Научная статья на тему 'Влияние личностных качеств медицинской сестры на эффективность профессионального общения (cообщение 1)'

Влияние личностных качеств медицинской сестры на эффективность профессионального общения (cообщение 1) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4146
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА / ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ. 2016. №1. С. 42-44

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Милькаманович В. К.

Характер делового общения медицинской сестры в значительной степени зависит от ее личностных качеств, которые при необходимости поддаются коррекции и развитию. Важнейшие факторы противодействия синдрому эмоционального выгорания доброжелательное отношение друг к другу и положительные эмоции. Для того чтобы общение медицинской сестры с окружающими людьми было наиболее эффективным, ей следует специально учиться и тренироваться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Милькаманович В. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние личностных качеств медицинской сестры на эффективность профессионального общения (cообщение 1)»

ПРАКТИКУМ ПОМОЩНИКА ВРАЧА

Влияние личностных качеств медицинской сестры на эффективность профессионального общения Сообщение 1)

Милькаманович В.К.

Государственный институт управления и социальных технологий Белорусского государственного университета, Минск, Беларусь

Milkamanovich V.K.

State Institute of Management and Social Technologies of the Belarusian State University, Minsk, Belarus

Personal qualities of a nurse and the effectiveness of professional communication (report 1)

Резюме. Характер делового общения медицинской сестры в значительной степени зависит от ее личностных качеств, которые при необходимости поддаются коррекции и развитию. Важнейшие факторы противодействия синдрому эмоционального выгорания - доброжелательное отношение друг к другу и положительные эмоции. Для того чтобы общение медицинской сестры с окружающими людьми было наиболее эффективным, ей следует специально учиться и тренироваться.

Ключевые слова: медицинская сестра, деловое общение, личностные качества, синдром эмоционального выгорания.

Медицинские новости. — 2016. — №1. — С. 42-44. Summary. The nature of business communication of a nurse to a large extent depends on her personal qualities that are amenable to collection and development, if necessary. The most important factors to counter burnout syndrome - friendly attitude towards each other and positive emotions. In order to make the communication of a nurse with other people the most effective, she should study and train hard. Keywords: nurse, business communication, personal qualities, burnout syndrome. Meditsinskie novosti. - 2016. - N1. - P. 42-44.

Специфика труда медицинской сестры обязывает ее постоянно воспитывать у себя такие свойства личности, как милосердие, внимание, терпимость, доброта, душевность, сострадание, доброжелательность, справедливость, спокойствие и самообладание. Именно они оказывают главное влияние на характер ее взаимодействия с окружающими людьми, придавая им глубокий нравственный характер. К сожалению, не многие медицинские сестры могут похвастать этими качествами.

Общение медицинской сестры с пациентом сразу же устанавливает чувство доверия или недоверия, приязни или неприязни. Просветленная личность медицинской сестры и ее умение эффективно общаться всегда оказывают на него свое благотворное исцеляющее действие.

Особое значение в поведении медицинской сестры имеет моральный климат в коллективе, в котором она трудится. Так, в сплоченном и трудоспособном коллективе медицинская сестра может развить свои позитивные деловые качества и наоборот, поддавшись негативному влиянию отдельных коллег, приобрести свойственные им поведенческие принципы и нормы.

Творческий труд медицинской сестры благоприятно сказывается на ее уважительном отношении к результатам чужого труда, вызывает в ней чувство ответственности и обязательности. Ежедневная деятельность медицинской сестры, если она не ограничивается примитивными

операциями, требует постоянного поиска оптимального решения возникающих трудностей.

Следует отметить, что в процессе трудовой деятельности у медицинской сестры формируется такое важное качество личности, как совесть, которая определяет нравственные обязанности человека, контролирует его действия и дает им самооценку. Совесть является фактором, предостерегающим медицинскую сестру от дурных поступков и побуждающим ее к нравственной деятельности. Совесть, как и другие нравственные качества, -субъективное осознание медицинской сестрой своего профессионального долга и ответственности перед коллегами по работе, а также перед своими пациентами и их родственниками.

Совесть тесно связана с такими нравственными категориями, как достоинство и честь. Достоинство выражается, прежде всего, в осознании медицинской сестрой своей значимости. В основе чести лежит отношение к себе и признание трудовым коллективом ее моральных заслуг. Именно честь требует от медицинской сестры постоянно поддерживать свою репутацию, а также репутацию коллектива и учреждения, в котором она работает.

