Влияние муниципальных программ на социальное развитие сельских территорий
Омской области
Impact of municipal programs on social development of rural territories of Omsk region
Ь Л МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
УДК 336.14:334.724.2 DOI 10.24411/2413-046X-2020-10397
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Омской области в рамках научного проекта «Исследование системы показателей уровня и
качества жизни сельского населения, позволяющей оценивать результаты социального развития сельских территорий Омской области», проект № 18-410-550024р_а Блинов Олег Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой,Омский государственный аграрный университет, г. Омск
Баетова Динар Рахметуловна, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный аграрный университет, г. Омск
Blinov O.A., [email protected]
Baetova D.R., [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается социальное развитие сельских территорий через призму эффектов реализации муниципальных программ развития районов Омской области. Исследование проводилось по 32 муниципальным районам Омской области и 370 сельским поселениям с использованием данных статистики и опросных листов, что позволило классифицировать муниципальные районы по уровню социального развития. Одним из факторов, оказывающим влияние на уровень социального развития является реализация муниципальных программ, мероприятия которых направлены на развитие отдельных аспектов социального развития. Однако наличие бюджетного финансирования
и реализация мероприятий муниципальных программ показали разные эффекты на различных сельских территориях Омской области.
Summary. The article considers the social development of rural territories through the prism of the effects of the implementation of municipal development programs in the Omsk region. The study was conducted for 32 municipal districts of the Omsk region and 370 rural settlements using statistical data and questionnaires, which allowed classifying municipal districts by level of social development. One of the factors influencing the level of social development is the implementation of municipal programs, whose activities are aimed at developing certain aspects of social development. However, the availability of budget funding and the implementation of municipal programs have shown different effects in different rural areas of the Omsk region. Ключевые слова: сельские территории, социальное развитие, муниципальные программы развития, уровень жизни населения.
Keywords: rural territories, social development, municipal development programs, living standards of the population.
Введение. При планировании экономических преобразований социальное развитие рассматривается как следствие достижений экономики. Данная ситуация более справедлива на территории городских агломераций. Сельские территории в силу своих особенностей должны рассматривать социальное развитие как неотъемлемое и необходимое условие экономического развития и роста валового продукта любого региона [1]. В связи этим нормативные документы, определяющие стратегию социально-экономического развития, включают в себя вопросы социального развития сельских территорий [2], [3], [4]. Качество жизни сельского населения является тем фактором, который способствует удержанию населения на сельских территориях, а также привлечению новых высококвалифицированных специалистов. [5] В настоящее время в Омской области наблюдается значительный отток сельского населения, которое подтверждается данными статистики. При этом в каждом сельском поселении, муниципальном районе разрабатываются, реализуются с использованием бюджетных денег программы муниципального развития, направленные на создание благоприятных условий для проживания и осуществления трудовой деятельности. Поэтому проведение исследований в области оценки уровня и качества жизни, а также оценки эффективности существующих мероприятий в сфере социального развития сельских территорий является актуальным.
Методы и методология проведения исследования. Для исследования уровня и качества жизни сельского населения для оценки социального развития сельских
территорий Омской области анализировались такие показатели как уровень благосостояния населения, уровень социальной обеспеченности, наличие и динамика трудовых ресурсов. В работе применены общенаучные методы (обобщение, абстрагирование, сравнительное сопоставление, анализ, синтез и др.). При проведении исследований и анализа рассматриваемых процессов и явлений использовались частные методические средства экономических разработок: монографический, экономико-статистические группировки, социологический опрос, контент-анализ.
Исследование проводилось по 32 муниципальным районам Омской области и 370 сельским поселениям с использованием данных статистики и опросных листов.
Ход исследования: Для реализации задач исследования, на первом его этапе был разработан перечень показателей, которые отражают уровень и качества жизни сельского населения для оценки социального развития сельских территорий. Значения части показателей были отражены в данных муниципальной статистики. Также для получения показателей был разработан опросный лист, предназначенный для руководителя администрации сельского поселения. Также проводился анализ муниципальных программ районов Омской области, в подпрограммах которых затрагивались вопросы социального развития сельских территорий и повышения уровня и качества жизни сельского населения.
