7(1871 -2010
ЭКОНОМИКА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И МНЕНИЯ
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ РИСКА ЛИКВИДНОСТИ И ФИНАНСОВВЙ УСТВЙЧИВОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ*
Д. А. ЕНДОВИЦКИЙ.
доктор экономических наук, профессор, проректор по экономическому развитию и инновациям Л. В. КУЗНЕЦОВА,
аспирант кафедры экономического анализа и аудита Воронежский государственный университет
Разразившийся в России и во всем мире финансовый кризис придал особую актуальность вопросам регулирования ликвидности банка. Многие российские коммерческие банки, демонстрировавшие рост, не смогли решить проблему ликвидности в сильно переменчивой финансовой среде.
Обеспечение соответствующего уровня ликвидности является одной из наиболее важных задач управления любым коммерческим банком. Недостаточный уровень ликвидности является первым признаком наличия у кредитной организации серьезных финансовых затруднений. При возникновении такой ситуации банк обычно начи-наеттерять депозиты, что уменьшает его наличные средства, и избавляется от наиболее ликвидных ценных бумаг.
В целях поддержания своей финансовой устойчивости банк должен иметь определенный ликвидный резерв для выполнения непредвиденных обязательств, появление которых может быть вызвано различными факторами. К их числу относятся:
- политическая и экономическая ситуация в стране или регионе;
* Статья подготовлена по материалам журнала «Экономический анализ: теория и практика». 2010. № 16 (печатается в сокращении).
- совершенство банковского законодательства;
- состояние денежного рынка;
- возможность рефинансирования в Банке России;
- поддержка государства в виде субординированных кредитов;
- развитие рынка ценных бумаг;
- обеспеченность собственным капиталом банка;
- надежность клиентов;
- уровень менеджмента в банке и др.
Для большинства банков спрос на ликвидные средства возникает по следующим причинам:
- из-за снятия клиентами денег со своих счетов;
- в связи с поступлением заявок на получение кредитов от клиентов;
- погашение задолженности по займам банка, которые он мог получить от других банков или Банка России;
- уплата налогов, операционные расходы и выпла-таденежныхдивидендовдержателям акций банка.
Источниками предложения ликвидных средств для банка являются:
- поступления вкладов от клиентов;
- средства клиентов на новых счетах и поступления на уже существующие счета;
- погашения клиентами взятых ссуд;
- доходы от предоставления прочих услуг.
- Кредиты организациям
- Кредиты физическим лицам
Январь Апрель Июль 2008 2008 2008
Октябрь Январь Апрель Июль 2008 2009 2009 2009
Октябрь 2009
Рис. 1. Кредиты, депозиты и прочие привлеченные средства, предоставленные физическим лицам и организациям в 2008—2009 гг., млн руб.
- Кредиты организациям, темп прироста
- Кредиты физическим лицам, темп прироста
Апрель Июль 2008 2008
Октябрь 2009
Рис. 2. Темп прироста объемов кредитов, депозитов и прочихразмещенных средств, предоставленных организациям и физическим лицам в 2008—2009гг., %
При наличии дисбаланса источников спроса и предложения ликвидности возникает кризис ликвидности. Он также может возникнуть при неблагоприятном изменении внешних условий. Способность затормозить развитие кризиса на данном этапе зависит от способности менеджмента банка предпринимать меры, адекватные сложившейся ситуации, вносить определенные коррективы в политику управления его ликвидностью.
Из-за финансового кризиса многие банки по всему миру сильно пострадали. В начале 2008 г. руководство Банка России вынуждено было признать, что в ближайшую трехлетку будет не избыток ликвидности, а ее нехватка, и будет стоять задача не стерилизации ликвидности, а ее стимулирования. Кризис ликвидности российских банков отразился на снижении уровня их финансовой устойчивости в сторону значительного снижения. Банки по-разному отреагировали на это.
Так, ОАО «Альфа-банк» за январь—сентябрь 2009 г. получил чистый убыток по РСБУ в размере 3,35 млрд руб. против чистой прибылив 12,59млрд руб. за аналогичный период предыдущего года.
Чистая прибыль Сбербанка России по РСБУ за январь—сентябрь 2009г. составила 9,1 млрд
руб., что на 91,16% меньше, чем в предыдущем году (102,9 млрдруб.).
Чистый убыток группы ВТБ за второй квартал 2009 г. — 31,5 млрд руб.
