Научная статья на тему 'Ресурсные центры как инструмент формирования русскоязычного сознания у болгарских абитуриентов'

Ресурсные центры как инструмент формирования русскоязычного сознания у болгарских абитуриентов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ресурсный центр / русский язык / культурные связи / языковое сознание / культурно-просветительские мероприятия / Resource center / Russian language / cultural bonds / language consciousness / cultural and educational activities

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бодрова Полина Евгеньевна

В статье рассмотрено понятие ресурсных центров, а также их вклад в продвижение русского языка в других странах, а именно, в Республике Болгария. В работе анализируется влияние мероприятий, организуемых центрами русской культуры в Болгарии, на социокультурную адаптацию болгарских абитуриентов к обучению в российской высшей школе. Центры русской культуры рассматриваются как инструмент формирования русскоязычного сознания у болгарских граждан. Основной психолого-педагогической задачей, которую решают центры русского языка и культуры, является формирование русского языкового и этнического сознания, которые вносят вклад в развитие навыков совместной деятельности и речевого общения с русскоговорящими гражданами в соответствии с русскими традициями и культурой страны. Цель работы – рассмотреть пути и способы формирования русскоязычного сознания у болгарских граждан. В работе использован сравнительно-сопоставительный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE CENTERS AS A TOOL FOR THE FORMATION OF RUSSIAN-SPEAKING CONSCIOUSNESS AMONG BULGARIAN APPLICANTS

The article touches upon the discussion of the concept of resource centers as well as their contribution to the popularization of the Russian language abroad, namely, in the Republic of Bulgaria. The article is devoted to the analysis of the impact of the events organized by the centers of Russian cultural in the Republic of Bulgaria on the socio-cultural adaptation of Bulgarian applicants to study within Russian higher education. The Resource centers are observed a tool for the formation of Russian-speaking consciousness among Bulgarian citizens. Russian language and cultural centers solve the main psychological and pedagogical task of forming elements of Russian linguistic and ethnic consciousness. Joint activity and verbal communication with Russians according to the rules of Russian society and Russian culture let Bulgarian applicants form Russian-speaking consciousness before studying in Russia. The purpose of the work is to consider ways and means of forming Russian–speaking consciousness among Bulgarian citizens. Comparative analysis as the main method of the research is used in the article.

Текст научной работы на тему «Ресурсные центры как инструмент формирования русскоязычного сознания у болгарских абитуриентов»

Ресурсные центры как инструмент формирования русскоязычного сознания у болгарских абитуриентов

Бодрова Полина Евгеньевна,

педагог дополнительного образования, кафедра русского языка № 5, Институт русского языка, Российский университет дружбы народов E-mail: bodrova-pe@rudn.ru

В статье рассмотрено понятие ресурсных центров, а также их вклад в продвижение русского языка в других странах, а именно, в Республике Болгария. В работе анализируется влияние мероприятий, организуемых центрами русской культуры в Болгарии, на социокультурную адаптацию болгарских абитуриентов к обучению в российской высшей школе. Центры русской культуры рассматриваются как инструмент формирования русскоязычного сознания у болгарских граждан. Основной психолого-педагогической задачей, которую решают центры русского языка и культуры, является формирование русского языкового и этнического сознания, которые вносят вклад в развитие навыков совместной деятельности и речевого общения с русскоговорящими гражданами в соответствии с русскими традициями и культурой страны.

Цель работы - рассмотреть пути и способы формирования русскоязычного сознания у болгарских граждан. В работе использован сравнительно-сопоставительный анализ.

Ключевые слова: Ресурсный центр, русский язык, культурные связи, языковое сознание, культурно-просветительские мероприятия.

о с

U

со см о см

Актуальная международная повестка дня заставляет искать новые подходы к рекрутингу талантливых иностранных абитуриентов, в том числе через организацию образовательных площадок - ресурсных центров, деятельность которых должна быть направлена на разные формы взаимодействия с целевой аудиторией, в том числе на популяризацию изучения русского языка за рубежом. В свою очередь, различия в системах образования и образовательных стандартах, а также в вопросах общей юрисдикции и уровне межгосударственного взаимодействия, которое обеспечивает легализацию и поддержку работы данных ресурсных центров за рубежом, обуславливают необходимость разработки моделей для деятельности таких центров в зарубежных странах.

