Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое воздействие на формированиеадаптации спортсменов после серьезной спортивной травмы'

Психолого-педагогическое воздействие на формированиеадаптации спортсменов после серьезной спортивной травмы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
869
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
алгоритм / спортивная травма / адаптация / педагогические методы / коленный сустав / реабилитация / algorithm / sports injury / adaptation / pedagogical methods / knee-joint / rehabilitation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федулова Дарья Владимировна, Ямалетдинова Галина Александровна

Спорт становится частью жизни спортсмена с ранних лет и к осознанному возрасту человеку уже трудно представить себя вне спорта. Ежедневные тренировки, выступления на соревнованиях, общение с другими спортсменами, тренерами – все это формирует личность спортсмена, как особенный тип людей. При получении травмы спортсмен временно лишается всего этого, а иногда в результате травмы вынужден завершить спортивную карьеру. При каждом случае травмы спортсмен испытывает сильный психологический стресс, который заключается в отсутствии привычный действий и зоны собственной реализации. Материал. В статье анализируется влияние серьезной спортивной травмы на психологическое состояние спортсмена. Рассматривается проблема мотивации спортсмена к занятиям спортивной деятельностью и его потребности в реализации себя через спорт. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, методы контроля, беседа, психологическое тестирование (анкета качества жизни SF-36, Шкалу ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина), методы математической статистики. Результат. В статье дано определение психолого-педагогического воздействия в рамках реабилитационного процесса и разработан алгоритм адаптации спортсменов после серьезной спортивной травмы методами педагогики. Заключение. Алгоритм психолого-педагогического воздействия на спортсменов с целью их адаптации после серьезной спортивной травмы включает последовательное применение методов обучения и воспитания, представленных четырьмя взаимосвязанными компонентами. Это методы, которые могут быть применены как на индивидуальных занятиях, так и в групповой форме проведения. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности травмированного спортсмена (возраст, квалификацию, исходный уровень психологического состояния и его мотивацию к занятиям спортом).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Федулова Дарья Владимировна, Ямалетдинова Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL INFLUENCE ON SPORTSMEN’S ADAPTATION FORMATION AFTER A SERIOUS SPORTS INJURY

Sport becomes a sportsman’s part of life since childhood and being an adult it is difficult for him to imagine life without sport. Everyday trainings, competitions, communication with other sportsmen, trainers – all these things form a sportsman’s personality, as a special type of people. In case of an injury a sportsman is deprived of all mentioned above things and sometimes has to finish his sports career. During every case of injury a sportsman experiences a great psychological stress, which is in the absence of ordinary actions and the zone of own realization. Material. The article analyses the influence of a serious sports injury on psychological state of a sportsman. The problem of a sportsman’s motivation for sports activity and his need for own realization through sport is also considered. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, methods of control, conversation, psychological testing (life quality questionnaireSF-36, Spielberger-Khanin scale of situational and personal anxiety), methods of mathematical statistics. Results. The article gives the definition of psychological-pedagogical influence in terms of rehabilitation process and presents the algorithm of sportsmen’s adaptation by means of pedagogics after a serious sports injury. Conclusion. The algorithm of psychological-pedagogical influence on sportsmen for their adaptation after a serious sports injury includes a successive use of educational and upbringing methods, presented by 4 interconnected components. These are methods, which can be used during individual lessons and in a group. At the same time, it is necessary to take into consideration individual peculiarities of an injured sportsman (age, qualification, the initial level of psychological state and his motivation for sport).

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое воздействие на формированиеадаптации спортсменов после серьезной спортивной травмы»

3 I find it difficult to fulfill my religious duties 2.12 1

4 I am struggling because of the rigidity of some religious teachers 1.10 4

5-Discussion

The tables (3,4,5,6,7,8,9) show that there are (38) counseling needs which require to be satisfied by the students of the institute of Physical Education, University of Mostaganem in the educational, psychological, social ,sexual, health, economic and religious fields.

7-Recommendations

- Develop and construct a counseling program at the Institute of Physical Education on a scientific basis arising from the real needs of the students.

- Propose to the Ministry of Higher Education to create a counseling unit to solve problems affecting students in physical education.

- Sensitizing researchers to make detailed and in-depth studies on the counseling needs of students in important fields that this study has shown.

References

Submitted: 23.07.2017 Received: 26.07.2017

1- LABIDI S (1987). Counseling needs of vocational schools from the perspective of students and administrative workers. Magister Thesis. Faculty of education.Cairo University. 187.

2- DONAHUE R.W (1982). Counseling Need of Adult Black students inurbancom unity colleges, university of Florida Dissertation Abstracts international vol, 43. No. 6 December. 125.

3- ZAHRAN A H (1982) . Psychological guidance and counseling, The world of books. 26, Cairo.

4- DHARI M K ( 2002).School performance and its relationship to the behavior of isolation and counseling needs of students in reputed schools. Master Thesis, Faculty of Education of the University of Baghdad . 45.

5- TOUK, M and ADESS A (1984) .Basic notions of psychology of education. The editions jounrnal. Jordan.

