Научная статья на тему 'Посткризисное состояние финансовых институтов российской Федерации'

Посткризисное состояние финансовых институтов российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ / БАНКОСТРАХОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ СУПЕРМАРКЕТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутубарова Г. Д.

В статье отмечается, что мировой финансовый кризис оказал существенное влияние на финансовые институты РФ. Исследовано состояние банковского сектора, страховых компаний и пенсионных фондов после кризиса 2008-2009 гг., выявлены проблемы посткризисного состояния финансовых институтов. Выделены две формы интеграции финансовых институтов: банкострахование и финансовые супермаркеты. Обосновано создание региональных финансовых супермаркетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Посткризисное состояние финансовых институтов российской Федерации»

УДК 336. 1

посткризисное состояние финансовых институтов российской федерации

Г.Д. КУТУБАРОВА, соискатель кафедры экономической теории и управления E-mail:[email protected] Оренбургский государственный аграрный университет

В статье отмечается, что мировой финансовый кризис оказал существенное влияние на финансовые институты РФ. Исследовано состояние банковского сектора, страховых компаний и пенсионных фондов после кризиса 2008-2009 гг., выявлены проблемы посткризисного состояния финансовых институтов. Выделены две формы интеграции финансовых институтов: банкострахование и финансовые супермаркеты. Обосновано создание региональных финансовых супермаркетов.

Ключевые слова: мировой финансовый кризис, банковский сектор, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, банкострахование, финансовые супермаркеты

Мировой финансовый кризис 2008-2009 гг. явился своего рода «проверкой» эффективности сложившихся в России финансовых институтов. Он выявил все существующие проблемы банковских и небанковских финансовых институтов: низкую капитальную базу и преимущественно спекулятивный характер их операций, а также неэффективность кредитования реального сектора экономики и др.

Банковский сектор РФ на современном этапе является слабо развитым. Число кредитных организаций за последние 7 лет резко снизилось, однако зарегистрированный уставный капитал вырос в несколько раз. Почти в 2 раза выросло количество банков с иностранным участием в уставном капитале и имеющих право на осуществление банковских операций (табл. 1) [3].

Анализ капитала российских банков позволяет сделать вывод о том, что значительное количество российских коммерческих банков отвечают требованиям Банка России в отношении минимального размера уставного капитала (более 180 млн руб.). Так, доля капитала коммерческих банков в совокупном капитале банковской системы РФ составляет примерно 95% (табл. 2) [3].

Однако увеличение количества кредитных организаций, отвечающих требованиям Банка России в отношении минимального размера уставного капитала, может носить временный характер, так как с 01.01.2015 минимальный размер уставного

Таблица 1

показатели структуры банковской системы Рф

показатель 2005 г. 2010 г. 01.01.2013

Число кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций, всего 1 299 1 058 1 027

Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций, млрд руб. 380,5 1244,4 1 341,4

Число кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале, имеющих право на осуществление банковских операций, всего 131 226 244

Источник: URL: сЬг. га.

Таблица 2

распределение кредитных организаций по величине собственного капитала на 01.01.2012

Уставный капитал, млн руб. Количество кредитных организаций Доля кредитных организаций, % показатель достаточности капитала, %

Менее 45 32 32,9 44,2

45-90 11 1,13 33,9

90-180 9 0,93 64

Более 180 918 94,65 14,5

Источник: URL: сЬг. га.

капитала для кредитных организаций составит 300 млн руб. После 2015 г. Министерство финансов РФ не исключает возможности повышения требований к минимальному размеру банковского капитала до 1 млрд руб. В настоящее время таким нормативам соответствует только 1/3 существующих в стране банков [1].

Безусловно, не стоит отрицать и того, что в настоящее время в банковской системе РФ может быть выделено большое количество малых банков, не соответствующих масштабам и условиям макроэкономического развития страны (табл. 3) [1].

