НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
DOI: 10.17805/zpu.2023.1.20
Влияние культурных обменов на музыкальное образование в Китае: музыкальное образование в средних школах Китая в условиях мультикультурализма
Хуан Фэн
Московский педагогический государственный университет
В данной работе автор рассматривает особенности музыкального образования в Китае, в частности проводится анализ влияния культурных обменов на музыкальное образование и в целом развитие музыкального образования в условиях мультикультурализма. В Китае систематическое музыкальное образование в средних школах имеет более чем 100-летнюю историю. Отмечается, что, благодаря тому что в Китае на сегодняшний день большое внимание уделяется образованию детей, в том числе музыкальному, заметен растущий интерес к классической музыке, что наиболее заметно на фоне стран Запада. Автором предлагаются некоторые советы для еще более качественного и всестороннего развития школьников в области музыки.
Ключевые слова: музыка; музыкальное образование; мультикультурализм; культурные обмены
ВВЕДЕНИЕ
Согласно статистическому ежегоднику Китая от 2021 г., в Китае насчитывается 56 этнических групп, а этнические меньшинства насчитывают более 100 млн человек, что составляет 8,41% всего населения страны. Этнические автономии составляют 64% общей площади страны (China Statistical Yearbook, 2021: Электронный ресурс). Из-за географической среды, культурного происхождения, производства и обычаев жизни, эстетического сознания и других причин музыка китайских этнических меньшинств имеет различные характеристики. Этническая музыка — это понятие с богатой коннотацией и широким охватом, включая традиционную, а также современную музыку; оно включает в себя как ханьскую музыку, так и этническую музыку. Вместе с народностью хань этнические меньшинства в Китае создали богатую и красочную музыкальную культуру; их народные песни разнообразны и обладают бесконечным очарованием. Еще около 5000 лет назад китайская музыкальная культура, сформировавшаяся в месте слияния бассейнов рек Хуанхэ и Янцзы, была очень разнородной и продолжала впитывать в себя музыкальные традиции живущих вокруг этнических меньшинств. В то же время она
сама интегрировалась в музыкальную культуру этнических меньшинств, постепенно формируя богатую и красочную китайскую национальную музыку.
Однако из-за социальных изменений, происходящих в современном мире, выживание музыки национальных меньшинств не может не вызывать беспокойства. Автор считает, что без поддержки государства и без формирования определенной политики, способствующей развитию культуры национальных меньшинств, в том числе в сфере музыки, их долгосрочное выживание стоит под вопросом. На международной арене необходимость сохранения и развития национальной музыки в музыкальном образовании имеет большое практическое значение. Мультикуль-турная музыка мира и национальная музыкальная культура Китая могут помочь друг другу и развиваться вместе. Музыка также является одним из важных путей выхода Китая на мировую арену.
Поэтому учителям музыки, как наследникам культуры, особенно важно ориентировать учащихся на богатую и красочную народную музыку Китая, формировать в сознании учащихся понимание необходимости защиты нематериального наследия национальной культуры и поддерживать их энтузиазм в изучении национальной музыкальной культуры. Сохранение и развитие древних музыкальных традиций имеет большое историческое и практическое значение. В социологии и в повседневном использовании это синоним «этнического плюрализма» (причем эти два термина часто используются взаимозаменяемо) и культурного плюрализма, при котором различные этнические группы сотрудничают и вступают в диалог друг с другом, не жертвуя своей особой идентичностью (Мурзаева, Боечко, 2017: 142; Шажинбатын, 2011: 75; Алексеева, 2021: 333; Сироткин, 2011: 154). Современные исследователи Е. В. Хлыщева (Хлыщева, 2010: 80), В. П. Гриценко (Гриценко, 2013: 135), С. А. Бельская (Бельская, 2013: 5) и другие указывают на политику, направленную на сохранение культурного разнообразия, как на важнейшую инвестицию в будущее мира, а также необходимую для успешного процесса глобализации.