6- ABU ATIYA S D.(1988).Principles of psychological counseling. T1 -Koweit.

7-JOURARAD S M.(1974) Healthy personality. Macmillian publishing company, Inc. New York,p 07.

8- SELTZ D (1983). Theories of personality

9-EZZEBADI A M and ALKHATIB H ( 2001). Principles of psychological guidance and counseling. International scientific publishing house. Amman-Jordanie

Authors information

HENNI Elhadj Ahmed - Faculty of Social Sciences, University of Mostaganem. Algeria, E -mail: [email protected]

SEBBANE Mohammed — Laboratory of Human Movement Sciences (SAMH) - Institute of Physical Education, Mostaganem-Algeria, E-mail: mohamed.sebbane(univ-mosta.dz Mokrani Djamel - Laboratory of Optimization of Physical Activity (OPAPS)- - Institute of Physical Education, Mostaganem-Algeria

For citations: HENNI Elhadj Ahmed, SEBBANE Mohammed, Mokrani Djamel Counseling Needs of Students in the Institute of Physical Education. Mostaganem University. Algeria. The Russian journal ofphysical education and sport (pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports), 2017, Vol. 12, No.4, pp. 118-127. DOI 10/14526/04_2017_272.

DOI 10/14526/04_2017_273 УДК 613.71 : 616-001.5 ББК 75.0 + 54.58

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕАДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ ПОСЛЕ СЕРЬЕЗНОЙ

СПОРТИВНОЙ ТРАВМЫ

Д.В. Федулова — преподаватель Г.А. Ямалетдинова — доктор педагогических наук, профессор ИФКСиМП ФГАОУВО «УрФУ им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина» ул. Коминтерна, д.4, г. Екатеринбург, Россия, 620078

E-mail: [email protected]

Аннотация. Спорт становится частью жизни спортсмена с ранних лет и к осознанному возрасту человеку уже трудно представить себя вне спорта. Ежедневные тренировки, выступления на соревнованиях, общение с другими спортсменами, тренерами - все это формирует личность спортсмена, как особенный тип людей. При получении травмы спортсмен временно лишается всего этого, а иногда в результате травмы вынужден завершить спортивную карьеру. При каждом случае травмы спортсмен испытывает сильный психологический стресс, который заключается в отсутствии привычный действий и зоны собственной реализации. Материал. В статье анализируется влияние серьезной спортивной травмы на психологическое состояние спортсмена. Рассматривается проблема мотивации спортсмена к занятиям спортивной деятельностью и его потребности в реализации себя через спорт. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, методы контроля, беседа, психологическое тестирование (анкета качества жизни SF-36, Шкалу ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина), методы математической статистики. Результат. В статье дано определение психолого-педагогического воздействия в рамках реабилитационного процесса и разработан алгоритм адаптации спортсменов после серьезной спортивной травмы методами педагогики. Заключение. Алгоритм психолого-педагогического воздействия на спортсменов с целью их адаптации после серьезной спортивной травмы включает последовательное применение методов обучения и воспитания, представленных четырьмя взаимосвязанными компонентами. Это методы, которые могут быть применены как на индивидуальных занятиях, так и в групповой форме проведения. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности травмированного спортсмена (возраст, квалификацию, исходный уровень психологического состояния и его мотивацию к занятиям спортом). Ключевые слова: алгоритм, спортивная травма, адаптация, педагогические методы, коленный сустав, реабилитация.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL INFLUENCE ON SPORTSMEN'S ADAPTATION FORMATION AFTER A SERIOUS SPORTS INJURY

Dariya V. Fedulova — Teacher Galina A. Yamaletdinova — Doctor of Pedagogics, Professor Ural Federal University named after the First President of Russia B.N. Yeltsin 4, Kominterna str. 4, Ekateriburg, 620078, Russia

E-mail: [email protected]

Annotation. Sport becomes a sportsman's part of life since childhood and being an adult it is difficult for him to imagine life without sport. Everyday trainings, competitions, communication with other sportsmen, trainers - all these things form a sportsman's personality, as a special type ofpeople. In case of an injury a sportsman is deprived of all mentioned above things and sometimes has to finish his sports career. During every case of injury a sportsman experiences a great psychological stress,

which is in the absence of ordinary actions and the zone of own realization. Material. The article analyses the influence of a serious sports injury on psychological state of a sportsman. The problem of a sportsman's motivation for sports activity and his needfor own realization through sport is also considered. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, methods of control, conversation, psychological testing (life quality questionnaireSF-36, Spielberger-Khanin scale of situational and personal anxiety), methods of mathematical statistics. Results. The article gives the definition ofpsychological-pedagogical influence in terms of rehabilitation process and presents the algorithm of sportsmen's adaptation by means of pedagogics after a serious sports injury. Conclusion. The algorithm of psychological-pedagogical influence on sportsmen for their adaptation after a serious sports injury includes a successive use of educational and upbringing methods, presented by 4 interconnected components. These are methods, which can be used during individual lessons and in a group. At the same time, it is necessary to take into consideration individual peculiarities of an injured sportsman (age, qualification, the initial level of psychological state and his motivation for sport).

