Научная статья на тему 'Социологический контекст определения границ локальных рынков труда'

Социологический контекст определения границ локальных рынков труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАНИЦЫ ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА / BOUNDARIES OF THE LOCAL LABOUR MARKET / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / SOCIAL PROCESSES / МОБИЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / MOBILITY / ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ / ACCESSIBILITY / ТРАНСПОРТНЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / TRANSPORT AND TIME CONSTRAINTS / ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / URBAN AGGLOMERATION / СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / MUNICIPAL MANAGEMENT / VILLAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фокин В.Я., Зайниева Т.В.

В статье локальные рынки труда территориальных образований определены как пространства, в которых протекают социальные процессы адаптации населения к функционированию рыночных механизмов в сфере трудовых отношений. Авторами статьи предложен универсальный научный подход к определению границ локальных рынков труда любого территориального образования. Ядром этого научного подхода является тезис о том, что пространство локального рынка труда крупной городской агломерации, среднего города и сельского поселения ограничено изотермами, опоясывающими эти рынки труда. Площадь пространства любого локального рынка труда формируется временными и интервальными факторами движения общественного транспорта и транспортными возможностями предприятий по доставке своих сотрудников ввиду их маятникового перемещения от места постоянного проживания до места работы в течение суточного цикла человеческой жизнедеятельности. В статье приведены результаты социологического опроса трудоспособного населения среднего города, согласно которым его локальный рынок труда определяется изотермами, находящимися в радиусе около 50 км от его центра и часовым временным интервалом пути до места работы. В статье заостряется внимание на том, что локальный рынок труда сельского поселения характеризуется дефицитом предложения со стороны работодателей, поэтому вытянут вдоль транспортного пути, соединяющего поселение с административным центром, и зависит от интенсивности движения общественного транспорта. Сделан вывод о необходимости повышения эффективности управления любым муниципальным образованием и его локальным рынком труда посредством повышения качества логистической деятельности по разработке маршрутов и интервалов движения общественного транспорта, поддержания дорог в исправном и проезжем состоянии. Это позволит сбалансировать локальные рынки труда, улучшить социальное самочувствие граждан, проживающих на территориях муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociological context of limits’ defining on local labor markets

In the article local labor markets of territorial establishments are defined as spaces with social processes aimed at adaptation of population to the markets mechanisms’ functioning in the sphere of labor relations. The authors have suggested the universal scientific approach to defining of local labor markets defining of any territorial establishment. The essence of this scientific approach is a thesis that space of local labor market of big city agglomeration, town or village is limited with isotherms surrounded these labor markets. Area of any local labor market is formed by temporary and interval factors of public transport routes and transport abilities of enterprises for employees’ commuting during twenty-four-hour cycle of life activity. The article provides the results of sociological research of town’s able-bodied population; and according to them its local labor market is defined by isotherms in the radius of 50 kilometers and one-hour time interval of way to work. The authors focus on the fact that local labor market of village is characterized by lack of employment in a place of living, that is why it is drown along with transport route which connects administrative center and it depends to public transport’s activity. There is a conclusion that it is necessary to improve efficiency of any municipal establishment’s management and its local labor market by means of logistic activity’s development in the sphere of public transport and supplying of roadways’ quality. It will help to balance local labor markets, improve social health of citizens who live on the territories of municipal establishments.

Текст научной работы на тему «Социологический контекст определения границ локальных рынков труда»

В.Я. Фокин, канд. экон. наук, доцент, Т.В. Зайниева, канд. социол. наук, доцент, кафедра экономики, управления и предпринимательства, Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, г. Чайковский, Россия, vlad-f62@yandex.ru zay.tv@yandex.ru

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГРАНИЦ ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА

В статье локальные рынки труда территориальных образований определены как пространства, в которых протекают социальные процессы адаптации населения к функционированию рыночных механизмов в сфере трудовых отношений. Авторами статьи предложен универсальный научный подход к определению границ локальньх рынков труда любого территориального образования. Ядром этого научного подхода является тезис о том, что пространство локального рынка труда крупной городской агломерации, среднего города и сельского поселения ограничено изотермами, опоясывающими эти рынки труда. Площадь пространства любого локального рынка труда формируется временными и интервальными факторами движения общественного транспорта и транспортными возможностями предприятий по доставке своих сотрудников ввиду их маятникового перемещения от места постоянного проживания до места работы в течение суточного цикла человеческой жизнедеятельности. В статье приведены результаты социологического опроса трудоспособного населения среднего города, согласно которым его локальный рынок труда определяется изотермами, находящимися в радиусе около 50 км от его центра и часовым временным интервалом пути до места работы. В статье заостряется внимание на том, что локальный рынок труда сельского поселения характеризуется дефицитом предложения со стороны работодателей, поэтому вытянут вдоль транспортного пути, соединяющего поселение с административным центром, и зависит от интенсивности движения общественного транспорта. Сделан вывод о необходимости повышения эффективности управления любым муниципальным образованием и его локальным рынком труда посредством повышения качества логистической деятельности по разработке маршрутов и интервалов движения общественного транспорта, поддержания дорог в исправном и проезжем состоянии. Это позволит сбалансировать локальные рынки труда, улучшить социальное самочувствие граждан, проживающих на территориях муниципальных образований. Ключевые слова: границы локального рынка труда, социальные процессы, мобильность населения, транспортная доступность, транспортные и временные ограничения, городская агломерация, сельское поселение, муниципальное управление.

