Научная статья на тему 'Влияние личностных качеств родителей и детско-родительских отношений на индивидуально-личностные особенности подростков занимающихся дзюдо'

Влияние личностных качеств родителей и детско-родительских отношений на индивидуально-личностные особенности подростков занимающихся дзюдо Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
482
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛИ / ПОДРОСТКИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ким Татьяна Константиновна, Ким Руслан Константинович

Статья освещает вопросы, касающиеся особенностей современных российских семей, проживающих в Северо-Кавказском Федеральном округе. Выявляет зависимости между личностными качествами родителей, детско-родительскими отношениями и индивидуально-личностными особенностями подростков занимающихся дзюдо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ким Татьяна Константиновна, Ким Руслан Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of personal qualities of parents and child-parental relations on individual and personal features of teenagers engaged in judo

Article takes up the questions concerning features of the modern Russian families living in North Caucasus federal district. It reveals the dependences between the personal qualities of parents, both-way child parental relations and individual and personal features of the teenagers engaged in judo.

Текст научной работы на тему «Влияние личностных качеств родителей и детско-родительских отношений на индивидуально-личностные особенности подростков занимающихся дзюдо»

7. Янг, К.С. Диагноз - Интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Internet. - 2005. - № 2. - С.

24-29.

REFERENCES

1. Dmitriyev, K.G. (2013). "The relationship between the indicator of communicative tolerance and the level of Internet addiction", Herald of the Orthodox St. Tikhon Humanitarian University, Pedagogy. Psychology, No. 1 (28), pp. 99-102.

2. Leontiev, А.№ (2005), Activity. Consciousness. Personality, Smysl, Moscow.

3. About depression. Online Journal of Psychiatry (2015), "Causes, stages of development, types and methods of treatment of addictive behavior", available at: https://odepressii.ru/zavisimost/internet.html (accessed 22 June 2017).

4. Rubinstein, S.L. (2002), Fundamentals of General Psychology, Piter, Saint-Petersburg.

5. Hjelle, L. and Ziegler, D. (2003), Theories of personality, Piter, Saint-Petersburg.

6. Shamis, Е. and Nikonov, Е. (2016), Theory of Generations: UnusualX, Sinergiya, Moscow.

7. Young, K.S. (2005), "Diagnosis - Internet addiction", The World of Internet, No. 2, pp. 2429.

Контактная информация: angela1ivanova@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 03.07.2017

УДК 796.8.159.9.075

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ДЗЮДО

Татьяна Константиновна Ким, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретических основ физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет (МПГУ) Руслан Константинович Ким, Заслуженный тренер России, тренер, Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва имени С. X Нирова (ДЮСШОР имени С. X. Нирова), Нальчик

Аннотация

Статья освещает вопросы, касающиеся особенностей современных российских семей, проживающих в Северо-Кавказском Федеральном округе. Выявляет зависимости между личностными качествами родителей, детско-родительскими отношениями и индивидуально-личностными особенностями подростков занимающихся дзюдо.

Ключевые слова: родители, подростки, детско-родительские отношения, личностные качества.

INFLUENCE OF PERSONAL QUALITIES OF PARENTS AND CHILD-PARENTAL RELATIONS ON INDIVIDUAL AND PERSONAL FEATURES OF TEENAGERS

ENGAGED IN JUDO

Tatiana Konstantinovna Kim, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chair of theoretical foundations ofphysical culture and sports Moscow State Pedagogical University, Moscow, Ruslan Konstantinovich Kim, Honored coach of Russia, coach, Children and youth sports school of the Olympic reserve named after S.H. Nirova, Nalchik

