воспитательных технологий в работе с классом»; «Учитель-ребенок-родитель: от взаимодействия к результату»; «Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона»; «Особенности территории народного промысла в работе школы»; «Использование особенностей социальной среды региона народного промысла в системе работы классного руководителя»; «Психолого-педагогические аспекты организации работы с одаренными учащимися»; деловая игра «Счастлив тот, кто счастлив дома; а также церемония присвоения имени Ф. Ушакова младшим кадетам 5-6 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 3» г.о. Саранск.
Наряду с преподавателями, аспирантами, студентами института в работе форума приняли участие преподаватели Нижегородского государственного института, Пензенской государственной технологической академии. Данную инициативу поддержали работники организаций среднего профессионального образования - преподаватели Самарского колледжа связи, а также классные руководители общеобразовательных учреждений городов Нижнего Новгорода, Москвы, Самары, представители органов управления образованием, творчески работающие классные руководители городского округа Саранск и муниципальных районов Республики Мордовия. Направления работы форума позволили обозначить широкий спектр проблем современного воспитания, актуализировать ключевые базовые и предметные компетенции участников, стимулировать творческую деятельность педагогов. Благодаря реализации указанных видов деятельности достигается необходимый уровень квалификации педагогических кадров, формируются компетенции и развиваются творческие качества классных руководителей [3; 10, 13].
Таким образом, проектируемая участниками форума развивающая среда создает благоприятные условия для совершенствования профессиональной компетентности классного руководителя, стимулирует его дальнейший личностнопрофессиональный рост.
Литература
1. Борытко, Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 214 с.
2. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (Теоретико-методологический аспект) [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 23.
3. Кадакин, В.В. Инновационные процессы в высшем образовании (из опыта работы Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева) [Текст] / В.В. Кадакин // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (20) -С. 11.
4. Новиков, А.М., Новиков, Д.А. Методология. - М.: СИНТЕГ. - 668 с. -С. 445.
5. Результаты республиканского мониторинга потребностей региона в оказании услуг в сфере профессионального и личностного развития / под общ. ред. В. В. Кадакина ; Мордов. гос. пед. ин- т. - Саранск, 2012. - 80 с.
6. Татьянина, Т.В. Компетентность как условие личностно-профессионального роста будущего учителя [Текст] / Т.В. Татьянина, С.В. Кутняк // Интеграция образования. - 2009. - № 2. - С 104 - 107.
7. Татьянина, Т.В. Этапы применения дидактической системы в формировании профессиональной компетентности будущего учителя [Текст] / Т.В. Татьянина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - № 125 - С. 151 - 158.
8. Шкатова, Т.Г. Содержание профессиональной компетентности педагога [Текст] / Т.Г. Шкатова // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 1. - 2010. - С 100 - 103.
9. Шукшина, Т.И. Педагогическая олимпиада как гуманитарная технология формирования профессиональной компетентности [Текст] / Т.И. Шукшина, Т.В. Татьянина // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 11 - С. 35.
10. Шукшина, Т.И. Развитие системы научно-исследовательской деятельности в педагогической деятельности [Текст] / Т.И. Шукшина, П.В. Замкин // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2 (20) - С. 13.
Лапшова А.В.
Кандидат педагогических наук, Нижегородский государственный университет имени Козьмы Минина ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ РЕСУРС ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА-
ПРОФЕССИОНАЛА
Аннотация
В статье рассмотрена профессиональная компетентность как интегративная характеристика качеств педагога; определена ее эффективность; обозначены индивидуальные ресурсы личности педагога-профессионала, включающие возможности и потенциал развития.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, интегративное качество педагога, эффективность профессиональной деятельности.
Lapshova A.V.
Ph.D., Nizhny Novgorod State University named Kozma Minin
PROFESSIONAL COMPETENCE AS AN INTEGRATIVE RESOURCE INDIVIDUAL TEACHER-PROFESSIONAL
Abstract
The article describes the professional competence as an integrative characteristic qualities of the teacher; determined its effectiveness; designated individual personality of the teacher-resources professional, including opportunities and development potential.
Keywords: professional competence, integrative quality of the teacher, the effectiveness of professional activity.
Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» и другие не в полной мере конкретизируют содержание этого понятия.
Проблема профессиональной компетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма.
Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности. В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности», либо как «уровень образованности специалиста». Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством.
Личность человека-профессионала, прошедшего достаточно длительный период теоретического обучения и последующей адаптации к практической деятельности, приобретшего необходимый профессиональный опыт, следует рассматривать как профессионально обусловленную.
Мы полностью согласны с Е.А. Климовым, считающим необходимым рассматривать профессионализм не только как высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, но и как определенную системную организацию
44
его психики. Более того, мы исходим из понимания, что профессионализм не сводим к совокупности признаков, он представляет собой некоторое системное свойство личности (систему определенным образом организованных компонентов) [3].
