Научная статья на тему 'Влияние мирового финансового кризиса на финансовые институты Оренбургской области'

Влияние мирового финансового кризиса на финансовые институты Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / ЭКОНОМИКА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАНКИ / СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / GLOBAL FINANCIAL CRISIS / THE ECONOMY OF THE ORENBURG REGION / REGIONAL BANKS / INSURANCE COMPANIES / PRIVATE PENSION FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Залозная Галина Михайловна, Кутубарова Галия Давлетовна

Мировой финансовый кризис оказал влияние на финансовые институты как на национальном, так и на региональном уровне. В статье на основе анализа экономических показателей автор дает оценку влияния финансового кризиса и предлагает меры, которые позволят развиваться финансовым институтам в посткризисный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the global financial crisis on the financial institutions of the Orenburg region

The global financial crisis had an impact on financial institutions both at the national and regional level. In the paper, on the basis of the analysis of economic indicators the author assesses the impact of the financial crisis and proposes measures that will allow development of financial institutions in the post-crisis period.

Текст научной работы на тему «Влияние мирового финансового кризиса на финансовые институты Оренбургской области»

УДК 336(470.56)

ББК 65.261(2Рос-40ре) З 24

Г.М. Залозная

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономической теории и управления Оренбургского государственного аграрного университета, г. Оренбург. Тел.: (3532) 77 00 23, e-mail: zalozn@,rambler.ru.

Г.Д. Кутубарова

Соискатель кафедры экономической теории и управления Оренбургского государственного аграрного университета, г. Оренбург. Тел.: (3532) 77 00 23, e-mail: galia-604@mail . ru.

Влияние мирового финансового кризиса на финансовые институты Оренбургской области

(Рецензирована)

Аннотация. Мировой финансовый кризис оказал влияние на финансовые институты как на национальном, так и на региональном уровне. В статье на основе анализа экономических показателей автор дает оценку влияния финансового кризиса и предлагает меры, которые позволят развиваться финансовым институтам в посткризисный период.

Ключевые слова: мировой финансовый кризис, экономика Оренбургской области, региональные банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды.

G.M. Zaloznaya,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of Economics and Management Department, the Orenburg State Agrarian University, Orenburg. Ph.: (3532) 77 00 23, e-mail: -zalozn@rambler. ru.

G.D. Kutubarova,

Applicant for a Candidate’s Degree of the Department of Economics and Management of the Orenburg State Agrarian University, Orenburg. Ph.: (3532) 77 00 23, e-mail: galia-604@mail.ru

The impact of the global financial crisis on the financial institutions of the Orenburg region

Abstract. The global financial crisis had an impact on financial institutions both at the national and regional level. In the paper, on the basis of the analysis of economic indicators the author assesses the impact of the financial crisis and proposes measures that will allow development of financial institutions in the post-crisis period.

Keywords: global financial crisis, the economy of the Orenburg region, regional banks, insurance companies, private pension funds.

Современный мировой финансовый кризис породил серьезные проблемы в функционировании финансовых институтов, как международных, так и национальных. Процессы глобализации, развивающиеся в мировой экономике наиболее активно в последние годы, значительно способствовали распространению кризиса по всему миру, затрагивая финансовый сектор любой страны. Региональные финансовые институты также ощутили влияние финансового кризиса.

Рассмотрим влияние мирового финансового кризиса на финансовые институты Оренбургской области. Финансовый сектор Оренбургской области представлен всеми

известными финансовыми институтами: банками, страховыми компаниями,

негосударственными пенсионными фондами, ломбардами, финансовыми организациями, лизинговыми компаниями и др. Отличительной особенностью финансового сектора Оренбургской области является наличие в нем огромного числа финансовых институтов из других регионов. Следовательно, в рамках оценки влияния финансового кризиса на финансовые институты Оренбургской области необходимо рассмотреть влияние кризиса на финансовые институты РФ.

