УДК658.152
А. М. Хисматуллина, В. И. Кислова
ВЛИЯНИЕ МОРАЛЬНОГО ИЗНОСА ОБОРУДОВАНИЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ОАО «НИЖНЕКАМСКШИНА»
Ключевые слова: моральный износ, физический износ, оборудование, нефтехимическая отрасль Республики Татарстан.
В данной статье авторы рассмотрели ключевые проблемы, препятствующие эффективному развитию ОАО «Нижнекамскшина» и активизации его предпринимательской деятельности. Проблемы морального и физического износа оборудования повышают издержки компании, что негативно влияет на конкурентоспособность продукции и эффективность развития предприятия в отрасли.
Keywords: obsolescence, physical wear, equipment petrochemical industry of the Republic of Tatarstan.
In this articlethe authors examined the key issues affecting the efficient development OJSC «Nizhnekamskshina» and revitalize its business. Problems of moral and physical wear and tear increase the company's costs, which negatively affects the competitiveness ofproducts and efficient development of the enterprise sector.
Проблемам морального износа технологического оборудования в экономической практике уделяется недостаточно внимания в силу следующих причин. Во-первых, теория морального износа развивается, но определение износа формулируется по-разному с точки зрения теории, учетной и оценочной деятельности. Во-вторых, отсутствие системного подхода к понятию износа привело к тому, что нет единых признаков в видовой структуре износа.
Задача оценки качества выпускаемых объектов техники, технологии и услуг тесно связана с задачей учета срока их морального износа, расчета того срока, когда она исчерпает свой эффективност-ный и информационный потенциал и уже не сможет считаться ни новой, ни полезной.
На наш взгляд, при определении морального износа машины должны рассматриваться в составе совокупной потребительной стоимости, представляющей комплекс единичных потребительных стоимостей, каждая из которых подвергается моральному износу.
Основным критерием отнесения оборудования к морально изношенному в международных стандартах, является появление на рынке нового образца техники, функционально заменяющее старое.
Усиливается воздействие морального износа на воспроизводство основного капитала в связи с тем, что внедряемые новые машины все более утрачивают характер отдельных элементов, не связанных друг с другом, не зависимых один от другого.
Моральный износ оборудования активно влияет на качество продукции. Так, на сегодняшний день относительный размер потерь от брака выпускаемой продукции ОАО «Нижнекамскшина» составляет 15-17% от общего объема производства продукции предприятия, что составляет около 10 млн.руб. недополученной валовой прибыли.
ОАО «Нижнекамскшина» из-за брака и недостаточно качественной продукции, а так же высокой себестоимости продукции теряет своих крупных покупателей в лице ОАО «КамАЗ».
В связи с тем, что предприятие производит свою продукцию по классическим технологиям, это
делает ее не конкурентоспособной. Следовательно, нужно менять морально изношенное оборудование, так как инновации являются неотъемлемой частью успешного производства.
На моральный износ могут оказывать влияние следующие группы факторов:
- низкая квалификация персонала. Повышение конкурентоспособности продукции предприятия требует от производителя внедрения инновационных технологий. Как следствие, с появлением нового оборудования необходимо приспособить квалификацию сотрудников к новым технологическим процессам. Как правило, многие производители экономят на повышение квалификации персонала, на их обучение в образовательных центрах и, следовательно, росте производственного потенциала. Низкое качество образовательного процесса, а в ряде случаев его отсутствие, влечет за собой неспособность работающих владеть навыками передовых технологических процессов. С вводом в 2004 году производство шин по технологии «Пирелли», руководство ОАО «Нижнекамскшина» посчитало целесообразным обучить новому процессу производства непосредственных участников, таких как аппаратчики подготовки сырья, вулканизаторщики, сборщики покрышек, а также направить участников руководящего аппарата предприятия;
- предпринимательская активность производителя.
Предпринимательская активность характеризуется умением производителя приспосабливаться к изменяющимся факторам внешней среды, используя внутренние возможности предприятия. Анализируя предпринимательскую активность ОАО «Нижнекамскшина», можно отметить, что предприятие, осуществляя мониторинг рынка, стремится максимально увеличить свое рыночное присутствие, используя внутренние резервы.
