11. Теплов Б. М. Ум полководца. М. : Педагогика, 1990.
12. Конрад Вольфрам. Настоящая математика с помощью компьютеров [Электронный ресурс]. URL: https://Www.youtube. com/watch?v=1qOZlL4Bj-Q.
References
1. Arnold V. I. Journey to Chaos. Science and Life [Nauka i zhizn']. 2008. № 12. Available at: https://Www.nkj.ru/archive/ articles/5174/. (In Russian).
2. Academician Arnold about education in Russia [Akademik Arnol'd ob amerikanskom obrazovanii]. Available at: http://www. liveinternet.ru/users/willynat/post387677047. (In Russian).
3. Academician Arnold about American education [Akademik Arnol'd ob amerikanskom obrazovanii]. Available at: https://www. youtube.com/watch?v=-TlqQjmTLH4. (In Russian).
4. ANGLE OF VIEW: Russian Mathematical School today [UGOL ZRENIJa: Rossijskaja matematicheskaja shkola segodnja]. Available at: https:/,www.youtube.com/watch?v=rNelAqfdt4E. (In Russian).
5. Round table: "Is there a future for mathematical education in Russia?" [Kruglyj stol: "Est' li budushhee u matematicheskogo obrazovanija v Rossii?"]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=ecpe7n_tbkm. (In Russian).
6. Kudryavtsev L. D. Thoughts and modern mathematics [Mysli i sovremennoj matematike]. Moscow: Science, 1977. 112 p. (In Russian).
7. Kuzmin O. V. Poetikomathematics. Conversations with the Humanist about mathematics [Pojetikomatematika. Besedy s Gumanitariem o matematike]. Irkutsk: Publishing house of Irkutsk University, 2009. 199 p. (In Russian).
8. Pascal Blaise. Available at: https://hJ.wikipedia.org/wiki/Паскаль,_Блез. (In Russian).
9. Henri Poincare. Mathematical creativity. Bulletin of Experimental Physics and Elementary Mathematics [Vestnik opytnoj fiziki i jelementarnoj matematiki]. 1909. Issue 483. P. 57-63 ; Issue 484. P. 79-85. (In Russian).
10. Science for a Sustainable Future [Nauka v interesah ustojchivogo budushhego]. Available at: https://ru.unesco.org/themes/ nauka-v-interesah-ustoychivogo-budushchego. (In Russian).
11. Teplov B. M. The mind of the commander [Um polkovodca]. Moscow: Pedagogy, 1990.
12. Conrad Wolfram. Real mathematics with computers [Nastojashhaja matematika s pomoshh'ju komp'juterov]. Available at: https:/www.youtube.com/watch?v=1qOZlL4Bj-Q. (Translated from English).
УДК/uDC 37.04:612.821 О. В. Браун, А. И. Федоров, Н. А. Литвинова
O. Braun, A. Fedorov, N. Litvinova
влияние коррекционных мероприятий
В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В ПРЕДПРОФИЛЬНЫХ И ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ
influence of correction activities in educational activity on the development of psychophysiological peculiarities of schoolchildren
IN PRE-PROFILE AND PROFILE CLASSES
Введение. Работа посвящена актуальной проблеме дифференциальной психофизиологии — изучению роли индивидуального психофизиологического статуса школьников в процессе адаптации к условиям предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Методология. В исследовании успешно апробированы и внедрены подходы, направленные на коррекцию психофизиологического статуса школьников, осуществляющих выбор профиля обучения, а также используется методология психофизиологического сопровождения школьников, находящихся на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Результаты заключаются в том, что проведенная коррекционная работа с группами «условно рекомендованные» и «не рекомендованные» по соответствию личностных, когнитивных и нейро-динамических показателей школьников выбранному профилю учебной деятельности позволила увеличить число «рекомендованных» обучающихся во всех профилях обучения.
Заключение. В образовательной организации индивидуально-дифференцированный подход к процессу обучения школьников позволяет увеличить число лиц с высоким уровнем внимания, памяти и мышления. Во многом данные изменения связаны с развитием процессов анализа
и обработки информации, обеспечивающих когнитивную деятельность, и основаны на возрастающих в онтогенезе пластических возможностях центральной нервной системы.
Introduction. The work is devoted to the urgent problem of differential psychophysiology — the study of the role of individual psychophysiological status of schoolchildren in the process of adaptation to the conditions of pre-profile training and profile training.
