Научная статья на тему 'Влияние мотивации на жизнь спортсмена'

Влияние мотивации на жизнь спортсмена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
692
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / СПОРТСМЕН / КАРЬЕРА / МОТИВАЦіЯ / СОЦіАЛЬНИЙ СТАТУС / КАР'єРА / MOTIVATION / MOTIVE / SOCIAL STATUS / SPORTSMAN / CAREER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчаренко Л. И., Бган С. И., Овчаренко А. В.

Рассматривается влияние мотивации спортивной деятельности на жизнь спортсмена после окончания спортивной карьеры. Предлагается структура экстринсивной мотивации, которая может обеспечить психологическую стабильность спортсмена в случае спортивных неудач. От тренера зависит психологическая стабильность спортсмена, будущая профессиональная, общественная. Правильная мотивация спортсмена со стороны тренера может превратить тренировочный и соревновательный процесс в процесс созидания здоровой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation influence on the sportsman's life

Influence of motivation on a life of the sportsman. Influence of sports activity motivation on a life of the sportsman after the termination of sports career is considered. The structure of extrinsic motivation which can provide psychological stability of the sportsman in case of sports failures is offered. Psychologic stability of the sportsman depends on the trainer, the future professional, public. The straightening motivation of the sportsman from the side of the trainer can convert training and competitive process into process of creation of the able-bodied person.

Текст научной работы на тему «Влияние мотивации на жизнь спортсмена»

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА ЖИЗНЬ СПОРТСМЕНА

Овчаренко Л.И., Бган С.И., Овчаренко А.В.

Донецкий государственныйинститут здоровья, физического воспитания и спорта

Аннотация. Рассматривается влияние мотивации спортивной деятельности на жизнь спортсмена после окончания спортивной карьеры. Предлагается структура экстринсивной мотивации, которая может обеспечить психологическуюстабильность спортсмена в случае спортивных неудач От тренера зависит психологическая стабильность спортсмена, будущая профессиональная, общественная. Правильная мотивация спортсмена со стороны тренера может превратить тренировочный и соревновательный процесс в процесс созидания здоровой личности.

Ключевые слова: мотивация, мотив, социальный статус, спортсмен, карьера.

Анотація. Овчаренко Л.І., Бган С.І., Овчаренко А.В. Вплив мотивації на життя спортсмена. Розглядається вплив мотивації спортивної діяльності на життя спортсмена після закінчення спортивної кар’єри. Пропонується структура екстринсивної мотивації, що може забезпечити психологічну стабільність спортсмена у разі спортивних невдач Від тренера залежить психологічна стабільність спортсмена, майбутня професійна, суспільна діяльність. Правильна мотивація спортсмена з боку тренера може перетворити тренувальний і змагальний процес у процес творення здорової особистості.

Ключові слова: мотивація, мотив, соціальний статус, спортсмен, кар’єра.

Annotation. Ovcharenko L.I., Bgan S.I., Ovcharenko A.V. Motivation influence on the sportsman’s life.Influence

of motivation on a life of the sportsman. Influence of sports activity motivation on a life of the sportsman after the termination of sports career is considered. The structure of extrinsic motivation which can provide psychological stability of the sportsman in case of sports failures is offered. Psychologic stability of the sportsman depends on the trainer, the future professional, public. The straightening motivation of the sportsman from the side of the trainer can convert training and competitive process into process of creation of the able-bodied person.

Key words: motivation, motive, social status, sportsman, career.

Введение.

Наряду с тем, что широко рассматриваются пути и методы достижения спортсменом высоких спортивных результатов и высокого уровня спортивного мастерства, мало внимания уделяется тому, какие последствия эти пути и эти методы оказывают на будущуюжизнь спортсмена после окончания им спортивной карьеры.

Спорт любит чемпионов и победителей, которые предстают героями, на которых ровняются. Однако победителей не так много, но о проигравших, которые в большинстве, говорить не принято и неинтересно. Спортсмен должен побеждать. Если же он не выполняет этой обязанности, возлагаемой на него спортивной индустрией, то он в этом случае не стоит внимания, потому что он - неудачник

Мы надолго запоминаем, мы ценим наших чемпионов. Но не всегда мы отдаем себе отчет, сколько чужого пота, чужих трудов, чужого разочарования осталось в тени этой славы. К сожалению, не всегда задумываются об этом и тренера, и спортивные педагоги, и сами молодые спортсмены.

Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.

Формулирование целей работы.

Целью работы является: рассмотрение основных мотивов, побуждающих вести спортивную

деятельность, в контексте влияния их на жизнь спортсмена после завершения им спортивной карьеры; выделение такого мотива в экстринсивной мотивации спортсмена, который позволил бы обеспечить относительно более высокую психологическуюстабильность в случае неуспешной спортивной карьеры.

Результаты исследо вания.

