Научная статья на тему 'Влияние культурного наследия на профессиональное становление педагога'

Влияние культурного наследия на профессиональное становление педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / CULTURAL HERITAGE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Койкова Э. И.

В статье рассмотрена культура как необходимый компонент саморазвития и самообразования педагога. Представлены и охарактеризованы такие понятия как «традиции» и «культурное наследие», а также определено их влияние на развитие личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF CULTURAL HERITAGE ON THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHER

The principle of conformity to culture of learning is a consideration of the conditions in which the people and culture of the given society, in the process of upbringing and education. Thus, future specialists is formed by cultural competence, which contributes to the enrichment of background knowledge, aesthetic and Patriotic education. And it is favorable for the formation of professional ideals. Among the educational functions are the dominant education of the students respect for the cultural heritage of their country and the world cultural heritage, leading them to realize the power of the human spirit and mind, the greatness of the person-creator. It is culture that plays an important role in human life and society. It forms a particular type of personality: the common historical past, historical memory, family patterns, historical traditions, ideals and values, attitude to other people's values. The individual becomes a member of society, personality as socialization, i.e., learning, language, symbols, values, norms, customs, traditions of its people, their social group and all mankind. The level of the individual's culture is defined by its social connect introduction to cultural heritage, and the degree of development of individual abilities, erudition, understanding of works of art, fluency in native and foreign languages, accuracy, courtesy, self-control, high morals, etc. All this is achieved in the process of upbringing and education. Cultural heritage that is beyond the ordinary and becomes a timeless and universal significance, carries a particularly value aesthetic, ethical, spiritual footprint unique unique past. The most important function of cultural heritage is to preserve the tradition and memory of the past that is meaningful in nature. Cultural heritage is largely defined as the epitome of tradition, the transmission of which contributes to the empowering sense of the past and present. Tradition is a priority for society as a whole and acts as a vital for personal development and helps to establish the link between generations, and between members of society. Despite the fact that tradition represents the value of the past, it stands in the innovation space as a means and source of motion to a new level. Following the tradition imbues relevance and meaning to individual existence of the person. Identity based on the traditions of the society tries to advance and evolve in a new direction. Thus, cultural heritage is represented by us as part of the spiritual culture, inherited from generations to generations and accepted as something valuable and respected. Culture defines the personality of the teacher and the teacher the framework in which he can act and adjust its behavior. By itself, the personality creates culture and fills his personality to the full and rich content, and culture in turn allows you to self-development, to educate themselves. Feature of information society is the fact that the excess of information makes it difficult to evaluate it, dive in search of meanings and values. But the required rate is deprived of the need to reflect about their own activities. The problem of professional formation of the teacher in modern educational space is to not get into a situation that will be accompanied by an innovation at any cost, rapid change of priorities as a professional in the humanitarian sector may not be ready for new communication models.

Текст научной работы на тему «Влияние культурного наследия на профессиональное становление педагога»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 2. С. 60-64.

УДК 378

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА

Койкова Э. И.

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г.. Ялте, Ялта, Республика Крым

E-mail: zika_moon@mail.ru

В статье рассмотрена культура как необходимый компонент саморазвития и самообразования педагога. Представлены и охарактеризованы такие понятия как «традиции» и «культурное наследие», а также определено их влияние на развитие личности.

Ключевые слова. Культура, традиции, культурное наследие, профессиональное становление.

ВВЕДЕНИЕ.

Профессиональное становление педагога - очень сложный многоплановый процесс, на который влияет комплекс условий и факторов. В современных социально-экономических условиях, когда меняется требование к качеству образования, актуализируется проблема повышения социального статуса профессии педагога и возрастания требований к учителю.

Эффективность становления учителя зависит в разной степени от различных факторов, таких, например, как: наличие мотивации к педагогической деятельности, готовность к профессиональному самовоспитанию и самообразованию, готовность к созданию новых ценностей (В. А. Сластенин), так как ситуация, сложившаяся в современном образовательном учреждении, зависит не столько от использования инновационных технологий, замен одной на другую, применения интерактивных методов и форм в учебно-воспитательном процессе, но и от личности учителя, его профессиональной мобильности, творческого потенциала и мировоззренческих установок.

