Научная статья на тему 'Оценка эффективности антикризисных мер Правительства и Центрального банка Российской Федерации'

Оценка эффективности антикризисных мер Правительства и Центрального банка Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1202
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЛИКВИДНОСТЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котляров М.А.

В статье рассматриваются результаты реализации мер Правительства РФ, Центрального банка РФ по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики страны, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики. Оценка проведена в связи с достигнутыми конечными и промежуточными целями государственной экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности антикризисных мер Правительства и Центрального банка Российской Федерации»

Антикризисная политика

оценка эффективности антикризисных мер правительства и центрального банка российской федерации

М. А. КОТЛЯРОВ, доктор экономических наук, заведующий кафедрой финансов, бухгалтерского учета

и управления собственностью E-mail: kotlyar2005@list.ru Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства, г. Екатеринбург

В статье рассматриваются результаты реализации мер Правительства РФ, Центрального банка РФ по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики страны, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики. Оценка проведена в связи с достигнутыми конечными и промежуточными целями государственной экономической политики.

Ключевые слова: экономический кризис, государственная поддержка, ликвидность банковской системы, антикризисные меры.

Согласно Федеральному закону от 03.06.2009 № 102-ФЗ «Об отчете Правительства Российской Федерации и информации Центрального банка Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики РФ, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики» Правительством РФ представлен к рассмотрению Государственной Думой отчет за девять месяцев 2009 г. (далее — Отчет Правительства). В качестве приоритетных направлений реализации Программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. определены:

— выполнение социальных обязательств государства и развитие человеческого потенциала;

— сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста;

— активизация внутреннего спроса на российские товары;

— стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики;

— создание благоприятных условий для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности;

— формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития экономики;

— обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов [1, с. 6].

Начиная с 01.10.2008 Правительством и Центральным банком Российской Федерации предпринимались меры по обеспечению названных приоритетов. В данной статье рассмотрены основные направления и некоторые итоги реализации государственных антикризисных мероприятий и дана оценка степени их влияния на ключевые макроэкономические показатели.

Основным направлением реализации антикризисных мер стало их реальное финансирование из средств федерального бюджета. Конкретные мероприятия, основания их проведения и выделенные средства систематизированы в табл. 1.

Таким образом, реализация только наиболее существенных мер прямого воздействия и только Правительством РФ обеспечила «вливание» в

Таблица 1

Финансирование антикризисных мер из средств федерального бюджета за период с 01.10.2008 по 01.10.2009

Мероприятие сумма, млрд руб. Основание

Внесение имущественного взноса в уставный капитал ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» 75,0 Часть 3 ст. 18 Федерального закона от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития» и ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»

Внесение имущественного взноса в ГК «Агентство по страхованию вкладов» 200,0 Часть 5 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»

Внесение средств в уставный капитал ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» 100,0 Часть 7 ст. 25 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Бюджетные ассигнования на увеличение уставного капитала Банка ВТБ (ОАО) 180,0 Распоряжение Правительства РФ от 07.07.2009 № 903-р

Перечисление средств в виде дотаций в целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ 71,9 Федеральный закон от 28.04.2009 № 76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» 45,0 Часть 6 ст. 25 ФЗ от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг» 25,0 То же

Субсидирование процентных ставок для предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов 16,9 »

Расходы на поддержку автомобилестроения 37,7 »

Поддержка экспорта промышленной продукции 6,0 »

Развитие малого и среднего бизнеса 6,2 »

Содействие занятости 26,5 »

Увеличение пособия по безработице 24,9 »

Предоставление возможности использования средств материнского капитала 37,2 »

Поддержка оборонно-промышленного комплекса 31,0

Внесение средств в уставный капитал ОАО «РЖД» 50,0 Федеральный закон от 29.06.2009 № 131-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Всего... 933,3

Источник: составлено автором по данным [1].

экономику России почти 1 трлн руб. Рассмотрим основные мероприятия, реализованные в рамках программы антикризисных мер, по направлениям.

Социальная защита и обеспечение занятости населения. Кроме указанных мер по обеспечению содействия занятости (26,5 млрд руб.), увеличению пособий по безработице (24,9 млрд руб.), предоставлению возможности использования средств материнского капитала (37,2 млрд руб.) и т. д. (см. табл. 1), необходимо отметить повышение размера базовой части трудовой пенсии по старости с 01.03.2009 на 8,7 %, с 01.12.2009 - на 31,4 %, а также повышение страховой части трудовой пенсии с 01.04.2009 на 17,5 %, с 01.08.2009 - на 7,5 %.

Также осуществлена индексация государственных пособий, социальных выплат, финансируемых из федерального бюджета и средств Фонда социального страхования, на 13 %.