К нравственным категориям совести, достоинства и чести примыкает понятие служебного и профессионального долга. История сестринского дела особенно богата примерами высокого осознания своего долга.

Эмоциональным трудом медицинской сестры, требующим большой воли и терпения, является внимательное выслушивание пациента и проникновение в суть того, о чем он говорит. Следует отметить, что медицинская сестра «материнского» типа с типичным «женским» характером гораздо лучше выслушивает чужое мнение, чем медицинская сестра с признаками «мужеподобного» характера.

Первая выполняет свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к подопечному, в беседе с ним реже перебивает его, больше сосредоточивается на процессе общения, нежели на содержании беседы. Вторая -не выслушивая пациента до конца, быстро выдает готовые ответы, не утруждая себя задать уточняющие вопросы. При недостатке культуры и образованности такая медицинская сестра часто груба и даже агрессивна.

Так, медицинскую сестру, которая владеет искусством общения, пациенты ласково называют «мёд-сестрой» или «милая сестрица», а другую, которая не придает этому значения, - «лёд-сестрой» или «сестрой-гренадером».

На характер и содержание общения с окружающими людьми особенно влияют интеллект и компетентность медицинской сестры, знание предмета разговора, сути обсуждаемых проблем, способность выходить из затруднительных ситуаций, возникающих в процессе общения.

Практикум помощника врача

Существенную роль в общении, в частности в налаживании контактов с людьми, играет коммуникабельность, умение заводить разговор и поддерживать общение. При характеристике медицинской сестры пациенты нередко отмечают ее такие черты, как общительность или замкнутость. Общение с подопечным приобретает «сухой» и сугубо деловой тон, если медицинская сестра ориентирована только на техническую и технологическую сторону сестринского дела. При концентрации же на личности пациента в общении с ним значительное место занимают и чисто человеческие взаимоотношения.

В общении медицинской сестры с окружающими всегда открываются ее положительные и отрицательные качества. Одна медицинская сестра видит в окружающих, прежде всего, хорошее, поэтому ее отношение к ним будет мягче и добрее. Другая, уверенная, что окружена только посредственными людьми, - в общении будет чувствовать недоверие и предубежденность. Такие медицинские сестры работают автоматически, безлично, не переживая с пациентом, не сочувствуя ему. Они делают все, упуская из виду

главное - самого больного человека.

Характер общения зависит и от темперамента медицинской сестры. Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

Медицинская сестра-сангвиник всегда активна и жизнерадостна. Она общительна, без особых усилий переключается с одного вида деятельности на другой. В определенных условиях ее энергичность и подвижность может мешать сосредоточиться, вызвать поспешность в поступках и поверхностность суждений.

Медицинская сестра-флегматик уравновешена, медлительна. Приступая к новому делу, долго обдумывает его, но начав его выполнение, обычно доводит до конца. Настроение, как правило, ровное, спокойное. Иногда ее медлительность превращается в вялость.

Медицинская сестра-холерик активна, предприимчива, отличается большой работоспособностью, упорством в преодолении трудностей. Однако она подвержена резким сменам настроения, эмоциональным срывам, депрессии. В общении бывает резкой, прямолинейной в суждениях, несдержанной в выражениях.

Медицинская сестра-меланхолик впечатлительна и подвержена отрицательным эмоциям. Она не предрасположена к активному общению, хотя в благоприятной обстановке удовлетворительно справляется со своими обязанностями.

К сожалению, бессонные ночи и волнения медицинской сестры зачастую не проходят бесследно. Согласноста-тистическим данным сегодня у каждой второй медицинской сестры имеются те или иные признаки синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Предложенные голландским врачом Николасом Тульпом (1593-1674) символ медицины - горящая свеча - и девиз «Светя другим, сгораю» уже не воспринимаются как аллегория.

Развитию синдрома эмоционального выгорания способствует давление социальных норм, предписывающих медицинской сестре жесткие стереотипы эмоционального реагирования - быть сдержанной, заботливой, понимающей, сочувствующей. Она зачастую переоценивает свое значение в развитии профессиональных трудностей, «нагружает» себя идеями катастрофизации по-

следствий при неудачах, недооценивая предыдущий позитивный опыт в работе.

Часто возникающие у медицинских сестер негативные эмоции могут трансформироваться в такие отрицательные черты характера, как раздражительность, обидчивость, неуверенность, разочарованность, зависть, тщеславие и др.

