Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНУЮ МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВЛИЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНУЮ МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каппушева Т.Л.

Результатами управления региональной моделью занятости населения является социально-экономическое развитие определенной территории субъекта Российской Федерации, чем эффективней управление чем меньше уровень безработицы. В последнее время в РФ в связи с кризисом, с ситуацией на Украине (следствии которой ЕС применяет санкции к РФ) повысился уровень безработицы, соответственно проблема занятости населения является актуальной. Автор рассматривает общие и частные аспекты обеспечения занятости населения, в том числе, в малом бизнесе. Аналитическое исследование проведено на основе статистических показателей Свердловской области. Автор делает вывод, что в условиях сложившейся в Российской Федерации геополитической ситуации особую роль приобретают рациональные механизмы регулирования рынка труда. В то же время рынок труда, как подсистема рыночной экономики, в современных социально-экономических условиях развития общества не может нормально существовать и развиваться без эффективного управления на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каппушева Т.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF SMALL BUSINESS ON THE REGIONAL MODEL OF EMPLOYMENT IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The results of the management of the regional employment model are the socio-economic development of a certain territory of the regions, the more effective management, the lower unemployment rate. Recently, in the Russian Federation, due to the crisis, with the situation in Ukraine (the consequences of which the EU applies sanctions to the Russian Federation), the unemployment rate has increased, respectively, the problem of employment of the population is relevant. Author considers general and particular aspects of providing employment to the population, including in small business. An analytical study was carried out on the basis of statistical indicators of the Sverdlovsk region. Author concludes that in the current geopolitical situation in the Russian Federation, rational mechanisms for regulating the labor market acquire a special role. At the same time, the labor market, as a subsystem of economy, in the current socio-economic conditions of the society development cannot normally exist and develop without effective regional level management.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНУЮ МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

EDN: ZWBBZQ

Т.Л. Каппушева - к.э.н., генеральный директор ООО «Финансовые партнеры», Черкесск, Россия, kap-pushewa.tamara@yandex.ru,

T.L. Kappusheva - candidate of economic sciences, General Director of Financial Partners LLC, Cherkessk, Russia.

ВЛИЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНУЮ МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ THE IMPACT OF SMALL BUSINESS ON THE REGIONAL MODEL OF EMPLOYMENT IN THE SUBJECTS

OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Результатами управления региональной моделью занятости населения является социально-экономическое развитие определенной территории субъекта Российской Федерации, чем эффективней управление чем меньше уровень безработицы. В последнее время в РФ в связи с кризисом, с ситуацией на Украине (следствии которой ЕС применяет санкции к РФ) повысился уровень безработицы, соответственно проблема занятости населения является актуальной. Автор рассматривает общие и частные аспекты обеспечения занятости населения, в том числе, в малом бизнесе. Аналитическое исследование проведено на основе статистических показателей Свердловской области. Автор делает вывод, что в условиях сложившейся в Российской Федерации геополитической ситуации особую роль приобретают рациональные механизмы регулирования рынка труда. В то же время рынок труда, как подсистема рыночной экономики, в современных социально-экономических условиях развития общества не может нормально существовать и развиваться без эффективного управления на региональном уровне.

Abstract. The results of the management of the regional employment model are the socio-economic development of a certain territory of the regions, the more effective management, the lower unemployment rate. Recently, in the Russian Federation, due to the crisis, with the situation in Ukraine (the consequences of which the EU applies sanctions to the Russian Federation), the unemployment rate has increased, respectively, the problem of employment of the population is relevant.

Author considers general and particular aspects of providing employment to the population, including in small business. An analytical study was carried out on the basis of statistical indicators of the Sverdlovsk region. Author concludes that in the current geopolitical situation in the Russian Federation, rational mechanisms for regulating the labor market acquire a special role. At the same time, the labor market, as a subsystem of economy, in the current socio-economic conditions of the society development cannot normally exist and develop without effective regional level management.

Ключевые слова: занятость населения, малый бизнес, содействие занятости населения, региональный рынок труда, региональная модель обеспечения занятости населения.

Keywords: employment of the population, small business, promotion of employment of the population, regional labor market, regional model of employment.

Занятость населения служит главным показателем регионального развития, который в свою очередь тоже подвержен изменениям деловой активности людей разных хозяйственных системах региона с течением времени. Занятость отражает достигнутый уровень развития, вклад живого труда в создание внутреннего национального продукта, с одной стороны, и соединяет производство с потреблением, что во многом определяет характер их взаимосвязи [1].