Для банковского сектора Оренбургской области наиболее сложным оказался период с 01.10.2008 по 01.07.2009 год, когда общее количество банковских подразделений на территории обрасти сократилось на 11 до 840 единиц (табл. 1). Это обусловлено дальнейшей оптимизацией сети Сбербанка России, а также прекращением деятельности структурных подразделений инорегиональных банков.

Таблица 1

Динамика банковского сектора Оренбургской области (1.10.2008 по 1.07. 2009 гг.) [1]

01.10.2008 г. 01.01.2009 г. 01.07.2009 г.

Зарегистрировано на территории области

1.самостоятельных банков 9 9 9

2. филиалов 59 58 51

В том числе

2.1 филиалов местных банков 4 4 3

2.2 филиалов иногородних банков 52 51 45

Из них:

- Сбербанка 20 20 16

2.3 НКО 1 1 1

2.4. филиалов банков с отозванной лицензией 2 2 2

3.операционные офисы 16 16 26

4. дополнительные офисы 256 269 273

5. кредитно-кассовые офисы 28 25 24

6.операционные кассы 474 467 457

Итого 842 844 840

Из таблицы 1 видно, что на 01.07.2009 банковский сектор состоял из 9 региональных банков, 3 филиалов региональных банков, 45 инорегиональных кредитных организаций, также достаточно разветвленной сети внутренних структурных подразделений: это 273 дополнительных офиса, 457 операционных кассы вне кассового узла, 26 операционных офисов, 24 кредитно-кассовых офиса. Банковский сектор региона сформирован преимущественно филиалами инорегиональных кредитных организаций.

Оренбургская область по-прежнему остается одним из самых насыщенных банковскими услугами регионом РФ. По состоянию на 01.07.2009 на 100 тыс. жителей приходилось 17 точек облуживания.

Последствия финансового кризиса сказались на работе банковского сектора области. Однако широкомасштабная государственная поддержка и совместные усилия правительства РФ и Банка России позволили обеспечить банковскую систему страны и не допустить коллапса. Крупные банки, получившие государственную помощь, оказали поддержку своим филиалам, в том числе работающим на территории области. В результате принятого ЦБ РФ решения о сокращении нормативов обязательного резервирования только оренбургским региональным кредитным учреждениям было возвращено в сентябре-октябре 2008 года 330 млн. руб. [1]. Кроме того, они стали более активно использовать кредиты Банка России, оперативно заключив с ним соответствующие договоры. В то же время собственники региональных кредитных организаций нашли источники для увеличения капитальной базы.

За 2008 год совокупный уставный капитал банков увеличился на 12,5% - до 3,7 млрд. руб. [1]. Благодаря этим мерам в период ухудшения экономической ситуации в области банки продолжали кредитование реального сектора экономики: начиная с октября до конца 2008 года, они направили в экономику кредиты на сумму 33,4 млрд. руб. [1]. Всего за 2008 год банки выдали краткосрочных кредитов для пополнения оборотных средств на общую сумму более 134 млрд. руб., в том числе свыше 9 млрд. руб. - инвестиционных [1]. Кредитование экономики и населения серьезно уступало докризисному периоду. Произошло его сжатие. Всего за 2009 год банками было выдано на 27,1% кредитов меньше, чем в предшествующем году. Столь глубокое падение кредитной активности банков вызвано многими факторами, в том числе повышением требований к заемщикам, увеличением стоимости ресурсов на межбанковском рынке. Одним из результатов макроэкономической нестабильности в 2009 году стал значительный рост несвоевременно оплаченных кредитов и процентов по ним. Неплатежи заемщиков возросли в 1,8 раза - до 4 млрд. руб. [1]. Доля просроченных кредитов в общем объеме составила 5,1% против 2,3% на 1 января 2008 года. Было реструктуризировано 1038 кредитов на общую сумму 4,2 млрд. руб. [1]. Однако главный итог развития банковского сектора Оренбургской области к концу 2009 года - устойчивость на финансовом рынке региона и стабильность качества предоставляемых услуг.

Страховые компании Оренбургской области не остались в стороне от кризиса. В целом следует отметить, что за период кризиса сократилось количество страховых компаний, присутствующих на страховом рынке Оренбуржья.

