Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
56
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский язык / языковая теория / лингвистика / методы изучения языка / языковая политика / языковая адаптация / многоязычие / культурная трансляция / коммуникация / языковая эффективность / Russian language / language theory / linguistics / language learning methods / language policy / language adaptation / multilingualism / cultural translation / communication / language effectiveness

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хуэй Ланьсинь, В.И. Сыроватская

Статья представляет собой глубокий анализ основных теоретических направлений в лингвистике, посвященных структуре и эволюции русского языка. Рассматриваются ключевые теории, охватывающие языковую динамику, семантику и синтаксис, а также влияние социокультурных факторов на развитие языка. Особое внимание уделяется теоретическим методам изучения языка, включая современные лингвистические подходы и инструменты анализа. Разбирается влияние языка на формирование образа мышления, адаптацию в социуме и культурное наследие. Статья также обсуждает актуальные тенденции в теоретическом подходе к изучению русского языка в современном мире, включая использование новых технологий и междисциплинарные исследования. Это исследование представляет всесторонний взгляд на теоретические аспекты языковой науки, способствуя более глубокому пониманию роли русского языка в современном обществе и культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF LEARNING AND USING THE RUSSIAN LANGUAGE

The work is an in-depth analysis of the main theoretical directions in linguistics devoted to the structure and evolution of the Russian language. The key theories covering language dynamics, semantics and syntax, as well as the influence of socio-cultural factors on language development are considered. Special attention is paid to theoretical methods of language learning, including modern linguistic approaches and analysis tools. The influence of language on the formation of a way of thinking, adaptation in society and cultural heritage is analyzed. The article discusses current trends in the theoretical approach to learning Russian in the modern world, including the use of new technologies and interdisciplinary research. This study provides a comprehensive look at the theoretical aspects of language science, contributing to a deeper understanding of the role of the Russian language in modern society and culture.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»

грамотности. Однако внедрение этих технологий должно происходить с учётом различных проблем и вызовов, чтобы обеспечить равные возможности для всех студентов;

- конкретизировали исходный уровень готовности будущих педагогов к интеллектуальному воспитанию обучающихся (провели констатирующий эксперимент), наметили пути формирующего эксперимента и смоделировали механизм создания специальных педагогических условий, обеспечивающих формирование данного вида готовности. В статье представлена критериально-диагностическая база готовности будущих педагогов к интеллектуальному

Библиографический список

воспитанию личности обучающихся, уточнены методы педагогической диагностики.

Результаты формирующего эксперимента находятся на заключительном этапе обработки. Разработан авторский дистанционный курс «Педагогическое взаимодействие с интеллектуально воспитанными детьми в современных образовательных реалиях», который охватывает актуальные вопросы феномена интеллектуального воспитания, специфику педагогического взаимодействия с данной категорией обучающихся, а также реализацию педагогического сопровождения интеллектуально воспитанной личности.

1. Федотова Е.Л. К вопросу организации подготовки специалистов в области воспитания в условиях вуза. Воспитание: региональный аспект. Проблемы, пути решения, опыт. Иркутск: ИГУ, 2019: 8-13.

2. Gralewski J., Karwowski M. Are teacher's ratings of student's creativity related to students' divergent thinking? A meta-analysis. Thinking Skills and Creativity. 2019; Vol. 33, 100583.

3. Гилфорд Дж. Некоторые изменения в модели структуры интеллекта. Учебно-психологическое измерение. 1988; Т. 48, № 1: 1-4.

4. Холодная М.А., Гельфман Э.Г Психодидактические образовательные технологии как фактор интеллектуального воспитания учащихся. Народное образование. 2014; № 8 (1441): 111-119.

5. Артюхина М.С. Интеллектуальное воспитание обучающихся в контексте интерактивных технологий обучения. Педагогика и просвещение. 2014; № 4: 42-50.

6. Минюрова С.А. Интеллектуальное воспитание как право быть умным. Екатеринбург, 2019.

7. Самус Е.В. Содержание интеллектуального воспитания в современном образовательном процессе. В мире научных открытий. 2011; № 4-1(16): 550-557.

