УДК 37.796.422
Психолого-педагогические науки
Карпенко Дарья Викторовна, курсант 3 курса факультета подготовки следователей и судебных экспертов, Восточно-Сибирский институт МВД
России, Россия, г. Иркутск e-mail: dariakarpl7@mail. ru Галимова Алена Геннадьевна, кандидат педагогических наук Доцент кафедры физической подготовки, Восточно-Сибирский институт
МВД России, г. Иркутск e-mail: 626628@mail.ru
ВЛИЯНИЕ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ДЫХАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ
Аннотация: В статье рассматривается механизм работы дыхательной системы посредствам легкоатлетических упражнений и ее влияние на организм человека.
Ключевые слова: дыхательная система, кислород, одышка, окисление, ритм дыхания, легкоатлетические упражнения.
Annotation: The article discusses the mechanism of the respiratory system through athletics exercises and its effect on the human body during athletics exercise.
Keywords: respiratorysystem, oxygen, shortness of breath, oxidation, respiratory rhythm, athletics exercises.
Начинающие бегуны сталкиваются с такими проблемами, как отдышка, порой сильной отдышкой, а бывает с такой, которая заставляет останавливаться.Что происходит? Когда человек начинает бежать, его мышцы усиленно расходуют кислород, если он увеличивает скорость, то организм «залезает в долги». Следовательно, человек останавливается от такой сильной
одышкии «возвращает долги». Одышка - это первый ограничитель, в который упирается начинающий заниматься бегом [4]. И нам кажется, что именно развитие легких - это самая первостепенная задача.
Дышим мы бессознательно, то есть мы не контролируем этот процесс. А на что опирается наш организм, когда делает выбор «Делать вдох или нет?». Может быть на количество кислорода, содержащегося в крови? Делать вдох или нет - это решает уже сам организм, исходя из количества содержащегося углекислого газа. Это сложно осознать, потому что мы, как правило, принимаем собственное дыхание, когда делаем вдох. Для того чтобы бежать нам нужна энергия [4]. Энергия в наш организм попадает с пищей. Извлечение энергии называется биологическим окислением. Окисление - это реакция взаимодействия с кислородом. Другими словами, окисление- это медленное горение. Конечные продукты горения древесины: углекислый газ и вода. Также, как и в биологическом окислении, избыточное количество углекислого газа в крови вызывает головную боль и тошноту, а выводится он с дыханием. Когда углекислого газа становится много нам требуется вдох для того, чтобы произошёл обмен на кислород [6]. Когда его мало- вдох не требуется.
Мы дышим лёгкими. Но чтобы вдохнуть большое количество воздуха необходимо приложить усилия. Сердце расширяется и сжимается при помощи мышечных стенок сердца миокарда [1]. Но в лёгких мышц нет. Лёгкиеимеют пористую структуру (как губки). На самом деле, обеспечение вдоха и выдоха не является основной функцией лёгких.Основная их функция- обеспечение газообмена между атмосферой и кровью. Представим, что легкие - это дерево. Ствол - это трахея или дыхательное горло, а вот разветвление на нём- это бронхи (бронхиолы). А на конце каждой бронхиолы альвеолы (дыхательные мешочки), каждая альвеола опутана капиллярной сеткой.Альвеолы - это как воздушные шары, наполненные кислородом, а капилляры содержат кровь с углекислым газом.Таким образом, в легких происходит газообмен. Гемоглобин содержащийся в крови, забирает из воздушного шарика кислород
и отдаёт углекислый газ. Но у растений всё наоборот, они забирают углекислый газ, а отдают кислород.
Вдох и выдох не является функцией наших легких. Засчёт чего же мы вдыхаем и выдыхаем? Вдох обеспечивается за счёт диафрагмы и межреберных мышц, которые обеспечивают всасывание воздуха. Таким образом, губчатая структура наших лёгких, помещена в герметичную полость, образованную нашими рёбрами. А дном этой полости является диафрагма. Мышца, которая обеспечивает всасывание воздуха через нос или рот.
Объём лёгких. Многие полагают, что именно лёгкие считаются органом с узким параметром и их объем необходимо развивать [1]. При поступлении в образовательные учреждения, в частности силовых структур, молодые абитуриенты проходят тест с помощью специального аппарата «спирометра», с помощью которого устанавливают фактический объём лёгких [5]. На самом деле наши лёгкие являются самым обширным органом в человеческом организме. К примеру, если бы альвеолы были расположены не в объёме, а в плоскости (как кожа на теле), их площадь бы заняла целый теннисный корт.
