Научная статья на тему 'Влияние костюма субкультуры модов в Великобритании на имидж группы «The Who»'

Влияние костюма субкультуры модов в Великобритании на имидж группы «The Who» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
571
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / МОДА / СУБКУЛЬТУРА / КОСТЮМ / РОК-МУЗЫКА / СТИЛЬ / FASHION / IMAGE / SUBCULTURE / COSTUME / ROCK MUSIC / STYLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кураева Светлана Алексеевна

В статье проанализировано влияние смены имиджа группы «The Who» на растущую популярность среди молодежной субкультуры модов 1960-х годов в Великобритании. Особое внимание уделяется тому, что мода и современная музыка являются средствами, благодаря которым молодежь может создавать свои субкультуры и сообщества, тем самым участвуя в формировании культуры в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF COSTUME SUBCULTURES MODS IN THE UK ON THE IMAGE OF THE GROUP «THE WHO»

In this article the example of the influence of costume mods on the image of «The Who» an association between change of image bands and promotion of their work among the youth subculture. The special attention is given that the style and modern music are means due to which the youth can create the subcultures and communities, thus participating in formation of culture as a whole.

Текст научной работы на тему «Влияние костюма субкультуры модов в Великобритании на имидж группы «The Who»»

УДК 008.009

ВЛИЯНИЕ КОСТЮМА СУБКУЛЬТУРЫ МОДОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ НА ИМИДЖ ГРУППЫ «THE WHO»

С.А. Кураева1

Санкт-Петербургский государственныйуниверситет сервиса и экономики (СПбГУСЭ),

191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А.

В статье проанализировано влияние смены имиджа группы «The Who» на растущую популярность среди молодежной субкультуры модов 1960-х годов в Великобритании. Особое внимание уделяется тому, что мода и современная музыка являются средствами, благодаря которым молодежь может создавать свои субкультуры и сообщества, тем самым участвуя в формировании культуры в целом.

Ключевые слова: имидж, мода, субкультура, костюм, рок-музыка, стиль.

EFFECT OF COSTUME SUBCULTURES MODS IN THE UK ON THE IMAGE OF THE GROUP «THE WHO».

S.A.Kuraeva

St.-Petersburg state university of service and economy (SPbSUSE), 191015, St.-Petersburg, streetKavalergardsky, 7 A.

In this article the example of the influence of costume mods on the image of «The Who» an association between change of image bands and promotion of their work among the youth subculture. The special attention is given that the style and modern music are means due to which the youth can create the subcultures and communities, thus participating in formation of culture as a whole.

Key worlds: fashion, image, subculture, costume, rock music, style.

Рок-музыка развивалась на протяжении XX столетия в контексте общей культурной ситуации. В рамках этого контекста, в разное время, стили и стилистические формы рок-музыки начинают приобретать определенный визуальный облик и проявляются во внешнем образе артистов и их поклонников. За разными элементами костюма музыкальных исполнителей закрепляется различный смысл. С помощью различных предметов одежды и аксессуаров артисты подчеркивают свою принадлежность к определенной музыкальной среде и определяют свою аудиторию среди молодежи. Рок-музыка в сочетании с тщательно подобранными костюмами, прическами, аксессуарами и обувью формирует в целом культурный досуг. Поклонники рок-музыки, которые ассоциируют с визуальными объектами точные определенные значения, привели в соответствие отношения между музыкальной формой и костюмом, одеждой, которые в свою очередь непрерывно порожда-ют новые музыкальные стили. По словам критика рок-музыки и социолога Саймона Фрита: «Рок-аудитория это не пассивная масса, которая потребляет аудио- записи как поп-корн, а активное сообщество, превращающее музыку в символ солидарности и вдохновения для дей-ствия».[1]

Среди множества музыкальных стилей и направлений сегодня доминирует поп-инфраструктура, включающая в себя исполнителей, продюсеров, имиджмейкеров, дизайнеров и стилистов. Поп-музыка стала повседневной звуко-визуальной реальностью, с бесконечной чередой музыкальных клипов, всевозможных хит-парадов и рейтингов по-пулярности.[2]

Сложившаяся ситуация во многом связана с новыми условиями функционирования музыкального искусства в обществе, с расширением сфер влияния и распространением средств массовых коммуникаций. Но наиболее важной и существенной причиной, является то, что в настоящее время поп-культура является частью современной идеологии потребления. Сегодня современная поп-музыка неразрывно связана с индустрией моды в области костюма. На практике одежда, так же как и популярная музыка относится к продуктам массового потребления, цель которого -убедить людей тратить больше денег, чем необходимо для их физического благополучия. Индустрия производства одежды и поп-музыки стали делить между собой одну и ту же аудиторию, превращая это соседство во взаимно выгодный бизнес.