Одним из основных вопросов в педагогическом воспитании спортсмена является вопрос о том, что считать первоцелью этого воспитания, а что - атрибутом В современной психологии анализ действий спортсмена осуществляется с ожиданием достижения, в первую очередь, спортивного успеха, который ставится во главу угла (см., например, [1]). Сегодня эта тенденция, несомненно, западного происхождения нередко выплескивается в общество в виде газетных заголовков типа: «Семья или карьера». Анализ мотивов спортивной деятельности приводит к принципиально различным результатам в зависимости от того, что считать основополагающим.

Общеизвестны основные мотивы занятия спортивной деятельностью: 1) стремление быть

мужественным; 2) стремление быть частью коллектива; 3) стремление к стрессовому состоянию; 4) финансовая заинтересованность; 5) статус в обществе; б) здоровье; 7) стремление к совершенству тела.

На различных возрастных этапах изменяется и расстановка акцентов. Но в профессиональном спорте все большее значение придается финансовой заинтересованности и статусу в обществе. Вполне естественно, что если прочие мотивы обоснованны и в том случае, если спортсмен не достигает больших высот, то указанные два мотива приобретают свою ценность лишь при успешной спортивной деятельности. Профессиональный спорт в сознании спортсмена приобретает свою ценность как сфера, в которой максимально быстро можно достичь успеха Именно этот аспект полагается фундаментальным в западной психологии при осмыслении

спорта и его назначения: западные теории спорта «сводят всё к инстинктам агрессии, самосохранения, достижения успеха и к действию так называемого витального сознания» [2].

В социальном институте спорта человек-спортсмен нередко воспринимается как сырье. Однако с возникновением спортивных школ, средних и высших, в числе спортивных задач особо обозначились задачи педагогики: воспитание не просто будущего спортсмена, но воспитание человека, что требует значительно большей ответственности. Эта ответственность предполагает рассмотрение и признанных мотивов, стимулирующих спортивный рост, не только в контексте спортивных достижений, но и с оговоркой на созидание будущей личности. Конечно, каждый из мотивов может стать решающим для достижения спортивной цели, и стремление, например, к приобретению определенного социального статуса само по себе может стать основой будущей золотой медали. Вместе с тем только лишь этого мотива будет явно недостаточно, чтобы воспитать человека.

Отношение тренера к спортсмену едва ли может быть подкорректировано какими-либо внешними указами. Если я, тренер, позволяю себе видеть в спортсмене, в своем подопечном только орудие будущих побед, если в своем педагогическом процессе я исхожу из своей будущейвыгоды, которую я могу ожидать в случае этих побед, то тяжело представить какие-нибудь внешние меры, которые могли бы изменить эту мою внутреннюю позицию. Все это глубоко индивидуально и касается не просто ответственности, не просто совести каждого конкретного человека, но и всей его жизни: какими принципами он руководствуется* Вопрос этот есть вопрос нравственный.

Естественно ожидать от спортсмена спортивного успеха и уделять ему внимание в зависимости от его одаренности Однако не менее естественно спрашивать себя: а что с ним станется в том случае, если карьера его по той или иной причине не удастся? При мотивации спортсмена, в которой доминирующими являются мотивы статуса и материальной выгоды, случаи спортивных неудач могут восприниматься особо остро, и даже сознание того, что твоя карьера не вывела тебя в число спортсменов мирового масштаба, может стать настоящей жизненной трагедией. Вместе с тем при правильной, оптимальной структуре мотивации спортивная деятельность даже в случае неудач может восприниматься как положительная.

Каждый спортсмен, независимо от мнения и позиции тренера, руководствуетсячем-то своим личным (интринсивная мотивация [3]), что может быть обусловлено самыми различными обстоятельствами начиная от условий воспитания и заканчивая умственными способностями. Однако наряду с имеющимися, внутренними мотивами имеются внешние мотивы (экстринсивная мотивация [3]), которые подсказываются тренером. Какую же «пропорцию» между этими внешними мотивами следует считать оптимальной? Иными словами, какова оптимальная структура экстринсивной мотивации? На наш взгляд, было бы неверно выводить универсальную формулу мотивации Каждый случай глубоко индивидуален, и те мотивы, которые актуальны для одного спортсмена, могут быть совершенно неприменимы к другому [см. 2]. Вместе с тем, можно воспитывать в спортсмене такой базовый мотив, который обеспечил бы психологическую устойчивость спортсмена независимо от того, как сложится его карьера, и который бы явился целью всей его жизни, а не только лишь спортивной деятельности Следовательно, одной из задач тренера есть воспитание в молодом спортсмене такого мотива, который бы имел свое действие независимо от спортивных побед или неудач