Methodology. The research successfully approves and implements approaches aimed at correcting the psychophysiological status of schoolchildren who choose the profile of education, and also uses the methodology of psychophysiological support of schoolchildren who are at the stage of prepro-file preparation and profile training.
The results are that carried out remedial work with groups "conditionally recommended" and "not recommended" according to personal, cognitive and neural indicators of pupils to the selected profile training activities allowed increasing the number of "recommended" schoolchildren of all learning profiles.
Conclusion. The implementation in the educational organization of an individual-differentiated approach in the process of teaching schoolchildren allows to increase the number of people who register a high level of attention, memory and thinking. In many respects, these changes are associated with the development of information analysis and processing processes that support the implementation of cognitive activities, which are based on the increasing plastic capacity of the central nervous system in ontogeny.
Ключевые слова: нейродинамические, психофизиологичесие особенности, профильное обучение, учебно-коррекционные мероприятия.
Keywords: neurodynamic, psychodynamic features, profile training, correction of educational activity.
Введение
Известно, что успешность учебной деятельности школьников определяется, наряду с социально-педагогическими факторами, также и тем, насколько индивидуально-типологические и психофизиологические особенности нервной системы подростка способствуют формированию знаний по тому или иному профилю деятельности. Учет индивидуальных психофизиологических особенностей личности необходим для реализации индивидуально-дифференцированного подхода в профильном обучении [1; 6]. Дифференцированное обучение на повышенном образовательном уровне необходимо рассматривать как начальную ступень профессиональной ориентации личности, которая приходится на пубертатный период онтогенеза, именно в этом возрастном периоде на завершающем этапе формирования находятся основные индивидуально-типологические и когнитивные особенности организма, определяющие в конечном итоге функциональные возможности и резервы каждого человека. Вместе с тем в настоящее время учебная деятельность нередко реализуется без учета психофизиологической «цены», которую обучающийся платит за получение знаний, умений и навыков [2; 3].
Все вышесказанное свидетельствует о том, что в условиях возрастающих требований к адаптационным и функциональным возможностям организма подростков, обучающихся в профильных классах, возникает необходимость в дифференцированной оценке нейродинамических и психодинамических особенностей организма с целью выявления их роли в изменении функционального состояния организма в процессе обучения для проведения необходимых профилактических и кор-рекционных мероприятий [10].
Изучению проблемы адаптации школьников в условиях предпрофильного и профильного обучения посвящено немало работ отечественных авторов, тем не менее остаются не до конца изученными вопросы психофизиологического сопровождения учебной деятельности при выборе профиля обучения. Одной из основных задач, которые стоят перед педагогами и психофизиологами, является улучшение эффективности профильного обучения, которое не навредит здоровью школьника и его интересам и поможет ему гармонично развиваться. Эти вопросы давно волнуют как отечественных исследователей, так и их зарубежных коллег, что отражено в работах по данной проблематике. Проведенные ранее исследования показывают, что если выбранный профиль обучения соответствует индивидуальным психофизиологическим особенностям, интересам и склонно-
стям учащихся, то, несмотря на высокие требования и повышенную учебную нагрузку, утомление и связанные с ним невротические состояния наблюдаются гораздо реже, а эффективность учебной деятельности повышается [5-7]. Данные исследования свидетельствуют, что современный педагог должен обладать комплексом знаний о психофизиологических особенностях учащихся, это во многом поможет ему подобрать и эффективно применять в своей практической деятельности разнообразные методы, подходы и приемы обучения [13] с использованием технологий развития когнитивной сферы учащихся [9].
Целью нашей работы является изучение влияния коррекционных мероприятий в учебной деятельности на развитие психофизиологических особенностей школьников в предпрофильных и профильных классах.
Методы исследования
Проведение исследования осуществлялось на базе средней общеобразовательной школы № 1 г. Березовского с 2012 по 2015 г В исследовании приняли участие 74 школьника в возрасте от 14 до 16 лет. Исследование включало в себя несколько этапов: в 8-м (13-14 лет), 9-м (14-15 лет), 10-м (15-16 лет) и 11-м (16-17 лет) классах. В 8-9-х классах учащиеся обучались по предпрофильной программе, в том числе по физико-математическому предпрофилю — 35 человек, социально-экономическому предпрофилю — 39 учащихся. В 10-11-х классах по программам физико-математического профиля (ФМ) обучались 22 учащихся и социально-экономического (СЭ) — 26.
