Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА: БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО СТРУКТУРА ЯЗЫКА'

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА: БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО СТРУКТУРА ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский язык / обучение / коммуникация / культурная интеграция / культурные препятствия / Russian language / learning / communication / cultural integration / cultural hurdles

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зана Махмоод Аббас, Т.В. Самосенкова

Более 270 миллионов человек говорят на русском языке, который имеет одно из самых богатых культурных наследий. Понимание культурных аспектов в языковом образовании может повысить осведомленность студентов о различных культурах, улучшить коммуникацию и укрепить их связи с родной культурой. В данной статье обсуждается взаимосвязь русского языка и его культуры, акцентируя важность культурных компонентов в языковом образовании. Рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются носители других языков, такие как кириллица, произношение, грамматика и словарный запас. Также подчеркивается историческое и современное значение русской культуры, литературы, образования и политики. В статье также обсуждаются стратегии преодоления этих препятствий, такие как разделение обучения на более мелкие части, использование мнемоник и непрерывная практика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF CULTURE ON LEARNING RUSSIAN: MORE THAN JUST LANGUAGE STRUCTURE

More than 270 million people speak the Russian language, which boasts one of the richest cultural heritages. Understanding cultural aspects in language education can enhance students' awareness of different cultures, improve communication, and strengthen their connections to their home culture. This article discusses the relationship between the Russian language and its culture, emphasizing the importance of cultural components in language education. It addresses challenges faced by non-native speakers, such as the Cyrillic alphabet, pronunciation, grammar, and vocabulary. It also highlights the historical and contemporary significance of Russian culture, literature, education, and politics. This article also discusses strategies to overcome these challenges, such as breaking learning into smaller parts, using mnemonics, and practicing continuously.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА: БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО СТРУКТУРА ЯЗЫКА»

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА: БОЛЬШЕ, ЧЕМ

ПРОСТО СТРУКТУРА ЯЗЫКА

Зана Махмоод Аббас, аспирант

Научный руководитель: Т.В. Самосенкова, д-р пед. наук, профессор Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Россия, г. Белгород)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-92-97

Аннотация. Более 270 миллионов человек говорят на русском языке, который имеет одно из самых богатых культурных наследий. Понимание культурных аспектов в языковом образовании может повысить осведомленность студентов о различных культурах, улучшить коммуникацию и укрепить их связи с родной культурой. В данной статье обсуждается взаимосвязь русского языка и его культуры, акцентируя важность культурных компонентов в языковом образовании. Рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются носители других языков, такие как кириллица, произношение, грамматика и словарный запас. Также подчеркивается историческое и современное значение русской культуры, литературы, образования и политики. В статье также обсуждаются стратегии преодоления этих препятствий, такие как разделение обучения на более мелкие части, использование мнемоник и непрерывная практика.

Ключевые слова: русский язык; обучение; коммуникация; культурная интеграция; культурные препятствия.

Действительно, русский язык не только инструмент общения, но и ключ к его многогранным культурным аспектам, сохраненным в литературе, искусстве и повседневной жизни. Более 270 миллионов людей по всему миру говорят по-русски, раскрывая все культурные особенности и традиции самой крупной страны мира. Следовательно, изучение русского языка не ограничивается освоением алфавита и грамматики, но также включает знакомство с историей и характером народа, таким образом, каждое слово или фраза демонстрирует глубину культурного наследия. Интеграция культурных элементов в методику обучения русскому языку улучшает межкультурное восприятие и способствует эффективности общения [4, 9].

Более того, такой подход не только расширяет гуманистический и морально-нравственный кругозор учащихся благодаря связанным с ним приключениям, но и укрепляет их связи с родной культурой, делая обучение более целенаправленным и приятным. Будь то изучение прошлого России, ее выдающегося художественного наследия или различных этнических особенностей, слившихся в ее огромном язы-

ковом многообразии, студенты оказываются погруженными в мир сложностей лексики и грамматики [15].

Русский язык обладает многогранным способом придания идентичности своим носителям и, в значительной степени, связан с богатой литературой, образованием и политикой страны. Этот раздел рассматривает значимость русского языка для народа и его культуры. Использование этого языка привело к формированию традиции знакомства с литературой, среди которой такие великие произведения, как труды Льва Толстого, Федора Достоевского, Александра Пушкина и других. Такое литературное наследие создает хорошее представление о культуре России на мировой арене и придает стране интеллектуальный капитал. Главным образом используясь в области образования и масс-медиа в России, он является не только средством общения, но и обеспечивает цепь культурных ценностей и социальных норм. В своих навыках и экспертизе, необходимых в политических вопросах и бизнесе, он поддерживает карьерную мобильность внутри государства [3]. Факт многонационально-сти России, различные этнические группы,

проживающие там, и различные культурные и наследственные ценности. Связующая сила между ними проявляется общим языком "русский", который отражает общие черты. Согласно программе "Русский мир", русский язык может быть инструментом активации процессов формирования национальной идентичности и, одновременно, формирования влияния России в стране и за ее пределами.

