Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ТАНЦАМ С ЭЛЕМЕНТАМИ «HAPPY FIT» НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ'

ВЛИЯНИЕ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ТАНЦАМ С ЭЛЕМЕНТАМИ «HAPPY FIT» НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивные танцы / дети старшего дошкольного возраста / «Happy Fit» / ритмические способности и физическая подготовленность / sports dancing / older preschool children / "Happy Fit" / analysis of rhythmic abilities and physical fitness

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абольянина Светлана Геннадьевна, Трачук Анастасия Олеговна

В статье рассматривается применение элементов «Happy Fit» на занятиях спортивными танцами. Как одного наиболее перспективного направления. Целью исследования явилось совершенствование методики занятий спортивными танцам с элементами «Happy Fit» с детьми старшего дошкольного возраста. Проведен сравнительный анализ ритмических способностей и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. Результаты анализа, выявили положительную динамику. Полученные результаты могут быть использованы в процессе занятий физической культурой с детьми в дошкольных учреждениях, в танцевальных клубах для общефизического развития детей и начальному освоению танцевальных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the use of ";Happy Fit" elements in sports dance classes. As one of the most promising areas. The aim of the study was to improve the methods of sports dancing classes with elements of ";Happy Fit" with older preschool children. A comparative analysis of rhythmic abilities and physical fitness of older preschool children was carried out. The results of the analysis revealed positive dynamics. The results obtained can be used in the process of physical education with children in preschool institutions, in dance clubs for the general physical development of children and the initial mastering of dance elements.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ТАНЦАМ С ЭЛЕМЕНТАМИ «HAPPY FIT» НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ»

Педагогика

УДК 5.8.2.

кандидат педагогических наук, доцент Абольянина Светлана Геннадьевна

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов» (г. Санкт-Петербург); магистрант Трачук Анастасия Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточная государственная академия физической культуры» (г. Хабаровск)

ВЛИЯНИЕ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ТАНЦАМ С ЭЛЕМЕНТАМИ «HAPPY FIT» НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Аннотация. В статье рассматривается применение элементов «Нарру Fit» на занятиях спортивными танцами. Как одного наиболее перспективного направления. Целью исследования явилось совершенствование методики занятий спортивными танцам с элементами «Нарру Fit» с детьми старшего дошкольного возраста. Проведен сравнительный анализ ритмических способностей и физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. Результаты анализа, выявили положительную динамику. Полученные результаты могут быть использованы в процессе занятий физической культурой с детьми в дошкольных учреждениях, в танцевальных клубах для общефизического развития детей и начальному освоению танцевальных элементов.

Ключевые слова: спортивные танцы, дети старшего дошкольного возраста, «Нарру Fit», ритмические способности и физическая подготовленность.

Annotation. The article discusses the use of "Happy Fit" elements in sports dance classes. As one of the most promising areas. The aim of the study was to improve the methods of sports dancing classes with elements of "Happy Fit" with older preschool children. A comparative analysis of rhythmic abilities and physical fitness of older preschool children was carried out. The results of the analysis revealed positive dynamics. The results obtained can be used in the process of physical education with children in preschool institutions, in dance clubs for the general physical development of children and the initial mastering of dance elements.

Key words: sports dancing, older preschool children, "Happy Fit", analysis of rhythmic abilities and physical fitness.

