Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННОГО ФАКТОРА НА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКУЮ ПОВЕСТКУ ИТАЛИИ'

ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННОГО ФАКТОРА НА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКУЮ ПОВЕСТКУ ИТАЛИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТАЛЬЯНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ИТАЛИИ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Омарова Тамара Руслановна

Италия, как одно из самых крупных государств Европы и активный участник международной арены, сталкивается с вызовами и проблемами, связанными с управлением миграцией и ее регулированием. Приток мигрантов в страну не только влияет на внешнеполитическую повестку Италии, но и формирует ее отношения как с соседними странами, так и с Европейским союзом и другими международными организациями. В данной статье обозреваются и исследуются дипломатические связи Италии и проблемы, с которыми она сталкивается в сотрудничестве и распределении бремени с европейскими партнерами в контексте управления кризисом миграции. Цель работы: изучить и установить степень воздействия миграционного вопроса на внешнюю политику Итальянской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE MIGRATION FACTOR ON ITALY’S FOREIGN POLICY AGENDA

Italy, as one of the largest countries in Europe and an active participant in the international arena, faces challenges and issues related to migration management and regulation. The influx of migrants into the country not only affects Italy’s foreign policy agenda but also shapes its relationships with neighboring countries, as well as with the European Union and other international organizations. This article provides an overview and explores the diplomatic ties of Italy and the problems it encounters in cooperation and burden-sharing with European partners in the context of managing the migration crisis. The aim of this study is to examine and determine the extent of the impact of the migration issue on the foreign policy of the Italian Republic.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННОГО ФАКТОРА НА ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКУЮ ПОВЕСТКУ ИТАЛИИ»

Влияние миграционного фактора на внешнеполитическую повестку Италии

Омарова Тамара Руслановна,

магистрант, Дипломатическая академия МИД России E-mail: tomik126@bk.ru

Италия, как одно из самых крупных государств Европы и активный участник международной арены, сталкивается с вызовами и проблемами, связанными с управлением миграцией и ее регулированием. Приток мигрантов в страну не только влияет на внешнеполитическую повестку Италии, но и формирует ее отношения как с соседними странами, так и с Европейским союзом и другими международными организациями. В данной статье обозреваются и исследуются дипломатические связи Италии и проблемы, с которыми она сталкивается в сотрудничестве и распределении бремени с европейскими партнерами в контексте управления кризисом миграции. Цель работы: изучить и установить степень воздействия миграционного вопроса на внешнюю политику Итальянской Республики.

Ключевые слова: Итальянская Республика, миграция, миграционный кризис, внешнеполитические процессы в Италии, Европейский Союз.

£2

CJ

со

см

см

'S;

Z

138

В январе 2009 года министры иностранных дел Греции, Италии, Мальты и Кипра встретились в Риме, чтобы обсудить нелегальную миграцию в Средиземном море [1]. Результатом стал объемный документ, призывающий к более скоординированным действиям Европы в отношении потоков нелегальной миграции и стоящих за ними сетей контрабанды. Европейский совет уже принял Европейский пакт об иммиграции и убежище в октябре 2008 года, но практические последствия не были значительными.

С тех пор разразился миграционный кризис 2015 года, во время которого на европейские берега высадилось более миллиона мигрантов, что вызвало беспрецедентный политический и социальный кризис. Дублинский договор, впервые подписанный в 1990 г., когда такие большие потоки еще были невообразимы, был изменен в 2003 г. (Дублин II) и 2013 г. (Дублин III). Но его основной принцип - место, куда впервые прибывает мигрант, - это то место, где регулируются вопросы приема и связанного с этим ходатайства о предоставлении убежища - оказался крайне тяжелым для двух стран, наиболее пострадавших от наплыва беженцев, Италии и Греции.