Цель данной статьи: рассмотреть культурное наследие как часть духовной культуры человека в качестве необходимого компонента развития личности педагога.

60

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА.

У большинства обучающейся молодежи отсутствует мотивация к получению знаний, умений и навыков, необходимых для будущей профессиональной деятельности. Такая ситуация может привести к переоценке, а то и девальвации основных ценностей, таких как знание, труд, образованность, культура и т. д.

Пробелы в знаниях можно восполнить за счет различных курсов, тренингов и семинаров, а отсутствие интереса к своей профессиональной деятельности восполнить невозможно. Это задача воспитания, а точнее - профессионального воспитания.

Под профессиональным воспитанием подразумевается целенаправленный педагогически организованный и управляемый процесс формирования профессионально значимых качеств и развития личности профессионала.

Личность профессионала формируется не только в стенах высшего учебного заведения, но и за его пределами. Задача вуза заключается в создании необходимых условий для становления профессиональных качеств студента, а также реализации целей профессионального воспитания.

Многие вузы применяют элемент кульутросообразности в обучении студентов. Принцип культуросообразности обучения представляет собой учет условий, в которых находится человек, а также культуры общества, в процессе воспитания и образования. Таким образом, у будущих специалистов формируется культурологическая компетентность, которая способствует обогащению фоновых знаний, эстетическому и патриотическому воспитанию. А это является благоприятным фактором формирования профессиональных идеалов.

Среди воспитательных функций доминирующими являются воспитание у студентов уважения к культурному наследию своей страны и мировому культурному наследию, подведение их к осознанию мощи человеческого духа и разума, величия человека-созидателя.

Именно культура играет важную роль в жизни человека и общества. Она формирует тот или иной тип личности: общее историческое прошлое, историческую память, семейные образцы, исторические традиции, идеалы и ценности, отношение к чужим ценностям.

Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества.

Уровень культуры личности определяется ее социализованностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессе воспитания и образования [1]

Культурное наследие, которое находится за пределами обыденного и становится вневременным и общезначимым, несет в себе особо ценностный - эстетический, этический, духовный след уникального неповторимого прошлого. Важнейшей функцией культурного наследия выступает сохранение традиции и памяти о прошлом, что имеет смысложизненный характер (Баева Л. В.) [1].

61

Койкова Э. И.

Культурное наследие во многом определяется как воплощение традиции, передача которой способствует наделению смыслом прошлого и настоящего (Баева Л. В.)[1].

Традиция имеет приоритетное значение для социума в целом, является жизнеопределяющей для развития личности и помогает установить связь между поколениями и между членами общества.

Несмотря на то, что традиция представляет собой ценность прошлого, она выступает в инновационном пространстве в качестве средства и источника движения к новому качеству. Следование традициям наполняет значимостью и смыслом индивидуальное бытие личности. Личность, основываясь на традиции общества, старается продвигаться и развиваться в новом направлении.

Таким образом, культурное наследие представляется нам частью духовной культуры, наследуемой от поколения к поколению, принятое как нечто ценное и почитаемое [2]. Культура определяет для личности учителя и педагога те рамки, в которых он и может действовать, и регулирует его поведение. Сама по себе личность творит культуру и наполняет свою индивидуальность полноценным и богатым содержанием, а культура в свою очередь позволяет саморазвиваться, самообразовываться.

Особенностью информационного общества является то, что избыток информации затрудняет возможность оценить ее, погрузиться в поиск смыслов и значений. А требуемые темпы лишают потребности рефлексировать по поводу собственной деятельности [3]. Проблема профессионального становления педагога в современном образовательном пространстве состоит в том, чтоб не попасть в ситуацию, которая будет сопровождаться инновацией любой ценой, быстрой сменой приоритетов, так как профессионал в гуманитарной сфере может быть не готов к новой модели коммуникации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Культура позволяет профессионалу и просто человеку развивать внутренний мир и оперативно реагировать на социальные потребности. Приобщение к культурному наследию прошлого способствует воспитанию чувства гордости за звание «человек», интеллектуально и духовно богатой, нравственной, развитой личности, готовой к социализации в современном мире, а также формированию взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве и компетенции личностного самосовершенствования.

Список литературы.