Введение. Общеизвестно, этап начальной подготовки в танцевальном спорте начинается с 7 лет, однако на практике, как правило, дети этого возраста уже являются достаточно опытными спортсменами [4]. В связи с этим перед тренерами стоит проблема поиска таких средств и методов, которые позволили бы юным танцорам в более короткие сроки осваивать все возрастающие по числу и трудности двигательные действия и достигать более высокого уровня физической подготовленности. Все это приобретает особую актуальность необходимости изучения структуры и уровня развития подготовленности юных танцоров, внедрение новых эффективных организационных форм, средств и методов тренировки [1,2]. Целью исследования явилось совершенствование методики занятий по спортивным танцам с элементами «Нарру Fit» с детьми старшего дошкольного возраста. Для ее решения был организован педагогический эксперимент на базе центра спортивного-бального танца «ФАВОРИТ» г. Хабаровска, в котором приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет. Были скомплектованы две группы: контрольная и экспериментальная по 15 человек в каждой, 10 девочек и 5 мальчиков в каждой группе, относительно однородные по уровню развития физических способностей. Занятия проводились 2 раза в неделю по 55 минут. В ходе эксперимента осуществлялся сравнительный анализ общепринятой в практике танцевального спорта, программы утверждённой в центре спортивного-бального танца «ФАВОРИТ» (Саватин А.Д.) и предлагаемой нами методика, основанной на использовании элементов «Нарру Fit». Для определения возможностей внедрения в процесс занятий юных танцоров методики «HappyFit», а также ее влияния на развитие физических и музыкально-ритмических способностей детей 5-6 лет, был проведен опрос среди тренеров-преподавателей по танцевальному спорту .Результаты опроса, в котором приняли участие 25 тренеров-преподавателей танцевальных клубов «Фаворит», «Эверест», «Аэлита» (г. Хабаровск) показал, что почти все респонденты считают необходимым введение новых видов танцевальной направленности, в том числе занятия по методике «HappyFit», в систему танцевального образования детей, занимающихся в группах раннего-предварительного обучения. По мнению тренеров, (95,6%), упражнения «HappyFit», необходимо включать в занятия по танцевальному спорту с целью внесения разнообразия в учебный-тренировочный процесс. Однако (86,5%) опрошенных считают, что занятия по методике «HappyFit», надо включать только в индивидуальные (парные) занятия по танцевальному спорту. При этом (70%) анкетируемых считают, что средствами «Нарру Fit», можно развивать некоторые физические способности, повышать эмоциональный фон занятий (70%), отлично развивать танцевальность и пластичность (20%). Анкетирование подтвердило интерес тренеров к теме.

Изложение основного материала статьи. Обучение детей танцам представляет собой сложный педагогический процесс. На каждом из его этапов должно быть выделено основное, ведущее звено, определяющее целостность и эффективность преподавания. Это позволяет нам рассматривать танцевальную деятельность, как важный процесс развития детей, находящихся в периоде роста и развития (рис. 1).

Структурная схема разработанной методики представлена на рис. 1.

ИНФОРМАЦИОННО-КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК

Оперативная информация о состоянии и функционировании системы в целом и ее элементов

ЭКСПЕРТНЫЙ БЛОК

Аналитический модуль

- оценка физической подготовленности детей; - распределение детей по уровням физической подготовленности (высокий, средний, низкий).

ПРОЕКТНО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ

Разработка: экспериментальной методики, основанной на использовании элементов «Happy Fit» включали задания на чувство ритма, танцевальные движения аэробики, динамические, статические упражнения в танцах направленные на развитие физических и музыкально-ритмических способностей.

- тренировочный процесс; - форм организации занятий; — спелсти и метояои Физического воспитания

+ У

БЛОК УПРАВЛЯЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ Виды занятий

образовательная, спортивная, рекреационная, реабилитационная

Средства и методы физического воспитания,

направленные на физическую подготовленность и ритмических способностей: двигательный, интеллектуальный, мотивационно-ценностный, эмоциональный, коммуникативный

* А

РЕЗУЛЬТАТ

достижение модельного уровня физической подготовленности

Рисунок 1. Структурная схема методики физической подготовки детей

В экспериментальной группе (рис. 1.) в зависимости от задач учебно-тренировочного занятия, в разных его частях применялась специально разработанная экспериментальная методика, основанная на использовании элементов «Happy Fit» основанная на разработке сюжетно - игровых занятий, которые включали задания на чувство ритма, танцевальные движения аэробики, динамические, статические упражнения в танцах направленные на развитие физических и музыкально-ритмических способностей.

Содержание танцевального занятия в КГ И ЭГ

Части занятия Содержание занятия Продолж-ость (мин)

КГ ЭГ КГ ЭГ

I Комплексы ОРУ 15-20

Комплексы ОРУ под музыку Комплексы ОРУ со специальным музыкальным сопровождением «Happy Fit»

Упражнения прикладного характера. (Ходьба, бег, упражнения в равновесии)

— Упражнения для развития музыкально-ритмических способностей («Дождик», «Колокола и Колокольчики», «танцевальная фигура замри» 10-15

II Движения (композиции) на основе спортивного танца (солнышки, автостоп, диско) 30

- Упражнения на стопы - техника (выворотность) 10

Упражнения, движения, композиции спортивного танца (статические, динамические в танце «медленный вальс», «ча-ча-ча»).

