Научная статья на тему 'Влияние мелаксена на развитие ночного сна и на показатели метаболизма у пациентов с ишемическим инсультом в острой стадии заболевания'

Влияние мелаксена на развитие ночного сна и на показатели метаболизма у пациентов с ишемическим инсультом в острой стадии заболевания Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
962
20
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСУЛЬТ / МЕЛАКСЕН / НОЧНОЙ СОН / МЕТАБОЛИЗМ / CEREBRAL STROKE / MELAXEN / NIGHT SLEEP / METABOLISM

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Вербицкий Е. В., Гауфман Б. В., Цукурова Л. А.

Обследовано 40 пациентов краевого нейрососудистого центра (г. Краснодар) в возрасте 32-72 лет в острой фазе развития ишемического инсульта. Показатели ночного сна контролировали полисомнографически и уточнялись анкетными методами. Пациенты были разделены на две группы. Пациентам второй группы с целью нормализации ночного сна к стандартной терапии добавлялся мелаксен в рекомендуемой дозировке 3 мг, однократно, непосредственно перед отходом ко сну. У пациентов первой группы были выявлены нарушения цикличности чередования стадий сна, соотношение медленного и парадоксального фаз сна, увеличение сегментации стадий сна. Прием мелаксена перед естественным засыпанием у пациентов второй группы показал улучшение развития ночного сна по целому ряду полисомнографических показателей, а также по данным субъективных опросных методов. Отмечено, также, улучшение на 13% показателей тканевого метаболизма у этих пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Вербицкий Е. В., Гауфман Б. В., Цукурова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF MELAXEN ON NIGHT SLEEP DEVELOPMENT AND METABOLISM IN PATIENTS WITH CEREBRAL STROKE

The 40 patients with cerebral stroke (aged 32-72 yrs) from Regional Clinical Hospital (Krasnodar) participated in current study. Polysomnogramm registered and tests were made. Patients were divided into two groups. The melaxen were added to standard therapy of the patients of second group to normalize night sleep. Melaxen were recommended immediately before bedtime in dosage of 3 mg. The patients of first group had violation of cyclical alternation of sleep stages, the ratio of slow and REM sleep, increased sleep stage segmentation. Patients of second group showed improvement of night sleep according to polysomnogramm data subjective questionnaires. It is noted improving by 13% tissue metabolism in these patients.

Текст научной работы на тему «Влияние мелаксена на развитие ночного сна и на показатели метаболизма у пациентов с ишемическим инсультом в острой стадии заболевания»

УДК 618.6-009.836.14

ВЛИЯНИЕ МЕЛАКСЕНА НА РАЗВИТИЕ НОЧНОГО СНА И НА ПОКАЗАТЕЛИ МЕТАБОЛИЗМА У ПАЦИЕНТОВ С ИШЕМИ-ЧЕСКИМ ИНСУЛЬТОМ В ОСТРОЙ СТАДИИ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Вербицкий1 Е.В., Гауфман2 Б.В., Цукурова3 Л.А.

ФГБУН Институт аридных зон Южного научного центра РАН, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация 2Лаборатория респираторного мониторинга КМ-1аЬ, г. Краснодар, Российская Федерация 3Краевая клиническая больница №1 НИИ-ККБ №1, г. Краснодар, Российская Федерация

Аннотация. Обследовано 40 пациентов краевого нейрососудистого центра (г. Краснодар) в возрасте 32-72 лет в острой фазе развития ишемического инсульта. Показатели ночного сна контролировали полисомнографически и уточнялись анкетными методами. Пациенты были разделены на две группы. Пациентам второй группы с целью нормализации ночного сна к стандартной терапии добавлялся мелаксен в рекомендуемой дозировке 3 мг, однократно, непосредственно перед отходом ко сну. У пациентов первой группы были выявлены нарушения цикличности чередования стадий сна, соотношение медленного и парадоксального фаз сна, увеличение сегментации стадий сна. Прием мелаксена перед естественным засыпанием у пациентов второй группы показал улучшение развития ночного сна по целому ряду полисомнографических показателей, а также по данным субъективных опросных методов. Отмечено, также, улучшение на 13% показателей тканевого метаболизма у этих пациентов.