К ИСТОРИИ ВОПРОСА МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В ПЕДАГОГИКЕ В КИТАЕ
Мультикультурный подход стал важной тенденцией в образовании с конца 1970-х гг., в частности в США, как указывает М. В. Переверзева (Переверзева, 2019: 38). Музыка — это не просто искусство, которое нужно практиковать в рамках образования в мультикультурном обществе, с помощью музыки можно исследовать культурные особенности народов. При изучении музыкального образования необходимо понимать культурные особенности народа.
Мультикультурное музыкальное образование, как указывает Ю. Коу, развивает у учащихся понимание ценностей и смыслов. «Преподавание музыки» с учетом мультикультурализма позволяет углублять знания учащихся и учит их чувствовать то, что музыка является проявлением социального, культурного, идеологического, политического и личного (Коу, 2021: 56).
В истории современного Китая исследования в области межкультурного образования изначально были встречены не слишком хорошо. Во время становления музыкального образования современного типа в Китае, которое происходило одновременно с Опиумными войнами, сторонники вестернизации в лице таких политических деятелей, как Цзэн Гофань и Ли Хунчжан, намеревались способствовать развитию китайской культуры через ассимиляцию заимствованного из западных
стран (Виноградов, 2010: 110). Однако позднее появился тренд на «полную вестер-низацию» и «полную советизацию» без ассимиляции, что в итоге было фактически равносильно признанию «теории гибели национальной культуры». Прошлые заслуги, традиционная культура в тот период воспринималась отрицательно. Так, например, в 1957 г. Министерством просвещения был представлен документ, в котором были установлены положения о том, какими должны быть учебные музыкальные пособия (Яо, 2000: 270). В тот период времени большое влияние на музыкальное образование оказывал Советский Союз. В частности, была заимствована модель трехступенчатого музыкального образования: музыкальная школа, музыкальное училище, консерватория. Доступность музыкального образования достигалась разветвлением этой сети в разных провинциях Поднебесной.
Однако стоит отметить, что в средних школах на уроках музыки, вторя системе образования СССР, большее внимание уделялось урокам пения, вокалу. При этом песни, которые использовались на данных уроках в качестве учебного материала, были в основном заимствованы или основаны на западных музыкальных произведениях после прохождения соответствующей обработки — перевода, в то же время обработка стилевая или же музыкальная, основывающаяся на традиционных музыкальных стилях Китая, отсутствовала; тем самым нарушалась передача культурных особенностей и многообразия. В ходе анализа соответствующих учебников того времени можно отметить, что во многих версиях учебников музыки содержание относительно простое (обычно уроки пения и уроки оценки музыки — «музыкальной литературы»), а национальный и мультикультурный характер выбора песенных материалов не выражен (в основном сочинялись песни и композиции на ханьскую и европейскую музыкальную тематику).
Как указывает исследователь С. Лэ 2020: 245), основная организационная модель преподавания музыки в классе заключалась в следующем:
1) введение в тему урока учителем;
2) вокальная практика учащихся;
3) повторение с учителем старых уроков и изучение нового материала;
4) учитель объясняет сложности, которые могут быть встречены в ходе данного урока, и способы их решения;
5) закрепление нового материала.
При этом, по мнению С. Лэ, данная методика приводит к незаинтересованности со стороны учащихся и скудным представлениям о музыке в действительности, меньшему взаимодействию между учителем и учениками, подавлению субъектнос-ти учащихся и т. п. (там же: 245).
Стоит отметить, что вплоть до недавнего времени подготовка студентов по эт-номузыковедению была относительно слабой, наибольшее внимание в колледжах и университетах отводилось вокальной музыке, фортепиано, сольфеджио и музыкальному анализу. Студенты, получившие такое образование, совершенно не интересовались специфической этнонациональной музыкой, даже откровенно недолюбливали музыку с национальным характером, несущую культурный код народа, передающую его особенности и даже историю. Становясь преподавателями в будущем, они, к сожалению, передают то же настроение своим ученикам. Отсюда повышенный интерес к фортепиано и классическим западным музыкальным произведениям, при этом полное отсутствие интереса к народным музыкальным инструментам. Все это, по моему мнению, затрудняет поднятие общего академиче-
ского уровня школ на более высокий уровень и мешает развитию музыкального образования.