Эффективное противодействие синдрома эмоционального выгорания -доброжелательное отношение друг к другу и положительные эмоции. Поэтому в настоящее время весьма актуальным вопросом является внедрение на общественных началах новых форм работы в учреждениях здравоохранения: кружок самоконтроля деструктивных эмоций, школа само- и взаимопомощи при СЭВ, университет культуры (этики) делового общения и т.п. Обучение проводится в малых группах (не более пяти человек), привлекаются психолог и/или психотерапевт, который состоит в штате данного учреждения.

Самый приемлемый вид занятия - свободный диалог, в ходе которого формируется индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Программа обучения может иметь следующие разделы:

• как спастись от профессионального эмоционального выгорания;

• правила построения бесконфликтного диалога с пациентом;

• принципы бесконфликтного общения медицинской сестры с коллегами;

• правила противостояния чувству разочарования;

• самоконтроль при повышенной раздражительности;

• умение справляться с обидами;

• освобождение от чувства неуверенности в себе;

• защита от зависти в трудовом коллективе;

• как уберечь себя от тщеславия и справиться с ним;

• как избавиться от чувства вины;

• как укрепить свою волю.

Организация в учреждениях здравоохранения указанных форм специального обучения медицинских сестер - малозатратный и доступный путь к овладению искусством делового общения, профилактики синдрома эмоционального выгорания.

На страницах журнала«Медицинские новости» запускаем серию статей, которые могут стать хорошим подспорьем в каждодневной работе.

Как спастись от профессионального эмоционального выгорания

Сразу следует разъяснить несколько моментов, которые обычно вызывают вопросы у медицинских сестер.

Синдром профессионального эмоционального выгорания - это распространенное психосоматическое расстройство в форме хронического физического утомления и разочарования в своем труде у тех, кто по профилю своей работы постоянно общается с тяжелыми, хроническими, неизлечимыми или умирающими пациентами психиатрического, онкологического, кардиологического, пульмонологического профиля, а также с людьми, пребывающими в трудной жизненной ситуации.

Как соотносятся между собой понятия «выгорание»и«депрессия»? Самый главный признак выгорания - хроническое истощение, связанное с работой. Причем следует особо подчеркнуть связь выгорания и работы. Это отличает выгорание от депрессии, которая представляет собой общий психиатрический синдром, напрямую не связанный с работой. При этом понятия «выгорание» и «депрессия» дополняют друг друга.

В чем выражается выгорание?

Первый частый признак синдрома эмоционального выгорания - агрессия или

Эффективное противодействие синдрома эмоционального выгорания - доброжелательное отношение друг к другу и положительные эмоции

№ 1 • 2016

МЕДИЦИНСКИЕ НОВОСТИ

Практикум помощника врача |

внезапные вспышки гнева. Второй - это циничное отношение к работе и клиентам. Проявляться оно может двояко: либо в усилении зависимости от чьего-то мнения, либо в демонстрации независимого поведения. Третий признак - негативное отношение к самому себе, к своим способностям, явное занижение значимости своих достижений.

Профессор Кристина Маслач (США) говорит, что на первой стадии выгорания эмоционально и физически истощенный человек жалуется на головные и другие боли. На второй стадии у человека развивается отрицательное отношение к коллегам по работе, не проходит усталость даже после выходных и хорошего сна. На третьей стадии истощение становится хроническим. Человек впадает в депрессию, он не видит смысла в жизни, подвергает сомнению ее ценность. На этой стадии необходима помощь специалистов.

Что приводит к профессиональному выгоранию медицинской сестры?

Необходимость выстраивать взаимоотношения с конфликтным клиентом, проявляя эмоции, несоответствующие действительности (например, показывать положительное эмоциональное отношение к больному человеку, который проявляет агрессию к медицинскому персоналу и окружающим).

Нечеткая организация труда, дефицит знаний в организации работы, недостаток автономности, неоднозначные требования к выполняемой работе, монотонная работа, отсутствие выходных, длительных отпусков.

Неблагоприятный климат в организации, наличие конфликтов на рабочем месте (как с коллегами, так и с клиентами) и отсутствие знаний в решении конфликтных ситуаций, отсутствие сопровождения и поддержки со стороны коллег непризнание результатов труда.

Недостаток профессиональной подготовки, отсутствие профессионального роста и саморазвития, слабая ресурсная поддержка, низкая оплата труда.