Из-за кризиса банки занялись слияниями и поглощениями, в ходе которых они скон-солидировали свои активы и сократили издержки. Крупные и сильные банки, для которых кризис не стал глобальной катастрофой, покупают региональные отделения более слабых, для которых это последний шанс выжить и попытаться восстановить свою деятельность.
Одной из основных причин дефицита платежных средств у банков является увеличение трудностей с оплатой кредитов должников — физических и юридических лиц. С одной стороны, кредиты, депозиты и прочие размещенные средства организациям выросли с 9 532,56 млрд руб. на 01.01.2008 до 12 419,17 млрд руб. на 01.10.2008, кредиты физическим лицам — с 2 971,13 млрдруб. до4 017,58 млрдруб. за аналогичный период (рис. 1). Однако за период с 01.01.2008 до 01.10.2008 темпы прироста стабильно сокращались (рис. 2).
Начиная с января 2009 г. начался небольшой процесс оживления кредитования юридических лиц. Объем выданных кредитов составил 12 843,52 млрд руб. (темп прироста — 7,06 %). Это было вызвано возросшим спросом на кредитные ресурсы со стороны юридических лиц и поддержкой государства. Однако, начиная с 01.02.2009 объем кредитного портфеля юридических лиц начал сокращаться (темп прироста находился в основном в интервале от — 1,57% до — 0,02%, за исключением мая 2009 г., когда прирост портфеля составил 0,32%). В декабре 2009 г. объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств организациям вырос — до 13 014,41 млрдруб.
Объемы же кредитования физических лиц продолжали сокращаться с 4 017,21 млрд руб. на 01.01.2009 до 3 586,25 млрд руб. на 01.12.2009. Снижение объема предоставленных кредитов физическим лицам происходило по причине недостаточного спроса со стороны заемщиков. Это связано с высокой стоимостью кредитов, а также с сокращением реальных доходов населения.
Большая часть кредитов приобрела черты ироблемности и невозвратности (рис. 3 и 4). По данным рис. 3 видно, что за период с 01.01.2008 до 01.05.2009 просроченная задолженность нефинансовых организаций выросла с 86,1 млрд руб. до 524,3 млрд руб., а ее удельный вес в кредитах нефинансовым организациям — с 0,9 до4% (рис. 4).
Об ухудшении качества кредитного портфеля за период с 01.01.2008 до 01.05.2009 свидетель-
ствует и рост резервов на возможные потери по ссудам (рис. 5 и 6).
Так как деньги стали очень дорогими и источники внешнего финансирования закрылись, то большинство коммерческих банков стало делать акцент на вклады физических лиц. Поднимая ставки по вкладам, коммерческие банки преследовали цель поддержать свою конкурентоспособность. За период с 01.01.2008 по 01.01.2009 размер вкладов (депозитов) физических лиц, привлеченных кредитными организациями, увеличился с 5 825,53 до 7 481,30 млрд руб. (или на28,42%) (рис. 7).
Первая антикризисная программа в России началась в ноябре 2008 г. Координатором программы выступал Внешэкономбанк (через него происходило кредитование коммерческих банков — выдача субординированных кредитов). Антикризисная программа начала непосредственно осуществляться через три банка: Сбербанк России, ВТБ и Россельхозбанк. Банк России совместно с Фондом национального благосостояния предоставили субординированные кредиты (500 и 450 млрд руб. соответственно) сроком до 2020 г. под 8 % годовых коммерческим банкам. Из общей суммы 950 млрд руб. до 500 млрд руб. получил Сбербанк, до 200 млрд руб. — ВТБ. Россельхозбанку досталось до 25 млрд руб. Альфа-банк через Внешэкономбанк получил субординированные кредиты на сумму 40 млрд руб. Оставшиеся 185 млрд руб. смогли получить другие российские банки при условии, что сумма кредита не превышала 15 % уставного капитала банка, а владельцы были готовы внести два рубля своих средств на рубль государственных. Суммарно все российские банки получили господдержку в размере 5 трлн руб.
В конце 2008 г. Наблюдательный совет Внешэко-
Рис. 4. Доля просроченной задолженности в общем кредитном портфеле банков (общая величина, по кредитам нефинансовых организаций, физических лиц, банков и прочих кредитов), %
1 137,! |
898,5 ■ 1
611,0 I 1
532,0 ■ ^тт 1 1
1 1 1 1
1 1 1 1
Р Р W w
Январь 2008 Июль 2008 Январь 2009 Апрель 2009 Май 2009
Рис. 5. Резервы на возможные потери по кредитам, депозитам и прочим размещенным средствам в 2008—2009гг., млрд руб.