В 1990-х гг. исследователями было отмечено, что в музыкальном образовании, которое предоставляется в общеобразовательных школах Китая, преобладает влияние западной музыкальной культуры (Чен, 2006: 38; Жуй, 2020: 50; Лю, 2008: 1280). Поэтому стоит задача срочно сформировать такую систему обучения, в которой будет большое место отводиться в первую очередь национальной музыке. Необходимо улучшать качество образования учителей музыки, больше внимания уделять этому в высших учебных заведениях. Отмечалась необходимость готовить многопрофильных профессионалов, которые способны передать интерес и нужные знания в школах. Для этого стоит обратить внимание на музыкальную антропологию. Предполагается, что в музыкальных произведениях так или иначе отражаются социальные процессы, происходящие в тот или иной момент в обществе, также отражается культура народа и другие особенности (Клейн, 2012: 115).
С того момента произошел ряд изменений в данной сфере, что оказало влияние на музыкальное образование, в частности влияние на мультикультурное музыкальное образование в средней школе оказали США. В Америке развитие мультикуль-турализма в сфере образования идет уже в течение практически 100 лет. Для того чтобы понять, что это за влияние и почему это влияние настолько важно, стоит отметить, что в США для того, чтобы преподавать в университетах музыку мульти-культурного характера, нужно иметь докторскую степень в области музыкальной антропологии (Mark, 1998: 180).
Также на особое положение мультикультурного подхода в образовании, в частности в музыкальном образовании, в США повлияли такие социальные факторы, как большое количество населения, его разнообразный национальный и расовый состав. Белые американцы составляют расовое и этническое большинство — 57,8% населения, латиноамериканцы являются крупнейшим этническим меньшинством, составляющим 18,7% населения, в то время как чернокожие или афроамериканцы являются крупнейшим расовым меньшинством, составляющим 12,1% (по данным Бюро переписи населения США от 21 декабря 2021 г. (New Vintage, 2021)).
Несомненная польза мультикультурного подхода в музыкальном образовании заключается, однако, не только в вышеуказанных причинах. Стоит отметить, что понимание и изучение различных культур формирует не только связь со своей собственной культурой, осознание ее особенностей и отличий, но и помогает в развитии такого важного в XXI в. качества, как толерантность. Студенты в будущем лучше понимают мир, международные отношения; эти знания способствуют сотрудничеству между странами. Именно эти два фактора привели к всплеску интереса в США к мультикультурному подходу в сфере образования.
ИСТОКИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИКЕ
Стоит отметить, что до XX в. в американских учебниках по музыке преобладали немецкая народная музыка и классическая традиционная музыка, встречались лишь некоторые британские песни и песни других европейских стран. Примерно в 1916 г. в американские учебники музыки стали добавлять английские и французские народные песни. В то же время в Америке того времени песни негров и индейцев считались низкоуровневой «примитивной музыкой» и презирались в школах. С 1900 по 1928 г. афроамериканская музыка от рэгтайма до джаза считалась вуль-
гарной, низкой, распутной или мерзкой и была запрещена на уроках музыки (Mark, 1998: 181). Но в 1922 г. благодаря Карлу Энгелю, главе музыкального отдела Библиотеки Конгресса, который напомнил преподавателям музыки в Нэшвилле о необходимости посетить Американскую конференцию суперинтендантов музыки, ситуация стала меняться. Его слова вызвали тогда переполох в США. Теперь джаз стал входить в официальную музыкальную программу в Соединенных Штатах (там же: 183).
Из вышеизложенного видно, что принятие любых новых тенденций и изменение традиционных представлений — это долгий процесс. Антропология музыки была официально введена в Китае в 1980-х гг., поэтому необходимо ее признать, понять, принять и внедрить на ее основе неформальное мультикультурное музыкальное образование.
