Инвестиционная деятельность
влияние мер государственной поддержки на инвестиционную активность в россии
В статье рассматриваются вопросы эффективности мер государственной поддержки в рамках программы антикризисных мер Правительства РФ и Центрального банка. Основное внимание уделено тому, что фактически производятся существенные вливания государственных средств в экономику, что не оказывает должного влияния на показатели, характеризующие инвестиционную активность в стране.
Ключевые слова: кризис, государственная поддержка, федеральный бюджет, Центральный банк.
Прежде чем оценивать влияние мер, предпринимаемых Правительством России в целях стабилизации финансовой системы и экономики в целом на инвестиционную активность, необходимо определиться с рядом вопросов.
Во-первых, важно понять, по каким показателям мы будем судить о наличии или отсутствии инвестиционной активности в стране.
Во-вторых, стоит рассматривать систему мер Правительства в двух аспектах, — мер, направленных на поддержание ликвидности субъектов экономики и как следствие обеспечение их платежеспособности, и мероприятий, способных оказать долгосрочное воздействие на развитие отдельных секторов экономики.
В-третьих, целесообразно разделять принимаемые меры на прямые и косвенные с позиции влияния как на деловую, так и на инвестиционную активность в экономике.
Отметим также, что пока преждевременно однозначно говорить о реальном воздействии предпринятых действий Правительства и Центрального банка РФ на развитие экономики России. На текущий момент мы располагаем лишь первыми отчетами по их применению в I кв. 2009 г. Вместе с тем,
М.А. КОТЛЯРОВ, доктор экономических наук, советник заместителя председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ
если обратиться к их содержанию, то уже сейчас мы можем оценивать их способность повлиять на поддержание деловой активности в экономике и, возможно, даже на развитие рынка инвестиций.
В данной статье мы обратимся к основным мероприятиям Правительства и Центрального банка РФ, но рассмотрим только те их них, по которым имели место какие-то конкретные действия. Далее, используя основные статистические показатели, попытаемся понять, в какой стадии инвестиционная активность находится сейчас и есть ли признаки, что принимаемые меры оказывают влияние на экономику страны.
По нашему мнению, при оценке мероприятий Правительства и Центрального банка РФ, когда речь идет о «триллионных денежных вливаниях», зачастую смешиваются заявленные меры и фактически принятые, объявленные суммы государственной поддержки и реально направленные на ту или иную программу. Также возможно смешивание мер прямой и косвенной поддержки отдельных предприятий или отраслей экономики. Отсюда появляются скороспелые выводы об эффективности антикризисных мер. Для избежания такого рода ошибок необходимо обращать внимание на факт реализации того или иного мероприятия и использовать официальные источники информации. Достаточно удобным и вполне официальным источником информации можно признать материалы Счетной палаты РФ, в частности Аналитическую записку «О результатах оперативного контроля и мониторинга эффективности исполнения мер государственной поддержки, направленных на стабилизацию финансовой системы и повышение устойчивости российской экономики за I кв. 2009 г.»
2
финансы и кредит
[1], а также оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета за январь — март 2009 г. В качестве остальных источников используем данные Федеральной службы государственной статистики и Центрального банка России.
В 2009 г. на финансирование антикризисных мер планируется направить средства федерального бюджета в сумме 8 344,8 трлн руб. и Центрального банка — 9 038,7 трлн руб., что в сумме составляет порядка 17,4 трлн руб. Однако без учета краткосрочных кредитов эта сумма равна 6,9 трлн руб. Фактическое исполнение на 01.04.2009 составило 9,6 трлн руб. (в том числе без учета краткосрочных кредитов — 3,3 трлн руб.) Необходимо подчеркнуть, что природа этих сумм различна, ведь речь идет о таких направлениях, как средства, размещаемые на депозитах в коммерческих банках, взносы в уставные капиталы предприятий, предоставление кредитных ресурсов, меры косвенной поддержки. Таким образом, прежде чем говорить о «триллион-ных вливаниях», необходимо обратить внимание на экономическую природу этих вливаний.
С учетом изложенного обратимся к данным по исполнению мер по преодолению финансового кризиса. На 01.04.2009 из общего объема выделяемых средств в размере 9 630,8 млрд руб. 30 % приходится за счет средств Федерального бюджета, оставшиеся 70 % — Банка России. И в том, и другом случае основу составляют средства, предоставляемые на кредитной основе. Со стороны бюджета России на 01.04.2009 предоставлено кредитных ресурсов на сумму 2 217,5 млрд руб. (размещение средств Фонда национального благосостояния на депозитах Внешэкономбанка, которые пошли на субординированное кредитование банков и покупку ценных бумаг российских эмитентов; размещение средств на депозитах других банков). Что касается кредитных ресурсов, предоставленных Центральным банком, то их основная часть (4 515,0 млрд руб.) направлена на краткосрочные кредиты банкам для поддержания ликвидности.