Ключевые слова: инсульт, мелаксен, ночной сон, метаболизм

Ишемический инсульт часто приводит к нарушению структуры ночного сна пациентов. В соответствии с этим возникает необходимость уточнения картины церебральных изменений при ишемическом инсульте сомнологическими методами. Начало этому подходу в России положили работы лидера отечественной сомнологии, академика А.М. Вейна и его школы [1]. Они привлекли внимание российских клиницистов к не-инвазивному оцениванию тяжести нейрохимических изменений и метаболических превращений вследствие ишемического очага в головном мозге по электрофизиологическим паттернам, характеризующим развитие ночного сна. Однако, слабое распространение в неврологии тех лет цифровых технологий, отсутствие эффективных приемов обработки информации, а также квалифицированных сомнологов существенно затрудняло широкое применение полисомногра-

фического сопровождения пациентов с ишеми-ческим инсультом в острой стадии заболевания. В настоящее значительная часть указанных трудностей преодолена. В связи с этим попытки со-мнологического сопровождения пациентов предпринимаются с несравненно большим эффектом [2]. Следует отметить, что этому способствует широкое применение количественных методов и оценок в сомнологии наших дней. Это позволяет точно характеризовать цикличность развития сна, учитывать соотношение медленных и быстрых стадий сна, оценивать степень сегментации стадий сна, принимать во внимание изменения эффективности сна пациента и другие сомноло-гические показатели, так или иначе связанные с церебральным метаболизмом [3]. Поэтому становится возможным выполнить сравнительный анализ нарушений ночного сна у пациентов с ишемическим инсультом в острой стадии заболевания с такими же пациентами, чей сон был

улучшен посредством приема мелаксена перед засыпанием.

Методика. Обследованы 40 человек обоих полов поступивших в краевой нейрососудистый центр в острой фазе развития ищемического инсульта в бассейне сонной артерии и вертебро-ба-зилярном бассейне, в возрасте 32-72 лет. Всем больным изначально проводилось общеклиническое и параклиническое обследования, которые включали: компьютерную томографию, магни-торезонансную томографию, ультразвуковую допплеграфию. У всех пациентов проводилась скриннинговая пульсоксиметрия при поступлении в отделение и перед выпиской. Показатели ночного сна контролировали полисомнографи-чески и уточнялись анкетными методами. Помимо этого оценивался уровень лактатдегидро-геназы: при поступлении и перед выпиской. Тяжесть инсульта соответствовала 3 - 12 единиц по шкале NIHSS. Пациенты были разделены на две группы. В первой группе лечение осуществлялась по общепринятому протоколу, а во второй, - с целью нормализации ночного сна к стандартной терапии добавлялся мелаксен в рекомендуемой дозировке 3 мг, однократно, непосредственно перед отходом ко сну.

Результаты исследования. У всех пациентов глубина развития ночного сна была сужена в 97% случаев, а цикличность чередования его стадий нарушена в 76% случаев. Помимо этого в 98% случаев были зафиксированы искажения соотношений медленного и быстрого сна, которые достигали 49% в начале, 38% в середине и 56% в конце ночи. Представленность быстрого сна была сокращена с 20% до всего лишь 3-7%. Кроме того была увеличена сегментация стадий медленного (на 61%) и особенно быстрого (на 99%) сна. У 64% пациентов было отмечено снижение сатурации артериальной крови ниже клинической нормы в 94% в течение ночного сна. Необходимо, также, отметить 46-ти процентное повышение количество ЭЭГ-бодрствования, фиксируемого среди ночного сна, а также 33-х процентное увеличение количества спонтанных ЭЭГ-активаций во время сна. Причем 91 процент ЭЭГ-активаций сопровождался продолжительными вегетативными проявлениями, длительность которых достигала 14-18 сек. У всех обследованных содержание ЛДГ не выходило за пределы диапазона функциональной нормы (240480).

В группе пациентов, получающих мелаксен, по сравнению с пациентами контрольной группы, наблюдалось улучшение ночного сна. Об этом свидетельствовало расширение в 72% случаев глубины развития ночного сна, а также восстановление в 65% случаев цикличности его развития. Отмечено, также, улучшение соотношений медленного и быстрого сна в начале (68%), в середине (34%) и в конце (-22%) ночи. Только у 16% пациентов было зафиксировано снижение сатурации ниже 94% в течение ночного сна. Было обнаружено увеличение представленности быстрого сна до 14%, а также было отмечено сокращение сегментации медленного (на 34%) и быстрого (на 79%) сна. Количество ЭЭГ-бодрствования среди сна сократилось на 35%, а количество спонтанных активации во сне упало до 14%. Уменьшилось, также, на 44% количество активаций, которые сопровождались вегетативными проявлениями. Средние значения ЛДГ в группе пациентов, получающих ме-лаксен были ниже (282±13 ЕД/л), чем в контрольной группе (323± 7.3 ЕД/л). Колебания сведений по тяжести инсульта пациентов в пределах шкалы NIHSS в нашем исследовании по выполняемому сравнению достоверных изменений не выявило. Обобщение данных субъективных отчетов пациентов показало улучшение сна у тех из них, кто получал мелаксен со снижением количества ночных пробуждений и тревожащих сновидений.

