№ 2, 2011
ПРОЕКТНЫЙ метод как основа повышения эффективности междисциплинарной подготовки научных кадров
Ю. И. Няшин, Т. А. Кузнецова
(Пермский государственный технический университет),
С. И. Пахомов (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки)
Рассматривается опыт использования проектного метода организации научно-образовательного процесса в национальном исследовательском университете. Доказывается, что гибкая технология конструирования и модульная структура учебного плана, индивидуальный подход при формировании содержания всех блоков дисциплин в соответствии с последними научно-техническими достижениями и актуальными требованиями рынка труда обеспечивают повышение качества образования.
Ключевыге слова: образовательная программа; индивидуальная образовательная траектория; межвузовская кооперация; научно-образовательный процесс.
низации образовательных монодисципли-нарных программ подготовки научных кадров. Однако для повышения эффективности междисциплинарных программ подготовки научных кадров на стыках наук индивидуализация образования требует введения весомой научно-исследовательской составляющей, выполняемой в рамках комплексных научных проектов, тематика которых связана с индивидуальными научными интересами обучаемого [3]. Применение проектного метода создает условия для обеспечения практической ориентированности образовательной и научной деятельности обучаемых.
Методологические основы проектного метода разработаны в рамках дисциплины «Управление проектами» (Project Management). В профессиональном управлении проектами с понятием проекта связывается процесс осуществления комплекса целенаправленных мероприятий по созданию нового продукта или услуг в рамках установленных бюджета, времени и качества. При проектно-ориентированном подходе организация академической, научно-исследовательской, опытно-конструкторской инновационной деятельности строится на выполнении основных этапов, которыми являются постановка задачи (определение цели и результатов проекта и основных этапов работ), анализ связей и влияния на проект внешней среды и участников проекта (например, SWOT-анализ); создание системы комплексного и прогно-Няшин Ю. И., Кузнецова Т. А., Пахомов С. И., 2011
При переходе на ФГОС ВПО нового поколения, реализуемые на основе компетентно стного подхода с ориентацией на результаты обучения, важное значение приобретает индивидуализация профессионального образования. Трансформация образовательных программ осуществляется через построение индивидуальных образовательных траекторий, позволяющих обеспечить реальную сту-дентоцентрированность подготовки научных кадров в системе высшего и послевузовского профессионального образования (как правило, на уровне магистратуры и аспирантуры). Внедрение в России Европейской системы переноса и накопления кредитов (зачетных единиц) — БСТ8 — «систематизированного способа описания образовательных программ путем назначения кредитов всем ее компонентам» [1, с. 41] обеспечило эффективную возможность разработки таких образовательных траекторий. Они имеют модульную структуру и характеризуются гибкостью и адаптируемостью, что позволяет производить коррекцию содержания их составляющих в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями, текущим состоянием науки, техники и технологий, потребностями общества.
Существующая образовательная практика и опыт ведущих университетов мира (российских и зарубежных) дают возможность оценить высокую эффективность построения индивидуальных образовательных траекторий при модер-
©
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
зирующего планирования работ и параметров проекта; создание команды проекта и управление ею с целью объединения и координации деятельности исполнителей [2].
Российская и зарубежная научно-образовательная практика свидетельствует, что проектный метод признается наиболее эффективным в организации процесса подготовки научных кадров на основе работы «в команде» при выполнении социально и экономически значимых комплексных научно-исследовательских работ и проектов.
Проектный метод обеспечивает трансформацию структуры образовательной программы на основе установления функциональных связей между различными дисциплинами учебного плана для достижения сформулированной цели проекта, что обусловливает необходимость разработки согласованной (сопряженной по образовательным уровням) программы подготовки научных кадров.
