Научная статья на тему 'Влияние культурных и религиозных традиций на формирование сообщества частных инвесторов фондового рынка'

Влияние культурных и религиозных традиций на формирование сообщества частных инвесторов фондового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
717
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФОНДОВЫЙ РЫНОК / ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТОРЫ / РЕЛИГИЯ / ФОНДОВАЯ БИРЖА / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / STOCK MARKET / PRIVATE INVESTOR / RELIGION / STOCK EXCHANGE / CULTURAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравчук Павлина Феодосьевна, Подгорный Борис Борисович

Определена роль частных инвесторов в развитии экономики страны. Рассмотрено влияние культурных, исторических и религиозных традиций на вовлеченность населения в операции с ценными бумагами. Рассматривается история российского фондового рынка, влияние православия на состав частных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of private investors in the national economy development is defined. The influence of cultural, historical and religious traditions on involvement of the population in securities trading is discussed. The authors looks at the history of the Russian stock market and influence of Orthodoxy on private investors structure.

Текст научной работы на тему «Влияние культурных и религиозных традиций на формирование сообщества частных инвесторов фондового рынка»

© П.Ф. Кравчук, Б.Б. Подгорный, 2009

УДК 316.1 ББК 60.543.542

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ТРАДИЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СООБЩЕСТВА ЧАСТНЫХ ИНВЕСТОРОВ ФОНДОВОГО РЫНКА

П. Ф. Кравчук, Б.Б. Подгорный

Определена роль частных инвесторов в развитии экономики страны. Рассмотрено влияние культурных, исторических и религиозных традиций на вовлеченность населения в операции с ценными бумагами. Рассматривается история российского фондового рынка, влияние право-

славия на состав частных инвесторов.

Ключевые слова: фондовый рынок, частные инвесторы, религия, фондовая биржа, культурные традиции.

Важнейшей частью структуры инвесторов на развитом фондовом рынке выступает население, для которого появляется возможность сберегать и инвестировать накопления. Создание массовой группы частных инвесторов крайне важно для страны. Это гарантирует определенную стабильность общества, укрепление класса собственников и самой категории «собственность». Также благодаря широкой распыленности этот сегмент инвесторов придает устойчивость национальному фондовому рынку.

В странах с высоким уровнем благосостояния населения именно частные инвесторы в конечном счете определяют динамику национального фондового рынка, на их поведение ориентируются наиболее консервативные глобальные инвесторы с длительным горизонтом инвестирования.

Карл Маркс подчеркивал важность ценных бумаг, в особенности акций и акционерного капитала [9, с. 479]. В 3-м томе «Капитала» он пишет, что благодаря образованию акционерных обществ происходило «...колоссальное расширение масштабов производства и возникновение предприятий, которые были невозможны для отдельного капитала».

Макс Вебер - великий немецкий философ, социолог, культуролог, работу которого «Протестантская этика и дух капитализма» справедливо относят к числу классических произведений социологической мысли, - указывает на лучшие результаты [17, р. 292], достигаемые протестантами в сравнении с католиками в деловой и финансовой сферах (протестанты доминировали в бизнесе США до 60-х гг. XX в.) [12].

Вовлеченность населения в операции с ценными бумагами может принимать две основные формы:

- прямое участие населения в операциях с ценными бумагами (с использованием брокерских услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг);

- участие населения в инвестиционных и пенсионных фондах.

Приоритет той или иной формы организации инвестиций населения в ценные бумаги определяется исходя из национальных особенностей инвестиционного поведения населения, зависящего от целого ряда параметров, в том числе от культурных и исторических традиций.

В мире существует несколько различных моделей, при которых доля населения в инвестициях на фондовом рынке отличается более чем в 2 раза.

Как видно ниже, доля индивидуальных инвесторов в структуре акционерных капита-

лов колеблется от 36,4 % в США до 14,6 % в Германии [10, с. 160]:

США............................36,4 %

Великобритания.................29,6 %

Япония.........................22,2 %

Франция........................19,4%

Германия.......................14,6%

Причину такого различия нельзя объяснить иначе, чем «различиями в экономическом поведении населения, основанными, в свою очередь, на национальном характере, религии, традициях» [там же, с. 160].

