Научная статья на тему 'Музыкальная одаренность школьников'

Музыкальная одаренность школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТ / КРЕАТИВНОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лосева Светлана Николаевна

Исходя из представления автора о структуре музыкальной одаренности как интегральном образовании, в статье излагаются и обсуждаются результаты эмпирического исследования музыкальной одаренности в процессе вокально-хоровой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Музыкальная одаренность школьников»

Далее рассмотрим результаты уровня развития личностных творческих характеристик школьниц 10-11 и 12-13 лет. В исследовании самооценки творческих характеристик личности школьниц 10-11 лет показатели в основном соответствуют норме, а у школьниц 12-13 лет - низкому уровню. У школьниц 12-13 лет показатели личностных творческих характеристик 2005/06 учебного года статистически достоверно превышают уровень показателей 2006/07 учебного года по фактору воображение (1=6,355, при р < 0,001). Показатели по фактору воображение, полученные по опроснику личностных творческих характеристик, подтверждаются статистически значимыми различиями в интенсивности сдвига показателей в этот период обучения (1=2,757, при р < 0,01). Эти показатели свидетельствуют о личностном проявлении школьниц и отмечают снижение уровня оценки своих творческих возможностей.

В процессе лонгитюдного исследования произошли изменения в развитии духовной сферы школьниц 8-9, 10-11 и 12-13 лет. У школьниц 8-9 лет отмечается тенденция к повышению показателей в период обучения с 2005/06 по 2006/07 по фактору А (доброта / обособленность), то есть повысилась общительность, эмоциональность.

Снижение показателей в данной группе обнаружено в период обучения с 2005/06 по 2006/07 учебный год по факторам О (высокая совестливость / недобросовестность), I (мягкосердечность / жестокость), что говорит о проявлении капризности, эмоциональной импульсивности; с 2006/07 по 2007/08 учебный год по фактору А (доброта / обособленность), что свидетельствует о появлении скрытности и подозрительности. В дайной возрастной группе в процессе лонгитюдного исследования статистически достоверных различий не обнаружено.

У школьниц 10-11 лет в процессе вокально-хоровой деятельности в период с 2005 по 2008 учебный год выявлен однородный профиль со средними статистическими значениями. У музыкально одаренных школьниц 12-13 лет с 2006/07 по 2007/08 учебный год обнаружено понижение показателей по фактору О (высокая совестливость / недобросовестность; 1=2,986, при р < 0,05), то есть в этот возрастной период школьницам свойственна расслабленность, непостоянство и склонность к легкомыслию. Определяя устойчивость и изменчивость особенностей музыкально одаренных школьниц в развитии духовности, можно отметить изменения, происходящие в системе ценностей и мотивов подростков. Общее снижение показателей работоспособности, темпа интеллектуального развития и интереса к обучению - это тот перечень, который составляет «негативную» фазу школьниц 12-13 лет.

Достоверность распределения испытуемых по показателям уровня развития музыкальной, познавательной, духовной сфер музыкально одаренных школьниц общеобразовательной школы № 7 на разных периодах обучения изучалась с применением х2-критерия Пирсона. Данные свидетельствуют, что распределение показателей, отражающих уровень развития компонен-

МУЗЫКАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

тов музыкальной одаренности в период с 2005 по 2008 гг,3 статистически достоверно отличается.

Так, сравнение процентных распределений показало значимые отличия у музыкально одаренных школьниц 8-9 лет по интеллектуальному развитию (х2 = 10,714, р = 0,03); оригинальности мышления (х2= 10,447, р-0,03), разработанности (х2= 15,683, р=0,003) и общему суммарному показателю в тесте творческого мышления (х2=9,462, р=0,051); по воображению (х7 = 15, 72, р = 0,003), любознательности (.х2 = 17,409, р - 0,002), рискованности (х2 = 11,367, р = 0,023), сложности (х2 = 13,826, р = 0,008) и общему суммарному показателю в тесте самооценки творческих характеристик личности (х2 = 36,307, р < 0,001).

В группе музыкально одаренных школьниц 10-11 лет сравнение процентных распределений показало значимые отличия по интеллектуальному развитию (х2 = 14,304, р = 0,006); по оригинальности мышления (х2 = 13,033, р = 0,011), разработанности (,х2 = 15,437, р = 0,004) и общему суммарному показателю в тесте творческого мышления (х2 = 11,552, р = 0,004); по воображению (х2 = 16,45, р = 0,002), любознательности (г* = 14,558, р = 0,006), рискованности (.х2 = 11,117, р = 0,025) и общему суммарному показателю в тесте самооценки творческих характеристик личности (х2 = 39,056, р < 0,001).