В ходе исследования изучались следующие параметры обучающихся:
а) нейродинамические особенности (простая зрительно-моторная реакция, сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов);
б) психодинамические показатели (объем и переключаемость внимания);
в) интеллектуальная деятельность (абстрактное, индуктивное мышление). Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием программы Statistica for Windows 6.0.
Определение готовности обучения к выбранному профилю оценивалось по совокупности исследованных показателей согласно заложенным в автоматизированной программе «Профиль ПФ» средним значениям [8, с. 64-71].
Результаты исследования
Согласно комплексу показателей, заложенных в автоматизированной программе, ключевыми для социально-экономического профиля являются показатели смысловой памяти, объема внимания, языкового индуктивного мышления. Для физико-математического класса — показатели механической памяти, переключаемости внимания, пространственного, математического и языкового абстрактного мышления.
Кроме выделенных когнитивных и психодинамических показателей, для определения подготовленности к профилю необходимо также рассматривать особенности становления основных свойств высшей нервной деятельности (ВНД): подвижности и уравновешенности.
Согласно соответствию личностных, когнитивных и нейродинамических показателей школьников требованиям, предъявляемым различным профилям обучения, обследуемые были разделены на три группы: «рекомендованные», «условно рекомендованные» и «не рекомендованные» к выбранному профилю учебной деятельности.
В результате проведенного исследования было получено следующее распределение по соответствию психофизиологических особенностей учащихся 8-го класса требованиям выбранного ими социально-экономического профиля: 57 % учащихся — «условно рекомендованные», 28 % — «не рекомендованные» и 15 % — «рекомендованные». Среди учащихся физико-математического профиля — 33 % учащихся относятся к группе «не рекомендованных», 54 % — «условно рекомендованных» и 13 % — «рекомендованных».
В ходе исследования выявлено, что наибольшая доля учащихся в физико-математическом и социально-экономическом предпрофильных классах по целому ряду психофизиологических показателей относится к группам «не рекомендованных» и «условно рекомендованных». В основном у учащихся 8-х классов в процессе исследования регистрировались следующие психофизиологические показатели: средний уровень переключения внимания учащихся наблюдается в физико-математическом классе у 43 %, в социально-экономическом — у 55 %, средний уро-
вень развития абстрактного мышления имеют 71 % учащихся физико-математического профиля и 70 % — социально-экономического; у 25 % учащихся социально-экономического класса отмечается низкий уровень объема внимания, а для обучающихся физико-математического класса характерен средний уровень данного показателя (рис. 1).
Объем внимания
100
I низким уровень
средний уровень
I высокий уровень
Рис 1. Распределение учащихся 8-х классов по показателям внимания и мышления (%)
Исследуемые нейродинамические показатели учащихся предпрофильных классов соответствуют возрастной норме [12].
Таким образом, установлено несоответствие только по показателям когнитивной сферы, которые можно и необходимо корректировать и развивать в процессе учебной деятельности.
Психолого-педагогическая коррекция — это вид совместного профессионального взаимодействия педагога, психолога и родителей, который основан на концепции психологических воздействий с целью исправления отклонений психодинамического развития личности в процессе онтогенеза. Такая коррекция опирается на знания возрастных, социокультурных и индивидуальных параметров генеза и направлена на формирование среды для полноценного развития психофизиологических особенностей каждого ребенка в образовательном учреждении и семье [11, с. 11].
Результаты проведенного исследования по индивидуальным психофизиологическим особенностям учащихся были доведены до учителей, чтобы они могли применять в урочной и внеурочной деятельности педагогические техники и приемы, развивающие данные психологические параметры, а также даны рекомендации родителям по развитию мышления, памяти и внимания.
Работа по коррекции внимания и абстрактного мышления проводилась по нескольким направлениям психолого-педагогической деятельности в школе:
1) работа учителей-предметников на уроках в исследуемых классах;
2) групповая работа классного руководителя с учащимися, входящими в группы «условно рекомендованных» и «не рекомендованных», по методике, предложенной психологом школы;
3) групповая и индивидуальная работа психолога школы;
4) работа родителей с детьми исследуемых групп.
Работа на уроках в исследуемых классах
На малом педагогическом совете школы до сведения учителей были доведены фамилии учащихся исследуемых групп и предложены методики по коррекции внимания, методика коллективного способа обучения (КСО) на общеразвивающих предметах (русский язык, литература, математика, биология, иностранный язык и др).
