В.Ю. ПЕТРОВ, профессор, ректор Т.А. КУЗНЕЦОВА, доцент Пермский государственный технический университет
Влияние межвузовской кооперации на образовательную среду подготовки научных кадров
В статье даны основные характеристики образовательной среды как ключевого элемента системы управления качеством подготовки научных кадров. Показано влияние межвузовской кооперации на свойства образовательной среды.
Ключевые слова: образовательная среда, межвузовская кооперация, подготовка научных кадров, междисциплинарные программы.
В настоящее время важной международной тенденцией является кооперирование вузов в рамках единого мирового образовательного пространства и пространства научных исследований с целью гарантированного обеспечения «достаточными ресурсами для ... подготовки студентов к будущей карьере и развития их личности, создания и поддержания широкой базы передовых знаний, стимулирования научных исследований и инноваций» [1].
Под образовательным пространством понимается «совокупность процессов, отношений и взаимозависимостей в сфере образования, иерархически связанных между собой», а также «совокупность определенным образом связанных между собой объектов и условий, которые могут оказывать влияние на процесс и результат образовательной деятельности» [2]. Это нормативно-правовая база и научные, образовательные, культурные, социальные и экономические институты, средства массовой коммуникации, ориентированные на образование. Основными свойствами образовательного пространства являются многомерность (множественность характеристик), многокомпонентность (множественность составляющих), многосвязность (множественность связей между компонентами), непрерывность (причинно-следственная обусловленность про-
цессов во времени) и др. Характеристиками образовательного пространства являются масштаб распространения, наличие коммуникаций между субъектами образовательных отношений, единство образовательных систем, степеней, квалификаций и др.
Частью мирового образовательного пространства является Европейское пространство высшего образования (European Higher Education Area -EHEA) стран-участниц Болонского процесса, созданного с целью расширения академической мобильности и роста привлекательности европейского образования [З]. Процесс интеграции России в EHEA является важной задачей модернизации системы образования.
Европейское пространство высшего образования строится на принципах общественной значимости образования, широкого и открытого доступа к высшему и последипломному образованию, развития личности и гражданственности, обучения в течение всей жизни. Основные характеристики EHEA отражены во Всеобъемлющей структуре квалификаций, европейских стандартах и принципах обеспечения качества, документах о признании степеней и периодов обучения. Основой развития EHEA является внедрение трехуровневой модели образования (бакалавр, магистр, доктор), в которой
каждый уровень выполняет функции подготовки выпускника к эффективной трудовой деятельности.
При подготовке научных кадров образовательное пространство активно взаимодействует с Европейским пространством научных исследований (European Research Area - ERA), создающим условия для проведения единой политики в области научных исследований, содействия развитию конкурентоспособной экономики, базирующейся на науке (экономики знаний) [З]. Концепция ERA строится на совместном использовании научных ресурсов, интеграции образования и науки, что является важнейшим стимулирующим фактором при разработке и внедрении инновационных образовательных программ.
Термин «среда», в отличие от «пространства», «несет в себе коннотацию влияния» [4]. Таким образом, образовательная среда определяет взаимодействие и взаимовлияние образовательного пространства (совокупности условий и объектов образовательной деятельности) и обучаемых (субъектов образовательной деятельности). Будучи частью образовательного пространства, образовательная среда обладает аналогичными свойствами (многообразие, многаспектность, поступательность, динамичность и др.) и характеристиками (протяженность, качественный и функциональный состав элементов, структурные связи между ними, виды воздействия).
Например, в качестве характеристик вузовской образовательной среды могут быть названы: статус вуза, его тип, размеры, профиль, специализация и др. [5]. При этом необходимо отдельно рассматривать характеристики субъектов образовательного процесса (преподавателей и обучающихся), являющихся неотъемлемой частью образовательной среды, - демографические (возраст, стаж), профессио-
нальные (научная степень и звание, уровень предшествующего образования, профиль, специализация), социальные (социальные нормы, политика администрации), психологические (характер отношений, мотивация) и др.
С точки зрения масштаба распространения среда, как правило, локализована, а ее характеристики обусловливают особенности практической реализации образовательного процесса: структуру и содержание образовательных программ, применяемые образовательные технологии, организационно-методическую базу, материально-технические, кадровые и информационные ресурсы.
Указанные свойства и характеристики делают образовательную среду ключевым элементом системы управления качеством подготовки научных кадров, от эффективности и вариативности которого зависит продуктивность индивидуализированного образовательного процесса.