Результаты и обсуждение. По итогам изучения показателей уровня и качества жизни сельского населения были получены следующие результаты.
По уровню заработной платы из 32 сельских районов только в 12 отмечается позитивная тенденция изменения уровня заработной платы населения. При этом необходимо отметить изменение структуры денежных доходов населения: снизилась доля оплаты труда, увеличились доли социальных выплат, доходов от предпринимательской деятельности и доходов от собственности. Данная динамика в структуре денежных доходов сельского населения повысила неравномерность в распределении доходов в целом.
Высокий уровень расходов местного бюджета на социальную сферу при увеличении общих расходов наблюдается в 16 муниципальных районах региона. В отдельных районах (Большереченский, Калачинский, Тарский) наблюдается рост доли расходов бюджета на социальную сферу при сопровождающемся снижении общей суммы расходов бюджета. Остальные муниципальные районы Омской области показывают отрицательную динамику бюджетных расходов на социальную сферу.
Из 378 сельских поселений в Омской области полностью газифицировано только 31, при этом в каждом районе области есть негазифицированные сельские поселения. Из 32 сельских районов в 13 отмечается положительная тенденция по уровню газификации, что свидетельствует о том, что в районах проводятся мероприятия в данной сфере в соответствии с подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий»
За анализируемый период протяженность сетей центрального отопления уменьшилась на 46601 метр. Наибольшее снижение отмечено в Таврическом муниципальном районе.
Наибольшее количество сельских поселений без центрального водоснабжения отмечено в Тюкалинском районе. Знаменский район является единственным муниципальным районом Омской области, в котором почти во всех населенных пунктах (кроме Шуховского сельского поселения) отмечается рост протяженности водопроводной сети.
В рамках развития социально-культурной сферы в течение года была приостановлена деятельность 15 библиотек в 7 муниципальных районах Омской области. Из 378 сельских поселений имеет учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов в том или ином виде лишь 19 поселений.
Естественная убыль населения наблюдается в 28 районах Омской области и 265 сельских поселениях, а миграционную убыль показывают практически все районы Омской области. В 97% районах и 90% сельских поселениях наблюдается миграционная убыль населения, максимально до 15% населения района в год эмигрирует на другие территории. При этом уровень безработицы по сельским поселениям Омской области принимает значения до 80%. Для Омского района, в котором отмечается наилучшая ситуация по трудовым ресурсам, характерна естественная убыль населения, а также незначительная миграционная убыль населения, что не оказало влияния на рост трудоактивного населения. В 62,5% районах и 44% сельских поселениях происходит сокращение трудоактивного населения, что свидетельствует о неравномерности данного процесса и наличии миграции между поселениями.
Результаты рейтинговой оценки показателей по муниципальным районам Омской области представлены на рисунке 1. В соответствии с проведенным анализом ни один муниципальный район Омской области не вошел в классификационную группу с высоким уровнем жизни сельского населения (таблица 1).
Рис.1 Сумма баллов рейтинговой оценки муниципальных районов Омской области, сформированных на основании разработанной системы показателей уровня и качества жизни сельского населения
Таблица 1 . Распределение муниципальных районов Омской области по уровню жизни сельского населения
Классификационная группа Наименование муниципального района
Средний Азовский немецкий национальный, Бо льшетеов ский. Г о рьк о в ский = Знаменский, Любинский, Марьянов ский: Новое аршав ский: Омский, Тарский, Тюкалинский, ТТТ ер б акуль ский
Низкий Большереченский: Иситькульский, Калачинский, Коло сов ский: Кормил ов ский: Кр>тинский: Мо скаленский, Муро^ев ский: Называевский, Нижнеомский: Одесский, Оконешниковский, Павлоград ский. Полтавский. Ру сско -Полянский. Саргатский. Т ав рич е ский = Т ев риз ский Усть -Ипшм ский = Ч ер л ак ский
Как ранее отмечалось, в каждом муниципальном районе Омской области существуют муниципальные программы развития. Наличие таких программ является условием выделения бюджетных средств вышестоящих бюджетов для реализации мероприятий развития сельских территорий на условиях софинансирования.[6] В большинстве муниципальных районах программы действовали по 2020 год и сформулированы по одному образцу:
- Муниципальная программа социально-культурного развития К-ого муниципального района Омской области;
- Муниципальная программа развития экономического потенциала К-ого муниципального района Омской области.