Приемы и методы КСО: проведение взаимных диктантов в парах сменного состава, работа в парах сменного состава по карточкам, разучивание стихотворений, методики М. Г Булановской и А. Г Ривина, взаимообмен заданиями, методика работы по вопросникам, сотрудничество учащихся «по вертикали», педагогика сотрудничества и «погружение».
Методы совершенствования мышления на уроках физкультуры: проведение товарищеских состязаний с противниками, значительно отличающимися друг от друга по характеру, стилю,
силе и способам ведения соревновательной борьбы; анализ и критический разбор тактических действий с учетом не только ошибок, но и наиболее удачных приемов и действий; выделение определенного раздела в общей плановой задаче или создание такой ситуации, из которой ученик самостоятельно, творчески, без подсказок находит выход (ученик бежит по заданию 3/4 дистанции, а остальной отрезок проходит, действуя самостоятельно, исходя из складывающихся обстоятельств); применение специальных задач на быстроту и правильность выбора плановых решений (баскетбол: игра в защите в меньшинстве); ведение дневника ученика (развивает самостоятельность, наблюдательность и целеустремленность); участие в соревнованиях (учащиеся приобретают соревновательный опыт, развивают различные стороны тактического мышления) [4, с. 288].
Коррекция пространственного мышления на уроках геометрии: на уроках геометрии для повышения абстрактного мышления были использованы следующие методики: задания на создание фигур-пирамид и задание «Развертка».
При создании фигур-пирамид в качестве отдельных звеньев применялись шарики для гольфа и кубики из дерева, которые склеивались по заданному образцу и складывались в объемные модели. Исследуемые формировали по пять моделей: три — из шариков для гольфа, которые соединялись друг с другом конкретным образом. Последующие две модели формировались из склеенных деревянных кубиков, которые также были расположены в конкретной закономерности.
При выполнении задания «Развертка» необходимо из одинаковой формы собрать разнообразные геометрические фигуры. Простейшая фигура — куб.
Групповая работа классного руководителя с учащимися, входящими в исследуемые группы
Изучив различные виды заданий для развития абстрактного мышления, психолог школы рекомендовал классному руководителю предложить учащимся задания с использованием фотографий (вид сверху). Были выбраны изображения объектов сверху из интернет-источников. Учащимся «условно рекомендованных» и «не рекомендованных» групп предлагается ответить на вопрос «Что изображено на фотографии?».
Групповая и индивидуальная работа психолога школы
В течение учебного года было проведено в группах учащихся «условно рекомендованных» и «не рекомендованных» 12 тренингов по 50 минут каждый, которые были направлены на повышение уровня внимания. В качестве разминочных были использованы такие упражнения, как «Кто я?», «Запрещенная буква», «Что изменилось?» [9]. В основной части мы использовали такие упражнения, как «Лабиринт», «Филворд», «Графический диктант», «Дрессированная муха», «Круг и треугольник» [9]. После каждого тренинга проводилась рефлексия, где участники могли высказать свое мнение, поделиться впечатлениями и рассказать о трудностях, возникших во время выполнения заданий.
В 9-х классах количество «условно рекомендованных» и «не рекомендованных» учащихся СЭ и ФМ предпрофилей уменьшается, соответственно, увеличивается количество учащихся в группе «рекомендованных» (рис. 2).
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
8-й класс 9-й класс 8-й класс 9-й класс СЭ СЭ ФМ ФМ
I не рекомендованные условно
рекомендованные I рекомендованные
Рис. 2. Распределение учащихся по рекомендации в социально-экономическом (СЭ) и физико-математическом (ФМ) 9-м и 8-м классах
В 9-м классе после первого коррекционного этапа значительное количество учащихся переходит в группы «условно рекомендованных» и «рекомендованных». Девятиклассники, которые сменили группу, распределились в равном соотношении в обоих профилях, как в физико-математическом профиле (51 %), так и в социально-экономическом (49 %).
Среди обучающихся обоих профилей увеличилось число лиц с высоким уровнем объема внимания: в социально-экономическом — до 18 %, в физико-математическом — до 31 %. Возросло количество учащихся, имеющих средний уровень переключения внимания, и только у 14 % учащихся отмечен низкий уровень развития абстрактного мышления в физико-математическом профиле (рис. 3).
