Научная статья на тему 'Развитие критического мышления у дошкольников'

Развитие критического мышления у дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2178
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРИТИЧЕСКИ МЫСЛЯЩИЙ РЕБЕНОК / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / CRITICAL THINKING DEVELOPMENT TECHNOLOGY / CRITICAL THINKING / CRITICALLY THINKING CHILD / METHODS AND TECHNIQUES OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT / ЫНИ ТұРГЫДАН ОЙЛАУДЫ / ДАМЫТУ ТЕХНОЛОГИЯСЫ / СЫН ТүРГЫДАН ОЙЛАУ / СЫН ТүРГЫДАН ОЙЛАЙТЫН БАЛА / СЫН ОЙЛАУДЫ ДАМЫТУ әДіСТЕРі МЕН ТәСіЛДЕРі

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фарафонова Н.Н.

Данная статья посвящена развитию критического мышления у дошкольников. Представлены методы и приёмы, рекомендации, которые помогут развить критическое мышление у детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of pre-school children’s critical thinking

The article is devoted to development of preschool children’s critical thinking. Methods and techniques, recommendations that will help to develop children’s critical thinking are presented.

Текст научной работы на тему «Развитие критического мышления у дошкольников»

УДК 373.2.02

s

X

<

CQ О

оо £

Ш

О

и

и щ

о

Он

С щ

3 Я X

о

S3 ХГ

о

X X 5

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Ацдатпа

Б^л макала мектеп жасына дейшп бала-ларды сыни т^ргыдан ойлауды дамытуга ар-налган. Балалардыц сын т^ргыдан ойлауын дамытуга кемектесетш эд1стер мен тэсшдер ^сынылды.

Аннотация

Данная статья посвящена развитию критического мышления у дошкольников. Представлены методы и приёмы, рекомендации, которые помогут развить критическое мышление у детей.

Annotation

The article is devoted to development of preschool children's critical thinking. Methods and techniques, recommendations that will help to develop children's critical thinking are presented.

Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано отстоять свое мнение!

Как развивать критическое мышление у детей, и зачем это нужно? Кого мы хотим вырастить - любознательного человека со своей точкой зрения или послушного исполнителя? Задуматься об этом надо уже в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство - совсем небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.

Дошкольники готовы общаться, получать новые навыки, развивать имеющиеся способности. Задача взрослых - направить их по верному пути.

Наглядно-образное мышление начинает

Фарафонова Н.Н.,

воспитатель, ясли-сад №3, г.Костанай

Нег'пгл свздер: сыни тургыдан ойлауды, дамыту технологиясы, сын тургыдан ойлау, сын тургы-дан ойлайтын бала, сын ойлауды дамыту ddicmepi мен тэсшдерг.

Ключевые слова: технология развития критического мышления, критическое мышление, критически мыслящий ребенок, методы и приемы развития критического мышления.

Keywords: critical thinking development technology, critical thinking, critically thinking child, methods and techniques of critical thinking development.

формироваться у детей в возрасте полутора лет и окончательно формируется к пяти годам. Используя такое мышление, ребенок может решать различные задачи с реальными предметами.

Это значит, что ребенку в возрасте че-тырех-пяти лет уже не обязательно видеть предмет или брать его в руки, чтобы ответить на вопрос о нем. Ребенок может просто представить этот предмет. Возможность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые имеют значение для решения определенной задачи или ответа на поставленный вопрос. В сознании ребенка уже возникают схемы, модели, он способен обобщать и анализировать информацию, которую получает из внешнего мира. А значит, пора помочь ему развить критическое мышление.

Но почему же так важно развивать не просто "мышление", а именно "критическое мышление" у детей?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить, что значит "критическое мышление". В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия, но общий смысл сводится к следующему.

Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыс-

лящий ребенок всегда сможет аргументировано доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит, сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

В дошкольном возрасте возможно применение следующих методов и приёмов развития критического мышления:

Стадия вызова:

1. «Прогнозирование» - активизация представлений детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии.

2.«Корзина идей» предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течение недели мы узнаем что-то новое, и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги.

3.«Верные - неверные суждения». Детям предлагаются несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, пола- § гаясь на личный опыт или угадывание, ш

Идет настраивание на изучение но- $ вого, выделяются ключевые моменты. & Какие из утверждений были верными, д можно узнать на стадии рефлексии. о

4.Приём «Знаю - Хочу узнать - Уз- ^ нал» ориентирован на актуализацию (Ь имеющихся знаний, формирование лич- Н ностного интереса к получению новой ^ информации и ценностного отношения § к предмету. Ребёнок ставит перед собой <с вопрос «Что я знаю?» по данной пробле- о ме, формируется представление, чего же ® он не знает и «Что я хочу узнать?»