При этом необходимо отметить, что большинство муниципальных программ были одинаковыми и по перечню подпрограмм. Только в 4 муниципальных районах содержание муниципальных программ отражало особенности развития районов (таблица 2).
Таблица 2. Муниципальные программы развития отдельных районов Омской
ооластн
Муки пил ал ьный район Мукиципальиая программа Подпрограммы му ниципальной программы
а 1 1 2 X Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продушин сыри н продовольствия
Обеспечение качественными услугами транспортной системы и сферы жилишио-коммунальиого комплекса
Молодежная полнтга-а Ра питие спорта и физической 1\льп-ры
Культура
Развитие образованна Развитие системы дошкольного, обшего и дополнительного образования детей
Обеспечение реализации развития дошкольного, обшего и дополнительного образования детей
Организация отдыха детей в подростков в каникулярное время
ас X И и 1 я Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры
Развитие социально-культурной сферы Развитие культуры
Развитие системы образования
Развитие физической культуры н спорта и реализация мероприятий • сфере молодежной политики
Совершенствование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан
<х -1 X щ г ч Развитие социально-ку льтурной сферы Развитие системы образования
Развитие отрасли «Культура»
Новое поколение
Развитие физической культуры и спорта
Семья и демография
Доступная среда
Развитие кадрового потенциала
Социальное обеспечение населения
Создание условий хля обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилншио-коммунальными услугами Развитие жилищного строительства
Развитие жилншио-коммунального комплекса
Организация транспортного обслуживания населения и обеспечение устойчивого, надежного, безопасного функционирования пассажирского транспорта
12 5 9 - н Жилищное строительство, развитие инфраструктуры и коммунального комплекса, обеспечение безопасности населения Развитие жилищного строительства
Развитие систем коммунальной инфраструктуры
Модернизация и развитие автомобильных дорог
Развитие экономического потенциала и конкуренции поддержка малого и среднего предпринимательства Развитие малого и среднего предпринимательства
Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Развитие малых форм хозяйствования
Развитие кадрового потенциала и информационное обеспечение агропромышленного комплекса
Повышение качества жизни сельского населения
Охрана окружающей среды
Развитие подотрасли растениеводства, переработки н реализации продукции растениеводства
Развитие культуры Развитие приоритетных направлений в реализации культурной политихи
Обеспечение условий реализации программы для укрепления единого ку льтурного пространства
Развитие рынка труда, социальная поддержка населения и профилактика правонарушений Старшее поколение
Доступная среда
Улу чшение демографической ситуации, положения женшии. сез<ьи и детей
Содействие занятости населения
Развитие физической культуры и спорта. реализация мероприятий в сфере молодежной политика Развитие массовой физической культуры и спорта
Создание условий для успешной самореализации молодежи
Развитие образования Развитие дошкольного, обшего образования и дополнительного образования детей
Обеспечение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Но только Любинский муниципальный район из представленных наблюдается в группе со средним уровнем жизни сельского населения.
Часть использованных в исследовании показателей предоставляются в форме статистической отчетности МО-1 и публикуются на сайте Омскстата. Таким образом, данные показатели находятся в свободном доступе и должны были бы учитываться при корректировке и реализации муниципальных программ [7], однако проведенное исследование свидетельствует об обратном.