Кроме того, запрет на передвижение лиц, ищущих убежища, в пределах ЕС привел к тому, что многие мигранты были возвращены в страны их первоначального прибытия такими странами, как Германия, Франция и Австрия. В 2019 году, например, в Италии количество лиц, ищущих убежища, которое вернулось из других европейских государств было больше, чем количество высадившихся на ее собственных берегах [2]. По данным властей Германии, только в 2018 году было зарегистрировано 35 375 случаев перемещения мигрантов в Германию после прибытия в другие страны ЕС. Каждый месяц с территории Германии вылетало несколько самолетов, доставляющих таких мигрантов обратно, в основном в Италию.

Затем, 23 сентября 2019 года, министры внутренних дел Мальты, Италии, Франции и Германии встретились в Валлетте для подписания Мальтийских соглашений о перераспределении мигрантов, прибывающих морем. Сделка подверглась серьезной критике: соблюдение было фактически добровольным. Например, бремя Италии осталось неизменным. Из примерно 53 000 мигрантов, прибывших в период с октября 2019 года по май 2021 года, только около 990 были переселены в другие европейские страны - менее 2% от общего числа. Девять из 10 мигрантов, спасенных в Средиземном море, остаются в Италии.

12 ноября 2022 г. Кипр, Мальта, Греция и Италия снова встретились и опубликовали совместное коммюнике, призывающее к дальнейшим действиям со стороны остальной Европы по управлению миграционными потоками. Они утверждают, что другие государства-члены ЕС по-прежнему оставляют большую часть проблем этим четырем странам, чье расположение вдоль Средиземного моря делает их самым легким местом назначения для тех, кто покидает Африку.

Это последнее заявление было сделано после дела Ocean Viking [3]. Корабль с 234 мигрантами на борту, арендованный неправительственной организацией SOS Mediterranee, был заблокирован правительством

премьер-министра Италии Джорджи Мелони от швартовки. В результате, после дипломатического перетягивания каната между Францией и Италией, судно было вынуждено отправиться в далекий порт Тулон, где к отправке в различные европейские страны было принято всего 111 человек, а остальные 123 были оставлены для дальнейшего разбирательства. Однако многие из них сбежали из центра приема [4].

После этого инцидента и совместного заявления от 12 ноября был собран чрезвычайный совет министров внутренних дел ЕС, состоявшийся 25 ноября, на котором они пришли к соглашению о «необходимости усиления поддержки и сотрудничества ЕС со всеми странами-партнерами и организациями для предотвращения человеческих жертв, для устранения коренных причин миграции и борьбы с сетями контрабанды, а также для значительного улучшения условий возвращения и реад-миссии».

Новый министр внутренних дел Италии Маттео Пьян-тедози очень положительно оценил проект плана действий встречи, подчеркнув, что с Францией нет никаких трений. Тем не менее, по тому же поводу министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманен пояснил, что Париж не будет забирать просителей убежища, прибывших в Италию, до тех пор, пока Рим не соблюдает «морское право» и не откажется принимать корабли с мигрантами, спасенными в Средиземном море.

Основная проблема, с которой Европа столкнется в ближайшие несколько лет, - контроль за притоком мигрантов из Африки [5]. До сих пор не было реализовано никакой общей стратегии, чтобы положить конец африканской проблеме в самом ее корне. Если европейским политикам не нравятся политические и экономические последствия (в основном экономические) иммигрантов и беженцев, последствия будут намного хуже, когда прибудет число климатических беженцев, в десять раз превышающее прежнее. Неспособность противостоять этой проблеме сейчас, когда число людей относительно невелико, приведет к политическому и экономическому хаосу климатической миграции.

В лучшем сценарии северные европейские страны начнут серьезно сотрудничать со своими южными коллегами. Но на данный момент это кажется маловероятным, поскольку трения, берущие начало десятилетия назад, все еще существуют. Исправление дублинской структуры будет главным приоритетом. Конструктивное сотрудничество между Францией и Италией помогло бы, но в настоящее время не представляется возможным.

Также, в то время как Рим по-прежнему заинтересован в развитии хороших рабочих отношений с Брюсселем и Вашингтоном, Дж. Мелони стремится диверсифицировать внешнюю политику Италии, играя более активную и независимую роль в Средиземноморье и Персидском заливе.

