Научная статья на тему 'Композиция пространственной формы меховой одежды'

Композиция пространственной формы меховой одежды Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
880
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХОВАЯ ОДЕЖДА / FUR CLOTHING / КОМПОЗИЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ МОДЕЛИ / COMPOSITION SOLUTION / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ФОРМА / SPATIAL FORM / ФАКТУРА МЕХА / FUR TEXTURES / ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / DECORATIVE COMPONENTS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Гусева Марина Анатольевна, Андреева Елена Георгиевна

В статье обосновано, что для выбора покупателем конкретного мехового изделия существенную значимость имеет композиционное решение моделей, превосходящую даже важность качества и комфортности одежды для потребителя. Систематизированы особенности композиционных решений меховой одежды, определяющих цельность образа и художественное единство деталей конструкции. Рассмотрены способы сочетания в одном изделии разных видов меха, комбинирования разных по площади меховых деталей с кожей и разнообразными текстильными материалами, видов декоративной отделки. Показано влияние различной высоты волосяного покрова, цвета и фактуры меха на визуальное и тактильное восприятие пространственной формы и внешнего вида мехового изделия. Динамичность композиционного решения моделей меховой одежды обусловлена соподчиненностью составных частей формы, ритмом художественно выразительных элементов, наличием асимметрии деталей. Для улучшения эстетических свойств и повышения потребительской стоимости, композиционное решение меховых изделий должно быть целостным, состоять из соразмерных или ритмически связанных частей, отличаться гармонией цветового и фактурного решений, органичностью декоративной отделки. Композиция внешней формы меховой одежды учитывает визуальные и тактильные особенности меха, разнообразие конструктивных членений, обеспечивающих художественную выразительность изделия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Гусева Марина Анатольевна, Андреева Елена Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPOSITION OF SPATIAL FORMS OF FUR GARMENTS

The article presents the fact that the composition of fur models has significant importance for the customers, surpassing even the importance of quality and comfort clothing for the consumers. It systematizes features of the compositional solutions of fur garments, determining the integrity of the image and the artistic unity of structure components. It describes methods of combining different types of fur and various textile materials in one product, as well as types of decorative finishes. It shows the influence of different height of hair, color and texture of fur on visual and tactile perception of spatial forms and appearance of fur. The subordination of the constituent parts of form, rhythm of expressive elements and the presence of asymmetry details give a dynamic composition solution of fur garments. To improve the aesthetic properties and enhance consumer value, a composition of fur garment should be holistic, proportionate, harmonious in color and texture of the fur, of decorative trim, with the rhythmic arrangement of parts. The composition of the external forms of fur clothing takes into account visual and tactile features of fur, a variety of design cut, ensures the artistic expression of clothing

Текст научной работы на тему «Композиция пространственной формы меховой одежды»

УДК 687.016

05.00.00 Технические науки

КОМПОЗИЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ФОРМЫ МЕХОВОЙ ОДЕЖДЫ

Гусева Марина Анатольевна кандидат технических наук, доцент РИНЦ: SPIN-код: 9872-4853 e-mail: [email protected]

Андреева Елена Георгиевна

доктор технических наук, профессор

РИНЦ: SPIN-код: 6864-9791

e-mail: [email protected]

ФГБОУ ВО «Московский государственный

университет дизайна и технологии»

Россия, 117997, г. Москва, ул. Садовническая, дом

33, стр.1.

В статье обосновано, что для выбора покупателем конкретного мехового изделия существенную значимость имеет композиционное решение моделей, превосходящую даже важность качества и комфортности одежды для потребителя. Систематизированы особенности композиционных решений меховой одежды, определяющих цельность образа и художественное единство деталей конструкции. Рассмотрены способы сочетания в одном изделии разных видов меха, комбинирования разных по площади меховых деталей с кожей и разнообразными текстильными материалами, видов декоративной отделки. Показано влияние различной высоты волосяного покрова, цвета и фактуры меха на визуальное и тактильное восприятие пространственной формы и внешнего вида мехового изделия. Динамичность композиционного решения моделей меховой одежды обусловлена соподчиненностью составных частей формы, ритмом художественно выразительных элементов, наличием асимметрии деталей. Для улучшения эстетических свойств и повышения потребительской стоимости, композиционное решение меховых изделий должно быть целостным, состоять из соразмерных или ритмически связанных частей, отличаться гармонией цветового и фактурного решений, органичностью декоративной отделки. Композиция внешней формы меховой одежды учитывает визуальные и тактильные особенности меха, разнообразие конструктивных членений, обеспечивающих художественную выразительность изделия