ОАО «Нижнекамскшина» осуществляет следующие мероприятия по активизации предпринимательской деятельности:
- совершенствует и модернизирует технологию производства вводом новых технологических
процессов, таких как «Пирелли», «ЦМК», «Виатти»;
- осваивает стратегию ценовой конкуренции, назначая произведенной продукции, такие цены, которые максимально способны приблизить их к требованиям рынка потребления. Реализуя свою продукцию на рынок комплектации, предприятие предлагает цены на порядок ниже себестоимости, что позволяет производителям автопромов снизить издержки производства;
- в настоящее время активизирован рынок экспорта, на котором ОАО «Нижнекамскшина» конкурирует с мировыми лидерами производства шинной продукции. Около 20% продукции ОАО «Нижнекамскшина» экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Шины отгружаются в страны СНГ, а также Англию, Австрию, Бразилию, Германию, Испанию, Саудовскую Аравию, Кубу, Иран, Польшу и другие страны. Однако, имеются и негативные факторы, влияющие на деловую активность предприятия. Во-первых, предприятие функционирует на рынке с 1974 года, очевидно, что большая часть производственного оборудования имеет высокую степень морального и физического износа, что отражается на качестве и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Во-вторых, отказ от поставки давальческого сырья с 2011 года повлияло на рост себестоимости продукции и, как следствие, на снижение экономического эффекта производителя. В-третьих, появление на рынке недобросовестных игроков, таких как Китай, предлагающие продукцию по низким ценам в обход российским таможенным пошлинам, препятствует реализации в России политики честной конкуренции;
- устаревшие технологии требующие высоких затрат в обслуживании.
Компания, четко представляющая фактическое состояние и потенциал технологии, может правильно определить технологическую стратегию. Одновременно оцениваются и риски, связанные с применением выбранной стратегии (возможный дефицит сырья, неблагоприятное развитие цен монополистов, ужесточение экологических требований). Компания должна также знать, насколько новая технология совместима с текущим и будущим производством в организационном и кадровом планах. Необходим систематический анализ технологических возможностей и их реализации путем эффективного управления технологией;
- дорогое сырье.
Производство с высоким показателем морального износа оборудования вынуждено нести дополнительные издержки по обработке сырья и материалов. Высокая степень износа влияет на увеличение объема бракованной продукции или продукции несоответствующей нормам качества международного стандарта. Данные недостатки лишь с одной стороны освещают причины роста рыночной цены производителя и снижения его конкурентоспособности.
Использование морально устаревшей техники, таким образом, становится неэффективным и она, до наступления ее полного физического износа, должна быть заменена новой или модернизирована.
В связи с большой конкуренцией и широким ассортиментом товаров на рынке, предприятию требуется высокая инновационная активность.
Сейчас основная проблема - резкое отставание подготовительных производств. Причины таковы:
- чрезмерный физический износ большей части агрегатов, многие из которых работают по 20 и более лет;
- несоответствие технических характеристик и технологических возможностей оборудования современным рецептам исходных смесей для изготовления шин;
- необходимость использования для производства новейших конкурентоспособных шин очень сложных смесей, требующих многостадийных процессов их приготовления, причем производство именно таких сложных и трудоемких смесей достигает ныне 50-60% от общего объема производимой резины.
Считается, что состояние основного (вулка-низационного) оборудования ОАО «Нижнекамск-шина» вполне удовлетворительное: должную производительность оно обеспечивает, поломки и аварии редки. Но все это оборудование давно устарело морально, а четыре из пяти - устарело и физически. Работоспособность агрегатов обеспечивается исключительно за счет самоотверженной работы механических и ремонтных служб.
На имеющемся оборудовании нельзя повысить точность технологических процессов, без чего конкурентоспособные шины не изготовить. Следовательно, техническое перевооружение и основных цехов с каждым месяцем становится все актуальнее.
Особенность технического и технологического развития российской шинной промышленности, прежде всего, обусловлена жесткой конкуренцией на внутреннем рынке. Для обеспечения конкурентоспособности продукции отечественных шинных предприятий необходимо в первую очередь провести их техническое перевооружение. Производственные фонды многих шинных заводов морально и физически устарели, а технологическая база, в лучшем случае, дотягивает до уровня 80-х годов прошлого столетия и нуждается в кардинальном обновлении, так как 50-70% оборудования подготовительных и сборочных цехов многих предприятий эксплуатируется более 20-30 лет. В результате снижается производительность труда, не обеспечивается необходимый уровень стабильности процессов и качества шин. О низком уровне производительности труда отечественных шинных заводов наглядно свидетельствует тот факт, что выработка на одного работающего в шинной промышленности России в 2,5 раза меньше, чем в Китае, и в 8 раз меньше, чем в США.