Системная трансформация социально-экономических отношений в нашей стране сопровождалась переходом к рыночному механизму трудовых отношений, одной из характеристик которого стало динамичное и более ярко выраженное, чем в условиях плановой экономики, протекание социальных процессов. В изменившемся социально-экономическом пространстве у продавцов трудовых услуг возникла необходимость реализации конкурентных

способов борьбы за рабочие места, а у работодателей — за трудовые ресурсы. У каждого из перечисленных акторов возник риск обострения конфликтных отношений друг с другом, но при этом появилась потребность кооперироваться, создавая различные объединения по экономическим и социальным интересам и адаптируясь таким образом к изменившимся реалиям. Рынок труда при этом стал являть собой социально-экономическое пространство согласова-

дискуссия

журнал научных публикаций

ния интересов работодателей (предъявителей спроса на труд) и продавцов трудовых услуг, побуждая трудоспособное население к повышению социальной мобильности в поисках более высокооплачиваемой работы в границах локального рынка труда или за его пределами.

Локальные рынки труда (local labour market) определяются «Большим толковым социологическим словарем» как рынки работ в определенном месте1. В связи с такой расплывчатостью формулировки возникает проблема определения границ этих мест (локальных рынков труда) с целью повышения эффективности муниципального управления территориальными образованиями.

По территориальному критерию рынки труда могут быть дифференцированы на рынки труда крупнейших мегаполисов и региональных центров, городские, районные и сельские.

Предлагаемый научный подход определения границ локальных рынков труда основывается на тезисе А.Н. Пилясова, считающего, что принципиальной строительной конструкцией для выделения местного рынка труда, является муниципальное образование. При этом А.Н. Пилясовым рассматривается и полицентричная система расселения, которая позволяет сформировать единый метрополитенский рынок труда на основе коммутирования — ежедневного перемещения работников, проживающих в крупной агломерации, от места жительства к месту работы и обратно в пределах единого рынка труда2.

Исходя из этого локальный рынок труда — это пространство некоего множества организаций (их структурных подразделений), хозяйственная деятельность которых осуществляется на какой-либо обособленной территории, имеющей подвижные границы. Эти границы определяются потенциальной мобильностью трудоспособного населения, зависящей от возможности регулярно добираться до места работы пешком или на транспорте.

Реконструкция путей сообщения, внедрение высокоскоростных транспортных средств и повышение частоты их движения расширяет эти границы и наоборот, границы сужаются в случае снижения транспортной доступности потенциальных мест работы. Именно в этом пространстве и протекают перечисленные выше социальные процессы, связанные с трудовой деятельностью граждан, являющихся субъектами локального рынка труда.

При этом следует учитывать, что экономическое пространство заключения трудовых договоров не имеет четко очерченных границ, так как на локальном рынке труда могут быть представлены как местные предприятия, так и территориально обособленные подразделения (филиалы, представительства, др.) региональных, национальных и транснациональных коммерческих и некоммерческих организаций. Процесс трудоустройства при этом может проходить как в местах их фактической деятельности, так и в головных офисах.

Система участия в тендерах на выполнение работ также становится причиной того, что офисы организаций могут быть расположены за тысячи километров от мест их производственно-хозяйственной деятельности.

В данной статье проведен качественный контент-анализ научных работ ряда авторов, позволяющий сделать выводы о возможности определения границ локализации перечисленных выше рынков труда, разделенных по территориальному критерию, на основе определения транспортных и временных ограничений для перемещения граждан от места проживания до места работы.

Начнем с определения границ локального рынка труда крупной агломерации. Его границы и границы локальных рынков труда населенных пунктов, входящих в состав этой агломерации, могут быть определены на основе методики делимитации (от лат. ёеНтйаНо — установление границ), пред-

Экономическое пространство заключения трудовых договоров не имеет четко очерченных границ, так как на локальном рынке труда могут быть представлены как местные предприятия, так и территориально обособленные

подразделения региональных, национальных и транснациональных коммерческих и некоммерческих организаций.