8. Raven J. Education and sociocybernatics. Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017; Т. 6, № 3 (20): 289-296.

9. Никитина Е.А. К вопросу об использовании информационно-коммуникационных технологий в воспитательной работе. КонференциумАСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Москва: АСОУ, 2016: 931-932.

10. Богоявленская Б.В. и др. Рабочая концепция одаренности. Москва: Раменская типография, 2003.

References

1. Fedotova E.L. K voprosu organizacii podgotovki specialistov v oblasti vospitaniya v usloviyah vuza. Vospitanie: regional'nyjaspeki. Problemy, putiresheniya, opyt. Irkutsk: IGU, 2019: 8-13.

2. Gralewski J., Karwowski M. Are teacher's ratings of student's creativity related to students' divergent thinking? A meta-analysis. Thinking Skills and Creativity. 2019; Vol. 33, 100583.

3. Gilford Dzh. Nekotorye izmeneniya v modeli struktury intellekta. Uchebno-psihologicheskoe izmerenie. 1988; T. 48, № 1: 1-4.

4. Holodnaya M.A., Gel'fman 'E.G. Psihodidakticheskie obrazovatel'nye tehnologii kak faktor intellektual'nogo vospitaniya uchaschihsya. Narodnoeobrazovanie. 2014; № 8 (1441): 111-119.

5. Artyuhina M.S. Intellektual'noe vospitanie obuchayuschihsya v kontekste interaktivnyh tehnologij obucheniya. Pedagogika iprosveschenie. 2014; № 4: 42-50.

6. Minyurova S.A. Intellektual'noe vospitanie kak pravo byt umnym. Ekaterinburg, 2019.

7. Samus E.V. Soderzhanie intellektual'nogo vospitaniya v sovremennom obrazovatel'nom processe. V mire nauchnyh otkrytij. 2011; № 4-1(16): 550-557.

8. Raven J. Education and sociocybernatics. Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017; T. 6, № 3 (20): 289-296.

9. Nikitina E.A. K voprosu ob ispol'zovanii informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v vospitatel'noj rabote. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. Moskva: ASOU, 2016: 931-932.

10. Bogoyavlenskaya B.V. i dr. Rabochaya koncepciya odarennosti. Moskva: Ramenskaya tipografiya, 2003.

Статья поступила в редакцию 19.12.23

УДК 371

Hui Lanxin, MA, Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication, Southern Federal University (Rostov-on-Don, Russia), E-mail: lesuya726@gmail.ru

Syrovatskaya V.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Humanities and Mathematical Disciplines, North Caucasus Federal University

(Nevinnomyssk, Russia), E-mail: vale.syrovatskaya@yandex.ru

THEORETICAL ASPECTS OF LEARNING AND USING THE RUSSIAN LANGUAGE. The work is an in-depth analysis of the main theoretical directions in linguistics devoted to the structure and evolution of the Russian language. The key theories covering language dynamics, semantics and syntax, as well as the influence of socio-cultural factors on language development are considered. Special attention is paid to theoretical methods of language learning, including modern linguistic approaches and analysis tools. The influence of language on the formation of a way of thinking, adaptation in society and cultural heritage is analyzed. The article discusses current trends in the theoretical approach to learning Russian in the modern world, including the use of new technologies and interdisciplinary research. This study provides a comprehensive look at the theoretical aspects of language science, contributing to a deeper understanding of the role of the Russian language in modern society and culture.

Key words: Russian language, language theory, linguistics, language learning methods, language policy, language adaptation, multilingualism, cultural translation, communication, language effectiveness

Хуэй Ланьсинь, магистр, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»,

г. Ростов-на-Дону, E-mail: lesuya726@gmail.ru

В.И. Сыроватская, канд. пед. наук, доц., ФГАОУ ВО НТИ «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Невинномысск, E-mail: vale.syrovatskaya@yandex.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Статья представляет собой глубокий анализ основных теоретических направлений в лингвистике, посвященных структуре и эволюции русского языка. Рассматриваются ключевые теории, охватывающие языковую динамику, семантику и синтаксис, а также влияние социокультурных факторов на развитие языка. Особое внимание уделяется теоретическим методам изучения языка, включая современные лингвистические подходы и инструменты анализа. Разбирается влияние языка на формирование образа мышления, адаптацию в социуме и культурное наследие. Статья также обсуждает актуальные тенденции в теоретическом подходе к изучению русского языка в современном мире, включая использование новых технологий и междисциплинарные исследования. Это исследование представляет всесторонний взгляд на теоретические аспекты языковой науки, способствуя более глубокому пониманию роли русского языка в современном обществе и культуре.