Ключевые слова: МЕХОВАЯ ОДЕЖДА, КОМПОЗИЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ МОДЕЛИ, ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ФОРМА, ФАКТУРА МЕХА, ДЕКОРАТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

UDС 687.016 Technical Sciences

COMPOSITION OF SPATIAL FORMS OF FUR GARMENTS

Guseva Marina Anatolievna Cand.Tech.Sci., Associate Professor RSCI SPIN-code: 9872-4853 e-mail: [email protected]

Andreeva Elena Georgievna Dr.Sci.Tech., Professor RSCI SPIN-code: 6864-9791 e-mail: [email protected]

Moscow State University of Design and Technology 33/1, Sadovnicheskaya street, Moscow, Russia

The article presents the fact that the composition of fur models has significant importance for the customers, surpassing even the importance of quality and comfort clothing for the consumers. It systematizes features of the compositional solutions of fur garments, determining the integrity of the image and the artistic unity of structure components. It describes methods of combining different types of fur and various textile materials in one product, as well as types of decorative finishes. It shows the influence of different height of hair, color and texture of fur on visual and tactile perception of spatial forms and appearance of fur. The subordination of the constituent parts of form, rhythm of expressive elements and the presence of asymmetry details give a dynamic composition solution of fur garments. To improve the aesthetic properties and enhance consumer value, a composition of fur garment should be holistic, proportionate, harmonious in color and texture of the fur, of decorative trim, with the rhythmic arrangement of parts. The composition of the external forms of fur clothing takes into account visual and tactile features of fur, a variety of design cut, ensures the artistic expression of clothing

Keywords: FUR CLOTHING, COMPOSITION SOLUTION, SPATIAL FORM, TEXTURE OF FUR, DECORATIVE COMPONENTS

Введение

Проведенный анализ потребительских предпочтений на рынке меховой одежды показал, что женщины являются более требовательными покупателями по сравнению с мужчинами [1], так как в 4 раза внимательнее оценивают дизайн меховых изделий, в 5,5 раз - соответствие модному стилю, в 2,7 раз чаще обращают внимание на имя дизайнер, в 1,8 раз - на бренд торговой марки, в 2,8 раз - на страну, где произведены продукция. Для женщин качество меховой одежды в 4,3 раз важнее, чем для мужчин, а комфортность - в 4,1 раз. Соответственно дизайнеры разрабатывают преимущественно женские коллекции изделий из меха, а производителями уделяется меньшее внимание мужской меховой моде. Однако, согласно полученным результатам не менее 30 % мужчин с доходами, превышающими средние, заинтересованы в покупке модной меховой одежды, две трети из которых проявляют особенное внимание к имени дизайнера. Следует отметить, что мужчины с низкими (12%) и средними (11%) доходами объясняют покупку меховой одежды известных брендов желанием повысить собственный статус.

На принятие решения потребителей о выборе конкретного мехового изделия существенное влияние оказывают факторы, определяющие дизайнерское решение моделей (7%) и их соответствие актуальным модным тенденциям (7%). Для покупателей имя дизайнера (26%), страна, компания или бренд производителя (23%) меховой одежды значимы даже больше, чем вид меха (10%), стоимость (9%), качество (4%) или комфортность (4%) изделия (рис. 1).

В современной меховой моде отражается стиль жизни и фокусируются новые технологии, заложены основы формирования спроса на меховые товары благодаря широкому спектру информационных ресурсов, виртуальному представлению промышленных коллекций и дизайнерским показам [2]. Исходя из этого, можно сделать вывод об актуальности исследования факторов, определяющих композиционные решения меховых изделий и обуславливающих особенности их внешней формы.

Методы и организация исследования

Изучение композиционных решений моделей меховой одежды базировалось на системном подходе, группировке, сравнении, структурно-функциональном анализе и синтезе, научной абстракции и прогнозировании. Информационной базой исследования послужили публикации в периодических изданиях и профильных интернет-сайтах по изучаемой проблематике, материалы ведущих мировых производителей меховой

одежды, показов и коллекций известных дизайнеров за 2014-2017 гг. [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,

Рисунок 1 - Оценка значимости факторов, влияющих на решение о покупке

мехового изделия

Результаты и их обсуждение

В последние годы потребителям предлагаются не только традиционные композиционные решения моделей меховой одежды, но и оригинальные объемно-пространственные формы новых моделей [11, 12]. Композиционное решение мехового изделия обуславливает цельность образа модели одежды, художественное единство деталей конструкции, соотношение объемных элементов внешней формы, распределение цвета и фактур в пространстве. Композиция современных моделей отличается новыми технологиями отделки мехового полуфабриката, инновационными способами сочетания различных видов меха в одном изделии, комбинированием разных по площади меховых деталей с текстильными материалами, кожей или трикотажем (рис. 2).

