Научная статья на тему 'Преодоление стереотипов в костюме посредством феномена звездности'

Преодоление стереотипов в костюме посредством феномена звездности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
224
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преодоление стереотипов в костюме посредством феномена звездности»

Ю. Е. Музалевская

Преодоление стереотипов в костюме посредством феномена звездности

В современных условиях развития средств массовой коммуникации, кинематографа, фотографии и рекламы изменяется и духовная культура человека. Формируется массовое сознание, влияющее на чувства и поведение людей. В ХХ веке под его воздействием в наибольшей степени изменился молодежный костюм. Формы костюма эволюционируют отныне не только на основе устойчивых формообразующих принципов, представлений об эстетическом идеале, но в их создании и, особенно, распространении модного образа значительную роль играют отдельные индивиды. Переосмысление возможностей и границ человеческой индивидуальности впервые было предпринято представителями субкультурных движений.

Проводниками новых идеалов становились, прежде всего, исполнители излюбленных молодежью музыкальных групп.

«У молодежи, хотят ли того или нет взрослые, есть два своих языка - язык одежды и язык музыки»1. Новые музыкальные стили - генераторы субкультурных движений - своей символикой объединяют их приверженцев. Костюм в своей зримой форме фиксирует особенности разных молодежных когорт, поклонников определенного музыкального направления.

Связь музыки и визуального образа представителей новых объединений прослеживается, начиная с момента их возникновения. Так, послуживший источником вдохновения для многих молодежных субкультур ХХ века, вестерн, основанный на культе ковбоя, неразрывно связан с музыкой кантри. Эта «деревенская» музыка была востребована временем, когда преобладала ностальгия американцев по родному образу жизни, возникшая под влиянием урбанизации, а ковбой символизировал победу над превратностями судьбы. Благодаря органичному синтезу двух составляющих - образа ковбоя, ярко выраженного в костюме, и музыки кантри - стилистическое наследие вестерн не имеет равных. Этот феномен возник благодаря тому, что «обычай и право гораздо более жестко, чем мода, закрепляет определенные культурные образцы за теми или иными социальными группами»2.

1 Ефремов А. Вступительная статья // Хойбнер Т. Вызов неприкаянных. М., 1990. С. 204.

2 Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 1994. С. 112

В 1940-е годы знаменитые исполнители популярного в то время «свинга», такие как Луи Армстронг и Диззи Гиллепси, стали первыми проводниками новой альтернативной моды. Образ джазменов отражал осознанное движение к этническим корням, подчеркивал их неповторимость.

Большую роль в его массовом распространении играла подражательная сущность моды, уже тогда ориентированная на кумиров. Как и джазовый стиль, костюм его исполнителей из символов независимости превратился со временем в символ успеха.

Вместе с увлечением джазом и модными танцами, не обошедшими стороной и советскую молодежь, в 1950-е годы в СССР появился новый, поначалу отрицательный герой, называемый стилягой (впоследствии название стало нарицательным). Фотографии стиляг и карикатурные рисунки с их изображением, на которых видно явное подражание джазменам времен свинга, обнаруживают некоторое сходство образа с представителями тедди-бойз, однако и у тех, и у других просматривается общий предшественник - гипертрофированный костюм зут. Следует заметить, что советские стиляги вряд ли были знакомы с какой-либо из этих субкультур, скорее они подражали образу первого рок-н-рольного кумира -Билла Хейли. «Сейчас трудно представить, что этот полный лысеющий немолодой человек в клоунском клетчатом пиджаке несколько лет был кумиром миллионов людей, а в СССР многие вообще называли его богом, ведь именно Билл Хейли, сам того не подозревая стал отцом первого советского неформального движения молодежи - стиляг»1.

Альтернатива, как в музыке, так и в молодежном костюме, заявила о себе по всему миру. Процесс самовыражения через внешний облик уже невозможно было остановить, несмотря на сопротивление властей.

Не последнюю роль в этом процессе сыграл кинематограф. В кино создавался образ современного Героя, материализовать который помогала мода. Особенно распространилось его влияние в послевоенные годы. Именно так запускается в действие механизм распространения по всему миру востребованного молодежью образа жизни, музыкальных пристрастий, модного костюма. Например, популяризации облика байкеров, его успеху у молодежи послужил звездный фильм Стенли Крамера «Дикий» с Марлоном Брандо в главной роли. Черная блестящая кожаная куртка «Перфекто», украшенная на спине эмблемой смерти, которую носил герой кинокартины, стала символом бунтующего поколения.