Ключевые слова: русский язык, языковая теория, лингвистика, методы изучения языка, языковая политика, языковая адаптация, многоязычие, культурная трансляция, коммуникация, языковая эффективность

Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что она является важной в современном контексте, так как русский язык представляет собой не только средство общения, но и зеркало культурного, исторического и социального развития общества. Изучение теоретических аспектов русского языка

помогает не только лингвистам, но и общественным наукам лучше понять влияние языка на формирование сознания, взаимодействие культур и эволюцию общества. Данную тему в своих исследованиях затрагивали такие авторы, как Роман Якобсон: своих трудах об искусстве и языке автор акцентировал внимание

на роли языка в выражении эмоций и формировании культурных кодов; Андрей Зализняк: лингвист внес значительный вклад в изучение структуры русского языка, обращая внимание на семантические и синтаксические особенности; Леонид Георгиевич Гак: российский лингвист и филолог занимался исследованиями в области языковой теории и структуры русского языка, выдвигая новаторские идеи в понимании языковых явлений. Исследования этих авторов подчеркивают актуальность теоретических аспектов изучения русского языка, внося вклад в современную лингвистику и общественные науки [1, с. 126-130].

Цель данной статьи заключается в глубоком анализе теоретических аспектов изучения и использования русского языка с целью предоставления всестороннего понимания его структуры, эволюции, а также роли в культуре и обществе.

Задачи статьи, которые необходимо решить для достижения этой цели, выглядят следующим образом:

1. Изучить основные теории лингвистики, посвященные структуре и эволюции русского языка.

2. Проанализировать влияние социокультурных факторов на развитие русского языка.

3. Рассмотреть теоретические методы изучения языка, включая инструменты анализа и современные лингвистические подходы.

4. Разобрать влияние языка на формирование образа мышления и социокультурное взаимодействие.

5. Проанализировать актуальные тенденции в теоретическом подходе к изучению русского языка в современном мире, включая использование новых технологий и междисциплинарные исследования.

Эта статья призвана предоставить читателям углубленное знание о теоретических аспектах русского языка, открывая перспективы для дальнейших исследований и обсуждений в области лингвистики и общественных наук.

При написании данной статьи использовались следующие методы:

1. Литературный обзор: анализ существующей литературы и теоретических работ, включая труды выдающихся лингвистов и исследователей, таких как Роман Якобсон, Андрей Зализняк, Леонид Гак, что позволяет представить исчерпывающий обзор темы.

2. Сравнительный анализ: исследование различных точек зрения и подходов к изучению русского языка, включая сопоставление теорий, методов исследования, а также выводы различных авторов.

Научная новизна состоит в том, что данная статья демонстрирует новый взгляд на теоретические аспекты изучения и использования русского языка, включая современные тенденции и инновационные методы исследования. Новизна заключается также в комплексном анализе, объединяющем лингвистические, социокультурные и технологические подходы.

Теоретическая значимость заключается в том, что статья вносит вклад в развитие лингвистики, предлагая углубленное понимание механизмов функционирования русского языка в современном обществе. Она расширяет теоретическую базу, предоставляя новые интерпретации и перспективы для исследования языковых явлений.

Практическая значимость видится в том, что статья предлагает конкретные возможности применения результатов исследования в практической деятельности, например, с использованием современных технологий для более эффективного изучения и использования русского языка. Это может быть полезным как для образовательных учреждений, так и для предприятий, внедряющих инновационные методы коммуникации.

В современном обществе значение русского языка становится все более существенным как средства коммуникации, культурного наследия и ключевого элемента образования. Теоретические аспекты изучения и использования русского языка охватывают широкий спектр вопросов, связанных с его структурой, развитием и влиянием на культурные и социальные аспекты общества.