III Упражнения в растягивании, на расслабление 5 5

Особенностью разработанной методики является более точный подбор средств и рациональное использование времени на занятии (таб. 1). Так как, в экспериментальной группе делался упор на развития музыкальности и ритмичности движений, а также силы спины ног, стоп при помощи: ОРУ, упражнений спортивных танцев в статике, динамике и упражнений на развитие музыкально-ритмических способностей.В экспериментальную методику включены упражнения для развития силы туловища: силы мышц спины, ног и стоп.Для мышц спины: ОРУ; подъем плечей максимально вверх и опускание со сведения лопаток из разных и.п.; поднятие выпрямленных ног лежа на животе; наклоны туловища; круговые движения туловищем; движение «кошечка». Для мышц ног, стоп (выворотность). Упражнения спортивных танцев: спуски/подъемы в танце медленный вальс с правильной осанкой. При спусках позвоночник мышцами спины максимально вытягивается наверх, а плечи опускаются максимально вниз; передвижения вперед/назад, вправо/влево с постановкой рук в рабочую позицию и сохранением правильной осанки в танце медленный вальс; исполнение фигуры «малый квадрат» в танце медленный вальс; статические упражнения на удержания правильной рабочей осанки на полной стопе/ на полупальцах; исполнение различных элементов правильной работой ноги и стоп.Занятие состояло из 3 частей: подготовительной, основной и заключительной. При проведении подготовительной части занятия используются упражнения прикладного характера и ОРУ. Различные виды ходьбы и бега: на носках, в полуприседе, скрестным шагом, высоким шагом; удержание равновесия в разных положениях. ОРУ с музыкальным сопровождением повышают эмоциональное состояние занимающихся и придают активность в выполнении движений. ОРУ классифицируются по анатомическому принципу. Упражнения проводились поточным методом и сопровождались показом.В основной части занятия применялись движения с использованием элементов занятия по методике «HappyFit» и упражнения спортивного танца. В разработанных комплексах подбирались упражнения для мышц туловища, ног(стоп) и рук. Данная тренировка костного и суставно-мышечного аппарата благоприятно влияет на формирование правильной осанки, способствует развитию волевых качеств и двигательной памяти. Выполнение данных упражнений с музыкальным сопровождением способствует развитию ритмичности и музыкальности, а также повышенному интересу занимающихся, что сохраняет позитивное отношения к занятиям. Проводились упражнения, игры на музыкальность, ритмичность. В заключительно части занятия, выполнялись упражнения на растягивание, расслабление мышц происходило снижение интенсивности работы на занятии и переход к восстановлению после занятия.С целью объективной оценки, влияния экспериментальной методики «HappyFit» детей 5-6 лет на показатели физической подготовленности и музыкально-ритмических особенностей был проведен сравнительный педагогический эксперимент.В ходе эксперимента установлено положительное влияние и хорошая динамика музыкально-ритмических способностей по экспериментальные методики, так у большинства детей экспериментальной группы 3,0/2,7 балов улучшились результаты, по сравнению с контрольной 2,2/2,0 балов что свидетельствуют о благополучном эмоциональном фоне занятий. Эффективность предложенной методики оценивалась путем сравнения показателей физической подготовленности детей контрольной и экспериментальной групп до и после проведения эксперимента. Результаты тестирования до эксперимента не выявили статистически значимых различий (Р>0,05) в обеих группах, что свидетельствует об их однородности. В результате применения разработанной методики «Happy Fit», у испытуемых экспериментальной группы значительнее, чем у детей контрольной группы улучшились показатели показателей физической подготовленности. Существенная разница выявлена у занимающихся экспериментальной группы в динамике показателей сила мышц спины и пресса (Р<0,05). Это связано с тем, что в экспериментальной методике предложены упражнения спортивного танца, связанные с работой силы мышц ног, спины и пресса. Так, если в контрольной группе разница средних величин сила мышц спины составила 8,1% контрольная группа, то в экспериментальной группе соответственно 42,4%. Мышц пресса 21,1% и 50,3% соответственно.