В последнее время мы можем наблю-

С.А. Кураева

дать все более тесное взаимодействие между модой в сфере костюма и современной популярной музыкой. В конце концов, они обе принадлежат к сфере шоу-бизнеса. Мода в сфере костюма и современная популярная музыка неразрывно связаны и формируют устойчивые взаимоотношения, при которых одна отрасль опирается на другую не только с целью укрепить свои позиции, но и ради их расширения. Рассматривая моду в сфере костюма, трудно игнорировать современную популярную музыку и наоборот. Подобная связь между этими двумя областями особенно заметна тогда, когда изменения, происходящие в одной из них, в конечном итоге влияют на другую. В настоящее время эта зависимость становиться более явной, чем когда бы то ни было, главным образом благодаря информационно-техническому скачку в развитии средств массовой информации.

Точнее сказать, расширение молодежного рынка и появление нового медийного пространства для развития идентичности фанатов данной возрастной категории усиливает скорость и интенсивность взаимодействия человека и одежды. Культура молодежного движения фанатов имеет огромное «он-лайн движение» в мировой сети интернет, где на первое место выходит музыка и костюм. Притом стоит отметить, что костюм и образ в целом работают в культуре молодежных движений фанатов в двух разнообразных направлениях «... и как акты повторения через разнообразные организации и сообщества фанатов, и как память о звездных исполнителях».^]

Несомненно, мода в области костюма и музыка являются средствами, благодаря которым фанаты могут создавать свои субкультуры, сообщества и демонстрировать свою принадлежность к определенным направлениям. Особое внимание «модному телу», самой одежде и её роли в формировании культуры музыкальных фанатов уделяет Janice Miller в своей работе «Fashion and Music», где одной из тем исследования стала роль одежды в формировании идентичности музыкальных фанатов. Miller пишет, что фанатство всегда воспринималось продуктом индустриальной культуры потребления, а принадлежность к одному из сообществ фанатов, выраженная с помощью одежды в рамках идентичности фанатов играет важную роль в формировании восприятия себя, своих способностей и социальной функции.[4]

Современная популярная музыка и модный костюм обладают рядом аналогич-

ных качеств, проявляющихся в разных сферах жизни современного общества. Функции и модной одежды, и популярной музыки подчиняются стремлению к самореализации и поиску «индивидуальной» идентичности. Являясь предметом потребления, и костюм и современная популярная музыка подвергаются аналогичным стилистическим изменениям в коротком промежутке времени, чтобы вызывать ощущение новизны. И современная популярная музыка, и мода в сфере костюма, стали своего рода языком, посредством которого, прежде всего, молодежь может выразить себя в условиях постоянно изменяющегося современного мира.

Сегодня в поп-музыке и в костюме синхронно проявляется многообразие форм по-листилизма - одного из доминирующих признаков современной культуры. Теперь и одежда, и поп-музыка - не столько производство «нового», сколько воспроизводство и стилизация «уже бывшего». Дизайнеры, опираясь на одну стереотипную модель, могут до бесконечности варьировать незначительные детали, добиваясь тем самым впечатления неповторимости. А большинство произведений современной поп-музыки состоят из ряда элементов, которые, по крайней мере, частично, дают ссылку на многие другие ранее существовавшие. Для того, чтобы осмыслить процессы, происходящие в этих сферах сегодня, важно разобрать с истоками начала их взаимовлияния. Одним из самых показательных примеров - влияние субкультуры модов.

В 1960-х годах Англия породила массу молодежных движений, одним из которых были моды. Они появилось из числа молодых англичан, которым послевоенная экономика Англии дала рабочие места. Это создало новый класс - класс молодых людей, зарабатывавших приличные деньги физическим трудом. Новые предприятия породили немало рабочих мест и для «белых воротничков» -клерков, менеджеров и т.д. Молодые люди, пришедшие на эти места, были хорошо образованы и очень «современны» - они слушали «прогрессивную» музыку, носили модную одежду и ездили на скутерах и называли себя модами.