Теоретический анализ русского языка начинается с изучения его структуры. Грамматика, лексика, фонетика - каждый аспект представляет собой элементарные строительные блоки, определяющие языковую систему. Эволюция русского языка отражает исторические, культурные и социальные изменения, создавая многогранный лингвистический портрет нации [2, с. 423].

Эволюцию русского языка можно условно разделить на 4 периода:

1. Древнерусский период: начало русского языка уходит в древнерусский период (Х|-М века). В это время сформировались основы грамматики и лексики. Древнерусский текст «Слово о полку Игореве» - один из первых памятников русской литературы.

2. Влияние церкви и славянских языков: церковь и христианство оказали существенное влияние на русский язык, внеся множество церковнославянских слов и терминов. Это стало важным этапом в эволюции языка.

3. Заимствования из Европейских языков: в период Российской империи ^Ш-Х1Х века) русский язык активно заимствовал слова из французского, немецкого и других европейских языков. Это было связано с модой, образованием и научными достижениями.

4. Современный период: современный русский язык продолжает эволюцию, впитывая новые тенденции, технологии и культурные изменения. Массовое распространение Интернета и медийных платформ внесли свои коррективы, создав новые лингвистические формы и выражения [3, с. 201-203].

Данные этапы сформировали структуру русского языка, которая представлена в табл. 1 [4, с. 262-263].

Таблица 1

Структура русского языка

Наименование Описание

Фонетика и звуковая система Русский язык имеет богатую систему звуков. Фонетика описывает произношение звуков, их взаимодействие и ударение в словах. Различие между твердыми и мягкими согласными, а также широкий набор гласных является характерной чертой [5, с. 233]

Грамматика и синтаксис Грамматика русского языка базируется на падежной системе (именительный, родительный, дательный, винительный и др.), что определяет функцию слова в предложении. Существительные, прилагательные и глаголы изменяются с учетом падежа, числа и рода [5, с. 234]

Лексика Русская лексика берет свое начало от славянских и древнерусских корней, но она также обогащена за счет заимствований из других языков. Большое количество синонимов и разнообразие лексических значений делают русский язык многозначным и выразительным [5, с. 235]

Письменность Русский алфавит основан на кириллическом письме. Включает 33 буквы, каждая из которых представляет определенный звук. Орфография русского языка обладает своими правилами, включая ударение, написание сочетаний гласных и согласных [5, с. 235]

Для того чтобы доказать тот факт, что структура русского языка подвержена влиянию социальных и культурных аспектов, ниже определена роль русского языка в культуре и социуме:

1. Культурное зеркало: язык является отражением культурных ценностей и традиций. Лексика, фразеология и тропы отражают уникальные черты мышления и восприятия мира внутри определенной культуры. Разнообразие лингвистических выражений создает культурное «зеркало», позволяя людям изучать и понимать свою и чужую культуры [13, с. 15].

2. Сохранение истории: язык является неотъемлемой частью истории. Древние тексты, литературные произведения, народные песни и легенды хранят в себе наследие прошлого. Каждый язык пронизан своей уникальной историей, создавая мост между поколениями и сохраняя культурные корни.

3. Инструмент социальной идентификации: язык является ключевым элементом социальной идентичности. Он отражает социальный статус, возраст, пол, образование и принадлежность к определенной группе. Успешное использование языка в определенном контексте может служить инструментом социальной адаптации и принятия [12, с. 213-214].

4. Трансляция ценностей и понятий: язык транслирует культурные ценности, нормы и понятия. Слова, используемые в языке, несут в себе целые системы ценностей. Они формируют понимание того, что считается важным, почитаемым и допустимым в определенном социуме.

