Научная статья на тему 'Интеграция науки и производства в подготовке информатика-экономиста'

Интеграция науки и производства в подготовке информатика-экономиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИК-ЭКОНОМИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPUTATIONAL ECONOMIST / PROFESSIONAL ACTIVITY / ORGANISATIONAL-MANAGERIAL ACTIVITY / MANAGERIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щучка Татьяна Александровна

Приводятся основные характеристики профессиональной деятельности информатика-экономиста: виды, объекты, предметы, средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щучка Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Science with Industry in Training a Computational Economist Teacher

Basic characteristics of professional activity of a computational economist teacher: types, objects, disciplines, facilities are presented.

Текст научной работы на тему «Интеграция науки и производства в подготовке информатика-экономиста»

11111111111* № 2,

— гармонизация теоретической, методической и практической составляющих профессиональной подготовки;

— развитие образовательных технологий и их учебно-методического инструментария, формирование обобщающей методологии решения проблемы повышения качества подготовки;

— решение задачи подготовки конкурентоспособного специалиста, компетентного в области решения системных междисциплинарных научных и прикладных задач и мотивированного на самообразование и саморазвитие;

— создание условий для коммерциализации результатов НИР и НИОКР, выхода вузов, участвующих в межвузовской кооперации, на внешний и внутренний рынки, привлечение инвестиций через совместную научно-образовательную деятельность с научными организациями РАН, прикладными НИИ и производственными предприятиями.

Основным стимулом формирования долгосрочных партнерских отношений вузов, научных академических структур и предприятий всех форм собственности является взаимная заинтересованность в повышении качества подготовки специалистов, включая качество проектной научно-практической деятельности студентов и аспирантов. Развитие проектных форм организации научно-образовательного процесса наиболее актуально в

связи с переходом на двухуровневую систему высшего профессионального образования. Проектирование и реализация образовательных программ на основе проектного подхода обеспечивают формирование широкого спектра универсальных и профессиональных компетенций выпускников вузов, позволяющих решать приоритетные фундаментальные и прикладные задачи на стыке наук.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болонский процесс : глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) / авт.-сост. :

B. И. Байденко, Н. А. Селезнева, О. Л. Ворожей-кина и др. — М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. — 148 с.

2. Мазур, И. И. Управление проектами / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге, А. В. Полковников. — М. : Омега-Л, 2011. — 960 с.

3. Матушкин, Н. Н. О междисциплинарных образовательных программах подготовки кадров высшей квалификации / Н. Н. Матушкин, Т. А. Кузнецова, С. И. Пахомов // Университетское управление: практика и анализ. — 2010. — №4. —

C. 55—60.

4. Няшин, Ю. И. Основы биомеханики / Ю. И. Няшин, В. А. Лохов. — Пермь : Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2007. — 210 с.

5. Петров, В. Ю. Влияние межвузовской кооперации на образовательную среду подготовки научных кадров / В. Ю. Петров, Т. А. Кузнецова // Высш. образование в России. — 2010. — № 10. — С. 19—25.

6. Экспериментальные методы в биомеханике / под ред. Ю. И. Няшина. — Пермь : Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2008. — 400 с.

Поступила 20.04.11.

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА В ПОДГОТОВКЕ ИНФОРМАТИКА-ЭКОНОМИСТА

Т. А. Щучка (Воронежский государственный педагогический

университет)

Приводятся основные характеристики профессиональной деятельности информатика-экономиста: виды, объекты, предметы, средства.

Ключевыге слова: информатик-экономист; профессиональная деятельность; организационно-управленческая деятельность; управленческая компетентность.

Образовательный процесс студентов вательным стандартом высшего проспециальности «Прикладная информати- фессионального образования 080801

ка (в экономике)» осуществляется в со- «Прикладная информатика (по облас-

ответствии с государственным образо- тям)» [2].

© Щучка Т. А., 2011

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Известно, что в профессиональной деятельности проявляется квалификационно-образовательный уровень специалиста. Причем каждому уровню профессиональной деятельности соответствуют определенные характер и содержание труда, которые могут быть представлены эталонными алгоритмами деятельности.

Основными видами профессиональной деятельности информатика-экономиста являются организационно-управленческая, проектно-технологическая, маркетинговая, экспериментально-исследовательская, консалтинговая, аналитическая, эксплуатационная [2]. Причем деятельность данного специалиста агрегирует в себе два понятия: «деятельность информатика» и «деятельность экономиста».

Организационно-управленческая деятельность обеспечивает выработку и принятие решений на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях.

Проектно-технологическая деятельность — это деятельность по проектированию технологии усвоения новых знаний, умений и навыков, а также по реализации, стимулированию, контролю и коррекции данного процесса.

Маркетинговая деятельность охватывает учет потребностей в товарах и услугах, состояния спроса, ситуации на рынке; приспособление производства к требованиям рынка, существующим и потенциальным запросам покупателей; формирование спроса, рынка товаров и услуг; контроль за условиями реализации товаров и услуг; реагирование на изменение спроса.