дискуссия t

журнал научных публикаций Ц

ложенной Н.Р. Ижгузиной для определения границ Екатеринбургской городской агломерации.

Согласно алгоритму применения этой методики необходимо _

определить центр агломерации, а затем рассчитать зоны 0,5-, 1,0-, 1,5- и 2,0-часовой транспортной доступности от центра города — с учетом расписания движения пригородных и междугородних автобусов и электропоездов, средней скорости движения легковых транспортных средств. По расчетам Н.Р. Ижгузиной, получасовая транспортная доступность соответствует расстоянию от Екатеринбурга до муниципальных образований, находящихся на расстоянии 37,5 км от центра агломерации, часовая — на расстоянии 75 км от Екатеринбурга, полуторачасовая — на расстоянии 112,5 км и двухчасовая — на расстоянии 150 км3.

По нашему мнению, географическая площадь, находящаяся в пределах этих изотерм, может рассматриваться в качестве пространства локального рынка труда любой крупной городской агломерации и входящих в ее состав муниципальных образований, с учетом специфики их географического положения, где население может перемещаться в любом направлении до своего места работы и обратно. Мы также считаем, что алгоритм применения методики, предложенный Н.Р. Ижгузиной для установления границ крупной агломерации, может быть адаптирован к определению пространства локального рынка труда средних и малых городов и даже сельских поселений.

Что касается определения границ локального рынка труда среднего города, то еще в 2008 году Т.В. Зайниевой с целью выявления границ предложения трудовых услуг гражданами, проживающими в городе Чайковский Пермского края, был проведен социологический опрос населения в возрасте старше 18 лет, представленного выборкой (600 чел.), и получены следующие результаты.

Границы локального рынка труда

среднего города определяются изотермами, находящимися в радиусе около 50 км от его центра и часовым временным интервалом. И служит этот локальный рынок труда в качестве места приложения трудовых усилий примерно для 90% работников,

занятых на предприятиях, расположенных в этих границах.

Выяснилось, что в условиях компактно расположенного города с населением более 80 тыс. человек на момент проведения опроса 33% респондентов работали в радиусе _ 2 км от места проживания, 37% — на расстоянии 2,1—10 км от дома. Остальные 24% опрошенных респондентов имели место работы на расстоянии 10,1— 50 км от своего жилья — на обрабатывающих предприятиях, расположенных за чертой жилых районов в промышленной зоне города. Остальные 6% работали вахтовым методом за пределами локального рынка труда рассматриваемого города. При выявлении количества времени, которое респонденты затрачивали на дорогу от дома до места работы, выяснилось, что 70,57% опрошенных тратили на дорогу до 30 минут, 21,67% — добирались до места работы за полчаса — час (без учета ответов вахтовиков, путь которых до работы занимал от нескольких часов до нескольких дней)4.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что границы локального рынка труда среднего города определяются изотермами, находящимися в радиусе около 50 км от его центра и часовым временным интервалом. И служит этот локальный рынок труда в качестве места приложения трудовых усилий примерно для 90% работников (от общей численности всего работающего населения города), занятых на предприятиях, расположенных в этих границах.

Пространство локального рынка труда среднего города так же, как и крупной городской агломерации, ограничено временными и интервальными факторами движения общественного транспорта и транспортными возможностями предприятий по доставке своих сотрудников посредством их маятникового перемещения от места постоянного проживания до места работы в течение суточного цикла человеческой жизнедеятельности. С учетом того, что локальные рынки труда городов, за исключением некоторых монопоселений, характеризуются дефици-

дискуссия

журнал научных публикаций

том рабочей силы, во многих случаях в таких городах транспортное обеспечение своих работников берут на себя работодатели. Иногда предприятия дополнительно компенсируют работнику затраты времени на дорогу. Например, строительные организации практикуют доплаты за разъездной характер работы в случаях, когда объекты строительства находятся на отдаленном расстоянии от места проживания работников.

Определение границ и повышение эффективности функционирования локальных рынков труда сельских поселений имеет важное значение для улучшения социального самочувствия населения, проживающего на их территориях, так как в них постоянно снижается предложение рабочих мест из-за банкротства и ликвидации селообразующих предприятий и уменьшения их размеров вследствие снижения деловой активности. Например, по данным А.Г. Светлакова и Н.А. Светлаковой, в Пермском крае за период с 2000 по 2011 год численность сельскохозяйственных организаций сократилась на 112 предприятий. Из 439 осталось только 327 хозяйствующих субъекта, из них в 189 предприятиях в 2010 году численность работников не превышала 50 работающих в одном хозяйстве5.

