Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / МАРКЕТИНГ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ферару Г.С., Гукова Е.А.

Статья посвящена проблемам экологизации производства путем минимизации негативных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду, обоснована необходимость использования инструментов экологического маркетинга в деятельности предприятия.The article deals with problems of greening production by minimizing the negative impacts of economic activity on the environment, the use of environmental marketing tools in the enterprise.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 339.1

Ферару Г.С., д.э.н. профессор кафедры менеджмента и маркетинга

Гукова Е.А., к.и.н. доцент кафедры менеджмента и маркетинга

НИУ «БелГу» Россия, г. Белгород ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблемам экологизации производства путем минимизации негативных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду, обоснована необходимость использования инструментов экологического маркетинга в деятельности предприятия.

Ключевые слова: экология, маркетинг, экологический маркетинг, инструменты маркетинга.

Annotation. The article deals with problems of greening production by minimizing the negative impacts of economic activity on the environment, the use of environmental marketing tools in the enterprise.

Keywords: ecology, marketing, environmental marketing, marketing instruments.

На современном этапе развития экономики деятельность организации оценивается не только показателями ее производительности или экономичности с точки зрения затрат производства и сбыта, но и отношение к проблемам экологизации производства путем минимизации негативных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду. В этом случае важной задачей является выбор предприятиями новейших бизнес-моделей, которые интегрируют в себе принципы ведения эффективного бизнеса и экономного природопользования, направленного на уменьшение деструктивного воздействия человека на природу. Соответственно, функциональным центром таких моделей должны выступать прогрессивные формы организации производственно-сбытовой деятельности, обеспечивать эффективную работу хозяйствующего субъекта или их объединений с точки зрения негативного влияния на окружающую среду.

Исследования в этой области показали [1-4], что экологизация хозяйственной деятельности и продукции является одной из главных тенденций настоящего, которая требует от предприятий выбора экологически безопасных технологий производства, новых инструментов экологического маркетинга, формирования обратных каналов переработки отходов и сотрудничества с предприятиями, а также, как итог, фундаментального пересмотра приоритетов их стратегического развития в дальнейшей перспективе. Сегодня множество крупных компаний осуществляют производство, руководясь критериями «зелёного»

маркетинга. В первую очередь, к ним относятся производители эко каров. Так, например, компаниии Coca-Cola, Apple Computers, Levi's, IKEA и занимаются переработкой использованного оборудования, перенаправляют утилизированные товары на повторное использование. И важную роль в популяризации таких действий играют обширные маркетинговые коммуникации, проводимые компаниями [5].

В качестве особого управленческого инструмента и составной части систем экоуправления рассматривается экологический аудит. Проводится он обычно экспертами-консультантами по заданию властных структур (проверка выполнения экологических положений законов и эконорм), банков или страховых компаний (при принятии ими решений о предоставлении кредитов, ссуд или страхового полиса) и, наконец, частных компаний (при слияниях или приобретениях компаний). Выводы позволяют принять решение о дальнейшей деятельности предприятия , какие именно вопросы и в какой период времени в рамках экологизации предприятия необходимо выполнить. Организация, выполняющая программу экологических мероприятий и создания систем экологического управления ориентируется, в том числе и на прямые выгоды, которые связаны с возможностью расширить рынок сбыта продукции, за счет грамотного позиционирования конечного продукта с упором на экологически чистое производство, получить нужные инвестиции, и в косвенных выгодах, включающих улучшение мотивации сотрудников компании, отношений с местным населением, высокой репутации компании. В России значительные возможности для становления отрасли экологических услуг (аудит и страхование) возникли с развитием частного сектора. В стране преобладают малые предприятия, причем 20% из них - компании промышленного и строительного профиля, которые могут оказывать существенное влияние на окружающую среду. Иными словами, примерно 250 тыс. компаний нуждаются в проведении экоаудита.

Инструментом современного маркетинга является также и экологическая маркировка. На международном уровне разработку требований и руководящих указаний в области экологического менеджмента и маркетинга возглавляет Международная организация по стандартизации (ISO). Основополагающими международными документами, которые определяют требования к принципам и механизмам экологического менеджмента и маркетинга, являются стандарты серии ISO 14000. При этом если стандарт ISO 14001 на системы экологического менеджмента активно внедряется в России с конца 1990-х гг., то реализация группы стандартов по экомаркировке серии ISO 14020 начала развиваться только в последние годы [6]. Главные цели экологической маркировки последующие:

1. Защита среды. Средством использования муниципальных и/либо неправительственных программ экологической маркировки органы власти могут влиять на предпочтения потребителей и поощрять создание и потребление экологичных продуктов и услуг.