В период с 2007 по 2009 гг. на рынке области работало 54 страховых компаний, одна из которых была зарегистрирована на территории Оренбургской области, - это компания «Наш город». После кризиса данная компания перестала существовать на рынке Оренбуржья, не выдержав конкуренции со стороны крупных федеральных страховых компаний.

Рассмотрим основные тенденции, произошедшие на рынке страхования Оренбургской области. Коэффициент выплат по страхованию жизни заметно снизился: в 2007 году он составлял 13,22%; в 2008 году - 7,4%. В 2008 году в связи с кризисом в банковской сфере уменьшилось количество выданных кредитов и сразу произошло уменьшение количества страховых премий на 105,72% (табл. 2). Аналогичную тенденцию можно увидеть и по страхованию имущества. Объем премий по страхованию недвижимого имущества населения (прежде всего, за счет сотрудничества с банками по ипотечным программам, а также по страхованию недавно построенного загородного жилья) увеличился в 2007 году на 92,36%, а в 2008 году - на 55% [2]. В целом за 2007-2009 гг. объемы поступлений выросли в несколько раз. Это связано с развитием кредитных операций и, прежде всего, кредитования для приобретения движимого и недвижимого имущества. К страхованию имущества относится и страхование урожая с государственной поддержкой, которое в последние годы получило заметное развитие в Оренбургской области. С 2005 года на покрытие 50% страховых взносов представителям аграрного сектора выделяются субсидии как из федерального, так и из областного бюджетов. Всего по данному виду страхования было заключено в 2008 году 272 договора (табл. 2)[2].

Таблица 2

Динамика сборов и выплат по всем видам страхования

(в разрезе видов страхования) за 2007-2009 гг. в Оренбургской области [2]

Го д Поступления Выплаты Коэфф. выплат, в %

Всего, тыс.руб. % от показателя предыдущего года Всего, тыс.руб. % от показателя предыдущего года

20 Страхование жизни

07 109516 192,31 14482 58,16 13,22

Имущественное страхование

1652074 192,36 582219 в 2 раза 35,25

Личное страхование

918 837 121,38 469213 103,49 51,07

Страхование ответственности (кроме ОСАГО)

82 843 130,07 5467 81,85 6,61

Личное страхование пассажиров

1997 127,52 4 в 2 раза 0,2

ОСАГО

733595 106,92 441264 124,07 61,11

ОМС

461012 В 5 раз 457084 В 5 раз 99,15

Страхование жизни

103599 94,6 7666 52,93 7,4

Имущественное страхование

2560186 154,97 1145234 196,71 44,74

Личное страхование

918860 100,11 421182 104,79 58,27

20 Страхование ответственности (кроме ОСАГО)

08 97307 117,46 6276 114,8 6,44

Личное страхование пассажиров

2283 114,32 173 В 43 раза 7,58

ОСАГО

802792 109,42 540106 120,8 67,24

ОМС

2441179 В 5 раз 2416852 В 5 раз 99,0

Страхование жизни

54250 52,3 19086 в 2 раза 35,1

Имущественное страхование

1616715 63,12 992660 86,68 61,41

Личное страхование

840836 91,55 563727 114,77 67,05

20 Страхование ответственности (кроме ОСАГО)

09 93017 130,07 5467 81,85 6,61

Личное страхование пассажиров

2 155 94,56 55 31,81 2,56

ОСАГО

953075 118,72 554106 102,6 58,14

ОМС

802 792 32,89 1222714 50,6 152,31

Личное страхование в Оренбургской области, как и в целом по стране, не развито. Причиной тому стали: высокое налоговое бремя, высокая инфляция, недостаток свободных средств у граждан и населения и др. Коэффициент выплат за анализируемый период нестабилен, есть тенденции снижения. В целом поступления уменьшились с 2007 по 2009 гг. на 78000 тыс. руб., а выплаты увеличились на 94514 тыс. руб. Все это свидетельствует о недостаточности страховых операций по личному страхованию (табл. 2) [2] .