Предприятие предполагает покупку нового оборудования «УМ1 248 БЬ», стоимостью 111 788 7000 млн. руб., взамен «ЛСПР-710-1150».
Так как настоящее оборудование морально устарело можно рассчитать ущерб от эксплуатации данного оборудования для смешивания сырья (табл.1).
Таблица 1 - Расчет ущерба от эксплуатации оборудования
Показатели ЛСПР-710-1150 VMI 248SL
Мощность, ед/год 28600 3 080 000
Первоначальная стоимость 3 325 000 111 788 700
Норма амортизации 25% 25%
Годовая амортизация 831 250 27 947 175
Амортизационные отчисления на единицу продукции 29,1 9,07
Годовой ущерб = (29,1 - 9,07) x9,07 = 181,672млн.руб.
Следуя результатам исследования, мы пришли к выводу, что ОАО «Нижнекамскшина» осуществляет производство продукции на морально устаревшем оборудовании. В связи с этим, себестоимость продукции достаточно высока, что негативно влияет на цену реализации продукции и делает ее не конкурентоспособной.
В свою очередь, предприятие имеет резкий спад объемов продаж по нескольким видам шин, возможно, это возникает вследствие не удовлетворения потребительского спроса по качеству продукции.
Данный фактор способствует потере предприятием части прибыли и снижает рентабельность производства и реализации продукции.
Таким образом, мы рассмотрели ряд важнейших факторов и условий, способных влиять на деятельность ОАО «Нижнекамскшина», что и снижает его рыночный потенциал.
Мы считаем, что предприятие способно сохранить свое рыночное превосходство, если будут выполнены следующие условия:
- направление инвестиций со стороны ОАО «Татнефть» на приобретение и замену морально устаревшего оборудования, что даст возможность конкурировать с передовыми участниками рынка;
- снижение себестоимости продукции позволит обеспечить предприятию предложение кон-
курентоспособных цен и рост экономических показателей;
- повышение уровня квалификации работающего персонала обеспечит возможность роста производительности на прогрессивном технологическом оборудовании и увеличения производственного потенциала компании.
Литература
1. Агеева Е.П., Дырдонова А.Н. Проблемы трансфера технологий в России // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17. - № 13. - С. 347-350.
2. Андреев П.М., Морозов И.Я. Об оценке технического уровня объектов техники // Стандарты и качество. - № 6. - 2011. - С. 12-18.
3. Гирфанова Е.Ю., Дырдонова А.Н. Зарубежный опыт в оценке деятельности российских предприятий шинной промышленности // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17. - № 13. - С. 336339.
4. Литвак Б. Стратегическое управление инновационным развитием // Экономика России: XXI век. - 2012. - № 25. - С 25-28.
5. Мельник А.Н., Дырдонова А.Н. Комплексный анализ влияния различных факторов на прибыль предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - 2011. -№ 48 (255). - С. 2-7.
6. Панченко Е. Ю. Моральный износ технологического оборудования. Автореферат диссертации. Иркутск -2005. - 25 с.
7. Стародубова А.А., Дырдонова А.Н., Андреева Е.С., Зинурова Р.И. Интеграция ВУЗов и бизнеса в рамках инновационной системы // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17. - № 12. - С. 380-383.
8. Фомин Н.Ю., Дырдонов аА.Н., Зинурова Р.И. Формирование территориально-производственных кластеров как эффективный механизм развития региональной экономики // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17. - № 12. - С. 384-387.
© А. М. Хисматуллина - канд. эконом. наук, доцент кафедры экономики и управления НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ» [email protected]; В. И. Кислова - ст. преп. кафедры экономики и управления НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ», [email protected].
© A. M. Khismatullina - PhD in Economics, Assistant Prof. of Economics and Management Department Nizhnekamsk Institute of Chemical Technology KNRTU, [email protected]; V. I. К^Ьуа - Lecturer of Economics and Management Department Nizhnekamsk Institute of Chemical Technology KNRTU, [email protected].