Как полуостров, простирающийся к сердцу центрального Средиземноморья, Италия традиционно считала этот район стратегической средой, имеющей решающее значение для ее национальной безопасности. Руководствуясь острой необходимостью доступа к энергоресурсам по конкурентоспособным ценам и сдерживания морских миграционных потоков в Европу, Рим стремился установить теплые дипломатические отношения со странами Северной Африки. Однако ее собственные недолговечные правительства и ограниченная финансовая мощь, а также более напористая внешняя политика некоторых ее европейских соседей (в первую очередь Франции) часто препятствовали усилиям Италии по укреплению влияния и проецированию власти в регионе.

На фоне СВО России в Украине средиземноморское досье приобрело для Италии новое стратегическое значение. Стремление Запада разорвать торговые отношения с Россией заставило Рим пересмотреть свою зависимость от Москвы и искать альтернативных поставщиков энергоносителей. Стратегия диверсификации энергетики Италии, запущенная бывшим премьер-министром Марио Драги, принесла результаты. С начала войны доля России в общем объеме импорта газа в Италию упала с 40 до 16 процентов. Вопреки предположениям о том, что правая, евроскептическая коалиция будет стремиться к улучшению отношений с Кремлем, - правительство Дж. Мелони полностью приняло политику отлучения Италии от российского газа [6].

В конце января 2023 года высокопоставленная делегация, в которую входили Джорджа Мелони, генеральный директор итальянского энергетического гиганта Eni Клаудио Декальци и министр иностранных дел Италии Антонио Таджани, посетила с двухдневным государственным визитом Алжир, который недавно заменил Россию в качестве главного поставщика энергии Италии, и имеет десятилетия дружеских дипломатических отношений с Римом. Находясь в Алжире, Джорджа Мелони встретилась с президентом Алжира Абдельмад-жидом Теббуном, чтобы изучить возможности для укрепления и расширения сотрудничества между странами [7]. Стороны встретились, чтобы обсудить увеличение поставок алжирского газа в Италию. Намечены двусторонние встречи между Eni и алжирской энергетической группой Sonatrach, планы по укреплению стареющей энергетической инфраструктуры Алжира, инициативы по модернизации хрупкой промышленной части страны и проекты по ускорению перехода на экологически чистые источники энергии [8]. Используя глубоко укоренившиеся отношения между двумя странами, Джорджа Мелони упомянула Энрико Маттеи - основателя Eni и ключевую фигуру в стремлении Алжира развивать свой энергетический потенциал - как пример добрых намерений Италии в отношении своего южного соседа и ее новой активной позиции сотрудничества в сторону Средиземного моря. Так называемый «План Маттеи» для Африки предусматривает, что Рим предлагает странам Северной Африки взаимовыгодное партнерство, при котором интересы и потребности обеих сторон в равной степени гарантируются [9].

После своего визита в Алжир Дж. Мелони побывала в Триполи, где 28 января 2023 года встретилась с главой правительства национального единства Ливии Аб-дулхамидом аль-Дбейбой. В ходе визита руководители Eni и Национальной нефтяной корпорации Ливии подписали соглашение. 25-летняя газовая инвестиционная сделка на сумму 8 миллиардов долларов США для разработки двух морских платформ и завода по улавливанию и секвестрации углерода. Ожидается, что после полной эксплуатации энергетические объекты будут производить до 750 миллионов кубических футов газа в день, чтобы удовлетворить внутренний спрос Ливии и утолить жажду европейских рынков.

Нестабильность и отсутствие сильного центрального правительства в Ливии вызвали массовый приток несанкционированных мигрантов в Италию. Это стало серьезной проблемой в итальянских политических дебатах, где Дж. Мелони и ее правые союзники поддерживали строгий подход, который резко ограничил бы эту миграцию. Торговля людьми также увеличилась из-за многих факторов. Ливийское государство утратило контроль над огромными территориями с 2011 года. Также усилились вооруженные конфликты и социально-экологические кризисы в более широком регионе.