Рассмотрим каждый из предложенных мотивов в отдельности

Стремление быть мужественным, стремление к совершенству тела, стремление к стрессовому состоянию. Данные мотивы могут выступать хорошим стимулом однако далеко не для каждого. Чтобы мотивировать спортсмена быть мужественным, он изначально должен понимать, о чем идет речь: что есть «мужественный» и почему таковым необходимо быть. Если подобными категориями не оперировали при его семейном воспитании, то, как нам кажется, непросто будет и тренеру внушить ему этот мотив. Мотив стремления к совершенству тела может быть актуален далеко не во всех видах спорта и, опять-таки, далеко не для каждого: в жизни человека должна образоваться потребность в совершенстве тела. В отсутствие таковой навязать этот мотив, как нам представляется, затруднительно Для того, наконец, чтобы мотивировать спортсмена необходимостью стресса, борьбы, он должен увидеть, почувствовать убедиться опытно, почему нужен стресс и нужна борьба и почему бездействие и праздность пагубны для человека. Перечисленные мотивы относятся к интринсивной мотивации

Стремление быть частью коллектива. В нынешнем спорте все шире исповедуется приоритет индивидуальной пользы относительно пользы общественной Следовательно, данный мотив не следует ставить во главу угла.

Финансовая заинтересованность - мотив, употребление котороготребует осторожности при постановке цели не только в масштабе всей жизни человека, но даже и в рамках достижения спортивного результата [2]. Денежные вознаграждения могут не только не стимулировать спортивный рост спортсмена, но и замедлить его, - в том случае, если спортивная деятельность складывается успешно. Если же, напротив, спортсмену не удается достигнуть спортивных вершин, то исключительная нацеленность его на материальный достаток может привести и приводит к серьезным психологическим травмам.

Статус в обществе. Данный мотив также требует спортивного успеха

Здоровье. Стремление к здоровью может стать причиной занятий в спортивной секции. Серьезный же спорт не укрепляет здоровье спортсмена, но наоборот, требует принесения его себе в жертву

Какой же мотив можно полагать универсальным для большинства юных спортсменов? Какой мотив может оставаться актуальным вне зависимости от успешности спортивной карьеры и даже после ее окончания? На наш взгляд, это мотив создания и воспитания своей будущейсемьи.

Как справедливо указывается в [4], «поведение человека в определенный момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т. е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния». Тяжело представить, что на весах сердца среди всех возможных внутренних влечений молодого спортсмена мысль о будущей, еще не существующей семье окажется наиболее весомой. Однако каждый из перечисленных выше мотивов приобретет совершенно иную окраску, если будет рассматривается как ступенька в созидании будущего семейного союза. Зачем я должен быть мужественным? Затем, что я должен буду защищать свою будущую семью, своих будущих детей. Зачем мне стремиться быть частью коллектива? Затем, что вся семейная жизнь - это жизнь в коллективе, и если я сейчас не сумею строить отношения со своими товарищами, то тем более это не удастся мне сделать в семье. Для чего мне стрессовое состояние? Для того, что будущая семейная жизнь будет требовать постоянного труда, будет требовать те или иные самоограничения и компромиссы. Зачем мне стабильный заработок? Затем, что я должен буду прокормить мою будущую семью. К чему мне статус в обществе? К тому, что я должен буду обеспечить культурное воспитание своих детей. Для чего мне здоровье? Для того, что я буду обязан содержать, воспитывать семью, не быть ей обузой.

Все это, конечно, грубые формулировки. Однако даже они смещают акцент спортивной деятельности в ту сферу, где заканчиваюсь «я» и начинается «другой», «он», «ближний».

Вопрос о том, что делать тем спортсменам, которым по той или иной причине не удалось создать семью или семья которых распалась, выходит за рамки данной статьи и требует отдельного рассмотрения.

Выводы.

От тренера зависит не только психологическая стабильность спортсмена, как на протяжении спортивных выступлений, так и при окончании карьеры, но и будущаяпрофессиональная, общественная и даже семейная его жизнь. Правильная экстренсивная мотивация спортсмена со стороны тренера может превратить тренировочный и соревновательный процесс в процесс созидания здоровой личности. Вместе с тем неверная структура экстренсивной мотивации, в которой поглощающее внимание уделяется какому-то одному мотиву, может явиться для спортсмена источником будущихпсихологическихтравм.

Литература

1. Питер Макинтош Мотивация спортсменов-олимпийцеа // http://www.lib.sportedu.ru

2. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности - М.: Физкультураи спорт, 1984. - 104 с.

3. Хекхаузен Х. Экстринсивная и интринсивная мотивации / Хекхаузен Х. // Мотивация и деятельность: М: Педагогика, 1986. - Т.2. - С. 234-248.

4. Х. Хекхаузен Мотив и мотивация: восемь основных проблем. // Хекхаузен Х. // Мотивация и деятельность: М: Педагогика, 1986. - Т.1.- С. 33-48.

5. Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. - М.: Физкультураи спорт, 1982. - 239 с.

6. Теория и методика спорта: Уч.пособ. / Под ред. Ф.П. Суслова, Ж.К. Холодова - М., 1997. - 416 с.

Поступила в редакцию 07.04.2008г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.