Еще одной причиной, которая могла бы объяснить, почему русский язык играет такую огромную роль в формировании идентичности, может быть влияние языка службы для Русской Православной Церкви, называемого "Церковнославянский", на формы русского языка и культуры. Это усложняет задачу для изучающих язык в понимании того, насколько глубока связь русского языка с национальной идентичностью на самом деле. Язык не только средство общения, но и носитель ценностей, исторического повествования и духа социальной принадлежности среди людей России [12].

Влияние культурных идентичностей на изучение языка

Для истинного погружения в русский язык и его ощущения необходимо распознать каждую традицию, привычку и окружение — общекультурные элементы — важные сегменты культуры страны, переданные из поколения в поколение. Необходимо включить фактор культуры в уроки русского языка, где студентов призывают стать участниками событий, которые могут включать людей из других культур и неизбежно принять ответственность друг перед другом. Затем студентов нужно побуждать приобретать русскую культуру, овладевая, как и в любой другой живой культуре, так называемыми «пятью навыками»: чтение, письмо, разговор, перевод. Им также говорят, что они приобретут хорошее чувство и суждение о других культурах. В одном из исследований, посвященных инструктивному изучению английского языка. В этом исследовании рассматривается, насколько важно быть чутким к представителям других культур в процессе изучения языка [1].

Основная идея заключается в том, что знание социальных различий значительно облегчает изучение языка; знание различий в том, как говорят и действуют русские, англичане, их язык тела. Учителя несут ответственность за руководство своими студентами в этом процессе, помогая им приобрести русский способ мышления и ценность хорошего письма на русском языке. Также необходимо хорошо владеть общим способом мышления, что помогает в изучении языка. В истории русского языка и культуры можно найти комплекс отношений, изменений и событий, которые сформировали нынешнее состояние вещей [5, 14].

С этими изменениями были представлены некоторые времена и группы, оказавшие влияние на славянский язык и литературу: монгольская эпоха, с большими литературными и языковыми изменениями, а также Русская православная церковь. Путь, по которому русский язык менялся со временем, синонимичен тому, как история России была полна потрясений, изменений в вере и великих произведений. Изучение русского языка - это странное путешествие во времени, которое показывает, какой неровной и извилистой была история этой страны. Включение культурного понимания даже в уроки языка может сделать обучение русскому языку легким и помочь преодолеть культурные барьеры на пути к курсу средней школы и улучшить общие языковые навыки [7]. Кроме того, Русская Православная Церковь и ее литургический язык, Церковнославянский, в значительной степени повлияли на русскую речь и культуру. Церковнославянский действительно обогатил русский язык множеством слов и выражений [2].

Во время литургических служб Церковнославянский все еще используется с очень высокой частотой, подчеркивая того, кто несет на себе очень долгую религиозную традицию. Это потому, что язык и культура находились под контролем Церкви, указывая тем самым на некоторое историческое разделение - историческую силу Церкви. Власть Церкви простирается далеко за пределы духовности, охватывает социальные и политические сферы, 41% населения приписаны к Церковному при-

ходу. Церковь восстановила своё достоинство и влияние после коммунизма, возвращаясь к статусу самого доверенного института в обществе и ориентира для морального руководства. Таким образом, Православная Церковь проникает во все сферы российской жизни, и все же многие люди не придерживаются ее, а следуют народным верованиям, включая духовные представления о лесе, домашних духах и медицинской практике. Эта игра религии с языком и культурой является свидетельством того, насколько всеобъемлющей является власть Церкви среди русских [10].

Культурные препятствия в обучении языку для носителей, не являющихся родными

Преподавание русского языка неродным носителям включает в себя сложную культурную и языковую матрицу проблем, которые необходимо рассматривать методично. Структурные особенности языка не ограничиваются учебным пространством, так как эти культурные, а, возможно, и 'хитрые' социополитические тонкости присущи многим аспектам вне языкового класса. Хотя связь языка с национальной идентичностью является важнейшей, студенты нового языка также должны справляться с гораздо более сложным контекстом, насыщенным культурными особенностями.