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

со

I_

CJ

CO

Три основных миграционных пути, которые сходятся в Ливии, направлены к южному побережью Италии: западный из Сенегала, центральный из Нигерии и восточный из Йемена и Сомали. Многие эксперты подчеркивают необходимость защиты права на убежище и обеспечения законных и безопасных путей для трудящихся-мигрантов, намеревающихся попасть в Европу. Тем не менее, ЕС имеет тенденцию откладывать общую миграционную политику из-за разногласий между государствами-членами и вместо этого уделять приоритетное внимание двусторонним переговорам со странами происхождения и транзита, чтобы предотвратить прибытие мигрантов или просто внедрить миграционный контроль [10]. Двумя примерами являются Бенгаз-ское соглашение 2008 года между тогдашним премьер-министром Италии Сильвио Берлускони и Каддафи и соглашение между ЕС и Турцией 2016 года.

Однако эти краткосрочные «решения» имели ужасные последствия на многих уровнях. С юридической точки зрения ливийские центры содержания мигрантов печально известны злоупотреблениями и нарушениями прав человека [11]. В политическом плане демобилизация ополченцев, которые извлекают выгоду из войны, например, управлением этими центрами, тюрьмами, торговлей людьми и контрабандой, оказалась сложной. Блокирование одного маршрута миграции не мешает торговцам людьми находить другие, о чем свидетельствуют постоянные кораблекрушения у итальянских берегов [12].

Хотя энергетический портфель имеет решающее значение в стратегических расчетах Италии, он не является единственным фактором, поддерживающим контакты Рима с Алжиром и Ливией. Укрепление сотрудничества со своими североафриканскими соседями также направлено на противодействие вдохновленным исламистами террористическим сетям, которые продолжают действовать в регионе Магриба, и сдерживанию потока мигрантов, пересекающих Средиземное море. Независимо от текущих политических тенденций, миграционная проблема оставалась неизменной во всех итальянских правительствах.

Таким образом, миграционный фактор всегда имел и по сей день имеет значительное влияние на внешнеполитическую повестку Италии. Приток мигрантов в страну вызывает сложности, требующие дипломатического взаимодействия и сотрудничества с соседними странами, Европейским союзом и другими международными организациями. Реакция ЕС на миграционные вызовы оказывает влияние на позицию Италии внутри ЕС и ее приверженность европейской интеграции. Координация и согласование действий внутри ЕС становятся все более важными для эффективного управления миграцией, но в то же время становятся все более сложными из-за разногласий и растущего дипломатического напряжения.

Хоть Италия в XXI веке намного богаче и развитее, чем несколько десятков лет назад, на повестке дня все равно осталось много проблем, в том числе продолжающаяся политическая нестабильность и коррупция, исторические, но все также сохраняющиеся экономические и культурные разногласия между севером и югом и, безусловно, также новые проблемы иммиграции и европейского экономического и политического объединения. Эти вызовы доминируют в политической и экономической повестке дня Италии в начале нового века, оказывают прямое влияние на проводимые внутренние и внешние политики.

Италия активно взаимодействует с другими странами и международными организациями в области миграции,

разрабатывая совместные стратегии и меры. Сотрудничество включает соглашения о репатриации, борьбу с трафиком людей и помощь странам-источникам миграции. Италия также взаимодействует с организациями ООН, Европейским союзом, африканскими и другими странами в соседних регионах, чтобы разработать совместные решения и сотрудничество в области миграции.

В свете этих факторов, Рим продолжает стремиться к разработке более эффективных стратегий управления миграционными потоками, защите прав мигрантов и содействию интеграции и сталкиваться с вызовами, связанными с миграцией, особенно на фоне снижения интереса к данному вопросу со стороны ЕС.

Литература

1. Rising migration tensions on Mediterranean shores. -Текст: электронный // Europa.eu: [сайт]. - URL: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST%20 5689%202009%20INIT/EN/pdf (дата обращения: 29.05.2023).