Обсуждение результатов. Согласно данным литературы циклические изменения полисомно-графической картины сна служат отражением динамики содержания нейромедиаторов, большинство из которых доставляется в адрес определенных нейронов для связывания их с соответствующими рецепторными белками. Однако некоторое количество нейромедиаторов присутствует в межклеточной жидкости, где они диффундируют в течение некоторого времени. Но нейрохимия медленноволнового и быстрого сна различается очень существенно. Так во время медленноволнового сна в составе межтканевой жидкости доминирует, прежде всего, ГАМК, концентрация которой нарастает по мере того, как сон становится все более глубоким. Повышение концентрации ГАМК коррелирует с ростом амплитуды дельта-колебаний ЭЭГ, отражающих волны тонической гиперполяризации мембран

нейронов коры больших полушарий. Содержание моноаминов, таких как норадреналин, серо-тонин, гистамин в межклеточной жидкости мед-ленноволновом сна резко снижается. Поэтому большая часть их активирующих функций, при гиперполяризации значительного количества мембран нейронов, - не осуществима, что создает условия для развития репаративных процессов в мозге.

Но, как только «качели Сапера», за счет орек-синовой регуляции приступают к переключению медленноволнового сна на быстрый сон, содержание ГАМК быстро падает [4]. Параллельно с этим концентрация ацетилхолина и глутамата стремительно нарастает. Интересно, что при этом содержание дофамина может взлететь настолько высоко, что даже превышает уровень бодрствования. Наступает частичная деполяризация нейронов коры, а в ЭЭГ сна при этом регистрируются колебания, напоминающие активность бодрствования. Помимо указанных здесь медиаторов, включается в действие новый медиатор - пептид «меланин-концентрирующий гормон». Он опосредует гипоталамо-понтинный уровень регуляции быстрого сна. Причем из-за сохранения высокой концентрации ГАМК в области синего пятна и других глубоких образований мозга все это происходит при полном отсутствии мышечного тонуса, что необходимо для торможения двигательной активности [5].

Поэтому в состоянии быстрого сна невозможны любые движения человека, за исключением, пожалуй, подергиваний глазных яблок, а иногда кончиков пальцев и мимической мускулатуры [4,7]. По завершению быстрого сна вновь возрастает концентрация ГАМК, что в полисо-многрамме отражается в виде медленноволно-вого сна. Но, если ночь сменяется утром и ночной сон близится к завершению, то тогда нейроны орексиновой системы начинают переключать «качели Сапера» в положение бодрствования. При этом сначала запускается переход от сна к пробуждению, тогда концентрация ГАМК падает, а экскреция моноаминов нарастает, из-за чего мембраны большинства нейронов коры за счет активирующих влияний ствола мозга деполяризуются [5]. Амплитуда ЭЭГ сна уменьшается, а дельта- и сигма-колебания сменяются альфа- и бета-волнами. Благодаря этому кортикальные нейроны восстанавливают способность

воспринимать афферентацию. Тем самым завершается переход на уровень бодрствования, адекватный активному, осознанному взаимодействию организма человека с внешней средой.

Нарушение естественного чередования биохимических превращений во время сна после ишемического инсульта негативно сказывается на церебральном гомеостазе, оказывающем влияние на цикл сон-бодрствование, процессы которого необходимы для выработки энергии, метаболитов, требуются для осуществления репара-тивных процессов, участвуют в селекции памятных следов, возможно с переводом их на иной уровень [8,9]. В частности, искажение биохимической основы развития медленноволнового сна чревато для выработки целого ряда гормонов, а также соединений активно участвующих в регуляции водно-солевого баланса, мышечного тонуса, уровня личностной тревожности [6]. А расстройства биохимии быстрого сна после ишеми-ческого инсульта негативно сказываются на эмоциональной сфере и препятствуют оптимизации приспособительных процессов в организме, которые составляют основу целенаправленного поведения человека.

Таким образом, прием мелаксена перед естественным засыпанием пациентами с ишеми-ческим инсультом в острой стадии заболевания улучшает развитие ночного сна судя по целому ряду полисомнографических показателей, а также по данным субъективных опросных методов. Отмечено, также, улучшение на 13% показателей тканевого метаболизма у этих пациентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гасанов Р.Л. Функционирование мозга в цикле «бодрствование - сон» у больных, перенесших мозговой инсульт: дис. ... д-ра мед. наук. М., 2000.