Эти вызовы широко относятся к алфавитному и фонетическому уровню, использованию грамматики и словарного запаса, а также к культурным особенностям в общении. Алфавит Кириллицы, с другой стороны, имеет 33 символа, что само по себе является вызовом из-за сложности звуков, обозначаемых этими символами. Преодоление таких барьеров требует нестандартных стратегий, например, применения обучения кусочками, мнемоники и постоянной тренировки. Шесть падежей и два вида глаголов, вместе с гибким порядком слов в русской грамматике, создают достаточную причину для очень тщательного изучения на основе контекста. Регулярная практика обучения в контексте русских медиа может способствовать пониманию и практическому применению правил грамматики и словарного запа-

са [8]. Учащиеся часто сталкиваются с проблемами непонимания и недопонимания из-за культурных норм и ценностей, что приводит к ошибкам или менее эффективному общению, но это неотъемлемая часть того, что учащиеся должны быть очень внимательны и чувствительны к тому, чтобы стать эффективными пользователями языка. Для преодоления этих барьеров студентов следует подвергать реалистичным целям, проводить интересные занятия в их учебном процессе и сосредоточиться на маленьких достижениях, сделанных ими.

Таким образом, глубокий многогранный подход интегрируется с обучением и использованием русского языка с высочайшим уровнем знания культурных особенностей, которая рождается из понимания и ценности языка. Это направлено на значительное улучшение качества обучения и средств коммуникации. Стратегии и идеи включают культуру в преподавание местного языка, ежедневное общение, понимание культурных тонкостей и развитие социокультурных компетенций и диалог культур. Их применение становится огромной помощью для учащихся в маневрировании сложностями, связанными с русским языком, которые имеют далеко идущие последствия, и это будет лучшим способом минимизировать культурные различия и повысить языковую компетентность в целом. Это даст студентам гораздо более насыщенный и полный опыт межкультурного общения, позволяя им оценить глубокое наследие и систему ценностей, связанных с русскоязычными сообществами [13].

Культурная интеграция через изучение языка

Важно интегрировать культуру в язык, который предстоит изучить. Это должно осуществляться с помощью разнообразных образовательных стратегий и методологий, раскрывая не только развитие языка, но и понимание контекста культуры. Культурный аспект - это то, что должно быть включено в содержание учебного плана по русскому языку учителями, тем самым помогая учащимся как в овладении концепциями языка, так и в улучшении уров-

ня своего выражения [15]. Это будет знание в двух основных направлениях: во-первых, базовое знание самого русского языка; во-вторых, знание того, как это применять на практике во время общения, строго следуя культурным нормам и правилам [11]. Цель вводного курса «Русская культура» - расширить знания, пробудить интерес и обеспечить понимание уникальных национальных явлений; также совершенствуются навыки чтения и понимания. Мультикультурный и поликультурный подход в образовании способствует интеграции и помогает решать проблемы в обществе, возникающие по вопросам ксенофобии и межэтнических напряженностей. Важность этих аспектов в развитии поликультурной личности не может быть переоценена, особенно в свете времени и возраста, когда мир более связан [6]. Эти стратегии продолжают уделять больше внимания всестороннему изучению языка, при этом знание культуры языка так же важно, как и владение языком.

Стратегии преодоления культурных и языковых барьеров

Конкретно, изучение стратегического подхода к русскому языку является своеобразным сплавом между пониманием элементов культурных проблем и практикой изученного языка. Некоторые сталкиваются с сложностями алфавита и произношения, где акцент делается на кириллическом алфавите и активном слушании через практическое применение в родном русском языке. Эти три компонента -грамматика, словарный запас и формы глагола - должны быть поняты в контексте предложения, а не наизусть. Овладение идиоматическими выражениями может происходить автоматически через контакт с русскими медиа, тогда как совершенные/несовершенные формы глагола запоминаются только через разговорные и письменные упражнения [6].

Таким образом, мотивация, возможности для практики и культурное взаимодействие равноценны и составляют важную часть изучения русского языка. Это важно для преподавателей и студентов установите достижимые цели, внесите интересные

активности в учебный процесс и отмечайте прогресс, чтобы поддерживать мотивацию. Возможности для практики могут быть расширены с помощью использования платформ для языкового обмена, таких как возможности присутствия на социальных сетях русскоговорящих и создания виртуальной среды погружения. Знакомство и слияние с культурой возможно, становясь частью интересной для вас русской культуры. Для приобретения дополнительных языковых навыков с интересной точки зрения включите русское радио или посетите российские новостные или тематические веб-сайты. Учащиеся, которые примут эти стратегии, будут лучше оснащены для эффективного управления тонкостями русского языка, и они значительно улучшат свою квалификацию и понимание культурных элементов.

Заключение

Изучение русского языка открывает захватывающее приключение, гораздо большее, чем изучение слов и грамматики; это потянет вас к ядру русской культуры, истории и идентичности. Наша работа затронула тот факт, что включение культурных элементов действительно обогащает опыт обучения, питает языковую компетентность, создает целостную связь и понимание русской этики. Таким образом, эти вызовы и тонкости языка, с информационными стратегиями и открытым подходом к культурным особенностям, разблокируют более значимый и обогащенный путь для учащихся освоить русский язык.