Эффективность применения проектного подхода возрастает в условиях межвузовской кооперации, поскольку для обучаемого становится возможным участие в проектах, обеспеченных объединенными ресурсами вузов-партнеров. Кроме того, кооперирование вузов позволяет вырабатывать четкий план целенаправленной совместной деятельности, что в значительной степени повышает качество проводимых исследований и разработок [5]. В частности, росту эффективности применения указанного подхода способствуют:
— разработка с участием студентов и аспирантов интегрированных межвузовских информационных баз принятия решений в смежных областях знаний, выполнение сетевых разработок, направленных на систематизацию информации, необходимой для решения междисциплинарных задач (на стыке наук);
— привлечение студентов и аспирантов к крупномасштабным фундаментальным и прикладным исследованиям, совместно проводимым на основе федеральных, отраслевых и региональных программ;
— работа студентов и аспирантов в центрах межвузовских междисциплинарных исследований, центрах телекоммуникации и продвижения информационных технологий, координационных центрах, научно-исследовательских лабораториях, научных и технологических парках и других научно-образовательных структурах и т. д.
Научно-образовательный процесс, организованный в соответствии с проектным подходом, позволяет получить как решение задачи производства интеллектуального продукта, имеющего практическую ценность, так и формирование системы общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций: профессиональных знаний, умений и навыков, личностных и творческих способностей, способностей к профессиональным коммуникациям.
Выполнение в рамках образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования комплексного междисциплинарного проекта требует разработки интегрированной программы подготовки [3].
Формирование и структурирование предметного поля образовательной программы (по типу дисциплин, уровню их сложности, трудоемкости) и установление связей между дисциплинами (проектирование структуры плана, определяющего вид дерева пререквизитов) производятся в соответствии с решаемыми в ходе НИР и НИОКР задачами. Гибкая технология конструирования и модульная структура учебного плана, индивидуальный подход при формировании содержания всех блоков дисциплин в соответствии с последними научно-техническими достижениями и актуальными требованиями рынка труда обеспечивают высокое качество образования. Весь учебный материал соотносится с логикой профессиональной деятельности [1; 3].
Примером эффективной многолетней реализации проектного метода организации научно-образовательного процесса является деятельность кафедры теоретической механики Пермского государственного технического университета
№ 2, 2011
(ПГТУ), которому присвоен статус национального исследовательского, при подготовке по специальностям и направлениям высшего профессионального образования: 071104.65 «Компьютерная биомеханика», 150300.62, 150300.68 «Прикладная механика» (профиль — «Компьютерная биомеханика»); по научным специальностям послевузовского профессионального образования — 01.02.04 «Механика деформируемого твердого тела» и 01.02.08 «Биомеханика».
Одно из перспективных направлений междисциплинарных исследований, проводимых кафедрой теоретической механики ПГТУ совместно с университетом г. Бордо (Франция) в рамках проекта Российского фонда фундаментальных исследований РФФИ — Франция, составляет нейромышечная стоматология. Темой НИР, выполняемой ПГТУ, университетом г. Бордо и кафедрой терапевтической стоматологии Пермской государственной медицинской академии, является моделирование височно-нижнечелюстного сустава. По указанному научному направлению ведутся работы по проекту «Височно-нижнечелюстной сустав человека: теоретическое и экспериментальное исследование и применение в медицинской практике». В этом проекте наряду с кафедрой теоретической механики участвует Центр экспериментальной механики при Пермском государственном техническом университете. В целом межвузовская кооперация с иностранными и отечественными партнерами обеспечивает проведение экспериментов с использованием уникального оборудования, которым располагает университет г. Бордо. Клиническая апробация ведется специалистами-медиками [6].
Научные межвузовские исследования проводятся также в рамках проекта, выполняемого по заданию Министерства образования и науки РФ по теме «Биомеханическое исследование зубочелюстной системы в норме и при патологических процессах». Студенты, магистранты и аспиранты вузов изучают проблемы комплексного влияния патологии зубочелюстной системы на позвоночник, рассматривая последний как биомехани-
ческую цепь, нарушения работы которой обусловливают множественные заболевания человеческого организма.