В группе музыкально одаренных школьниц 12-13 лет сравнение процентных распределений показало значимые отличия по интеллектуальному развитию (х2 = 11,630, р = 0,002); по разработанности рисунков в тесте творческого мышления (х2 = 15,819, р — 0,003); по воображению (х2 - 28,938, р < 0,001), любознательности (х-7 — 15,588, р = 0,004), рискованности (х2 = 10,437, р = 0,034), сложности (х2 ~ 20,247, р < 0,001) и общему суммарному показателю в тесте самооценки творческих характеристик личности (х2 = 28,276, р < 0,001).

Таким образом, полученные данные в лонгитюдном исследовании продемонстрировали устойчивость развития музыкальности как системообразующего структурного компонента и духовности, изменчивость в развитии интеллекта, креативности. Программа лонгитюдного исследования, специально ориентированная на возможности и потребности музыкально одаренных школьников, позволяет создать более благоприятные условия для индивидуализации обучения и для развития одаренности каждого.

Библиографический список

1. Денисов, А. Ф. Интеллектуальный тест Р. Кеттелла. Диагностика культурно-независимого интеллекта (методическое руководство) [Текст] / А. Ф. Денисов, Е. Д. Дорофеев. - СПб.: ГП «ИМАТОН», 2003. - 32 с.

2. Кирнарская, Д. К. Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности [Текст]: дисс. ... д-ра психол. наук. / Д. К. Кирнарская. - М., 2006, -373 с.

3. Ларионова, Л. И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития [Текст]: дисс. ... д-ра психол. наук. / Л. И. Ларионова. - Иркутск, 2002. -420 с.

4. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007. - 128 с.

5. Ригина, Г. С. Музыка: Обучение. Творческое развитие. Воспитание [Текст]: программа для 4-летней начальной школы. Система Л. В. Занкова. / Г. С. Ригина, - Самара: Корпорация «Федоров», Учебная литература. 2002, - 32 с.

6. Рукавишников, А. А. Факторный личностный опросник Кеттелла [Текст]: методическое руководство. / А. А, Рукавишников. - СПб.: ИМАТОН, 2006. -96 с.

7. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей, [Текст] / К. В. Тарасова. - М., 1988. - 176 с.

8. Теплое, Б. М. Психология музыкальных способностей. [Текст] / Б. М. Теплов. - М.: Наука, 2003. - 379 с.

9. Туник, Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса, [Текст] / Е. Е. Туник. - СПб.: Речь, 2003. - 96 с.

Ю.Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. [Текст] / Н. Б. Шумакова. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 336 с.

УДК 155,4

Чернышева Эльвира Петровна

Кандидат философских на)>к, доцент кафедры психологии развития личности ГОУВЛО «Магнитогорский государственный университет», [email protected], Магнитогорск

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ КРЕАТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Chernyshova Alvira Petrovna

Candidate ofPhilosophical Science, the docent of the Chair ofpsychology development personality of Magnitogorsk State University, [email protected], Magnitogorsk

DIRECTION CREATIVITY PROBLEM IN PSYCHO-PEDAGOGICAL INVESTIGATIONS

В Концепций Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. определено, что обеспечение устойчивого экономического роста страны зависит от образования [6]. Программа ставит основную стратегическую цель, связанную с обеспечением условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном обучении и воспитании путем создания новых институциональных механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и её содержания, 186

_К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ КРЕАТИВНОСТИ ..._

развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ. Стратегическими задачами Федеральной целевой программы развития образования и национального проекта «Образование» являются: совершенствование содержания и технологий, развитие системы обеспечения качества образовательных услуг, повышение эффективности управления в системе образования, совершенствование рефлексивных механизмов в сфере индивидуального развития личности и раскрытия потенциала каждого.

В данном контексте, на наш взгляд, особо остро встает социальный заказ на креативную личность. Необходимость способствовать развитию креативности личности во всем ее богатстве и разнообразии становится одной из наиболее важных задач системы образования и воспитания. Безусловно, практическая необходимость и очевидная актуальность данной проблемы определяют потребность теоретического изучения психолого-педагогических аспектов креативности.