Относительно мер по содействию занятости в Отчете Правительства отмечается, что напряженность на рынке труда удалось снизить, и даже отмечено повышение спроса на труд. По данным Росстата, численность экономически активного населения в октябре 2009 г. составила 75,8 млн чел., в государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 2,0 млн чел. Уровень безработицы на 01.11.2009 составил 7,7 % (отношение количества безработных

к численности экономически активного населения), при том, что в феврале 2009 г. этот показатель достигал 9,4 % [2, с. 305]. Очевидно, что улучшение по данному показателю произошло благодаря принятым мерам со стороны Правительства РФ.

Не менее важным индикатором является просроченная задолженность по заработной плате, которая за 2009 г. снизилась и на 01.11.2009 составила 5 406 млн руб. Вместе с тем на данный момент отмечается снижение реальных располагаемых денежных доходов населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен). Так, в январе — октябре 2009 г. отмечено их снижение на 0,4 % [2, с. 294, 386].

Поддержка реального сектора и работа с системообразующими предприятиями. Правительство РФ использовало широкий арсенал мер антикризисной поддержки промышленности. В качестве основных можно выделить: субсидирование российских организаций — экспортеров промышленной продукции по возмещению части затрат по уплате процентов по кредитам и предоставление государственных гарантий; поддержка ликвидности и увеличение капитализации российских банков; корректировка ставок ввозных таможенных пошлин; увеличение уставных капиталов предприятий, поддержка отдельных отраслей (авиастроение, автомобилестроение, оборонно-промышленный комплекс и др.) В Отчете Правительства отражено, что общий объем поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) составил 70,0 млрд руб., основными видами которой стали субсидии организациям ОПК на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, взносы в уставные капиталы 11 организаций ОПК, субсидии в целях предупреждения банкротства.

Кроме предприятий ОПК объектами государственного внимания стали автомобильная, авиастроительная, судостроительная, текстильная и легкая промышленности. В качестве основных мер поддержки отечественного автомобилестроения можно назвать: прямые закупки в целях обновления федерального и регионального автомобильных парков; субсидии российским лизинговым компаниям и предприятиям автомобилестроения и транспортного машиностроения, осуществляющим техническое перевооружение на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам; предоставление беспроцентных займов и др.

Авиастроительной отрасли были оказаны меры государственной поддержки на общую сумму бо-

лее 80 млрд руб., судостроению — в виде взносов в уставные капиталы (5,9 млрд руб.). Поддержка была оказана и другим отраслям: организациям — экспортерам промышленной продукции на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях (6 млрд руб.), организациям народных художественных промыслов (около 1 млрд руб.), организациям лесопромышленного комплекса (0,325 млрд руб.), субсидии организациям сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, машиностроения для нефтегазового комплекса и др. (1 млрд руб.).

Широкая поддержка запланирована и реализуется агропромышленному комплексу. Особенно необходимо отметить, что в рамках программы развития сельского хозяйства в бюджете на 2009 г. запланировано 164,9 млрд руб. (без учета лизинга).

Поддержка малого и среднего предпринимательства. В 2009 г. совокупный объем субсидий субъектам РФ с целью поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства составил 18 млрд руб. Также были размещены средства Фонда национального благосостояния на депозитах Внешэкономбанка в целях последующего кредитования субъектов малого бизнеса (30 млрд руб.).

Поддержка финансовой системы. Отдельные, наиболее существенные, мероприятия по поддержке экономики, реализованные Центральным банком РФ, а также за счет средств Фонда национального благосостояния, приведены в табл. 2. Основными инструментами антикризисных мер здесь стали: субординированное кредитование, размещение средств на депозитах, предоставление кредитным организациям кредитов без обеспечения на срок до 1 года, расширение Ломбардного списка, развитие операций прямого РЕПО и др.

Необходимо отметить, что результатом применения данных мер стало восстановление ликвидности банковской системы и, что важно, постепенная активизация реструктурируемых банков по кредитованию субъектов экономики.

Жилищное строительство. По данным Отчета Правительства, объем государственной поддержки жилищного строительства в 2009 г. с учетом внебюджетных источников в виде средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) составляет порядка 450 млрд руб. На поддержку системы ипотечного жилищного кредитования в виде взноса в уставный капитал АИЖК было направлено 60 млрд руб. в декабре 2008 г. и 20 млрд руб. в сентябре

Таблица 2

Некоторые меры прямого денежного воздействия по поддержке финансовой системы и кредитования, реализуемые Банком России, Агентством по страхованию вкладов, а также из средств Фонда национального благосостояния за период с 01.10.2008 по 01.10.2009

Мероприятие Сумма, млрд руб. Комментарий

Предоставление Банком России Сбербанку России субординированных кредитов 500,0 Федеральный закон от 13.10.2008 № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации»

Размещение средств Фонда национального благосостояния на депозитах Внешэкономбанка для последующего предоставления субординированных кредитов российским банкам 267,4 То же

Размещение средств Фонда национального благосостояния на депозитах Внешэкономбанка для последующей передачи ОАО «РосБР» 10,0 Постановление Правительства РФ от 22.07.2009 № 597 «О внесении изменения в требования к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния»

Общий объем предоставленных кредитов без обеспечения в 2009 году 3 116,0 На 01.10.2009 валовой кредит Банка России кредитным организациям составил 1,8 трлн руб.