в; К х

т

о

СП

я

ш О

Л

о о м =г о 0-с ш л

X X

о к

т

о х

х

Стадия осмысления:

1.«Логические цепочки» - развитие умения устанавливать общий признак: Продолжи ряд слов: шапка, шляпа, панама, и т.д.

2.«Кубик» с вопросами - активизация знаний о предмете или теме, составление предложений в виде ответа на вопросы. Вопросы на «кубике» даны следующие: Что? Какой? Как? Почему? Где? Зачем?

3.«Толстые и тонкие вопросы» - осмысление содержания художественного произведения. «Тонкий» вопрос подразумевает ответ «да», «нет», «не знаю», а «толстый» вопрос требует развёрнутого ответа.

4.«Ассоциативный куст» - активизация знаний детей по теме, установление взаимосвязи выделенных понятий.

5.«Синквейн» («Пять строк») - развитие связной речи, расширение активного словаря. Предмет, о котором идет речь (сущ. или местоимение), одно слово (сущ.), (суть предмета или объекта), два прилагательных (или наречия), три глагола, фраза из четырех слов (личное отношение автора).

6.«Верные и неверные суждения» («Плюс, минус»). При помощи сигнальных карточек дети определяют верность (поднимаем красную сигнальную карточку) и неверность (поднимаем чёрную сигнальную карточку) моих утверждений.

7.Мнемотаблицы. Мнемотехника -это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

8.Моделирование. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.

Стадия рефлексии:

¡.«Диаграмма Венна» («Круги сравнения») - конкретизировать, классифицировать на основе сравнения.

2.«Кластеры» («Гроздья») - графический прием систематизации материала:

1 )выделение смысловых единиц (ключевых понятий);

2)объединение понятий в виде схемы, установление причинно - с л ед ств енных связей;

3)поиск новых кластеров: наполнение содержанием готовой схемы, называние обозначенных кластеров;

4)самостоятельная работа с текстом, опираясь на схему.

3.«Шесть шляп мышления»:

1 )белая шляпа - факты,

2)красная - чувства и эмоции,

3)черная шляпа ищет недостатки, критикует,

4)желтая шляпа находит достоинства, положительные моменты,

5)зеленая шляпа - творчество,

6)синяя шляпа - управление процессом.

4.Интеллектуальные карты - это уникальный и простой метод запоминания информации.

Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи:

• делаем процесс обучения интересным,

• формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха,

• воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.

Таким образом, технология развития критического мышления даёт детям

Ш

возможность размышлять, классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию, делать выводы; способствует формированию коммуникативных навыков, активности в образовательной деятельности.

Если хотите, чтобы ваш ребенок был по-настоящему готов к школе, начните развивать у него критическое мышление как можно раньше.

Вот некоторые советы, которые помогут развить критическое мышление у детей:

• В высказываниях должна быть логика. С самого раннего возраста нужно обучать ребенка мыслить логически. Старайтесь сами чаще рассуждать при ребенке, обосновывайте свое мнение, учите ребенка строить фразы по модели: "Если ..., то ...".

• Приучайте малыша развивать мышление разными способами и в игровой форме.

• Пусть он сравнивает предметы, находит общие черты, делает выводы после прочтения сказок.

• Не принимайте ответ: "Потому что так хочу" или "Потому что мне так нравится", если речь идет об аргументации мнения о чем-либо. Попросите ребенка подумать и назвать настоящую причину. Разумеется, не стоит заставлять малыша сразу озвучивать аргументы. Пусть сначала он научится задумываться над

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

этим. Помогите ему, задавая наводящие вопросы.

Позвольте ребенку сомневаться. Ваш ребенок в чем-то сомневается, выражает недоверие к каким-то фактам - отлично! Значит, он будет стараться доказать, что он прав. Значит, захочет узнать все об объекте спора. Узнает и запомнит много нового и интересного.

• Ваш ребенок указывает на ошибку в ваших рассуждениях? Или задает много уточняющих вопросов? Это замечательно. Значит, он внимателен, готов высказать свое мнение и очень хочет все знать. Поощряйте такие разговоры.

• Старайтесь приучить ребенка сначала выяснять всю информацию, а уже потом делать выводы. Покажите, что неразумно критиковать то, о чем ничего не знаешь, нужно всегда стараться судить объективно.

ЛИТЕРАТУРА

1.3агашев И.О., Заир-Бек С.И., Муш-тавинская И.В. Учим детей мыслить критически / пособие для педагогов / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Мушта-винская - 2-е - С.П.: Альянс Дельта». 2003 - 192 с.

2.Дж.Стил, Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С., Популяризация критического мышления /пособие / Дж.Стил, К. Мередит, 4.Темпл, С.Уолтер - 2 - М., 1997.

в; х х

т

о

СП

я

ш О

О

и м =г о

ос

ш

X X

о К =Г

т

о х

х

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.