Я.М. Миркин приводит следующую классификацию традиций применительно к рынку ценных бумаг: англосаксонская (в том числе протестантский капитализм), японская модель инвестиционного поведения населения, германская модель поведения населения [там же, с. 164].

Также большое влияние на формирование фондовых рынков и поведение их участников, в частности, частных индивидуальных инвесторов, оказывает «исламская традиция».

Зафар Икбал Захид в диссертационной работе «Развитие и современное состояние фондового рынка Пакистана» проводит анализ влияния ислама на развитие фондового рынка, из которого можно сделать вывод, что в рамках исламских финансов трудно ожидать возникновения массового частного инвестора в ценные бумаги, принимающего высокие риски, для которого бы индивидуализм в принятии финансовых решений был бы значащей ценностью.

Ученый из Лондонской школы экономики, доктор политологии Фабио Петито в интервью журналу «Банковское дело в Москве» подчеркивает, что «...определенная часть финансовой системы формировалась под воздействием религиозных верований и при непосредственном участии церкви. В ряде случаев работал принцип религиозной солидарности» [2]. А доктор политологии той же школы Р. Марчетти отмечает, что влияние религии в исламских странах на многие банки очень велико. Оно сложилось исторически и остается значимым в настоящее время. К этому примыкает и такое явление, как «этичный банковский бизнес», то есть бизнес, который соответствует этическим нормам,

сложившимся в обществе. На формирование этических норм влияют клиенты банков и общественные институты, включая церковь. «Сейчас мы видим, как постепенно растут требования учитывать в банковском бизнесе моральные, этические и религиозные ценности» [2].

В России рынок ценных бумаг, как и в Германии, начал функционировать в первой половине XIX в., особенно активно в 18701880-х гг., в период интенсивного строительства железных дорог. В то время широкое развитие получило акционирование, а позже, в начале XX в., - и государственные заимствования через ценные бумаги (в основном облигации). С середины XVШ в. личный пример подданным в приобретении первых ценных бумаг нарождавшихся акционерных компаний показывали российские правители. Традиция инвестирования собственных средств в российские и зарубежные ценные бумаги членами императорской семьи сохранилась до 1917 года.

Первая официальная Российская биржа была открыта в Петербурге в 1703 году. До 1842 г. биржи были также открыты в Кременчуге, Москве, Рыбинске, Нижнем Новгороде. После реформы 1861 г. биржи начали работу в Казане, Риге, Самаре, Киеве. В 90-е и последующие годы биржевое дело получает дальнейшее развитие в связи с интенсивным строительством железных дорог, элеваторов и появлением коммерческих банков. В начале 1830-х гг. на Петербургской бирже возникла значительная торговля акциями, привлекающими к себе внимание всех сословий. Во второй половине XIX - начале XX в. ажиотажный спрос на российские ценные бумаги возникал неоднократно. В 1890-1914 гг. в России достаточно активно функционировали фактически все инструменты фондового рынка (прирост национального дохода достигал 14 % в год). В 1914 г. по величине оборота ценных бумаг фондовый отдел Петербургской биржи вышел на 5-е место в мире, уступая лишь фондовым биржам Лондона, Парижа, Нью-Йорка и Рима.

Выпуск акций в России был связан с массовым строительством железных дорог, которое невозможно без акционирования, то есть привлечения огромных финансовых ресурсов.

Все понимали, что строительство железных дорог - проект перспективный, а значит, ожидается высокая прибыль, которая, в свою очередь, гарантирует высокие дивиденды по акциям и значительный рост их курсовой цены. В связи с этим акции железнодорожных компаний приобретать было очень выгодно, поэтому их покупали активно. Акция в тот период стала главным финансовым инструментом, который способствовал привлечению свободных денежных ресурсов различных социальных групп общества в наиболее важную и перспективную отрасль экономики. В целом дореволюционный российский фондовый рынок был достаточно развит и функционировал довольно эффективно, учитывая объемы операций с финансовыми инструментами, уступая лишь рынкам ценных бумаг нескольких наиболее развитых государств Европы и США.

