Джу О.С.,
преподавател ь Финансово-экономического
колледжа, Ростовский государственный
экономический университет (РИНХ)
г. Ростов-на-Дону, Россия
E-mail: [email protected]
Прокопенко И.Г.,
ассистент кафедры «Финансы»,
Ростовский государственный
экономический университет (РИНХ)
г. Ростов-на-Дону, Россия
E-mail: I.Prokopenko@rostov. voz. ru
Сидякин М.И.,
аспирант РГЭУ (РИНХ)
г. Ростов-на-Дону, Россия
E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА УСТОЙЧИВОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
JEL classification: H61, H77
Цель. Актуальность темы исследования определяется востребованностью разработки вопросов организации межбюджетных отношений в регионе как одного из факторов обеспечения устойчивости бюджетной системы, которая проявляется в самостоятельности территории, ее платежеспособности, сбалансированности доходов и расходов. Исследование влияния межбюджетных отношений на устойчивость бюджетной системы при решении задач повышения результативности межбюджетных отношений и устранения дисбалансов в системе межбюджетных отношений явилось целью настоящей статьи.
Структура/методология/подход. Подчеркивается, что в современных экономических условиях, с одной стороны, требуется принятие мер, направленных на ограничение дефицитов местных бюджетов и уровня муниципального долга, с целью поддержания их сбалансированности, а с другой - ведение грамотной политики в области межбюджетных отношений, в том числе по расходованию средств дотации на выравнивание и субвенции на расчет и предоставление дотаций бюд-
жетам поселений в целях выравнивания их финансовых возможностей по решению вопросов местного значения.
Результаты. К результатам исследования можно отнести следующие выводы: выявлены недостатки в действующей технологии предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам; даны рекомендации по ее совершенствованию, позволяющие оперативно отслеживать расходование межбюджетных трансфертов, не допускать фальсификацию данных о расходовании средств бюджета, предотвращать и снижать количество бюджетных нарушений, в том числе за счет полноценной работы единой автоматизированной системы управления общественными финансами на региональном и муниципальном уровнях, которая должна обладать широким функционалом, позволяющим осуществлять все процессы расходования бюджетных средств с нацеленностью на повышение эффективности процесса планирования и исполнения бюджетов.
Практические последствия. Практическая значимость заключается в возможности использования предложенных рекомендаций для обеспечения устойчивости бюджетной системы, прежде всего региона.
Оригинальность/значение. В статье представлены авторские результаты исследования теоретических и практических аспектов влияния межбюджетных отношений на бюджетную устойчивость.
Ключевые слова: бюджетная политика, межбюджетные отношения, межбюджетные трансферты, сбалансированность, устойчивость бюджета, управление общественными финансами.
O.S. Dgu, I.G. Prokopenko, M.I. Sidyakin
THE IMPACT OF INTERGOVERNMENTAL RELATIONS ON THE STABILITY OF THE BUDGET SYSTEM
The relevance of the research topic is determined by the relevance of the develop-
ment of the organization of inter-budgetary relations in the region as one of the factors ensuring the stability of the budget system, which is manifested in the independence of the territory, its solvency, and balance of income and expenses. The study of the influence of intergovernmental relations on the stability of the budget system in solving problems of increasing the effectiveness of intergovernmental relations and eliminating imbalances in the system of intergovernmental relations was the purpose of this article.
It is emphasized that in modern economic conditions, on the one hand, measures are required to limit deficits of local budgets and the level of municipal debt in order to maintain their balance, and on the other hand, a competent policy in the field of intergovernmental relations, including spending means of subsidies for equalization and subventions for the calculation and provision of subsidies to the budgets of settlements in order to equalize their financial capabilities to address local issues.
The following conclusions can be attributed to the research results: shortcomings in the existing technology for providing interbudget transfers to local budgets were identified; recommendations are given for its improvement, which allow to quickly monitor the spending of intergovernmental transfers, prevent falsification of data on budget spending, prevent and reduce the number of budget violations, including through the full operation of a unified automated system of public finance management at the regional and municipal levels, which should have broad functionality that allows for all processes of spending budget funds with a focus on increasing the effectiveness of the planning process and budget execution.
Practical significance lies in the possibility of using the proposed recommendations to ensure the sustainability of the budget system, especially in the region.
The author presents the results of a study of theoretical and practical aspects of the impact of intergovernmental relations on budgetary sustainability.
Keywords: budget policy, intergovernmental relations, intergovernmental transfers,
balance, budget stability, public finance management.
Введение
За последнее десятилетие финансовые взаимосвязи между бюджетами публично-правовых образований различного уровня претерпели кардинальные перемены, основанные на принципах бюджетного федерализма, улучшения бюджетной дисциплины, доступности и прозрачности предоставления финансовых ресурсов [1, с. 97]. Изменения в сфере межбюджетных отношений отражаются в методологии и методах предоставления финансовой помощи публично-правовым образованиям [2, с. 61; 3; 4, с. 92; 5, с. 46].
В целях достижения стабильного социально-экономического роста и развития территорий Российской Федерации требуется формирование оптимальной системы распределения и перераспределения финансовых средств. В настоящее время перераспределение финансовых ресурсов с федерального уровня на региональный для поддержки территориального развития реализуется согласно п. 5 ст. 130 Бюджетного кодекса РФ, и в 2019 г. только 13 регионов не получают финансовой поддержки от государства, а 72 субъекта Российской Федерации - «бюджетные реципиенты» и получают из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности региона [6].
На протяжении 2014-2022 гг. достаточно сильно меняется структура межбюджетных трансфертов. Так, в среднем за 2014-2017 гг. доля нецелевой финансовой помощи (дотаций) составила 43,3%, в
2018 г. - максимальные 50,6% (в основном за счет резкого роста дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов), в
2019 г. - 39,5%, в среднем за 2020-2022 гг. должна составить 37,2%. В структуре межбюджетных трансфертов основная доля приходится на дотации. Она продолжает увеличиваться до 36,52% в 2020 г., до 36,7% в 2020 г., до 38,36% в 2021 г.
Большая часть дотаций традиционно приходится на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности: на их долю в
2020 г. выделяется 77,0% общего объема дотаций, в 2021 г. - 77,8%, в 2022 г. -78,1%. Это свидетельствует о преобладании выравнивающего характера финансовой помощи из федерального бюджета, с одной стороны, и сохранении высокой степени дифференциации среди субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности, с другой. Число субъектов Российской Федерации, которые будут являться получателями данного вида дотации, сохраняется [7].
Развитие системы межбюджетных отношений прошло уже несколько этапов. Текущий этап характеризуется продолжением трансформации российской модели бюджетного федерализма и межбюджетных отношений по таким направления, как: разграничение экономического и налогового потенциала территорий; незначительные возможности регионов в бюджетной самообеспеченности; недостаточность ресурсов из федерального бюджета, распределяемых в форме дотаций, и др. Продолжается решение основной задачи - увеличение результативности межбюджетных отношений и устранение дисбалансов в системе межбюджетных отношений.
Ростовская область в этом смысле представляет определенный интерес в силу влияния объективных причин (географических, природно-климатических и пр.), из-за которых весьма значительна дифференциация муниципальных образований. В таких условиях осуществление межбюджетного регулирования сопряжено с необходимостью учета множества факторов, прежде всего при разработке методик выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Под бюджетной устойчивостью мы будем понимать способность всех элементов бюджетной системы при помощи механизмов мобилизации и распределения централизованных денежных фондов государства обеспечивать реализацию декларируемых целей без существенных изменений основных параметров при воздействии отрицательных факторов [8, с. 3031]. Безусловно, при этом устойчивость бюджетной системы тесно связана с про-
блемами экономического характера [9]. Среди таких проблем можно обозначить и углубление процессов финансовой интеграции, поскольку они несут не только новые возможности и перспективы для развития финансовой системы и экономики в целом, но и различные угрозы, связанные прежде всего с повышением уязвимости экономики к влиянию мировых кризисов в связи с финансовой открытостью. То есть устойчивость бюджетной системы определяет и определяется финансовым состоянием государственных финансов, которое зависит от последствий финансовой интеграции. Устойчивость бюджетной системы проявляется в самостоятельности территории, ее платежеспособности, сбалансированности доходов и расходов [10, с. 226]. Одним из важнейших инструментов, обеспечивающих данные элементы устойчивости, являются межбюджетные отношения.
Межбюджетные трансферты могут оказывать влияние на сбалансированность бюджетной системы, причем каждая из форм межбюджетных трансфертов играет свою роль в процессе обеспечения сбалансированности. Обеспечение сбалансированности субфедеральных бюджетов важно по следующим причинам:
- поддержание стабильности социально-экономического развития территории;
- создание условий для исполнения социальных обязательств;
- в силу предоставления возможности по проведению инфраструктурных преобразований - содействие занятости населения.
Однако в системе межбюджетных трансфертов есть пробелы, которые могут непосредственно влиять на сбалансированность бюджетной системы как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.
Стабильность поступления доходов является основой устойчивости бюджетов и всей бюджетной системы в целом [11, с. 125]. Для обеспечения этого необходима достаточная доходная база и методы, которые помогают постоянно увеличивать налоговые и неналоговые доходы [12, с. 2072].
Решение задач, обозначенных в рамках реформирования межбюджетных от-
ношений [13], продолжается и на современном этапе их развития. На уровне регионов и муниципальных образований это прежде всего повышение качества управления бюджетным процессом посредством создания различных стимулов, оптимизация разграничений расходных обязательств, трансформация механизмов оказания финансовой поддержки.
Материалы и методы
Использованы общенаучные и специальные методы: научная абстракция, анализ и синтез, сравнение, обобщение и др. Современное состояние системы меж-
бюджетных трансфертов и управление ею в целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов рассмотрены на материалах Ростовской области.
Результаты и обсуждение
В соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 № 657 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2019-2021 годы» бюджетная политика в области межбюджетных отношений ориентирована на решение задач, показанных на рисунке 1.
Рисунок 1 - Задачи бюджетной политики Ростовской области в сфере межбюджетных отношений на 2019-2021 гг. [составлено авторами. Источник: 14]
В ближайшей перспективе оказание финансовой помощи муниципальным образованиям Ростовской области останется одним из приоритетных направлений бюджетных расходов. На выполнение этой цели будут ежегодно направляться значи-
тельные средства в виде межбюджетных трансфертов.
Динамика межбюджетных трансфертов из областного бюджета Ростовской области в 2015-2022 гг. представлена на рисунке 2.
95,00
90,00
43
> 85,00
80,00
2
75,00
70,00
90,70
90,80
91,30 91,50
84,40
81,8С
79,40
2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год
(план) (план) (план)
Рисунок 2 - Динамика межбюджетных трансфертов из областного бюджета Ростовской области в 2015-2022 гг., млн руб. [составлено авторами. Источник: 15]
При этом следует отметить, что структура межбюджетных трансфертов из областного бюджета Ростовской области
значительно отличается от структуры межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Доля дотаций не превышает
13,5% в 2022 году, а в 2015 она составила только 5,3%, что говорит об отсутствии существенного дефицита собственных средств местных бюджетов. Основная доля принадлежит субвенциям и составляет в 2015 году 68%, в 2020 году - 77%.
Наряду с этим в современных экономических условиях от муниципальных образований Ростовской области требуется принятие мер, направленных на ограничение дефицитов местных бюджетов и уровня муниципального долга с целью поддержания их сбалансированности. В Постановлении Правительства Ростовской области от 17.10.2018 № 657 «Об основных направлениях бюджетной политики и основных направлениях налоговой политики Ростовской области на 2019-2021 годы» говорится о том, что органы местного самоуправления должны направлять дополнительные поступления по доходам на снижение бюджетного дефицита в целях минимизации возможных рисков разба-лансированности бюджетов.
Проблема муниципального долга и его обслуживания всегда стоит очень остро. В силу того что во всех муниципалитетах Ростовской области есть заимствования от кредитных организаций, процентная ставка за пользование которыми довольно высока, из-за размеров заимствований обслуживание данного вида кредитных обязательств выливается в довольно крупную статью расходов, и большая сумма поступлений доходов идет на погашение задолженности и уплату процентных и иных платежей по коммерческим кредитам.
В Ростовской области решение данного вопроса ведется еще с конца ноября 2015 года. Для того чтобы сократить указанные расходы муниципальных образований и дать им возможность направлять доходы на финансирование первоочередных расходов, в 2015 году на областном уровне было принято решение на предоставление бюджетных кредитов муниципальным образованиям с целью частичного покрытия дефицитов их бюджетов. В 2019 году продолжается работа по предоставлению бюджетных кредитов на покрытие времен-
ных кассовых разрывов с минимальной процентной ставкой.
Современная ситуация требует принятия взвешенных решений от всех участников бюджетного процесса. Это касается не только решений в части доходов и управления государственным и муниципальным долгом, но и ведения грамотной политики в области расходования ограниченных бюджетных средств.
Примером такой политики может служить расходование средств дотации на выравнивание и субвенции на расчет и предоставление дотаций бюджетам поселений в целях выравнивания их финансовых возможностей по решению вопросов местного значения, проводимое региональным министерством финансов. Она проводится с января 2015 года по настоящее время. Причиной ее применения стал низкий уровень поступлений доходов в региональный бюджет в начале 2015 года, в силу чего стало затруднительно отдавать муниципалитетам полную сумму кассового плана по дотациям и субвенции на расчет и предоставление дотаций бюджетам поселений разовым платежом, как это происходило до 2015 года. Ведь политика в области расходов должна быть направлена на выполнение социальных обязательств перед населением, а уже потом -на остальные направления расходов.
В силу того что выплата полной суммы кассового плана по дотациям и субвенции на дотирование поселений могла оказать влияние на возможность выплаты социальных расходов, было принято решение финансировать выплату по указанным межбюджетным трансфертам, опираясь на объем нецелевых остатков средств на счетах местных бюджетов.
Информация об этих остатках еженедельно предоставляется финансовыми органами муниципальных образований в министерство финансов посредством сети Интернет по форме, в которой описываются основные показатели бюджетов муниципальных образований Ростовской области. Отдельными пунктами выделяется объем просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов по первооче-
редным социально значимым расходам (заработная плата, питание, медикаменты и пр.), указывается фактический объем остатков средств местных бюджетов в разрезе целевых и нецелевых остатков средств, сложившихся на начало текущего финансового года, и оперативная информация о фактическом объеме остатков средств на конец каждой недели.
Показатели фактического объема остатков на начало финансового года должны соответствовать показателям справочной таблицы к отчету об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда.
Министерством финансов Ростовской области в силу ограниченности поступления доходов производится финансирование по дотации на выравнивание и субвенции на расчет и предоставление дотаций бюджетам поселений в еженедельном порядке на основании данных, заполняемых финансовыми органами муниципальных образований на официальном сайте министерства финансов Ростовской области.
Технология финансирования заключается в следующем. Утвержденный кассовый план на очередной месяц делится на две части. Затем производится сбор и обобщение информации о фактических объемах остатков на счетах местных бюджетов на отчетную дату. Далее формируется расчетная таблица, куда вносятся данные по нецелевым остаткам средств и принимается решение о финансировании.
Решение о финансировании принимается руководством регионального минфина на основании предложенного перечня муниципалитетов, в которых есть потребность в получении средств дотаций и субвенции на дотацию поселениям. Перечень муниципалитетов формируется исходя из фактически сложившихся объемов нецелевых остатков средств на счетах местных бюджетов отдельно по муниципальным районам и городским округам и отдельно по поселениям, входящим в состав районов. В такой перечень попадают муниципальные районы и городские окру-
га, на счетах которых фактический объем нецелевых остатков средств на отчетную дату сложился в объеме менее 10 млн рублей, и поселения с объемом остатков менее 500 тыс. рублей.
Применение указанной методики финансирования позволило выявить, что за истекший период 2018 года у определенных муниципальных образований отсутствует потребность в нецелевой финансовой помощи из областного бюджета в виде дотаций и имеется возможность финансировать расходные полномочия за счет собственных средств. Это позволяет областному бюджету избежать расходов, в которых в оперативном режиме отсутствует потребность у муниципалитетов, а сэкономленные средства направлять на финансирование других статей расходов.
Вместе с тем указанная технология помогает увидеть, что наряду с муниципальными образованиями, у которых отсутствует потребность в нецелевой финансовой поддержке из областного бюджета, есть и муниципальные образования, которым недостаточно месячного плана. И недофинансированные остатки можно было бы направить на увеличение ассигнований этим муниципальным образованиям.
Однако у Ростовской области нет прав уменьшать отдельным муниципальным образованиям объемы по дотациям на выравнивание и субвенции на расчет и предоставление дотаций бюджетам поселений с целью перераспределения этих средств на другие муниципальные образования.
Основными направлениями бюджетной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы установлено, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности будут предоставляться местным бюджетам при условии подписания соглашений с министерством финансов Ростовской области, предусматривающих меры по социально-экономическому развитию и финансовому оздоровлению муниципальных образований.
Вместе с тем при исполнении местных бюджетов Ростовской области постоянно существует проблема наличия вре-
менных кассовых разрывов при их исполнении. С целью ликвидации указанного разрыва предусматривается предоставление местным бюджетам бюджетных кредитов на покрытие временного кассового разрыва со сроком погашения в пределах текущего финансового года и предоставление средств нецелевой финансовой помощи местным бюджетам сверх ассигнований кассового плана текущего месяца.
Бюджетные кредиты на покрытие временного кассового разрыва предоставляются в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Ростовской области по льготной процентной ставке - 0,1 процента годовых в пределах объемов ассигнований, предусмотренных на очередной финансовый год. В частности, на 2019 год предусмотрено предоставление указанных средств в объеме до 800,0 млн рублей, а на 2020-2021 годы - по 300,0 млн рублей.
Предоставление средств нецелевой финансовой помощи местным бюджетам сверх показателей кассового плана текущего месяца осуществляется в соответствии с приказом министерства финансов Ростовской области от 30.12.2016 № 189 «О порядке исполнения областного бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита областного бюджета и порядке составления и ведения кассового плана областного бюджета».
В соответствии с указанным приказом, в случае наличия потребности в средствах нецелевой финансовой помощи администрации муниципальных образований вправе обратиться в министерство финансов Ростовской области за перечислением средств сверх ассигнований кассового плана текущего месяца, предоставив мотивированное обращение и подтверждающие документы с указанием месяцев, в счет которых необходимо произвести перечисление средств. Министерство финансов рассматривает указанное обращение и принимает решение о перечислении необходимых средств.
Однако практика применения такого механизма показала, что администрации муниципальных образований запрашивают
перечисление средств в основном с IV квартала финансового года, мотивируя это поступлением основного объема налоговых и неналоговых доходов.
В силу того что средства нецелевой финансовой помощи в виде дотации на выравнивание и субвенции на расчет и предоставление дотаций бюджетам поселений, которые были предусмотрены к перечислению в конце финансового года, использованы в связи с обращениями в течение финансового года, у муниципальных образований отсутствует возможность ликвидировать в случае возникновения кассовый разрыв в конце года. В силу этого муниципальные образования вынуждены вновь обращаться в областной бюджет за дополнительной финансовой помощью.
С целью минимизации риска возникновения подобной ситуации министерством финансов Ростовской области было принято решение о предоставлении средств нецелевой финансовой помощи местным бюджетам сверх ассигнований кассового плана текущего месяца без указания муниципалитетами месяцев, в счет которых необходимо произвести дополнительное перечисление средств. Дополнительное перечисление средств будет производиться на основании пропорционального уменьшения кассовых планов месяцев, следующих за месяцем поступления обращений в министерство финансов Ростовской области.
На сегодняшний день в Ростовской области очень актуален вопрос предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям не по кассовому плану, а по фактической потребности, а также направлениям расходования бюджетных средств, предоставленных в форме межбюджетных трансфертов.
В связи с этим необходимо раскрыть вопрос о санкционировании операций со средствами областного бюджета (в частности расходования средств бюджетов бюджетной системы РФ).
Санкционирование расходов на уровне областного бюджета представляет собой проверку производимых расходов областного бюджета на предмет возникно-
вения денежных обязательств. Указанная проверка осуществляется министерством финансов Ростовской области в соответствии с приказом министерства финансов Ростовской области от 30.12.2013 № 139 «Об утверждении порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств областного бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета».
В соответствии с указанным приказом, для оплаты расходов в министерство финансов Ростовской области необходимо предоставить заявку на оплату расходов с приложением документов, подтверждающих возникновение оплаты денежных обязательств.
Минфином области осуществляется проверка предоставленных заявок на соответствие подтверждающим документам и на наличие принятого расходного обязательства, что позволяет избежать расходования средств, не предусмотренных принятыми расходными обязательствами, и обеспечить целевое расходование бюджетных средств.
Говоря о современном состоянии системы межбюджетных трансфертов, нельзя обойти стороной вопрос о том, как осуществляется процесс управления финан-
сами, и в частности процесс предоставления межбюджетных трансфертов.
Начиная с 2014 года в Ростовской области внедрена единая система управления общественными финансами (далее -ЕАС УОФ). Этот программный продукт нацелен на автоматизацию бюджетного процесса в регионе. Эта система обладает широким функционалом, который позволяет осуществлять все процессы расходования бюджетных средств с нацеленностью на повышение эффективности процесса планирования и исполнения областного бюджета.
Указанная система обеспечивает работу 1886 пользователей, имеет отлаженную систему обратной связи с ними и позволяет получать данные по исполнению бюджета в режиме реального времени. Посредством использования ЕАС УОФ обеспечивается передача документов в управление Федерального казначейства по Ростовской области, а также обмен информационными сообщениями между пользователями.
Основные функции единой автоматизированной системы управления общественными финансами в Ростовской области представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Основные функции ЕАС УОФ в Ростовской области
Еще одной особенностью ЕАС УОФ является то, что в силу реализации возможности получения пользователями данных по исполнению бюджета в режиме реального времени предоставлена возможность построения различных форм аналитической отчетности по планированию и исполнению средств областного бюджета, которые широко применяются в повседневной деятельности. Некоторые формы отчетов являются исходными данными для составления приложений к пояснительным запискам к проектам областных законов, а также составления приложений к закону о бюджете.
Сначала запуск системы был только на уровне областного бюджета. В 2016 году началась работа по внедрению аналогичной системы на муниципальном уровне. Указанная система будет интегрирована с системой, функционирующей на областном уровне, что позволит унифицировать исполнение консолидированного бюджета Ростовской области. Но при внедрении ЕАС УОФ на муниципальном уровне, наряду со всеми преимуществами, есть определенный круг вопросов, требующих решения. Решение этих вопросов положительно отразится на эффективности исполнения областного бюджета по расходам. Так, указанной системой предусмотрено разграничение прав пользователей, в зависимости от уровня бюджета. Вместе с тем возникает необходимость предоставления возможности областным органам власти прослеживать расходование межбюджетных трансфертов, производимое из бюджетов муниципальных образований.
В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно предусмотреть взаимосвязь между целевыми статьями областного бюджета и целевыми статьями местных бюджетов в части использования межбюджетных трансфертов из областного бюджета.
Необходимо внедрить в указанную систему многоуровневый справочник целевых статей расходов в части межбюджетных трансфертов, основанный на последних знаках, входящих в целевые статьи областного бюджета. Это позволит областным главным распорядителям оперативно отслеживать расходование межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета, вплоть до конечного объекта, на который направлено предоставление межбюджетных трансфертов.
Вместе с тем, помимо создания справочника целевых статей по межбюджетным трансфертам, целесообразно предусмотреть формирование аналитических отчетов, которые позволят представить информацию о расходовании межбюджетных трансфертов наиболее наглядно, сделать ее наиболее полной и емкой. Это поможет избежать проблем, связанных с фальсификацией данных о расходовании средств областного бюджета, и снизить количество бюджетных нарушений, выявляемых при проверках, проводимых органами государственного финансового контроля.
Формирование указанных отчетов целесообразно строить по схеме, приведенной на рисунке 4.
Функционирование данной схемы получения отчетов станет возможным в силу того, что в части расходования финансовой помощи из областного бюджета соблюдается принцип сохранения последних знаков направления расходов при построении кодов бюджетной классификации расходов местных бюджетов. И именно по этим знакам при выявлении взаимосвязи между целевыми статьями областного и местных бюджетов в части предоставления межбюджетных трансфертов можно будет через построение аналитических отчетов отслеживать освоение средств областного бюджета в режиме реального времени.
Рисунок 4 - Схема формирования аналитических отчетов о расходовании межбюджетных трансфертов местными бюджетами
Заключение
Система межбюджетных трансфертов как один из основных элементов управления общественными финансами в полной мере учитывает и базируется на принципе сбалансированности бюджетной системы РФ. Данный принцип в новой редакции Бюджетного кодекса РФ звучит как принцип сбалансированности и устойчивости бюджета, реализация которого позволит обеспечить сбалансированность и устойчивость всей бюджетной системы.
При внедрении единой автоматизированной системы управления общественными финансами в Ростовской области на муниципальном уровне, наряду со всеми преимуществами, есть определенный круг вопросов, требующих решения. Решение этих вопросов положительно отразится на эффективности исполнения областного бюджета по расходам. Указанной системой предусмотрено разграничение прав пользователей в зависимости от уровня бюджета. Вместе с тем возникает необходимость предоставления возможности областным органам власти отслеживать расходование межбюджетных трансфертов, производимое из бюджетов муниципальных образований. Внедрение цифровых технологий в управление государственными и муниципальными финансами - одна
из актуальнейших задач современности [16, с. 12].
Представленные в статье предложения позволят повысить эффективность системы межбюджетных отношений на уровне региона, а значит, и устойчивость бюджетной системы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Костоглодова Е.Д. Теоретические подходы к исследованию экономического содержания и реализации бюджетной реформы в России // Финансовые исследования. - 2017. - № 4 (57). - С. 97-103.
2. Bozhechkova A.V., Mamedov A.A., Sinelnikov-Murylev S.G., Turuntseva M.Yu. Stabilization Properties of Federal Fiscal Transfers to Russian Regions// Zhournal No-voi Ekonomicheskoi Associacii. 2018. 40(4), p. 61-83. (In Russ.) DOI: 10.31737/22212264-2018-40-4-3
3. Kobayashi W. (2018) Examining Functions of Intergovernmental Fiscal Transfer. In: Hatta T. (eds) Economic Challenges Facing Japan's Regional Areas. Palgrave Pivot, Singapore. DOI: https://doi.org/10.1007/ 978-981-10-7110-2_18
4. Mikhaylova A.A., Klimanov V.V., Safina A.I. The impact of intergovernmental fiscal transfers on economic growth and the structure ofthe regional economy. Voprosy Ekonomiki. 2018; (1):91-103. (In Russ.) DOI:
https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-1-91-103
5. Yushkov AO., Oding N.Y., Savulkin L.I. Transfer-dependent regions of Russia: Scenarious for increasing the budget revenues. Voprosy Ekonomiki. 2018;(12):46-65. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.32609/ 0042-8736-2018-12-46-65
6. Приказ Минфина России от 14 ноября 2018 г. № 3130 «Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями пункта 5 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации». URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72058578/(дата обращения: 10.10.2019).
7. Сводное заключение Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам на проект федерального закона № 556362-7 "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». URL: http://duma.gov.ru/(дата обращения: 12.10.2019).
8. Канкулова М.И. Понятие и основные факторы устойчивости бюджетной системы // Финансы и кредит. - 2016. -№37 (709). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ponyatie-i-osnovnye-faktory-ustoychivosti-byudzhetnoy-sistemy (дата обращения: 13.10.2019).
9. Шаров В.Ф., Караев А.К. Устойчивость бюджетной системы и проблемы восстановления роста экономики России // Финансы: Теория и Практика. - 2014. -№5. URL: https://cyberieninka.ru/artide/n/ ustoychivost-byudzhetnoy-sistemy-i-problemy-vosstanovleniya-rosta-ekonomiki-rossii (дата обращения: 11.10.2019).
10. Галухин А.В. Устойчивость как базовый принцип ответственной бюджетной политики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. №2 (32). С. 225-238.
11. Андреева О.В., Попова Г.В., Су-ховеева А.А. Проблемы и приоритетные направления укрепления доходной базы федерального бюджета // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2018. -№ 4. - С. 124-133.
12. Яшина Н.И., Малышев С.А., Чес-нокова Л.А. Влияние методики распределения налоговых доходов на уровень финансовой устойчивости регионов РФ // Финансы и кредит. - т. 25, вып. 9, сентябрь 2019. - С. 2069-2082.
13. Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до 2013 года: [распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. № 1123-р] // КонсультантПлюс: справ. Правовая система.
14. Постановление Правительства Ростовской области от 17.10.2018 № 657 «Об основных направлениях бюджетной политики и основных направлениях налоговой политики Ростовской области на 2019-2021 годы»
15. Официальные данные Министерства финансов Ростовской области. URL: www.minfln.donland.ru(дата обращения: 13.10.2019).
16. Vovchenko, N.G., Ivanova, O.B., Andreeva, O.V., Kostoglodova, E.D. Conceptual approach to the development of financial technologies in the context of digitalization of economic processes (2018)// European Research Studies Journal, 21. Pp. 11-20
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Kostoglodova E.D. Theoretical approaches to the study of the economic content and implementation of the budget reform in Russia // Financial research. - 2017. - No. 4 (57). - Pp. 97-103.
2. Bozhechkova, A.V., Mamedov, A.A., Sinelnikov-Murylev, S.G., Turuntseva, M.Yu. Stabilization Properties of Federal Fiscal Transfers to Russian Regions// Zhournal No-voi Ekonomicheskoi Associacii. 2018. 40(4), p. 61-83. (In Russ.) DOI: 10.31737/22212264-2018-40-4-3
3. Kobayashi W. (2018) Examining Functions of Intergovernmental Fiscal Transfer. In: Hatta T. (eds) Economic Challenges Facing Japan's Regional Areas. Palgrave Pivot, Singapore. DOI: https://doi.org/10.1007/ 978-981-10-7110-2_18
4. Mikhaylova A.A., Klimanov V.V., Safina A.I. The impact of intergovernmental
fiscal transfers on economic growth and the structure ofthe regional economy. Voprosy Ekonomiki. 2018; (1):91-103. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-1-91-103
5. Yushkov A O., Oding N.Y., Savulkin L.I. Transfer-dependent regions of Russia: Scenarious for increasing the budget revenues. Voprosy Ekonomiki. 2018;(12):46-65. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.32609/ 0042-8736-2018-12-46-65
6. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation No. 3130 dated November 14, 2018 "On approval of lists of subjects of the Russian Federation in accordance with the provisions of paragraph 5 of article 130 of the Budget code of the Russian Federation". URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72058578/ (accessed 10.10.2019).
7. Summary opinion Of the State Duma Committee on budget and taxes on the draft Federal law No. 556362-7 "On the Federal budget for 2020 and for the planning period of 2021 and 2022". URL: http://duma.gov.ru/ (accessed: 12.10.2019).
8. Kankulova M.I. The Concept and major factors of sustainability of the budget system // Finances and credit. - 2016. - № 37 (709). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ponyatie-i-osnovnye-faktory-ustoychivosti-byudzhetnoy-sistemy (accessed 13.10.2019).
9. Sharov V.F., Karaev A.K. Stability of the budget system and problems of restoring growth of the Russian economy / / Finance: Theory and Practice. - 2014. - № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ustoychivost-byudzhetnoy-sistemy-i-problemy-vosstanovleniya-rosta-ekonomiki-rossii (accessed 11.10.2019).
10. Galukhin A.V. Sustainability as a basic principle of responsible budget policy / / Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2014. № 2 (32). Pp. 225-238.
11. Andreeva O.V., Popova G.V., Su-khoveeva A.A. Problems and priority directions of strengthening the revenue base of the Federal budget / / Bulletin of the Moscow state regional University. Series: Economics. - 2018. - № 4. - Pp. 124-133.
12. Yashina N.I., Malyshev S.A., Chesnokova L.A. Influence of the method of distribution of tax revenues on the level of financial stability of the regions of the Russian Federation // Finance and credit. - vol. 25, vol. 9, September 2019. - Pp. 2069-2082.
13. The concept of inter-budgetary relations and the organization of the budget process in the subjects of the Russian Federation and municipalities until 2013: [order of the Government of the Russian Federation of August 8, 2009 No. 1123-R] // ConsultantPlus: reference. Legal system.
14. Resolution Of the government of the Rostov region dated 17.10.2018 No. 657 "On the main directions of the budget policy and the main directions of the tax policy of the Rostov region for 2019-2021»
15. Official data of the Ministry of Finance of the Rostov region. URL: www.minfin.donland.ru(date accessed: 13.10.2019).
16. Vovchenko, N.G., Ivanova, O.B., Andreeva, O.V., Kostoglodova, E.D. Conceptual approach to the development of financial technologies in the context of digitalization of economic processes (2018) // European Research Studies Journal, 21. Pp. 11-20
$HHaHCOBbie HCcnegoBaHHH № 1 (66) 2020
61