Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ «МАКСИ МОЗГ»'

ВЛИЯНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ «МАКСИ МОЗГ» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
критическое мышление / воспитание / родители / формирование / анализ / синтез / информация / critical thinking / upbringing / parents / formation / analysis / synthesis / information

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Молчанова И.В., Давыденко В.А.

Данная статья посвящена исследованию влияния критического мышления родителей на процесс воспитания детей. В ходе исследования была проведена диагностика уровня критического мышления родителей, дети которых занимаются в центре интеллектуального развития «Макси Мозг». На основе тестирования были сделаны основные выводы о влиянии на процесс воспитания детей критически мыслящих родителей и родителей с отсутствующим критическим мышлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PARENTS' CRITICAL THINKING FOR UPBRINGING OF CHILDREN (USING EXAMPLE OF CENTER INTELLECTUAL DEVELOPMENT "MAXI BRAIN")

This article is devoted to the study of the influence of parents' critical thinking on the process of parenting. During the study, the diagnosis of the level of critical thinking of parents whose children are engaged in the center for intellectual development "Maxi Brain" was carried out. Based on the testing, the main conclusions were drawn about the influence of critically thinking parents and parents with a lack of critical thinking on the process of raising children.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ «МАКСИ МОЗГ»»

УДК 37 Молчанова И.В., Давыденко В.А.

Молчанова И.В.

магистрант

Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск, Россия)

Научный руководитель: Давыденко В.А.

заведующий кафедры «Педагогика» Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск, Россия)

ВЛИЯНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ «МАКСИ МОЗГ»

Аннотация: данная статья посвящена исследованию влияния критического мышления родителей на процесс воспитания детей. В ходе исследования была проведена диагностика уровня критического мышления родителей, дети которых занимаются в центре интеллектуального развития «Макси Мозг». На основе тестирования были сделаны основные выводы о влиянии на процесс воспитания детей критически мыслящих родителей и родителей с отсутствующим критическим мышлением.

Ключевые слова: критическое мышление, воспитание, родители, формирование, анализ, синтез, информация.

В современном обществе родители играют ключевую роль в формировании мировоззрения, ценностных установок и поведенческих паттернов у своих детей. Одним из важнейших аспектов воспитания является развитие критического мышления у детей, которое способствует формированию самостоятельной личности, способной анализировать

информацию, принимать обоснованные решения и быть критически настроенной к окружающему миру.

Особое место при формировании способной к анализу ситуации личности ребенка играет личность самого родителя. В связи с тем возникает вопрос: «отличается ли процесс воспитания детей у родителей, обладающих критическим мышлением и тех родителей, у которых оно отсутствует» [2].

Ответ на данный вопрос подразумевает под собой прежде всего определение понятия и особенностей критического мышления.

В научном исследовании Фарафоновой Н.Н. критическое мышление представляется как сложный мыслительный процесс, который начинается с получения ребенком или взрослым информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения к ней [8].

Л. Терлецкая считает, что критическое мышление - это такое мышление, которому присущи глубина (умение проникать в суть вещей), последовательность (умение соблюдать логические правила), самостоятельность (умение задавать вопросы, находить новые подходы к их выяснению), гибкость (умение изменять способ решения проблемы), скорость (умение быстро справляться с задачей). [4]

В. Болотов рассматривает критическое мышление как прагматичное рассмотрение различных подходов с целью выбора обоснованных суждений и принятия осмысленных решений [1].

Для того чтобы проследить зависимость критического мышления родителей на воспитание детей, автором была проведена диагностика родителей, дети которых занимаются в центре интеллектуального развития «Макси Мозг» (г. Хабаровск).

Родителям Интеллектуального центра было предложено пройти тест

СТТ-1.

Тест, разработанный в Школе критического мышления Никиты Непряхина, позволяет максимально объективно оценить свой уровень критического мышления. В тесте оцениваются важнейшие компетенции

критического мышления:

- логика,

- анализ и синтез,

- оценка информации на достоверность,

- толкование и интерпретация данных,

- понимание общего и частного, причины и следствия [5]. Наличие или отсутствие данных элементов у родителей может оказать

значительное влияние на воспитание и развитие ребенка.

В тестировании приняло участие 12 человек. Оценка уровня критического мышления родителей оценивалась по трем уровням:

1) Низкий уровень: на этом уровне человек принимает информацию бездумно и не задает себе вопросов. Он просто принимает все на веру,

2) Средний уровень: на этом уровне человек начинает задавать вопросы и размышлять над информацией. Он может сомневаться и искать дополнительные источники,

3) Высокий уровень: на этом уровне человек критически анализирует информацию, проводит свои собственные исследования и приходит к собственным выводам. Он способен выделять ложь, манипуляции и предвзятость.

Результаты тестирования представлены на рисунке 1.

уровень критического мышления родителей в ИЦ "Макси Мозг"

уровень

критического

мышления

низкии

среднии

высокий

Рисунок 1 Уровень критического мышления родителей в ИЦ «Макси Мозг»

Диагностика позволила выявить основные особенности родителей и их влияние на воспитание детей в зависимости от того, какой уровень критического мышления сформирован у родителей.

Рассмотрим их подробнее.

Родители с критическим мышлением обычно обладают следующими особенностями:

1) Они поощряют ребенка к задаванию вопросов и размышлению над различными ситуациями,

2) Они учат своих детей анализировать информацию, делать выводы и принимать обоснованные решения,

3) Они не боятся дискутировать и даже спорить со своими детьми, чтобы помочь им развить свое критическое мышление,

4) Они самостоятельно используют критическое мышление в повседневной жизни, что способствует формированию у детей характеристики.