2. Поощрение экологичных нововведений и лидерства в этой области. Через продвижение продукции, уменьшающей антропогенную нагрузку на окружающую среду, компании могут сделать либо укрепить свои позиции в рыночной нише и сформировать положительное отношение потребителей.

3. Информирование потребителей об экологических качествах. В странах, где информированность потребителей в отношении среды высока, внедрение экологической маркировки позволяет навести их выбор конкретно на экологичные продукты и услуги. В странах с низкой информированностью потребителей экомаркировка может употребляться для распространения информации о способностях.

Как правило, компаниям, продукция которых удачно прошла экспертизу на присвоение экомаркировки, предоставляется право на прибыльных критериях участвовать в выставках экологически неопасной продукции и представлять продукцию в экологических отделах торговой сети города [7].

Такимобразом, в России экологизация товарных рынков набирает обороты, а также формируется группа потребителей, предпочитающих приобретать товары, обладающие «зелёной»маркировкой, что стало возможным благодаря эффективно проводимым маркетинговым кампаниям. Глубокое системное проникновение вопросов экологии в каждый бизнес не всегда возможно, однако разная степень экологизации товара, услуги или компании - реальная задача, и ряд российских компаний ее активно решают.

Использованные источники:

1.Кизим А.А., Кабертай Д. Современные тренды «зелёной» логистики в условиях глобализации //Логистика. -2013. -№1.

2.Ильичев, В.А. Анализ материалов экологических изысканий для устойчивого развития малых и средних городов России// Известия ОрелГТУ. Серия Строительство. Транспорт. - № 4/16. - 2007 (октябрь-декабрь). - C. 55-60.

3.Ильичев, В.А. Некоторые вопросы проектирования поселений с позиции концепции биосферной совместимости // Аcаdemia. - М., 2009. - №1. - С. 50-57.

4.Поздняков, А.Л. Некоторые экологические аспекты урбанизации // Строительство и реконструкция, 2009. - №5/25. - C. 54-57.

5.А.А. Кизим, А.С.Илюхин Экологический маркетинг в современных процессах с участием.- Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление.-№6 . [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http: // journal-mo.com/mdex.php?Itemid=135&id=2587&option=com_content&view=article/ (Дата обращения: 12.01.2017)

6.А.В. Хорошавин. Экомаркировка продукции: что это? // Экология производства».- № 12.- 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecoindustry.ru/magazine/archive/viewdoc/2015/12/3595.html / (Дата обращения: 12.01.2017)

7.Никитина Л.Н., Чуланова Г.Ю. Экономический эффект графического маркирования экологически неопасной продукции // Биосфера.- 2010. -Т. 2. -№1. - С. 136-143.

УДК 331.21

Филиппова А.О. студент

4 курс, факультет «Управление» Научный руководитель: Васильева М.В., к. э.н., доц. филиал Федерального Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский Государственный экономический

университет» в г. Пскове Россия, г. Псков ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация: Установление благоприятного психологического климата способствует повышению производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. В связи с этим, важное значение для формирования психологического климата коллектива имеет анализ приоритетных мотиваторов сотрудников. В статье рассматривается взаимосвязь различных мотивационных характеристик и их влияние на морально-психологический климат коллектива на примере предприятия оптово-розничной торговли г. Пскова.

Ключевые слова: мотивация персонала, психологический климат, трудовой коллектив, «Мотивационный профиль», торговля.

Abstract: Establishing a favorable psychological climate improves productivity, contentment of work and collective. In this connection, an important significance for formation of psychological team climate has analysis of priority motivators of employees. In this article we examined an interrelation of various motivational characteristics and their influence on moral and psychological climate of the collective the example of company of wholesale and retail trade in the Pskov city.

Keywords: staff motivation, psychological climate, labor collective, «Motivationalprofile», trading.

В конце 2016 года на предприятии оптово-розничной торговли ООО «Комплект-Псков» было проведено тестирование «Мотивационный профиль». В процессе исследования были выявлены приоритетные мотиваторы сотрудников торгового предприятия, штат которого насчитывает 10 человек, по методике, предложенной Ш. Ричи и П. Мартином1. В результате была построена диаграмма с разделением данных

1 «Мотивационный профиль личности как основа обеспечения удовлетворенности работой и мотивации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ht.ru/cms/component/content/article/1-aricles/673-2009-10-07-20-40-41.html (дата обращения: 31.01.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.