В. Я. Фокин, канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики, управления и предпринимательства, Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, г. Чайковский, Россия, [email protected]
ВЛИЯНИЕ ЛИКВИДАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ВАХТОВУЮ МИГРАЦИЮ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ
В статье поднимается проблема депрессивности сельских муниципальных образований, входящих в состав регионов Российской Федерации, расположенных в лесной зоне страны и имеющих низкий агроклиматический потенциал. Приведены статистические данные о массовом банкротстве и ликвидации в таких регионах сельскохозяйственных предприятий. Выявлено, что к широкому распространению процессов вахтовой миграции сельского трудоспособного населения приводит монопрофильность сельских поселений. Проведен анализ структуры кадрового потенциала организации по критерию «место постоянного проживания» вахтовиков на материалах Чайковского предприятия технологического транспорта и спецтехники, дислоцирующегося в городе Чайковский Пермского края, но выполняющего подрядные работы в других 26 регионах страны, в том числе в районах Крайнего Севера. В результате анализа кадрового потенциала предприятия выявлено, что в исследуемой организации доля сельских жителей, вынужденных переносить тяготы, связанные с работой вахтовым методом, более чем в два раза превышает долю работников, местом постоянного проживания которых являются города. Таким образом, доказано, что мужская часть высококвалифицированных работников села - водителей и механизаторов - образует многочисленную стратификационную группу населения, вынужденного работать вахтовым методом.
Ключевые слова: сельскохозяйственное предприятие, сельские жители, монопрофильная территория, депрессивность территории, занятость, вахтовая миграция, мобильность, стратификационная группа населения.
Асимметричность уровня и темпов развития территорий Российской Федерации способствует межрегиональной и межпоселенческой дифференциации ряда условий жизнедеятельности населения: соотношение предложения и спроса на труд; уровень безработицы; размер доходов и, соответственно, уровень потребления населения и т.д. Это является фактором формирования миграционных потоков населения из неблагоприятных для жизнедеятельности депрессивных территориальных образований в тер-
ритории, характеризующиеся стабильным спросом на рабочую силу и относительно высоким уровнем средней заработной платы. Депрессивность характерна наряду с моногородами и для сельских муниципальных образований, также, по сути, являющихся монопрофильными территориями. Работники сельскохозяйственных предприятий, как правило, занимают большой удельный вес в структуре трудоспособного населения сельского поселения, имеют узкоспециализированные трудовые навыки. При этом бли-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
жаишие населенные пункты, в которых могут быть вакантные рабочие места, в большинстве случаев находятся вне пределов транспортной доступности.
Проблема депрессивности становится особенно острой для сельских муниципальных образований, входящих в состав регионов Российской Федерации, характеризующихся низким агроклиматическим потенциалом и нестабильными климатическими условиями1. В Европейской части страны к таким относятся регионы, расположенные в нечерноземной зоне. Например, Вологодская, Кировская, Костромская и Новгородская области, Пермский край и ряд других регионов. В этих регионах наблюдаются массовое банкротство и ликвидация сельскохозяйственных организаций (табл. 1).
Работники сельскохозяйственных предприятий, как правило, занимают большой удельный вес в структуре трудоспособного населения сельского поселения, имеют узкоспециализированные трудовые навыки. При этом ближайшие населенные пункты, в которых могут быть вакантные рабочие места, в большинстве случаев находятся вне пределов транспортной доступности.
Из данных, представленных в табл. 1, видно, что за период с предкризисного 2007 года по 2014 год во всех рассматриваемых субъектах Российской Федерации сократилось число предприятий, расположенных в сельских поселениях, реализующих вид экономической деятельности «сельское хозяйство, охо-
и *
та и лесное хозяйство» . Диапазон сокращения количества этих предприятий - от 4,8% в Пермском крае до 36,0% в Новгородской области. В целом по группе рассматриваемых регионов количество предприятий уменьшилось с 9973 до 7739 единиц, или на 22,4%. Это привело к сокращению рабочих мест. Как следствие - к росту безработицы, потере источника дохода для части семей и возникновению необходимости переезда этих семей в поисках работы в другую местность.
Таблица 1
Динамика сокращения количества предприятий, осуществляющих вид деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» в отдельных субъектах РФ (на конец года)
Субъект РФ Количество предприятий, ед. Сокращение количества предприятий
2007 год 2014 год Абсолютное, ед. Относительное, %
Вологодская область 2429 1711 718 29,6
Кировская область 2507 1825 682 27,2
Костромская область 1563 1320 243 15,5
Новгородская область 1361 871 490 36,0
Пермский край 2113 2012 101 4,8
Всего по группе субъектов РФ 9973 7739 2234 22,4
Информация собрана, сгруппирована и рассчитана самостоятельно с привлечением следующих источников: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: стат. сб. / Росстат. М., 2008. 999 с.; Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: стат. сб. / Росстат. М., 2015. 1266 с.