Образовательная среда подготовки научных кадров обладает сложной структурой, основными элементами которой являются:
• научно-педагогические кадры, научные школы;
• программы подготовки;
• материально-техническая и экспериментальная база;
• сложившиеся организационные формы (объединения, советы, центры), создаваемые для повышения эффективности и качества образовательной и научной деятельности;
• действующие научно-образовательные проекты (как правило, инновационные) и т.д.
Продуктом образовательной среды подготовки научных кадров являются новые научные знания, инновации, научно-технические объекты и технологии.
Опыт российских и зарубежных ву-
зов показал, что кооперирование вузов оказывает эффективное воздействие на образовательную среду и ее характеристики, обеспечивая решение актуальных образовательных и научно-технических проблем.
Межвузовская кооперация обладает довольно сложной структурой [6]. Она строится по различным моделям (простой / гетерогенной, прямой и сложной / органической, предполагающей специализацию), различается по профилю (горизонтальная - внутриотраслевая, вертикальная - межотраслевая) и типу, определяемому объединяемыми ресурсами (материально-техническая, кадровая, структурно-организационная). Межвузовская кооперация может также различаться по виду совместной деятельности (образовательная, научно-исследовательская, производственная, инновационная). Полученная сложная организационная структура открывает дополнительные возможности для использования инструментов повышения качества образования.
Применительно к развитию перспективных направлений науки, техники и технологий межвузовская кооперация направлена прежде всего на повышение эффективности исследований на стыке наук (научных специальностей), тем самым обеспечивая получение новых знаний. Надотраслевая суть современной науки диктует необходимость развития междисциплинарной подготовки научных кадров, включающей высшее и послевузовское образование.
Базой для развития междисциплинарного образования являются пилотные проекты, выполняемые в условиях кооперации ведущих исследовательских университетов страны и национальных исследовательских центров. Эффективность межвузовского кооперирования повышается при учас-
тии заказчиков-работодателей в реализации инновационных образовательных программ. Партнерские отношения нескольких вузов с динамично развивающимися предприятиями региона в рамках осуществления междисциплинарных программ позволяют решать задачу развития целевой подготовки высококвалифицированных кадров по перспективным направлениям науки, техники и технологий.
В целом кооперирование вузов в той или иной степени нацелено на развитие свойств образовательной среды, характеристики которой (определяемые моделями, профилями, типами и видами кооперации), в свою очередь, непосредственно обусловливают структуру и содержание академической и исследовательской составляющих в программах подготовки научных кадров. В частности, в рамках образовательной кооперации вузы могут реализовать совместные междисциплинарные программы по двум и более смежным специальностям (дуальные или сопряженные); в рамках научноисследовательской - комплексные научные проекты на стыке наук; в рамках производственной и инновационной -сотрудничество в опытно-конструкторской и внедренческой деятельности (в том числе на малых инновационных предприятиях при вузах) и др. [7].
Проведем анализ свойств образовательной среды, развитие которых в условиях межвузовской кооперации дает дополнительный импульс повышению качества программ подготовки научных кадров.
Многообразие. Данное свойство определяет весь спектр реально содержащихся в данной среде образовательных возможностей. Многообразие диктует множественность способов образовательного воздействия на обучаемого со стороны среды, оказывает влияние на характер образовательного вза-
имодействия, усиливает мотивацию и стимулирует активность субъектов (в данном случае она связывается с расширением возможностей свободного выбора, предоставляемого образовательной средой).
Многообразие находит свое выражение через такие характеристики образовательной среды, как широкий спектр направлений и специальностей подготовки, множественность реализуемых образовательных программ, вариативность применяемых образовательных технологий, широкие ресурсные возможности.
В условиях кооперирования вузов возрастающее многообразие образовательной среды обеспечивает действительную студентоориентирован-ность реализуемых образовательных программ. Многообразие характеристик объектов и условий образовательного процесса (характеристик участвующих в кооперировании вузов) позволяет эффективно учитывать особенности обучаемого (уровень и профиль предшествующего образования, интеллектуальные возможности, психосоциальные качества) при проектировании образовательных программ, целевой функцией которых является формирование определенной системы компетенций (соответствующей требованиям рынка труда и личным предпочтениям обучаемого). При этом многообразие образовательной среды обеспечивает прежде всего необходимую полноту содержания реализуемых образовательных программ и развивается на основе создаваемого богатства организационно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения, направленного на расширение спектра профессиональных компетенций, позволяющих решать соответствующий круг научно-практических задач.
Влияние межвузовской кооперации
на многообразие образовательной среды осуществляется через применение механизмов компетентностного подхода, путем диверсификации структуры и содержания образовательных программ (например, по виду профессиональной деятельности, профилю предшествующего образования
и др.) [8].