1. Баева, Л. В. Сохранение культурного наследия как воплощение ценности традиции [Электронный ресурс] / Л. В. Баева // Философия и общество. - 2012. - №1(65). - Режим доступа : http://www.socionauki.ru/journal/artides/141559/.

2. Культурное наследие. Викепедия.Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D 0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4o/oD0o/oB8o/o D0%B5

62

3. Тенитилов, С. В., Скворцова, С. Б. Влияние культурного наследия на идеалы предстоящей профессиональной деятельности студента / С. В. Тенитилов, С. Б. Скворцова // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2010. - № 3 (34): в 2-х ч. - Ч. I. - C. 196198. - Режим доступа : www.aramota.net/materials/1/2010/3-1/60.html

УДК 378

THE IMPACT OF CULTURAL HERITAGE ON THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHER

Koykova E. I.

Humanities and Education Science Academy (branch), V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta, Republic of Crimea

E-mail: zika_moon@)maiLru

The principle of conformity to culture of learning is a consideration of the conditions in which the people and culture of the given society, in the process of upbringing and education. Thus, future specialists is formed by cultural competence, which contributes to the enrichment of background knowledge, aesthetic and Patriotic education. And it is favorable for the formation of professional ideals.

Among the educational functions are the dominant education of the students respect for the cultural heritage of their country and the world cultural heritage, leading them to realize the power of the human spirit and mind, the greatness of the person-creator. It is culture that plays an important role in human life and society. It forms a particular type of personality: the common historical past, historical memory, family patterns, historical traditions, ideals and values, attitude to other people's values.

The individual becomes a member of society, personality as socialization, i.e., learning, language, symbols, values, norms, customs, traditions of its people, their social group and all mankind.

The level of the individual's culture is defined by its social connect - introduction to cultural heritage, and the degree of development of individual abilities, erudition, understanding of works of art, fluency in native and foreign languages, accuracy, courtesy, self-control, high morals, etc. All this is achieved in the process of upbringing and education. Cultural heritage that is beyond the ordinary and becomes a timeless and universal significance, carries a particularly value - aesthetic, ethical, spiritual footprint unique unique past. The most important function of cultural heritage is to preserve the tradition and memory of the past that is meaningful in nature.

Cultural heritage is largely defined as the epitome of tradition, the transmission of which contributes to the empowering sense of the past and present.

63

KouKoea Э. M.

Tradition is a priority for society as a whole and acts as a vital for personal development and helps to establish the link between generations, and between members of society.

Despite the fact that tradition represents the value of the past, it stands in the innovation space as a means and source of motion to a new level. Following the tradition imbues relevance and meaning to individual existence of the person. Identity based on the traditions of the society tries to advance and evolve in a new direction.

Thus, cultural heritage is represented by us as part of the spiritual culture, inherited from generations to generations and accepted as something valuable and respected. Culture defines the personality of the teacher and the teacher the framework in which he can act and adjust its behavior. By itself, the personality creates culture and fills his personality to the full and rich content, and culture in turn allows you to self-development, to educate themselves.

Feature of information society is the fact that the excess of information makes it difficult to evaluate it, dive in search of meanings and values. But the required rate is deprived of the need to reflect about their own activities. The problem of professional formation of the teacher in modern educational space is to not get into a situation that will be accompanied by an innovation at any cost, rapid change of priorities as a professional in the humanitarian sector may not be ready for new communication models.

Keywords: culture, traditions, cultural heritage, professional development.

References.

1. Baeva L.V. Preservation of Cultural Peritage Malue as the Embodiment of Tradition [electronic resource] / L.V. Baev // Philosophy and Society. - Issue №1 (65) - 2012. - Access: http://www.socionauki.ru/journal/articles/141559/.

2. Cultural Heritage. Vikepedia Free Encyclopedia [Electronic resource] Mode is Available:https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83% D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4 %D0%B 8%D0%B 5

3. Tenitilov S.V., Skvortsova S.B. The Impact of the Cultural Heritage on the Ideals of the Future Professional Activity of the Student / S.V. Tenitilov, S.B. Skvortsova // The Compendium of Modern Science and Education. - Tambov: Diploma, 2010. - № 3 (34). In 2 parts. - Part I. - P. 196-198. -Access: www. aramota.net/materials/1/2010/3-1/60.html

64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.