Рокерами стали называть байкеров, увлекающихся рок-музыкой. Их появление связывают с эпохой рок-н-ролла, в частности с хитом Элвиса Пресли «Рокер». Звездный час рокеров настал в конце 1960-х с выходом на

1 http: www.juzz.ru Стиляги. Веселый человек в клетчатом пиджаке // Платонов А. Секретные материалы 20 века. № 20 (122) 105

экран фильма Д. Хоппера «Беспечный ездок». Рокер - наглядная иконография из эмблем, кнопок, цепочек, а его непременная черная кожаная куртка - неотъемлемая часть истории рок-н-ролла, бывшего живой душой движения. Для рок-звезд такая куртка - символ, объединяющий их с поклонниками, долгое время ломавший социальные барьеры и стереотипы.

В Америке 1950-х годов кумиром молодежи становится талантливый певец-самоучка Элвис Пресли, создавший образ героя-бунтаря. Неизвестный ранее певец своим исполнением совершил настоящую музыкальную революцию. Свобода и раскованная энергия нового музыкального направления рокабилли как нельзя лучше отражала свободолюбие и зажигательность юности. Визуально образ Пресли, одновременно бунтующий и эротический, создавался его белым костюмом из полиэстера-стрейч, расшитого стразами, с большим, так называемым «наполеоновским» воротником. Пресли и последовавшие за ним экстравагантно одевающиеся исполнители вобрали в себя культуру черных музыкантов.

Особое место в создании принципиально нового образа принадлежит хиппи - пацифистам и музыкантам-любителям, выражавших бунтарство отрицанием гармоничных моделей одежды, предлагаемых модельерами. Для них характерно впитывание элементов восточных культур, обогащающих традиционные образы.

Мятежность молодых душ, обретшая свой голос в коктейле из стилей рок-н-рольного периода, требовала и нового визуального выражения, нуждалась в потрясающих общество формах культуры, в том числе и в новой моде. Это движение, подобно лоскутному одеялу или калейдоскопу цветной мозаики, собрало и объединило все самое оригинальное и самобытное из того, что существовало в 1960-е годы. Костюм хиппи в наибольшей степени изменил сложившиеся стереотипы, преодолел копирование элитарности. Традиционные национальные костюмы, многие из которых никогда не рассматривались вне контекста местности своего происхождения, разыскивались молодежью, стремящейся продемонстрировать солидарность с другими культурами, и таким образом проходили адаптацию к западноевропейским условиям.

Именно этому движению принадлежит выбор тогда еще не модных джинсов, в качестве одного из предметов самоидентификации. Футболка с символическим рисунком-«смайлом», также стала своеобразной униформой бунтарской молодежи. Проникновение этих вещей в ранг символов в 1950-х годах, произошло не без участия кинематографа - в фильме «Трамвай Желание» герой М.Брандо появился на экране в футболке и джинсах.

Новый, совершенный и гармоничный мир, основанный на равноправии, о котором мечтали хиппи, так и не был построен, но их костюм, неприемлемый вначале, распространился по всему миру, стал модным и любимым. С их появлением изменилось отношение к молодежи, измени-

лась и мода. Здесь не было каких-то отдельных кумиров, исключение представляет легендарная группа «Биттлз», сначала распространявшая образ модов, а затем увлекшаяся военными мундирами. Они и вдохновили хиппи - принципиальных пацифистов на ношение милитаристских одежд.

В конце 1960-х, с некоторым запозданием по сравнению с западной, советская молодежь «примеряла на себя» хипповские наряды. Смешав европейский пацифизм с дзен-буддизмом, растафарианством и родными, исконно народными мотивами, мы получили свой, отечественный вариант хиппи. Однако они добились лишь внешнего сходства. В результате подобного «микса» наши «последователи» отличались особым национальным колоритом. «Русский хиппи самый народный в мире. Вот он идет по московскому сабвею, в лаптях или ковбойских шпорах, в клетчатой румынской рубашке, с прибалтийским хайратником и котомкой от магазина «София», в клешах, напоминающих деревенское лоскутное одеяло»1.

Принятие новых принципов создания костюма, их освоение в ХХ веке не всегда основывается на осознанном следовании эталону. Все чаще неосознанному, эмоциональному выбору способствует настроение в обществе, новые идеалы, распространителями которых выступают «так называемые «звезды», «кумиры», «идолы», «властители дум», наделяемые модными значениями»2.

Закономерно, что после хиппи, пропагандировавших любовь, а не войну, появляется поколение, бунтующее против своих родителей-бунтарей. Но их сфера перемен не столь глубока и ограничивается лишь внешностью. Феномен звездности впервые «проявился» в одном из заметных эстрадных направлений 1970-х - глэме3. Цветовая палитра глэма включает всю палитру глубоких ярких цветов, а в основу ложится золотой, серебряный и черный. Основная идея построения образа во внешнем блеске и броскости.