2. Torterolo P., Lagos P., Monti J.M. Melanin-concentrating hormone: a new sleep factor? // Front. Neurol. 2011. Vol. 2. P. 14-28.

3. Полуэктов М.Г., Центерадзе С.Л. Дополнительные возможности восстановления больных после ишемического инсульта. Возможности лечения ише-мического инсульта в неврологическом стационаре. Эффективная фармакотерапия // Неврология и психиатрия. 2014. Вып. 5. С. 32-38.

4. Ковальзон В.М. Нейрофизиология и нейрохи-мия сна // Сомнология и медицина сна. Национальное руководство памяти А.М. Вейна и Я.И. Левина / под ред. М.Г. Полуэктова. М.: Медфорум, 2016. С. 11-55.

5. Kruger M.H. Atlas of Clinical Sleep Medicine. 2nd Edition. NY: BMA Medical Book Awards, 2014. S. 536.

6. Вербицкий Е.В. Тревожность и сон // Журнал высшей нервной деятельности. 2013. Т. 63, № 1. С. 612.

7. Сон и тревожность // Под ред. Е.В. Вербицкого. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. 440 с.

8. Арушанян Э.Б. Гормон эпифиза мелатонин и его лечебные возможности // Рус. Мед. Журн. 2005. Вып. 26. С. 1755-1760.

9. Richter C., Woods I.G., Schier A.F. Neuropep-tidergic control of sleep and wakefulness // Annu. Rev. Neurosci. 2014. Vol. 37. P. 503-531.

THE EFFECT OF MELAXEN ON NIGHT SLEEP DEVELOPMENT AND METABOLISM IN PATIENTS WITH CEREBRAL STROKE

Verbitsky1 E. V., Gaufman2 B. V., Cucurova3 L.A.

'Institution of Arid Zones SSCRAC, Rostov-on-Don, Russian Federation 2Laboratory of respiratory monitoring RM-lab, Krasnodar, Russian Federation 3Regional Clinical Hospital №' NII-KKB №', Краснодар, Russian Federation

Annotation. The 40 patients with cerebral stroke (aged 32-72 yrs) from Regional Clinical Hospital (Krasnodar) participated in current study. Polysomnogramm registered and tests were made. Patients were divided into two groups. The melaxen were added to standard therapy of the patients of second group to normalize night sleep. Melaxen were recommended immediately before bedtime in dosage of 3 mg. The patients of first group had violation of cyclical alternation of sleep stages, the ratio of slow and REM sleep, increased sleep stage segmentation. Patients of second group showed improvement of night sleep according to polysomnogramm data subjective questionnaires. It is noted improving by 13% tissue metabolism in these patients.

Key Words: cerebral stroke, melaxen, night sleep, metabolism

REFERENCES

1. Gasanov R.L. The brain activity of the patients after cerebral stroke in sleep-wakefulness cycle: PhD thesis. M., 2000 (in Russian).

2. Torterolo P., Lagos P., Monti J.M. Melanin-concentrating hormone: a new sleep factor? // Front. Neurol. 2011. Vol. 2. P. 14-28.

3. Poluectov M.G., Centeradze S.L. Additional possibility for recovery of patients after ischemic stroke. The possibilities of treatment of ischemic stroke in the neurological hospital. Effective pharmacotherapy // Nevrologia i psyhiatria. 2014. V. 5. C. 32-38 (in Russian).

4. Kovalson V.M. Neurophysiology and neurochem-istry of sleep // Somnology and medicine of sleep. National guide by A.M. Vein and Ya.I. Levin / Ed. By M.G. poluectov. M.: Medforum, 2016. P. 11-55 (in Russian).

5. Kruger M.H. Atlas of Clinical Sleep Medicine. 2nd Edition. NY: BMA Medical Book Awards, 2014. S. 536.

6. Verbitsky E.V. Anxiety and sleep // Zhurnal vysshei nervnoi deyanelnosty. 2013. V. 63, № 1. P. 6-12 (in Russian).

7. Sleep and anxiety // Ed. By E.V. Verbutsky. Rostov-on-Don: SSC RAS, 2008. 440 p (in Russian).

8. Arushanyan E.B. The pineal hormone melatonin and its therapeutic possibilities // Rus. Med. Zhurnal. 2005. Vyp. 26. P. 1755-1760 (in Russian).

9. Richter C., Woods I.G., Schier A.F. Neuropep-tidergic control of sleep and wakefulness // Annu. Rev. Neurosci. 2014. Vol. 37. P. 503-531.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.