УДК 159
Андреева Д.А.
студент, кафедра психологии социальной педагогики, факультет психологии и специального образования Самарский социально-педагогический университет (г. Самара, Россия)
ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМАНДЫ
Аннотация: в статье рассматриваются личностные качества руководителя и их влияние на эффективное управление командой. Анализируются факторы, лежащие в основе его социальной деятельности и успешного менеджмента.
Ключевые слова: личностные качества, руководитель, коммуникация, лидерство, команда, управление.
В современном обществе большое внимание уделяется командообразованию. Важным условием эффективности любой команды является личность ее руководителя. Руководитель должен обладать не только теоретическими и практическими знаниями в своей области, но и конкретными личностными качествами, необходимые для результативного менеджмента. Деятельность руководителя связана с выполнением большого числа обязанностей, в том числе осуществлением формирования команды и его управлением. Проблема определения наиболее важных для руководителя качеств является особенно актуальной в наше динамичное время, когда во всех областях жизнедеятельности происходят значительные перемены. Меняются ценности, отношение к работе, нормы поведения. Меняется и отношение к руководителю: возрастают требования не только к его профессиональным, но и
личностным качествам. Хотя чаще всего личностные качества и профессионализм - явления взаимосвязанные.
Исследованием личностных характеристик руководителя, необходимых для успешного управления командой, занимались многие ученые. Среди них Д.Гоулман, Т.Ю. Базаров, А.В. Карпов и др. По мнению исследователей, характеристика личности эффективного руководителя состоит из следующих составляющих: психофизиологические свойства, личностные, коммуникативные, профессиональные и деловые качества. Рассмотрим каждую группу отдельно:
• нравственные качества: честность, принципиальность, трудолюбие, энергичность, целеустремленность, требовательность не только к окружающим, но и к себе, и в то же время - тактичность, готовность помочь, умение сохранять позитивный взгляд на вещи даже в трудной ситуации, стрессоустойчивость, чувство юмора,
• деловые качества или лидерские способности: инициативность, самостоятельность в решении вопросов, умение организовать команду для решения проблемы, преодолевать конфликтные ситуации, осуществлять контроль, анализировать и адекватно оценивать результаты, умение мотивировать коллектив,
• коммуникативные качества: умение руководителя устанавливать деловые отношения как с членами команды, устанавливать благоприятную психологическую атмосферу в команде, умение общаться, готовность к публичному выступлению.
• психофизиологические свойства: здоровье, темперамент, стрессоустойчивость, общий уровень развития,
• профессиональные знания [1].
Рассмотрим более подробно каждую группу. Начнем с психофизиологических свойств личности, которые непосредственно влияют на формирование всех остальных личностных качеств любого человека. Главное условие развития личности - это здоровье, являющееся базой для активной
деятельности, оптимального творческого процесса. Отражается в поведении руководителя и в его взаимоотношениях с подчиненными и темперамент, который придает человеку индивидуальность. Особенности темперамента влияют на работоспособность руководителя, на его мышление, быстроту действий, эмоциональность. От того, к какому типу темпераменту относится руководитель, зависят способы его действий. Так, сангвиники могут одновременно решать несколько задач, они активны, энергичны. Холерики также энергичны, но не уравновешены. Поэтому руководителям с этим темпераментом нужно строго следить за своим эмоциональным состоянием, контролировать свое поведение. Флегматики более спокойны, уравновешены. Они ставят перед собой цель и невозмутимо, шаг за шагом двигаются к ее достижению. Меланхолики очень работоспособны, но они редко становятся руководителями. Они любят оставаться в тени, менее общительны, более склонны к индивидуальной деятельности. Напрямую связано с темпераментом такое свойство личности, как стрессоустойчивость. По-другому, это адекватная стрессовая реакция или сопротивляемость организма внешним факторам. От уровня стрессоустойчивости зависит регуляция жизнедеятельности организма человека [8].
Развитие личности как руководителя будет невозможным без профессиональных знаний. Для эффективной управленческой деятельности необходимы глубокие знания в отрасли, в которой он занят. Как и психофизиологические, профессиональные качества являются базой для успешного формирования руководителя.