Таким образом, под влиянием теперь уже США в Китае мультикультурное образование стало играть все более важную роль. В августе 1992 г. Государственная комиссия по образованию Китая объявила тестовую девятилетнюю программу обязательного очного обучения музыке в средних школах, что предполагало изучение музыки 56 национальностей (Чен, 2006: 26). Основным аргументом при этом выступало то, что музыкальное образование было средством повысить осведомленность студентов о национальной культуре, национальном самосознании и патриотизме. Также от студентов требовалось разучивать музыку других стран, представляемую на уроках. Программа 1992 г. включала обязательный репертуар для обучения пению и рекомендуемый репертуар для музыкального восприятия.
В этой программе 1992 г. «иностранная музыка» была подробно определена как западная опера и танцевальная музыка. Среди обязательных для изучения были перечислены такие западные композиторы, как Моцарт, Бетховен и Шопен. Репертуар, предлагаемый для изучения, был тем не менее очень беден и совершенно не позволял ознакомиться ни с китайской этнической, ни с международной музыкой.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА
В результате вступления Китая во Всемирную торговую организацию и его успешной заявки на участие в Олимпийских играх 2008 г. концепция глобализации начала интегрироваться в китайское экономическое общество и систему образования. Значительные экономические изменения, которые произошли в Китае в 2000-2010 гг., привели к увеличению межкультурных обменов. В этих условиях китайское школьное музыкальное образование начало меняться, поощряя учащихся изучать музыку других стран, регионов и этнических групп, а также выступать за то, чтобы учащиеся средних школ понимали различные музыкальные характеристики мировой народной музыки. С тех пор термины «иностранная музыка» и «международная музыка» относились не только к западной музыке. В мае 2002 г. Министерство образования опубликовало уведомление о публикации и распространении Предложения по художественному образованию в школах (2001-2010 гг.) (Le, 2020:). В нем подчеркивалась важность качественного образования и реформы учебных программ, а также предусматривались требования по популяризации художественного образования. Поворотным моментом в истории мультикультурно-го музыкального образования китайских средних школ стал 2011 г., когда Министерство образования Китая выпустило новую программу обучения музыке в средних школах (Версия стандартов ... : Электронный ресурс).
В 1994 г. Международная ассоциация музыкального искусства в своей политической программе для международной музыкальной культуры утвердила, что ядром теории мирового музыкального образования является культурный плюрализм, и выдвинула тезис о том, что «музыкальное образование должно уважать, поглощать и принимать музыку различных форм и стилей всех этнических групп мира в самом широком смысле» (там же). В процессе реализации поликультурного музыкального образования очень важно понять и урегулировать отношения между китайской музыкой и зарубежной музыкой, ханьской музыкой и музыкой этнических меньшинств, европейской музыкой, а также изучить культуру других стран. В течение долгого времени европейские и американские традиции классической музыки играли важную роль в развитии мировой музыки и сформировали понятие «универсальность западной музыки», что оказало определенное влияние на музыкальное образование в Китае и нашло отражение в разработке учебных программ, а также в написании и использовании учебных материалов. Учебная программа основного музыкального образования в колледжах и университетах Китая в основном базируется на европейской учебной программе музыки и следует модели обучения бывшего Советского Союза.
