Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ КИТАЕМ И ЗАПАДОМ НА РАЗВИТИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУСТВА'

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ КИТАЕМ И ЗАПАДОМ НА РАЗВИТИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУСТВА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
254
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / Запад / китайская культура / западная культура / танцевальное искусство / китайское танцевальное искусство / западное танцевальное искусство / China / West / Chinese culture / Western culture / dance art / Chinese dance art / Western dance art

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Го Тинтин

В данной статье будет подробно разобрано влияние культурных различий между Китаем и странами Запада на развитие традиционного танцевального искусства. Подробно рассмотрены отличия между китайской и западной культурами (в том числе в отношении к личности и свободе её выбора, а также отличия, связанные с различным климатом и географическим положением Китая и большинства стран Запада); проведён анализ того, как именно эти различия оказывают воздействие на традиционный танец. Западный танец рассматривается и анализируется на примере балетного искусства. Так же исследуются ключевые различия между китайскими и западными танцевальными персонажами и теми чувствами и эмоциями, которые они выражают; проведён анализ проблемы интеграции китайского и западного искусства в современное глобализированное общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF CULTURAL DIFFERENCES BETWEEN CHINA AND THE WEST ON THE DEVELOPMENT OF DANCE ART

The article explores in detail the impact of cultural differences between China and Western countries on the development of traditional dance art. First, in the current article, the general differences between Chinese and Western cultures are analyzed (including tne differences in these cultureo in relation to the individual and his freedom of сhoісe , as well as differences associated with the different climates and geographical location of China and most Western countries), and then an analysis is made of how these differences affect traditional dance. Western dance is examined and anelyzed using the art of ballet as an oxample. The paper shows the differences between Chinese and Western dance characters and the feelings and emotions they express. The researcher does an analysis of the problem of integrating Chinese and Western art in a modern globalized society.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ КИТАЕМ И ЗАПАДОМ НА РАЗВИТИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУСТВА»

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ.КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. №4(83) 2020

УДК 793.31

Guo Tingting, postgraduate, State University of Management (Moscow), Е-mail: 978970110@qq.com

THE INFLUENCE OF CULTURAL DIFFERENCES BETWEEN THIN0AAD THEWE0T ON THODA-APMONTOF DONCE ART. Thearticle°pAreso detail the impact of cultural differences between China and Western countries on the development of traditional dance art. First, in the current article, the general differences between Chinese and Western cultures are analyzed (including Во difforences in tOese cbtureo le relatAo to tO Adividual one ho irsedoo of choio, as well as differences associated with the different climates and geographical location of China and most Western countries), and then an analysis is made of how these differences affect traditional dance. Western dance is examined and aeaiyzeT usinotNe aO of ballet as on example. ThosaieosTows (с 3iTeceocos botween Chinoso and Western dance characters and the feelings and emotions they express. The researcher does an analysis of the problem of integrating Chinese and Western art in a modern globalized society.

Key words: China, West, Chinese culture, Western culture, daoceNrt, Phineso danoe ert,Weotere dance aO.

Го Тинтин, аспирант, Государственный университет управления,лАжевы, E-ma/БЛ7еТ70?КА00,com

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ МЕОДУКИТАЕМОЗАПАДОМ НА РАЗВИТИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИС КОССТВА

В данной статье будет подробно разобрано влияние культурных различий между Китаем и странами Запада на развитие традиционного танцевального искусства. Подробно рассмотрены отличия между китайской и западной куо/цамт (кттм си сне вотноееней knthoat исвоУодт еовыбо(а, а оате oaa чия, связанные с различным климатом и географическим положением Китая и большинства стран Запада); проведён анализ того, как именно эти различия оказывают воздействие на традиционный танец. Западный танеАрассмБТ(ивается иеАализиоуеолАасромелтбаАееного оскуссхвс.Зокже исблооуюлсо ключевые различия между китайскими и западными танцевальными персонажами и теми чувствами и эмоциями, которые они выражают; проведён анализ проблемы интеграции китайского и западного искусства в современное глобализированное общество.

Ключевые слова: Китай, Запад, китайская культура, западнла (lboyea, тасцовольноеиекусетвулинаСское танцекальноеивкусствл,еаоасное танцевальное искусство.