Российский банковский сектор смог безболезненно перенести кризис только благодаря значительной поддержке со стороны государства. Необходимо понимать, что последствия огосударствления банковского сектора имеют как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, власть может рассчитывать на высокую устойчивость банковского сектора к финансовым потрясением; госбанки находятся под контролем и могут выполнять национальные задачи; растет

Таблица 3

место малых банков в банковском секторе рф (на 01.12.2012)

показатель собственный капитал, тыс. руб. показатель достаточности капитала, % Число банков

Банки с уставным капиталом менее 180 млн руб. 2 400 000 34,2 49

Банки с уставным капиталом от 180 до 300 млн руб. 60 800 000 24,8 264

Все банки 6 042 500 000 13,6 958

Источник: URL: Й1р://%'%глг. сЬг. га.

сопротивление экспансии иностранных банков; Банк России подвергается минимальным кредитным рискам. С другой стороны, неравные условия деятельности российских банков с государственным участием и частных коммерческих банков приводят к снижению или исчезновению конкуренции в отдельных областях деятельности и замедлению развития финансовых инноваций [1].

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что размещение кредитных организаций по регионам РФ крайне неравномерно. На долю Центрального федерального округа на 01.12.2012 приходилось 58,8% от общего числа кредитных организаций, остальные регионы России имеют менее 15% кредитных организаций (табл. 4).

Автор считает, что в российской банковской системе наступает новая фаза развития, характеризующаяся не только резким снижением темпа роста количественных показателей, но и необходимостью изменения институциональной структуры многих отечественных банков. В новых условиях нагрузка на банковскую систему возрастает, поэтому она нуждается в модернизации и в повышении качества предоставления банковских услуг.

Мировой финансовый кризис оказал влияние и на страховой рынок РФ. В 2009 г. впервые темпы прироста реальных страховых премий на российском рынке дали отрицательную динамику. За время кризиса на страховом рынке обозначились как положительные, так и отрицательные тенденции.

Таблица 4

распределение кредитных организаций

по федеральным округам рф, ед.

субъект 01.12.2012 % к общему числу

Центральный федеральный 564 58,8

округ

В том числе Москва и Московс- 506 -

кая область

Северо-Западный федеральный 70 7,3

округ

Южный федеральный округ 46 4,8

Северо-Кавказский федераль- 52 5,4

ный округ

Приволжский федеральный 106 11,1

округ

Уральский федеральный округ 44 4,6

Сибирский федеральный округ 53 5,5

Дальневосточный федеральный 23 2,4

округ

Российская Федерация 958 100

Источник: URL: М1р://%'%глг. сЬг. ги.

Положительными тенденциями стали приближение страхового сектора экономики к реальному, формирование новых связей и появление спроса на новые продукты и т.д.

Посткризисный период, по мнению автора, выявил следующие изменения в страховом секторе:

- снизились объемы поступлений от страхования ипотеки и кредитов под покупку автотранспорта;

- поменялась идеология многих страховых компаний;

- сменились целевые ориентиры;

- многие страховые региональные компании покинули рынок;

- наблюдается тенденция к развитию банкостра-хования и т.д.

В настоящее время наблюдается тенденция сокращения численности страховых организаций1. в связи с принятием поправок к Закону РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» об увеличении к 01.01.2012 размера минимального уставного капитала страховых организаций до 120 млн руб. (для более сложных видов, включая перестрахование, до 480 млн руб.). По прогнозам экспертов, 381 из 591 страховой компании, зарегистрированной в РФ в 2011 г., не отвечают новым требованиям к уставному капиталу.

С одной стороны, данное явление можно считать позитивным, так как на рынке финансовых услуг появляются более мощные компании с финансовой точки зрения. Но, с другой стороны, наметился отток страховых резервов из регионов в силу того, что региональные компании не выдерживают конкурентной борьбы [4].

Важную роль в развитии страхового сектора играют страхователи, поэтому страховые компании должны быть клиентоориентированными в своем развитии и позиционировать страховые продукты на перспективных клиентов. Страховые компании оказались в условиях, когда необходимы интеграция и модернизация страховых компаний. По мнению автора, конвергенция страховых компаний с банками позволит страховым компаниям существенно повысить уровень доверия к страховым компаниям, увеличить сборы премий в долгосрочной перспективе.