5. Творческое выражение: литературные искусства, поэзия, проза - все эти формы творчества возможны благодаря языку. Язык становится художе-

Таблица 2

Основные методы изучения русского языка

Название Описание

Грамматикальный метод Фокусируется на изучении грамматических правил и структур языка. Студенты анализируют правила, строят предложения и учатся разбираться в грамматических конструкциях

Коммуникативный метод Основывается на развитии навыков общения. Уроки ориентированы на практическое применение языка в реальных ситуациях, акцент делается на разговорной практике

Аудирование и чтение Изучение русского языка включает в себя слушание аудиоматериалов (песни, аудиокниги) и чтение текстов разной сложности. Этот метод способствует развитию словарного запаса и пониманию реальной речи [9, с. 74]

Метод обучения с использованием технологий Использование мобильных приложений, он-лайн-курсов, образовательных платформ и языковых приложений обогащает процесс обучения, делая его интерактивным и доступным в любое время

Изучение через игры Игровые методики привносят элементы развлечения в процесс обучения, что делает его более увлекательным и эффективным, особенно для младших студентов

ственным инструментом для выражения чувств, идей и фантазий. Литературные произведения также формируют культурный канон и определяют художественные стандарты [6, с. 73].

Роль языка в культуре и социуме нельзя переоценить. Он является живым органом, отражающим динамику общества и являющимся связующим звеном между людьми и их культурным наследием [7, с. 172-173].

Исторические и социокультурные факторы оказывают влияние на различные аспекты структуры русского языка:

- лексика - новые слова и термины появляются в результате исторических и социокультурных изменений [8, с. 29];

- грамматика - изменения в грамматических конструкциях могут быть связаны с историческими и социокультурными факторами;

- фонетика - произношение звуков может меняться под влиянием исторических и социокультурных факторов [8, с. 29];

- стилистика - различные стили и регистры языка могут быть связаны с историческими и социокультурными особенностями [8, с. 29].

Теоретический аспект изучения русского языка также включает в себя анализ эффективных методов обучения (табл. 2).

Комбинирование этих методов в зависимости от уровня студента и его целей способствует более полному и эффективному освоению русского языка. Развитие навыков чтения, письма, говорения и слушания взаимодействует с педагогическими стратегиями, направленными на обогащение словарного запаса, совершенствование грамматических навыков и формирование языковой компетенции [10, с. 103-104].

Развитие цифровых технологий оказывает существенное влияние на образовательную среду, включая процесс изучения языков, таких как русский. В этом контексте электронные учебники, онлайн-курсы, мобильные приложения и другие цифровые инструменты становятся все более популярными среди преподавателей и студентов (табл. 3).

Таким образом, технологии активно формируют современную среду обучения русскому языку, делая его более доступным, интерактивным и эффективным.

В заключение отметим, что изучение и использование русского языка остаются актуальными и важными в современном мире, где язык является ключевым инструментом общения и культурного обмена. Теоретические аспекты, рассмотренные в статье, включают в себя разнообразные методы обучения, влияние технологий, а также практические и научные подходы к изучению языка.

Особое внимание стоит уделить индивидуализированному подходу к обучению, учитывая потребности и интересы студентов. С учетом этих аспектов, а также стремления к постоянному развитию и интеграции новых технологий можно достигнуть оптимальных результатов в области изучения и использования русского языка. Также практическая направленность данной статьи позволила выявить следующее:

1. Влияние технологий на изучение русского языка: современные технологии, такие как онлайн-курсы, мобильные приложения и языковые платформы,

Библиографический список

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цифровые технологии для изучения русского языка

Название Описание

Интерактивные образовательные платформы Виртуальные классы, онлайн-курсы и мобильные приложения предоставляют доступ к обучению в любом месте и в любое время. Это способствует гибкости в изучении языка, а также позволяет адаптировать учебные материалы под индивидуальные потребности [11, с. 185]

Технологии искусственного интеллекта Использование ИИ в образовании позволяет создавать персонализированные программы обучения, учитывая уровень знаний и особенности каждого студента. Технологии ИИ также активно применяются в создании интеллектуальных помощников и систем автоматической проверки письменных работ [11, с. 186]

Виртуальная реальность и дополненная реальность Технологии VR и AR создают иммерсивные обучающие среды, позволяя студентам «погружаться» в русскоязычную обстановку. Это способствует развитию навыков общения и восприятия реальных языковых контекстов [11, с. 186]

Аудио- и видеоматериалы Легкий доступ к аудио- и видеоурокам, подкастам и роликам на русском языке обогащает учебный процесс, обеспечивая аутентичное восприятие произношения, интонации и культурных особенностей [11, с. 185]

Социальные сети и языковые сообщества Использование социальных платформ для общения с носителями языка и участия в языковых сообществах способствует практическому применению полученных знаний, создавая возможность для регулярного общения на русском языке [14, с. 23]

играют ключевую роль в улучшении процесса изучения русского языка, делая его более доступным и интерактивным.