о -I-,-,-,-,-,-
Январь Апрель Июль Октябрь Январь Апрель
2008 2008 2008 2008 2009 2009
Рис. 3. Величина просроченной задолженности нефинансовых организаций, физических лиц, банков и прочих кредитов в 2008—2009гг., млрд руб.
- Кредиты нефинансовым организациям
■ Кредиты физическим лицам
■ По кредитам физических лиц
■ По кредитам нефинансовых организаций
Январь 2008
Июль 2008 Январь 2009 Апрель 2009
Май 2009
Рис. 6. Размер созданных резервов по отношению к объему кредитного портфеля в 2008-2009гг., %
- Вклады физических лиц
- Депозиты юридических лиц
Январь Апрель Июль 2008 2008 2008
Октябрь Январь 2008 2009
Апрель Июль Октябрь 2009 2009 2009
Рис. 7. Вклады физических лиц и депозиты нефинансовых организаций в 2008—2009 гг., млн руб.
номбанка рекомендовал выделить субординированные кредиты первым трем частным банкам на общую сумму 18,3 млрд руб. Больше всего денег государства получил Альфа-банк — 11,9 млрд руб., Номос-банку выделили 4,5 млрд руб., Ханты-Мансийскому банку —1,9 млрд руб.
Но, как оказалось, коммерческие банки, получившие господдержку, неохотно осуществляли кредитование более мелких банков и предприятий денежными средствами. Вместо этого коммерческие банки стали скупать наличные доллары, поднимая на них спрос. Тем самым банки зарабатывали на этих операциях намного больше и быстрее, чем на кредитовании. В итоге пострадали более мелкие банки и региональные банки, до которых государственные деньги так и не дошли.
На втором этапе антикризисных мер было принято решение о снижении ставки налога на прибыль с 24 до 20 %. В декабре 2008 — январе 2009г. за счет средств Банка России было предоставлено кредитов банкам в размере 545 млрд руб.
Для поддержания ликвидности коммерческих банков Банк России активно занимался предоставлением обеспеченных кредитов, в том числе ломбардных кредитов как по фиксированной процентной ставке, так и на аукционной основе. Для завершения операционного дня Банк России также предоставлял кредиты овернайт. Для преодоления кризиса ликвидности банков правительство пошло на размещение в них средств Пенсионного
фонда. Коммерческим банкам также было выделено 135,200 и 143 млрд руб. из федерального бюджета, Фонда реформирования ЖКХ, Госкорпорации ЖКХ соответственно.
В 2009 г. расходы федерального бюджета на реализацию антикризисных мер правительства составили 1,213 трлн руб.
Параллельно с денежной поддержкой коммерческих банков Банк России принимал меры нефинансового характера по увеличению уровня ликвидности в банковской системе. Это постоянное расширение активов, которые можно дать Банку России в залог, расширение списка ценных бумаг в ломбардном списке (аукцион РЕПО), упрощение системы доступа банков к рефинансированию (объединение механизмов кредитования банков под залоги)и др.
По мнению руководства АРБ, курс на исключительную поддержку крупных банков ошибочный, так как именно региональные банки обеспечивают развитие малого и среднего бизнеса в регионах и создают конкурентную среду на банковском рынке.
С одной стороны, правительство должно поддерживать системообразующие банки страны, но с другой стороны — должно видеть роль конкуренции и то, что региональные банки несут не только социальную нагрузку, но и выполняют экономическую функцию по развитию бизнеса в своих регионах.
Советом Федерации приняты поправки в Федеральный закон от 02.12.1990 № 395—1 «О банках и банковской деятельности». С 01.01.2010 размер собственных средств (капитала) банка должен быть не менее 90 млн руб., ас 01.01.2012 — не менее 180 млн руб. За 2009 г. Банк России отозвал лицензии у 44 банков, 15 ушли с рынка самостоятельно или через слияния с другими банками. На 19.02.2010 в России осталось 999 коммерческих банков, имеющих право на осуществление банковских операций.
Все это отразилось на прибыльности кредитных организаций (рис. 8и9).