На сегодняшний день под ресурсными центрами подразумевают мультифункциональные площадки, которые созданы на базе образовательных организаций-партнеров за рубежом. Ресурсные центры выступают в качестве инструмента привлечения и подготовки иностранных абитуриентов для обучения в вузах России [9].

Ресурсный центр - это форма объединения, интеграции и концентрации ресурсов заинтересованных российских и зарубежных организаций. Ресурсный центр обеспечивает продвижение основ изучения дисциплин на русском языке в ключевых странах и регионах, в целях привлечения на обучение в Россию талантливых иностранных школьников.

25 декабря 2019 г. в рамках реализации федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта Российской Федерации «Образование» Министерство науки и высшего образования Российской Федерации запустило проект по созданию сети ресурсных центров российского образования. До 2024 г. запланировано создать 50 таких центров, главными задачами которых является повышение престижа российского образования и увеличение количества иностранных абитуриентов, которые осознанно в перспективе станут Послами высшего российского образования повсеместно.

С ресурсными центрами российского образования за рубежом работают более 10 ведущих университетов России, которые объединились в Консорциум для реализации этой цели в 2019 году. Головным ВУЗом Консорциума является Российский университет дружбы народов [8; 10].

При этом важно, что формируется логичный переход в основном сегменте целевой аудитории, а именно - школьников/абитуриентов, кото-

рые за счет заблаговременной подготовки по профильным предметам, адаптации к российским условиям обучения и проживания становятся успешными студентами, а затем востребованными на международном и национальном рынке труда специалистами.

Официальные отношения между болгарскими и русскими гражданами длятся уже более ста лет. Издавна языки этих народов оказывали друг на друга взаимное влияние. Начиная с VII в. старославянский язык оказывал значительное влияние на древнерусский язык.

В 1911 году начала свою работу первая кафедра русского языка на историко-филологическом факультете Высшего училища (теперь - Софийского университета), которое было основано в 1888 году. Позже на кафедре была открыта новая специальность «Русская филология» [5; 8].

Интерес к России и русской культуре в Болгарии является стратегически, политически и экономически обоснованным как в прошлом, так и в настоящем.

Если говорить о распространении русского языка, российской культуры и российского образования в Болгарии, особо стоит отметить деятельность Федерального агентства «Россотрудничество».

На данный момент вторым по популярности иностранным языком в Болгарии является именно русский язык. «Русский дом» в городе София, который является представительством Россотрудни-чества, регулярно проводит тематические встречи, приуроченные к знаменательным датам для обеих стран, творческие вечера, культурные мероприятия, разноплановые выставки, концерты, лекции и семинары [1, с. 125-132].

В данной статье будет рассмотрена деятельность Русского центра в городе София в Республике Болгария. Русскому центру Муниципального культурного института «Столичная библиотека» был создан при поддержке фонда «Русский мир». Необходимо уточнить, что Фонд «Русский мир» является организацией, которая занимается продвижением родного языка в других странах.

За время своего существования Муниципальный культурный институт «Столичная библиотека» занял достойное место в образовательной и культурной жизни Софии и Болгарии в целом. Данный ресурсный центр занимается популяризацией русского языка и культуры, а также развитием межкультурного диалога между Россией и Болгарией.

Основными видами деятельности русского центра являются справочно-информационная, образовательная, научно-методическая, творческая и коммуникативная [10].

На базе Русского центра Муниципального культурного института «Столичная библиотека» реализуются курсы русского языка как для детей, так и для взрослых, клуб ценителей русского культуры и искусства, а также работают школы повышения квалификации.

Ресурсный центр в г. София имеет собственный библиотечный фонд, а также большую кол-

лекцию мультимедийных изданий. Фонд «Русский мир» предоставляет читателям бесплатный доступ к электронным версиям центральных российских СМИ и справочным изданиям.

В 2020 году Российскому культурно-информационному центру в Болгарии исполнилось 45 лет. На торжественной встрече представители стран подчеркнули, что Русский центр Муниципального культурного института «Столичная библиотека» стал поистине родным домом для многих граждан Республики Болгария. Для них ресурсный центр является местом неформальных встреч, проведения разнообразные культурных и культурно-образовательных мероприятий, которые вносят огромный вклад в укрепление и развитие международного образовательного сотрудничества [9].

Необходимо заметить, что в ходе мероприятий, организатор которых является вышеупомянутый центр, происходит процесс превентивной социокультурной адаптации болгарских абитуриентов к обучению в российской высшей школе. В ходе реализации упомянутых мероприятий также происходит формирование образа русского мира у граждан Болгарии, вследствие чего происходит зарождение русскоязычного сознания у болгарских абитуриентов.