2. I migranti rispediti in Italia sono piu di quelli che sbarca-no. - Текст: электронный // ilsole24ore: [сайт]. - URL: https://www.ilsole24ore.com/art/i-migranti-rispediti-italia-sono-piu-quelli-che-sbarcano-AC9ySL (дата обращения: 29.05.2023).

3. Migrant rescue ship Ocean Viking arrives in French port of Toulon after Italian refusal. - Текст: электронный // France 24: [сайт]. - URL: https://www.france24.com/ en/video/20221111 -the-ocean-viking-has-finally-found-a-safe-haven (дата обращения: 29.05.2023).

4. 59 La Francia nega l'ingresso a 123 migranti della Ocean Viking. Ue: «Problema non una nave ong». - Текст: электронный // Corriere Della Sera: [сайт]. - URL: https://www.corriere.it/esteri/22_novembre_18/migranti-francia-italia-brutto-gesto-respinti-naufraghi-ocean-viking-12c893c6-673d-11 ed-b05a-06c1012dfe21 .shtml (дата обращения: 29.05.2023).

5. The EU's endemic migration crisis. - Текст: электронный // GiS Reports: [сайт]. - URL: https://www.gisre-portsonline.com/r/eu-migration-crisis/ (дата обращения: 29.05.2023).

6. Meloni resumes Draghi's agenda in Algeria: "We will be a gas hub for Europe". - Текст: электронный // Atalayar: [сайт]. - URL: https://www.atalayar.com/en/articu-lo/politics/meloni-resumes-draghis-agenda-algeria-we-will-be-gas-hub-europe/20230124130053159885.html (дата обращения: 29.05.2023).

7. President Meloni in Algeria. - Текст: электронный // Italian Government Presidency of the Council of Ministers: [сайт]. - URL: https://www.governo.it/en/me-dia/president-meloni-algeria/21579 (дата обращения: 29.05.2023).

8. Eni and Sonatrach sign strategic agreements to accelerate emissions reduction and strengthen energy security. - Текст: электронный // Eni: [сайт]. - URL: https:// www.eni.com/en-IT/media/press-release/2023/01/ eni-sonatrach-sign-strategic-agreements-accelerate-emissions-reduction.html (дата обращения: 29.05.2023).

9. Meloni: "Promuovere un 'Piano Mattei' per l'Africa". -Текст: электронный // Rai News: [сайт]. - URL: https:// www.rainews.it/articoli/2022/10/meloni-promuovere-un-piano-mattei-per-lafrica-5e46b0f7-6a2a-4795-b70a-fb4bc57add81.html (дата обращения: 29.05.2023).

10. More Politicization, More Externalization: EU Migration Governance 7 Years After the Crisis. - Текст: электронный // BRIDGE: [сайт]. - URL: https://bridgenetwork.

eu/2022/01/21/eu-migration-governance-7-years-crisis/ (дата обращения: 29.05.2023).

11. Nowhere but Back Assisted return, reintegration and the human rights protection of migrants in Libya. - Текст: электронный // United Nations: [сайт]. - URL: https:// www.ohchr.org/sites/default/files/2022-12/Report-on-assisted-return-and-reintegration.pdf (дата обращения: 29.05.2023).

12. Italy: Migrants paid 8,000 euros each for 'voyage of death'. - Текст: электронный // AP NEWS: [сайт]. - URL: https://apnews.com/article/italy-migrant-shipwreck-smugglers-8975494dcdfd1 dc4ca8727 fa81484577 (дата обращения: 29.05.2023).

THE IMPACT OF THE MIGRATION FACTOR ON ITALY'S FOREIGN POLICY AGENDA

Omarova T.R.