Еще одно перспективное научное направление — создание компьютерной модели человека — затрагивает вопросы виртуального моделирования билиарной системы человека (системы производства и выделения желчи). Целью всех проводимых с участием студентов и аспирантов междисциплинарных НИР является создание модели виртуального физиологического человека, позволяющей дистанционно производить диагностику заболеваний при отсутствии необходимого «физического» оборудования
[4].
Студенты и аспиранты — главные участники всех проектов. Организация системы междисциплинарной подготовки производится по отработанному годами плану.
Руководитель НИР отслеживает успехи и неудачи, постоянно курируя исследовательский процесс. Руководством НИР студентов и аспирантов занимаются ведущие ученые, имеющие российское и мировое признание. К их числу принадлежит заведующий кафедрой теоретической механики ПГТУ доктор физико-математических наук профессор Ю. И. Няшин — заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный член Центра механики биологических материалов Университета Падуи (Италия), автор более 470 научных трудов и монографий.
К концу II курса тема научных исследований пронизывает всю учебную деятельность. Этапами реализации комплексного проекта являются курсовые работы (проекты) и выпускная квалификационная работа. В этом случае при единой научной тематике рассматриваются различные вопросы (проблемы, аспекты) изучаемой проблемы в рамках различных дисциплин учебного плана. Тем самым достигаются интегративность, согласованность и сопряженность обучения. Выпускники бакалавриата и магистратуры продолжают работу по выбранной тематике и проводят исследования на послевузовском уровне в рамках дис-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
сертационных исследований в аспирантуре.
Организационными формами реализации проектного подхода могут быть: участие в работе регулярных научных семинаров, конференций; анализ научнотехнической литературы; выполнение переводов иностранных источников; обучение по программам двойного диплома; участие в стажировках, проводимых ведущими вузами; участие в проектных НИР; проведение экспериментальных исследований; написание рефератов, научных статей и др.
С 1995 г. на кафедре работает еженедельный межвузовский научный семинар «Проблемы механики и биомеханики». На сегодняшний день проведено более 500 заседаний. На каждом из них слушаются два доклада: один готовят студенты, аспиранты, молодые ученые, другой — представители научного сообщества старшего поколения, в том числе из других вузов (Пермской государственной медицинской академии, иностранные партнеры и др.). Кроме того, на кафедре на постоянной основе действует межвузовский научно-методический семинар (например, один из последних посвящен проблемам преподавания биомеханики спорта).
Успешное выполнение поставленных задач невозможно без анализа научной литературы (как правило, иностранных источников), выполнения патентного поиска и технико-экономического анализа предлагаемых решений. В рамках научного поиска студенты и аспиранты участвуют в создании международного научного «Российского журнала биомеханики», издаваемого силами кафедры с 1997 г. под эгидой РАН и РАМН. В настоящее время выпущено более 100 номеров (4 номера в год в двух вариантах — на русском и английском). В редакционную коллегию входят ученые ведущих университетов, научных и медицинских центров мира.
Одной из форм обеспечения проектного подхода является реализация международных программ двойного диплома с Венским техническим университетом (Австрия). В соответствии с дей-
ствующим в настоящее время договором в течение стажировки студенты, аспиранты и преподаватели занимаются совместной НИР по теме «Применение материалов с памятью формы (в медицине)», направленной на разработку инновационных методов протезирования. Такие стажировки обеспечивают возможность непосредственного общения с учеными мирового уровня, полного погружения в научные исследования с применением современного оборудования, доступа к обширной библиотеке и информационной базе Венского технического университета, дальнейшего развития научных связей.
Развиваются формы взаимодействия с ДжорджиаТех (США) и университетами Израиля (Тель-Авивский университет, университет Технион, университетский центр Ариэль), определены направления и тематики дальнейшей совместной научной деятельности в области разработки методов математического моделирования и управления механическими и биомеханическими системами посредством собственных деформаций.