Keywords: algorithm, sports injury, adaptation, pedagogical methods, knee-joint, rehabilitation.

Введение

Спорт становится частью жизни спортсмена с ранних лет и к осознанному возрасту человеку уже трудно представить себя вне спорта. Ежедневные тренировки, выступления на соревнованиях, общение с другими спортсменами, тренерами - все это формирует личность спортсмена, как особенный тип людей. При получении травмы спортсмен временно лишается всего этого, а иногда в результате травмы вынужден завершить спортивную карьеру. При каждом случае травмы спортсмен испытывает сильный психологический стресс, который заключается в отсутствии привычный действий и зоны собственной реализации.

Чтобы более целостно составить картину дезориентированного спортсмена, получившего травму, отметим

психологические характеристики возраста травмированного спортсмена. Чаще всего получение серьезных спортивных травм приходится на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства - это, как правило, 20-30 лет. В этот период человек полон сил и энергии, он максимально работоспособен, прочно утверждается во взрослой жизни и приступает к реализации своего жизненного замысла. В молодости наиболее доступны самые сложные виды

профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, легко устанавливаются и развиваются отношения дружбы и любви, возникающие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей. Это оптимальное время для собственной самореализации. [1]

Чаще всего человек в результате травмы становится неспособным заниматься своим привычным делом (спортивной деятельностью) и

самореализовываться, поэтому он жизненно дезориентируется.

В связи с этим создание алгоритма психолого-педагогического воздействия для адаптации спортсменов после серьезной спортивной травмы является актуальным и необходимым.

Психолого-педагогическое воздействие в рамках

реабилитационного процесса мы определяем как процесс влияния педагога на психику спортсмена, эмоционально-чувственную и волевую сферу личности для оптимизации его психологического состояния и формирования у него требуемых качеств, которые способствуют успешному достижению целей

реабилитации. То есть это своего рода психологическая надстройка

педагогическими методами.

Травма спортивная - нарушение целостности и функционального состояния тканей и органов в ходе выполнения физических упражнений [2].

Классификация спортивных травм и, в частности, характеристика «серьезной спортивной травмы» различными авторами определяется по-разному. Леонов С. В. [3] в своем обзоре зарубежных исследований приводит описание «серьезной спортивной травмы», когда спортсмен пропускает более 21 тренировочных или соревновательных дня и нуждается в медицинском лечении.

Длительный отрыв спортсмена от тренировочного процесса является причиной негативных переживаний и изменений как в физическом, так и в психологическом плане.

Чтобы разработать алгоритм адаптации спортсменов после серьезной спортивной травмы, необходимо, во-первых, рассмотреть отличия

«спортсменов» от «неспортсменов», т.к. их жизненные и психические ориентиры отличаются; во-вторых, понимать саму психологическую характеристику возраста людей, занимающихся спортом: что в данный период является в приоритете и какие качества развиты больше всего; в-третьих, учитывать, какие эмоции и чувства спорт формирует у спортсменов, а также его базисные и специфические особенности.

Спортсмены являются отдельной категорией людей, жизненные и психические ориентиры которых отличаются от таковых у неспортсменов. Ильин Е. П. [4] приводит следующие отличия «спортсменов» от

«неспортсменов» (таблица 1).

Свойства личности Спортсмены Неспортсмены

Властность, стремление к доминированию Большая Меньшая

Социальная мотивация (стремление производить хорошее впечатление) Большая Меньшая

Стремление добиться высокого социального статуса Большая Меньшая

Стремление к достижениям Большая Меньшая

Настойчивость Большая Меньшая

Общительность Большая Меньшая

Самоуважение Большая Меньшая

Уверенность Большая Меньшая

Коллективизм Большая Меньшая

Удовлетворенность жизнью Большая Меньшая

Ответственность Меньшая Большая

Дружелюбие Меньшая Большая

Чуткость Меньшая Большая

Терпимость Меньшая Большая

Заботливость Меньшая Большая

Зависимость Меньшая Большая

Самоконтроль Меньшая Большая

Гибкость в поведении Меньшая Большая

Эмоциональная устойчивость Большая Меньшая

Спорт является таким средством и методом физического воспитания, в основе которого лежит соревновательная деятельность, подготовка к ней, а также специфические отношения, связанные с этой деятельностью[5].То есть, главной характеристикой спорта является достиженческий уровень. Соответственно, качества, которые больше всего развиты у спортсменов по сравнению с неспортсменами, связаны именно с этой особенностью спорта - с борьбой и стремлением достичь наивысшего результата: это волевые и лидерские качества личности. В то же время качества эмпатии и дружелюбия развиты менее, т.к. в достижении результата спортсмен неизбежно сталкивается с соперничеством, что способствует его закрытости и формирует внутренний микроклимат самодостаточности.