2. Методы обучения: основные методы, такие как грамматикальный, коммуникативный, аудирование и чтение, литературный и использование технологий, являются эффективным сочетанием для достижения максимальных результатов в освоении русского языка.

3. Значение практического опыта: опыт обучения в стране, где русский язык является официальным, считается важным элементом, способствующим погружению в языковую среду и быстрому улучшению навыков общения.

4. Индивидуализированный подход: статья подчеркивает важность учета индивидуальных потребностей студентов при выборе методов обучения, что может ускорить процесс усвоения материала.

1. Габзаева Д.И. Теоретические аспекты лексикологии в преподавании русского языка как иностранного в изучении РКИ. Актуальные научные исследования в современном мире. 2021; № 4-7(72): 126-130.

2. Каландаров УС., Тангриберганова ГО. About some methods of teaching the Russian language at the initial stage. Молодой ученый. 2021; № 25 (367): 422-424.

3. Лукьянова И.В. Русский язык в эпоху цифровой трансформации: проблемы и перспективы. Вестник науки. 2023; Т. 4, № 4 (61): 198-209.

4. Simakova M.S. Pragmatics of intercultural communications in studying Russian as a foreign language. Baltic Humanitarian Journal. 2021; Vol. 10, № 1 (34): 261-264.

5. Ахмедова М.А., Шониезова С.Н. Изучение русского языка как носитель языка. Экономика и социум. 2020; № 3 (70): 233-236.

6. Селедцова В.Н. Для изучения русского языка использование обучающих компьютерных программ на занятиях по русскому языку с иностранными военнослужащими. Вестник военного образования. 2019; № 4 (19): 70-74.

7. Ма Д. Причины возникновения межъязыковой грамматической интерференции при изучении русского языка носителями китайского языка. Вестник Таджикского национального университета. 2020; № 6: 171-176.

8. Ван Я. Влияние существующих знаний английского языка на изучение русского языка. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019; № 9-1: 29-31.

9. Кузнецова Е.Г Изучение глаголов движения в переносном значении на занятиях по русскому языку как иностранному (язык специальности). Современные проблемы науки и образования. 2020; № 2: 74.

10. Злобин А.А. Русский язык в современном мире: к вопросу повышения мотивации изучения русского языка как иностранного. Актуальные вопросы обучения зарубежных граждан в медицинских вузах: материалы V Российской научно-практической конференции с международным участием. Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет, 2020: 103-104.

11. Koval I.A. Learning Russian as a reason for the value orientations of high school students in France. Образование и социализация личности в современном обществе: материалы XIII Международной научной конференции. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022: 184-186.

12. Akimova E.N., Bezkorovaynaya G.T., lonova S.V. Active processes in modern Russian: possibilities of ecological and linguistic study. Science Journal of Volgograd State University. Linguistics. 2022; Vol. 21, № 6: 204-214.

13. Alekseeva M.V. Current topics of teaching and learning Russian at language. Academic Bulletin of the Yakutsk State Agricultural Academy. 2021: № 4 (21): 14-16.

14. Пахрудинова РО. Учет особенностей родного языка при изучении русского языка в дагестанской школе. Становление общества знания: новые стратегии науки: сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции: Б. и., 2019: 21-24.

References

1. Gabzaeva D.I. Teoreticheskie aspekty leksikologii v prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo v izuchenii RKI. Aktual'nye nauchnye issledovaniya v sovremennom mire. 2021; № 4-7(72): 126-130.

2. Kalandarov U.S., Tangriberganova G.O. About some methods of teaching the Russian language at the initial stage. Molodoj uchenyj. 2021; № 25 (367): 422-424.

3. Luk'yanova I.V. Russkij yazyk v 'epohu cifrovoj transformacii: problemy i perspektivy. Vestniknauki. 2023; T. 4, № 4 (61): 198-209.