Annotation

Article takes up the questions concerning features of the modern Russian families living in North Caucasus federal district. It reveals the dependences between the personal qualities of parents, both-way child parental relations and individual and personal features of the teenagers engaged in judo. Keywords: parents, teenagers, child parental relations, personal qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Кризисное положение современной российской семьи, вызванное сложными экономическими преобразованиями, социальной нестабильностью, региональными конфликтами, привело к нарушению воспитательного процесса детей в условиях семейного быта и требует поиска новых путей укрепления семейного социума с использованием всех имеющихся в арсенале педагогической науки ресурсов, в том числе и ценностного потенциала физической культуры и спорта. Общеизвестна ведущая роль данной сферы социальной практики в формировании здорового образа жизни различных контингентов и, прежде всего, подрастающего поколения. Наряду с этим учреждения дополнительного образования спортивной направленности в настоящее время всё активнее участвуют в процессе выстраивания диалога с семьей воспитанников, организации взаимодействия с родительской общественностью, понимая незаурядную роль семьи во всесторонней реализации индивидуальных возможностей детей и подростков, в том числе в тренировочно-соревновательной деятельности. Участие родителей в вопросах гармонизации детско-родительских отношений, формирования спортивных семейных традиций и ценностей, сотрудничества с тренером, позволяет в целом упорядочить и придать целенаправленный характер процессу становления мастерства юного спортсмена [1, 2].

Социологическое обследование 284-х семей, проживающих в Северо-Кавказском Федеральном Округе в период с 2012-2015 гг. выявило: переосмысление многими родителями базовых ценностей, неудовлетворенность их своей статусно-ролевой позицией, неуверенность родителей в стабильном будущем своих детей. Данные факты, как показывает практика, напрямую влияют на психическое и личностное развитие ребёнка, приводят к деформации внутрисемейных, в том числе детско-родительских отношений, что в целом негативно сказывается и на качестве учебно-тренировочного процесса.

С целью определения своеобразия семей воспитанников, посещающих секцию дзюдо, нами было проведено социологическое исследование, направленное на:

- изучение личностных особенностей родителей;

- определение типов родительского отношения к ребёнку;

- выявление доминирующих стилей детско-родительских отношений и их влияние на формирование индивидуально-личностных особенностей подростков занимающихся в секции дзюдо.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для реализации поставленных задач наряду с педагогическими методами, использовался следующий комплекс психологического инструментария, включающего методики: «Уровень субъективного контроля» (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд); «16-РР опросник» (Р. Кэттелл); «Исследование самооценки» (Л. Анн); «Самооценка эм-патических способностей» (А. Меграбян, Н. Эпштейн); «Анализ семейного воспитания» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис); «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин); «Подростки о родителях» (Л. И. Вассерман, И. А. Горькова, Е. Е. Ромици-на); «Оценка уровня самооценки и притязаний Дембо-Рубенштейна» (А. М. Прихожан); «Исследование самоотношения» (С. Р. Пантелеев); «Шкала тревожности» (Ч. Д. Спилберга и др.) [3, 4, 5].

Исследование проводилось в июле-августе 2015 года на базе ГКОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва имени С.Х. Нирова», г. Нальчик (директор А. А. Темботов) - секция дзюдо, тренер Р.К. Ким (Заслуженный тренер России, мастер спорта международного класса).

В исследовании приняли участие 42 дзюдоиста 12-13 лет, стаж занятий спортом 56 лет, имеющих 111-1 юношеские разряды и их родители, 17 отцов и 21 матерей, в возрасте от 33 до 44 лет. 18 подростков из полных семей, 6 воспитывают матери. 64,8% родителей имеют высшее образование, заняты в социальной сфере и сфере производствен-

ного труда. Около 21,1% родителей занимаются предпринимательской деятельностью, 5,3% работают в сельскохозяйственной сфере, 8,8% родителя - официально считаются безработными.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В процессе обработки и анализа полученного фактологического материала (таблица 1) по показателям методики «Уровень субъективного контроля» было выявлено, что родители отличаются экстернальностью в области достижений (хср = 4,94) и неудач (хср = 5,27), а также в области производственных хср. = 4,73) и семейных отношений (хср = 4,63).