Экспериментально-исследовательская деятельность выступает в качестве завершающей стадии поисковой деятельности и включает в себя поиск новых конструкций, построение технических объектов. Она предполагает определение и анализ исходных условий, факторов и характеристик изучаемых явлений с последующим построением модели.

Консалтинговая деятельность заключается в консультировании производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов в сфере

технологической, эксплуатационной деятельности.

Аналитическая деятельность, которую можно назвать постдеятельностью проектировочной деятельности, позволяет оценить и понять структуру, выявить взаимосвязь, учесть индивидуальные свойства объектов, а также определить уровень профессионального мастерства.

Эксплуатационная деятельность информатика-экономиста предусматривает процесс сопровождения, модификации и адаптации профессионально ориентированных программных комплексов в области экономики.

В квалификационном справочнике должностей служащих четко не определена должность, которой соответствовал бы информатик-экономист. В то же время на основе анализа таких должностей, как инженер по автоматизированным системам управления производством, программист, экономист вычислительного (информационно-вычислительного) центра, экономист по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности, можно судить о соответствии профессиональных знаний этих категорий специалистов знаниям информатика-экономиста.

Объектами профессиональной деятельности информатика (с квалификацией в области экономики) являются экономические информационные системы в административном управлении, банковском, страховом и таможенном деле, налогообложении, бухгалтерском учете и аудите, антикризисном управлении, оценочной деятельности, маркетинге и рекламе, информационные системы фондового рынка [2].

Экономическая информационная система представляет собой жестко регламентированную правовую систему, функционирование которой во времени заключается в сборе, хранении, обработке и распространении информации о деятельности экономического объекта реального мира [4].

В настоящее время уже невозможно найти предприятие, на котором бы в той или иной степени не применялись ав-

111!111Й1И1!Ш № 2,

томатизированные компьютерные информационные системы (ИС) управления хозяйственной деятельностью. Однако, как правило, автоматизация затрагивает лишь отдельные сферы управления.

Ввиду существенной разницы исторических условий развитие ИС в России и на Западе шло разными путями. Плановая система жестко регламентировала и распределяла человеческие, финансовые, материальные ресурсы, поэтому нерыночная экономика слабо стимулировала руководителей предприятий экономить ресурсы и оптимизировать потоки материальных и финансовых средств. В нашей стране инициаторами внедрения ИС были бухгалтерские и кадровые подразделения предприятий [1; 3]. Эволюция отечественных ИС иллюстрирует данный тезис. Так, наиболее востребованные на рынке продукты компании «1С» (в порядке времени создания): «Бухгалтерия», «Зарплата», «Кадры», «Склад», «Торговля», «Предприятие». Аналогичные этапы развития прошли и программные продукты других отечественных фирм: «БЭСТ», «Парус», «Галактика».

В основе западных ИС с самого начала их развития лежали идеи «ресурсосбережения», т. е. оптимизации материальных и финансовых потоков, что нашло отражение в их названиях: 1С (Inventory Control — Управление запасами), MRP (Material Requirements Planning — Планирование потребности в материалах), MRP II (Manufacturing Resource Planning — Планирование производственных ресурсов), ERP (Enterprise Resource Planning — Планирование ресурсов корпорации). Это не означает, что разработчики западных систем не уделяли достаточного внимания модулю бухгалтерского учета. Однако для последнего характерна тесная увязка учетных и управленческих задач.

К предметам деятельности информатика-экономиста относятся:

1) информационные процессы, определенные спецификой экономической области;

2) события, функциональные процессы, информационные потоки и ресурсные потоки, протекающие в области экономики;

3) новые направления деятельности в области, требующие внедрения вычислительной техники;

4) профессионально ориентированные информационные системы в области экономики.

Средствами профессиональной деятельности информатика-экономиста являются информационно-вычислительная техника для сбора, обработки, хранения и передачи информации; информация о состоянии материально-технического и технологического базиса; научные знания, представленные в различных источниках; социально-технические нормы, в качестве которых могут выступать стандарты, правила по технике безопасности, отраслевые нормы и т. д.

Интеграционные связи науки и производства требуют сегодня в различных видах профессиональной деятельности информатика-экономиста выделять компоненты, которые складываются в процессе обучения, а затем совершенствуются под влиянием профессионального опыта. Данными компонентами должны стать специальные компетентности, и в частности управленческая компетентность информатика-экономиста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехина, Г. В. Информационные технологии в экономике и управлении : учеб. пособие / Г. В. Алехина. — М. : МЭСИ, 2002. — 257 с.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 351400 — «Прикладная информатика (по отраслям)» / Гос. ком. РФ по высшему образованию. — М., 2000. — 22 с.

3. Крылович, А. Информационные технологии в управлении предприятием [Электронный ресурс] / А. Крылович // Корпоративный менеджмент. — 2000. — № 10. — Режим доступа: http: // www.cfin.ru/ itm/kis/top s. shtml.

4. Мишенин, А. И. Теория экономических информационных систем : учеб. / А. И. Мишенин. — 4-е изд., доп. и перераб. — М. : Финансы и статистика, 2007. — 240 с.

Поступила 18.04.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.