Так, например, можно привести данные по количеству допущенных к торгам акций на Санкт-Петербургской бирже, которая являлась одной из основных фондовых площадок в дореволюционной России (см. рис. 1).

На бирже торговались акции компаний практически всех отраслей российской экономики. Наиболее значительно были представ-

лены компании финансовой сферы (страховые компании, земельные и коммерческие банки) и транспортного сектора (пароходства и железные дороги) (см. таблицу).

Большое влияние на экономическую активность российских граждан оказывала религиозная традиция. Жестко и иерархически организованное религиозное сообщество, каким является православный мир, - сообщество, которое к тому же находилось под централизованным воздействием государства, - вряд ли могло создать у населения высокую способность принимать риски, быть экономически самостоятельным, «децентрализованным», ориентироваться прежде всего на получение прибыли. Поэтому среди финансово активного населения большую часть составляли выходцы из других национальностей, формально принявшие православие. «В составе купцов-христиан значительную долю составляли немцы, финны, поляки, греки, армяне и евреи-выкресты, весьма многочисленные в то время. Доля русских в составе купцов 1-й и 2-й гильдии вряд ли превышала 20 %» [1].

Православная традиция запрещает взыскание процента с ближнего и утверждает, что

Рис. 1. Количество акций, котировавшихся на Санкт-Петербургской бирже в 1865-1917 гг. [12] Распределение акций по сферам экономической деятельности [12]

Сектор Количество акционерных компаний

Промышленность и торговля 330

Коммерческие банки 98

Земельные банки 77

Железные дороги 66

Страховые компании 33

Пароходство 32

Всего 636

только труд может явиться источником богатства. «Человек в этом мире является собственником лишь в условном смысле этого слова, не владыкою твари, но как бы распорядителем чужого имущества, призванным дать ответ в верности управления порученным ему достоянием... Для христианина является первым долгом в его отношении к своей собственности распоряжаться ею согласно с волей Божией» [11].

Таким образом, большая часть населения, в первую очередь рабочие, крестьяне, мелкие служащие, а именно они составляли большинство населения России, не были вовлечены в биржевой оборот, не являлись участниками фондового рынка, что, по мнению автора, было одной из многих причин в 1917 г. для смены существующего в России государственного строя. После прихода к власти большевиков произошло событие, которое практически не имеет аналогов в истории развития рынка ценных бумаг. Законодательное запрещение такого сегмента рынка, каким является рынок ценных бумаг, было совершенно неприемлемо с правовой точки зрения и оказалось грубейшей экономической ошибкой. Принятые декреты сыграли настолько отрицательную роль в развитии экономики и политики России, что авторы считают необходимым привести основные выдержки из этих документов [6, с. 130]:

Декрет СНК от 29 декабря 1917 г.

«О прекращении оплаты купонов по облигациям и выплаты дивидендов по акциям»

1. Впредь до издания общего узаконения о дальнейшей национализации производства, а также о порядке и размерах оплаты процентов по фондам и дивидендам по акциям и паям частных предприятий всякая оплата купонов временно приостанавливается.

2. Все сделки с ценными бумагами воспрещаются.

3. За нарушение ст. 2 настоящего декрета виновные подлежат преданию суду и конфискации всего их имущества.

Декрет ВЦИК от 21 января 1918 г.

«Об аннулировании государственных займов»

...1. Все государственные займы, заключенные правительствами российских помещиков и

российской буржуазии... аннулируются (уничтожаются) с 1 декабря 1917 г.

2. Безусловно и без всяких исключений аннулируются все иностранные займы...

Декрет ЦИК от 23 января 1918 г.

«О конфискации акционерных капиталов бывших частных банков»

...1. Акционерные капиталы бывших частных банков (основные, резервные и специальные) переходят к Народному банку Российской Республики на основах полной конфискации.