Если говорить о нравственных качествах, то управляющий командой должен быть примером человека с высокими моральными ценностями. Давайте обратимся к презентациям различных компаний. Так, в компании Билайн среди основных ценностей, проповедующих в команде, лидируют честность и открытость, стремление помогать людям. Среди основных ценностей компании Danone в приоритете - гуманизм, открытость, близость. Это значит, что руководитель коллектива должен обладать всеми этими качествами и строить
отношения с командой на основе честности, доверия и уважения, признания заслуг каждого ее члена. Доверительные отношения ведут к повышению эффективности каждого сотрудника, потому что они чувствуют себя при этом частью команды, действуют активнее, энергичнее. Еще одним важным личностным качеством руководителя является эмпатия. Умение понимать и учитывать чувства, потребности и мнения окружающих помогает создать доверительные отношения и эффективное взаимодействие. Руководитель, проявляющий эмпатию, способен лучше понимать свою команду и принимать обоснованные решения, учитывая интересы всех участников.
Только при формировании перечисленных навыков возможно развитие лидерских качеств руководителя, влияющих на эффективность команды. Руководитель должен быть способным вдохновлять и мотивировать свою команду, устанавливать цели и направлять ее усилия к их достижению. Без этого качества он может столкнуться с проблемами в управлении и не сможет добиться желаемых результатов. Лидерство руководителя проявляется во влиянии, которое он оказывает на команду, в поведении, умении принимать решение, мотивировать сотрудников, повести за собой, умении завевать симпатии команды. Авторитет руководителя повышается, если он уверен в себе, верен принципам, надежен при решении проблем. Чем больше доверяют подчиненные своему руководителю, тем прочнее укрепляются его позиции в команде. Настоящий руководитель должен уметь быстро принимать решения и отвечать за действия своей команды, поддерживать их. Основатель Alibaba Group Джек Ма утверждает, лидеры должны быть выносливыми, твердыми и быстро реагировать на неудачи. «Лидер должен быть дальновиднее, чем сотрудник», -считает Джек Ма.
Одна из главных черт лидера - доминантность, т.е. способность влиять на подчиненных и делать их подвластными его воле. Эмоциональная стабильность - еще одна важная черта лидера. Психологи говорят о существовании механизма отраженных состояний: негативное состояние руководителя может отражаться на состоянии членов его команды, отсюда - падение эффективности, низкая
производительность труда, и наоборот, присутствие эмоциональной стабильности у руководителя приводит к повышению эффективности рабочего процесса всей команды. Интеллект и креативность - следующие составляющие лидерских качеств. Например, американского предпринимателя, генерального директора компании Тев1а Илона Маска многие считают эксцентриком и креативным лидером из-за часто спонтанных решений, и, на первый взгляд, хаотичности действий. Современный руководитель должен иметь гибкий ум, стратегические и аналитическое и нестандартное мышление, наблюдательность и любознательность.
Американский писатель и психолог Дэниэл Гоулман считает, что одним из главных составляющих личности лидера является присутствие эмоционального интеллекта, выражающееся в следующих свойствах:
• в способности адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны,
• контролировать и направлять в положительное русло эмоции и потребности,
• работать ради достижения конкретных целей, важных для личности,
• правильно понимать эмоциональное состояние окружающих, выстраивать отношения с подчиненными [6].
Каждому из нас свойственен тот или иной уровень эмоционального интеллекта. Однако благодаря постоянной практике и общению с коллегами мы можем развивать и укреплять свои навыки в данной области.
Синтезирование в руководителе всех этих лидерских качеств приводит к появлению харизматичной власти или власти примера. Вот типичные качества такой личности:
• способность заряжать окружающих своей энергией,
• харизматичная внешность,
• умение общаться и публично выступать,
• уверенное и достойное поведение [5].