На основании приведенных в статье аргументов, автор считает, что программы обучения в музыкальных колледжах стоит делать более инклюзивными по отношению к национальным меньшинствам самого Китая, поскольку, как было изложено выше, большая часть материала является полностью скопирована или адаптирована. Таким образом, на изучение музыки китайского происхождения, с китайской спецификой остается намного меньше времени. Следовательно, стоит реорганизовать учебные программы с учетом мультикультурного подхода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нынешней ситуации все более диверсифицированного культурного развития традиционная этническая музыка Китая сталкивается с большими проблемами, но и имеет большие возможности. Стоит отметить, что музыкальное наследие разных этнических групп и меньшинств в случае неправильного подхода к ситуации на современном этапе может быть забыто навсегда. Для преодоления этих проблем требуется рассматривать данное явление всесторонне. Так, во-первых, важно сформировать учебные планы и программы, предусматривающие преподавание в условиях мультикультурного подхода. Во-вторых, для успешного претворения в жизнь первого пункта, следует обучить профессионалов, которые смогли бы стать достойными преподавателями. В-третьих, обязательно на государственном уровне следует поощрять интерес к изучению музыки разных этнических групп и меньшинств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева, Д. А. (2021) Особенности формирования мультикультурализма США // Modern Science. №4-1. С. 331-335.
Бельская, С. А. (2013) Проблема сохранения и развития культурного наследия и культурного многообразия в международных нормативно-правовых актах ЮНЕСКО [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. №3 (19). URL: http://human.snauka.ru/ 2013/03/2526 (дата обращения: 10.12.2022).
Версия стандартов обязательного музыкального образования КНР 2011 г. (стандартная версия) [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования КНР. URL: http://www. moe.gov.cn/jyb_sjzl/moe_164/ (дата обращения: 12.10.2022).
Виноградов, А. В. (2010) Китайская модернизация в сравнительной перспективе // Сравнительная политика. №1. С. 104-120.
Гриценко, В. П. (2013) Культурное многообразие и культурная компетентность // Ансамблевое исполнительство: традиции, современное состояние, перспективы: Музыкальное и художественное творчество в контексте фестиваля-конкурса «Краснодарская камерата», Краснодар, 14-18 октября 2013 г. / под ред. А. Алябьевой, Т. Сорокиной. Краснодар : Краснодар. гос. унт культуры и искусств. 308 с. С. 132-136.
Жуй, Л. (2020) Высшее музыкально-педагогическое образование Китая (1980 — конец 1990-х гг.) // Веснж Маилёускага дзяржаунага ушвератэта iмя А. А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагаичныя навуы: педагогжа, пахалоия, методыка. №2 (56). С. 49-52.
Клейн, Л. (2012) Гармонии эпох: Антропология музыки. СПб. : Евразия. 224 с.
Коу, Ю. (2021) Межкультурная коммуникация в контексте мультикультурного музыкального образования // Международный научно-исследовательский журнал. №12-3 (114). С. 54-57. DOI 10.23670/IRJ.2021.114.12.083
Лю, Ц. (2008) Условия становления музыкально-педагогического образования в Китае // China Music Education. №10. С. 1280-1286.
Мурзаева, Д. А., Боечко, Д. И. (2017) Воспитание этнической толерантности и этнокультурного плюрализма среди студентов в системе высшего профессионального образования // Система ценностей современного общества : сб. материалов LIV Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 28 июня — 4 июля 2017 г. / под общ. ред. С.С.Чернова. Новосибирск : ООО «Центр развития научного сотрудничества». 164 с. С. 140-144.
Переверзева, М. В. (2019) Мультикультурализм как основа музыки США: от «плавильного котла» начала ХХ века к интернациональному синтезу начала XXI столетия // Искусство, культура, образование в XXI веке: проблемы и перспективы : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Российский государственный социальный университет, 11 апреля 2019 г. / под ред. Е. А. Петрова. 154 с. С. 36-42.
Сироткин, Л. Ю. (2011) Образовательные ресурсы мультикультурализма // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. №4-2 (72). С. 152-156.
Хлыщева, Е. В. (2010) Культурный диалог: проблема единства и многообразия // Каспийский регион: политика, экономика, культура. №1 (22). С. 78-84.
Чен, Я. (2006) Историческое развитие и ценностная ориентация поликультурного образования. Сычуань : Юго-Западный университет. 38 с.
Шажинбатын, А. (2011) Этнический плюрализм: конфликт и адаптация // Психология и психотехника. №8 (35). С. 69-90.
Яо, С. (2000) Антология музыкального образования в современных китайских школах (1949-1995). Шанхай: Shanghai Foreign Language Education Press. 329 с.