Помимо общих характеристик выраженности свойств личности спортсменов, для формирования целостной картины индивидуально-психологических особенностей необходимо также понимать, что его мотивирует на участие и занятия спортом. Для этого рассмотрим специфические особенности спортивной деятельности. По мнению Рудика П. А.[6], спортивная деятельность связана :

1) с_проявлением_мышечной

активности в самых различных ее формах

при выполнении специальных физических упражнений. Она требует от спортсмена и, со своей стороны, обеспечивает ему физическую закалку организма и высокий уровень общей физической

подготовленности, основу которого составляет всестороннее физическое развитие человека;

2) с овладением высокой техникой выполнения физических упражнений в избранном виде спорта; она требует от спортсмена специальной систематической тренировки, в процессе которой он усваивает и совершенствует определенные двигательные навыки и развивает необходимые для занятий данным видом спорта качества и волевые черты характера (смелость, решительность, инициативность, волю к победе и др.);

3) со_стремлением_к

совершенствованию в избранном виде спорта и направлена на достижение наивысших результатов;

4) со спортивной борьбой, которая приобретает особо острый характер во время спортивных соревнований. Она требует и, со своей стороны, сама содействует развитию у спортсмена способности к максимальным напряжениям всех его физических сил, большой силы и глубины эмоциональных переживаний, обостренной деятельности всех психических процессов.

Спорт формирует те эмоциональные переживания, которых нет в обычной жизни, поэтому наиболее заметен психологический дискомфорт, связанный с их нехваткой, т.к. невозможно компенсировать их в другой деятельности. Особенности эмоциональных переживаний в спорте заключаются в том, что они связаны:

■ с существенными изменениями, наступающими в жизнедеятельности организма в процессе спортивных занятий;

■ с высоким уровнем совершенства в выполнении технически сложных, трудных и опасных физических упражнений;

■ с процессом спортивной борьбы во время соревнований;

■ с восприятием ритма движений, красоты их формы и других сторон, характеризующих совершенство выполнения физического упражнения (эстетические эмоции);

■ с восприятием внешней обстановки, в которой протекают спортивные занятия или соревнования (стенические и астенические чувства);

■ с глубоким сознанием общественного значения своей спортивной работы (нравственные чувства). Нравственные чувства являются мощными стимулами к

Адаптация - приспособление организма к условиям существования

жизнедеятельности [9]. Изменившиеся в так и социально-психологической адаптации.

В нашем исследовании для формирования адаптации спортсменов после серьезной спортивной травмы мы использовали психолого-педагогическое воздействие через методы обучения и воспитания, последовательно

представленные в следующих

компонентах.

мобилизации всех сил на преодоление иногда очень больших трудностей.

И, конечно, сами соревнования - это экстремальные условия, требующие от психики проявления высокой надежности. Спортсмен, постоянно работающий в таком ритме, при получении травмы ощущает нехватку и этих проявлений в том числе.

Таким образом, исходя из анализа специфики и особенностей спортивной деятельности, можно выделить ряд аспектов, которые тревожат спортсмена при получении травмы: потеря спортивной формы; отсутствие занятий любимым делом; отсутствие

эмоциональных спортивных переживаний; пропущенные игры, тренировки, отставание от партнеров, соперников; ощущение, что подвел команду, тренера, страну; тревожность заполучение новой травмы.

Разработанный нами алгоритм психолого-педагогического воздействия для формирования адаптации спортсменов после получения серьезной травмы включает четыре компонента (поддержка со стороны семьи, друзей, коллег; знание о последствиях травмы; формирование мотивации на реабилитацию;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

формирование психологической

устойчивости к получению новой травмы), которые обеспечивают коррекцию психологического состояния спортсмена.

результате травмы условия существования требуют как физиологической,

Первый компонент - «поддержка со стороны семьи, друзей, коллег». Его цель - оказать поддержку спортсмену в сложившейся ситуации, сформировать положительное внутреннее эмоциональное состояние и замотивировать на реабилитацию. Данный компонент является важным и необходимым при адаптации спортсмена после травмы, однако осуществляется посредством внешнего воздействия, без участия

реабилитолога, поэтому нами рассмотрен не будет. Тем не менее, отметим, что поддержка должна осуществляться не фрагментарно, а на протяжении всего периода реабилитации. Безусловно, при отсутствии такой поддержки необходима будет переориентация качественного содержания реализации методов обучения и воспитания, но целостная картина наполняемости компонентов останется такой, как указано в схеме.

Остальные 3 компонента реализуются друг за другом. Последовательно раскроем содержание каждого компонента.

Второй компонент - «знание о последствиях травмы». Цель -сформировать теоретико-

методологическую компетентность

спортсмена о травме и процессе восстановления. Является информативно очень важным, т.к. когда человек знает в деталях, что с ним происходит и что его ожидает, он морально настраивается и психологически готов к последствиям. Педагогическая работа по формированию знаний реализуется посредством следующих методов обучения: устного рассказа, объяснения и наглядного представления, во-первых, самого строения коленного сустава, передней

крестообразной связки, а также демонстрации техники повреждения, возможных контрактурах и основных допустимых нагрузках по мере восстановления. Важно, чтобы информация по логике передачи передавалась дедуктивным способом, т.е. от общего к частному: при наличии разработанного общего механизма восстановления учитывались индивидуальные особенности каждого случая. Необходимо учитывать пол, возраст, степень подвижности человека, вид спорта, состояние травмированного участка,

предшествующие травмы, технику операции и цели реабилитации.