* В соответствии с «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности» (ОКВЭД), в статистических справочниках сельское хозяйство не выделяется в отдельный вид деятельности. Мы считаем корректным проводить анализ динамики сокращения количества организаций, функционирующих в сельской местности, по всей совокупности группировок видов деятельности, входящих в раздел А ОКВЭД «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», так как доля двух последних групп в общей совокупности несущественна.
Однако отсутствие арендного жилья по доступным ценам, невозможность его приобретения в собственность в случае переезда - эти причины ограничивают в смене места жительства многие сельские семьи. Поэтому в стране широкое распространение получил такой вид трудовой миграции сельских жителей, как отходничество, в том числе вахтовая миграция, отличающаяся возвратным характером, когда у работника есть постоянное место жительства, куда он периодически возвращается из вахтовых поселков.
Следует отметить, что проблемы занятости населения на основе применения вахтового метода организации труда рассмотрены в работах ряда отечественных ученых.
Ю.Н. Дорожкин и А.Н. Харитонов заостряют внимание на том, что наибольший удельный вес вахтовиков по отношению к общей численности работающих фиксируется в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях2.
А.Н. Силиным изучены социальные особенности образа жизни вахтовиков - такие, как мобильность и мультилокальность. Мобильность заключается в регулярных длительных маятниковых перемещениях от места постоянного проживания до места приложения трудовых усилий, а мульти-локальность проявляется в необходимости осуществлять жизнедеятельность в двух, отличающихся по климатическим, природным и другим условиям, местностях, совершать частые и длительные перемещения в географическом пространстве. Это негативно воздействует на здоровье, физическое и социальное самочувствие вахтовиков, требует повышенных психофизиологических затрат внутренних ресурсов с их стороны на преодоление трудностей, связанных с адаптацией к постоянно меняющимся условиям3.
В связи с тем, что особенностями деятельности вахтовых бригад являются частые перемещения на дальние расстояния и высокая интенсивность труда, у составляющих эти бригады работников были выявлены преддепрессивные состояния и психоэмоциональное напряжение, близкое к верхней границе нормы. Ситуация вахтовой смены оценена как угрожающая «самочувствию и работоспособности, с выраженным риском формирования нервно-психической дезадаптации»4.
Одной из особенностей вахтового метода является территориальное разделение спроса и предложения на этот вид трудовой миграции. Ю. М. Плюснин, А. А. Позаненко, Н.Н. Жидкевич пишут о том, что разделение проявляется в задействовании на вахтах лиц, проживающих, в основном, в селах и малых городах. В перечисленных типах населенных пунктов формируется предложение рабочей силы в виде возвратной трудовой миграции, поэтому они относятся к категории «отправляющих территорий»5.
Вместе с тем, среди научных трудов по проблематике вахтового метода организации труда отсутствуют работы, оценивающие количественную и качественную дифференциацию социально-стратификационных групп вахтовиков по критерию «место постоянного проживания». С целью восполнения пробелов в этом направлении научных исследований нами проведен анализ структуры кадрового потенциала по этому критерию на материалах Чайковского предприятия технологического транспорта и спецтехники (ЧПТТиСТ), филиал ДОАО «Спецгазавто-транс» ОАО «Газпром», дислоцирующегося в городе Чайковский Пермского края, но выполняющего подрядные работы в других регионах страны.
Основная деятельность предприятия заключается в обустройстве нефтегазокон-
Отсутствие арендного жилья по доступным ценам, невозможность его приобретения в собственность в случае переезда -эти причины ограничивают в смене места жительства многие сельские семьи. Поэтому в стране широкое распространение получил такой вид трудовой миграции сельских жителей, как отходничество, в том числе вахтовая миграция, отличающаяся возвратным характером
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
денсатных месторождений (НГКМ), создании инфраструктуры для их дальнейшей разработки, строительстве и ремонте магистральных трубопроводов. С мая 1985 года - времени начала деятельности предприятия - работы производились в 27 субъектах Российской Федерации. Вся более чем тридцатилетняя история функционирования предприятия связана с освоением НГКМ на полуострове Ямал. При этом в различные годы функционирования предприятия география вахтово-экспедиционного метода проведения работ охватывала Ленинградскую область, полуостров Камчатку, остров Сахалин, регионы Сибири и Дальнего Вос-тока6.
