Научная статья на тему 'Влияние квалификации производственного персонала на безопасность производства'

Влияние квалификации производственного персонала на безопасность производства Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
548
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние квалификации производственного персонала на безопасность производства»

УДК 622:331.4; 622:331.34; 622.8:658.34; 622.867; 622.8:351.823.3 С.Н. Зарипова

ВЛИЯНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПЕРСОНАЛА НА БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА

1Т^езопасиость производства при разработке месторождений М.З полезных ископаемых открытым способом зависит не столько от совершенства применяемых машин, оборудования, технологических процессов и осуществления ряда организационных мероприятий, сколько от отношения к этим вопросам инженернотехнических работников и рабочих, занятых непосредственно управлением и уходом за горно-транспортным оборудованием, выполнением ремонтных работ и обслуживанием производства.

Как и на любых предприятиях, на предприятиях горнодобывающей промышленности в зависимости от характера трудовой деятельности персонал подразделяется по профессиям, специальностям и уровням квалификации. В пределах каждой профессии и специальности различают квалификации, определяющие уровень специальных знаний и практических навыков, необходимых для выполнения работы определенной сложности, и характеризующиеся квалификационным разрядом. Квалификация основных и вспомогательных рабочих определяется тарифно-квалификационными справочниками, в которых устанавливаются требования к уровню знаний, навыков, образовательной и специальной подготовки.

Анализ квалификационных разрядов рабочих таких профессий, как машинист экскаватора и помощник машиниста экскаватора на горнодобывающих предприятиях Севера показал, что основная доля рабочих имеет высокую квалификацию, характеризуемую 6-8 разрядом (рис. 1). Распределение количества рабочих, имеющих 4-8 квалификационные разряды, приведено на рис. 2.

Для оценки влияния квалификации РОЭ на показатели безопасности производства исследованы зависимости уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости от количества РОЭ, относящихся к следующим категориям:

10,8%

4

4,4%

11,5%

41,8%

7

31,5% 6

Рис. 1. Доли РОЭ, имеющих 4-8 разряды

Рис. 2. Среднее количество РОЭ, имеющих 4-8 разряды, за последние 5 лет

1 - работники, имеющие низкий (нр) квалификационный разряд (4 или 5), 2 - работники, имеющие высокий (вр) квалификационный разряд (6, 7 или 8).

Коэффициенты парной корреляции между показателями безопасности производства и количеством персонала, принадлежащего к одной из этих категорий, приведены в табл. 1.

Коэффициенты корреляции показывают, что чем больше РОЭ с низкой квалификацией, тем выше уровень производственного травматизма, и наоборот: чем больше РОЭ, имеющих высокую квалификацию, тем меньше случаев травмирования на производстве.

Таблица 1

Коэффициенты корреляции между квалификацией работников и показателями безопасности производства

Я Низкий квалификационный разряд Высокий квалификационный разряд

Производственный травматизм 0,52 -0,55

Профессиональная заболеваемость 0,07 0,83

А травмы а болезни

Рис. 3. Зависимости показателей безопасности производства среди РОЭ от контингента рабочих с выгсокими квалификационными разрядами

Уравнения множественных регрессий имеют вид:

Т = 26,56 + 0,17нр - 0,11вр, (1)

где о = 1,36, е = 37,71%, ф2 = 0,36, Д = 0,65, п = 0,65, Я = 0,81; б = -107,47 + 0,06нр + 0,32вр, (2)

где о = 2,51, е = 88,02 %, ф2 = 0,31, Д = 0,69, п = 0,69, Я = 0,83.

