УДК 316
Кудинова Ольга Дмитриевна
студентка,
Тульский государственный университет [email protected]
Olga D. Kudinova
Student,
Tula State University [email protected]
Влияние массовых открытых онлайн-курсов на социализацию студентов
Influence of massive
open-online courses on socialization of students
Аннотация. В статье рассматривается возникновение массовых открытых-онлайн курсов (MOOC) и их влияние на профессиональную социализацию современного студента. MOOC способны предоставить информацию в любое удобное время для каждого человека. Данный тип обучения является актуальным благодаря приходу информационного общества. В России формирование MOOC находится на начальном этапе, однако самые крупные университеты страны уже предоставляют такие услуги.
Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, студент, массовые открытые онлайн-курсы, высшее образование, дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии, инновации.
Annotation. In article emergence of mass opened-online courses (MOOC), and their influence on professional socialization of the modern student is considered. MOOC are capable to provide information for each person at any convenient time. This type of training is relevant thanks to arrival of information society. Formation of MOOC is in Russia at the initial stage, however the largest universities of the country already provide such services.
Keywords: socialization, professional socialization, student, mass open online courses, education, distance learning, information and communication technologies, innovations.
Исследование такой важной темы, как социализация, ведется по всему миру в различных направлениях. Социализация - процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе, и формирования индивидуальности. Целью социализации является вхождение человека в общество, это направленный и стихийный процесс одновременно. В процессе социализации формируется активная личность, которая выполняет свои действия согласно социальным нормам и интересам общества.
Термин «социализация» ввел в научное сообщество американский социолог Ф. Гиддингс в работе «Теория социализации» 1887 года. Он трактовал данное понятие как «развитие социальной природы или характера индивида, подготовку человеческого материала к социальной жизни» [1]. Существует несколько видов социализации. Рассмотрим профессиональную социализацию более подробно.
Большая роль в формировании квалифицированного специалиста в вузе отводится профессиональной социализации. Данное понятие имеет несколько значений. Во-первых, это профессиональное становление и развитие личности, во-вторых, это процесс становления индивида, включающий усвоение социального опыта, ценностей, норм с дальнейшим их воспроизводством в трудовой деятельности.
Одним из важнейших институтов профессиональной социализации является вуз, от которого значительно может зависеть успешность данного процесса. Вуз, как институт социализации - упорядоченная система, которая служит для подготовки студенческой молодежи к реализации себя в системе важнейших социальных ролей.
Можно выделить следующие этапы социализации студента в вузе:
1 этап - адаптация - приспособление студента к новым условиям;
2 этап - интеграция в сообщество вуза - студент приобретает знания, умения, навыки, необходимые для профессиональной подготовки;
3 этап - формирование студента в качестве будущего специалиста, саморазвитие и самосовершенствование в разнообразных видах деятельности.
Профессиональной социализации в вузе необходимо уделять особое внимание, так как она определяет дальнейшее развития студента. В связи с этим следует создавать оптимальные педагогические возможности для ее эффективности .
Для того, чтобы социализация студента в вузе проходила успешно, необходимо приобретение им новых знаний, профессиональных качеств,
умений. Кроме того, студент должен осознавать свою социальную роль, предъявляемые обществом требования.
На процесс социализации оказывает значительное влияние развитие информационно-коммуникативных технологий. Сегодня молодой человек имеет беспрепятственный доступ к получению необходимых знаний, умений или навыков благодаря данному процессу. В связи с этим, появилось дистанционное обучение. Благодаря нему современным студентам стало легче получать необходимую информацию на расстоянии, а также осваивать большее количество знаний для своего профессионального развития.
Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий за последние десятилетия не могло не коснуться сферы образования. Возрастание потребностей современного студента к постоянному обновлению знаний и расширении своего кругозора из-за быстрого устаревания информации, вследствие появляющихся научных и технических инноваций, привели к тому, что в начале 2000-х гг. появились массовые открытые онлайн-курсы (Massive open online courses, MOOCs).
Считается, что данный термин появился в беседе двух канадских научных деятелей Брайана Александра и Дэйва Кормье во время их работы над дистанционным курсом «Коннективизм и соединительное знание» [2]. Под аббревиатурой MOOCs подразумевается:
• Massive (массовые) - большое количество участников курса;
• Open (открытые, бесплатные) - любой курс является бесплатным, любой человек в любое время может в ним присоединиться;
• Online (онлайн) - все курсы находятся в открытом доступе в сети Интернет;
• Course (курс) - каждый курс имеет свои правила, структуру, цели.
MOOC представляют собой открытые учебные материалы, предназначенные для работы в режиме онлайн. Лекционная часть занятий, чаще всего, содержит видео формат, иногда встречается в аудио и текстовом виде. Во время обучения применяются различные интерактивные средства, такие как групповые онлайн обсуждения, ведение блогов, тестовое оценивание усвоенного материала.
MOOC - это часть дистанционного обучения, однако, иногда может реализовываться смешанное обучение, которое включает в себя прослушивание лекций через сеть Интернет, а для обсуждения студенты приходят на семинары в аудитории. Такой тип обучения позволяет совмещать и человеческие, и электронные ресурсы, что может открыть дополнительные перспективы в сфере образования. Однако смешанный тип не подойдет для таких случаев, когда обучение проходит для тысячи учащихся, так как будет недостаток человеческих ресурсов.