Проанализируем динамику сборов и выплат по страхованию ответственности (кроме ОСАГО). Поступления за анализируемый период увеличились на 10,174 тыс. руб., выплаты -на 4,234 тыс. руб. [2]. Если рассматривать все виды страхования, то это один из самых низких показателей по коэффициентам выплат (табл. 2).

Перейдем к рассмотрению обязательных видов страхования, проводимых на территории Оренбургской области. Поступления за анализируемый период увеличились на

158 тыс. руб., а выплаты на 51 тыс. руб. [2]. Это связано, прежде всего, с увеличением пассажирских перевозок в стране (табл. 2).

Наиболее динамично развивающимся видом обязательного страхования в Оренбургской области можно назвать ОСАГО. При рассмотрении динамики сборов и выплат по данному виду страхования выявляются тенденции постоянного роста и поступлений страховых премий (на 219,450 в 2009 году по сравнению с 2007 годом) (табл. 2) [2].

Обязательным медицинским страхованием в Оренбургской области занимаются специализированные страховые компании, имеющие лицензии на проведение данного вида страхования. Анализ поступлений и выплат по ОМС свидетельствует о том, что происходит увеличение поступлений и выплат ежегодно в несколько раз (табл. 2).

Ключевыми проблемами, сдерживающими развитие страхования на территории Оренбургской области, являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отсутствие доверия к страховым компаниям;

- недобросовестная конкуренция;

- низкая финансовая грамотность населения и др.

Недостаточная капитализация страхового бизнеса обусловила концентрацию и централизацию в следующих формах: слияние мелких компаний с крупными, переход ряда страховщиков, особенно региональных «дочерних», на положение филиалов московских компаний, активное создание страховых групп и холдингов [3].

На рынке лизинга Оренбургской области преобладают федеральные компании, которые в период кризиса оказались устойчивыми. Экономический кризис существенно снизил возможности лизинговых компаний по привлечению финансирования и заключению ими новых сделок. Для национальной экономики это более сильный удар, чем даже кратковременная приостановка банковского кредитования. По итогам 1 половины 2009 года, сумма новых сделок на рынке лизинга составила 90,1 млрд. руб. по сравнению с 430 млрд. руб. за аналогичный период 2008 года [4]. По оценкам «Эксперт Ра», 20 из 37 сегментов лизингового оборудования в 1 половине 2009 года показали сокращение объема сегмента на 80% и более (табл. 3).

Таблица 3

Индикаторы развития лизинга (2006 - 1 полугодие 2009 гг.) [5]

Показатели 2006 г. 1 пол. 2007 г. 2007 г. 1 пол. 2008 г. 2008 г. 1 пол. 2009 г.

Объем нового бизнеса, млрд. руб. 399,6 417,3 997,5 430 720 90,1

Объем полученных лизинговых платежей, млрд. руб. 136 125,2 294 215,5 402,8 167,2

Объем профинансированных средств, млрд. руб. 201,1 195,6 537 242 442 57,2

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд. руб 530 873,7 1202 1320 1390 992

Номинальный ВВП России, млрд. руб. 26903,5 - 33113,5 - 41540,4 -

Доля лизинга в ВВП,% 1,49 - 3,01 - 1,73 -

По данным таблицы 3 можно сделать вывод о том, что объемы лизинга сократились в 2-3 раза. Объем бизнеса в России, профинансированного при помощи лизинга в 1-ом полугодии 2008 года, вырос всего лишь на 3%, в то время как за 9 месяцев 2007 года он увеличился в 3,2 раза до 5,8 млрд. долл. Это является следствием кризиса, который начался в конце 2007 года. Банки подняли ставки на кредиты, что сразу отразилось на лизинговых

компаниях, поскольку основной источник финансирования лизинговых сделок - это банковские кредиты. В конце 2008 года и в начале 2009 года наблюдалось массовое прекращение финансирования лизинговых компаний банками и, соответственно, почти повсеместное приостановление деятельности лизингодателями. В результате сокращения банками кредитных лимитов доля банковского кредитования (долгосрочного и краткосрочного) в источниках финансирования деятельности лизингодателей в 2008 году снизилась на 8,8 процентных пунктов по сравнению с 2007 годом [5].