Девальвация рубля и переоценка валютных активов привели к росту доходов от валютных операций в 15 раз (относительно четвертого квартала 2007 г.). Именно этот фактор и обусловил прибыль по итогам четвертого квартала 2008 г. Без его учета убыток составил бы 136 млрд руб. Из-за ухудшения качества кредитных портфелей резервы возросли
600 000
500 000
400 000
300 000
200 000
100 000
100
80
60
40
20
01.01.08 01.04.08 01.07.08 01.10.08 01.01.09 01.04.09 01.07.09 0
Объем прибыли (+) / убытков (—) текущего года, млн руб. ■■•■-■ Удельный вес кредитных организаций, имевших убыток, % —■— Удельный вес кредитных организаций, имевших прибыль, %
Рис. 8. Финансовые результаты деятельности кредитных организаций (нарастающим итогом с начала года) и количество прибыльных и убыточных кредитных организаций в 2008—2009 гг.
200 000 -
150 000
100 000
50 000
-50 000
-100 000-
I квартал 2008
I квартал IV квартал I квартал 2008 2008 2009
Объем прибыли (+) / убытков (-), млн руб
Рис. 9. Финансовые результаты деятельности кредитных организаций в 2008—2009гг. (поквартально), млнруб.
в 11 раз и нивелировали позитивную тенденцию роста операционного дохода. В итоге за 2008 г. коммерческими банками была получена чистая прибыль в размере 409 186 млн руб., что на 19,45 % меньше, чем за предыдущий год.
В 2009 г. ситуация оставалась очень тяжелой. В I квартале кредитные организации сработали положительно, получив всего 58 261 млнруб., при этом доля убыточных банков возросла до 10,1 %. Во II квартале 2009 г. расходы банковского сектора значительно превышали доходы (убыток составил 51 466 млн руб.). В рассматриваемый период доля убыточных банков продолжала сохраняться на очень высоком уровне (11 %). В третьем квартале 2009 г. коммерческие банки попытались стабилизировать ситуацию. Об этом свидетельствует превышение доходов банков над их расходами (прибыль получена в размере 31 204 млн руб.). Однако выросла доля убыточных банков (на 01.10.2009 — 13,2%). Это было непосредственно связано с тем, что в третьем квартале 2009 г. задолженность по рублевым кредитам нефинансовым организациям увеличилась в абсолютном выра-
120 жении. Это может быть признаком определенной стабилизации ситуации на рынках предоставления кредитов, но не является явным признаком положительных изменений.
Осенью 2009 г. многие экономисты и ученые все чаще стали заявлять, что кризис миновал и финансовая устойчивость банков повышается. Но многие не разделяли оптимистического подхода, так как не были устранены причины, которые привели к кризису.
Благодаря мероприятиям, проводимым высшим руководством страны, удалось стабилизировать ликвидность российских коммерческих банков и преодолеть кризис ликвидности. Сейчас основная проблема — это ухудшение качества кредитного портфеля банков в условиях стагнирующего в 2009 г. рынка кредитования.
Для снижения давления на банки постоянно растущей доли проблемных активов нужно предоставлять по ним государственные гарантии на возмездной основе. Данная мера не что иное как программа распределения убытков между банком и третьей стороной. Такой комплекс мер сейчас реализуется в Великобритании и США. Он эффективно повышает финансовую устойчивость банков. Недостатком является то, что «плохие» активы продолжат сказываться в будущем.
Для запуска такой программы необходимы следующие шаги:
- создание рабочей группы в составе представителей Банка России, Минфина России и коммерческих банков;
- оценка и отбор классов активов, наиболее подверженных ухудшению и негативно влияющих на реальный сектор экономики (ипотека, автокредиты, кредиты малому и среднему бизнесу). Оценка объема проблемных кредитов на текущий момент и динамики качества активов на следующие 12—24 мес.;
- разработка механизма предоставления гарантий, а также критериев отбора банков — участников программы исходя из концентрации «плохих» активов;
- подготовка проекта изменений законодательно-правовой базы для внедрения программы защиты активов.
С учетом неизбежного дальнейшего роста резервов на возможные потери по ссудам, снижения
0
доходности по активам, роста стоимости привлеченных ресурсов в ближайшие месяцы следует ожидать небольшой прибыли банковского сектора (возможно, и убытка) и сохранения значительного числа убыточных банков.
На сегодняшний момент становится ясно, что без выхода кредитов на доступный уровень для юридических и физических лиц существенного роста в экономике страны не произойдет.
Список литературы
1. URL: http://www. cbr. ru/publ/main. asp?Prtid=BBS.
2. URL: http://www. business-gazeta. ru/ article/19674/15.
3. URL: http://www. ng. ra/economics/2008-09-12/l_trillion. html.
4. URL: http:// www. bankir. ru/publication/ interview/talk/2493929.