Не случайно такое название получила новая разновидность рока -глэм-рок, подаривший молодежной аудитории «музыку для отдыха, мелодичную, с лукавой чувственной улыбкой, самоуверенным бахвальством и дерзким чувством стиля»4. Стиль глэм был основан личностями с радикальными взглядами, их эмоциональный настрой совпадал с ритмами нового времени, заставлявшими учащенно биться сердца молодых. «Звезда - своеобразное явление. Это совсем не тоже самое, что хорошая

1 Арефьева Т. Эра цветов в мировой моде // Забриски пойнт. М., 1993. С. 14.

2 Гофман А. Б. Мода и люди. С. 135.

3 Глэм - от английского glamour - означает обаяние, волшебство, роскошь, шик.

4 Пол Р. Рок и поп. М., 2003. С. 172

киноактриса; дело тут даже не в обаянии и не в красоте. Чтобы стать звездой, требуется некое чисто внешнее свойство, именуемое „éclat" (фр. „сияние", „сверкание", „блеск")»1. Следуя за обожаемым кумиром, человек порой превращается в его фаната, но происходит это неосознанно, на эмоциональном уровне.

Культовому исполнителю глэм-рока Дэвиду Боуи особенно удалось использование эффекта звездности. Как настоящий художник он интуитивно почувствовал востребованность нового феномена временем. Артист обладал способностью держать аудиторию и силой своего таланта, однако видел необходимость создания новой эстетики, театрализации, умения создавать блестящий, неповторимый эстрадный образ. Синтезировав все стили и направления своего времени и подсознательно выбрав роль демонстратора всеобщего упадка нравов, он становится идолом, за необычный фантастический образ получившим от публики имя Зигги Стардаст (Ziggy Stardarst - Зигги Звездная пыль). Артисты группы Боуи не только ассоциировались, но и отождествлялись с Пауками из альбома, называвшегося «Взлет и падение Зигги Стардаста и Пауков с Марса». Для облика Дэвида Боуи - знаковой фигуры в музыкальном мире, нарушившей все существующие правила, характерна личная экспрессия, привлекающая молодое поколение. Лидер нового направления создал образ одновременно богемный и нереально фантастический. Он демонстрировал невероятные костюмы ярких цветов, из блестящих тканей, таких как парча, атлас, велюр; использовал женский макияж, менял прически, цвет волос, одевал боа из перьев.

Среди его нарядов были и женские мини-платья, которые Боуи называл мужскими, утверждая, что это его стиль. Им игнорировались все допустимые границы демонстрации сексуальности.

Необычные сценические образы, основанные на эксплуатации интереса публики к демонстрации всякого рода «ужасов» и трюков, создал Эллис Купер. Свою лепту в виде экстравагантности сценического костюма внесли Элтон Джон и Марк Болан, несмотря на их приверженность к классической традиции в музыке. Группа «Кисс» (Kiss), в музыкальном отношении доведшая глэм-рок до совершенства, дополнила формирование театрально-маскарадного образа субкультуры. Как можно заметить, костюмы для исполнителей глэма возможно было создать только с помощью кутюрье. С этого направления начинается их активное сотрудничество с эстрадными исполнителями.

Музыканту Бобу Марли призванному лидеру духовной свободы, удалось объединить своим искусством народы стран третьего мира, не используя эффекта звездности. Своим солнечным, близким к детскому обликом, костюмом ярких цветовых сочетаний и умиротворяющей музыкой

1 Мэрдок А. Под сетью. М., 1966. С. 35.

Марли популяризировал стиль регги. Удачно найденный образ, соответствующий внутреннему содержанию, преодолел расовые барьеры и стал неким символом вновь востребованных общечеловеческих ценностей. Дреды со сцены «шагнули на улицы», сегодня такая прическа стала современной модной «фишкой».

Выбор вслед за звездой какого-либо модного стандарта служит подтверждением подражательной теории моды. Как известно, в основе подражания лежит «идентификация - отождествление, уподобление, опознание, установление совпадения объектов»1. Наиболее характерна идентификация для молодежного костюма. Увлечение новой музыкой, как правило, не обходится без подражания ее исполнителям, их внешности, одежде и поведению. Музыкантов любимых групп превращают в своеобразных идолов. Такая «реакция на звезд» говорит о том, что кумиры остаются одними из основных законодателей и распространителей современной моды.

1 Всемирная энциклопедия: философия. М.; Минск, 2001. С. 382.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.