Кризис обострил основные проблемы лизинга:

- невысокий уровень кредитоспособности потенциальных лизингополучателей;

- нехватку долгосрочного объема финансирования;

- высокую стоимость лизинговых услуг для потенциальных клиентов;

- низкий спрос на лизинг.

Кризис привел к тому, что многие лизинговые фирмы оказались неспособны продолжить деятельность, кроме компаний с государственной поддержкой (ВТБ-лизинг, Росагролизинг и др.). Также многие лизинговые компании сократили либо совсем закрыли свои филиалы в регионах.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) оказались наиболее устойчивыми институтами финансового рынка перед лицом кризиса. От необходимости фиксировать убытки в период кризиса фонды защищены долгосрочным характером обязательств, а также гарантированной господдержкой отрасли как социально значимой, среди них ОНПФ «Доверие», который смог относительно безболезненно перенести кризис.

Большинство НПФ успели сформировать достаточно консервативные портфели до осеннего удара финансового кризиса по фондовому рынку. Доля акций в структуре размещения пенсионных резервов всех фондов снизилась к концу 1 полугодия с 45% до 35%, а в размещении пенсионных накоплений - с 27 до 18% [4]; остальное - в облигациях, банковских инструментах, а также паях ПИФов, как правило, консервативных. По оценке «Эксперт РА», совокупный объем пенсионных резервов НПФ сократился за 2008 год до 440 млрд. руб., а пенсионные накопления до 35 млрд. руб. Практически все НПФ показали убыток от размещения средств в 2008 году. Начиная с 01.07.2009 года, все фонды, занимающиеся ОПС, теряют лицензию, если величина их ИОУД не достигает 100 млн. рублей, они будут вынуждены передать пенсионные накопления в ПФР, покрыв полученные убытки за счет ИОУД. Вероятное сокращение фондов, занимающихся ОПС, привело к резкому снижению числа игроков на розничном рынке. Одной из причин, стоящих за отрицательной доходностью, показанной НПФ в 2008 году, являются жесткие ограничения, законодательно наложенные на их инвестиционный портфель. Структура лимитов на размещение средств фактически не позволяла фондам и управляющим компаниям избегать рискованных вложений в акции.

Следовательно, рынок НПО нуждается в объединении с более крупными участниками данной отрасли либо ему грозит банкротство. Кризис поставил большинство негосударственных пенсионных фондов перед необходимостью пополнения страхового резерва и увеличения имущества для обеспечения уставной деятельности.

Исчерпание корпоративного ресурса привело к тому, что НПФ для сохранения набранных темпов роста и объемов бизнеса вынуждены либо сворачивать свою деятельность, либо выходить на рынок ОПС ( табл.4).

Таблица 4 Количество НПФ РФ (2004-2011 гг.) [4]

Год 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009г. 2010г. 2011 г.

Количество НПФ (шт.) 296 290 289 252 246 173 159 150

Из представленной таблицы 4 мы видим, что за 7 лет число НПФ уменьшилось почти

в 2 раза.

Причинами этому стали:

- ужесточение требований со стороны законодательства к НПФ;

- предоставление возможности осуществления деятельности по обязательному пенсионному обеспечению с 1 июля 2006 года. Высокая вероятность дальнейшего ужесточения требований к минимальному размеру ИОУД со стороны регулятора приведет к дальнейшему сокращению числа участников - на рынке останутся лишь крупные розничные НПФ; корпоративные НПФ сосредоточатся на обслуживании узкого круга ФПГ. Таким образом, в 2009 г. в условиях финансового кризиса у большинства небанковских финансовых институтов снизились финансовые возможности, что негативно отразилось на динамике основных видов их деятельности и привело к уменьшению роли этих институтов на российском финансовом рынке.