Внешний образ модов складывался из «военного» стиля, коротких плащей, теннисных рубашек поло, армейских ботинок или мокасин. Чрезвычайно популярными были бесформенные армейские куртки-парки. [5] Они прекрасно защищали от непогоды и не стесняли в выборе того, что одевалось под них. Транспортом модов были итальянские

Влияние костюма субкультуры модов в Великобритании на имидж группы «The who»

мотороллеры, Веспа или Ламбретта, увешанные иногда десятками хромированными зеркал, дугами, антеннами. Высокие спинки сидений, шины с белыми полосами. За внешней чистотой скутера следили особенно тщательно. Так же моды носили темные или двухцветные элегантные костюмы, которые точно подгонялись по фигуре. Пуговицы сорочки застегивались наглухо, а белоснежные узкие воротнички подчеркивали черные узкие галстуки. Пиджак комбинировался с черными узкими брюками и галстуком такого же цвета. Также популярны были трикотажные прилегающие джемпера из мохера, которые комбинировались с узкими брюками. Длина брюк была укороченной и благодаря этому напоказ выставлялись носки. Кроме того популярностью пользовалась и спортивная одежда. Это были поло и обувь фирм Fred Perry, Ivy League, Ben Sharmen и Lonsdale. Одежда от этих производителей тогда была своего рода билетом в элитный клуб.[6]

Девушки-моды носили узкие брюки, короткие платья и юбки силуэта трапеция. Юбки сочетали с блузами и рубашками, полосатыми или однотонными свитерами. Образ завершали классические туфли «лодочки». Одним из главных критериев выбора одежды было высокое качество, кроме того она должна была быть идеально чистой и отутюженной. Культ внешнего вида среди модов превращает их в своеобразных денди, которые использовали новые средства отличия внутри своего круга - длина уголков воротника рубашки, форма ботинок, определенная высота боковых разрезов модного пиджака. Richard Barnes в своей книге «Mod!» пишет о том, что моды больше занимались своим внешним видом и поэтому практически не обращали внимания на девушек. Вот что вспоминает одна из участниц мод движения: «Парни были настолько озабочены своим внешним видом, что было огромным событием, если кто-нибудь обращал на нас внимание. Особой удачей считалось заговорить или станцевать с кем-нибудь из этих великолепных существ... мальчики были женоподобными и так суетились, наряжаясь перед зеркалом, но они не были гомосексуальны. Возможно, был гомосексуальный элемент, но он был, возможно, и у рокеров, и это не было особенно важно. Было даже время, когда моды-мальчики использовали макияж глаз и тушь.[7]

Противостояние модов другой субкультуре - рокерам стало одним из самых известных фактов описывающих жизнь молодого

поколения в Англии в этот период. Английское общество оставалось в массе своей обществом склонным к традиционализму и традиционным «моральным устоям». Именно это общество крайне негативно отреагировало на модов и рокеров, не различая и не разделяя их. В этих движениях английские обыватели увидели опасность разрушения привычной морали. Пресса сыграла в этом одну из решающих ролей. Описывая рокеров (уже привычно позиционированных как «bad guys») и модов, английские газеты создавали не просто образ непривычного социального явления, но образ угрозы английской морали и жизненным устоям. Это, в свою очередь, усиливало негативное отношение со стороны обывателей, полиции и правительства. 17 мая 1964 года был одним из «bank holidays». Как всегда многие англичане решили провести этот день на побережье - погода обещала быть хорошей. Две довольно большие группы модов и рокеров столкнулись в массовой дра-ке на пляже в Брайтоне. Постепенно беспорядки и драки переместились на улицы Брайтона. Спешно собранные полицейские были не в состоянии остановить столкновения. В конце концов, враждующие стороны были разогнаны, более 50 человек арестованы. Суд над арестованными был публичным процессом, старательно раздутым прессой. Этот инцидент был и остается самым известным эпизодом в истории модов и рокеров .[8]

Моды любили посещать выступления различных музыкальных групп в клубах, таким образом, концерты становились местом встречи и сборищ. Но группы, которые подростки видели в клубах или залах для танцев, не выглядели чаще всего не ультрасовремен-но и не были похожи на модов. Иногда можно было встретить одну или две имеющих сходство с модами, но это не было распространенным явлением. Подростки в танцевальных залах выглядели зачастую более модно и продуманно одетыми, нежели сами артисты на сцене. По словам Марии Копель-ян в «Классике рока от Z до А»: «...модам просто необходимо было иметь английскую группу, выражающую их стиль жизни. и «The Who» идеально подошли для этой це-ли».[9]

В 1965 песня группы «The Who» «My Generation» стала гимном движения модов в Англии. В 1964 г. группу заметил известный лондонский журналист Пит Миден, изучавший феномен молодежного движения модов, и который сам являлся лидером мод-движения. Он решил сделать из «The Who»

