Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МАРКСИЗМА НА ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ МАРКСИЗМА НА ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
марксизм / неомарксизм / национальная идея

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чжан Си

В статье анализируется развитие марксизма в современной России, а также рассмотрено влияние марксизма на формирование национальной идеи в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МАРКСИЗМА НА ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»



ВЛИЯНИЕ МАРКСИЗМА

НА ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Чжан Си,

Институт философии, Китайская академия общественных наук, г. Пекин, Китай

E-mail: zhxzhangxi@hotmail.com

Аннотация. В статье анализируется развитие марксизма в современной России, а также рассмотрено влияние марксизма на формирование национальной идеи в современной России.

Ключевые слова: марксизм, неомарксизм, национальная идея.

Публикация осуществлена при финансовой поддержке Китайского научного фонда в области по общественным наукам, проект № 22CZJ008.

Некоторые политологи считают, что будущее направление российского общества, либо демократия русских революционеров (атеизм), либо русская религиозная философия. Марксизм как мировоззренческая модель, которая объясняет и формулирует цели социального развития в России, но в конце 1980-х годов марксизм рухнул вместе с советскими привычками. На фоне политического краха отсутствие национальной идентичности является наиболее незаметным. С распадом советской власти марксизм считался «фактически бесполезным», или смысл его существования не был подтвержден в реальной жизни. Существует мнение, что либерализм заменил марксизм новой российской государственной идеей.

Либерализм, национальная концепция, выдвинутая европейцами много лет назад, существует в элите и оказал и будет продолжать оказывать огромное влияние на мировую историю. Либерализм, однако, не вдохновил российский народ, поскольку он возник на почве западной цивилизации. Чтобы укоренить его на русской земле, необходимо перенести сюда все элементы западной культуры, такие как позитивистская наука, буржуазная трудовая этика и протестантская вера [1]. Но это было невозможно, потому что тогда надо было заново писать историю России.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Марксизм в России существует уже более ста лет, и важно не его качество, а, в конечном счете, его роль в формировании национального сознания и национальной идеи. После распада Советского Союза в российскую идеологию хлынуло огромное количество идеологических потоков, таких как либерализм, консерватизм, православное сознание. Творческий подход к русскому марксизму невозможен без понимания его методов. Атеизм является неотъемлемой частью российского марксизма, что приводит к возникновению противоположности между марксистской философией и российскими религиозными верованиями. Чтобы сформировать новое русское национальное сознание, мыслители стремились исследовать точки соприкосновения между диалектикой и верой. Неомарксизм в России призван выйти из тупика противостояния между марксизмом и православной церковью, сделать российский марксизм открытым к изменениям в окружающем мире и тем самым вернуть ему статус универсальной социальной теории. Возможно, это поможет российскому марксизму преодолеть свой методологический кризис.

В чем же особенность неомарксизма в России? Неомарксизм в России соответствует российскому марксизму, но не является консервативным по отношению к последнему. Неомарксизм в России, основанный на своих духовных корнях, его теория, основанная на социокультурном взаимодействии, превращает определенные противоположные отношения между основными элементами марксистской теории, такими как «сознание» и « деятельность», «индивидуум» и «обществом», « государство» и «идеология», более размытыми, объединяя все содержание противоборствующих сторон. Появление этого течения не случайно, оно сочетает стремление российской философии к разуму с рациональностью европейской мысли, является попыткой российского народа сформировать рациональную идеологию с использованием иррациональных форм в конкретных исторических условиях, а также выражает идеологическое течение независимого самосознания. Эта трансформация философской парадигмы соответствует внутренней логике развития российской мысли, а также тенденциям развития мировых общественных наук.

Будь то «коммунизм», «либеральная демократия», если исследовать духовную сущность этих недавно возникших национальных идей, можно увидеть, что их духовные требования и категории мышления не претерпели фундаментальных изменений и по - прежнему запутались в традиционных и современных, местных и глобальных, универсальных и особых концептуальных рамках, продолжая традиционные темы со времен Просвещения. В эпоху глобальной информатизации стране или нации нужна национальная и универсальная концепция, которая может проникнуть в сердца людей и помочь понять смысл жизни и найти смысл своего существования, что она имеет

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

великие исторические цели, исходит из целостной картины мира и пристально следит за далеким будущим. Это как раз реализует направляющую роль современной российской социальной культуры, национальной философии, марксистского влияния на национальную философию.

Литература (References):

1. Anderson J. The "Third Generation" of the Frankfurt School. - URL: http:// www.marcuse.org/herbert/scholaractivists/00JoelAnderson3rdGeneration.htm.

2. Бузгалин А.В. Ренессанс социализма: курс лекций, прочитанный в Молодежном университете современного социализма / А.В. Бузгалин. - М.: Едиториал УРСС, 2007. - 512 с.

3. Лукач, Г. История и классовое сознание. Исследование по марксистской диалектике / Г. Лукач. - М.: «Логос-Альтера», 2003. - 416 с.

4. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация / Г. Маркузе. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.