На момент исследования (февраль 2016 года) согласно данным, полученным в отделе кадров ЧПТТиСТ, на предприятии числилось 1446 штатных работников. В соответствии со спецификой деятельности предприятия в структуре персонала численность муж-
Особенностями деятельности вахтовых бригад являются частые
перемещения на дальние расстояния и высокая интенсивность труда, у составляющих эти бригады работников были выявлены преддепрессивные состояния и психоэмоциональное напряжение, близкое к верхней границе нормы.
чин составляла 1334 человека, или 92% от общей численности работников. На базе, расположенной в городе Чайковский Пермского края, было занято 95 человек, а весь остальной персонал организации - 1351 работник - был задействован на территориально удаленных объектах и работал вахтовым методом. Из них 860 человек - персонал пяти автоколонн, участка механизации и участка по строительству и капитальному ремонту магистральных трубопроводов непосредственно на обустройстве НГКМ, создании инфраструктуры для их дальнейшей разработки, строительстве трубопроводов. Это высококвалифицированные водители и машинисты грейдеров, бульдозеров, автомобильных кранов, трубоукла-дочных машин и т.д. Тяжелые условия труда, быта, длительная дорога от места постоянного проживания до места работы и обратно и оторванность от семей являются причиной того, что многие не выдерживают тягот вах-
Структура персонала вахтовых подразделений ЧПТТиСТ по стажу работы
Таблица 2
Подразделение Всего работающих, чел. Работающих менее года Работающих 1 год и более
Человек % Человек %
Автоколонна 1 55 11 20,0 44 80,0
Автоколонна 2 200 60 30,0 140 70,0
Автоколонна 3 184 52 28,3 132 71,7
Автоколонна 4 94 21 22,3 73 77,7
Автоколонна 5 159 52 32,7 107 67,3
Участок механизации 63 11 17,5 52 82,5
Участок по строительству и капитальному ремонту магистральных трубопроводов 105 48 45,7 57 54,3
Всего 860 255 29,7 605 70,3
товой работы и увольняются с предприятия. Вместо них набираются новые работники (табл. 2).
Из данных табл. 2 видно, что от 17,5% (участок механизации) до 45,7% (участок по строительству и капитальному ремонту магистральных трубопроводов) работников имеют стаж работы менее одного года. В среднем по рассматриваемым подразделениям в условиях, сопоставимых с предше-
ствующими годами по объемам выполнения работ, за год было принято 255 новых работников, что составляет 29,7% от числа всех работников анализируемых структурных подразделений.
Следует отметить, что тяжелые условия труда вахтовым методом являются стратификационным фактором трудоспособного (в основном, мужского) населения отправляющих территорий, которое можно разделить
Таблица 3
Структура персонала вахтовых подразделений ЧПТТиСТ по месту постоянного проживания
Подразделение Всего работающих, чел. Тип населенного пункта
Село или деревня Поселок Город
Человек % Человек % Человек %
Автоколонна 1 55 28 50,9 5 9,1 22 40,0
Автоколонна 2 200 121 60,5 20 10,0 59 29,5
Автоколонна 3 184 110 59,8 24 13,0 50 27,2
Автоколонна 4 94 60 63,8 11 11,7 23 24,5
Автоколонна 5 159 100 62,9 13 8,2 46 28,9
Участок механизации 63 42 66,7 4 6,3 17 27,0
Участок по строительству и капитальному ремонту магистральных трубопроводов 105 40 38,1 10 9,5 55 52,4
Всего 860 501 58,3 87 10,1 272 31,6
по критерию «место постоянного проживания» (табл. 3).
Из данных табл. 3 видно, что во всех рассматриваемых структурных подразделениях преобладающая часть персонала - это сельские жители. Суммарное количество работников, постоянно проживающих в сельских поселениях, - 68,4% от числа всего персонала (58,3% проживают селах и деревнях, 10,1% - в поселках). Это в два с лишним раза больше, чем число работников, постоянно проживающих в городах, но решившихся на вахтовую миграцию (31,6%). И это при том, что большая часть вахтовиков, работающих в исследуемой организации, постоянно проживает в Пермском крае, где на начало 2015 года в общей численности населения края удельный вес городского и сельского населения составлял 75,5 и 24,5% соответственно.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать ряд выводов.
Во-первых, дефицит кадров для предприятий, организующих работу вахтовым методом, компенсируется за счет высвобождаемых в случае ликвидации сельскохозяйственных предприятий жителей сельской местности. Это напрямую влияет на формирование структуры кадрового потенциала организаций, организующих работу вахтовым методом, по критерию «место постоянного проживания» их работников.
Во-вторых, мужская часть высококвалифицированных работников села - водителей и механизаторов, образует многочислен-
ную стратификационную группу населения, вынужденного работать вахтовым методом в суровых климатических условиях, надолго разлучаясь с семьями, испытывая постоянное психоэмоциональное напряжение.