В 10-м классе переход из одной группы в другую, несмотря на продолжающиеся коррекци-онные мероприятия, отсутствует. Это, возможно, связано с повышением уровня специализации, с переходом к более глубокому изучению профильных дисциплин, требующих определенных инди-
Абстрактное мышление
100%
50% -
Iнизкии уровень
средний уровень
I высокий уровень
Переключение внимания
Iнизкии уровень
средний уровень
I высокий уровень
Объем внимания
100%
50% -
Iнизкии уровень
средний уровень
I высокий уровень
Рис. 3. Распределение учащихся 9-х классов по показателям когнитивных функций (%)
видуально-типологических особенностей, соответствующих выбранному профилю обучения. Учащиеся данного возраста переходят на новый уровень онтогенетического развития, в их организме практически завершились эндокринные и нейрогуморальные перестройки, которые оказали свое влияние на когнитивную сферу, нейродинамические показатели и в целом на деятельность центральной нервной системы.
Как следует из полученных результатов, в СЭ классе наибольшее число учащихся попали в группу «условно рекомендованных» (70 %) и 10 % — в «не рекомендованных»; в ФМ профильном классе — 23 % «рекомендованных» и 65 % «условно рекомендованных». Довольно большое число учащихся продолжает оставаться в группе «условно рекомендованных» по показателям объема и переключения внимания (65 % — в ФМ и 70 % — СЭ); 70 и 45 % соответственно — по переключению внимания, абстрактному языковому мышлению — 67 и 87 % в двух профилях (рис. 4).
Абстрактное мышление
100% П 87
50% -
Iнизкии уровень
средний уровень
I высокий уровень
ФМ
СЭ
Переключение внимания
Iнизкии уровень
средний уровень
I высокий уровень
Объем внимания
100%п
50% -
Iнизкии уровень
средний уровень
I высокий уровень
Рис. 4. Распределение учащихся 10-х классов по показателям когнитивных функций (%)
Проведенный анализ успешности школьников предпрофильных классов показал в физико-математическом классе самый высокий процент качественной успеваемости (51 %), к окончанию школы в обоих профилях количество «отличников» и «хорошистов» становится практически одинаковым и в среднем составляет 55 % при абсолютной успеваемости (отсутствие неуспевающих на протяжении всего времени исследования).
Анализ позволил установить, что «рекомендованные» учащиеся лучше успевают по всем предметам по сравнению с «условно рекомендованными» и «не рекомендованными».
Разница в оценках между «рекомендованными» и «не рекомендованными» составляет 0,38 балла по предметам социально-экономического цикла и 0,46 балла по предметам физико-математического профиля (табл. 1, 2).
Таблица 1
Средние значения показателей успешности обучения в предпрофильных и профильных классах
Предпрофильные классы
Класс Социально-экономический Физико-математический
M±m M±m
8-й класс 3,89 ± 0,08 3,75 ± 0,1
9-й класс 4,05 ± 0,07 4,12 ± 0,06
10-й класс 4,13 ± 0,06 4,15 ± 0,08
11-й класс 4,15 ± 0,05 4,16 ± 0,03
Таблица 2
Средние значения показателей успешности обучения в зависимости
от рекомендации
Тип заключения Исследуемые классы p<0,05
СЭ ФМ
M±m M±m
«Рекомендованные» 4,14 ± 0,31 4,11 ± 0,30 -
«Условно рекомендованные» 3,78 ± 0,05 3,81 ± 0,08 -
«Нерекомендованные» 3,76 ± 0,06 3,65 ± 0,08 -
p<0,05 - 1-2, 2-3
p<0,01 - -
Проведенный анализ психофизиологических показателей после двухлетней коррекцион-ной работы педагогов и психологов позволил установить, что состав групп «рекомендованных» и «не рекомендованных» изменился при повторном исследовании, произошло увеличение количества «рекомендованных» учащихся во всех профилях обучения. На рисунках 5 и 6 показано распределение учащихся в соответствии с требованиями учебно-профессиональной деятельности в динамике обучения. Как следует из результатов проведенного исследования, в процессе обучения с использованием техник и методов, направленных на развитие когнитивной сферы, увеличивается количество «рекомендованных» учащихся в данных профилях обучения.
8-й класс
9-й класс
10-й класс
11-й класс
рекомендованные условно не рекомендованные
рекомендованные
Рис. 5. Динамика распределения учащихся по группам в социально-экономическом профиле (%)
70%
8-й класс
9-й класс
10-й класс
11-й класс
рекомендованные условно не рекомендованные
рекомендованные
Рис. 6. Динамика распределения учащихся по группам в физико-математическом профиле (%)
Использование анализа основных психофизиологических показателей в период предпро-фильного обучения позволило выявить, что в начале учебной деятельности в 8-м классе у многих школьников еще не сформированы качества, которые необходимы для успешного освоения дисциплин того или иного профиля.