Таблица 1 - Показатели личностных качеств родителей (п=38) и индивидуально-личностных особенностей подростков занимающихся дзюдо (п=42), по результатам пси-

№ п/п Измеряемые показатели Хср. ± я

А) Р о д и т е л и

1. «Уровень субъективного контроля»

1.1 Общая интериальность 23,77±3,221

1.2 Интераильность в области достижений 4,94±0,962

1.3 Интераильность в области неудач 5,27±0,876

1.4 В семейных отношениях 4,63±0,812

1.5 В производственных отношениях 4,73±1,022

1.6 В области межличностных отношений 2,02±0,346

1.7 В отношении здоровья 2,18±0,674

2. «16-РЕ — опросник Кэтелла»

2.1 Эмоциональная устойчивость 8,56±2,264

2.2 Подчиненность - доминантость 8,71±1,982

2.3 Уверенность в себе - тревожность 9,59±2,056

2.4 Конформизм - нонконформизм 4,39±0,921

2.5 Расслабленность - напряженность 13,24±2,783

2.6 Адекватность самооценки 3,31±0,384

3. «Исследование самооценки»

3.1 Уровень самооценки 0,42±0,028

4. «Самооценка эмпатических способностей»

4.1 Уровень эмпатии 40,78±4,784

Б) П о д р о с т к и

5. «Оценка уровня самооценки и притязаний»

5.1 Уровень самооценки 41,38±5,117

5.2 Уровень притязаний 62,06±9,935

6. «Исследование самоотношения подростков»

6.1 Самоуверенность 5,22±1,044

6.2 Саморуководство 10,82±2,022

6.3 Самоценность 5,08±0,778

7. «Шкала тревожности Спилберга»

7.1. Ситуативная тревожность

7.1.1 Низкий уровень 24,14±3,086

7.1.2 Средний уровень 33,62±4,982

7.1.3 Высокий уровень 42,24±7,766

7.2. Личностная тревожность

7.2.1 Низкий уровень 24,75±3,272

7.2.2 Средний уровень 36,82±4,578

7.2.3 Высокий уровень 38,43±6,624

В сфере же межличностных отношений (хср = 2,02) и здоровья (хср. = 2,18) родители не склонны брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими и за свое здоровье.

Анализ результатов исследования, полученного на основе использования опросника Р. Кэттелла, свидетельствуют о наличии существенного числа родителей, которым

присуще высокая тревожность, эмоциональная неустойчивость, слабый самоконтроль, неуверенность в себе. Среднее значение самооценки в группе родителей в целом находится в пределах нормы и составило 0,42 балла. Среднегрупповой показатель эмпатии также не выходит за границы нормальных значений и равен 40,78 баллам. Корреляционный анализ показал наиболее сильную связь между параметрами «уровень субъективного контроля» и факторами опросника Р. Кэттелла (гср = 0,68). Так, чем более выражены параметры «эмоциональной устойчивости», «внутренней организованности», «самоконтроля» и в меньшей степени проявляется показатель «тревожности», тем значительнее «локус контроля».

1 - доминирующая гиперпротекция с инфантилизацией; 2 - доминирующая гиперпротекция с гиперсоциализацией; - симбиоз; 4 - авторитарная гиперсоциализация; 5 - гармоничный тип

Рисунок 1 - Типы детско-родительских отношений, зафиксированные в ходе обследования семей юных дзюдоистов (п=28), август 2015 года

Анализ результатов среднегруппового и корреляционного исследования выявил, что для подавляющего числа родителей преобладающими стилями детско-родительских отношений являются «доминирующая гиперпротекция» с «инфантилизацией» (19,4%) и с «гиперсоциализацией» (19,5%), «повышенная моральная ответственность» с «симбиозом» (22,6%) и «гиперсоциализацией» (12,9%) в отношении своего ребёнка. И только в четверти обследованных семей выявлен гармоничный тип детско-родительских отношений (25,6%) (рисунок 1).

Фактические данные корреляционного анализа методик изучения личностных особенностей родителей и детско-родительских отношений выявили, что авторитарный стиль по отношению к подростку, чрезмерная требовательность к нему, присущи родителям с интернальным типом контроля, неадекватно завышенной самооценкой и недостаточным уровнем эмпатии (в основном отцы - 69,2%). Установлено также, что чем выше показатели эмпатии, ниже самооценка и менее проявляется стремление к признанию и достижению социальных успехов, тем более родители стремятся к чрезмерной заботе о ребёнке и ограничению его независимости (в основном матери - 64,3%).