С другой стороны, родители, у которых отсутствует критическое мышление, могут проявлять следующие особенности:

1) Они могут быть склонны к вере в авторитет и не подвергать сомнению информацию, которую им предоставляют,

2) Они могут предпочитать принимать решения на основе эмоций и предвзятых убеждений, а не анализа фактов,

3) Они могут не поощрять у детей вопросы и критику, стараясь воспитывать подчиненность и послушание,

4) Они могут затрудняться в аргументации своей точки зрения и не уметь рационально обсуждать проблемы с детьми.

Родитель с критическим мышлением может влиять на воспитание ребенка следующим образом:

1) Учение анализу и критическому мышлению: родители, обладающие критическим мышлением, могут учить своих детей анализировать и критически мыслить об окружающем мире. Это поможет ребенку развивать способность самостоятельно мыслить и принимать обоснованные решения,

2) Пример для подражания: родители, которые сами критически мыслят и ищут информацию, прежде чем делать выводы, становятся примером для своих детей. Ребенок может увидеть, как важно быть осмотрительным и аналитическим в своих мыслях и действиях,

3) Развитие навыков решения проблем: критическое мышление помогает ребенку развивать навыки поиска решений и принятия решений. Родители могут научить своих детей анализировать проблемы, искать варианты решения и принимать оптимальные решения,

4) Защита от манипуляций и влияния: развитое критическое мышление позволяет ребенку лучше понимать мир вокруг себя и оценивать информацию, которую ему предоставляют. Родители могут помочь своему ребенку различать правду от лжи, оценивать источники информации и не поддаваться манипуляциям.

Ребенок, родители которого не умеют критически мыслить, может столкнуться с некоторыми трудностями и негативными последствиями в своем развитии. Вот некоторые из них:

1) Недостаток критического мышления: такой ребенок может иметь ограниченные навыки анализа информации, критического мышления и способности приходить к собственным выводам,

2) Подверженность манипуляциям: отсутствие критического мышления у его родителей может привести к тому, что ребенок станет более подвержен манипуляциям и влиянию внешних источников информации,

3) Недостаток самостоятельности: такой ребенок может испытывать трудности в принятии решений и самостоятельности, так как его родители не учили его анализировать собственные убеждения и принимать осознанные решения,

4) Ограничение в развитии критических навыков: ребенок может не развивать критическое мышление и не усваивать навыки анализа информации, что может сказаться на его академическом и социальном развитии.

Важно отметить, что даже если родители сами не умеют критически мыслить, всегда есть возможность обратиться к специалистам, книгам и другим источникам для развития этого навыка как у ребенка, так и у самого себя.

Таким образом, влияние критического мышления родителей на воспитание детей играет значительную роль в формировании личности ребенка. Данные результаты исследования подчеркивают важность осознанного подхода к воспитанию, включающего в себя развитие критического мышления и аналитических способностей у детей. Дальнейшие исследования в этой области могут помочь оптимизировать практики воспитания и обучения детей, способствуя их успешному развитию как личностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Болотов. В. Критическое мышление - ключ к преобразованию российской школы / В. Болотов, Дж. Спиро // Директор школы. - 1995. № 1. - С. 67-73;

2. Брылина И. В. Логика и навыки критического мышления/ И.В. Брылина.- М: Томск: Изд-во ТПУ, 2020 - 80 с.;

3. Кожахметова А.М. Воспитание конкурентоспособного поколения через технологию "развитие критического мышления/ А.М. Кожахметова// Педагогическая наука и практика -2018 -№20-с. 93-96;

4. Терлецкая Л. Критическое мышление как средство развития умений учащихся анализировать и применять информацию / Терлецкая Л.// Материалы международной научно-практической конференции «Развитие навыков критического мышления». - М: МГИМО университет - 2015- 364с.;

5. Тест по критическому мышлению [Электронный ресурс].Режим доступа: ЬИрвУ/сгШеа!-1Ыпкт§.тЛе81/?го181а1_у1811=2467080 (дата обращения 04.03.2024);

6. Трубинова, Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе / Е. А. Трубинова// Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 946-948;

7. Урлапова В.П — О критическом мышлении и его развитии у детей/ В.П. Урлапова [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russianclassicalschool.ru/methods/psihologiya-оЬга20уашуа/кеш/1284-у-р-иг1ароуа-о- kriticheskom-myshlenii-i-ego-razvitii-u-detej.html (дата

обращения 03.01.2024);

8. Фарафонова Н.Н. Развитие критического мышления дошкольников/ Н.Н. Фарафонова// Педагогическая наука и практика - 2019-№4-с. 114 -117;

9. Шакирова Д.М. Критическое мышление / Д.М.Шакирова.—Казань: ГАОУДПО ИРО РТ, 2019.—Вып.3—146 с.;

10. Яковлев В. Ю. Системный подход и критическое мышление/ В.Ю. Яковлев. - М: Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2020 -31 с

Molchanova I. V., Davydenko V.A.

Molchanova I.V.

Pacific State University (Khabarovsk, Russia)

Scientific advisor: Davydenko V.A.

Pacific State University (Khabarovsk, Russia)

INFLUENCE OF PARENTS' CRITICAL THINKING FOR UPBRINGING OF CHILDREN (USING EXAMPLE OF CENTER INTELLECTUAL DEVELOPMENT "MAXI BRAIN")

Abstract: this article is devoted to the study of the influence ofparents' critical thinking on the process of parenting. During the study, the diagnosis of the level of critical thinking of parents whose children are engaged in the center for intellectual development "Maxi Brain" was carried out. Based on the testing, the main conclusions were drawn about the influence of critically thinking parents and parents with a lack of critical thinking on the process of raising children.

Keywords: critical thinking, upbringing, parents, formation, analysis, synthesis, information.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.