Региональная модель обеспечения занятости населения включает два аспекта: совокупность экономических, социальных, организационно-правовых и других мероприятий и элементы структуры занятости. Можно сказать, что совокупность приведенных в предыдущем абзаце мероприятий обязана способствовать сохранению и поддержанию достигнутой занятости.

Региональный рынок труда представляет собой определенный региональный рынок, который включает в себя отношения между работодателями и наемными работниками в рамках отдельного региона по поводу трудового найма.

Активная региональная политика занятости включает в себя (рисунок 1).

государственного

секторов экономики

Рисунок 1 - Меры активной региональной политики занятости в Российской Федерации

Факторы, определяющие соотношение занятости и безработицы, следует подразделять на внутренние и внешние. К внешним факторам необходимо отнести все условия, причины, движущие силы, величина, направленность и сила действия которых определяется вне рынка труда, все они носят экзогенный характер, прямо или косвенно влияющих на условия деятельности субъектов или результаты функционирования рынка труда в целом.

Среди внешних факторов уместно выделить социально-демографические, личностно-психологические, технико-экономические, организационно-правовые, ресурсно-экологические, геополитические и макроэкономические. Внутренние

факторы являются результатом действия самого рынка труда, они носят эндогенный характер, имеют достаточный уровень определенности и меняются под воздействием поведения субъектов рынка труда. Поэтому в составе внутренних выделим факторы спроса и предложения. Отдельно выделять факторы цены (заработной платы) смысла нет, поскольку данный инструмент действия рынка труда испытывает опосредованного влияния всех факторов спроса, предложения и внешней среды. К факторам спроса относятся:

- стоимость рабочей силы;

- количество, структура и качество рабочих мест;

- количество работодателей и динамика масштабов их производства;

- технологический уровень производства;

- информационная среда принятия решений;

- временной фактор

К факторам предложения относятся:

- стоимость рабочей силы;

- количество, качество и структура рабочей силы;

- характер и содержание труда;

- психоэмоциональные характеристики рабочей силы;

- информационная среда принятия решений;

- временной фактор.

Внешние факторы влияния подразделяются на следующие группы:

1) Социально-демографические

- численности населения и его структура;

- характеристики физического воспроизводства населения;

- качество и условия жизни населения;

- система территориального расселения, процессы урбанизации и уровень мобильности населения;

- наличие «нормальной» дифференциации социума

2) Технико-экономические

- технико-технологические характеристики национального производства;

- масштабы, структура и динамика национального производства;

- уровень инновационно-инвестиционного развития производства;

- параметры развития рыночно-конкурентной среды

3) Геополитические и макроэкономические

- интеграционно-глобализационные тенденции;

- международные характеристики и условия;

- макроэкономические параметры национальной экономики

4) Ресурсно-экологические

- эколого-климатические характеристики территории страны;

- состояние информационного обеспечения процессов функционирования рынка труда;

- качественные, количественные и структурные характеристики ресурсного потенциала

5) Личностно-психологические

- национально-этнические особенности социума;

- поведенческие и психологические особенности населения;

- личностные характеристики общества;

- культурно-образовательные характеристики населения

6) Организационно-правовые

- политические условия функционирования рынка труда;

- организационные условия функционирования рынка труда;

- законодательно-правовая среда рынка труда;

- уровень правового обеспечения свободы.

Следует привести ряд положений, которые показывают значимость государственного регулирования для эффективного развития рынка труда и делают его неотъемлемым элементом государственной политики в целом [3].

Регулирование занятости населения - это объединение порядков, принципов, инструментов связи государства на работы плана, формирования, замены и использования рабочего духа с целью повышения эффективности рабочей деятельности и удержания безработицы в пределах возможного уровня. Расчет коэффициента экономической активности следует проводить по формуле 1.

Бэк. ак

Кэ к. ак = —-— х 1 0 0 %, (1)

где Кэк.ак - коэффициент экономической активности; Бэк.ак - численность экономически активного населения; Б - численность населения.

Текущая статистика служб занятости по занятости населения используется для оценки общего числа безработных между обследованиями населения по вопросам занятости. Для расчета числа безработных в месяцах между двумя опросами используется интерполяция между отношением числа безработных, полученного в результате обследования, к числу безработных, зарегистрированных в службе занятости на дату соответствующий. Методология, используемая для этих расчетов, может отличаться в зависимости от концепции принятой интерполяции.

К внешним факторам региональной политики занятости следует относить: экономические, политические, социальные, инновационные. Следовательно, к механизмам поддержания факторной безопасности модели обеспечения занятости населения следует относить: налоговый механизм; кредитный механизм; бюджетный механизм; механизм госзаказа; административный механизм; организационный механизм; правовой механизм; программный механизм [4].