Кризис оказал влияние и на негосударственные пенсионные фонды в РФ. В докризисной период негосударственные пенсионные фонды показывали

1 В 2005 г. насчитывались 983 страховые компании, в 2013 г. -469.

устойчивый рост, их пенсионные резервы, накопления и число участников негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования неуклонно росли. Особенность российского рынка пенсионного страхования заключается в том, что он столкнулся с глобальным финансовым кризисом, не успев до конца сформироваться [6].

Согласно данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России), в 2005 г. в России действовало 261 НПФ, клиентами которых выступали свыше 6,1 млн застрахованных лиц. При этом собственное имущество фондов в указанный период времени ФСФР России оценивала примерно в 344 млрд руб., а имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности НПФ, - в более чем 60 млрд руб. [4].

По состоянию на 01.07.2012 на территории Российской Федерации функционировало только 143 НПФ (собственное имущество - 1,4 трлн руб.; имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) - около 103 млрд руб.) [4].

Из отчетов ФСФР России также следует, что совокупный объем пенсионных накоплений всех НПФ на конец 2005 г. составлял порядка 2 млн руб., пенсионных резервов - 277 млн руб. (в 2012 г. - 668 и 758 млн руб. соответственно (табл. 5) [4].

22.06.2011 Министерство юстиции РФ зарегистрировало очередной приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 24.05.11 № 11-23/пз-н «Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов», в соответствии с которым с 01. 07. 2011 значительно повысился норматив достаточности собственных средств компаний, осуществляющих деятельность по управлению негосударственными пенсионными фондами (с 60 до 80 млн руб.), что означает значительное ужесточение требований к деятельности НПФ со стороны регуляторов.

Негосударственные пенсионные фонды в развитых странах являются важнейшими коллективными инвесторами, привлекающими средства индивидуальных вкладчиков и осуществляющими инвестиции в ценные бумаги.

Проблемы НПФ в послекризисный период следующие:

- отсутствие квалифицированного риск-менеджмента;

Таблица 5

Основные показатели деятельности НПФ в 2005-2012 гг., млн руб.

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Общее количество НПФ, ед. 261 256 240 209 165 149 146 135

Собственное имущество фондов 344 515 603 579 743 908 1200 1550

Имущество для обеспечения 60 91 96 78 95 101 99 109

уставной деятельности

Пенсионные резервы 277 405 473 463 564 643 700 758

Пенсионные накопления 2 9,9 27 36 77 155 394 668

Количество участников, млн чел. 6,1 6,4 6,8 6,7 6,8 6,6 6,6 6,7

Источник: URL: http://www. sberbank. ru.

- снижение качества активов;

- недостаточный размер страхового резерва и

др.

Таким образом, кризис указал на недостатки в функционировании базовых элементов финансовой инфраструктуры и на необходимость реформирования ключевых финансовых институтов с учетом мирового опыта и национальной специфики, в том числе на совершенствование финансовых институтов и их нормативной базы, а также на необходимость изменения структуры привлечения капитала. Результатами кризиса стали глобальная трансформация в институциональной среде и появление банкострахования и финансовых супермаркетов.

Банкострахование является одним из широко распространенных способов организации сотрудничества между отечественными банками и страховщиками. Основой взаимодействия банков и страховых компаний являются партнерские отношения.

Проходящие на российском рынке в последние годы процессы глобализации свидетельствуют о том, что и банковские учреждения, и страховые компании постепенно осознают необходимость взаимовыгодного сотрудничества [2].

Общим в деятельности банков и страховых компаний является наличие значительной клиентуры у обеих сторон. В связи с этим:

- процесс взаимного дополнения банковских и страховых продуктов будет способствовать обмену клиентами, повышению конкурентоспособности обоих финансовых институтов;

- страховые компании на партнерской основе будут иметь возможность использовать банки для продвижения своих страховых продуктов, в то время как банки смогут обеспечивать соответствующее расчетно-кассовое обслуживание [6]. Интеграция банков, страховых компаний,

негосударственных пенсионных фондов и дру-

гих финансовых институтов ведет к появлению финансовых супермаркетов. Финансовый супермаркет - это интегрированная форма финансового института, который предоставляет широкий набор финансовых продуктов, сбалансированный пакет услуг страхования, пенсионного обеспечения и банковского обслуживания [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На российском рынке присутствуют практически все основные модели сотрудничества страховой компании и банков в области совместного обслуживания клиентов: от подписания соглашений о сотрудничестве до построения финансовых супермаркетов.