Актуальность. Китай и страны Запада веками развивались отдельно друг от друга, практически не взаимодействуя между собой. Соответственно, данные культуры имеют множество отличий друг от друга: это отличия в образе жизни, мышления, поведении людей, в еде, обычаях и традициях.

Помимо этого, китайская и западная культуры оказывают значишезьное влияние на традиционное искусство, включая, в том числе, и традиционные танцы. Именно поэтому тема данной статьи является актуальной.

Цель представленной работы заключается в том, чтобы подробнейшим образом разобрать влияние культурных различий между Китаем и странами Запада на развитие традиционного танцевального искусства.

Для реализации поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

1. Рассмотреть основные отличия между китайской и западной культурами.

2. Проанализировать влияние данных культурных отличий на развитие традиционного танцевального искусства.

3. Разобрать явление интеграции китайского и западного традиционного танцевального искусства.

4. Представить соответствующие выводы.

Китайская и западная культуры имеют огромное количество различий, которые влияют на все сферы жизни людей. В данной работе мы рассм отричраш-личия между китайским и западным традиционным танцем.

Основное отличие, которое влияет на всю историю развития дан еыьбегиш-нов, является традиционное отношение китайцев и жителей большинства западных стран к ценности отдельной личности и к понятию личной свободы [1, с. 84].

К примеру, на Западе статус личности очень высок. Западная культура находится под влиянием античной культуры Древней Греции, где прогрессивные философы того времени - Платон и Аристотель - отстаивали ценность свободы выбора и ценность каждой отдельной личности.

Это влияет не только на культуру Запада, но и на большинство западных языков. К примеру, в английском языке слово I (я) пишется с большой буквы. Также в английском языке существуют такие подчёркивающие индивидуализм выражения, отсутствующие в китайском языке, как, например, self-made man (человек, который сам себя сделал).

Китайцы же, напротив, больше склонны к коллективистскому способу мышления, к принятию важных решений сообща. К примеру, это выражается в том, что в китайской культуре воспитание ребёнка является делом всей семьи, а в западных странах - только делом родителей или даже только делом матери. Также в Китае больше развито понятие взаимопомощи внутри семьи, к примеру, выросшие дети помогают родителям в Китае гораздо чаще, чем на Западе.

В первую очередь для большинства китайцев важны интересы своей страны, потом - коллектива (рабочего, учебного, семейного или иного), а уже затем -собственные. Для западного же человека на первом месте, как правило, стоят интересы его самого или самой как личности, а интересов всех остальных в списке её приоритетов может и не быть в принципе либо они будут выражены очень слабо и незначительно.

Впрочем, это всё является обобщением, исключений же и в китайской и в западной культуре очень много.

Также помимо различного отношения к коллективизму и индивидуализму между Китаем и странами Запада существует ещё множество различий в куль-

туре. Часть этих различий вызвана различным географическим положением данных регионов. К примеру у западных людей ассоциации с летом исключительно положительные: по ихмнению, лето - это приятная, тёплая погода и весёлая пора пляжного отдыха.

Титайцытежиотндхэютга пдяже в петнте кэнокулы, то этэтфактпеопхе-деляет их отношения к лету. Главная ассоциация китайцев с летним периодом -тяжёлая изнуряющая жара, от которой никуда не скрыться.

Даннхеразлпчёапытванёталлачнымгеогиафичеакгааесёоеоложоноем: большинство стран Запада находится в умеренной климатической зоне, а боль-шэячтстт1тиоаитО контитецтолонцЦ.

Вернёмся к нашей основной теме. Как именно данные культурные различия влияют на традиционное танцевальное искусство Китая и стран Запада? Начнём с подрохногт пгaлизиаинaТcктгатaица[2, с. бХ.Т^ициохное кгшскле оЦще-ство состояло в основном из мужчин, работающих в поле, и женщин, занимаю-щигчяхкачтстиам ипраден и ем. Длт эпиэтаИот на тчебовэлась выыжанстэпт нэ свободы передвижения, ведь данной деятельностью вполне можно заниматься, нэ^^ыт меттчпаложезия ттачеэиамноггх чгств (осабенто эоо кэcаeёcижeн-ского ткачества и прядения).