Среди мер, профинансированных из средств федерального бюджета, стоит особо выделить взносы в уставные капиталы отдельных субъектов российской экономики. Несомненно, взносы в уставные капиталы таких субъектов, как Внешэкономбанк (75 млрд руб.), Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (60 млрд руб.), Агентство по страхованию вкладов (200 млрд руб.), вполне понятны с точки зрения стабилизации финансовой сферы и роли этих институтов в экономике страны. Куда больший интерес вызывают меры
по поддержке отдельных предприятий, так как в данном случае хотелось бы видеть инвестиционную направленность вложений. По состоянию на 01.04.2009 были сделаны взносы в уставные капиталы следующих компаний: Росагролизинг (25 млрд руб.), ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» (15 млрд руб.), ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова» (4,13 млрд руб.), Государственный космический НПЦ им. М. В. Хруничева (8 млрд руб.), Россельхозбанк (45 млрд руб.). Очевидно, что в масштабах страны такие суммы не смогут обеспечить инвестиционного подъема в отраслях оборонного и агропромышленного комплексов и являются мерами адресной поддержки.
Как известно, в конце 2008 г. был утвержден перечень системообразующих организаций, которые могут претендовать на государственную поддержку. Однако и здесь активность нельзя назвать высокой. За I кв. 2009 г. средства предоставлены лишь девяти предприятиям, в числе которых ОАО «РЖД», ОАО «Международный аэропорт «Сочи», ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «РусГидро», ФГУП «Космическая связь», ОАО «ГАЗ». Объемы вложений также не позволяют судить о стимулировании инвестиционной активности в названных отраслях.
По нашему мнению, существенный эффект будут иметь меры косвенной поддержки. Речь идет о снижении ставки налога на прибыль, увеличении амортизационной премии.
Среди мер государственной поддержки стоит отметить субсидии, субвенции и в целом финансирование мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики. Однако вряд ли можно утверждать, что эти меры будут иметь большое значение для поддержания инвестиционной активности. При предусмотренных 227,9 млрд руб. на 2009 г., что само уже говорит о незначительном влиянии этих мер на инвестиционную активность в стране, исполнение за I кв. составило 14,4 млрд руб. При этом по большинству направлений средства доведены до распорядителя в полном объеме, однако по разных причинам до конечных получателей средства пока не дошли. Речь идет о таких направлениях, как субсидии российским организациям — экспортерам промышленной продукции, предприятиям автомобилестроения и транспортного машиностроения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, субсидии коммерческим банкам на возмещение затрат по сделкам кредитования авиакомпаний, возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным физическим лицам на приобретение
легковых автомобилей и др. Таким образом, при верной направленности мер, которые касаются конкретных предприятий и отраслей, стоит отметить либо незначительный объем средств, либо пока еще отсутствие действий по их практической реализации.
На наш взгляд, внимания заслуживают кредиты, предоставленные Центральным банком РФ, а также средства Фонда национального благосостояния, размещенные на депозитах Внешэкономбанка и, соответственно, предоставленные другим банкам. Федеральным законом от 13.10.2008 № 173-Ф3 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» было предусмотрено, что средства Фонда национального благосостояния могут быть размещены во Внешэкономбанке на депозиты сроком до 31.12.2019 на сумму не более 450 млрд руб. по ставке 7 %. По этому же закону Центральный банк РФ предоставил Сберегательному банку РФ 500 млрд руб. на срок до 31.12.2019 в виде субординированного кредита без обеспечения. Внешэкономбанк в свою очередь обязан был предоставить субординированные кредиты без обеспечения банку ВТБ (200 млрд руб.) и Россельхозбанку (25 млрд руб.) на срок до 31.12.2019 по ставке 8 %. Отметим, что Внешэкономбанк также предоставил кредиты коммерческим банкам на общую сумму 32,1 млрд руб. (Альфа-банк, Номос-банк, Ханты-Мансийский банк, Газпромбанк).
Одним из направлений, способным стимулировать инвестиционную активность, является поддержка строительной отрасли, что также нашло отражение в программе антикризисных мер. Так, в качестве имущественного взноса в Государственную корпорацию Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства было внесено 240 млрд руб. Фонд приступил к реализации программ по финансированию строительства домов с высокой степенью готовности, а также программ по переселению граждан из ветхого жилья. По состоянию на 01.04.2009 из средств Фонда 78 субъектам РФ перечислено 46 млрд руб. В то же время Фонд размещает временно свободные денежные средства в размере 168 млрд руб. на банковских депозитах. Ясно, что локомотивом инвестиционной активности в строительной отрасли Фонд пока не станет, хотя положительный эффект от его деятельности очевиден.