Анализ коэффициентов эластичности, рассчитанных по уравнениям (1) и (2), показал, что наиболее существенное влияние на результативные показатели оказывает изменение количества работников с высокими квалификационными разрядами. Увеличение количества работников, относящихся к этой категории на 1 %, приводит к снижению уровня травматизма в среднем на 11,27 % и к возрастанию профессиональной заболеваемости в среднем на 24,16 % (рис. 3):

тэ = 1159,08 - 6,65вр + 9,6 10-3(вр)2, (3)

где о = 0,98, е = 3,6 %, ф2 = 0,17, Д = 0,83, п = 0,83, Я = 0,91;

бэ = 1696,07 - 10,26вр + 0,02(вр)2,

(4)

Таблица 2

Коэффициентыг корреляции между квалификационными разрядами и стажем работников, обслуживающих карьерные экскаваторы

Я Стаж до 5 лет (С<5) Стаж не менее 5 лет (С>5)

Низкий квалификационный разряд 0,967 -0,478

Высокий квалификационный разряд 0,098 0,267

Производственный травматизм 0,497 -0,323

Профессиональная заболеваемость 0,095 0,450

где о = 1,27, е = 3,9 %, ф2 = 0,08, Д = 0,92, п = 0,92, Я = 0,96.

В связи с тем, что исследования уровня профессиональной заболеваемости РОЭ в зависимости от их профессиональной подготовленности не подтвердили ожидаемых результатов, дополнительно проанализированы корреляционные связи между квалификационными разрядами и стажем РОЭ, который представлен двумя интервалами: до 5 лет и не менее 5 лет (табл. 2).

По данным табл. 2 видно, что тесные корреляционные связи наблюдаются между количеством РОЭ с низкой квалификацией и количеством РОЭ с небольшим стажем работы по данной профессии: с увеличением количества машинистов экскаваторов и их помощников с низким квалификационным разрядом возрастает количество РОЭ, имеющих небольшой стаж работы по профессии. Наличие умеренной корреляционной связи между уровнем производственного травматизма и количеством работников с небольшим стажем работы подтверждает выводы, полученные выше. В то же время, по количеству РОЭ с большим стажем работы по профессии машиниста экскаватора невозможно однозначно предсказать количество работников, имеющих, как низкие, так и высокие квалификационные разряды.

Уравнения, с высокой степенью точности описывающие влияние квалификации и стажа РОЭ на показатели безопасности производства, имеют вид:

тэ = 3967,56 - 14,26вр - 12,42с>5 + 7,7-10"3(вр)2 + 1,3-10"4(с>5)2+

+ 0,04вр-с>5, (5)

где о = 0,02, е = 0,01 %, ф2 = 0,01, Д = 0,99, п = 0,99, Я = 0,(9);

Таблица 3

Коэффициенты корреляции между показателями безопасности и стажем работников, обслуживающих большегрузные автосамосвалыг

Я Стаж до 5 лет (С<5) Стаж не менее 5 лет (С>з)

Производственный травматизм 0,88 -0,15

Профессиональная за- 0,27 0,79

болеваемость

бэ = 3106,4 - 14,36вр - 5,9с>5 + 0,02(вр)2 + 7,9- 10-3(с>5)2 + +6,5-10" 3вр-с>5, (6)

о = 0,01, е = 0,01 %, ф2 = 0,01, Д = 0,99, п = 0,99, Я = 0,(9).

Таким образом, на показатели безопасности труда РОЭ существенное влияние оказывает количество работников, имеющих высокие тарифные разряды, и количество работников с большим стажем работы по профессии машиниста или помощника машиниста экскаватора. Увеличение этих причинных факторов на 1 % приводит к снижению случаев травмирования работников в среднем от 7,4 до 21,4 % и к возрастанию профессиональной заболеваемости в среднем от 7,6 до 18,2

О/

%.

Аналогичные исследования по установлению зависимостей показателей безопасности производства от квалификации и стажа работы водителей автосамосвалов показали, что квалификационные разряды водителей не влияют на такие явления, как производственный травматизм и профессиональная заболеваемость. Стаж водителей существенно отражается на показателях безопасности труда работников (табл. 3).