Так как все же правильно дышать при занятии лёгкой атлетикой: носом или ртом? В состоянии покоя, в лёгкие попадает достаточное количество воздуха, чтобы дышать. Этот размер определятся через ноздри, размер которых равен размеру гороха. Проходя через нос, вдыхаемый воздух очищается, увлажняется, согреваетсято, что как раз является необходимым для работы лёгких. Когда человек начинает двигаться, его дыхание становится полнее. Если человек прибавляет темп и увеличивает скорость ходьбы - этого дыхания через нос начинает не хватать, поэтому он начинает помогать дышать себе через рот. Следовательно, чем больше человек тратит энергии и увеличивает темп бега, тем больше мышцам потребуется ещёкислорода. При высокой нагрузке в лёгкой атлетике потребление кислорода может увеличиться в 16 раз. Тогда возникает вопрос «Как же набрать за раз объём в легкие, в 16 раз выше обычного?»
Ротовое дыхание при вдохе и выдохе, по сути, предлагают путь наименьшего сопротивления. Идея о том, что при занятии лёгкой атлетикой человеку преимущественное дышать только ноздрями, которые имеют высокое сопротивление при нагрузке является бессмысленным.
Ритм дыхания. Позанимавшись немного бегом, происходит понимание, что эти данные движения ритмичны, наши руки и ноги двигаются инерционально и в ритм. А главное, наше сердце задаёт само себе ритм. Есть мнение выдающегося российского и украинского легкого атлета С.Н. Бубка, который утверждает, что контроль выдоха и вдоха, подстраивание его под секунды, метры, шаги - абсолютно не эффективно. Ведь это будет также неестественно, как пытаться контролировать процесс моргания.
Как правильно дышать при беге? Это очень распространённый вопрос среди новичков. К примеру, дышать на каждые 3, 4,5 шага при беге. Наше тело - это настолько удивительный механизм, в котором главнымпрограммистом выступает наш мозг, поэтому мозг сам решает сколько ему вдыхать и как часто.Олимпийская чемпионка по лёгкой атлетике Ш. Э. Фрейзер-Прайсутверждает, чтобынаиболее правильно достичь успеха при занятии бегом, человек должен:
1. быть расслаблен (не напрягать мышцы лица и шеи);
2. в процессе бега смотреть вперёд на расстояние 15-20 метров перед собой (это позволит раскрыть дыхательные пути);
3. создать условия для полноценной работы дыхательных мышц (не поднимать руки вверх и не сжимать грудную клетку);
4. осуществлятьпереход на шаг, снижая интенсивность (для начинающих бегунов).
Таким образом, во время занятии легкоатлетическими упражнениями: улучшается вентиляция лёгких, что способствует увеличению их жизненной ёмкости, укрепляет диафрагму, а кроме того увеличивается их васкуляризация. Всё это позволяет получать больше кислорода, который транспортирует
эритроциты по всему организму.И хотя техник дыхания при беге существует множество, общее правило - дышать нужно легко, естественно и свободно [2].
Библиографический список:
1. Аикин В. А., Корягина Ю.В.Современные тенденции в физиологии бега на длинные и сверхдлинные дистанции (зарубежный опыт) // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1. - С.7-11.
2. Арутюнян Т.Г., Галимова А.Г., Кыргыс Э.К., Радченко Д.Г.Патриотическое воспитание учащихся общеобразовательных учреждений в процессе занятий лёгкой атлетикой // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2020. № 1. С. 8-10.
3. Вайнер Э.Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности/Э.Н. Вайнер//ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2009. -№3. - С.39-46.
4. Влияние легкой атлетики на дыхательную систему [Электронныйресурс]//ШЬ: https://anyclass.tv/j ournal/fitness/j ogging/ (Дата обращения 10.02.2020 г.).
5. Галимова А.Г., Цинкер В. М., Сахиулин А.А. Генезис и развитие профессиональной физической культуры // Вестник БГУ. 2014. №13-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-i-razvitie-.. (дата обращения: 02.02.2020).
6. Щетинин М.В. «Методика правильного дыхания. Дыхательная гимнастика против болезней»: Эксмо-Пресс, 2015 г. С. 256 11. Влияние легкой атлетики на дыхательную систему [Электронный ресурс]//ШЬ: https://anyclass.tv/journal/fitness/jogging/ (Дата обращения 10.02.2020 г.).