Рассмотрим, как повлияла реализация муниципальных программ и мероприятий по муниципальным районам с низким уровнем развития.
Большереченский муниципальный район демонстрирует низкий уровень и кризисный уровень по показателям «уровень заработной платы», «наличие организаций культуры», «естественный прирост», «уровень безработицы», «уровень газификации», «ввод жилых домов» и «коэффициент эффективности миграции». Таким образом, эффективность реализации муниципальных программ оценивается недостаточной, т.к. при выделении бюджетных средств и проведении мероприятий по подпрограммам «Развитие культуры Большереченского муниципального района до 2020 года», «Занятость населения Большереченского муниципального района до 2020 года» муниципальной программы «Развитие социально-культурной сферы Большереченского муниципального района до 2020 года» ситуация либо не меняется, либо ухудшается. Аналогично проведение мероприятий и выделение бюджетных средств на реализацию подпрограмм «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Большереченского муниципального района (2014-2020 годы)», «Развитие малого и среднего предпринимательства в Большереченском муниципальном районе Омской области 2014-2020 годы», «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами в Большереченском муниципальном районе Омской области» (2014-2020 годы)» не позволило достичь положительной динамики по уровню заработной платы, уровню газификации и вводу жилых домов. По совокупности негативных факторов наблюдается естественная убыль и миграционная убыль населения. Также необходимо отметить, что в новых муниципальных программах принципиальных изменений не наблюдается.
Исилькульский муниципальный район демонстрирует низкий уровень и кризисный уровень по показателям «уровень заработной платы», «расходы бюджета на социальную сферу», «наличие организаций культуры», «уровень безработицы» и «коэффициент эффективности миграции». При наличии муниципальной программы «Развитие сельского
хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Исилькульского муниципального района (2014 - 2020 годы)» и подпрограммой «Поддержка малых форм хозяйствования» при выделении бюджетных средств и проведении мероприятий уровень заработной платы и уровень безработицы остаются в группе с низким уровнем. При выделении бюджетных средств и проведении мероприятий по муниципальным программам «Молодежная политика. Развитие спорта и физической культуры на 2014-2020 годы», «Развитие образования Исилькульского муниципального района», «Культура Исилькульского муниципального района Омской области на 2014-2020 годы» по расходам бюджета на социальную сферу район находится в группе с низким уровнем, что при наличии данных муниципальных программ свидетельствует о низком их финансировании за анализируемый период. В связи с этим недостаточное количество организаций культуры в районе указывает на низкую эффективность данных муниципальных программ. Однако Исилькульский район один из немногих районов, демонстрирующих естественный прирост населения на фоне миграционной убыли.
Кормиловский муниципальный район демонстрирует низкий уровень и кризисный уровень по показателям «расходы бюджета на социальную сферу», «наличие организаций культуры», «естественный прирост», «уровень безработицы», «уровень газификации», «ввод жилых домов» и «коэффициент эффективности миграции». При выделении бюджетных средств и проведении мероприятий:
- по подпрограмме «Развитие культуры в Кормиловском муниципальном районе» муниципальной программы «Развитие социально-культурной сферы Кормиловского муниципального района на 2014-2019 годы» наличие организаций культуры является недостаточным;
- по подпрограмме «Обеспечение граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами» муниципальной программы «Развитие экономического потенциала Кормиловского муниципального района на 2014-2019 годы» муниципальный район по показателю «ввод жилых домов» находится в группе с низким уровнем;
- по подпрограмме «Содействие занятости населения Кормиловского муниципального района» муниципальной программы «Развитие экономического потенциала Кормиловского муниципального района на 2014-2019 годы» уровень безработицы по поселениям варьируется от 2% до 30%.