По данным табл. 3 следует, что с увеличением контингента водителей с небольшим стажем возрастает уровень производственного травматизма, а с увеличением контингента водителей с большим стажем - уровень профессиональной заболеваемости. Уравнения, устанавливающие эти зависимости, имеют вид (рис. 4-5):

та = -6,43 + 0,04С<5, (7)

о = 0,82, е = 3,8 %, ф2 = 0,22, Д = 0,78, п = 0,78, Я = 0,88; ба = -44,52 + 0,12С>5, (8)

о = 4,92, е = 5,8 %, ф2 = 0,37, Д = 0,63, п = 0,63, Я = 0,79.

Так как большинство несчастных случаев с работниками горнодобывающих предприятий на Севере происходит при эксплуатации или при техническом обслуживании и ремонте

Рис. 4. Зависимость коли-чества РОА с производст-венныши травмами от кон-тингента работников с не-большим стажем работыг по профессии

Рис. 5. Зависимость количе-ства РОА с профессиональ-ными заболеваниями от кон-тингента работников со ста-жем работы более 5 лет

горно-транспортного оборудования, далее исследовано влияние квалификации производственного пер-сонала на показатели безопасности карьерных машин. Коэффициенты парной корреляции, сведенные в табл. 4, показывают наличие тесных корреляционных связей между количеством работников с низкой квалификацией и показателями безопасности горно-транспортного оборудования, а также слабую корреляционную связь между показателями работы техники и количеством работников с высокой профессиональной квалификацией.

Установлено, что увеличение количества работников с низкой квалификацией отрицательно сказывается на показателях работы карьерных экскаваторов; увеличение количества работников с высокой квалификацией имеет обратное воздействие на исследуемые показатели работы карьерных машин, однако это воздействие незначительно: абсолютные значения коэффициентов корреляции изменяются от 0,017 до 0,532 (табл. 5).

Исследование влияния стажа работников, обслуживающих горно-транспортное оборудование, на безопасность карьерных машин проведено на основании данных табл. 5.

Данные табл. 5 показывают присутствие тесных корреляционных связей между большинством рассматриваемых показателей.

С увеличением контингента рабочих со стажем до 5 лет основные технико-эксплуатационные показатели горно-транспорт-

Таблица 4

Коэффициенты корреляции между квалификацией работников и основными технико-эксплуатационтши показателями карьерным экскаваторов

Я Коэффициент тех- Коэффициент тех-

нической готовно- нического исполь-

сти, КТГ зования, КТИ

Количество РОЭ с 4-5 разрядом -0,730 -0,630

Количество РОЭ с 6- 8 разрядом 0,305 0,377

Таблица 5

Коэффициентыг корреляции между стажем работников и основными технико-эксплуатационными показателями горно-транспортного оборудования

Я Коэффициент тех- Коэффициент тех-

ническои готовно- нического использова

сти, КТГ ими, КТИ

Экскаваторы

Количество РОЭ со стажем до 5 лет -0,659 -0,478

Количество РОЭ со стажем более 5 лет 0,357 0,071

Автосамосвалы

Количество РОА со стажем до 5 лет -0,688 -0,764

Количество РОА со стажем более 5 лет 0,629 0,555

ного оборудования снижаются. Если увеличение количества машинистов экскаваторов с большим стажем работы не приводит к улучшению показателей работы карьерных машин, то по водителям автосамосвалов такие зависимости просматриваются.

Таким образом, увеличение контингента производственного персонала с небольшим стажем работы сопровождается возрастанием количества рабочих с низким квалификационным разрядом и, как следствие, ухудшением технико-эксплуатационных показателей горнотранспортного оборудования. В то же время, большой стаж работы персонала не всегда является показателем профессионализма и высокой квалификации работников.

— Коротко об авторах ----------------------------------------------

Зарипова С.Н. - кандидат физико-математических наук, доцент, ТИ (Ф)

ГОУ ВПО ЯГУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.