Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ'

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ / "МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ" / ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова А. О.

Установление благоприятного психологического климата способствует повышению производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. В связи с этим, важное значение для формирования психологического климата коллектива имеет анализ приоритетных мотиваторов сотрудников. В статье рассматривается взаимосвязь различных мотивационных характеристик и их влияние на морально-психологический климат коллектива на примере предприятия оптово-розничной торговли г. Пскова.Establishing a favorable psychological climate improves productivity, contentment of work and collective. In this connection, an important significance for formation of psychological team climate has analysis of priority motivators of employees. In this article we examined an interrelation of various motivational characteristics and their influence on moral and psychological climate of the collective the example of company of wholesale and retail trade in the Pskov city.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ»

7.Никитина Л.Н., Чуланова Г.Ю. Экономический эффект графического маркирования экологически неопасной продукции // Биосфера.- 2010. -Т. 2. -№1. - С. 136-143.

УДК 331.21

Филиппова А.О. студент

4 курс, факультет «Управление» Научный руководитель: Васильева М.В., к. э.н., доц. филиал Федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский Государственный экономический

университет» в г. Пскове Россия, г. Псков ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация: Установление благоприятного психологического климата способствует повышению производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. В связи с этим, важное значение для формирования психологического климата коллектива имеет анализ приоритетных мотиваторов сотрудников. В статье рассматривается взаимосвязь различных мотивационных характеристик и их влияние на морально-психологический климат коллектива на примере предприятия оптово-розничной торговли г. Пскова.

Ключевые слова: мотивация персонала, психологический климат, трудовой коллектив, «Мотивационный профиль», торговля.

Abstract: Establishing a favorable psychological climate improves productivity, contentment of work and collective. In this connection, an important significance for formation of psychological team climate has analysis of priority motivators of employees. In this article we examined an interrelation of various motivational characteristics and their influence on moral and psychological climate of the collective the example of company of wholesale and retail trade in the Pskov city.

Keywords: staff motivation, psychological climate, labor collective, «Motivationalprofile», trading.

В конце 2016 года на предприятии оптово-розничной торговли ООО «Комплект-Псков» было проведено тестирование «Мотивационный профиль». В процессе исследования были выявлены приоритетные мотиваторы сотрудников торгового предприятия, штат которого насчитывает 10 человек, по методике, предложенной Ш. Ричи и П. Мартином1. В результате была построена диаграмма с разделением данных

1 «Мотивационный профиль личности как основа обеспечения удовлетворенности работой и мотивации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ht.ru/cms/component/content/article/1-aricles/673-2009-10-07-20-40-41.html (дата обращения: 31.01.2017)

по управленческому и производственному персоналу с использованием усредненных показателей.

Рис. 1 - Диаграмма «Мотивационный профиль» для управленческого и производственного персонала торгового предприятия

На диаграмме видно, что ведущими мотиваторами для управляющего персонала выступает фактор «Условия работы», то есть для них высокую значимость имеет потребность в комфортной окружающей обстановке и хороших физических условиях. В то же время авторы методики Ш. Ричи и П. Мартин отмечают, что высокий показатель этого фактора может сигнализировать о неудовлетворенности некоей другой потребности. Как пример, авторы приводят недовольство психологическим климатом2.

Поэтому, столкнувшись с высоким значением данного фактора, нужно обратить внимание на человеческие отношения, сложившиеся в организации, ее корпоративную культуру.

Высокий показатель был выявлен у фактора «Достижения», что выражается в потребности ставить для себя дерзновенные, сложные цели и добиваться их. Сотрудники, стремящиеся к достижениям, должны всегда ощущать себя движимыми какой-то целью. Мотивация подобных сотрудников состоит в четком определении цели и формировании полной преданности ей.

Следующими факторами, которым сотрудники так же уделили особое внимание, являются «Социальные контакты» и «Креативность». Фактор «Креативность» заключается в стремлении сотрудника к анализу, рассуждению, открытости новым идеям. Креативность таких сотрудников должна быть сконцентрирована на организации. При взаимодействии важно

2 См.: Там же.