Завершая краткий и самый общий обзор реализации отдельных мер по преодолению финансового кризиса, необходимо еще раз обратиться к суммам
реальных денежных «вливаний» в экономику. Как уже отмечалось, речь идет о двух направлениях — средствах федерального бюджета и Центрального банка России. Наша задача заключается в том, чтобы оценить, какой реально объем денежных «вливаний» имел место, и изменились ли макроэкономические параметры российской экономики в результате проведенных мероприятий.
По состоянию на 01.04.2009 из средств федерального бюджета фактически выделено 2 664 млрд руб. в виде взносов в уставные капиталы, кредитных ресурсов и субсидий, из средств Центрального банка РФ — 6 077,3 млрд руб. в виде кредитных ресурсов и посредством размещения депозитов на счетах банков. В сумме получается 8 741,3 млрд руб. реальных денежных «вливаний». Сроки и условия предоставления такого рода кредитов дают основания полагать, что поступление этих ресурсов в экономику способно стимулировать если не инвестиционную, то хотя бы активность банков по предоставлению кредитов.
Согласно данным официальной статистики об уровне инвестиционной активности можно судить по такому показателю, как, например, инвестиции в основной капитал. В I кв. 2009 г. по результатам предварительного анализа по сравнению с данными I кв. прошлого года произошло снижение инвестиций в основной капитал на 15,8 % [2]. Необходимо отметить, что снижение зафиксировано и по таким показателям, как валовой внутренний продукт, индекс промышленного производства, внешнеторговый оборот и др. Оценивать влияние предпринятых мер в рамках антикризисной программы пока преждевременно, поэтому проанализируем возможное воздействие антикризисных мероприятий на такие показатели, которые характеризуют ликвидность банковской системы, объем денежной массы и кредитные операции банков.
Необходимо отметить, что часть статистической информации пока отсутствует. Имея данные на 01.05.2009 об объеме денежной массы в обращении, которая составила 12 339,1 млрд руб., мы не располагаем данными о кредитных портфелях банков на ту же дату. Статистика платежного баланса за I кв. 2009 г. и сведения о движении капитала также пока не опубликованы.
По показателю денежной массы в 2009 г. отмечена практически нулевая динамика. Таким образом, фактическая эмиссия в рамках антикризисной программы на сумму в 8741,3 млрд руб. не способствовала изменению денежной массы в обращении. Отметим, что и показатель ликвидности банковс-
4
финансы и кредит
кой системы — остатки на корреспондентских счетах — не претерпевал существенных изменений и его колебания укладывались в примерный диапазон 350 — 500 млрд руб.
Если взять такие показатели, как данные об объемах предоставленных кредитов, капитале и активах банков, то за I кв. по ним не отмечено практически никакой динамики. Наиболее существенное увеличение произошло по кредитам в иностранной валюте (за первые два месяца 2009 г. этот показатель по всем кредитным организациям увеличился с 5,9 трлн руб. до 6,7 трлн руб.).
Если обратиться к балансу Центрального банка России, то необходимо отметить существенное увеличение средств в статье активов «Кредиты и депозиты» с 325 млрд руб. на 01.10.2008 до 3 871 млрд руб. на 01.04.2009, при том, что показатель денежной базы, равно как и денежной массы, не изменился. Это еще одно подтверждение эмиссионной активности Центрального банка РФ, которое, однако, не сопровождалось изменением параметров, на которые в принципе должно оказываться влияние.
По итогам 2008 г. отмечено увеличение иностранных активов нефинансового сектора России и населения. Чистый вывоз частного капитала за 2008 г. составил 132,7 млрд долл. США. За период с
01.08.2008 по 01.04.2009 сокращение международных резервов РФ составило 213 млрд долл. США.
Таким образом, по крайней мере на текущий момент, почти 9 трлн руб., которые «влили» в экономику, не повлияли на показатели, характеризующие объем денежной массы в обращении и кредитную активность банковской системы. Этот факт, а также то, что имело место существенное снижение международных ликвидных резервов РФ, девальвация национальной валюты, позволяет сделать вывод о том, что негативным результатом денежных вливаний в рамках программы антикризисных мер становится отток капитала из России.
Список литературы
1. О результатах оперативного контроля и мониторинга эффективности исполнения мер государственной поддержки, направленных на стабилизацию финансовой системы и повышение устойчивости российской экономики за I квартал 2009 г.: аналитическая записка Счетной палаты РФ. 2009.
2. Информация о социально-экономическом положении России — 2009 г.: январь — апрель / Федеральная служба государственной статистики.