С целью исследования адаптационной практики сельского населения к ликвидации селообразующих предприятий авторами статьи было проведено социологическое исследование занятости населения

на локальном рынке труда села Зипуново Чайковского муниципального района, расположенного в 40 км от города Чайковский Пермского края, и были получены результаты, частично отраженные в одной из ранее опубликованных работ6.

В процессе этого исследования, проведенного в июне 2014 года, была собрана и проанализирована статистическая информация, размещенная на официальном сайте администрации Зипуновского сельского поселения, характеризующая местный рынок труда, а также проведен социологический опрос, охвативший 98 респондентов примерно из 500 совершеннолетних лиц, проживающих на территории исследуемого населенного пункта. Аналитическая обработка полученных данных позволила сделать ряд выводов.

Особенностью данного сельского населенного пункта является то, что в нем было ликвидировано селообразующее сельскохозяйственное предприятие, в связи с чем в настоящее время местный рынок труда формируют организации бюджетной сферы и сферы жилищно-коммунального хозяйства, в которых в совокупности занято около 20% жителей трудоспособного возраста. Отсутствие других вакансий и высокий уровень безработицы явились причиной того, что примерно 13% от числа всех жителей, зарегистрированных в этом селе, отсутствовало в нем более года, то есть они вообще оказались вне рынка труда рассма-

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

триваемого населенного пункта. Выяснилось, что эту группу составляют в основном испытывающие потребность в высокооплачиваемой работе молодые люди, нашедшие такую работу в бли- = жайших крупных и средних городах и только числящиеся по адресам проживания их родителей.

Значительная часть жителей села, которую трудно учесть точно, живет за счет самозанятости, получая доход от случайных заработков, приусадебных участков и пчеловодства. Что касается остальных жителей, то по сравнению с периодом плановой экономики ситуация на местном рынке труда изменилась коренным образом.

Если в прежние времена абсолютно всё взрослое население работало в структурных подразделениях местного совхоза и учреждениях, подчинявшихся сельскому Совету, то вследствие ликвидации селообразующе-го предприятия и потери мест работы часть жителей села сменила место жительства, часть работает вахтовым методом, а около 30% оставшегося трудоспособного населения вынуждены ежедневно перемещаться на заработки за пределы рассматриваемого населенного пункта. Эти люди вынуждены ежедневно ездить на рейсовом автобусе на расстояние 12—40 км до места работы — на предприятие ЗАО «Птицефабрика Чайковская», расположенное в пригородном селе Фоки, или дальше — на предприятия города Чайковского, затрачивая более двух часов на время в пути в оба конца.

Если локальный рынок труда городов ограничен изотермой в виде окружности, опоясывающей этот город (его агломерацию) и прилегающую территорию, локальный рынок труда сельского поселения в современных условиях является пространством самого села и его ближайших окрестностей, совокупностью предприятий, расположенных вдоль транспортного пути — как правило, единственного, соединяющего это село с местным административным центром и организациями этого административного

Вследствие ликвидации селообра-зующего предприятия и потери мест работы часть жителей села сменила место жительства, часть

работает вахтовым методом, а около 30% оставшегося трудоспособного населения вынуждены ежедневно перемещаться на заработки за пределы рассматриваемого населенного пункта.

жителей села на работу никто не возит, они несут дополнительные финансовые потери, самостоятельно оплачивая дорогу, что является еще одним фактором социальной стратификации населения по поселенческому признаку.

Таким образом, для выявления границ локальных рынков труда и создания возможностей, способствующих более эффективной социализации субъектов деловых взаимоотношений, необходимо применять методы социальной географии, методы анализа вторичной статистической информации и социологические опросы. Такой комплексный подход даст возможность выявлять пространственную динамику, тенденции и закономерности влияния трансформаций локальных рынков труда на протекающие там социальные процессы; а также разрабатывать эффективные программы, направленные на создание или улучшение условий для мобильности граждан, нацеленных на поиск или смену места работы.

Некоторыми из конкретных управленческих действий, входящих в такие программы, разрабатываемые муниципальными органами власти, могут быть: совершенствование организации пассажироперевозок и качественная логистическая деятельность по разработке маршрутов и интервалов движения общественного транспорта. При этом должны учитываться пиковые пассажиропотоки по наиболее востребованным направлениям в утренние и вечерние часы с целью сокращения затрат времени населения на дорогу до места работы и обратно. Дополнительно для села — это поддержание дорог в исправном и проезжем состоянии, особенно в зимний и осенне-весенний периоды.