В то же время сокращение доли низкорентабельного бизнеса и повышение качества риск-менеджмента способствовали финансовому оздоровлению рынка небанковских финансовых институтов. В ближайшей перспективе финансовая устойчивость небанковских финансовых институтов будет зависеть от спроса на их услуги, а также от доступности и эффективности управления финансовыми ресурсами.

Мировой финансовый экономический кризис обнажил все проблемы российских финансовых институтов, в том числе институтов Оренбургской области:

- недостаточность кредитных ресурсов;

- дефицит и дороговизна фондов;

- недостаточную капитализацию банковской системы;

- высокую степень концентрации банковских активов;

- высокий уровень проблемных активов;

- высокие риски кредиторов как следствие низкой юридической защиты и др.

Мировой финансовый кризис внес свои коррективы в деятельность финансовых

институтов Оренбургской области. Присутствие на финансовом рынке крупных российских банков, а также банков с государственным участием в капитале (в особенности Сбербанка и ВТБ) привело к острой конкуренции с региональными банками. Это способствовало активизации региональных банков по наращиванию собственного капитала, а также поиску новых совершенных форм функционирования.

В целом анализ деятельности финансовых институтов Оренбургской области показал, что, несмотря на кризисные потрясения в финансовом секторе, позитивная динамика и устойчивость в кризисный период свидетельствуют о том, что финансовый сектор стабилен. Однако присутствие огромного числа финансовых институтов из других регионов позволяет сделать следующие выводы о значительном оттоке денежных средств из региона; а также о незаинтересованности последних в развитии финансового и реального секторов экономики Оренбургской области и др.

По нашему мнению, в Оренбургской области в условиях глобализации первоочередной задачей является создание современных финансово-банковских институтов для дальнейшего роста и укрепления финансового сектора [6] .

В этой связи для дальнейшего развития региональных финансовых институтов мы предлагаем создание региональных финансовых супермаркетов, являющихся формой интеграции региональных банков, региональных страховых компаний, региональных негосударственных пенсионных фондов и др.

Основными причинами создания региональных финансовых супермаркетов, по нашему мнению, являются следующие:

- необходимость построения новой конкурентоспособной стратегии региональными финансовыми институтами;

- универсализация и диверсификация предоставляемых финансовых услуг финансовыми институтами;

- расширение клиентской базы;

- снижение оттока денежных средств из региона;

- получение синергетического эффекта и др.

В целом необходимость создания РФС продиктована ужесточением требований к минимальному размеру уставного капитала для всех финансовых институтов, в том числе региональных, с целью повышения эффективности их деятельности.

Региональный финансовый супермаркет может стать тем ключевым элементом развития финансового сектора региона, который обеспечит реализацию многих инвестиционных программ и качественное преобразование современного

институционального сектора Оренбургской области.

Примечания:

1. Стахнюк А. Уроки финансового кризиса // Южный Урал. 2011. 16-28 февр.

2. Кучерова Н.В. Методологические аспекты управления развитием сферы страховых услуг в рыночных условиях: монография. М.: Экономика, 2011. 284 с.

3. Садыкова Л.М. Страховой рынок России: состояние и перспективы развития: монография. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2011. 112 с.

4. [Электронный ресурс]. URL: www.raexpert.ru

5. Попов В.А Положение российских и западных фирм на рынке российского лизинга // Вопросы региональной экономики. 2010. № 4.

6. Залозная Г.М. Экономическая безопасность России в условиях глобализации // Известия ОГАУ 2006. № 12-1.

References:

1. Stakhnyuk A. Lessons of the financial crisis // The southern Urals. 2011. 16-28 Feb.

2. Kucherova N.V Methodological aspects of the development of insurance service in market conditions: monograph. M.: Economy, 2011. 284 pp.

3. Sadykova L.M. Russian insurance market: state and development prospects: monograph. Orenburg: OSU Publishing House, 2011. 112 pp.

4. URL: www.raexpert.ru

5. Popov V.A. Situation of Russian and Western companies in the market of the Russian leasing // Questions of the regional economy. 2010. No.4

6. Zaloznaya G.M. The economic security of Russia in the conditions of globalization / / Izvestiya 0GAU.2006. No. 12-1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.