УДК 331
НР. Дышенова,
старший преподаватель, Института социальной инженерии, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва
К.М. Ксенофонтова, старший преподаватель,
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва
ВЛИЯНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
NR Dyshenova,
senior lecturer, Institute of Social Engineering, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian State University named after. A.N. Kosygina (Technology. Design. Art)», Moscow
Е-mail: [email protected] KM. Ksenofontova, Senior Lecturer,
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian State University named after. A.N. Kosygina (Technology. Design. Art)», Moscow
Е-mail: [email protected]
INFLUENCE OF MORAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE ON THE EFFICIENCY OF HUMAN RESOURCES MANAGEMENT
Аннотация. В статье рассмотрены особенности влияния морально- психологического климата на эффективность кадрового менеджмента. Актуальность исследуемой проблематики определяется значимостью морально-психологического климата для качественной организации трудовых процессов в компании. Эффективность использования трудового потенциала оказывает масштабное влияние на финансовые результаты хозяйственно-экономической деятельности предприятия. Благоприятный морально-психологический климат создает условия для роста производительности труда, повышения уровня лояльности персонала, а также формирует корпоративную идентичность членов трудового коллектива. Совокупность названных обстоятельств в условиях агрессивной конкурентной среды являются ключевым фактором обеспечения устойчивости функционирования хозяйствующего субъекта при турбулентности рыночной конъюнктуры. В этой связи важной задачей менеджмента выступает системная диагностика текущего состояния морально-психологического климата, итоги которой формируют информационную базу для принятия управленческих решений относительно его улучшения. Задача улучшения морально-психологического климата важна для всех хозяйствующих субъектов независимо от масштабов ведения коммерческой деятельности. Авторами делается вывод о том, что качество трудовой деятельности и интенсивность выполнения трудовых задач во многом зависят от текущего состояния морально-психологического климата в коллективе. В этой связи проактивное управление морально-психологическим климатом является важнейшим фактором повышения производительности труда и роста экономической эффективности использования трудового потенциала. В работе раскрываются сущность морально-психологического климата, его влияния на эффективность кадрового менеджмента, рассматриваются ключевые признаки благоприятного морально-психологического климата.
Ключевые слова: экономика трудовых процессов, кадровый менеджмент, производительность труда, морально-психологический климат.
Abstract. The article examines the features of the influence of the moral and psychological climate
on the effectiveness of personnel management. The relevance of the problem under study lies in the importance of the moral and psychological climate for the quality organization of labor processes in the company. The efficiency of using labor potential has a large-scale impact on the financial results of the economic activity of the enterprise. The presence of a favorable moral and psychological climate creates conditions for increased labor productivity, increased levels of staff loyalty, and also forms the corporate identity of members of the workforce. The set of identified circumstances in an aggressive competitive environment are key factors in ensuring the sustainability of the functioning of an economic entity in the face of turbulent market conditions. In this regard, an important management task is the systematic diagnosis of the current state of the moral and psychological climate, the results of which form a comprehensive information base for making management decisions regarding its improvement. The issue of improving the moral and psychological climate is important for all economic entities, regardless of the scale of commercial activity. The authors conclude that the quality of work activity and the intensity of performing work tasks largely depend on the current state of the moral and psychological climate in the team. In this regard, proactive management of the moral and psychological climate is the most important factor in increasing labor productivity and increasing the economic efficiency of using labor potential. The work reveals the essence of the moral and psychological climate, the factor of its influence on the effectiveness of personnel management, and also provides the key features of a favorable moral and psychological climate.
Key words: economics of labor processes, personnel management, labor productivity, moral and psychological climate.
Управление морально-психологическим климатом коллектива является важной составляющей достижения эффективности кадрового менеджмента. В контексте исследуемой проблематики нельзя не согласиться с мнением М.В. Мухиной, которая делает вывод о существенной корреляции между состоянием морально-психологического климата и финансовыми результатами хозяйственно-экономической деятельности предприятия [8, с. 355]. Однозначного определения сущности морально-психологического климата в научной среде не существует. Каждый автор предлагает свое виденье данной категории кадрового менеджмента, акцентируя внимание на тех или иных ключевых аспектах с учетом субъективной научной позиции. Обобщая трактовки сущности материально-психологического климата, обозначим его наиболее актуальные черты:
— является результатом поведения членов трудового коллектива и внешнего проявления ими своих эмоций относительно друг друга;
— строится на совокупности эмоциональных оценок текущего психологического состояния в рамках рабочего процесса;
— носит сугубо субъективный характер и формируется на основе персо-
нифицированного эмоционального восприятия текущей психологической ситуации каждым работником;
— выступает следствием психологической оценки межличностных коммуникаций в трудовом коллективе разного уровня.
Морально-психологический климат коллектива является достаточно емким и многогранным понятием, на который влияет огромное количество факторов. Е.А. Бегунова выделяет следующие факторы, оказывающее решающее влияние на формирование морально-психологического климата:
— личностные характеристики и стиль управленческого поведения руководителя (для крупных компаний имеет значение аналогичные критерии относительно ведущих менеджеров);
— уровень сплоченности коллектива;
— специфика хозяйственно-экономической деятельности предприятия;
— степень психологической совместимости отдельных представителей коллектива [2, с.153].