10].

■ Имя дизайнера.

■ Производитель Вид меха.

■ Месго поелтеки

■ Цена. Дизайн изделия

■ Соответствие моде

■ Качество изделия

■ Комфортность изделия

Рисунок 2 - Способы сочетания меховых деталей в одежде

1. Восприятие объемно-пространственных форм моделей из меха с различной высотой волосяного покрова

Объемно-пространственная форма одежды взаимосвязана с фигурой человека. Дизайнер проектирует пространственную форму внутренней поверхности мехового изделия в соответствии с размерной характеристикой тела [13] и воздушными зазорами, определяющими силуэт изделия [12]. На пространственную (внешнюю) форму меховой одежды оказывает влияние высота волосяного покрова [14]. Модели, выполненные из длинноволосого меха (лисицы, песца, ламы) воспринимаются более массивными, чем их аналоги из коротковолосого меха (норки, стриженной овчины, каракуля) (рис. 3).

Рисунок 3 - Сопоставление объемно-пространственных форм из различных видов

меха

Полупальто из длинноволосого меха обладают зрительно большей массой, так как укорочение длины изделия приближает его форму к кубу или шару, уравнивая продольные и поперечные размеры изделия [15]. Длинноволосый мех заполняет пространство в пределах видимой геометрической формы, зрительно увеличивая массу (рис. 4).

Рисунок 4 - Иллюзорное увеличение массивности формы полупальто из

длинноволосого меха

2. Восприятие цвета и фактуры меховой одежды

На архитектонику [16] мехового изделия существенное влияние оказывают цвет и фактура меха. В композиции современной меховой одежды цвет играет доминирующую роль. Для создания различных проектных композиционных решений мехового изделия применяют монохромное и контрастное окрашивание волосяного покрова, комбинирование или инкрустацию меха различных оттенков и цветов, используют орнаментальное сочетание окрасок и нанесение изображений (рис. 5). Интересна технология окраски волосяного покрова отдельных шкурок сразу в несколько цветов [17].

Рисунок 5 - Примеры цветовых решений меховой одежды

На восприятие цвета влияет структура волосяного покрова меха, определяющая фактуру внешнего строения и пространственной конфигурации поверхности, создаваемой благодаря различиям в длине и расположении отдельных волос. Фактура меха может быть блестящей, матовой, шероховатой, гладкой (рис. 6).

Рисунок 6 - Различные фактуры меха

С помощью современных приемов обработки волосяного покрова меховому полуфабрикату можно придать свойства, не характерные для данного вида меха [18]. Прогрессивные технологии стрижки и щипки меха производители меховой одежды используют для придания изысканных и необычных фактур поверхности изделия. Так, после однородной стрижки более жестких и длинных остевых волос мех нутрии имитирует норку благодаря мягким пуховым волосам, создающим нежную на ощупь подпушь. При тактильном восприятии потребитель практически не отличает мех бюджетной нутрии от дорогой норки.

Неоднородная фигурная стрижка осуществляется путем различного по высоте выстригания волосяного покрова и позволяет имитировать поверхность более дорогих видов меха, в том числе создавать фактуры каракуля или экзотических зверей из овчины, норки из шкурок бобра (рис.7). С помощью современных приёмов стрижки можно обеспечить особую бархатистость фактуры шкуркам норки, создать декоративные рисунки по поверхности меха. Изменение высоты или густоты волосяного покрова пушно-меховых шкурок за счет стрижки и щипки влияет на вариацию тактильного восприятия фактуры материала в изделии.

Предлагаемое дизайнерами сочетание разных видов меха, фактур и оттенков (рис. 8) в одном изделии придает композиции модели выраженную динамичность.

Рисунок 8 -Динамичная композиция как результат сочетания в изделии

различных видов меха

Инновационным подходом к художественному проектированию изделий из меха стало комбинирование ранее не сочетаемых фактур: меха с шелком, шифоном, кружевом или трикотажем (рис. 9).

£

! \

Рисунок 9 - Сочетание меха с другими материалами в одном изделии

3. Симметрия и асимметрия

Меховые изделия дизайнерских и промышленных коллекций, в основном, симметричны [15] (рис. 10).

Рисунок 10 - Проявление симметрии в моделях меховой одежды

Асимметричная композиция подчеркивает динамичность форм. Асимметрия может проявляться как в крое, так и в цветовом или фактурном решении отдельных деталей, в комбинировании различных видов меха или в меховой отделке (рис. 11). Мозаичное сочетание меховых элементов, различных по окраске или высоте волосяного покрова, открывает возможности для использования комбинаторики в композиционном обобщении конструктивных и декоративных деталей.