Применяемый на кафедре проектный подход стимулирует мотивацию к продолжению образования и дальнейшей инновационной деятельности, повышая его эффективность и качество. В рамках данного подхода все виды образовательной деятельности студентов преломляются через призму науки. Существует множество примеров того, как студенты, имеющие невысокие баллы при поступлении в университет, постепенно включаясь в научно-исследовательский процесс, мотивируются на эффективную образовательную деятельность и показывают лучшие результаты освоения основной образовательной программы. При этом они получают навыки успешной презентации своих исследовательских работ перед профессиональной аудиторией, умения вести научную дискуссию, что, несомненно, очень полезно для их будущей профессиональной деятельности.
На основании накопленного опыта можно констатировать, что в результате реализации проектного подхода достигаются:
11111111111* № 2,
— гармонизация теоретической, методической и практической составляющих профессиональной подготовки;
— развитие образовательных технологий и их учебно-методического инструментария, формирование обобщающей методологии решения проблемы повышения качества подготовки;
— решение задачи подготовки конкурентоспособного специалиста, компетентного в области решения системных междисциплинарных научных и прикладных задач и мотивированного на самообразование и саморазвитие;
— создание условий для коммерциализации результатов НИР и НИОКР, выхода вузов, участвующих в межвузовской кооперации, на внешний и внутренний рынки, привлечение инвестиций через совместную научно-образовательную деятельность с научными организациями РАН, прикладными НИИ и производственными предприятиями.
Основным стимулом формирования долгосрочных партнерских отношений вузов, научных академических структур и предприятий всех форм собственности является взаимная заинтересованность в повышении качества подготовки специалистов, включая качество проектной научно-практической деятельности студентов и аспирантов. Развитие проектных форм организации научно-образовательного процесса наиболее актуально в
связи с переходом на двухуровневую систему высшего профессионального образования. Проектирование и реализация образовательных программ на основе проектного подхода обеспечивают формирование широкого спектра универсальных и профессиональных компетенций выпускников вузов, позволяющих решать приоритетные фундаментальные и прикладные задачи на стыке наук.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Болонский процесс : глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) / авт.-сост. :
B. И. Байденко, Н. А. Селезнева, О. Л. Ворожей-кина и др. — М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. — 148 с.
2. Мазур, И. И. Управление проектами / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге, А. В. Полковников. — М. : Омега-Л, 2011. — 960 с.
3. Матушкин, Н. Н. О междисциплинарных образовательных программах подготовки кадров высшей квалификации / Н. Н. Матушкин, Т. А. Кузнецова, С. И. Пахомов // Университетское управление: практика и анализ. — 2010. — №4. —
C. 55—60.
4. Няшин, Ю. И. Основы биомеханики / Ю. И. Няшин, В. А. Лохов. — Пермь : Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007. — 210 с.
5. Петров, В. Ю. Влияние межвузовской кооперации на образовательную среду подготовки научных кадров / В. Ю. Петров, Т. А. Кузнецова // Высш. образование в России. — 2010. — № 10. — С. 19—25.
6. Экспериментальные методы в биомеханике / под ред. Ю. И. Няшина. — Пермь : Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008. — 400 с.
Поступила 20.04.11.
ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА В ПОДГОТОВКЕ ИНФОРМАТИКА-ЭКОНОМИСТА
Т. А. Щучка (Воронежский государственный педагогический
университет)
Приводятся основные характеристики профессиональной деятельности информатика-экономиста: виды, объекты, предметы, средства.
Ключевыге слова: информатик-экономист; профессиональная деятельность; организационно-управленческая деятельность; управленческая компетентность.
Образовательный процесс студентов вательным стандартом высшего проспециальности «Прикладная информати- фессионального образования 080801
ка (в экономике)» осуществляется в со- «Прикладная информатика (по облас-
ответствии с государственным образо- тям)» [2].
© Щучка Т. А., 2011