На рис. 1 представлено влияние морально-психологического климата коллектива на эффективность хозяйственно-экономической деятельности предприятия.
А.Л. Рассказова при оценке морально-психологического климата считает целесообразным обратить внимание на аналогичный набор факторов с незначительными отклонениями:
— степень конфликтности межличностных отношений в рамках трудового договора;
— используемый стиль руководящего менеджмента;
— применяемая система мотивации и ее ключевые инструменты;
— механизмы организации трудовых процессов [12, с. 205].
По мнению Н.Н. Ахмедовой, ключе -вым фактором создания благоприятного морально-психологического климата на предприятии выступает снижение уровня конфликтности [1, с. 172]. Появление конфликтов является результатом неразрешимых противоречий двух или более субъектов. Последствия конфликтов, особенно латентных, носят крайне разрушительный характер для психологического
климата в коллективе и приводят к росту напряженности в рамках межличностных отношений. В этой связи уменьшение числа и сокращение глубины конфликтов оказывают крайне благоприятное воздействие со состояние психологического климата.
Как отмечает С.С. Железняков актуальным фактором, оказывающим влияние на формирование морально-психологического климата, является стиль управления [6, с. 100]. Особенности стиля принятия управленческих решений, а также доведение этих решений до представителей трудового коллектива отражают не только уровень коммуникаций, но и степень сплоченности сотрудников. В оптимальном варианте принятие управленческих решений должно носить коллективный и прозрачный характер, где актуальным является мнение каждого. При доведении результатов управленческих решений до представителей трудового коллектива необходимо использовать принцип обратной связи.
Рис. 1. Влияние морально-психологического климата коллектива на эффективность хозяйственно-экономической деятельности предприятия
Е.А. Демидова также отмечает главенствующую роль руководителя и стиля его управленческого поведения в формировании морально-психологического климата [5, с. 157]. Именно руководитель организации задает общий вектор развития коммуникационных отношений как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне. Кроме того, от позиции руководителя зависит интенсивность образования
неформальных внутрикорпоративных групп.
Стержневой целью управления морально-психологическим климатом является достижение максимального уровня его благоприятности. В этой связи на основе материалов научных работ [2, с. 155; 7, с. 420; 10, с. 13] на рис. 2 представлены ключевые признаки благоприятного морально-психологического климата.
Рис. 2. Ключевые признаки благоприятного морально-психологического климата
Удовлетворенность трудом является важным элементом формирования благоприятного морально-психологического климата. С учетом позиции Я.В. Грибовой можно отметить, что удовлетворенность трудом носит многофункциональный характер, который складывается из совокупности следующих элементов:
— соответствие выполняемых трудовых функций возможностям и компетенциям сотрудника;
— устойчивые доброжелательные горизонтальные коммуникации с членами трудового коллектива;
— отсутствие психологического давления со стороны руководства и ведущего менеджмента;
— наличие действенной и релевантной системы мотивации [4, с. 89].
Достижение данных критериев имеет важное значение для обеспечения эффективности хозяйственно-экономической деятельности предприятия. Как отмечает Д.Д. Шубина, присутствие благоприятного морально-психологического климата создает условия для роста производительности труда, повышения уровня лояльности персонала, а также формирует корпоративную идентичность членов трудового коллектива [14, с. 78]. В этой связи менеджмент компании должен регулярно осуществлять мероприятия, направленные на улучшение морально-психологического климата, которые будут приводить к расширению потенциала коммерческой эффективности.
Важное место в системе факторов разработки программы улучшения морально-психологического климата в компании занимает этика и мораль. В этой связи Н.А. Болмосова отмечает тот факт, что ис-
пользование соответствующих этических и моральных норм и принципов в системе менеджмента организации является важным инструментом как снижения напряженности в конфликтах, так и их предотвращения [3, с. 15]. Этика и мораль в системе менеджмента компании оказывают существенное влияние на формирование определенного уровня морально-психологического климата. Деловое общение в рамках хозяйственно-экономической деятельности предприятия является не только часть коммуникативной деятельности индивида, но и элементом коммуникационных взаимоотношений в компании. Важная роль делового общения в системе менеджмента организации отводится в проблеме разрешения внутрипроизводственных конфликтов. В этой связи в системе менеджмента организации необходимо в первую очередь развивать этику делового общения.
На формирование определенного набора этических норм и принципов, которые используются в системе менеджмента организации существенное влияние оказывает такой критерий как мораль общества. На данный факт обращает внимание в своей публикации Н.А. Крюкова [7, с. 420], который отмечает, что мораль, существующая в общественных отношениях, трансформируется в определенные нормы этического поведения, которые применяют сотрудники в рамках своего коммуникационного взаимоотношения в компании.