2. Все банковские акции аннулируются и всякая выплата дивидендов по ним безусловно прекращается...

В начале 20-х гг., с отказом от полностью натурального планирования и распределения продукции, с введением новой экономической политики, стало неизбежным воссоздание рынка ценных бумаг и биржевой сети [3, с. 437]. К осени 1926 г. существовало уже 114 бирж. Высший совет народного хозяйства предложил всем хозяйственным единицам вступить в члены биржи, посещать биржевые собрания, все торговые операции производить преимущественно на бирже и руководствоваться биржевыми ценами. Значительная часть бирж была учреждена по инициативе и с участием государственных органов. С 1922 г. при товарных биржах могли создаваться фондовые отделы. Фондовая биржевая торговля могла осуществляться в отношении иностранной валюты, банкнот, ценных бумаг, благородных металлов. [4, с. 379-380]. Обороты фондовых отделов при их возникновении (около 40 % в 1924-1925 гг.) были связаны с куплей-продажей иностранной валюты, в дальнейшем подавляющая часть оборотов (97-99 %) относилась к ценным бумагам. По мере усиления административного регулирования экономики в 1926-1930 гг. и постепенного перехода к директивному распределению продукции значение бирж как инструмента организации рыночного обращения товаров и ценных бумаг постоянно падало. В феврале 1930 г. деятельность бирж в качестве оптовых рынков, полностью не совпадающая с нерыночным хозяйственным механизмом 30-80-х гг., была прекращена, укрупнялись банки, нарастало их огосударствление, движение кредита подчинялось плану, все более заметен был отказ от коммерческих критериев деятельности [5, с. 93].

При социализме для фондового рынка в России места не было. Движение денежных и материальных ресурсов определялись директивно, по распоряжению руководящих органов. Инструменты фондового рынка, позволяющие получать приток средств для развития экономики, отсутствовали.

Современный российский фондовый рынок получил свое новое развитие с 90-х гг. прошлого века, когда в России началась приватизация, что, в свою очередь, привело к появлению первых массовых ценных бумаг - акций приватизируемых предприятий. В современной России большинство - православные христиане, однако в стране существенна доля исламского населения, что по мере удаления от советского времени может приводить к нарастанию особенностей в экономическом поведении этой группы российского населения, основанных на соблюдении инвесторами запрета ислама на взимание процента. Кроме того, в России есть и определенная доля населения, являющаяся протестантами, а также присутствует буддистское направление веры.

По данным на 1 января 2007 г. в Российской Федерации насчитывается 22 513 зарегистрированных религиозных организаций, принадлежащих более чем к 53 религиозным течениям 1. По результатам социологических исследований фонда «Общественное мнение» от 7 июня 2007 г. из 100 % опрошенных 70 % заявили, что они верующие, при этом 61 % относит себя к православию [13].

По данным исследований фонда «Общественное мнение» в 2002 г. из 60 % россиян, считающих себя верующими-христианами

(58 % - православными и 2 % - католиками и протестантами), только 6 % посещают церковь один раз в месяц и чаще, выполняя все требования православия [7, с. 45-53] (см. рис. 2).

Протестантизм - одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства - представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей и исповеданий, связанных своим происхождением с Реформацией. В настоящее время в России насчитывается, согласно некоторым экспертным оценкам, около 2 млн верующих-протестантов, принадлежащих к десяткам различных церквей.

В соответствии с государственным реестром в России зарегистрировано на 1 января 2007 г. 3 668 религиозных организаций ислама, что составляет около 15 % от общего числа зарегистрированных местных религиозных организаций [16]. По данным всероссийской переписи 2002 г. этносы, исторически исповедовавшие ислам, насчитывают свыше 14 млн человек [15].