Индивидуальные факторы (эмоциональная чувствительность, низкая самооценка, трудоголизм и т.д.)

В первую очередь, следует научиться предотвращать конфликты.

Остановимся на некоторых коммуникативных аспектах сестринского процесса. В этой связи обращаем особое внимание на такое явление, как речевая агрессия конфликтного пациента. Нередко с помощью брани конфликтный пациент провоцирует медицинскую сестру к межличностному

конфликту. Причем набор обвинений и их формулировок - типичный. Но любая конфликтная ситуация может быть разрешена при наличии некоторой психологической подготовки.

Медицинская сестра в работе с конфликтными пациентами должна использовать прием, называемый «Светофор». Подобно пешеходу или водителю она пользуется светофором в ежедневном общении на работе. Красный свет означает, что действовать следует осторожно, так как впереди агрессия, желтый - можно уверенно применятьтехнологию коррекции, зеленый -следует активно использовать возможность конструктивного разрешения конфликта.

Красный сигнал светофора возникает в ответ на противоречие, деструктивные

фантазии, инцидент, предвзятость мнения, недоразумение, диссонанс микроклимата, избегание или уклонение от проблем.

I. Противоречие. Разные точки зрения пациента и медицинской сестры на проблему, различные позиции вызывают их противостояние и желание доказать свою правоту.

II. Деструктивные фантазии. Это состояние, когда тревога и опасения возникают у пациента от надуманной опасности, неуверенности и иногда беспомощности личности в деструктивной ситуации. Такая опасность, даже если она не обоснована, всегда вызывает у пациента раздражение и агрессию.

III. Инцидент. Это недоразумение, столкновение, происшествие, иногда малозначительные неприятности по вине медицинской сестры в виде невнимательности, неуважения или игнорирования своего подопечного. Зароняет зерно сомнения в сознание личности пациента и может стать источником выяснения отношений, конфликта.

IV. Предвзятость мнения. Ложное предубеждение как со стороны пациента, и медицинской сестры. Это становится источником эмоциональной напряженности и непрерывного беспокойства.

V. Недоразумение. Ошибочное понимание часто является результатом ложного суждения из-за нечеткости выражения мысли или отсутствия взаимопонимания между пациентом и медицинской сестрой.

VI. Диссонанс микроклимата. Несогласованность взаимоотношений между па-

циентом и медицинской сестрой возникает и увеличивается по инерции, как снежный ком. Заставляет быть начеку, не дает возможности расслабиться, тем самым провоцируя эмоциональное напряжение.

VII. Избегание или уклонение от проблем как самим пациентом, так и медицинской сестрой. Оно выражается в демонстративном молчании, индифферентном отношении, отказе от ответа, обиженном уходе, демонстративном невнимании и т. п.

Желтый сигнал светофора обеспечивает дипломатия и компромисс.

I. Дипломатия. Мудрое отношение к пациенту, направленное на сохранение добрых, дружеских взаимоотношений. Дипломатия проявляется в косвенных

методах решения конфликта, создании видимости согласия и благополучия, когда взаимоотношения дороже выгоды, сдержанности в выражении отрицательных эмоций, гибкости взаимоотношений и использовании личного обаяния для достижения цели.

II. Компромисс. Соглашение на основе взаимных уступок пациента и медицинской сестры. Он служит временной передышкой для обдумывания дальнейшей стратегии.

Конструктивные сигналы зеленого светофора.

I. Альтернативное сотрудничество пациента и медицинской сестры,поиск неординарных решений возникающих проблем.

II. Открытие новых перспектив взаимоотношений.

III. Взаимная выгода.. Положительный результат работы медицинской сестры с подопечным - стабильный и долгосрочный. Доволен пациент, и медицинская сестра.

Многие конфликты в практике медицинской сестры происходят в результате подмены статусного на личностное отношение к ситуации. Зачастую медицинская сестра ошибочно принимает претензии пациента лично. Потенциально конфликтные ситуации в работе медсестер встречаются на каждом шагу. Важно знать, что может послужить причиной возникновения данной коммуникативной ситуации, и как избежать нарастания конфликта.

Поступила 14.10.2015 г.

Продолжение следует

Нечеткая организация труда, дефицит знаний в организации работы, недостаток автономности, неоднозначные требования к выполняемой работе, монотонная работа, отсутствие выходных, длительных отпусков - все эт о приводит к профессиональному выгоранию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.