Наконец, миссия изучения русского языка изображается не только как академическая задача, но и как мост к культурной погруженности и пониманию. Обе эти тенденции помогут в поддержании баланса между лингвистической жесткостью и культурной хрупкостью, побуждая учащегося погрузиться полностью в язык и его культурную ткань. Наконец, нет сомнений в том, что владение русским открывает двери, ведущие в интеллектуальный мир богатства и глубины культуры, предлагая понимание души этой наиболее интригующей нации.

Библиографический список

1. Erkin X., Munavvar Y. Influence OF Intercultural Communication On Second Language Acquisition In The Context Of Russian And English-Speaking Cultures // International scientific journal "Science and Innovation." - 2024. - C. 719-723.

2. Evason N. Russian - Religion. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://culturalatlas.sbs.com.au/russian-culture/russian-culture-religion (accessed: 31.03.2024).

3. How does the Russian language impact and shape culture in Russia? // Quora. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.quora.com/How-does-the-Russian-language-impact-and-shape-culture-in-Russia (accessed: 24.03.2024).

4. Keystone Team. Study in Russia: Language & Culture. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.educations.com/study-guides/europe/study-in-russia/language-culture-13342 (accessed: 23.03.2024).

5. Kline F. The Influence of Religion on Russian Culture // Prof. Quails' Course Blogs. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://blogs.dickinson.edu/quallsk/2015/09/24/the-influence-of-religion-on-russian-culture/ (accessed: 31.03.2024).

6. Kourova A., Mihai F.M. Building Bridges with Language and Culture in Russia (Fulbright-Hays Group Project Abroad) on JSTOR. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/27213061 (accessed: 31.03.2024).

7. Russian language | Origin, History, Dialects, & Facts // Encyclopedia Britannica. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.britannica.com/topic/Russian-language (accessed: 28.03.2024).

8. Rutt L. Ethno-Linguistic Identity in Russia and Ukraine - Confluence. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://confluence.gallatin.nyu.edu/sections/research/ethno-linguistic-identity-in-russia-and-ukraine (accessed: 31.03.2024).

9. Rzhevsky N. The Cambridge Companion to Modern Russian Culture / N. Rzhevsky, Cambridge University Press, 2012.

10. Schmemann A. Foundations of Russian Culture / A. Schmemann, Holy Trinity Publications, 2023.

11. Sinyagina N. Y., Rayfschnayder T. Y. The Policy Of Multicultural Education In Russia: Focus On Personal Priorities // International Journal Of Environmental & Science Education. -2016. - № 18 (11). - C. 12613-12628.

12. Tiido A. The Russian Language as a Soft Power Tool: The Construction of National Identity by the Kremlin - ICDS // ICDS. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://icds.ee/en/the-russian-language-as-a-soft-power-tool-the-construction-of-national-identity-by-the-kremlin/ (accessed: 25.03.2024).

13. Vera Breaking Down Barriers: Overcoming Challenges in Learning Russian. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.listlang.com/blog/overcoming-challenges-in-learning-russian/ (accessed: 31.03.2024).

14. Verbalplanet The Evolution of the Russian Language: A Historical Journey. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.verbalplanet.com/learn-russian/blog/the-evolution-of-the-russian-language.asp (accessed: 30.03.2024).

15. Zhang S. An Analysis of the Importance of Infiltrating Culture in Russian Language Teaching // Proceedings of the 2022 International Conference on Science Education and Art Appreciation (SEAA 2022). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.atlantis-press.com/proceedings/seaa-22/125976919 (accessed: 24.03.2024).

THE IMPACT OF CULTURE ON LEARNING RUSSIAN: MORE THAN JUST LANGUAGE STRUCTURE

Zana Mahmood Abbas, Postgraduate Student

Supervisor: T.V Samosenkova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Belgorod State National Research University (Russia, Belgorod)

Abstract. More than 270 million people speak the Russian language, which boasts one of the richest cultural heritages. Understanding cultural aspects in language education can enhance students' awareness of different cultures, improve communication, and strengthen their connections to their home culture. This article discusses the relationship between the Russian language and its culture, emphasizing the importance of cultural components in language education. It addresses challenges faced by non-native speakers, such as the Cyrillic alphabet, pronunciation, grammar, and vocabulary. It also highlights the historical and contemporary significance of Russian culture, literature, education, and politics. This article also discusses strategies to overcome these challenges, such as breaking learning into smaller parts, using mnemonics, and practicing continuously.

Keywords: Russian language, learning, communication, cultural integration, cultural hurdles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.