Органы власти субъектов Российской Федерации, во исполнение стратегических инициатив реализуют комплексные программы в рамках региональных моделей обеспечения занятости населения в субъектах Российской Федерации.

Так, Департаментом по труду и занятости населения Свердловской области реализуются следующие программы: содействие занятости населения Свердловской области до 2024 года, акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами, создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса [2].

Благодаря программе «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» произойдет увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства к льготным кредитам и займам, включая внедрение беззалоговых займов в рамках проекта региона для 900 субъектов.

Благодаря программе «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» комплекс информационно--консультационных и образовательных услуг в рамках проекта региона получат 640 самозанятых граждан.

В 2021 году планировалось предоставить 17 грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям. По итогам 2021 года получили 19 индивидуальных предпринимателей, а субсидию на возмещение части затрат — четыре сельскохозяйственных потребительских кооператива.

В рамках модернизации объектов агропромышленного комплекса планируется создать (модернизировать) 376 рабочих мест. В связи с этим в комплекс мероприятий включены мероприятия по организации профессионального обучения безработных граждан по востребованным профессиям (специальностям), компетенциям с целью трудоустройств, открытия собственного дела 1950 человек.

В связи с тем, что увеличилась численность безработных граждан, не имеющих основного общего образования для 930 безработных граждан из числа состоящих на учете в органах службы занятости населения по Свердловской области, не имеющих профессионального образования (квалификации), было организовано профессиональное обучение [2].

С целью повышения конкурентоспособности, получения дополнительных навыков, а также возможности реализации способностей в новой сфере в 2021 году было направлено на профессиональное обучение 1900 безработных граждан из числа женщин в возрасте 30-49 лет, включая женщин, имеющих несовершеннолетних детей, 225 безработных граждан в возрасте 18-29 лет, включая выпускников профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, имеющих документ о профессиональном образовании или квалификации, для получения родственной (смежной) профессии, дополнительной квалификации, умений, компетенций [2].

Прогноз численности граждан, прошедших профессиональное обучение и получивших дополнительное профессиональное образование, составляет 5005 человек.

В целях содействия трудоустройству в организации разных форм собственности учащихся выпускных курсов (групп) профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, затрудняющихся с выбором месте трудоустройства, для кадрового обеспечения промышленного роста планируется профессиональное консультирование 2400 граждан, обратившихся в органы службы занятости населения по Свердловской области.

В рамках легализации неформальной занятости предполагается оформить занятость 18500 человек. Структура затрат регионального бюджета Свердловской области в сфере содействия занятости населения приведена на диаграмме [2].

Управление охраной труда и развитие социального партнерства

74.46

Социальная поддержка безработных граждан 87,73 Н&Б^ЗЗ

Территориальное перераспределение трудовых ресурсов 0,03 0,01 0,02

Организация общественных работ и занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы 1,23 0,68 1,37

Профессиональное обучение, про фессиональная ориентация, пси-хологическая поддержка и социальная адаптация на рынке труда 1,9 1,18 I 4,6

Содействия занятости населения 0,51 0,16 0,52

10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

■ 2021 г. ■ 2020 г. ■ 2019 г.

Рисунок 2 - Структура затрат регионального бюджета Свердловской области в сфере содействия занятости населения

Как видим из представленной диаграммы, наибольшее финансирование получает социальная поддержка безработных граждан, при этом затраты на профессиональное обучение не превышает 2 % из общих расходов регионального бюджета Свердловской области в сфере содействия занятости населения. Данные показатели свидетельствуют о ненадлежащей работе по обеспечению населения рабочими местами, а региональная политика занятости не направлена на эффективное использование свободных трудовых ресурсов регионального рынка труда в существующих предприятиях, в том числе и в ново зарегистрированных компаниях малого бизнеса.

В Свердловской области на протяжении 2021 года конкуренция за рабочие места держалась на уровне 3 резюме на одну вакансию, что подтверждает довод о важности повышения квалификации либо переквалификации жителей региона, остававшихся временно без работы.