Для стимулирования и мотивации учения используются учебные дискуссии и формирование убеждения в значимости

учения. Учебные дискуссии ввиду спорности постановки вопроса, обмена мнениями участников реабилитационного процесса стимулируют спортсменов думать и анализировать, искать ответы, таким образом способствуя лучшей ее усвояемости. Формирование убеждения в значимости учения не является прямым методом передачи знания, а носит более воспитательный характер, но тем не менее является методом обучения.

В качестве методов контроля для проверки наличия переданных знаний используются индивидуальный (личный) и фронтальный (с группой) опрос, которые проводятся регулярно частично

практически на каждом занятии, объясняя новый материал, упражнения и параллельно спрашивая о предыдущем. Для более полного представления о начальных знаниях и по завершении реабилитации проводится письменный зачет в виде теста.

Методы воспитания представляют собой способы воздействия педагога на сознание, чувства, волю, поведение воспитанников с целью формирования у них определенных убеждений и навыков, заданных целью воспитания качеств [10].

В данном компоненте схемы реабилитологу необходимо сформировать устойчивые представления о травме, реабилитационном процессе и возможных ее последствиях. Как методы формирования сознания личности для этого используют беседу, дискуссии и метод примера. Отдельно хотелось бы остановиться на методе примера, он является одним из основных, наряду с методом создания ситуации успеха, которые наличествуют на протяжении всего процесса адаптации спортсмена.

Метод примера - это воспитательный метод исключительной силы. Как отмечает ПодласыйИ. П. [10], «его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни

перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие». Можно обучать и формировать у человека любые качества, но если это воздействие расходится с личностью человека, который обучает, то, ни обучение, ни воспитание не происходит.

Личность реабилитолога

оказывается если не решающим, то, по крайней мере, важнейшим условием эффективного психолого-педагогического воздействия. Реабилитолог сам должен быть тем, чему учит других людей. Если мы формируем у спортсменов мотивацию, значит и сами должны быть мотивированы на успех и продуктивную работу на занятиях. Метод примера основан на подражательности, и именно с внимания к нему должна начинаться реализация схемы и вся сущность психолого-педагогического воздействия.

Далее, рассматривая вторую группу методов воспитания, а именно, методы организации деятельности, их решение мы находим в создании воспитывающих ситуаций - это те ситуации, которые направлены на решение воспитательных задач. Например, при необходимости сформировать терпеливость к

реабилитационному процессу мы предлагаем спортсмену занять такое исходное положение, когда он будет чувствовать свою травму, и предлагаем сделать несколько движений в упражнении до болевых ощущений, при этом описывая, какую нагрузку в данный момент испытывает травмированный сегмент и что может произойти, если дать полный объем движений. Через ощущение информация усваивается лучше, т.к. задействован дополнительный анализатор. Либо создавать для спортсмена ситуации выбора, т.е. не описывать конечный результат при совершении действия, а дать спортсмену возможность самому проанализировать и прийти к заключению о полезности того или иного выбора.

К третьей группе методов стимулирования деятельности и поведения относится создание ситуации успеха.

Создавать ситуации успеха необходимо всегда, т.к. спортсмен, учитывая отрыв от основной своей спортивной деятельности из-за травмы, в большинстве случаев будет находиться в подавленном состоянии. Проектировать ситуации можно практически на каждом занятии, отмечая положительные качества личности спортсмена и качества, которые помогают делать успехи в процессе восстановления; подбадривая и отмечая моменты, когда спортсмен справляется с упражнением, отмечая, что у него это хорошо получается. Если не получается что-то, то объяснить еще раз и добиться правильной техники выполнения и потом подбодрить. Это можно делать также при проверке знаний о травме. Иногда можно для демонстрации упражнения привлекать спортсменов, наиболее технически верно справляющихся с заданиями. Например, чтобы показать технику выполнения определенного упражнения, подкорректировать, тогда, как правило, спортсмен себя ощущает по-другому, он чувствует себя важным для помощи другим и осознает, что в этом деле преуспел, т.к. его приводят в пример. Происходит некая мысленная

переориентировка от спорта и соревнований в атмосферу реабилитации.

Следующим компонентом процесса психолого-педагогического воздействия для адаптации спортсменов после серьезной спортивной травмы является «формирование мотивации на реабилитацию». Его цель заключается в том, чтобы сформировать устойчивые убеждения о необходимости процесса реабилитации и побудить спортсмена к систематическим занятиям.

По методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности рассказ заменяется беседой, т.к. формирование мотивации - это нечто более личное, требующее обратной связи. Рассказ эту обратную связь не дает, т.к. заключается в монологическом изложении материала. Беседа же активизирует мыслительную деятельность спортсмена и

при заданном направлении формирует осознанность в целевых установках.