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

Italy, as one of the largest countries in Europe and an active participant in the international arena, faces challenges and issues related to migration management and regulation. The influx of migrants into the country not only affects Italy's foreign policy agenda but also shapes its relationships with neighboring countries, as well as with the European Union and other international organizations. This article provides an overview and explores the diplomatic ties of Italy and the problems it encounters in cooperation and burden-sharing with European partners in the context of managing the migration crisis. The aim of this study is to examine and determine the extent of the impact of the migration issue on the foreign policy of the Italian Republic.

Keywords: Italian Republic, migration, migration crisis, foreign policy processes in Italy, European Union.

References

1. Rising migration tensions on Mediterranean shores. - Text: electronic // Europa.eu: [website]. - URL: https://data.consilium. europa.eu/doc/document/ST%205689%202009%20INIT/EN/ pdf (Date of access: 29.05.2023).

2. More migrants returned to Italy than those who arrive. - Text: electronic // ilsole24ore: [website]. - URL: https://www.ilsole-24ore.com/art/i-migranti-rispediti-italia-sono-piu-quelli-che-sbarcano-AC9ySL (Date of access: 29.05.2023).

3. Migrant rescue ship Ocean Viking arrives in French port of Toulon after Italian refusal. - Text: electronic // France 24: [website]. - URL: https://www.france24.com/en/video/20221111-the-ocean-viking-has-finally-found-a-safe-haven (Date of access: 29.05.2023).

4. France denies entry to 123 migrants from Ocean Viking. EU: "The problem is not an NGO ship." - Text: electronic // Corriere Della Sera: [website]. - URL: https://www.corriere.it/esteri/22_novem-bre_18/migranti-francia-italia-brutto-gesto-respinti-naufraghi-ocean-viking-12c893c6-673d-11ed-b05a-06c1012dfe21.shtml (Date of access: 29.05.2023).

5. The EU's endemic migration crisis. - Text: electronic // GiS Reports: [website]. - URL: https://www.gisreportsonline.com/r/eu-migration-crisis/ (Date of access: 29.05.2023).

6. Meloni resumes Draghi's agenda in Algeria: "We will be a gas hub for Europe." - Text: electronic // Atalayar: [website]. - URL: https://www.atalayar.com/en/articulo/politics/ meloni-resumes-draghis-agenda-algeria-we-will-be-gas-hub-europe/20230124130053159885.html (Date of access: 29.05.2023).

7. President Meloni in Algeria. - Text: electronic // Italian Government Presidency of the Council of Ministers: [website]. -URL: https://www.governo.it/en/media/president-meloni-algeria/21579 (Date of access: 29.05.2023).

8. Eni and Sonatrach sign strategic agreements to accelerate emissions reduction and strengthen energy security. - Text: electronic // Eni: [website]. - URL: https://www.eni.com/en-IT/ media/press-release/2023/01/eni-sonatrach-sign-strategic-agreements-accelerate-emissions-reduction.html (Date of access: 29.05.2023).

9. Meloni: "Promote a 'Mattei Plan' for Africa." - Text: electronic // Rai News: [website]. - URL: https://www.rainews. it/articoli/2022/10/meloni-promuovere-un-piano-mattei-per-lafrica-5e46b0f7-6a2a-4795-b70a-fb4bc57add81.html (Date of access: 29.05.2023).

10. More Politicization, More Externalization: EU Migration Governance 7 Years After the Crisis. - Text: electronic // BRIDGE: [website]. - URL: https://bridgenetwork.eu/2022/01/21/eu-migration-governance-7-years-crisis/ (Date of access: 29.05.2023).

11. Nowhere but Back Assisted return, reintegration and the human rights protection of migrants in Libya. - Text: electronic // United Nations: [website]. - URL: https://www.ohchr.org/sites/default/ files/2022-12/Report-on-assisted-return-and-reintegration.pdf (Date of access: 29.05.2023).

12. Italy: Migrants paid 8,000 euros each for 'voyage of death'. -Text: electronic // AP NEWS: [website]. - URL: https://apnews. com/article/italy-migrant-shipwreck-smugglers-8975494dcdfd1 dc4ca8727fa81484577 (Date of access: 29.05.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.