Именно поэтому одежды для китайских традиционных танцев очень дшнные.зафыжаещие 0вабядтпeчяджижзаия

нижних конечностей. В китайских танцах основной акцент сделан не на танце-надют-еинзща нёгнитпоннёмаoяoао пэлао й т Тоги же

в китайском танце почти совсем не двигаются или двигаются мало, ключевой упор в китайском традиционном танцевальном искусстве сделан на движениях рук.

Рис. 1. Китайский традиционный танец

Теперь поговорим о западном традиционном танце [3, с. 48]. В западной культуре преобладает либеральный дух свободы личности, что находит отражение в танцевальном искусстве большинства западных стран. Танцевальные одежды на Западе очень часто не ограничивают движения, а ноги танцоров и

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 4 (83) 2020

танцовщиц свободно перемещаются по всей сцене или танцполу, так как их движения не ограничены длинной одеждой.

Типичным примером является чечётка - танец, традиционный для Ирландии. Он исполняется в весёлом восторженном ритме; в процессе данного танца ирландские мужчины и женщины отбивают задорный ритм ногами. Данный танец очень популярен в ирландских барах, то есть в том месте, где люди хотят отдохнуть и расслабиться, забыв про тяготы повседневной жизни. Хотя под влиянием западной культуры в Китае тоже стали всё более и более популярными барные танцы, на больших семейных мероприятиях (к примеру, на свадьбах или семейных застольях) в Китае танцевать не принято.

Анализируя западные танцы, автор делает акцент на балетном искусстве, которое является важной частью западной культуры. Западная культура, несомненно, очень сильно влияет на балетные постановки западных стран (в том числе на балетные постановки, которые готовят с участием хореографов и танцоров из России). Основной упор в балете и других западных танцах (однако, в балете это проявляется особенно сильно) сделан на технику выполняемых движений.

Хотя в китайском танце также невозможно состояться без совершенного владения техникой, требования к ней в западном танце на порядок выше. Балетная техника настолько сложна, что будущих балетных танцоров и танцовщиц учат в специальных балетных училищах с пяти или с семи лет и до самого совершеннолетия по много часов каждый день, практически без выходных.

В процессе танца балерины буквально летают по сцене; их движения наполнены лёгкостью, плавностью и изяществом. Их одежды свободны и не сковывают движения (даже в консервативном 19 веке, когда женщины в Европе и России были вынуждены носить длинные юбки, балетные платья были достаточно открытыми и свободными, потому что балеринам нужно было совершать многочисленные прыжки, кружения и повороты на сцене).

Следовательно, западный балет провозглашает освобождение личности человека от ограничивающих её оков природы и демонстрацию того, что если приложить усилия, возможно достичь невозможного.

Рис.2.Алина СомоваиВладимирШкляроввбалете^елкунчик» в постановке Мариинского театра

Какие ещё существуют различия между западными и китайскими традиционными танцами? Одним из отличий является тот факт, что в танце очень часто представители западных культур выражают своими движениями другие чувства и эмоции, нежели китайцы [4, с. 278]. Герои китайских танцевальных постановок часто демонстрируют качества характера, отличающиеся от качеств характера героев западных балетов.

В традиционных западных танцах мужчины высокомерны и серьезны (особенно в балете). Китайские же мужские танцевальные персонажи более весёлые и свободные.

Китайские женщины демонстрируют сдержанность, кротость, покорность и небольшую застенчивость: они опускают глаза во время танца, а их движения более сдержаны и спокойны. Западные женщины, наоборот, танцуя, показывают зрителю смелость, некоторую фривольность, свободу своей личности. Это связано с тем, что в феодальном Китае главная роль в обществе принадлежала мужчине, а задача женщины заключалась в том, чтобы заботиться о доме и воспитывать детей. От неё не требовалось проявлять активность за пределами семьи, а в семье она должна была слушаться мужа и его родителей.

Хотя в современных танцевальных постановках, особенно в поп-музыке, китаянки также держатся достаточно смело и свободно (ведь времена давно изменились, и женщина в современном китайском обществе полностью равна мужчине), но мы говорим о традиционных танцах.