Таким образом, реализация данных подпрограмм не позволила району значительно улучшить ситуацию в данных вопросах. Сокращение расходов бюджета на социальную сферу при наличии муниципальной программы «Развитие социально-культурной сферы Кормиловского муниципального района на 2014-2019 годы» свидетельствует о фактически досрочном её завершении. С другой стороны, наличие в районе крупных предприятий АПК увеличило уровень заработной платы. Необходимо отметить, что в Кормиловском муниципальном районе была принята программа «Жилищное строительство. Развитие коммунальной и транспортной инфраструктуры Кормиловского муниципального района на 2021-2026 годы» с подпрограммами «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильём» и «Комплексное развитие системы коммунальной инфраструктуры», которые возможно будут способствовать улучшению ситуации по вводу жилых домов в эксплуатацию и уровню газификации в районе. Существенная разница по ситуации в сельских поселениях района способствует различию по уровню естественного прироста и коэффициенту миграции. В целом по району наблюдается естественная и миграционная убыль населения. В тоже самое время по отдельным поселениям присутствует миграционный приток населения.
Нижнеомский муниципальный район демонстрирует низкий уровень и кризисный уровень по показателям «уровень заработной платы», «льготы по оплате ЖКХ», «расходы бюджета на соц.сферу», «ввод жилых домов», «естественный прирост», «коэффициент эффективности миграции», «уровень безработицы». При этом муниципальные программы Нижнеомскогго района отражают в подпрограммах практически все аспекты социального развития, которые попали в группы низкого и кризисного уровня. При наличии мероприятий и бюджетного финансирования:
- по программе «Развитие социально-культурной сферы Нижнеомского муниципального района Омской области (2014-2021 годы)» из семи подпрограмм, направленных на развитие образования, культуры, молодежной политики, обеспечение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также социальное развитие расходы бюджета на социальную сферу получили рейтинговый балл низкого уровня, что свидетельствует о недостаточной реализации данной программы;
- по подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий», которая содержит мероприятия «Улучшение жилищных условий» и «Комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов» кризисный рейтинговый балл по вводу жилых домов в эксплуатацию свидетельствует о том, что данные мероприятия в исследуемый период не реализовывались;
- по подпрограмме «Мероприятия, направленные на содействие занятости населения» результатом реализации в исследуемом периоде стал уровень безработицы 4,1% по району и до 80% по поселениям (по результатам анкетирования) также свидетельствуют о недостаточной проработке механизма реализации подпрограммы.
При отсутствии возможности трудоустройства, повышении доходов населения сельской территории недостаточно ведется работа по оформлению и предоставлению льгот по оплате ЖКХ. По совокупности негативных факторов наблюдается естественная и миграционная убыль населения.
Далее рассмотрим эффекты реализации муниципальных программ в муниципальных районах, относящихся к классификационной группе со средним уровнем развития.
Азовский немецкий национальный муниципальный район демонстрирует кризисное состояние по уровню естественного прироста, а также уровню безработицы. Необходимо отметить, что в муниципальных программах «Развитие социальной сферы Азовского немецкого национального муниципального района Омской области на 2014-2020 годы» и «Развитие экономического потенциала Азовского немецкого национального муниципального района Омской области на 2014-2020 годы» данные аспекты учтены не были. Однако среди муниципальных программ, которые начинают действовать с 2020 года предусмотрены повышение доступности качественного образования, поддержка занятости населения, в том числе посредством подпрограмм «Развитие малого и среднего предпринимательства», «Создание условий для развития социально-ориентированных некоммерческих организаций». По такому показателю как «ввод в действие жилых домов» Азовский немецкий национальный муниципальный район попадает в группу с высоким уровнем, однако все же остается большое количество семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В действовавших ранее программах этот вопрос также не освещался. Для улучшения ситуации вводится в действие муниципальная программа «Создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения Азовского немецкого национального муниципального района Омской области» с подпрограммой «Развитие жилищного строительства на территории Азовского немецкого национального муниципального района Омской области». Таким образом, проблемные аспекты социального развития в Азовском немецком национальном муниципальном районе присутствуют, но учтены в новых муниципальных программах.