Интегративность. Это свойство выражается в интегрировании отдельных ее составляющих в единое целое. Именно интегративность определяет наличие системообразующих, системосохраняющих факторов.
В образовательной среде подготовки научных кадров таким фактором является эффективная НИР, предполагающая наличие условий для реализации практико-ориентированных образовательных программ. В этой связи основной характеристикой образовательной среды, через которую находит выражение свойство интегративности, является структура и содержание программ исследовательской деятельности, ее необходимое кадровое и материально-техническое обеспечение.
Межвузовское кооперирование дает дополнительные возможности для повышения эффективности и качества образования на основе объединения (информационного, методического, кадрового) современных образовательных ресурсов, позволяющих разрабатывать и внедрять инновационные практико-ориентированные программы подготовки и методики формирования универсальных (общекультурных) и профессиональных (специальных) компетенций.
В результате создаются условия для отказа от фрагментарности - представления знаний в определенной предметной области в виде множества отдельных учебных дисциплин - и перехода к интегративной системе специализированных модулей и блоков
дисциплин, формируемых на основе комплексного подхода. Все это ведет к развитию интегративности образования, обеспечивающей оптимальность выбора структуры и содержания программы подготовки. Вузы-партнеры получают возможность использования эффективного инструмента трансформации образовательных программ подготовки научных кадров, применения новых образовательных технологий (активных методов обучения) и проектного подхода (технологий) в организации научно-исследовательской составляющей послевузовских программ подготовки.
Эффективным механизмом воздействия межвузовской кооперации на свойство интегративности является применение новых образовательных технологий и проектного подхода к организации научно-исследовательской составляющей программ подготовки научных кадров.
Многоаспектность. Это качество означает множественность компонентов и связей, действующих в процессе подготовки научных кадров и обеспечивающих прежде всего эффективное поле для проведения научных исследований.
Многоаспектность образовательной среды связана с ее коммуникативностью, которая определяет модель взаимодействия (функционального, содержательного, информационного и др.) отдельных ее составляющих. В этой связи качество образования научных кадров во многом зависит от уровня многоаспектности образовательной среды, проявляющегося через характеристики междисциплинарности содержания реализуемых программ.
В процессе кооперирования вузов многоаспектность и коммуникативность образовательной среды развиваются за счет создаваемых расширенных условий для решения образова-
тельных и научно-технических задач различного масштаба. В ходе межвузовской кооперации формируется новая многокомпонентная и многофункциональная инфраструктура (образовательная, исследовательская, инновационная), дающая дополнительные возможности для информационного и методологического взаимодействия объектов и субъектов образовательного процесса, что расширяет границы исследований, выводя их на стыки наук. Расширение происходит за счет формирования многокомпонентного и многомерного поля данных - объединения информационных ресурсов, необходимых для синтеза знаний, с целью решения актуальных теоретических и прикладных задач [9].
Развитие свойства многоаспектно-сти образовательной среды в условиях межвузовской кооперации осуществляется на основе применения механизмов индивидуализации образовательных траекторий обучающихся, а также дуальных программ, предполагающих одновременную (параллельную) реализацию двух образовательных программ подготовки по различным специальностям (направлениям) на одном и том же образовательном уровне [7, 8]. Основными возможными инструментами трансформации структуры и содержания образовательных программ подготовки научных кадров являются кредитно-модульные технологии.
Динамичность. Это свойство, отражающее изменчивость, гибкость образовательной среды по отношению к субъектам образовательного процесса (преподавателям и обучаемым), что связано с ее открытостью. Та или иная степень открытости складывается во взаимодействии вуза с внешней средой в рамках образовательного и социального партнёрства.
Если динамичность выражается че-
рез такую характеристику образовательной среды, как восприимчивость к инновациям, то открытость - через возможность ее расширения в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.
В условиях межвузовской кооперации обеспечение большей динамичности и открытости образовательной среды создает условия для инновационного развития содержания образовательных программ. Кооперирование вузов расширяет область взаимодействия образовательной среды со сферой науки, рынком инноваций, рынком труда и реальным сектором экономики, что способствует усилению их инновационной ориентированности и повышению качества подготовки научных кадров. Это возможно на основе расширения доступности всех видов ресурсов вузов-партнеров, определяющей относительную свободу выбора места, тематики обучения и НИР (академическая и научная мобильность), научного руководства (научный консалтинг), организации образовательной и исследовательской деятельности (разработка индивидуальных образовательных траекторий).