В-третьих, причиной перечисленных обстоятельств является монопрофильность сельских муниципальных образований.
Литература
1. Фокин В.Я. Ликвидация селообразующих предприятий как фактор депрессивности сельских монопрофильных территорий Пермского края // Регион: экономика и социология. 2015. № 4 (88). С. 108-129.
2. Дорожкин Ю.Н., Харитонов А.Н. Социальные проблемы экспедиционно-вахтовой системы деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса Севера // Нефть и газ. 2003. № 5. С. 154-161.
3. Силин А.Н. Социологические аспекты вахтового труда на территориях севера Западной Сибири // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2015. № 4 (40). С. 109-123.
4. Лобова В.А., Логинов С.И., Ковешников А.А. Психофункциональное состояние и работоспособность у работников вахтовых бригад // Вестник угроведения. 2014. № 4 (19). С. 74-87.
5. Плюснин Ю.М., Позаненко А.А., Жидкевич Н.Н. Отходничество как новый фактор общественной жизни // Мир России: социология, этнология. 2015. Т. 24, № 1. С. 35-71.
6. Бурцев А. Годы. Километры. Пожелтевшие страницы / ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром» - Ижевск, 2014. 520 с.
AGRICULTURAL ENTERPRISES' LIQUIDATION INFLUENCE ON SHIFT MIGRATION OF VILLAGERS
V.Y. Fokin, Candidate of Economics, Docent, The department of economics, management and entrepreneurship, Tchaikovsky branch of Perm National Research Polytechnic University, Tchaikovsky, Russia, [email protected]
The article describes the problem of rural municipal establishments ' depression, being members of the Russian Federation regions, located in forest zone and having low agro-climatic potential. The author provides statistic data about mass bankruptcy and liquidation of agricultural enterprises in these regions. It is exposed that non-diversification of rural settlements leads to wide spreading of shift process migration of able-bodied population. There is an analysis of personnel's potential structure according to the criterion "place of permanent residence" of shift workers based on the materials of Tchaikovsky enterprises of technical transport and custom vehicles, located in the city of Tchaikovsky, Perm Krai, but
this enterprise works in other 26 regions of the country, including districts of Extreme North. According to the analysis results, it was exposed that in the researched enterprise a part of villagers with shift work is twice more then workers from cities. It is proved that male part of high-skilled workers of villages, drivers and mechanization experts, make up a numerous stratification group, who have to work with shift method.
Key words: agricultural enterprise, rural residents, single-industry territory, depression areas, employment, rotational migration, mobility, stratification group of the population.
References
1. Fokin Via. Likvidatsiia seloobrazuiushchikh predpriiatii kak faktor depressivnosti sel'skikh monoprofil'nykh territorii Permskogo kraia [The elimination of the village-forming enterprise as a factor of depression non-diversified rural areas of Perm region] Region: ekonomika i sotsiologiia - Region: economics and sociology, 2015, no. 4 (88), pp. 108-129.
2. Dorozhkin Iu.N., Kharitonov A.N. Sotsial'nye problemy ekspeditsionno-vakhtovoi sistemy deiatel'nosti predpriiatii toplivno-energeticheskogo kompleksa Severa [Social problems forwarding-ro-tational system of activity of enterprises of fuel and energy complex of the North]. Neft' i gaz - Oil and gas, 2003, no. 5, pp. 154-161.
3. Silin A.N. Sotsiologicheskie aspekty vakhtovogo truda na territoriiakh severa Zapadnoi Sibiri [Sociological aspects of shift work in the Northern territories of Western Siberia]. Ekonomicheskie i sotsial'nye
peremeny: fakty, tendentsii, prognoz - Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2015, no. 4 (40), pp. 109-123.
4. Lobova V.A., Loginov S.I., Koveshnikov A.A. Psikhofunktsional'noe sostoianie i rabotosposobnost' u rabotnikov vakhtovykh brigad [Psychofunctional status and health of the employees shift teams]. Vest-nik ugrovedeniia - Bulletin of Ugric studies, 2014, no. 4 (19), pp. 74-87.
5. Pliusnin Iu.M., Pozanenko A.A., Zhidkevich N.N. Otkhodnichestvo kak novyi faktor obshchestven-noi zhizni [Seasonal work as a new factor in public life]. Mir Rossii: sotsiologiia, etnologiia - The world of Russia: sociology, Ethnology, 2015, vol., 24, no. 1, pp. 35-71.
6. Burtsev A. Gody. Kilometry. Pozheltevshie stran-itsy [Years. Miles. Yellowed pages]. Izhevsk, 2014. 520 p.