Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОСЛЕ КРАТКОВРЕМЕННОЙ САМОИЗОЛЯЦИИ'

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОСЛЕ КРАТКОВРЕМЕННОЙ САМОИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УЧЕБНЫЕ НОРМАТИВЫ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ЛИЧНОСТНЫЕ МОТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Быков А.В., Сабирова Е.В., Копейкина Т.Е.

Цель исследования - определить уровень физической подготовленности студентов в сравнении с нормативными показателями после самоизоляции. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в период самоизоляции на базе Филиала Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, г. Северодвинск, в рамках которого были организованы самостоятельные занятия по физической культуре. Студентам предлагались разные комплексы упражнений на гибкость, упражнений с направленностью на воспитание силовых, координационных способностей, упражнения аэробного характера, на улучшение осанки и др. В исследовании приняли участие 72 человека - студенты 1-го курса, юноши (п=20) и девушки (n=52 чел.). Среди студентов первого курса к основной медицинской группе здоровья относятся - 46,3%, подготовительной группе здоровья - 32,6%, к специальной медицинской группе - 11,5%. Результаты исследования и их обсуждение. В период дистанционного режима обучения наблюдалось снижение двигательной активности студентов, что подтвердилось результатами выполнения беговых, прыжковых, технических упражнений. Большинство рекомендуемых комплексов упражнений были недостаточно усвоены в домашних условиях. По мнению авторов, поддержание некоторыми студентами двигательной активности и спортивной формы стало возможным благодаря их личностной мотивации на занятия физической культурой спортом, несмотря на условия ограничения жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Быков А.В., Сабирова Е.В., Копейкина Т.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF STUDENTS' PERSONAL MOTIVATION ON THE INDICATORS OF PHYSICAL FITNESS AFTER A SHORT-TERM SELF-ISOLATION

Objective of the study was to determine the level of physical fitness of students in comparison with the normative indicators after self-isolation. Methods and structure of the study. The pedagogical experiment was carried out during the period of self-isolation at the Branch Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Severodvinsk, within the framework of which independent classes in physical culture were organized. Students were offered various sets of exercises for flexibility, exercises aimed at developing strength, coordination abilities, aerobic exercises, improving posture, etc. The study involved 72 people - 1st year students, boys (n = 20) and girls (n=52 people). Among first-year students, 46.3% belong to the main medical health group, 32.6% to the preparatory health group, and 11.5% to the special medical group. Results and conclusions. During the distance learning period, there was a decrease in students' motor activity, which was confirmed by the results of running, jumping, and technical exercises. Most of the recommended sets of exercises were not sufficiently learned at home. According to the authors, the maintenance of physical activity and sports form by some students became possible due to their personal motivation to engage in physical culture in sports, despite the conditions of disability.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОСЛЕ КРАТКОВРЕМЕННОЙ САМОИЗОЛЯЦИИ»

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНОМ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПОСЛЕ КРАТКОВРЕМЕННОЙ САМОИЗОЛЯЦИИ

УДК/UDC [378.14.015.62]

Поступила в редакцию 04.05.2022 г.