Основным документом, в рамках которого происходит закрепление тех или иных норм корпоративного поведение и межличностных отношений в организации, является кодекс профессиональной
корпоративной этики. Кодекс профессиональной корпоративной этики представляет собой локальный нормативно-правовой документ, который разрабатывается в системе менеджмента организации и служит главным образом для построения качественных коммуникационных процессов внутри организации. Кодекс профессиональной корпоративной этики регулирует, как правило, определенного уровня взаимоотношения внутри коллектива организации и утверждается её руководством. Таким образом, можно сделать вывод о том, что этика и мораль играют существенную роли в системе современного менеджмента любой организации. Грамотное использования этического капитала компании является основой для формирования высокого уровня коммуникационных взаимоотношений внутри неё, что приводит к росту эффективности использования не только трудового потенциала, но и всех иных ресурсов в деятельности корпорации. Среди факторов разработки программы улучшения морально-психологического климата необходимо обязательно обратить внимание на особенности применяемой системы мотивации. Текущее состояние корпоративной культуры также выступает актуальным фактором разработки программы улучшения морально-психологического климата в компании. Корпоративная культура представляет собой комплекс философских суждений, критериев и рамок поведения сотрудников компании, которые разделяются большей частью коллектива и исторически сложились в нем. Корпоративная культура отражает систему идентичных корпоративных характеристик, которые присущи большей части коллектива предприятия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на разработку программы улучшения морально-психологического климата оказывает влияние значительное количество факторов. Каждый фактор должен быть исследован и учтен при выработке тактики применения тех или иных технологий улучшения психологического климата. К числу основных факторов необходимо отнести этику и мораль менеджмента, стиль руководства, состояние корпоративной культуры, применяемую
систему мотивации, специфику хозяйственно-экономической деятельности, структуру существующих горизонтальных и вертикальных коммуникаций с учетом их эмоциональной оценки членами коллектива. Достижение положительного результата в рамках программного подхода может произойти только при комплексной оценке всей совокупности влияющих факторов и персонифицированном использовании управленческих инструментов.
Список литературы
1. Ахмедова Н.Н. Разрешение конфликтов как основа создания благоприятного психологического климата в коллективе / Н.Н. Ахмедова // Обмен знаниями в образовательном процессе. сборник научных трудов. Казань. — 2021. — С.170-174
2. Бегунова ЕА. Опыт и решения проблемы мотивации трудовой деятельности / Е.А. Бегунова // Global Science and Innovations: Central Asia. —
2021. — Т. 3. — № 7 (12). — С. 152-155.
3. Болмосова НА. Социально-психологический климат коллектива как фактор, влияющий на эффективность работы предприятия / Н.А. Болмосова // Экономика. Менеджмент. Финансы. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа. —
2022. — С.14-17.
4. Грибова Я.В. Изучение удовлетворенности трудом и трудовой мотивации фармацевтических специалистов / Я.В. Грибова, М.С. Лошкаре-ва // Современная организация лекарственного обеспечения. — 2021. — Т. 8. — № 1. — С.88-91.
5. Демидова ЕА. Роль руководителя в формировании благоприятного морально-психологического климата в коллективе / Е.А. Демидова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 11-3 (113). — С. 156159.
6. Железняков С.С. Реализация государственной информационной политики на муниципальном уровне / С.С. Железняков, Е.Ю. Подосин-ников, С.О. Новосельский // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2016. — № 7 (17). — С. 96-106.
7. Крюкова НА. Оценка социально-психологического климата коллектива / Н.А. Крюкова // Проблемы современного социума глазами молодых исследователей — Материалы XIII Все-
российской научно-практической конференции. Волгоград. — 2021. — С. 419-422.
8. Мухина М.В. Формирование сплоченного коллектива — важнейшее условие экономической успешности предприятия / М.В. Мухина, Е.С. Мухина, Ж.В. Чайкина, Д.С. Авдонина, Ю.В. Бочкарева // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2019. — № 2 (36). — С. 355-361.
9. Новосельский С.О. Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью / С.О. Новосельский, И.Н. Щедрина, В.А. Кри-улин // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. — 2016. — № 7-2 (19). — С. 23-28.
10. Новосельский С.О. Методы оценки эффективности рекламных кампаний организаций / С.О. Новосельский, Ю.С. Мозговая // Политика, экономика и инновации. — 2015. — № 2 (2). — С. 13.
11. Новосельский С.О. Оценка развития малого и среднего предпринимательства в РФ: международный аспект / С.О. Новосельский, О.В. Пшеничникова, М.В. Макин, В.И. Са-дыкова // Конкурентоспособность в глобаль-
ном мире: экономика, наука, технологии. — 2016. — №.8-2 (21). — С..120-124.
12. Рассказова А.Л. Особенности организационных конфликтов и способы их разрешения / А.Л. Рассказова, Е.Ю. Клепцова // Современные научные исследования в сфере педагогики и психологии. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. — Киров, 2020. — С. 204-210.
13. Шатохин М.В. Оценка факторных составляющих инвестиций в АПК Курской области / М.В. Шатохин, С.Н. Волобуев, С.О. Новосельский // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2014. — № 6. — С. 35-38.
14. Шубина ДД. Удовлетворенность трудом персонала как фактор повышения профессионализма (на примере ООО «Торговый дом «Кама») / Д.Д. Шубина // Вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Мир науки». — Нефтекамск, 2022. — С. 78-83.