Всё это в совокупности позволит сбалансировать локальные рынки труда муниципальных образований, создать там условия для адаптации населения в сфере трудовых отношений, и, как следствие, улучшить социальное самочувствие граждан, проживающих на территориях этих муниципаль-

центра. В отличие от городского населения ных образований. ^

дискуссия

журнал научных публикаций

Литература

1. Большой толковый социологический словарь. [Электронный ресурс]. URL: http://explanatory_so-ciological.academic.ru. (дата обращения: 12.01.2015).

2. Пилясов А. Рынки труда в эпоху перехода от индустриальной экономики к экономике услуг // Отечественные записки. 2007. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.strana-oz.ru/.(дата обращения: 12.01.2015).

3. Ижгузина Н.Р. Подходы к делимитации городских агломераций // Дискуссия. 2014. № 9. С. 44—52.

4. Зайниева Т.В. Локальный рынок труда и его особенности // Труд и социальные отношения. 2009. № 7. С. 148-153.

5. Светлаков А.Г., Светлакова Н.А. Криминальные банкротства предприятий отрасли сельского хозяйства // Экономика региона. 2012. № 2. С. 240-241.

6.Фокин В.Я., Зайниева Т.В. Проблемы адаптации населения к ликвидации селообразующего предприятия // Дискуссия. 2014. № 10. С. 113-118.

SOCIOLOGICAL CONTEXT OF LIMITS' DEFINING ON LOCAL LABOR MARKETS

V.Y. Fokin, Candidate of economics, Docent, T.V. Zaynieva, Candidate of sociology, Docent, the department of economics, management and entrepreneurship, Tchaikovsky branch of Perm National Research Polytechnic University, Tchaikovsky, Russia, vlad-f62@yandex.ru zay.tv@yandex.ru

In the article local labor markets of territorial establishments are defined as spaces with social processes aimed at adaptation ofpopulation to the markets mechanisms'functioning in the sphere of labor relations. The authors have suggested the universal scientific approach to defining of local labor markets defining of any territorial establishment. The essence of this scientific approach is a thesis that space of local labor market of big city agglomeration, town or village is limited with isotherms surrounded these labor markets. Area of any local labor market is formed by temporary and interval factors of public transport routes and transport abilities of enterprises for employees' commuting during twenty-four-hour cycle of life activity. The article provides the results of sociological research of town's able-bodied population; and according to them its local labor market is defined by isotherms in the radius of 50 kilometers and one-hour time interval of way to work. The authors focus on the fact that local labor market of village is characterized by lack of employment in a place of living, that is why it is drown along with transport route which connects administrative center and it depends to public transport's activity. There is a conclusion that it is necessary to improve efficiency of any municipal establishment's management and its local labor market by means of logistic activity's development in the sphere of public transport and supplying of roadways' quality. It will help to balance local labor markets, improve social health of citizens who live on the territories of municipal establishments.

Key words: boundaries of the local labour market, social processes, mobility, accessibility, transport and time constraints, urban agglomeration, village, municipal management.

References

1. Bolshoi tolkovyi sotsiologicheskii slovar'. [Great sociological explanatory dictionary]. Available at: http:// explanatory_sociological.academic.ru. (accessed 12.01.2015).

2. Piliasov A. Rynki truda v epokhu perekhoda ot industrial'noi ekonomiki k ekonomike uslug [Labour markets in an era of transition from an industrial economy to a service economy]. Otechestvennye zapiski — National notes, 2007, no. 3. Available at: http://www.strana-oz.ru/.(accessed 12.01.2015).

3. Izhguzina N.R. Podkhody k delimitatsii gorodskikh aglomeratsii [Approaches to the delimitation of urban agglomerations]. Diskussiia — Discussion, 2014, no. 9, pp. 44-52.

4. Zainieva TV. Lokal'nyi rynok truda i ego osoben-nosti [The local labour market and its features]. Trud i sotsial'nye otnosheniia — The labor and social relations, 2009, no. 7, pp. 148-153.

5. Svetlakov A.G., Svetlakova N.A. Kriminal'nye bankrotstva predpriiatii otrasli sel'skogo khoziaistva [Criminal bankruptcy agriculture]. Ekonomika regiona — Economy of region, 2012, no. 2, pp. 240-241.

6. Fokin V.Ia., Zainieva T.V. Problemy adaptatsii nasele-niia k likvidatsii seloobrazuiushchego predpriiatiia [Problems of adaptation of the population to eliminate celeb-ritysee enterprise]. Diskussiia — Discussion, 2014, no. 10, pp. 113-118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.