Рисунок 11 - Проявление асимметрии в меховой одежде

4. Декор в композиции меховой одежды

Помимо моделирования окраски или фактуры меха оригинальность композиционному решению меховой одежды придает использование накладных и объемных декоративных элементов, применение инкрустации, вышивки, аппликации, перфорации и других методов декоративной отделки (рис. 12).

Рисунок 12 - Декор в меховой одежде как основа композиции

5. Соподчиненность элементов внешней формы меховых изделий

Образность модели меховой одежды формируется по основным законам композиции, включающим единство всех элементов внешней формы и соразмерностью отдельных частей изделия. В меховых моделях можно выделить главные, менее значимые и второстепенные детали, разделяя внешнюю форму изделия на неравные по площади элементы [19]. В композиционном решении изделия элементы формы

согласованы по принципу контраста, нюанса и подобия [11]. Контрастность различных элементов композиционного решения модели проявляется в сочетании окраски деталей, комбинировании разных по фактуре видов меха, сочетании в изделии меха с разной высотой волосяного покрова, позиционировании крупных по площади меховых деталей (рис. 13). Подобие (тождество) элементов модели меховой одежды отражается в точном повторении какого-либо элемента в композиции, либо в различных вариациях динамичного повторения отдельных элементов (рис. 13).

Рисунок 13 - Соподчиненность составных частей формы в меховой одежде

6. Ритм

Композиция меховой одежды может отличаться выраженным ритмом, проявляющимся в закономерном чередовании соизмеримых деталей скроя, отличающихся по окраске или фактуре. Ритм в композиционном решении меховой одежды отражен в метрическом повторе, в закономерном изменении и чередовании отдельных деталей идентичной формы через равные интервалы, в нарастании или

убывании объема внешней формы изделия, в изменении радиального ритмического интервала (рис. 14).

Рисунок 14 - Проявление «ритма» в композиции меховой одежды

Заключение

При проектировании модели меховой одежды дизайнер объединяет отдельные элементы в единое композиционное решение внешней формы, учитывающее визуальное и тактильное восприятие конфигурации и размера деталей, их расположения в пространстве, фактуру и окраску меха. Ограниченность размеров мехового полуфабриката обуславливает разнообразие конструктивных членений и видов технологической обработки деталей изделия.

Одной из важнейших характеристик качества меховых изделий является художественная выразительность. Дизайнерские модели меховой одежды воспринимаются потребителями как эстетический эталон и воплощают новаторские художественные и технологические идеи. Для улучшения эстетических свойств и повышения потребительской стоимости меховые изделия промышленного изготовления должны иметь целостную композицию, состоять из соразмерных или ритмически связанных частей, отличаться гармонией цветового и фактурного решений, органичностью декоративной отделки.

Список литературы

1. Гусева М.А., Зарецкая Г.П., Петросова И. А., Гончарова Т. Л., Мезенцева Т.В., Андреева Е.Г. Анализ потребительских предпочтений меховых изделий в России [Текст] // Вестник Казанского технологического университета. 2016, Т.19, № 2. - С.79-84.

2. Koivisto E., Mattila P. Brand management of 'New luxury': Case Saga Furs // Journal of Global Fashion Marketing. - 2012, Vol.3, Is.3. - P.135-145.

3. Furcollection URL: http://www.greek-furs.com/furcollection (дата обращения 15.04.2016)

4. Gallery URL: http://www.mifur.com (дата обращения 15.04.2016)

5. Fendi's fur collection URL: http://www.fendi.com/ii/woman/fur-collection.html (дата обращения 15.04.2016)

6. Fall winter URL: http://www.versace.com (дата обращения 15.04.2016)

7. Fall winter URL: https://www.givenchy.com (дата обращения 15.04.2016)

8. Fall-winter URL: http://www.dolcegabbana.com (дата обращения 15.04.2016)

9. Women s ready to wear URL: http://www.gucci.com (дата обращения 15.04.2016)

10. Prêt-à-porter URL: http://www.dior.com (дата обращения 15.04.2016)

11. Пармон Ф.М. Композиция костюма: учебник для вузов [Текст]. - М.: Триада плюс, 2002. - 312 с.

12. Гусева М.А., Андреева Е.Г., Петросова И.А.. Основные силуэтные и стилевые решения меховой одежды [Текст] // Естественные и технические науки -2015, № 11.- С.509-512.