давать сотруднику право на ошибку, так как в случае резкого отторжения предлагаемых им идей или их игнорирования, в будущем сотрудник предпочтет их не высказывать. Фактор «Социальные контакты» заключается в потребности в общении с широким кругом людей (коллеги, клиенты, партнеры). Удовлетворенность таких сотрудников можно повышать, создавая условия для многочисленных контактов или перемещая на должности, предполагающие такие контакты.

Для производственного персонала особенно значимым фактором является «Вознаграждение». Потребность, которая выражается в желании получать высокую заработную плату, достойную премию, пакет льгот и надбавок.

Следующим по значимости является фактор «Социальные контакты». Следует отметить, что этот фактор имеет высокую оценку, как у производственного, так и у управленческого персонала.

Так же сотрудники выделяют фактор «Признание», что означает потребность в признании заслуг и достижений со стороны других. Мотивация для таких сотрудников должна состоять в удовлетворении потребности в признании различными средствами: от устной благодарности до материального поощрения.

Следующий по величине фактор «Структурирование работы». Выражается в наличии обратной связи и информации, позволяющей судить о результатах своей работы, потребность в снижении неопределенности, связанной с недостатком указаний и установлении правил выполнения работы. Сотрудников следует мотивировать установлением четкого порядка, либо предоставлением возможности установить свой порядок3.

Так же производственный персонал выделяет фактор «Разнообразие». Он заключается в стремлении сотрудника к переменам, избегании рутинной работы. Так как в рассматриваемой организации предоставление другого вида деятельности не всегда является возможным, в таком случае авторы методики рекомендуют сосредоточиться на указании сотрудникам пути к будущим стимулам.

Таким образом, проведенное исследование выявило, что приоритетными мотивационными факторами для управленческого персонала являются: «Условия работы», «Достижения», «Социальные контакты»; для производственного персонала - «Вознаграждение», «Социальные контакты» «Структурирование работы», «Признание». Для улучшения психологического климата в коллективе должны быть применены методы, воздействующие на перечисленные приоритетные факторы.

Использованные источники:

1.Чернецова А. М. Изучение мотивации профессиональной деятельности у менеджеров торговой сферы/ Молодой ученый. — 2013. — №12. — с. 829-

3Котлер, Ф. Маркетинг в 111-м тысячелетии. Как создать, завоевать и удержать рынок [Текст] / Ф. Котлер. -СПб.:Питер, 2000 г. - 254 с. (С. 120).

2.«Мотивационный профиль личности как основа обеспечения удовлетворенности работой и мотивации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ht.ru/cms/component/content/article/1-aricles/673-2009-10-07-20-40-41.html (дата обращения: 31.01.2017)

УДК 331.56

Фоменко Я.А. студент

4 курс, экономический факультет Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Статья посвящена анализу рынка труда населения России, проблемам занятости и безработицы. Рассматриваются основные направления развития данной сферы с учётом сложившихся экономических условий.

Ключевые слова: рынок труда, занятость населения, безработица, уровень безработицы.

FEATURES OF THE MARKET OF EMPLOYMENT OF THE POPULATION OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF FINANCIAL AND

ECONOMIC CRISIS.

The article is devoted to analysis of the labour market of the Russian population, problems of employment and unemployment. Discusses the main directions of development of this sector given the current economic conditions.

Keywords: labor market, employment, unemployment, unemployment rate.

В настоящее время проблемы занятости и безработицы, миграции рабочей силы являются одними из самых актуальных проблем в мире, и в частности в России. В условиях рыночной экономики, ее цикличного развития и нестабильности, возникают проблемы занятости населения, появления и роста безработицы. Современный рынок труда в России функционирует под воздействием санкций, падения курса рубля, экономического спада, структурной перестройки, хронического бюджетного дефицита, в условиях многоукладной экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции и т.д.

В соответствии с мнением экспертов службы занятости увеличению числа безработных в РФ может способствовать наличие следующих факторов:

- структурные сдвиги в экономике (внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы);

- влияние экономического кризиса, сокращение производств,

экономический спад вынуждают работодателей снижать потребность

во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.