Влияние межвузовской кооперации на развитие свойства динамичности образовательной среды осуществляется через механизмы интеграции науки и образования, внедрение научно-технических инноваций в процесс подготовки научных кадров.
Поступательность. Это свойство образовательной среды создает условия для обеспечения непрерывности образования на основе мотивационной, предметной, функциональной готовности обучающихся к переходу на новые образовательные уровни с соответствующим развитием компетенций.
Поступательность проявляется в многоуровневости реализуемых образовательных программ. Системообра-
зующим элементом непрерывной подготовки научных кадров являются эффективные программы исследовательской деятельности, логика развития которой определяет сопряженность содержания образовательных программ (в том числе на стыке наук), охватывающих несколько образовательных уровней.
Межвузовская кооперация создает эффективные условия для реализации ступенчато-последовательной исследовательской составляющей (с нарастающей сложностью тематики и видов работ), обеспечивает научно-методическое и организационное единство процесса подготовки научных кадров, координацию образовательной, научной и инновационной деятельности и в итоге - комплексное развитие формируемой системы компетенций научных кадров.
Важным механизмом кооперации, гарантирующим поступательность образовательной среды, является совместная реализация многоуровневых сопряженных программ подготовки научных кадров (как правило, междисциплинарных). При этом с применением вариативных стратегий реализации (implementation strategy), учитывающих индивидуальные цели обучаемого и требования рынка труда, их структура и содержание эффективно трансформируются [10].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что межвузовская кооперация, создавая новые ресурсные возможности, развивает основные свойства образовательной среды, обусловливая тем самым повышение эффективности и качества подготовки научных кадров.
В свою очередь, образовательная среда, обладающая новыми качественными характеристиками, создает условия для применения современного ин-
струментария совершенствования структуры и содержания программ подготовки научных кадров: компе-тентностного подхода, кредитно-модульных технологий, диверсификации образовательных программ, проектного метода, интеграции науки и образования, внедрения научно-технических инноваций и новых образовательных технологий и др.
Управление свойствами образовательной среды через ее характеристики на основе развития межвузовской кооперации позволяет достичь необходимого качества образования научных кадров.
Сделанные выводы могут быть использованы при определении эффективных подходов к проведению модернизации структуры и содержания образовательных программ подготовки научных кадров, при формировании организационно-правовой базы и выработке направлений развития всех видов и форм межвузовской кооперации. Возможными путями при этом могут быть разработка и апробация междисциплинарных совместных дуальных и сопряженных программ, реализация межвузовских комплексных проектов, создание организационных форм совместной образовательной, научной и инновационной деятельности.
Литература
1. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование (Левен/Лувен-ла-Нев, 28-29
апреля 2009 года) // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 156-162.
2. Филиппов А.Ф. Социология пространства
// Логос. 2000. № 2 (23). С. 113-151.
3. Болонский процесс: Глоссарий (на осно-
ве опыта мониторингового исследования) / Под науч. ред. В.И. Байденко, Н.А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.
4. Оксфордский толковый словарь по пси-
хологии / Под ред. А. Ребера, 2002.
5. Рощина Я.М., Юдкевич М.М. Факторы
исследовательской деятельности преподавателей вузов: политика администрации, контрактная неполнота или влияние среды? // Вопросы образования. 2009. № 3. С. 203-228.
6. Петров В.Ю. Кузнецова Т.А., Матуш-
кин Н.Н., Пахомов С.И.. Проблемы развития межвузовской кооперации в сфере подготовки научных кадров // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 3. С. 14-20.
7. Гитман М.Б., Гитман Е.К., Матушкин
Н.Н. Диверсификация системы профессионального образования на основе использования дуальных программ // Высшее образование в России. 2009. №3. С. 39-46.
8. Петров В.Ю, Кузнецова Т.А. Диверси-
фикация российских программ подготовки магистров // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 76-80.
9. Матушкин Н, Гитман М., Столбов В.,
Гитман Е. Подготовка кадров высшей квалификации: некоторые интеграционные механизмы // Высшее образование в России. 2007. №1. С. 119-127.
10. Computing curricula 2001. Computer Science Volume. URL: http://www.acm.org/ education/cc2001/final
PETROV V, KUZNETSOVA T. INTER-INSTITUTIONAL COOPERATION AND ITS EFFECT ON THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR SCIENTIFIC PERSONNEL TRAINING
The main characteristics of the educational environment as the key element of scientific personnel training system are given. The many-sided effect of the inter-institutional cooperation on the educational environment and its properties is shown.
Keywords: educational environment, inter-institutional cooperation, scientific personnel training, inter-disciplinary programs.