13. Андреева Е.Г., Гусева М.А., Петросова И. А., Рогожин А.Ю. Антропометрические исследования для конструирования одежды. Лабораторный практикум по размерной антропологии и биомеханике: учеб. пособие [Текст]. - М.: МГУДТ, 2015. - 164 с.

14. Новиков М.В. Показатели качества пушно-мехового полуфабриката [Текст] // Ветеринария, зоотехния и биотехнология. - 2015, № 8. - С.54-63.

15. Данилова О.Н., Шеромова И.А., Еремина А.А. Архитектоника объемных форм: учеб. пособие [Текст]. - Владивосток: ВГУЭС, 2005. - 102 с.

16. Гусева М.А., Петросова И.А., Андреева Е.Г. Особенности покроя современной меховой одежды [Текст] // В сборн. мат. XI Междунар. науч.-практ. конф. «Кожа и мех в XXI веке: Технология, качество, экология, образование».- Улан-Удэ, ВСГУТУ, 2015. - С.208-212.

17. Austin W.E. Principles and practice of fur dressing and fur dyeing. - North Charleston: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2013. - 130 p.

18. Farnham A.B. Home manufacture of furs and skins: A book of practical instructions telling how to tan, dress, color and manufacture or make into articles of ornament.- Miami: HardPress Publishing, 2012. - 298 p.

19. Schwebke Ph.W., Krohn M.B. How to sew leather, suede, fur.- New York: Touchstone, 1974. - 160 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Guseva M.A., Zaretskaya G.P., Petrosova I.A., Goncharova T.L., Mezentseva T.V., Andreeva E.G. Analiz potrebitel'skih predpochtenij mehovyh izdelij v Rossii [Tekst] // Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2016, T.19, № 2. - S.79-84.

2. Koivisto E., Mattila P. Brand Management of 'New Luxury': Case Saga Furs// Journal of Global Fashion Marketing. - 2012, Vol.3, Is.3, August.- P.135-145.

3. Furcollection URL: http://www.greek-furs.com/furcollection (data obrashhenija 15.04.2016)

4. Gallery URL: http://www.mifur.com (data obrashhenija 15.04.2016)

5. Fendi's fur collection URL: http://www.fendi.com/ii/woman/fur-collection.html (data obrashhenija 15.04.2016)

6. Fall winter URL: http://www.versace.com (data obrashhenija 15.04.2016)

7. Fall winter URL: https://www.givenchy.com (data obrashhenija 15.04.2016)

8. Fall-winter URL: http://www.dolcegabbana.com (data obrashhenija 15.04.2016)

9. Women s ready to wear URL: http://www.gucci.com (data obrashhenija 15.04.2016)

10. Prêt-à-porter URL: http://www.dior.com (data obrashhenija 15.04.2016)

11. Parmon F.M. Kompozicija kostjuma: uchebnik dlja vuzov. [Tekst] - M.: Triada plius, 2002. - 312 p.

12. Guseva M.A., Andreeva E.G., Petrosova I.A. Osnovnye silujetnye i stilevye reshenija mehovoj odezhdy [Tekst] // Estestvennye i tehnicheskie nauki - 2015, No.11. P. 509-512.

13. Andreeva E.G., Guseva M.A., Petrosova I.A., Rogozhin A.Iu Antropometricheskie issledovanija dlja konstruirovanija odezhdy. Laboratornyj praktikum po razmernoj antropologii i biomehanike: ucheb. Posobie. [Tekst] - M.: MSUDT, 2015. - 164 p.

14. Novikov M.V. Pokazateli kachestva pushno-mehovogo polufabrikata [Tekst] // Veterinarija, zootehnija i biotehnologija.. 2015, No.8. P.54-63.

15. Danilova O.N., Sheromova I.A., Eremina A.A. Arhitektonika ob#emnyh form: ucheb. posobie [Tekst] - Vladivostok: VSUES, 2005. 102 p.

16. Guseva M.A., Petrosova I.A., Andreeva E.G. Osobennosti pokroja sovremennoj mehovoj odezhdy [Tekst] // V sborn. mat. XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Kozha i mekh v XXI veke: Tekhnologiia, kachestvo, ekologiia, obrazovanie». Ulan-Ude, VSGUTU, 2015.-P.208-212.

17. Austin W.E. Principles and practice of fur dressing and fur dyeing.- North Charleston: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2013. - 130 p.

18. Farnham A.B. Home manufacture of furs and skins: A book of practical instructions telling how to tan, dress, color and manufacture or make into articles of ornament.- Miami: HardPress Publishing, 2012. - 298 p.

19. Schwebke Ph.W., Krohn M. B. How to sew leather, suede, fur.- New York: Touchstone, 1974. - 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.