China Statistical Yearbook / ^mpi^d by National Bureau of Statistics of China [Электронный ресурс] // National Bureau of Statistics. URL: http:www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2021/indexeh.htm (дата обращения: 05.10.2022).
Le, S. (2020) The origins of multicultural music education in Chinese secondary schools' general music classes // Proceedings of the International Society for Music Education 34th World Conference on Music Education: Online. 3rd - 7th August 2020 / ed. by A. Creech and M. Generale. 639 с. Pp. 244-252.
Mark, M. L. (1998) Multicultural Music Education in the United States // The Bulletin of Historical Research in Music Education. №19 (3). Pp. 177-186.
New Vintage 2021 Population Estimates Available for the Nation, States and Puerto Rico. U. S. Census Bureau. December 21, 2021. Retrieved February 1, 2022.
Дата поступления: 11.12.2022 г.
THE IMPACT OF CULTURAL EXCHANGES ON MUSIC EDUCATION IN CHINA: MUSIC EDUCATION IN CHINA'S SECONDARY SCHOOLS IN THE CONTEXT OF MULTICULTURALISM Huang Feng Moscow Pedagogical State University
This paper examines the features of music education in China, in particular, the analysis of the influence of cultural exchanges on music education and, in general, the development of music education in the context of multiculturalism is carried out. It is noted that systematic music education in secondary schools has more than 100 years of history. Due to the fact that in China today much attention is paid to the education of children, including music, there is a growing interest in classical music, which is most noticeable against the backdrop of Western countries. The author offers some advice for even better and more comprehensive development of schoolchildren in the field of music.
Keywords: music; music education; multiculturalism; cultural exchanges
REFERENCES
Alekseyeva, D. A. (2021) Osobennosti formirovaniya mul'tikul'turalizma SSHA. Modern Science, no. 4-1, pp. 331-335. (In Russ.).
Bel'skaya, S. A. (2013) Problema sohraneniya i razvitiya kul'turnogo naslediya i kul'turnogo mnogoobraziya v mezhdunarodnyh normativno-pravovyh aktah YUNESKO. Gumanitarnyye nauchnyye issledovaniya, no. 3 (19) [online] Available at: http://human.snauka.ru/2013/03/2526 (accessed: 10.12.2022). (In Russ.).
Versiya standartov obyazatel'nogo muzykal'nogo obrazovaniya KNR 2011 g. (standartnaya ver-siya). Ministry of Education of the People's Republic of China [online] Available at: http:// www.moe.gov.cn/jyb_sjzl/moe_164/ (accessed: 12.10.2022). (In Chinese).
Vinogradov, A. V. (2010) Kitajskaya modernizaciya v sravnitel'noj perspective. Sravnitel'naya politika, no. 1, pp. 104-120. (In Russ.).
Gricenko, V. P. (2013) Kul'turnoye mnogoobraziye i kul'turnaya kompetentnost'. In: Ansamb-levoye ispolnitel'stvo: tradicii, sovremennoye sostoyaniye, perspektivy: Muzykal'noye i hudo-zhestvennoye tvorchestvo v kontekste festivalya-konkursa «Krasnodarskaya kamerata», Krasnodar, October, 14-18, 2013 / ed. by A. Alyab'yeva and T. Sorokina. Krasnodar, Krasnodar State University of Culture and Arts. 308 p. Pp. 132-136 (In Russ.).
ZHuj, L. (2020) Vyssheye muzykal'no-pedagogicheskoye obrazovaniye Kitaya (1980 — konec 1990-h gg.). Vesnik Magiljoyskaga dzyarzhaynaga yniversiteta imya A. A. Kulyashova. Seryya C. Psiholaga-pedagagichnyya navuki: pedagogika, psihalogiya, metodyka, no. 2 (56), pp. 49-52. (In Russ).
Klejn, L. (2012) Garmonii epoh: Antropologiya muzyki. Saint-Petersburg, Yevraziya. 224 p. (In Russ).