Основные рекомендации по повышению качества осуществления деятельности службы занятости населения:

1. повышение информированности общественности по вопросам трудовых отношений, нарушениях работодателей, деятельности трудовых инспекций по восстановлению нарушенных прав работников;

2. повышение удовлетворенности работников работой инспекций труда в части своевременного предоставления ответов обратившимся работникам; контроль фактического размещения ответов региональных инспекций труда на портале «Онлайнинспекция.РФ»);

3. разработка дополнительных материалов для электронного сервиса «Электронный инспектор» в части разработки и размещения дополнительных проверочных листов;

4. сокращение сроков рассмотрения обращений (отслеживать сроки ответов инспекции с помощью портала «Онлайнинспекция.РФ»);

5. улучшение условий ожидания при личном приеме (внедрение предварительной записи; увеличение числа посадочных мест; популяризация электронного способа подачи обращения).

Следует отметить, что от состояния региональной экономической среды зависит стратегия и политика развития предпринимательства. Например, благоприятные условия для предпринимателей рынок создает благодаря высокому обороту капитала. Это позволяет вовлекать множество предприятий в данную сферу деятельности, обеспечивая занятость населения в малый бизнес и способствуя росту среднего класса. Если говорить о факторах, которые влияют на динамику занятости населения, то к ним относят социальные, экономические, демографические и организационно-правовые. Политика в сфере занятости должна учитывать влияние ключевых факторов, должна быть взаимосвязана с дифференцированной экономической политикой, что будет способствовать ее эффективности. Что касается определения трансформации занятости населения, то это качественное изменение структуры занятости населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конкурентоспособность и устойчивость развития экономических систем определяются их способностью к эффективному использованию человеческого потенциала. Однако на сегодняшний день в нашей стране рынок труда не является стабильным.

Следовательно проблемы, связанные с особенностями развития отечественного рынка труда, снижением занятости и ростом безработицы, регулированием рынка труда и его региональными аспектами -являются в настоящее время весьма актуальными. Именно поэтому в условиях сложившейся в Российской Федерации геополитической ситуации особую роль приобретают рациональные механизмы регулирования рынка труда. В то же время рынок труда, как подсистема рыночной экономики, в современных социально-экономических условиях развития общества не может нормально существовать и развиваться без эффективного управления на региональном уровне.

Источники:

1. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 19.11.2021) «О занятости населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный, дата обращения: 27.10.2022.

2. Савченко П.В. Системный метод исследования социально-трудовых отношений: человек как доминанта развития. - Москва: ИН-ФРА-М, 2021. - 446 с.

3. Чекмарев О.П., Ильвес А.Л., Конев П.А. Потенциал занятости и безработицы в России в условиях санкций 2022 года // Экономика труда. - 2022. - Том 9. - № 4. - С. 765-780.

4. Френкель А.А. Многофакторные корреляционные модели производительности труда. Изд. 2, стереотип. - М.: URSS. 2022. - 100 с.

5. Труд и занятость в России в 2021 году [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Trud_2021.pdf, свободный, дата обращения: 27.10.2022.

6. Департамент по труду и занятости населения Свердловской области. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://szn-ural.ru/, свободный, дата обращения: 27.10.2022.

EDN: MZERFR

Т.Л. Каппушева - к.э.н., генеральный директор ООО «Финансовые партнеры», Черкесск, Россия, kap-pushewa.tamara@yandex.ru,

T.L. Kappusheva - candidate of economic sciences, General Director of Financial Partners LLC, Cherkessk, Russia.

ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АССОЦИАЦИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА УСТОЙЧИВОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ IMPACT OF THE FUNCTIONING OF ASSOCIATIONS OF MUNICIPALITIES ON SUSTAINABLE REGIONAL

ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация. Нестабильность развития российской экономики от мировых потрясений в хозяйственной и политической сферах требуют поиска и научного обоснования новых ориентиров в экономической политике государства и его регионов. Модернизация национальной экономики России, акцент на разрешение ключевых проблем повышения жизненного уровня населения относятся к приоритетным направлениям развития экономики. Степень их практической реализации во многом зависит от повышения качества управления в муниципальных образованиях во всех регионах Российской Федерации. В России в настоящее время развивается федеральная модель функционирования ассоциаций муниципальных образований. Проведенный выборочный анализ показателей муниципального развития Свердловской области за последние 3 года показал, что, несмотря на активную работу ассоциации СМО региона, многие ключевые показатели муниципального развития, особенно в условиях пандемии 2020 г., пошли на спад. Активная работа ассоциаций муниципальных образований дает и другие положительные результаты, в частности, позволяет муниципальным образованиям обеспечивать положительную динамику социально-экономического развития на своих территориях.

Abstrtact. Instability development of Russian economy from global shocks requires the search and scientific justification of а new guidelines in economic policy of the state and regions. Modernization of the national economy of Russia, emphasis on solv-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.