Анализ научных исследований по проблеме креативности позволяет констатировать, что «креативность» не является предметом какой-либо одной отрасли научных знаний: на современном этапе развития науки проблема креативности является междисциплинарной. Проблема креативности, реализации творческих качеств личности привлекает к себе внимание исследователей разных школ и направлений на протяжении длительного времени развития научных знаний.

Исследованием различных ее аспектов занимаются философы, социологи, психологи, педагоги и др. При этом, в разных областях научного знания на первый план выходят различные аспекты проблемы. Креативность - понятие многогранное. До сих пор не существует общепризнанного его толкования. Это объясняется теоретическими позициями ученых, по-разному трактующих идентичные явления и категории. Мы в своей работе сделали попытку структурировать систему взглядов ученых психологов и педагогов на проблему креативности.

Известно, в современной психологии все чаще декларируется принцип гуманизации в развитии личности. Приоритетным признается направленность на креативность личности. Теоретические предпосылки для изучения природы креативности, возможностей ее развития и диагностики были созданы благодаря успехам возрастной, дифференциальной, педагогической, генетической психологии, психологии развития, психологии личности и психологии творчества.

Первый цикл исследований, в которых креативность рассматривалась как самостоятельная психологическая характеристика, был проведен Дж. Гилфордом. Дж. Гилфорд ввел понятие креативности, рассматривая конвергентное и дивергентное мышление. Дивергентное мышление проявляется тогда, когда идея только определена, но не раскрыта и еще нет пути ее решения. Такие факторы, как беглость, гибкость и оригинальность, Дж. Гилфорд выделил как основные в дивергентном мышлении, которое является важным элементом творческой деятельности.

Наиболее ценным качеством творческой личности, по мнению Дж. Гилфорда, является способность к дивергентному мышлению, то есть способность давать неожиданные, неконформистские отклики на стандартизированные тесты способностей. В отличие от дивергентного (творческого, конструктивного), конвергентное (осторожное, репродуктивное, нетворческое) мышление актуализируется в том случае, когда человеку на основе множества условий задачи необходимо найти единственно верное решение. В креативном процессе же присутствует как дивергентная, так и конвергентная составляющая мышления. Таким образом, Гилфорд определяет креативность как особый тип интеллектуальной способности [8].

Направление исследований, начатое Дж. Гилфордом, последовательно продолжено Е. П. Торренсом. В основе его работ лежит предположение о том, что процессы, относящиеся к решению проблемной ситуации - от обнаружения проблемы до ее решения - имеют прямое отношение к креативности. Е. П. Торренс определил креативность как процесс появления чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний; определения этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; наконец, формулирования и сообщения результата решения [5, с. 58-96].

Креативность тесно связана с понятиями: творчество, творческий потенциал, творческая интеллектуальная активность.

В исихолого-педагогической литературе существуют различные подходы в трактовке понятия «креативность». Если анализировать различные исследования по проблеме креативности в целом, то «креативность» понимается как:

- особый тип интеллектуальной способности, творческий стиль деятельности. как результат творческих достижений личности (Дж. Гилфорд, Е. Г. Оглетри и Ф. Юлак, Ю. Фостер и др.);

- свойство или комплексную характеристику личности (М. С. Бернштейн, Я. А. Пономорев, К. Роджерс, Р. Е. Гафель и др.). Так, в настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего креативную личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов творческого мышления (А. В. Брушлинский);

- особенность интеллекта или высший уровень интеллектуальной активности мышления (Д. Б. Богоявленская, Л. Б. Ермолаева-Томина, О. К. Тихомиров),

В психологических исследованиях креативность определяется как пот-ребностно-преобразовательное отношение личности к действительности, которое реализуется при активном взаимодействии с объектом окружающего мира и проявляется как интегральная личностная категория.

Термином «креативность» обозначается комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ КРЕАТИВНОСТИ ...

выдвижению проблем, нешаблонному их решению, генерированию большого количества оригинальных идей.

В исследовании креативности были выделены общие личностные черты. К ним относятся: оригинальность мышления, воображение, интуиция, эмпа-тийность, самонадеянность, агрессивность, самодовольство, непризнание социальных ограничений.

Креативность рассматривается исследователями и как личностная категория. Подчеркивается связь креативности, творческого потенциала и индивидуальности (Н. Ф. Вишнякова). Креативность трактуется как продуктивная динамическая структура личности в совокупности творческого потенциала, склонностей и способностей, выражающихся в творческой индивидуальности. Креативность - многостороннее явление интегративного характера, определяющее не только объективно-субъективные перспективы развития творческой индивидуальности, но и обеспечивающее функционирование продуктивно-созидательного процесса внутри личности, преобразование и ее самореализацию.