Среди методов стимулирования и мотивации учения выделяем создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, в основном это примеры биографий спортсменов, переживших подобные травмы и сумевших не опустить руки и идти дальше; а также метод создания ситуаций занимательности, который выражается в использовании различных удивительных фактов, различных тестов, приведение необычных аналогий - все, что порождает интерес к содержанию материала, усваивается качественно лучше сухого знания и создает мотивацию на учение. Метод формирования убеждения в значимости учения, а также методы контроля остаются прежними.

Методы воспитания, а именно методы формирования сознания личности раскрываются через методы убеждения, внушения, беседу и метод примера. Два последних метода были описаны выше. Методы убеждения и внушения заключаются в формировании устойчивых взглядов на процесс реабилитации, его необходимость и создании положительных акцентов в алгоритме восстановления. Необходимо дать понять травмированному спортсмену, что состояние травмы - это явление временное, и сформировать представление положительного результата занятий. Для этого используются различные источники информации -фильмы, рассказы и демонстрация выбранного действия, все в нужном контексте передается посредством слова специалиста-реабилитолога, задача

которого заключается в подборе средств и методических приемов убеждения и внушения, чтобы при оценивании, расшифровке и систематизации

информации у спортсменов они формировали необходимые качества и стимулировали у них положительные и нравственно ценные эмоции.

Во второй группе методов мы выделим метод педагогического требования, заключающийся в наличии

внешнего требования, которое переходит в требование спортсмена к самому себе. Это пример дисциплины, организации занятий и внутреннего коллектива (при наличии) и т.д.

В группе методов стимулирования деятельности и поведения, помимо уже описанного, в данном компоненте схемы используются методы соревнования, поощрения и наказания. Метод соревнования является одним из главных стимулов во всей структуре психолого-педагогического воздействия. Во-первых, благодаря данному методу спортсмены вновь могут ощутить те эмоции, которые связаны с конкуренцией и борьбой за лидирующие позиции, что им свойственно. Во-вторых, соперничество рождает продуктивные результаты. Например, соревноваться можно в ежемесячном тестировании процесса восстановления: по объему восстановления мышц пораженного участка, по статическому удержанию положений тела (в зависимости от травмы), по интеллектуальному знанию о травме и механизмах восстановления, на более поздних этапах - по динамическому усилию. Также здесь применим метод поощрения/наказания. Он может быть использован как по результатам метода соревнования, так и отдельно. Поощрение заключается в признании того или иного образа действий, полученного результата для переживания чувства удовлетворения и уверенности в собственных силах для дальнейшего движения вперед. Метод наказания выражается в оценке и корректном осуждении поступков и действий спортсмена для его стимуляции на лучшее поведение.

Четвертый компонент -

«формирование психологической

устойчивости к получению новой травмы». Его целью является адаптация спортсмена к тренировочной и соревновательной деятельности через выполнение специфических для вида спорта упражнений и представление о стабильности травмированного сегмента. Целевые установки самого компонента

немного изменяются, но методы психолого-педагогического воздействия остаются в том же содержании.

Отдельное внимание хотелось бы уделить процентному соотношению в каждом компоненте схемы методов обучения и методов воспитания. Первый компонент мы во внимание не берем ввиду неучастия в нем специалиста-реабилитолога. В реализации компонента «знание о последствиях травмы» существенно преобладают методы обучения (80% на 20%), в остальных двух -«формирование мотивации на

реабилитацию» и «формирование психологической устойчивости к получению новой травмы» - преобладают методы воспитания (30% на 70% и 20% на 80% соответственно). Таким образом, для достижения максимального

положительного результата специалист должен уметь варьировать преобладание одних методов над другими в зависимости от реализации выбранного компонента.

Помимо личного воспитательного воздействия специалиста-реабилитолога, большое значение имеет форма проведения занятий, по физической реабилитации в частности. Имеется в виду индивидуальная и групповая формы. Несмотря наиндивидуальный подход, который, безусловно, должен присутствовать при рассмотрении каждого случая в реабилитации, мы придерживаемся позиции преимущества групповой формы проведения занятий. Преимущество заключается в том, что спортсмен, приходя на занятие, находится среди других спортсменов, которые имеют аналогичную травму. Помимо обмена информацией, впечатлениями от травмы, имеется возможность, как описывал Макаренко А. С. [11]: «принципа параллельного действия». В его основе - требование воздействовать на личность не непосредственно, а опосредованно, через коллектив. Таким образом, появляется дополнительный инструмент психолого-педагогического воздействия для

адаптации спортсменов после серьезной спортивной травмы.

Нами было проведено исследование эффективности разработанного алгоритма психолого-педагогического воздействия для адаптации спортсменов после серьезной спортивной травмы. Данный алгоритм и сама схема были апробированы на спортсменах после сочетанной травмы передней крестообразной связки и мениска коленного сустава.