Банки с государственным участием (ОАО «Сбербанк России» и ОАО «ВТБ Банк») являются финансовыми институтами, реализующими стратегию финансовых супермаркетов (табл. 6)

Данные кредитные институты имеют широкие филиальные сети в регионах и практически не

Таблица 6

Услуги, оказываемые ОАО «Сбербанк России» и ОАО «ВТБ Банк»

Банк Услуги, продукты

ОАО «Сбербанк России» Весь спектр банковских операций. Банковское страхование. СБЕРБАНК-лизинг. Пенсионные продукты. Сбербанк-страхование и др. Углеродное финансирование. Инжиниринговые услуги и др.

ОАО «Банк ВТБ» Розничные банковские продукты. ВТБ-страхование. ВТБ-пенсионный фонд. ВТБ-лизинг. ВТБ-недвижимость. ВТБ-факторинг. ВТБ-регистратор и др.

Источник: URL: http://www. sberbank. ru; URL: http:// www. vtb. ru.

позволяют развиваться региональным финансовым институтам за счет проведения агрессивной политики, выражающейся в широком спектре предоставляемых финансовых услуг.

Автор считает, что для развития региональной экономики, в частности в Оренбургской области, необходимо создавать собственные финансовые супермаркеты. Создание финансовых супермаркетов возможно на базе имеющихся региональных банков, таких как, например, ОАО «Банк Оренбург», ОАО «Нико-Банк» и др., которые с учетом поддержки правительства Оренбургской области смогут кредитовать реальный сектор экономики Оренбургской области.

Предпосылкой для создания регионального финансового супермаркета, по мнению автора, является ужесточение требований со стороны Правительства РФ и Банка России для небольших финансовых институтов, вследствие чего таким региональным банкам, как ОАО КБ «Спутник», ОАО КБ «Акцент», ОАО АКБ «Носта», придется либо уйти с рынка, либо использовать сделки слияния и поглощения.

Необходимо отметить, что Оренбургская область всегда являлась аграрным и промышленным краем, но для развития малых и сельскохозяйственных предприятий необходим процесс обновления капитала, что возможно за счет предоставления услуг лизинга. Он может стать действенным элементом поддержки и стимулирования развития малого предпринимательства. Стимулирование развития рынка основных фондов позволит малым предприятиям эффективно использовать лизинг оборудования, бывшего в употреблении, в конечном итоге ускоряя инновационные процессы в промышленности и повышая конкурентоспособность регионального бизнеса. Лизинг как альтернатива банковскому финансированию играет важную роль для организации, испытывающей дефицит оборотных средств и испытывающей необходимость в инвестициях. Финансовая аренда позволяет лизингополучателю обновлять основные фонды, формировать производственно-техническую базу для новых видов продукции (расплачиваясь за приобретенные внеоборотные активы по мере получения от них дохода). Поскольку деятельность лизинговых компаний не подлежит жесткому регулированию, то процедура предоставления оборудования в лизинг проще, чем процедура привлечения кредита. От лизингополучателя требуется показать не идеальную

кредитную историю (как при получении кредита), а предполагаемые финансовые потоки, достаточные для покрытия лизинговых платежей. Поэтому в большинстве случаев лизинг для малой или средней компании становится единственной возможностью приобретения нового высокоэффективного оборудования для производства конкурентоспособной продукции [5].

В связи с распоряжением Правительства РФ от 22.07.2013 № 1293-р «Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 г.» региональный финансовый супермаркет сможет предоставлять сельскохозяйственным предприятиям услуги страхования, а также корпоративное страхование и др.

Региональный финансовый супермаркет позволит:

- снизить отток региональных денежных средств в другие федеральные округа;

- качественно развиваться региональному реальному сектору, а также привлекать инвестиции в Оренбургскую область.