Заключение
Процесс психофизиологического развития в условиях конкретной образовательной среды сопровождается характерными приспособительными изменениями в функциональных системах организма, которые, накапливаясь в течение определенного времени, приобретают специфический характер и становятся своего рода индикаторами оценки функционального состояния организма человека. По мнению авторов, исследовавших данную проблему, у школьников, обучающихся по программам углубленного изучения предметов, учащихся гимназий, а также профильных классов, отмечается значительное напряжение механизмов регуляции по сравнению с учащимися, которые получают знания по общеобразовательным программам [10].
По результатам проведенного исследования установлено, что группе учащихся, которые по психодинамическим и когнитивным функциям не рекомендованы к обучению в выбранных профилях, необходимы определенные учебно-коррекционные мероприятия, которые развивают такие качества, как внимание, память, абстрактное мышление и пространственное восприятие. Применение в образовательном процессе индивидуально-дифференцированного подхода позволяет увеличить количество лиц с более высокими значениями когнитивных функций.
Наше исследование подтверждает, что наибольшим напряжением в психофизиологической сфере на этапе предпрофильной подготовки характеризуются школьники, «не соответствующие» профилю обучения, однако после проведения коррекционно-обучающих мероприятий обучающиеся данной группы довольно быстро адаптируются к условиям обучения и переходят в группу, где индивидуальные особенности соответствуют профилю обучения. Об этом свидетельствуют позитивные изменения в развитии показателей когнитивной сферы и переход школьников из группы «не рекомендованных» в группы «условно рекомендованных» и «рекомендованных». Это отразилось и на успеваемости учащихся. Данные изменения во многом связаны с реализацией учебно-коррекционных мероприятий в динамике обучения, что способствовало развитию процессов анализа и обработки информации, обеспечивающих осуществление когнитивной деятельности, которые основываются на возрастающих в онтогенезе пластических возможностях центральной нервной системы в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Литература
1. Браун О. В, Федоров А. И., Литвинова Н. А. Влияние психофизиологического сопровождения учащихся на успешность обучения в профильных классах // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С. 164-170.
2. Безруких М. М. Здоровьесберегающая школа. М. : МПСИ, 2004. С. 32.
3. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии. М. : Владос, 2000. С. 144.
4. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. М. : Академия, 2000. 288 с.
5. Влияние адекватного выбора профиля обучения на физиологическую адаптацию и успешность учебной деятельности / Э. М. Казин, О. Д. Толстикова, Л. А. Корнишина, Т. В. Дубинина // Валеология. 2006. № 4. С. 40-45.
6. Казин Э. М., Лазарева Т. А., Литвинова Н. А. Особенности адаптации школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения // Валеология. 2011. № 1. С. 5-12.
7. Васина Е. В. Особенности психофизиологического развития и адаптации старшеклассников к разным профилям обучения : дис. ... канд. биол. наук. Кемерово, 2010. 164 с.
8. Литвинова Н. А., Заруба Н. А., Иванов В. И. Применение автоматизированной программы для оценки психофизиологических особенностей учащихся профильных классов // Учитель Кузбасса. 2006. № 2 (3). С. 64-71.
9. Машталь О. Лучшие методики развития внимания у детей. СПб. : Наука и техника, 2008. С. 78-101, 120-121, 248250, 261, 268.
10. Психолого-педагогическое и медико-биологическое обеспечение профильного обучения / О. А. Никифорова, Н. А. Заруба, В. И. Навалихина, Н. И. Морозова // Валеология. 2004. № 4. С. 45-48.
11. Скотарева Е. М. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методологический аспект. Саратов : Наука, 2007. С. 11.
12. Тарасова О. Л. Особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности у подростков с различным типом вегетативной регуляции : автореф. дис. ... канд. мед. наук. Томск, 1998. 20 с.
13. Психофизиологическое сопровождение на этапе предпрофильного обучения / Т. А. Холоднюк, Э. М. Казин, Н. А. Литвинова, Л. М. Швачунова // Валеология. 2009. № 1. С. 59-63.
References
1. Braun O. V., Fedorov A. I., Litvinova N. A. The influence of psycho-physiological support of students for success in specialized classes. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2016. № 1 (21). P. 164-170. (In Russian).
2. Bezrukikh M. M. