ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
УДК 687.021
М. А. Гусева, Е. Г. Андреева, И. А. Петросова
ВЛИЯНИЕ МЕТОДОВ РАСКРОЯ ШКУРОК
НА КОНСТРУКТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ МЕХОВЫХ ИЗДЕЛИЙ
Ключевые слова: одежда из натурального меха, конструирование одежды, прибавки на свободное облегание, раскрой
меховых шкурок.
В статье представлены результаты эмпирического исследования конструктивных параметров меховой одежды промышленного производства. Изучено влияние методов раскроя пушно-мехового полуфабриката на прибавки на свободное облегание на уровнях груди, талии и бедер. Представлены рекомендации по выбору конструктивных прибавок при проектировании меховых изделий с разной технологией раскроя.
Keywords: natural fur garment, garment design, garment ease, cutting offur skins.
The paper presents the empirical findings on the design parameters offur clothes of industrial production and studies the influence of methods of cutting offur skins on garment ease at bust-, waist- and hipline subject. It also introduces the recommendations on the choice of ease while designing fur garments of various methods of cutting offurs.
Введение
Для российских потребителей, имеющих высокие доходы, решающим фактором покупки мехового изделия остается его качество (57% респондентов) [1, С.83], что отражает и глобальные тенденции продвижения одежды из натурального меха известных торговых марок [2]. В рейтинге факторов, влияющих на выбор конкретного мехового изделия, отечественные покупатели также выделили качество его изготовления (22% респондентов), наряду с комфортностью одежды (17%), ценой (16%) и видом меха (14%)[3,СЛ03].
Качество меховой одежды, прежде всего, зависит от обоснованности и соблюдения технологии ее изготовления, некорректность которой приводит к отбраковке дорогой продукции. Кроме того, при создании модели из натурального меха, дизайнеру необходимо учитывать технологию скорняжных работ [4, С.84], понимать специфику пушно-мехового полуфабриката и знать методы раскроя шкурок, чтобы виртуально представлять ритм расположения шкурок и направление волос в изделии [5, С.110].Так как на восприятие красоты меха во многом влияет расположение шкурок в деталях конструкции, то длинноволосые шкурки обычно располагают продольно столбиками с направлением волос сверху вниз [6, С.185], а стриженные или коротковолосые шкурки в различных направлениях, в том числе и снизу вверх [7, С.283].
Мастерство скорняка определяется
способностью выбрать способ раскроя каждой шкуры так, чтобы обеспечить получение заданного дизайнером декоративного эффекта [8, С.11] и проектируемой формы [9; 10] с учетом величины необходимого удлинения шкурки и изменения цвета волос [8, С.12].
Методы раскроя шкурок направлены на придание в скорняжном производстве законченной формы меховой части изделия [11, С.35], а их выбор зависит от вида, формы, площади и линейныхразмеров пушно-меховых
полуфабрикатов, особенностей структуры волосяного покрова и кожевой ткани, модели изделия [12, С.347; 11, С.51]. Проектирование технологии изготовления конкретного мехового изделия базируется на принципе экономичности, предполагающем максимизацию использования площади каждой шкурки при минимизации их количества в изделии [13, С.95].
Для раскроя большинства шкурок используются простые методы, включая раскрой крупных шкур на части и обкрой шкурок по шаблонам, чтобы в процессе изготовления изделия соединить их «столбиками» в продольном или поперечном направлении, «в елку», «в паркет» и т.д. [14, С.20] по фигурным линиям с помощью прямой, овальной или пилообразной спайки [11, С.39].
Для того, чтобы изменить форму, длину или ширину шкурки, направление волос, уменьшить густоту и улучшить однородность волосяного покрова используют сложные методы раскроя шкурок [11, С.42]. К сложным методам раскроя относятся: роспуск, осадка, разбивка, перекидка, спайка и расшивка [12, С.360]. Неизменность фактуры меховых шкурок стимулирует модельеров искать новые композиционные решения и применять более сложные методы раскроя [5, С.110].
Отходы меховых полуфабрикатов, получаемые при раскрое, составляют около 20% от общего количества меха, используемого на предприятии, поэтому производители применяют скорняжный лоскут для изготовления меховых пластин или готовых изделий [14, С.138].
Современные 3D САПР одежды предлагают возможность визуального изменения цвета и фактуры материала при работе с новыми моделями. Зарубежными исследователями изучаются новые подходы к трехмерному моделированию и виртуальной примерке меховых изделий на фигурах потребителей [15]. Даже при одной и той же 3D внешней форме проектируемого изделия можно получить несколько различных по дизайну моделей меховой одежды с помощью варьирования конструктивных членений или расположения меховых шкурок [16, С.125].
Конструктивные параметры изделия
взаимосвязаны с антропометрическими
характеристиками фигуры человека через прибавки на свободное облегание [17]. Проведенные ранее исследования подтвердили влияние конструктивных факторов (силуэта и покроя изделия) [18; 19] и материаловедческих факторов (опушенности и высоты волосяного покрова) [20] на изменение величины конструктивных прибавок в меховой одежде. Целью настоящего эмпирического исследования является выявление характера влияния технологических факторов, а именно методов раскроя и сборки шкурок при изготовлении меховой одежды, на изменение конструктивных параметров базовой конструкциимехового изделия, выраженных конструктивными прибавками на основных горизонтальных уровнях.
Методы и организация исследования
Исследование конструктивных параметров меховой одежды проводилось путем измерения деталей конструкции изделий промышленного производства, представленных в
специализированной торговой сети г.Москвы в 2016 г. Изучены образцы промышленных коллекций ведущих производителей меховой одежды российского, итальянского, греческого, китайского и турецкого производства по полной размерно-ростовочной шкале. Для измерения были выбраны 791 модели верхней меховой одежды, изготовленные из широкого спектра видов пушного и мехового полуфабриката. Конструктивные прибавки к ширине изделия рассчитывали на уровне глубины проймы, по линям талии и бедер в соответствии с разработанной программой измерений [19] и с помощью прикладных программ Statistica и Mathcad. Для оценки степени варьирования конструктивных прибавок в исследуемой выборке было определено количество моделей, отличающихся методом раскроя шкурок (N), минимальное (Xmin), максимальное (Xmax) и среднее (Хср) значения признака, среднее квадратичное отклонение (с), коэффициент вариации (Cv), медиана и другие процентили выборки.
Результаты и их обсуждение
Выбор моделей одежды для изучения осуществлялся таким образом, чтобы в наибольшей
степени отразить ассортимент верхних меховых изделий, представленный в специализированных магазинах. Поэтому можно обоснованно предположить, что процентное распределение методов технологической обработки, используемых при изготовлении готовых изделий, соответствует универсальной производственной концепции выбора методов раскроя меховых шкурок для широкого ассортиментного ряда продукции меховых предприятий. Модели меховой одежды в исследуемой выборке отличались разными методами раскроя пушно-меховых щкурок (рис.1) и характером их расположения на стане и рукавах изделий (рис.2). В меховой одежде, предлагаемой в текущем сезоне в московских магазинах, наиболее популярным методом раскроя остается продольное соединение целых шкурок (64% исследуемой выборки), а также их расшивка (17%) и роспуск (13%).
Роспуск Пли станы мех и
■ Ичкусочков
Рис. 1 - Диаграмма распределения исследуемой выборки моделей меховой одежды по используемым методам раскроя пушно-меховых шкурок
Исследуемые модели меховых изделий отличались расположением пушно-мехового полуфабриката как на стане, так и на рукавах (рис.2), на которых наиболее популярным стало продольное и поперечное соединение шкурок.
Комбини1)овлнног
Рис. 2 - Диаграммы распределения исследуемой выборки по расположению шкурок на стане мехового изделия
Исследуемую выборку моделей можно считать репрезентативной генеральной совокупности меховой одежды, а выбранные интервалы шкалы измерений корректными, так как
экспериментальные значения конструктивных прибавок в изделиях с разными методами раскроя имели нормальное распределение.
Результаты проведенного исследования показывают, что наименьшие прибавки по линии груди характерны для технологической обработки меховых изделий с помощью расшивки (в среднем 7,5 ± 2,2 см), роспуска (в среднем 8,1 ± 2,5 см) и соединения целых шкурок (в среднем 8,7 ± 3,3 см), для которых медиана и мода выборки составляют 8 см с высокой частотой встречаемости (таблица 1). Наибольшая свобода облегания одежды в области груди наблюдалась в изделиях, изготовленных из скорняжного лоскута.
Значения коэффициентов вариации,
изменяющихся в диапазоне 18-130%, свидетельствуют о существенном разбросе экспериментальных данных, систематизированных по методам технологической обработки. Относительно меньший коэффициент вариации конструктивных прибавок на основных горизонтальных уровнях отмечен при методах раскроя пушно-мехового полуфабриката в расшивку и в роспуск, что может свидетельствовать об использовании типовых базовых конструкций при применении сложных методов раскроя шкурок. Интервал изменения значения прибавок по линии груди (30-39%) в зависимости от технологии сборки мехового изделия в большей степени стабилен, чем по линии бедер (46-130%), что говорит о большей вариативности свободы облегания поясной части мехового изделия по сравнению с верхней плечевой частью изделия.
Таблица 1 - Прибавкик ширине изделия по основным горизонталям конструкции меховой одежды, п=791
Метод раскроя N Конст эуктивная прибавка
Хтш, см Хтах, см % Мода, см Частота Хср ± с, см
на уровне глубины проймы
Из целых шкурок 509 1,5 20,2 37,8 8,0 29 8,7 ± 3,3
Расшивка 136 3,0 13,0 29,6 8,0 20 7,5 ± 2,2
Роспуск 102 4,0 12,7 30,7 8,0 8 8,1 ± 2,5
Пластины меха 36 5,0 14,9 31,4 9,0 5 8,6 ± 2,7
Из лоскута 8 7,5 16,5 38,7 7,6 11,9±4,6
по линии талии
Из целых шкурок 509 4,1 53,5 34,0 16,3 30 18,2±6,2
Расшивка 136 9,3 23,3 19,9 тик 8 17,1±3,4
Роспуск 102 8,3 26,3 18,4 17,8 6 19,2±3,5
Пластины меха 36 9,2 28,5 39,7 12,3 5 14,5±5,8
Из лоскута 8 6,7 19,3 51,1 6,8 3 13,0±6,6
по линии бедер
Из целых шкурок 509 -3,0 31,0 66,7 8,0 22 8,9 ±5,9
Расшивка 136 1,1 15,2 47,0 5,0 9 7,4 ± 3,5
Роспуск 102 2,8 23,1 45,6 8,0 7 10,3±4,7
Пластины меха 36 -2,2 16,7 129,5 5,0 6 4,4 ± 5,7
Из лоскута 8 3,4 13,1 62,1 13,0 2 8,2 ± 5,1
Анализ экспериментальных значений прибавок по линии талии показывает, что изделия из меха дорогих сортов в среднем на 25 % более свободны в области талии, чем изделия из меховых пластин и скорняжного лоскута (17,1-19,2 см по сравнению с 13,0-14,5 см) (табл.1).
Для иллюстрации результатов сравнительного анализа прибавок в конструкциях меховой одежды выбраны диаграммы Бокса-Вискера, позволяющие отобразить распределение случайных величин прибавок по основным конструктивным линиям с учетом выделения методов раскроя моделей (рис.3 и рис.4). Исходя из диаграмм размаха значений прибавок, можно сделать вывод о том, что наибольшая свобода облегания изделия в области груди характерна для меховых изделий, изготовленных их скорняжного лоскута (рис.3).
Рис. 3 - Диаграмма распределения конструктивных прибавок на уровне глубины проймы при использовании разных методов раскроя
Наименьшая величина прибавок в области бедер характерна для изделий из скорняжного лоскута и меховых пластин (рис.4). Важно отметить, что именно меховая одежда, произведенная из меховых пластин, имела дефекты антропометрического несоответствия в поясной части в связи с недостаточной свободой облегания,
характеризуемой отрицательными значениями прибавок, когда поперечный периметр верхней одежды меньше соответствующего размера одеваемой фигуры. Чрезмерное заужение поясной части меховой одежды ведет к утрате первоначальной внешней формы изделия за кратчайший срок носки, если даже потребителем сразу не высказывались претензии к качеству посадки меховых изделий промышленного производства. Можно предположить, что именно изделия из низкосортного меха (скорняжного лоскута и меховых пластин) чаще подлежат возврату из-за нареканий потребителей, возникающих в процессе эксплуатации.Очевидно,
что производители меньшее внимание уделяют качеству проектирования меховой одежды экономичной ценовой категории, что в меньшей степени сказывается на прибыли предприятий, но в большей степени влияет на усиление социальной напряженности и неудовлетворенности менее имущих групп населения в теплозащитной одежде.
25 20 15 10 5 ! о ÍO С 5 У / **
i
i
i
.4- # у у Метод раскроя У
Рис. 4 - Диаграмма распределения конструктивных прибавок по линии бедер при использовании разных методов раскроя
Так как экспериментальные значения конструктивных прибавок, сгруппированных с учетом методов технологической обработки шкурок в меховой одежде, отличались высокой вариабельностью (ст в пределах 2,2^6,6 см) (табл. 1), то для снижения неоднородности исследуемой выборки рассчитаны процентили Р5, Р25, Р75 и Р95 (табл. 2). Значения прибавок, заключенных в интерТаблица 2 -Процентное распределение значений прибавок в исследуемой выборке моделей меховой одежды, п=791
Метод раскроя N Процентили прибавок, см
P5 P25 Медиана P75 P95
на уровне глубины проймы
Из целых шкурок 509 4,2 6,5 8,2 10,4 16,1
Расшивка 136 4,0 5,2 8,0 8,9 10,1
Роспуск 102 4,3 5,8 8,0 10,1 12,3
Пластины меха 36 5,0 7,0 8,6 9,7 14,8
Из кусочков 8 7,5 7,6 7,6 16,2 16,4
по линии талии
Из целых шкурок 509 8,1 16,0 18,2 20,3 30,0
Расшивка 136 10,3 14,4 17,7 19,3 22,2
Роспуск 102 14,5 17,3 19,4 21,8 25,7
Пластины меха 36 9,2 11,3 12,3 15,0 28,5
Из кусочков 8 6,7 6,8 12,9 19,2 19,3
по линии бедер
Из целых шкурок 509 0,0 5,0 8,0 11,9 20,0
Расшивка 136 1,5 4,9 7,1 10,0 13,1
Роспуск 102 5,0 6,1 9,4 12,3 21,5
Пластины меха 36 -2,2 -1,0 5,0 7,0 16,6
Из кусочков 8 3,4 3,4 8,3 13,0 13,1
вале между процентилями P5 и P95, представляют собой диапазон изменения прибавок в каждой группе за исключением экспериментальных данных, отличающихся в наибольшей степени как в сторону увеличения (5%), так и уменьшения (5%).
Величина диапазона изменения прибавок в интервале между процентилями P25 и P75 и значения медианы выборки положены в основу формирования рекомендаций по выбору конструктивных прибавок с учетом методов раскроя пушно-мехового полуфабриката при изготовлении одежды.
Заключение
Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о существенном снижении качества конструкций меховой одежды промышленного производства, изготовленной из меха низкой ценовой категории (скорняжного лоскута и меховых пластин)для продажи в текущем сезоне. Для защиты интересов потребителей с низкими доходами представителям торговых сетей целесообразно более внимательно проводить отбор меховых изделий данных групп из промышленных коллекций предприятий, что будет способствовать снижению претензионной активности покупателей.
Для проектирования базовых конструкций меховых изделий разных методов раскроя можно рекомендовать следующий диапазон
конструктивных прибавок к ширине изделия:
> по линии груди: для всех видов раскроя пушно-меховых шкурок при изготовлении одежды -8,0 ± 2,0 см;
> по линии бедер: универсально для всех видов раскроя шкурок - 8,0 ± 3,0 см или для расшивки - 7,0 ± 3,0 см; для соединения целых шкурок 8,0 ± 3,0 см; для роспуска шкурок - 9,0 ± 3,0 см.
Согласно результатам ранее проведенных исследований [19], можно сделать вывод, что конструктивные прибавки по линии талии в большей степени зависят от выбранного силуэта изделия, чем от метода технологической обработки шкурок при раскрое, поэтому их значения могут быть заданы как производная величина от прибавок в области груди и бедер.
Литература
1. М.А. Гусева, Г.П. Зарецкая, И.А. Петросова, Т.Л. Гончарова, Т.В. Мезенцева, Е.Г. Андреева, Анализ потребительских предпочтений меховых изделий в России // Вестник технологического университета, 19, 2, 79-84 (2016)
2. E. Koivisto, P. Mattila, Brand Management of 'New Luxury': Case Saga Furs// Journal of Global Fashion Marketing, 3, 3, 135-145 (2012)
3. М.А. Гусева, Г.П. Зарецкая, И.А. Петросова, Т.Л. Гончарова, Т.В. Мезенцева, Е.Г. Андреева, Исследование рынка меховых изделий в России// Вестник технологического университета, 19, 6. С.102-107 (2016)
4. В.М. Казас, А.П. Поелуева, Меховое производство. Мир книги, Москва, 2011. 304 с.
5. И.А. Цепкина, В.А. Николаевская, Моделирование и художественное оформление меховых изделий. Легкая индустрия, Москва, 1973.211 с.
6. А.Н. Беседин, С.А. Каспарьянц, В.Б. Игнатенко, Товароведение и экспертиза меховых товаров. Академия, Москва, 2007. 208 с.
7. Я.С. Эткин,Товароведение пушно-мехового сырья и готовой продукции, Легпромбытиздат, Москва, 1990. 368 с.
8. Ч. Бужинский, И. Дуда, Р. Джежа, А. Сулига, Скорняжное производство, Легпромбытиздат, Москва, 1985. 128 с.
9. М.А. Гусева, Е.Г. Андреева, И.А. Петросова, А.Г. Хмелевская, Средства формообразования и формозакрепления в современной меховой одежде// Научный журнал КубГАУ, 120, 1425-1435 (2016)
10. М.А. Гусева, Е.Г. Андреева, Композиция пространственной формы меховой одежды// Научный журнал КубГАУ, 119, 31-43 (2016)
11. А.М. Барыкин, Технология меховых скроев, Легкая индустрия, Москва, 1973.174 с.
12. Справочник по меховой и овчинно-шубной промышленности: Сырье. Полуфабрикаты и изделия. Технология производства, Т.2, Гизлегпром, Москва, 1959. 632 с.
13. Ф.М. Пармон, Одежда из кожи и меха: традиции и современность, Триада плюс, Москва, 2004. 280 с.
14. И.Н. Каграманова, Рациональное использование натурального меха на швейных предприятиях, Форум; Инфра-М, Москва, 2006. 159 с.
15. Ju. Guan, X. Yu, F. Chen,Feasibilitystudyofthree-dimensionalvirtualfittingonfurclothingbasedonDCsuite // Proceedings of Digital Fashion Conference2015. Digital Fashion Society, Seoul, Korea, 2015. P.36-41.
16. М.А. Гусева, Е.Г. Андреева, И.А. Петросова, Актуальность проектирования модельных конструкций меховой одежды в современных САПР // Инновации в науке, 51-1, 121-126 (2015).
17. Е.Г. Андреева, Е.К. Волкова, Т.А. Черемисина Использование проекционных прибавок при проектировании мужской одежды// Швейная промышленность, 1, 55-56 (2008)
18. М.А. Гусева, Е.Г. Андреева, И.А. Петросова, Основные силуэтные и стилевые решения меховой одежды // Естественные и технические науки, 11, 509-512(2015)
19. М.А. Гусева, Е.Г. Андреева, А.И. Мартынова, Исследование конструктивных прибавок в меховых изделиях различных силуэтов// Дизайн и технологии, 52, 50-59(2016)
20. М.А. Гусева, Е.Г. Андреева, И.А. Петросова, Влияние опушенности шкурок на конструктивные параметры меховой одежды// В сб. Кожа и мех в XXI веке: Технология, качество, экология, образование. ВСГУТУ, Улан-Удэ, 2016. С.153-159.
© М. А. Гусева - к.т.н., доцент кафедры ХМКиТШИ РГУ им. А.Н. Косыгина, [email protected]; Е. Г. Андреева -д.т.н., проф. кафедры ХМКиТШИ РГУ им. А.Н. Косыгина, [email protected]; И. А. Петросова - д.т.н., проф. кафедры ХМКиТШИ РГУ им. А.Н. Косыгина, [email protected].
© M. A. Guseva - candidate of Technical Sciences, docent of Department of Artistic modelling, design and technology of garments Kosygin RSU, [email protected]; E. G. Andreeva - doctor of Technical Sciences, Professor of Department of Artistic modelling, design and technology of garments Kosygin RSU, [email protected]; I. A. Petrosova - doctor of Technical Sciences, Professor of Department of Artistic modelling, design and technology of garments Kosygin RSU, [email protected].