Для успешного выполнения профессиональной деятельности человек вынужден прибегать к мобилизации своих внутренних ресурсов и резервов. Эти ресурсы используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды. Следовательно, можно говорить о существовании у человека некоторого индивидуального внутреннего потенциала (или ресурса), являющегося необходимой основой его успешной профессионализации.
Индивидуальный ресурс человека состоит из внутренних резервов человека (энергетических, психофизиологических, интеллектуальных, волевых и др. возможностей) и потенций его развития. В процессе деятельности происходит трансформация ресурса человека (как энергетической основы деятельности) в различные виды результатов деятельности (внутренних и внешних).
Профессиональная компетентность это интегративное качество специалиста, включающее уровень овладения им знаниями, умениями, навыками и следующими компонентами профессионального мастерства: система профессиональных знаний, умений, навыков, профессиональных способностей и профессионально важных качеств личности [1]. В структуре профессиональной компетентности можно выделить личностные смыслы, поскольку процесс решения профессиональных задач предполагает смыслообразование, которое, в свою очередь, оказывает значительное влияние на ход мыследеятельности и продуктивность принятого решения, на персонифицирование профессиональных ценностей, что позволяет педагогу подняться на новый качественный уровень профессионального мышления [2].
Профессиональная компетентность педагога определяется единством его методологической, специальной и психологопедагогической подготовки. Методология при этом не является сводом готовых ответов, это тончайший инструмент диалектического познания и преобразования действительности, законов научного, социального и профессионального мышления. Знание фундаментальных наук - непреложное требование к современному педагогу. При этом решающее значение имеет не только объем знаний, но и их точность, систематичность, подвижность. Не максимум знаний, а их мобильность и управляемость, гибкое приспособление к школьным условиям делают специалиста пригодным к педагогической деятельности.
Несомненно, что компетентность - многоуровневое образование с компонентами когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера. Это сложная единая система внутренних психологических составляющих и свойств личности специалиста, включающих в себя знания и умения. Есть связь и с глубинными свойствами личности - с потребностью в общении, уверенностью в себе и самооценкой. Компетентность включает в себя такие характеристики, как интегральное соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных задач, результативность и успех в проблемных ситуациях [1]. Сюда добавляется и знание последствий применения конкретных способов воздействия и их эффективности. Компетентность имеет и свои функции: познавательную, регулятивную, функцию контроля и оценки, самооценки.
Профессионально-компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, реализуется личность педагога и в котором достигаются хорошие результаты обучения, воспитания и развития личности ребенка.
Основой педагогической деятельности является действие. Она состоит из цепочки взаимосвязанных действий, которые и образуют ее структуру.
На первом этапе педагог формулирует педагогические цели и задачи (в любом виде деятельности), не втором подбирает необходимые педагогические средства для их осуществления, не третьем - анализирует и оценивает собственные действия.
Эффективность профессиональной деятельности заключается в реализации всех ее компонентов.
На каждом этапе профессиональной деятельности педагогом реализуются определенные функции: диагностическая, планирования, организаторская (1 этап); коммуникативная, побудительная, формирующая (2 этап); аналитическая, оценочная, координации, коррекции и совершенствования (3 этап) [2].
Можно выделить три уровня осуществления профессиональной деятельности педагога: исполнения (копирование чужих образцов выполнения деятельности); планирования (осуществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств); проектирования (осуществление деятельности, исходя из ее системного понимания).
Профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она представляет собой сложное и многогранное явление. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, и способностью к развитию своего творческого потенциала.
Педагогическая профессия, как мы уже отмечали, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога поэтому выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Литература
1. Введенский В. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 54-65.
2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002. - 96 с.
3. Хуторский А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. -№2. - С. 58-64.
Мальцева Л.В.
Доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет СТРАНИЦЫ ЗЕМЛИ КУБАНСКОЙ (НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ)
Аннотация
В статье рассказывается, как изучается культура, традиция, обряды кубанских казаков, нужно все это развивать для молодого поколения. Представлено описание подворья казака, культурное наследие, и какое значение имеет в воспитании молодежи. Необходимо изучать наследие старшего поколения, которое они оставили нужно сохранять.
Ключевые слова: традиции, обряды, казаки, воспитание, культура.
Maltsev L.V.
Doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University PAGES EARTH KUBAN (FOLK TRADITION)
Abstract
This article explains how to learn the culture, tradition, rituals Kuban Cossacks, all you need to develop it for the younger generation. The description of the monastery Cossack, cultural heritage, and what is meant in the education of youth. Necessary to study the legacy of the older generation, they need to keep left.
Keywords: traditions, rituals, Cossacks, education, culture.
Ведущее место в сохранении и развитии народных традиций кубанских казаков, занимает такая часть региональной культуры, как народное и декоративно-прикладное искусство. Особую остроту приобретает воспитание молодежи на традициях и обычаях
45