Однако не все муниципальные районы со средним уровнем жизни сельского населения учитывают негативные моменты в своем развитии в новых муниципальных программах. Горьковский муниципальный район демонстрирует низкий уровень и
кризисный уровень по показателям «уровень заработной платы», «естественный прирост», «уровень безработицы», «уровень газификации», и «коэффициент эффективности миграции». Таким образом, эффективность реализации муниципальных программ оценивается недостаточной:
- при выделении бюджетных средств и проведении мероприятий муниципальной программе «Развитие экономического потенциала Горьковского муниципального района Омской области на 2014-2021» по подпрограммам «Развитие малого и среднего предпринимательства в Горьковском муниципальном районе Омской области на 20142021 годы» и «Содействие в развитии сельского хозяйства на территории Горьковского муниципального района Омской области на 2014-2021 годы» уровень заработной платы и уровень безработицы остаются в группе с низким уровнем
- при выделении бюджетных средств и проведении мероприятий муниципальной программе «Развитие экономического потенциала Горьковского муниципального района Омской области на 2014-2021» по подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий Горьковского муниципального района Омской области на 2019 - 2021 годы» с основным мероприятием «Повышение уровня социально-инженерного обустройства села и улучшение жилищных условий сельского населения в Горьковском муниципальном районе Омской области» район по уровню газификации находится в группе с низким уровнем.
По совокупности негативных факторов наблюдается естественная убыль и миграционная убыль населения. Также необходимо отметить, что в новых муниципальных программах принципиальных изменений не наблюдается.
Таким образом, наличие бюджетного финансирования мероприятий по муниципальным программам развития не всегда способно обеспечить достаточный уровень жизни сельского населения и социального развития сельских территорий, а наличие проблемных моментов не всегда учитывается при разработке новых муниципальных программ развития.
Область применения полученных результатов. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы администрациями муниципальных районов и сельских поселений Омской области при разработке и внесении изменений в муниципальные программы развития. Государственными органами власти Омской области полученные результаты могут использоваться в качестве рекомендаций администрациям муниципальных районов и сельских поселений Омской области. Обучающимися образовательных учреждений по направлениям подготовки 38.03.01
Экономика и 38.03.02 Менеджмент полученные результаты могут использоваться при рассмотрении вопросов местных бюджетов и бюджетного процесса. Обучающимися образовательных учреждений по направлениям подготовки 38.04.01 Экономика и 38.04.02 Менеджмент полученные результаты могут использоваться при изучении вопросов развития сельских территорий
Заключение. В ходе проведенного исследования был изучен уровень жизни сельского населения и социального развития сельских территорий Омской области. Проведенный анализ позволил объединить муниципальные районы Омской области в классификационные группы с низким и средним уровнем жизни сельского населения и соотнести значение показателей уровня и качества жизни населения с реализованными муниципальными программами развития.
Список литературы
1. Ильин А.Е. Уровень жизни населения как основа роста экономики аграрного сектора / А.Е. Ильин, И.В. Ильина // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2017. -№ 8.- С. 47-51.
2. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (с изменениями на 28 сентября 2018 года) [электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года N 1662-р (с изменениями на 28 сентября 2018 года). - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902130343
3. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 N 151-р (ред. от 13.01.2017). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933/
4. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 18.12.2019). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133795/
5. Новиков Ю.И., Блинов О.А., Шумакова О.В. Направления и опыт развития агротуризма // Вестник Омского государственного аграрного университета. - 2015. - № 3 (19). - С. 83-86..
6. Об утверждении государственной программы Омской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области [электронный ресурс]: Постановление Правительства
Омской области от 15.10.2013 N 252-п/ - Режим доступа: http://www.consultantш/regbase^gi/onlme.cgi?req=doc;base=RLAW148;n=78493#0 27789731198199186
7. Абашева О.В. Система мониторинга в управлении социально-экономическим развитием сельской местности региона (на материалах сельских районов Удмуртской Республики): автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. / Абашева Ольга Валерьевна. -Ижевск, 2006. - 25с.