Данные различия между китайскими и западными танцевальными персонажами проявляются во всём: в костюмах, жестах, танцевальных движениях, во взглядах, в манере держаться на сцене.

В настоящее время, благодаря тенденции повсеместной глобализации и взаимопроникновению различных культур, всё больше китайских танцоров и танцевальных коллективов специализируются на западных танцах (включая балет, рассмотренный в рамках текущей статьи), и всё больше представителей западных культур (включая Россию) пробуют свои силы в китайском традиционном танцевальном искусстве.

При этом не надо забывать о том, что достичь идеальной интеграции китайского и западного искусства достаточно непросто, хотя и вполне реально [5, с. 184]. Этого нельзя добиться ни за один день, ни даже за один год. Невозможно достичь данной цели, полагаясь лишь на простую комбинацию художественных средств танцевального выражения или механического заимствования отдельных движений без их полноценного понимания и без искреннего уважения к чужой культуре.

Для того, чтобы адаптировать под свою культуру традиционные танцы другой культуры, прежде всего, необходимо глубокое понимание сути исполняемых движений, а также понимание культуры и образа мышления того народа, который создал и усовершенствовал данный танец. Да, такой процесс интеграции будет очень долгим, но результаты будут более стабильными, чем если проводить интеграцию чисто механически.

Основной акцент в танцевальном искусстве стран Запада делается на технике и демонстрации освобождения от оков природы; китайский же танец больше сосредоточен на внутреннем покое и полной сосредоточенности. Основная причина данного различия - неодинаковое отношение китайцев и западных людей к ценности отдельной личности и к понятию личной свободы. Данное различие является определяющим во всех областях жизни китайцев и западных людей, в том числе и в развитии танцевального искусства.

Библиографический список

1.

- ВАЙЙМЙЙ.Й^ЪЙКАЙ^К, 2014-05-01. Столкновение и интеграция китайской и западной культур. Спортивный танец на примере Дуань Цзыю. Ухань: Уханьский институт физической культуры, 2014.

ФИЙШЙЙЛЙМ'КФМШД .ЖЙ.ЙЙАЙ^К, 2014-05-01. Цуй С. Использование китайских элементов в спортивных танцевальных работах. Ухань: Уханьский институт физкультуры, 2014.

ФИЙЯЙ-^-ИЙввЙ^ШШЩ-Я' .ШйХ.ШЖЯжЛ^, 2017-06-08. Сюй Х. Исследование эстетической разницы между китайским классическим танцем и западным балетом. Шаньдун: Шаньдунский педагогический университет, 2017. ВасильевО.С.Семиотикагггнокультуры. Современные эстрадныетанць/. 2003;№2(14):30 - 31.

Акопян-Шупп Р Глобальный танец: творческий процесс, развитие новой сферы танца. Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии: материалы Международной конференции. Волгоград, 1999: 41 - 50.

References

1. ФНХМЙЯШп - ВАЙШШЙЙ^ЪЙКАЙ^К, 2014-05-01. Stolknovenie iintegraciya kitajskojizapadnojkul'tur. Sportivnyj tanec na primere Duan' Czyyu. Uhan': Uhan'skij institutfizicheskojkul'tury, 2014.

2. ФИЙШЙ^ЙШ'КФМШД .lÉKSAW^K, 2014-05-01. Cuj S. IspolZovanie kitajskih 'elementov v sportivnyh tanceval'nyh rabotah. Uhan': Uhan'skij institut fizkul'tury, 2014.

3. .ШЙХ.ШЖЯжЛ^, 2017-06-08. Syuj H. Issledovanie'esteticheskoj raznicy mezhdu kitajskim klassicheskim tancem i zapadnym baletom. Shan'dun: Shan'dunskij pedagogicheskij universitet, 2017.

4. Vasil'ev O.S.Semiotika'etnokul'tury. Sovremennye'estradnye tancy.2003;№ 2(14):30 -31.

5. Akopyan-Shupp R. Global'nyj tanec: tvorcheskij process, razvitie novoj sfery tanca. Golos hudozhnika: problema sinteza v sovremennoj horeografii: materialy Mezhdunarodnoj konferencii. Volgograd, 1999:41 -50.

Статья поступила в редакцию 30.07.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.