Мы склонны рассматривать креативность как единство личностной категории, креативного процесса и креативного продукта. Но прежде чем рассматривать креативность как единство личностной категории, креативного процесса и креативного продукта сопоставим понятия «творчество» и «деятельность». Бесспорно, эти понятия взаимосвязаны. Так, многие исследователи указывают на взаимовлияние творчества и деятельности личности (Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач, И. П. Калошина, Б. С. Мейлах, А. Ф. Эсаулов и др.). В психолого-педагогических исследованиях часто анализируются вопросы соотношения знаний и творческих действий, подчеркивается. что необходимость в творческом вариативном мышлении возникает тогда, когда человек сталкивается с новыми условиями как практических, так и интеллектуальных действий (Л. Б. Бартенева, Т. К. Бодеева, Н. Л. Гиндилис, Д. А. Журавлев, В. С. Каменский, М. Г. Струве, А. Ф. Щепогин и др.).

В педагогике накоплен материал о возможностях и условиях эффективного формирования творческого мышления, действий и умений в процессе преподавания различных дисциплин (Р. Е. Андронова, С. И. Вульфсон, А. Н. Евтушенко, Т. В. Колесниченко, В. К. Ясницкая и др.).

В исследованиях ученых так же указывается—всякое человеческое творчество может рассматриваться как деятельность, однако не всякая деятельность является творчеством. Творческая деятельность - деятельность, созидающая в противовес деятельности репродуктивной, направленной на воспроизводство уже имевшихся в прежнем опыте продуктов [4].

Способность к творчеству, творческой деятельности присуща человеку от природы. Но в процессе развития личности ее филогенетическая программа не всегда может развернуться. Важнейшей предпосылкой к этому является деятельность.

Некоторые исследователи определяют деятельность как специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содер-

жание которой составляет целесообразное изменение и преобразование. В аспекте нашего исследования, наиболее заслуживает внимания системно-структурная модель М. С. Кагана [3]. В соответствии с ней необходимо для осуществления преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентаци-онной и коммуникативной деятельности по отношению к т ворчеству, чтобы в потенциале человека (гносеологическом, аксиологическом, познавательном, коммуникативном) были сформирован и развит творческий потенциал личности, который составляют в совокупности творческо-гносеологичес-кий, творческо-аксиологический, творческо-познавательный и творческо-коммуникативный потенциалы.

На наш взгляд, необходимо так же остановиться на рассмотрении креативности как личностной категории, которая является доминирующей и полифункциональной. В психологической литературе выделяют следующие признаки креативности как личностной категории: интеллектуально-творческая инициатива, широта категоризации, беглость, гибкость и оригинальность мышления, динамизм как механизм творческого развития.

Итак, одним из признаков креативности является творческая инициатива. Творческая инициатива-личностное проявление субъективно-активного отношения к определенной творческой деятельности, превышающее объективно требуемое, выражающееся в желании сделать не только больше, но и лучше всех.

Отметим, что важной характеристикой креативности является творческая активность. Выступая как мотив поведения деятельности, творческая активность опредмечивается в объекте и реализуется в нем. Творческая активность — это своеобразное психическое состояние, выражающееся в готовности, открытости и высокой мотивации создавать новый продукт. В ходе развития направленность и мотивы творческой активности преобразуются, подчеркивается ненасыщаемость мотивации. Творческая активность характерна только для активно-поисковой деятельности.

Несомненно, креативность является отличительной чертой истинно творческой личности. Она рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных творческих способностей, в том числе и творческого потенциала. От творческого потенциала зависит уровень креативной самореализации и саморазвития. Понятие «творческий потенциал личности» рассматривается в работах Б. Г. Ананьева, Т. И. Артемьева, М. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна и др. В данных работах человек характеризуется не только в реальном функционировании, но и в потенциальном проектировании и перспективности. Динамика и развитие креативности выступают как диалектический процесс перехода потенциального в актуальное. Известно также, что творческий потенциал включает комплекс креативных способностей, проявляющихся и развивающихся в творческой деятельности, а также комплекс психических новообразований личности на протяжении ее возрастного созревания.

Как отмечалось выше, среди признаков креативности как личностной категории психологами выделяются беглость, гибкость и оригинальность 190

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.