Главными качествами МООС являются качественное обучение и удобство удаленного взаимодействия. Онлайн-курсы развиваются как отдельная отрасль образования. МООС ориентируются на технические возможности современных информационных технологий и на широкое использование сервисов мобильного и сетевого взаимодействия. Онлайн-курсы служат трем целям, а именно: предоставление учащемуся доступа к любой необходимой информации в удобное время; помощь для тех, кто желает делиться знаниями, находить тех, кто хотел бы у них учиться; сделать известным вопрос того, кто хочет поделиться проблемой для публичного обсуждения.
Однако МООС как основа новой формы обучения имеет свой недостаток. Например, можно отметить, что некоторые люди записываются на курсы из любопытства или желания посмотреть содержание курса, оценить уровень донесения информации. Но очень мало людей, которые действительно проходят весь курс и получают сертификаты о его окончании. Чаще всего к данной категории людей относятся всего 5-10% от количества записавшихся, а это довольно небольшое число [3].
На сегодняшний день онлайн-курсы представляют собой мировую тенденцию современного высшего образования. Если говорить о России, то модернизация системы образования проходит в условиях развития открытого образовательного пространства. В России массовое онлайн-обучение находится в начальной стадии формирования.
Важным для российских онлайн-курсов является запуск сайта в сентябре 2015 года, который называется «Открытое образование». На нем представлены бесплатные курсы крупнейших российских вузов. Такое обучение позволяет получать образование жителям всей страны, в том числе, и в небольших городах, создаются равные условия для всех. Однако здесь мы можем встретить проблему признания сертификатов, полученных после прохождения курсов со стороны работодателя. Из этого следует, что обучение должно нести не только теоретическую, но и в большей степени практическую направленность. Работодатели, в свою очередь, также могут быть заинтересованы в участии в онлайн-курсах в качестве организаторов на базе существующих платформ, так как это позволит им с небольшими издержками получить грамотных кандидатов.
В целом, следует отметить, что сегодня актуально такое явление, как «образование в течение всей жизни», которое включает в себя как совершенствование уже имеющихся навыков, так и осваивание новых. Из-за динамичности жизни и постоянно меняющихся условий, современному студенту и в дальнейшем выпускнику необходимо адаптироваться в различных ситуациях. Интеллектуальные возможности человека можно увеличить благодаря использованию информационно-коммуникативных технологий, ведь в
настоящий момент они играют основополагающую роль в становлении информационного общества.
Таким образом, онлайн-курсы оказывают значительное влияние на профессиональную социализацию студента. Данный тип образования позволяет получать большее количество информации, которая необходима и которая считается нужной и полезной, что дает молодому человеку возможность усвоения социального опыта, норм и ценностей для их дальнейшего воспроизводства в трудовой деятельности. MOOC являются одним из способов получения дистанционного
Литература:
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон; Пер. с франц. М. : Издат. группа «Прогресс»; Универс, 1993.
2. Хмеленко В.В. Трансформация образования в эпоху информационных технологий: роль массовых открытых онлайн-курсов // Вестник науки и образования. 2016. № 7(19). URL : https://cyberle-ninka.ru/article/n/transformatsiya-obrazovaniya-v-epohu-informatsionnyh-tehnologiy-rol-massovyh-otkrytyh-onlayn-kursov (дата обращения 20.03. 2019).
3. Костюк Ю.Л. Массовые открытые онлайн курсы - современная концепция в образовании и обучении / Ю.Л. Костюк, И.С. Левин, А.Л. Фукс, И. Л. Фукс, А.Е. Янковская // Вестн. Том. гос. унта. Управление, вычислительная техника и информатика. 2014. № 1(26). URL : https://cyberle-ninka. ru/article/n/massovye-otkrytye-onlayn-ku rsy-sovremennaya-kontseptsiya-v-obrazovanii-i-obuchenii (дата обращения 22.03.2019).
образования, которые дают широкому кругу людей обучаться разнообразным предметам бесплатно, независимо от их местонахождения и уровня образования. В случае успешного развития массовых открытых онлайн-курсов произойдет глобализация образования, увеличение мобильности населения, усиление конкуренции среди университетов в мировом масштабе, рост международной конкуренции за интеллектуальные ресурсы. MOOC представляют собой мировую тенденцию современного высшего образования и перспективное направление для поиска ниши многими компаниями для развития бизнеса.
Literature:
1. Aron R. Stages of development of a sociological thought / R. Aron; The drive from French. M. : To publish. Progress group; University, 1993.
2. Hmelenko V.V. Transformation of education during an era of information technologies: role of mass open online courses // Messenger of science and education. 2016. № 7(19). URL : https:// cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-obrazovaniya-v-epohu-informatsionnyh-tehnologiy-rol-massovyh-otkrytyh-onlayn-kursov (date of the address 20.03.2019).
3. Kostiuk Yu.L. Mass open online courses -the modern concept in education and training / Yu.L. Kostiuk, I.S. Levin, A.L. Fuchs, I.L. Fuchs, A.E. Yankovskaya // Management, computer facilities and informatics. 2014. № 1(26). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/massovye-otkrytye-onlayn-kursy-sovremennaya-kontseptsiya-v-obrazovanii-i-obuchenii (date of the address: 22.03.2019).