Kou, Yu. (2021) Mezhkul'turnaya kommunikaciya v kontekste mul'tikul'turnogo muzykal'nogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal, no. 12-3 (114), pp. 54-57. (In Russ.).
LYU, C. (2008) Usloviya stanovleniya muzykal'no-pedagogicheskogo obrazovaniya v Kitaye. China Music Education, no. 10, pp. 1280-1286. (In Chinese).
Murzayeva, D. A. and Boechko, D. I. (2017) Vospitaniye etnicheskoj tolerantnosti i etnokul'-turnogo plyuralizma sredi studentov v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya. Sistema cennostej sovremennogo obshchestva: sbornik materialov LIV Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii, Novosibirsk, June 28 — July 4, 2017 / ed. by S. S. Chernov. Novosibirsk, Center for the Development of Scientific Cooperation. 164 p., pp. 140-144. (In Russ.).
Pereverzeva, M. V. (2019) Mul'tikul'turalizm kak osnova muzyki SSHA: ot "plavil'nogo kotla" nachala XX veka k internacional'nomu sintezu nachala XXI stoletiya. In: Iskusstvo, kul'tura, obrazovaniye v XXI veke: problemy i perspektivy : materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj
konferencii, April, 11, 2019 / ed. by E. A. Petrov. Moscow, Russian State Social University. 154 p. Pp. 36-42. (In Russ.).
Sirotkin, L. Yu. (2011) Obrazovatel'nyye resursy mul'tikul'turalizma. Vestnik CHuvashsko-go gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni I. Y. A. Yakovleva, no. 4-2 (72), pp. 152-156. (In Russ.).
Hlyshcheva, Ye. V. (2010) Kul'turnyj dialog: problema yedinstva i mnogoobraziya. Kaspijskij region: politika, ekonomika, kul'tura, no. 1 (22), pp. 78-84. (In Russ.).
CHen, Ya. (2006) Istoricheskoye razvitiye i cennostnaya oriyentaciya polikul'turnogo obrazo-vaniya. Sichuan, Southwest University. 38 p. (In Chinese).
Shazhinbatyn, A. (2011) Etnicheskij plyuralizm: konflikt i adaptaciya. Psihologiya i psiho-tekhnika, no. 8(35), pp. 69-90. (In Russ.).
YAo, S. (2000) Antologiya muzykal'nogo obrazovaniya v sovremennyh kitajskih shkolah (1949-1995). Shanghai, Shanghai Foreign Language Education Press. 329 p. (In Chinese).
China Statistical Yearbook. Compiled by National Bureau of Statistics of China. National Bureau of Statistics [online] Available at: http:www.stats.gov.cn/tjsj/ndsj/2021/indexeh.htm (accessed: 05.10.2022). (In Chinese).
Le, S. (2020) The origins of multicultural music education in Chinese secondary schools' general music classes. In: Proceedings of the International Society for Music Education 34th World Conference on Music Education: Online. 3rd — 7th August 2020 / ed. by A. Creech and M. Generale. 639 с. Pp. 244-252.
Mark, M. L. (1998) Multicultural Music Education in the United States. The Bulletin of Historical Research in Music Education, no. 19 (3), pp. 177-186.
New Vintage 2021 Population Estimates Available for the Nation, States and Puerto Rico. U. S. Census Bureau. December 21, 2021. Retrieved February 1, 2022.
Submission date: 11.12.2022.
Хуан Фэн — аспирант Московского педагогического государственного университета, Институт социально-гуманитарного образования. 119421, Российская Федерация, г. Москва, Ленинский проспект, 99. Тел.: +7 (985) 196-18-88. Эл. адрес: [email protected]
Huang Feng, Postgraduate Student, Moscow Pedagogical State University, Institute of Social and Humanitarian Education. Postal address: 99, Leninsky Ave., Moscow, Russian Federation, 119421. Tel: +7 (985) 196-18-88. E-mail: [email protected]