Информация для связи с автором: av.bykov@narfu.ru

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Быков1

Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Сабирова1

Кандидат педагогических наук, доцент Т.Е.Копейкина1

1Филиал Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, Северодвинск

INFLUENCE OF STUDENTS' PERSONAL MOTIVATION ON THE INDICATORS OF PHYSICAL FITNESS AFTER A SHORT-TERM SELF-ISOLATION

PhD, Associate Professor A.V. Bykov1

PhD, Associate Professor E.V. Sabirova1

PhD, Associate Professor T.E. Kopeikina1

1 Branch Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Severodvinsk

Аннотация

Цель исследования - определить уровень физической подготовленности студентов в сравнении с нормативными показателями после самоизоляции. Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в период самоизоляции на базе Филиала Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, г. Северодвинск, в рамках которого были организованы самостоятельные занятия по физической культуре. Студентам предлагались разные комплексы упражнений на гибкость, упражнений с направленностью на воспитание силовых, координационных способностей, упражнения аэробного характера, на улучшение осанки и др. В исследовании приняли участие 72 человека - студенты 1-го курса, юноши (п=20) и девушки (п=52 чел.). Среди студентов первого курса к основной медицинской группе здоровья относятся - 46,3%, подготовительной группе здоровья - 32,6%, к специальной медицинской группе - 11,5%. Результаты исследования и их обсуждение. В период дистанционного режима обучения наблюдалось снижение двигательной активности студентов, что подтвердилось результатами выполнения беговых, прыжковых, технических упражнений. Большинство рекомендуемых комплексов упражнений были недостаточно усвоены в домашних условиях. По мнению авторов, поддержание некоторыми студентами двигательной активности и спортивной формы стало возможным благодаря их личностной мотивации на занятия физической культурой спортом, несмотря на условия ограничения жизнедеятельности.

Ключевые слова: физическая подготовленность, учебные нормативы, здо-ровьесбережение, двигательные умения, тестирование, ценности, высшее образование, студенты, личностные мотивы.

Abstract

Objective of the study was to determine the level of physical fitness of students in comparison with the normative indicators after self-isolation. Methods and structure of the study. The pedagogical experiment was carried out during the period of self-isolation at the Branch Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Severodvinsk, within the framework of which independent classes in physical culture were organized. Students were offered various sets of exercises for flexibility, exercises aimed at developing strength, coordination abilities, aerobic exercises, improving posture, etc. The study involved 72 people - 1st year students, boys (n = 20) and girls (n=52 people). Among first-year students, 46.3% belong to the main medical health group, 32.6% to the preparatory health group, and 11.5% to the special medical group.

Results and conclusions. During the distance learning period, there was a decrease in students' motor activity, which was confirmed by the results of running, jumping, and technical exercises. Most of the recommended sets of exercises were not sufficiently learned at home. According to the authors, the maintenance of physical activity and sports form by some students became possible due to their personal motivation to engage in physical culture in sports, despite the conditions of disability.

Keywords: physical fitness, educational standards, health saving, motor skills, testing, values, higher education, students, personal motives.

Введение. В условиях Крайнего Севера занятия физической культурой и спортом имеют свою специфику. Климатические факторы, такие как холод, высокая относительная влажность, тяжелый аэродинамический режим, колебание атмосферного давления не позволяют долговременно организовывать занятия на улице. Актуальность исследования обусловлена тем, что в период пандемии, когда учебный

процесс был переведен в режим онлайн, возникла необходимость организации дистанционных занятий по физической культуре со студентами и в то же время учитывать климатические условия северного региона.

Цель исследования - определить уровень физической подготовленности студентов в сравнении с нормативными показателями после самоизоляции.

№11 • 2022 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

IS CL ' -о с

га

^

о

(U .с I—

Методика и организация исследования. Педагогическое исследование проводилось в период самоизоляции на базе Филиала Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова, г Северодвинск, в рамках которого были организованы самостоятельные занятия по физической культуре. Студентам предлагались разные комплексы упражнений на гибкость, упражнений с направленностью на воспитание силовых, координационных способностей, упражнения аэробного характера, на улучшение осанки и др. Каждый студент с учетом индивидуальных предпочтений мог выбрать оптимальную оздоровительную программу. Объяснение техники и контроль выполнения упражнений осуществлялись преподавателями кафедры физической культуры и спорта.

Для определения оптимального состава средств физической активности были проанализированы видеоматериалы тренировок ведущих спортсменов по различным видам спорта, оздоровительным направлениям физической культуры и предложены студентам ссылки на видеоматериалы для самостоятельных занятий.

После режима самоизоляции проводилось тестирование показателей физической подготовленности согласно нормативным требованиям, разработанным на кафедре, и определялся ее уровень: низкий, средний, высокий. В состав тестов входили следующие виды испытаний: сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз); поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин); наклон вперед из положения, стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье; прыжок в длину с места.