Коммуникативные навыки - важная составляющая личности руководителя. Умение ясно и четко выражать свои мысли, слушать и понимать
других, а также давать обратную связь помогает улучшить коммуникацию в команде и решать возникающие проблемы эффективно. Конструктивная критика способствует формированию успешности действий участников команды и повышению их профессионального уровня, Дейл Карнеги, известный американский педагог и оратор, считал, что 90% ошибок в управлении возникают из-за недопонимания. А недопонимание, в свою очередь, вызывается отсутствием у руководителя коммуникативной компетентности, предполагающая обмен информацией и эмоциями с окружающими, т.е. общение. Коммуникация в команда необходима для построения взаимоотношений и формирования в коллективе комфортного психологического климата. По мнению американского психолога Э. Штейна, важно, чтобы все члены команды могли свободно общаться между собой и обмениваться информацией и мнениями [2]. На коммуникацию руководитель может тратить примерно от 50 до 90% своего времени. Эффективное общение зависит от следующих условий:
• коммуникативных задач партнеров (т. е. формы поведения личности в процессе коммуникации),
• включенности партнеров в коммуникационный процесс,
• эмоциональных оценок форм коммуникации [7].
Отсутствие коммуникативных и организаторских навыков приводит к невозможности объединить людей для решения конкретной задачи, смотивировать их и организовать рабочий процесс.
По мнению психолога Исмагиловой Ф.С., коммуникативная компетенция руководителя складывается из следующих составляющих [4]:
• способность к вербальному и невербальному общению, умение диагностировать основные качества собеседника,
• способность к выработке стратегии и техники процесса коммуникации, к организации совместного рабочего процесса для достижения поставленных целей,
• умение ставить себя на место собеседника, понимать, способность к эмпатии.
Коммуникативные качества руководителя имеют огромное значение в повышении успешности действий коллектива. Из развитие способствует достижению целей, улучшению коммуникации в команде. Важно осознавать свои сильные и слабые стороны как лидера, чтобы быть лучшим руководителем и достичь успеха в менеджменте. Руководитель должен быть общительным и уметь налаживать доверительные отношения с сотрудниками, так как коммуникативные навыки играют ключевую роль в успешном взаимодействии с коллективом. Без поддержки команды практически невозможно добиться успеха.
На самом деле, не все руководители обладают всеми перечисленными личностными навыками. Но у каждого есть возможность развиваться, чтобы эффективно управлять командой и достигать поставленных целей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреева Г.М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. - М., 2012. -С.152 - 166;
2. Беликова И.Ю. Применение компетентностного подхода при подготовке управленческих кадров малого бизнеса // Вестник Томского государственного университета. - Томск, 2018 - № 1 (17). - С. 79-85;
3. Бодалев, А.А. Психология общения. Избранные психологические труды / А.А. Бодалев. - Москва: Институт практической психологии, 2001. - 256 с;
4. Исмагилова Ф.С. (2008). К проблеме психологического анализа профессионального опыта // Вестник Московского Университета. Сер. Психологии. № 2. - С. 42-43;
5. Карпов, А.В. Психология менеджмента. - Москва, 2005. - С.468;
6. Крылосова М.В. Особенности социально-психологических компетенций руководителей первичного звена управления [Электронный ресурс] // Интернет-
журнал «Мир науки» 2017, Том 5, №5 - URL: https://mir-nauki.com/PDF/13PSMN517.pdf (Дата обращения 5.06.2024);
7. Кудрина Е.А., Кобзева Т.В. Коммуникативная компетентность руководителя как фактор успешности его профессиональной деятельности [Электронный ресурс] //Коммуникология: электронный научный журнал. Том 4. №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-rukovoditelya-kak-faktor-uspeshnosti-ego-professionalnoy-deyatelnosti (Дата обращения 5.06.2024);
8. Фархутдинова Л.В. Психофизиологические и нейропсихологические параметры, определяющие понятие «стрессоустойчивость» [Электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihofíziologicheskie-i-neyropsihologicheskie-parametry-opredelyayuschie-ponyatie-stressoustoychivost (Дата обращения 5.06.2024)
Andreeva D.A.
Samara Social Pedagogical University (Samara, Russia)
INFLUENCE OF PERSONAL QUALITIES MANAGER FOR EFFICIENCY MANAGEMENT TEAM
Abstract: the article discusses the personal qualities of a leader and their impact on effective team management. The factors underlying its social activities and successful management are analyzed.
Keywords: personal qualities, leader, communication, leadership, team, management.