Методы и организация исследования

Исследование проводилось на базе ГБУЗ СО «Центр специализированных видов медицинской помощи «Уральский институт травматологии и ортопедии имени В. Д. Чаклина». В исследовании приняли участие 75 человек: пациенты, которым была проведена операция по восстановлению передней крестообразной связки из сухожилия полусухожильной и тонкой мышц бедра. Помимо основного нарушения (разрыва ПКС), у пациентов было повреждение мениска (67% -медиального и 33% - латерального). Возраст пациентов 20-35 лет, травм коленного сустава ранее не имели. С травмированными спортсменами были организованы групповые занятия лечебной гимнастикой на протяжении 6 месяцев после операции по восстановлению ПКС и резекции мениска.

Критерии, на основе которых осуществлялась оценка реализации алгоритма психолого-педагогического воздействия:

1) сформированность представлений об анатомо-физиологических структурах травмированного сегмента и особенностях травмы;

2) знание об этапах процесса реабилитации и двигательных возможностях на каждом из них;

3) наличие сформированных мотивов на реабилитацию;

4) личные убеждения о значимости процесса восстановления;

5) переориентирование внимания с травмы на новые интересы в спорте или общественной жизни;

6) психологическая уверенность в физических возможностях травмированного сегмента (при реальных физиологических основаниях);

7) стремление к успеху и желание дальнейшего развития.

Проверка достижения данных критериев осуществлялась посредством

методов контроля и личных бесед со спортсменами. Далее для оценки мы использовали 2 теста: анкету качества жизни SF-36 и Шкалу ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты тестирования спортсменов представлены в таблицах 3, 4.

Таблица 3 - Результаты оценки качества жизни по анкете SF-36

До операции 3 месяца 6 месяцев От «До операции» до 6 мес.

PH MN PH MN PH MN PH MN

Рез-т, % 40,5±7,1 50,8±8,3 36,8±6,2 52,7±6,5 43,5±7,9 56,5±6,3

Р - - 0,007 0,188 <0,001 0,004 0,045 <0,001

Тр,% - - -9,1 +3,7 +18,2 +7,2 +7,4 +11,2

Примечание: PH (Physical Health) - физическое здоровье, MN (Mental Health) -психологическое здоровье, p - критерий достоверности различий между группами, Тр - темп роста

Таблица 4 - Результаты ситуативной и личностной тревожности пациентов по шкале

До операции 3 месяца 6 месяцев От «До операции» до «6 мес.»

СТ ЛТ СТ ЛТ СТ ЛТ СТ ЛТ

Рез-т, % 41+-3,5 27,1+-4,8 33,1+-5,4 26,1+-5,5 28,3+-4,3 25,6+-5 - -

Р - - <0,001 0,64 0,016 0,804 <0,001 0,45

Тр,% - - -19,3 -3,7 -14,5 -1,9 -31 -5,5

Примечание: СТ - ситуативная тревожность, ЛТ - личная тревожность

Оба теста показывают

положительную динамику реализации алгоритма адаптации спортсменов после

серьезной спортивной травмы. В частности, мы наблюдаем улучшение качества жизни как в физическом, так и в психологическом

компонентах здоровья по анкете SF-36, а также снижение ситуативной и личной тревожности по шкале Спилбергера-Ханина. Особенно отметим, что снижение ситуативной тревожности значительно в большем соотношении по сравнению с личностной: данный показатель

характеризует нынешнее (ситуативное) эмоциональное состояние спортсмена и интенсивность переживаний. Его улучшение на 31% по сравнению с состоянием до операции свидетельствует об эффективности выбранных методов психолого-педагогического воздействия и результативности их комплектования.

Заключение. Таким образом, алгоритм психолого-педагогического

воздействия на спортсменов с целью их адаптации после серьезной спортивной травмы включает последовательное применение методов обучения и воспитания, представленных четырьмя взаимосвязанными компонентами. Это методы, которые могут быть применены как на индивидуальных занятиях, так и в групповой форме проведения. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности травмированного

спортсмена(возраст, квалификацию,

исходный уровень психологического состояния и его мотивацию к занятиям спортом).

Литература

1. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 352 с.

2. Кузнецова З.М. Исторические предпосылки формирования физкультурного образования [Электронный журнал] / З.М. Кузнецова, Ю.П. Симаков // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2007. -Том 2. - №4. - С. 8-14. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/magazine/48.html.

3. Кузнецова З.М. Модель формирования имиджа будущего специалиста в контексте здоровья [Электронный ресурс] / З.М. Кузнецова, М.Н. Савосина, Н.А. Храмова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2006. -Том 1. - №1. - С. 25-30. Режим доступа: http://iournal-science.org/ru/magazine/49.html.

4. Kuznetsova Z., KuznetsovA., Mutaeval., KhalikovG., ZakharovaA., 2015. Athletes preparation

based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)

5. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z. 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus)

6. Кулагин, И. Ю. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагин, В. Н. Колюцкий. - Москва : Академический проект ; Трикста, 2011. - 420 с.

7. Леонов, С. В. Переживание спортивной травмы / С. В. Леонов // Национальный психологический журнал. - 2012. - №2 (8). - С. 136143

8. Макаренко, А. С. Коллектив и воспитание личности / А. С. Макаренко. - Москва : Педагогика, 1972. - 236 с.

9. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского.