С.А. Кураева

культовую клубную группу. Он заказал для музыкантов элегантные сценические костю -мы и изменил название ансамбля на «The high numbers». Ричард Барнс в книге «Mod!» так пишет о новой внешности музыкантов: «Так или иначе, немного позже Пит Миден осуществил свой план превратить группу в модов. Миден понимал, что моды не увлекаются прослушиванием пластинок и не имеют популярных групп, которым могли бы отдать свое предпочтение. Он получил от менеджера 50 фунтов и купил для всех музыкантов одежду в стиле модов. Роджер Дэлтри был больше всего был похож на мода с его корот-кой стрижкой и Мидон купил ему белый жакет и черные брюки и двухцветную обувь. Тауншенд был одет в пиджак Ivy League. А Мун в велосипедную футболку, джинсы Levis и белую обувь для баскетбола. Энтвистл был одет в джинсы Levis и полосатый мадрасский жакет. Сначала они сопротивлялись против того, чтобы быть наряженным, по крайней мере Роджер и особенно Джон... Они не чувствовали себя подобно модам в одежде, которую Миден купил им».[10]

«Следует заметить, что, несмотря на принятый группой стиль одежды, ни один из участников «The Who» не был настоящим модом, стоило коснуться музыкальных при -страстий. Энтуистл и Долтри имели гораздо больше общего с рокерами, а Мун был помешан на музыке в стиле серф. Только Тауншенд принял модов всем сердцем. Он ощущал много общего с поколением, которому чужд истеблишмент. Гимн «My Generation» лирически, музыкально и визуально отобразил голос британских модов ».[11]

В июле 1954 года группа выпустила сингл «I'm The Face» - кавер-версию блюза Слима Харпо «Got Love If You Want It» с новым текстом Мидена. Вторым релизом The Who стала «Anyway Anyhow Anywhere», направленная, по словам Тауншенда, против среднего класса, класса боссов и тех, кто рано женится. Использованный Питом при записи фидбэк показался сотрудникам фирмы «Decca» браком, однако песня понравилась модам, а культовая телепрограмма «Ready Steady, Go!» даже сделала ее своей заставкой. И все же окончательно прославил «The Who» сингл «My Generation», ярко продемонстрировавший все «козыри» группы - мощный

надрывный вокал Долтри выгодно подчеркнутый бэк-вокалом, энергичную игру Тауншенда, виртуозный бас Энтуистла, и «бешеные» барабаны Муна. Если добавить к этому выразительную лирику и эффектный внешний вид музыкантов, их эпатажные высказывания и «разрушительные» концерты, в финале которых «The Who» разбивали и поджигали гитары, барабаны и усилители, можно понять, какой любовью пользовались музы -канты среди лондонских модов. [12]

Удачно созданный новый образ и имидж музыкантов повлиял на успех их творчества среди британской молодежи и обеспечил им большую популярность. Новый внешний вид сделал их «своими» среди массовой молодежной культуры модов. Влияние движения модов на развитие творчества группы «The Who», а так же связь между изменением имиджа группы в стиль «мод» и популярность среди британской молодежи 6G-x не оставляет сомнений. Это - показательный пример, того как субкультура, которая изначально не имела музыкальных предпочтений получила объект для увлечения и подражания посредством достижения музыкантами необходимого образа в одежде, прическе и аксессуарах.

Литература

1. Simon Frith// Rock and Pop. -Routledge, New York,1977. - С .97

2. Roy Shuker.// Understanding Popular Music.-Routledge.UK 2GG1. - C. 28-3G

3. Janice Miller//Fashion and music.-Berg. Oxford, New York,2G11. - C. 3G

4.Miller//Fashion and music.-Berg. Oxford, New York,2G11. - C. 29

5. Paolo Hewitt//The Soule Stylists.-MPG LTD, Lon-don,2006. - С.1б

6. http://ssubcultura.narod.ru/mods.htm

7. Richard Barnes//Mods ! -Plexus,London,1991. -С.б-7

8. httpy/moto.kiev.ua/issue/hist^! 1G17G5G2

9. Мария Копельян //Классика рока от Z до A// http://marom.ru/classic/who.htm

1G. Richard Barnes//Mods ! -Plexus,London,1991. - С. 7

11. Мария Копельян //Классика рока от Z до A// http://marom.ru/classic/who.htm

12. Terry Rawlings//Mod a very British Phenomenon.-Omnibus Press, New York ,2GGG. - C.122

1 Кураева СветланаАлексеевна - аспирант кафедры «Дизайн костюма» СПбГУСЭ, тел. 272-57-48, моб. :+7 9112410719, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.