На данный момент изучение иностранного языка стало необходимостью как ля личностных установок и личностного роста, так и для повышения конкурентоспособности на рынке труда. Иностранный язык в современном мире - это двигатель межкультурной интеграции, которая способна объединить народы и укрепить межгосударственные связи. Именно поэтому необходимо обратиться к такому термину, как «языковое сознание».

Термин «языковое сознание» затрагивает понятия, которые относятся к различным областям, а именно: психологии и лингвистики. Данное понятие означает осознание тонкостей изучаемого языка и умение гибко его использовать в той или иной ситуации. Языковое сознание формируется тогда, когда высказываясь на иностранном языке, мы осознаем свои мысли с помощью чувственных образов, обозначаемых чужим языком. Языковое сознание появляется в тот момент, когда мы начинаем относиться к событиям, используя призму восприятия реальности носителя изучаемого языка [7, с. 274-284].

В ходе исследования был проведен анализ актуальных электронных источников средств массовой информации изучаемых стран. Было выявлено, что вышеупомянутые культурные, культурно-образовательные и культурно-просветительские мероприятия в Болгарии проводятся регулярно на разных площадках. Многие из них предаются огласке, благодаря чему о них узнает большее количество граждан Болгарии, что способствует стремительному росту интереса к изучению русского языка у болгарских граждан [2, с.212-231; 4].

В 2003 году в Республике Болгария была создана Национальная сеть болгарских базовых школ.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Ведущая цель создания этой сети - повышение качества обучения русскому языку как иностранному. Она состоит из 45 образовательных заведений. Также в Болгарии активно ведут деятельность Общество русистов Болгарии и Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) [3].

При изучении русского языка как иностранного как в языковых центрах, ресурсных центрах и школах, так и в ходе участия в культурно-ознакомительных и развлекательных мероприятий, посвященных русским традициям и культуре, болгарские граждане проходят путь от универсального восприятия языковых значений к формированию языкового сознания, которое посредством языковых символов приводит к этническому отражению воспринимаемой действительности.

Таким образом, в результате участия в данных мероприятиях и при «вхождении» в культуру при изучении русского языка решаются следующие задачи:

- осознание и принятие русской культуры;

- общение с носителями русского языка на основе русских норм поведения и культурных особенностей;

- формирование вербальных и невербальных навыков общения на русском языке. Изучение русского языка и культуры становится для болгарских граждан не просто изучением грамматики, лексики и структурных правил языка в целом, а процессом развития навыков понимания «чужого» мира и «чужой» культуры через призму языковых единиц. Более того, осознанное изучение иностранного языка приводит к формированию языкового сознания, которое исключает образ «чужого», посредством уделенного на изучение языка времени и приложенных к этому усилий, переводя изученное в осознанную реальность. Привыкая к языку и используя его на проводимых русскими ресурсными центрами встречах, человек попадает в мир русской культуры, постепенно становясь его значимой частью. Языковое сознание начинает появляться тогда, когда студент начинает чувствовать себя частью культуры изучаемого языка [2].

Подводя итог, можно обобщить все упомянутое ранее. Ресурсные центры являются неотъемлемой частью изучения иностранного языка за рубежом, так как они являются инструментом формирования языкового сознания у обучающихся. Более того, они вносят огромный вклад в укрепление и развитие межкультурных отношений, что стратегически важно для обеих сторон, а также помогают многим людям побороть языковой барьер и беспроблемно войти в мир новой культуры. Реализация прост ектов, направленных на развитие ресурсных цен-~ тров, бесспорно, является важной деятельностью сэ государственного уровня, так как данные органист зации укрепляют фундамент межгосударственных ^ отношений.

Литература

1. Арефьев А.Л. Экспорт российских образовательных услуг//Статистический сборник. Вып.9. М.: 2019. С. 123-137

2. Брагина М.А., Дронов В.В., Красс Н.А., Синяч-кин В.П., Тарасов Е.Ф. Лингвокультуроведче-ские аспекты формирования языкового сознания иностранных студентов в процессе изучения русского языка. УМК. - М: Изд-во РУДН, 2008. - 364 с.

3. Владова И.М. 50 лет Общества русистов Болгарии // Болгарская русистика. Юбилейный номер. 50 лет Общества русистов Болгарии. 50 лет МАПРЯЛ. - 2017, № 2. - С. 5-10.