- Москва, 1983. - 320 с.

10. Педагогический энциклопедический словарь. - Москва : Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

11. Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов : В 2 кн. / И. П. Подласый. - Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания.

- 256 с.

12. Рудик ,П. А. Психология : учебник для институтов физической культуры / П. А. Рудик. -Москва : Физкультура и спорт, 1958. - 501 с.

13. Смирнов, В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях / В. И. Смирнов. - Москва : Педагогическое общество России, 2000. - 416 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Суслов, Ф. П. Толковый словарь спортивных терминов / Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский. - Москва : Физкультура и спорт, 1993. - 351 с.

15. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. Около 9500 терминов / Сост. Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. -Москва : СпортАкадемПресс, 2001. - 480 с.

References

1. Ilin E. P. Psihologiya sporta [Psychology of sport]. Saint-Petersburg, Piter, 2011, 352 p. (in Russian).

2. Kuznetsova Z.M., Simakov Yu.P. Historical offer of the formation of physical education. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2007, Vol. 2, no 4, pp. 814. Available at: http://iournal-science.org/ru/magazine/48.html.

3. Kuznetsova Z.M. Savocina M.N., Khramova N.A. The model of formation of image of the future

specialist in the context of health. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports]. 2006, Vol. 1, no 1, pp. 25-30. Available at: http://journal-science.org/ru/magazine/49.html.

4. Kuznetsov A., Mutaeva I., Kuznetsova Z. 2017. Diagnostics of Functional State and Recerve Capacity of young Athletes' Organizm. In Proceedings of the 5th International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 111-115 (Scopus)

5. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A., 2015. Athletes preparation based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. P. 156-160 (Scopus)

6. Kulagin I. Y., Kolyutskiy V.N. Psihologiya razvitiya I vozrastnaya psihologiya: polnyj zhisnennyj cikl razvitiya cheloveka: posobie dlya vuzov[Developmental psychology and age-specific psychology: A full life cycle of a person's development: manual for higher educational establishments]. Moscow, Academic project; Triksta, 2011, 420 p. (in Russian).

7. Leonov S. V. Sports injury overcoming. Nacional'nyh psihologicheskij zhurnal [National psychological journal]. 2012, No. 2 (8), pp. 136-143 (in Russian).

8. Makarenko A. S.Kollektiv I vospitanie lichnosti [Collective and personality upbringing]. Moscow, Pedagogics, 1972, 236 p. (in Russian).

9. BabanskiyY.K. Pedagogika [Pedagogics]. Moscow, 1983, 320 p. (in Russian).

10. Pedagogicheskaya enciklopediya [Pedagogical encyclopedia]. Moscow, Big Russian encyclopedia, 2002, 528 p. (in Russian).

11. PodlasyiI. P.Pedagogika. Novyj kurs: uchebnik dlya studentov pedagogicheskih vuzov: v 2-h knigah[Pedagogics. New course : textbook for the students of pedagogical higher educational establishments: In 2 books]. Moscow, Humanitarian publishing center VLADOS, 1999, 256 p. (in Russian).

12. Rudik P. A. Psihologiya: uchebnik dlya institutov fizicheskoj kul'tury [Psychology : Textbook for physical culture Institutions]. Moscow, Physical culture and sport, 1958, 501 p. (in Russian).

13. Smirnov V. I.Obchaya pedagogika v tezisah, definiciyah, illyustraciyah [General pedagogics in theses, definitions, illustrations]. Moscow, Pedagogical society of Russia, 2000, 416 p. (in Russian).

14. Suslov F. P., Vaytsekhovsliy S.M.Slovar' sportivnyh terminov [Glossary of sports terms]. Moscow, Physical culture and sport, 1993, 351 p. (in Russian).

15. Suslov F.P., Tyshler D.A. Terminology of sport. Slovar ' sportivnyh terminov. Bolee 9500 terminov [Glossary of sports terms. About 9500 terms]. Moscow, SportAcademPress, 2001, 480 p. (in Russian).

Подано: 30.10.2017 Принято: 03.11.2017

Федулова Дарья Владимировна — преподаватель кафедры сервиса и оздоровительных технологий, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики ФГАОУВО «УрФУ им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина», Россия, 620078, г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, д.4, darya-fedulova@yandex. ru

Ямалетдинова Галина Александровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории физической культуры, Институт физической культуры, спорта и молодежной политики ИФКСиМП ФГАОУ ВО «УрФУ им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина», Россия, 620078, г. Екатеринбург, ул. Коминтерна, д.4,

Для цитирования: Федулова Д.В., Ямалетдинова Г.А. Психолого-педагогическое воздействие на формирование адаптации спортсменов после серьезной спортивной травмы // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №4. - С. 127-139. DOI 10/14526/04_2017_273.

DOI 10/14526/04_2017_274

ОЦЕНКА СПИРОМЕТРИЧЕСКИХ И СЕРДЕЧНО-РЕСПИРАТОРНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЕГУНОВ КЕНИИ НА ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ

Фрэнсис Мундиа Мванги - (PhD) преподаватель,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.