Анализ показателей физической подготовленности занимающихся в ходе эксперимента выявил позитивное влияние разработанной методики на развитие основных физических качеств детей старшего дошкольного возраста. Об этом свидетельствуют статистически достоверные сдвиги показателей силы, ловкости, гибкости, координационных способностей, скоростных показателей.

Разница исходных показателей физической подготовленности ме^ду группами до и после эксперимента

Тест. Показатели Контрольная группа Разница Экспериментальная группа Разница

До После Ед. % До После Ед. %

Бег 3x10 м (с) 12,1+0,16 12,06+0,2 0,04 0,3 11,55+0,08 10,74+0,1 0,81 7

>0,05 <0,05

«Аист» Поза Ромберга (с) 25,81+3,5 38,21+3,9 12,4 48 26,12+5,5 58,71+5,5 32,59 124,7

>0,05 <0,05

Наклон туловища вперед (см) 2,25+0,07 4,8+0,1 2,55 113,3 2,13+0,07 8,1+0,69 5,97 280,2

<0,05 <0,05

Поднимани е туловища (кол-во) 14,2+1,2 17,2+1,2 3 | 21,1 13,9+1,4 20,9+1,4 7 | 50,3

<0,05 <0,05

Лодочка на животе (с) 32,56+2,31 35,21+3,5 2,65 8,1 31,94+2,99 45,48+4,7 13,54 42,4

>0,05 <0,05

Прыжок в длину с места в (см) 78,88+3,65 86,7+2,6 7,82 | 9,9 80,12+1,43 98,1+1,4 17,98 | 22,4

<0,05 <0,05

Выводы. Тестирование, проведенное в конце исследования, позволило установить, что испытуемые экспериментальной группы стали достоверно превосходить своих сверстников из контрольной группы в проявлении координационных способностей (равновесие) - на 76,7%, скоростно-силовых качеств - на 12,5%, гибкости - на 166,9%.Результаты исследования показали, что «Happy Fit» обладает большим разнообразием средств и имеет возможность многофункционального их использования с целью воздействия на всестороннее развитие ребенка. Это доказывает проведенный педагогический эксперимент. Занятие «Happy Fit», на наш взгляд, может быть хорошим дополнением к любым образовательным программам спортивными танцами.

Литература:

1. Антипина, О.В. Использование игрового метода в системе подготовки юных танцоров / О.В. Антипина // Физическая культура и спорт в современном обществе: материалы Всерос. науч. конф., 26-28 марта 2003 г. - Дальневост. гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск, 2003.-С. 9-11

2. Мацаренко, Т.Н. Гармонизация развития личности посредством танцевально-игровой методики / Т.Н. Мацаренко // Физическая культура в школе. - 2014. - № 2. - С. 37-40

3. Путинцева, Е.В. Структура видов начальной подготовки детей 7-9 лет в спортивных танцах: автореферат дисс. к.п.н. / Е.В. Путинцева. - Москва, 2008. - 24 с.

4. Путинцева, Е.В. Воспитание соревновательной готовности начинающих танцоров с помощью деловых игр / Е.В. Путинцева // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - № 1 (9). - Изд. Центр «Уральская академия», 2016. -С. 64-72

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Авдеева Татьяна Ивановна

ГОУ ВО Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ STREAM ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ И ПРОХОЖДЕНИИ

СТУДЕНТАМИ ПРАКТИКИ

Аннотация. В статье рассматривается использование элементов STREAM технологии в подготовке и прохождении студентами практики в образовательной организации. Во введении обосновывается необходимость рассмотрения технологии как инструмента в образовании. В основной части дано определение терминам STEM и STREAM. Представлено обсуждение о возможностях реализации элементов STREAM технологии во время подготовки и прохождения студентами практики в образовательной организации. Отмечена интеграция STEM. Определена роль интегрированного подхода к использованию элементов STREAM технологии. Описана практика преподавания STEM в сфере подготовки будущих учителей. Рассмотрена подготовка и прохождение практики студентами в образовательной организации. Обоснована необходимость вовлеченности студентов в STEM образование. В заключении делается вывод о том, что использование элементов STREAM технология во время подготовки и прохождения студентами практики в образовательной организации может мотивировать студентов к выбору карьеры в STEM образовании и повышает уровень успеваемости во время обучения в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.