Размещение временно свободных средств федерального бюджета на депозиты кредитных организаций 570,0 По состоянию на 01.10.2009

Выделение средств на реструктуризацию банковской системы 297,1 Распределение осуществлялось Агентством по страхованию вкладов. Из 297,1 млрд руб. 175,04 млрд руб. за счет заемных средств в Банке России, 122,06 млрд руб. за счет имущественного взноса РФ

Источник: составлено автором по данным [1].

2009 г. По состоянию на 01.10.2009, Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства перечислено в субъекты РФ на реализацию региональных адресных программ порядка 165 млрд руб.

Наряду с указанными необходимо отметить такие направления, как меры по поддержке транспортной отрасли и перечисление средств в бюджеты субъектов РФ.

Частичное обобщение мер Правительства РФ показывает, что в экономику РФ с 01.10.2008 были произведены значительные «вливания» денежных средств, общий объем которых, включая кредиты Центрального банка РФ, составил порядка 6 трлн руб. Необходимо оценить, привело ли это к соответствующей динамике макроэкономических показателей. Безусловно, нужно отдавать себе отчет в том, что многие меры могут иметь отложенный эффект, происходить с некоторым или даже существенным лагом. В любом случае необходим мониторинг того, как меры антикризисной поддержки отраслей отражаются на конечных и промежуточных параметрах российской экономики.

В качестве своего рода конечного показателя можно принять соотношение показателей за определенный период (январь — октябрь 2009 г. к аналогичному периоду 2008 г.), который составил по валовому внутреннему продукту 90,1 %, по индексу

промышленного производства — 86,7 %, по индексу потребительских цен — 112,2 %, по инвестициям в основной капитал — 81,2 %, по общей численности безработных — 136,8 %, по численности официально зарегистрированных безработных — 149,1 % [2, с. 7]. В целом по параметрам, которые можно признать основными индикаторами эффективности государственной экономической политики, произошло ухудшение.

Обратимся к так называемым промежуточным параметрам, достижение которых ведет или, по крайней мере, должно вести к реализации конечных целей. Рассмотрим те из них, которые попадают в сферу ответственности Центрального банка РФ. Логика рассуждений будет следующей: обратимся к динамике показателей, характеризующих кредитную активность банков, оценим показатели денежной базы и массы, которые, как можно предположить, должны были изменяться под влиянием триллионных «вливаний» государства в рамках антикризисной поддержки экономики.

По состоянию на 01.11.2009, объем денежной базы в широком определении, характеризующий денежное предложение в экономике, составил 5 218,2 млрд руб., темпы прироста к 01.01.2009 — 6,46 % [3]. Темпы прироста денежной массы за тот же период составили 2,8 %, и на 01.11.2009 объем денежной массы составил 13 874,7 млрд руб. Эти

показатели не свидетельствуют о том, что трил-лионные «вливания» государственных средств привели к изменению промежуточных денежно-кредитных параметров. Соответственно, не могло произойти и оживления кредитования экономики в национальной валюте. Общий объем предоставленных кредитов и размещенных депозитов в рублях банками РФ составил на 01.10.2009 13 389 222 млн руб. (с учетом округлений это нулевой темп прироста по отношению к 01.01.2009), в иностранной валюте — 6 184 737 млрд руб. (прирост к 01.01.2009 составил 4,7 %). Если обратиться к балансу Центрального банка РФ, то на 01.11.2009 средства, размещенные у нерезидентов и ценные бумаги иностранных эмитентов, занимали в его активах 79,6 %, кредиты банковской системе — 12 %.

Приведенные цифры позволяют сделать вывод о несущественном влиянии мер антикризисной поддержки на увеличение кредитной активности банковской системы. Формирование базы национальной валюты по-прежнему определяется иностранными активами, значительная часть эмиссионной активности Центрального банка РФ

питает отток капитала. В целом неоспоримая роль предпринятых Правительством РФ и Центральным банком РФ антикризисных мер заключается в снижении социальной напряженности в стране, в недопущении кризиса ликвидности банковской системы и отдельных системообразующих предприятий или даже отраслей. В долгосрочном аспекте практика прямого централизованного вливания денежных средств не даст ожидаемого эффекта.

Список литературы

1. Отчет Правительства Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, банковской системы, рынка труда, отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики за девять месяцев 2009 г. М., 2009.

2. Социально-экономическое положение России. Январь — октябрь 2009 г. // Федеральная служба государственной статистики. М., 2009.

3. URL: http://www.cbr.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.