В исследовании участвовали 72 человека - студенты 1 -го курса, юноши (п=20) и девушки (п=52 чел.). Среди студентов первого курса к основной медицинской группе здоровья относятся 46,3%, подготовительной группе здоровья - 32,6%, к специальной медицинской группе - 11,5%.

Результаты исследования и их обсуждение. Тестирование физической подготовленности студентов по нормативу «Подъем туловища из положения лежа на спине за 1 минуту» показало: высокий уровень у мужчин - 20%; у женщин - 5%; средний уровень у мужчин - 37,5%, у женщин - 21,2%; низкий уровень у мужчин - 29,1%, у женщин - 11,2%; ниже уровня у мужчин - 29,1%, у женщин - 62,5% (рис. 1).

Показатели по тесту «Наклон вперед»: высокий уровень у мужчин - 19%, у женщин - 40%; средний уровень у мужчин - 23%, у женщин - 28%; низкий уровень у мужчин - 4%, у женщин - 11%; ниже нормы у мужчин - 52%, у женщин -19% (рис. 2).

Показатели по тесту «Прыжок в длину с места»: высокий уровень у мужчин - 17%, у женщин - 3%; средний уровень

I Мужчины Женщины

60%

40%

I Мужчины Женщины

12 3 4

Рис. 2. Соотношение количества мужчин и женщин прошедших тест «Наклон вперед». Уровни: 1 - высокий; 2 - средний; 3 - низкий; 4 - ниже нормы

I Мужчины Женщины

12 3 4

Рис. 1. Соотношение количества мужчин и женщин прошедших тест «Подъем туловища из положения лежа на спине за 1 минуту». Уровень физической подготовленности: 1 - высокий; 2 - средний; 3 - низкий; 4 - ниже нормы

12 3

Рис. 3. Показатели уровня физической подготовленности по тесту «Бросок набивного мяча». Уровни: 1 - максимальный; 2 - средний; 3 - минимальный

у мужчин - 6%, у женщин - 16,3%; низкий уровень - 20%, у женщин - 17%; ниже уровня у мужчин - 44%, у женщин - 63%.

Показатели теста «Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа»: у мужчин сданы по высокому нормативу - 96%, у женщин - не уложились в норматив 98%.Дополнительный тест по физической подготовленности «Бросок набивного мяча» показал, что у мужчин средний показатель - 740 м, у женщин -456 м; максимальный показатель в броске у мужчин - 1100 м, у женщин - 625 м; минимальный показатель у мужчин - 480 м, у женщин - 320 м (рис. 3).

Выводы. Как показало исследование, в период дистанционного режима обучения наблюдалось снижение двигательной активности студентов, что подтвердилось результатами выполнения беговых, прыжковых, технических упражнений. Большинство рекомендуемых комплексов упражнений были недостаточно усвоены в домашних условиях. По нашему мнению, поддержание некоторыми студентами двигательной активности и спортивной формы стало возможным благодаря их личностной мотивации на занятия физической культурой спортом, несмотря на условия ограничения жизнедеятельности.

Литература

1. Гудков А. Б. Человек в приполярном регионе Европейского Севера: эколого-физиологические аспекты: монография / А. Б. Гудков, Н. Б. Лукманова, Е. Б. Раменская. - Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М. В. Ломоносова, Сев. гос. мед. ун-т, Сев. отд. Академия полярной медицины экстремальной экологии человека. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. - 184 с.

References

1. Gudkov A.B., Lukmanova N.B., Ramenskaya E.B. Chelovek v pri-polyarnom regione Yevropeyskogo Severa: ekologo-fiziologicheskiye aspekty [Man in the circumpolar region of the European North: ecological and physiological aspects]. Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, North State Medical University, Northern Branch Academy of Polar Medicine and Extreme Human Ecology. Arkhangelsk: CPI NArFU publ., 2013. 184 p.

ББ

http://www.teoriya.ru

№11 • 2022 Ноябрь I November

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.