4. Simakova M.S. Pragmatics of intercultural communications in studying Russian as a foreign language. Baltic Humanitarian Journal. 2021; Vol. 10, № 1 (34): 261-264.

5. Ahmedova M.A., Shoniezova S.N. Izuchenie russkogo yazyka kak nositel' yazyka. 'Ekonomika isocium. 2020; № 3 (70): 233-236.

6. Seledcova V.N. Dlya izucheniya russkogo yazyka ispol'zovanie obuchayuschih komp'yuternyh programm na zanyatiyah po russkomu yazyku s inostrannymi voennosluzhaschimi. Vestnik voennogo obrazovaniya. 2019; № 4 (19): 70-74.

7. Ma D. Prichiny vozniknoveniya mezh'yazykovoj grammaticheskoj interferencii pri izuchenii russkogo yazyka nositelyami kitajskogo yazyka. Vestnik Tadzhikskogo nacional'nogo universiteta. 2020; № 6: 171-176.

8. Van Ya. Vliyanie suschestvuyuschih znanij anglijskogo yazyka na izuchenie russkogo yazyka. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2019; № 9-1: 29-31.

9. Kuznecova E.G. Izuchenie glagolov dvizheniya v perenosnom znachenii na zanyatiyah po russkomu yazyku kak inostrannomu (yazyk special'nosti). Sovremennyeproblemynauki i obrazovaniya. 2020; № 2: 74.

10. Zlobin A.A. Russkij yazyk v sovremennom mire: k voprosu povysheniya motivacii izucheniya russkogo yazyka kak inostrannogo. Aktual'nye voprosy obucheniya zarubezhnyh grazhdan v medicinskih vuzah: materialy V Rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Volgograd: Volgogradskij gosudarstvennyj medicinskij universitet, 2020: 103-104.

11. Koval I.A. Learning Russian as a reason for the value orientations of high school students in France. Obrazovanie isocializaciya lichnosti v sovremennom obschestve: materialy XIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Krasnoyarsk: Krasnoyarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V.P. Astaf'eva, 2022: 184-186.

12. Akimova E.N., Bezkorovaynaya G.T., Ionova S.V. Active processes in modern Russian: possibilities of ecological and linguistic study. Science Journal of Volgograd State University. Linguistics. 2022; Vol. 21, № 6: 204-214.

13. Alekseeva M.V. Current topics of teaching and learning Russian at language. Academic Bulletin of the Yakutsk State Agricultural Academy. 2021: № 4 (21): 14-16.

14. Pahrudinova R.O. Uchet osobennostej rodnogo yazyka pri izuchenii russkogo yazyka v dagestanskoj shkole. Stanovlenie obschestva znaniya: novye strategii nauki: sbornik nauchnyh trudov po materialam VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: B. i., 2019: 21-24.

Статья поступила в редакцию 14.12.23

УДК 378

Avanesova T.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Admiral F. Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: avanesova1@mail.ru

Balyaeva S.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: bs702@mail.ru

Mitrakhovich V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Military Orders of Zhukov and Lenin Red Banner Academy of Communications n.a. Marshal of the Soviet

Union S.M. Budyonny (Saint Petersburg, Russia), E-mail: V_mitrakhovich@mail.ru

ANALYSIS OF THE STAGES OF TECHNOLOGY DEVELOPMENT AND METHODOLOGY OF PEDAGOGICAL DESIGN OF E-LEARNING. The article presents an analysis of periods of using various technologies to prepare for professional activity in accordance with the set goal. The introduction of e-learning into the practice of training specialists is relevant, since it opens up new opportunities for mastering professional activities in a short period of time. The modernization of new versions of technologies occurs as a result of the analysis of the application of the old ones, taking into account all the comments of practical application. Individual elements of skills are practiced by the simplest simulators, while the complex of actions is brought to automatism with the help of complex technologies. Educational software products act as a virtual educational environment for creating various professional situational tasks in order to solve them correctly. The solution of the problem under consideration necessarily involves the justification and development of a methodology for designing computer training technologies. Contradictions have been revealed confirming the need to carry out this scientific research. The methods and procedures of didactic design of learning technologies in the form of project-oriented classification features of e-learning have been presented. The hierarchical structure of the automated learning system and the empirical rules for evaluating the capabilities of didactic systems are interrelated. The methodology of EO design includes didactic design and construction of the learning process.

