы вывели общий суммарный показатель креативности мышления. Таким образом, из диаграммы можно увидеть, что в конце года детей с творческим потенциалом среднего уровня стало на 25 % больше.

Во второй группе принимали участие дети 11-12 лет. Результаты представлены в диаграммах 3-4.

100

100 50 0

ОЭ Э

100

50

0 0

16,7 16;СБ;

25

33,3

0

8,3

Л° ¿У

/ / / / /

/

ниже среднего и средний п высокий

Диаграмма 3. Начало года (рисуночный тест)

100 80 60 40 20 0

100

ниже среднего средний I выше среднего

Диаграмма 4. Конец года (рисуночный тест)

Из диаграммы мы видим, что на начало и конец года результаты по показателям «беглость» и «гибкость» не изменились, все обучающиеся (100 %) имеют высокий уровень беглости мышления, т.е. работают быстро, с большой продуктивностью, а также у большинства детей гибкость мышления выше среднего уровня (83,3 %). Эти ребята способны выдвигать различные идеи, менять свою позицию и по-новому смотреть на вещи. Их рисунки отличаются разнообразной тематикой и касаются разных сфер жизни.

Используя данные всех пяти показателей, мы вывели общий суммарный показатель креативности мышления. Таким образом, из диаграммы можно увидеть, что в конце года детей с уровнем креативности ниже среднего стало на 25 % меньше [5, а 255].

Вывод. Таким образом, подведя итоги диагностики первой группы, обучающихся по программе «Времена года», можно отметить, что на конец года произошло увеличение показателей визуального стиля мышления: беглости, гибкости, оригинальности и разработанности. Т.е. больше детей стало продуктивнее работать, выдвигать различные идеи, проявлять оригинальность и сложность в изображении. Однако вербальное мышление у всех ребят на низком уровне, пока они не могут искусно и остроумно использовать языковые средства и имеют низкий словарный запас.

Анализируя итоги диагностики второй группы, обучающихся по программе «Тропинками Югры», можно также отметить, что на конец года произошло увеличение показателей визуального стиля мышления: беглости, гибкости, оригинальности и разработанности. Однако, как и в первой группе, вербальное мышление у всех ребят на низком уровне.

Обобщая работу по теме «Влияние музыки на формирование экологической культуры личности» можно сказать, что моя деятельность на данном этапе привела к тому, что у детей вырос познавательный интерес к миру природы, они проявляют желание сохранять природу. Это показывают результаты диагностики. Дети стали

более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности.

Литература

1. Азаров Ю. П. Тайны педагогического мастерства: учеб. пособие / Ю. П. Азаров; Моск. психолого-социал. ин-т. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. 431 с.

2. Истратова О. Н. Большая книга детского психолога / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 568 с.

3. Курносова С. А. Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников / С. А. Курносова; Камч. гос. ун-т им. Витуса Беринга. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ им. Витуса Беринга, 2007. 237 с.

4. Хомерики О. Г. Образование, наука, культура в глобальном информационном пространстве / О. Г. Хомерики; Ин-т инновационной деятельности в образовании. М.: Перспектива, 2008. 379 с.

5. Янушкявичене О. Л.Реформа образования и развитие мышления ребенка в начальной школе / О. Л. Янушкявичене // Педагогика, 2013. № 8. С. 63-66. Библиогр. с. 66.

Регион как объект изучения, отражаемый в национально-региональном компоненте содержания общего специального образования Шишова А. С.

Шишова Анастасия Сергеевна / БЫзЬспа Anastasiya Sergeevna - заместитель директора по административно-хозяйственной работе,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 31, г. Архангельск

Аннотация: в статье рассматриваются базисный учебный план, автор которого И. М. Бгажнокова, что отражает национально-региональный компонент, каковы подходы к разработке национально-регионального компонента и способы реализации национально-регионального компонента содержания школьного образования. Ключевые слова: учебный план, национально-региональный компонент, подходы к разработке национально-регионального компонента.

Базисный учебный план школы - вещь, с одной стороны, очевидная и стабильная, а с другой - предоставляет школе определенные возможности для маневра. И задача школьной администрации в том, чтобы правильно распорядиться этими возможностями и наметить линию, по которой и будет развиваться образовательное пространство ОУ.

Основой для разработки базисного учебного плана конкретного образовательного учреждения, где учитывается его специфика и условия функционирования, является федеральный или региональный базисный учебный план.

Федеральный компонент: обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения; создает условия для развития учащихся, овладения выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.