Создавая региональный финансовый супермаркет, следует разработать структуру данного интегрированного финансового института, учитывая специфику региона (в данном случае, Оренбургской области). Региональный финансовый супермаркет в Оренбургской области лучше создать на базе устойчивых региональных банков, например таких как ОАО КБ «Форштадт», ОАО КБ «Оренбург», которые имеют филиальные сети в регионе. Этот финансовый супермаркет сможет предоставлять услуги лизинга, пенсионное страхование и т.д. (при включении в его структуру собственной страховой компании).

Список литературы

1. Алексеев В.Н. Финансовая инфраструктура России: проблемы развития в условиях глобализации: монография. М.: Дашков и К. 2014. 220 с.

2. Залозная Г.М. Развитие национально-государственных экономических систем в условиях глобализации: общие закономерности и российская специфика: монография. М.: ОГАУ. 2004. 260 с.

3. Кутубарова Г.Д. К вопросу о необходимости создания новых финансовых институтов в РФ // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2012. № 2. С.155-159.

4. Мартыненко П.Г., Рындина И.В. Влияние институциональных факторов на макроэкономичес-

кие параметры развития рынка страховых услуг // Финансы и кредит. 2012. № 28 С. 46-52.

5 . Смирнов А. Эффекты лизинга для развития малого и среднего предпринимательства в регионе // Инженерный вестник Дона. 2012. № 3 С. 788-791.

6 . Сорокин А.И. Влияние финансового кризиса 2008-2009 гг. на структуру, динамику и эффективность негосударственных пенсионных фондов в России // Финансы и кредит. 2013. № 30 С. 66-75.

Financial market

post-crisis state of financial institutions of the Russian federation

Gallia G. KuTuBARovA

Abstract

The article notes that world financial crisis affected on the financial institutions of the Russian Federation. The author studies the state of banking sector, insurance companies and pension funds after crisis of2008-2009, the problems of post-crisis state of financial institutions . The paper allocates two forms of integration of the financial institutions: bank insurance and financial supermarkets. The work reveals creation of the regional financial supermarkets

Keywords: world financial crisis, banking sector, insurance companies, non-state pension funds, bank insurance, financial supermarkets

References

1. Alekseev V.N. Finansovaia infrastruktura Rossii: problemy razvitiia v usloviiakh globalizatsii: monografiia [Financial infrastructure of Russia: development problems in conditions of globalization: monograph]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2012, 220 p.

2. Zaloznaia G.M. Razvitie natsional'no-gos-udarstvennykh ekonomicheskikh sistem v usloviiakh globalizatsii: obshchie zakonomernosti i rossiiskaia spetsifika: monografiia [Development of the national and state economic systems in conditions of globalization: general regularities and Russian specifics: monograph]. Moscow, OGAU Publ., 2004, 260 p.

3. Kutubarova G.D. K voprosu o neobkhodimosti sozdaniia novykh finansovykh institutov v RF [The

need of creation of new financial institutions in the Russian Federation]. Intellekt. Innovatsii. Investitsii -Intelligence. Innovations. Investments, 2012, no. 2, pp.155-159.

4. Martynenko P.G., Ryndina I.V. Vliianie institutsional'nykh faktorov na makroekonomicheskie parametry razvitiia rynka strakhovykh uslug [Influence of institutional factors on macroeconomic parameters of development of the insurance market] . Finansy i kredit -Finance and credit, 2012, no. 28, pp. 46-52.

5. Smirnov A. Effekty lizinga dlia razvitiia malogo i srednego predprinimatel'stva v regione [Effects of leasing for development of small and average business in a region]. Inzhenernyi vestnik Dona - Engineering bulletin of Don, 2012, no. 3, pp. 788-791.

6. Sorokin A.I. Vliianie finansovogo krizisa 2008-2009 gg. na strukturu, dinamiku i effektivnost' negosudarstvennykh pensionnykh fondov v Rossii [Influence of financial crisis of 2008-2009 on structure, dynamics and efficiency of non-state pension funds in Russia] . Finansy i kredit - Finance and credit, 2013, no. 30, pp. 66-75.

Gallia G. KuTuBARovA

Orenburg State Agrarian University, Orenburg,

Russian Federation

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.