Key words: analysis of learning technologies, didactic design, methodological design, methods and procedures, virtual educational environment, training software products, expert systems, classification features of e-learning

Т.П. Аеанесоеа, д-р пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: avanesova1@mail.ru

С.А. Баляееа, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: bs702@mail.ru

B.А. Митрахоеич, д-р пед. наук, проф., Военная орденов Жукова и Ленина Краснознамённая академия связи имени Маршала Советского Союза

C.М. Будённого, г. Санкт-Петербург, E-mail: V_mitrakhovich@mail.ru

АНАЛИЗ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена анализу периодов использования различных технологий для подготовки к профессиональной деятельности в соответствии с поставленной целью. Внедрение электронного обучения в практику подготовки специалистов актуально, поскольку открывает новые возможности освоения профессиональной деятельности за короткий период времени. Модернизация новых версий технологий происходит в результате анализа применения старых с учётом всех замечаний практического внедрения. Отдельные элементы навыков отрабатываются простейшими тренажёрами, в то время как комплекс действий доводится до автоматизма с помощью сложных технологий. Обучающие программные продукты выступают виртуальной образовательной средой для создания различных профессиональных ситуационных задач с целью их корректной реализации. Решение рассматриваемой проблемы предполагает обоснование и разработку методологии проектирования компьютерных технологий подготовки. Выявлены противоречия, подтверждающие необходимость выполнения данного научного исследования. Представлены методы и процедуры дидактического проектирования технологий обучения, в виде проектно-о-риентированных классификационных признаков электронного обучения. Взаимосвязаны иерархическая структура системы автоматизированного обучения и эмпирические правила оценки возможностей дидактических систем. Методика конструирования ЭО заключает в себе дидактическое проектирование и конструирование процесса обучения.

Ключевые слова: анализ технологий обучения, дидактическое проектирование, методическое проектирование, методы и процедуры, виртуальная образовательная среда, обучающие программные продукты, экспертные системы, классификационные признаки электронного обучения

Актуальность темы заключается в постановке проблемы и попытке разработки методологии проектирования компьютерных технологий обучения.

Цель исследования состоит в повышении эффективности компьютерных технологий подготовки специалистов на основе разработки взаимоувязанной совокупности методов их проектирования для дальнейшего внедрения.

Объект исследования - компьютерные технологии подготовки специалистов к профессиональной деятельности.

Предмет исследования - теория проектирования процессов электронного обучения.

Задачи исследования:

1) обоснование концепции проектирования компьютерных технологий обучения специалистов МФ;

2) разработка методов дидактического проектирования (макропроектирования) электронного обучения;

3) разработка методов методического проектирования (микропроектирования) электронного обучения;

Научная новизна заключается в методах и процедурах дидактического проектирования технологий обучения, представленных в виде проектно ориентиро-

ванных классификационных признаков электронного обучения. Взаимосвязаны иерархическая структура системы автоматизированного обучения (САО) и эмпирические правила оценки возможностей дидактических систем.

Теоретическая и практическая значимость состоит во внедрении электронного обучения в практику профессиональной подготовки, дидактически эффективной при условии применения методологии проектирования и целесообразного использования компьютерных технологий обучения, гарантирующих: 1) обеспечение уровня усвоения выше, чем при традиционном процессе обучения; 2) соответствие техническим возможностям реализующих его компьютерной системы обучения (КСО); 3) предоставление в виде, обеспечивающем его дальнейшую формализацию и реализацию в виде программного продукта.

В исследовании рассматривались работы известных учёных методологии и педагогики (В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, А.М. Новиков, М.Н. Скаткин и др.); педагогики высшей военной школы (А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Н.А. Давыдов и др.); дидактики высшей школы (С.И. Архангельский, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов и др.).

В процессе исследования учитывались основные положения педагогического и дидактического проектирования (А.П. Аношкин, Е.С. Заир-Бек, И.А. Ко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.