Исламизация в среднесрочной перспективе части фондового рынка России будет означать сужение сегмента долговых ценных бумаг, производных инструментов, снижение краткосрочной спекулятивной активности, большее распространение финансовых инструментов, связанных с долевым участием в прибылях (скорее, в форме инвестиционных фондов, «сертификатов участия», нежели прямых инвестиций в акции, что размывало бы собственность крупных акционеров). Ведь Коран запрещает и азартные игры, и ссуды, и спекуляцию. В Коране ясно сказано: «Аллах сделал дозволенной торговлю и запретил про-

Рис. 2. К какой религии Вы себя относите?

(Ответы заявивших, что они верующие, - 70 % от всех опрошенных)

центы», «Искореняет Аллах процент и поощряет милостыню» [8]. «О вы, которые уверовали! Не живите за счет лихвы, удвоенной или многократной, бойтесь Аллаха, и, быть может, вы преуспеете» [там же].

Для оценки развития российского фондового рынка важно оценить воздействие экономической доктрины православного христианства (в той мере, в какой доктрина существует), протестантизма, ислама на стремление массового инвестора к принятию рисков, к прибыльности, к частной инициативе в предпринимательстве и на финансовых рынках.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации по данным государственного реестра на 1 января 2007 г., опубликованы на сайте [16].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев, В. Н. Формирование российской модели хозяйствования (обзор) / В. Н. Андреев. -Режим доступа: http://www.rusac.ru/pressa/novosti. html?idn=43.

2. Банковское дело в Москве. - 2005. - № 4 (124). - Режим доступа: http://www.bdm.ru/arhiv/ 2005/04/іМех.Йт1.

3. Биржевое законодательство (сборник постановлений). - М. : Всесоюз. совет съездов биржевой торговли, 1925. - 437 с.

4. Бортник, Ю. Биржа / Ю. Бортник // Большая советская энциклопедия. - М. : Сов. энцикл., 1970. - Т 3.

5. Воловик, А. М. Три эпохи биржи в России / А. М. Воловик, А. В. Семенков. - М. : Финансы и статистика, 1993. - 93 с.

6. Декреты Советской власти : в 2 т. - М. : Гос. изд-во полит. лит., 1957.

7. Каргина, И. Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация / И. Г Каргина // Социологические исследования. - 2004. - Янв. (№ 1). -С. 45-53.

8. Коран. Священная книга мусульман / пер. с араб. и вступ. ст. Т. Шумовского. - М. : ТЕРРА, 1995. - Раздел (Сура) «Аль-Бакара», стих 275-276; раздел (Сура) «Али Имран», стих 130.

9. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. В 3 т. Т. 3 / К. Маркс ; под ред. Ф. Энгельса. - М. : Политиздат, 1989. - 1016 с.

10. Миркин, Я. М. Российский рынок ценных бумаг: влияние фундаментальных факторов, приоритеты и механизм развития : дис. ... д-ра экон. наук / Я. М. Миркин. - М., 2003. - 583 с.

11. Экземплярский, В. И. Учение Древней Церкви о собственности и милостыне / В. И. Экземплярский. - Киев : Тип. товарищества И. Н. Кушне-рева, 1910. - 277 с.

12. Collins, R. Introduction to Max Weber ’s «The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism / R. Collins. -Mode of access: http://www.nimbus.ocis.temple.edu/ ~ychoi/protest.html.

13. http://www.bd.fom.ru/report/map/projects/ dominant/dom0723/domt0723_4/d072323.

14. http://www.icf.som.yale.edu (электронная база SPSE).

15. http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17.

16. http://www.religare.ru/article36302.htm.

17. Weber, M. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism / М. Weber. - Prentice-Hall, Inc., 1958. -292 p.

INFLUENCE OF CULTURAL AND RELIGIOUS TRADITIONS ON STOCK EXCHANGE PRIVATE INVESTORS’ GROUPS

P.F. Kravchuk, B.B. Podgorny

The role of private investors in the national economy development is defined. The influence of cultural, historical and religious traditions on involvement of the population in securities trading is discussed. The authors looks at the history of the Russian stock market and influence of Orthodoxy on private investors’ structure.

Key words: stock market, private investor, religion, stock exchange, cultural traditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.