4. Дронов В.В., Мальцева И.В., Синячкин В.П., Хруслов Г.В. Русский язык для зарубежных школ. УМК. - М: Изд-во Дрофа, 2012. - 178 с.

5. Карлов А. Всеобъемлющий диалог и взаимовыгодное сотрудничество / А.Г. Карлов // Россия XXI век. Консул. - 2014. - № 2 (37). С. 8-16.

6. Почеканска С. Национальная сеть болгарских базовых школ с изучением русского языка как современная образовательная технология // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2008. 1(3).

7. Синячкин В.П. Формы существования общечеловеческих ценностей в русской культуре. Вестник ЧГПУ. - Челябинск. 2009. - С. 273289

8. Терзиева Р. Вклад движения болгарско-русской и болгарско-советской дружбы в популяризацию и изучение русского языка и литературы в Болгарии // Альманах. - София: Общество русистов Болгарии, 2017. - С. 176-189.

9. Российский культурно-информационный центр в Болгарии отмечает 45-летие. Электронный ресурс URL: tass.ru (дата обращения 12.09.2023)

10. Русский центр в Софии: о русской культуре с любовью. Электронный ресурс URL: russki-ymir.ru (дата обращения 26.09.2023)

RESOURCE CENTERS AS A TOOL FOR THE FORMATION OF RUSSIAN-SPEAKING CONSCIOUSNESS AMONG BULGARIAN APPLICANTS

Bodrova P.E.

Peoples' Friendship University of Russia

The article touches upon the discussion of the concept of resource centers as well as their contribution to the popularization of the Russian language abroad, namely, in the Republic of Bulgaria. The article is devoted to the analysis of the impact of the events organized by the centers of Russian cultural in the Republic of Bulgaria on the socio-cultural adaptation of Bulgarian applicants to study within Russian higher education. The Resource centers are observed a tool for the formation of Russian-speaking consciousness among Bulgarian citizens. Russian language and cultural centers solve the main psychological and pedagogical task of forming elements of Russian linguistic and ethnic consciousness. Joint activity and verbal communication with Russians according to the rules of Russian society and Russian culture let Bulgarian applicants form Russian-speaking consciousness before studying in Russia. The purpose of the work is to consider ways and means of forming Russian-speaking consciousness among Bulgarian citizens.

Comparative analysis as the main method of the research is used

in the article.

Keywords: Resource center, Russian language, cultural bonds,

language consciousness, cultural and educational activities.

References

1. Arefyev A.L. Export of Russian educational services//Statistics collection. Issue 9. Moscow: 2019. P. 123-137

2. Bragina M. A., Dronov V.V., Krass N.A., Sinyachkin V.P., Tarasov E.F. Linguistic and cultural aspects of the linguistic consciousness formation of foreign students in the process of the Russian language learning. - Moscow: RUDN Publishing House, 2008. - 364 p.

3. Vladova I. 50 years of the Society of Russian in Bulgaria/ Bulgarian Russian studies. Anniversary issue. 50 years of the Bulgarian society of Russian. 50 years of MAPRYAL. - 2017, № 2. - S. 5-10.

4. Dronov V. V., Maltseva I.V., Sinyachkin V.P., Khruslov G.V. Russian language for foreign school. - Moscow: Dropha Publishing House, 2012. - 178 p.

5. Karlov A. Comprehensive dialogue and mutually beneficial cooperation / A.G. Karlov // Russia XXI century. Consul. - 2014. -№ 2 (37). P. 8-16.

6. Pochekanska S. National network of Bulgarian basic schools with the study of the Russian language as a modern educational technology // RUDN scientific collection. Series: questions of education: languages and specialty. - 2008. 1 (3).

7. Sinyachkin V.P. Forms of existence of universal values in Russian culture. ChSPU scientific collection. - Chelyabinsk. 2009. -P. 273-289

8. Terziyeva R. Contribution of the Bulgarian-Russian and Bulgarian-Soviet friendship movement to the popularization and study of the Russian language and literature in Bulgaria // Almanac. Sofia: Society of teachers of Bulgaria, 2017. - P. 176-189.

9. The Russian Cultural and Information Center in Bulgaria celebrates its 45th anniversary. Electronic resource URL: tass.ru (date of access: 12.09.2023)

10. Russian Center in Sofia: about Russian culture with love. Electronic resource URL: russkiymir.ru (date of access: 26.09.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.