Обобщение результатов изучения личностных особенностей подростков (август 2015 года) показал, что подростки обладают заниженными параметрами по многим исследуемым показателям. Так, числовые значения средних параметров самооценки и уровня притязаний составили соответственно 41,38 и 62,06 баллов. Фиксируемая разница между исследуемыми показателями составляет 20,68 балла что, значительно ниже, чем необходимые для личностного развития подростков. Исследование «самоотношения» зафиксировало значительное расхождение с допустимыми значениями по шкалам самоуверенность (хср. = 5,22), саморуководство - 10,82 и самоценность - 5,08. Высокая тревожность выявлена у 18-и подростков. Обнаружена связь личностной тревожности подростков с особенностями детско-родительских отношений в семье. Наличие «враждебности» или «отвержения» со стороны родителей вызывают повышенную тревожность у под-

ростка. Показана связь исследуемых личностных качеств подростков с их социометрическим статусом в группе и детско-родительскими отношениями. У подростков из семей, в которых преобладает «доминирующая гиперпротекция» и «враждебность» по отношению к ним со стороны родителей зафиксированы низкие исследуемые параметры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно констатировать, что неудовлетворительное статусно-ролевое положение родителей, проживающих в Северо-Кавскзском Федеральном Округе, низкая престижность работников бюджетной сферы, недостаток знаний родителей в области педагогики, психологии, снижение требований родителей к себе как воспитателей своих детей приводят к низкому уровню самосознания родителей и неудовлетворённости их своей деятельностью как воспитателей, что негативно сказывается на личностном развитии родителей, на детско-родительских отношениях в обследованных семьях, и что в целом сдерживает и личностное развитие ребёнка.

Следующий этап исследования предполагает работу по программе психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников в вопросах физического воспитания ребёнка и выстраивания конструктивного взаимодействия в триаде «тренер - родитель - ребёнок», что позволит по нашему мнению оптимизировать учебно-тренировочный процесс и будет способствовать личностному развитию подростков.

Программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников и результаты её использования в рамках функционирования секции дзюдо будут представлены в наших последующих публикациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ким, Т.К. Исследование структуры и динамики родительского отношения в ходе реализации программы «Спортивная семья» / Т.К. Ким // Спортивный психолог. - 2010. - № 2 (20). - С. 60-65.

2. Ким, Т.К. Оценка отношения детей и родителей к занятиям физической культурой в семейных группах / Т.К. Ким // Спортивный психолог. - 2012. - № 1 (25). - С. 70-75.

3. Луговских, Т.Н. Исследование мотивов спортивной и учебной деятельности подростков-спортсменов в условиях интеграции образовательных программ СДЮСШОР и общеобразовательной школы / Луговских, Т. Н., Кузьменко Г. А. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 219-231.

4. Михно, О.С. Психолого-педагогические особенности детско-родительских отношений в семьях педагогов : автореф. дис. ... канд. пед. наук (19.00.07) / Михно Ольга Сергеевна ; Мос-ковск. гуманитар. ун-т. - М., 2007. - 22 с.

5. Настольная книга практического психолога / Сост. С. Т. Посохова, С.Л. Соловьева. -М. : АСТ: ХРАНИТЕЛЬ ; СПб. : Сова, 2008. - 671 с.

REFERENCES

6. Kim, T.K. (2010), "Research of structure and dynamics of the parental relation during implementation of the Sports Family program", Sports psychologist, No. 2 (20), pp. 60-65.

7. Kim, T.K. (2012), "Assessment of the relation of children and parents to occupations by physical culture in family groups", Sports psychologist, No.1 (25), pp. 70-75.

8. Lugovskikh, T.N. and Kuzmenko G.A. (2015), "Research of motives of sports and educational activity of teenage athletes in the conditions of integration of educational programs of Sports school and comprehensive school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 219-231.

9. Mikhno, O.S. (2007), Psychology and pedagogical features of the child-parental relations in families of teachers, dissertation, Moscow

10. Sost. Posokhova, S.T. and, Solovyov S.L.(2008), Handbook of practical psychologist, Sova, St. Petersburg.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация: kim.tatiana@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.07.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.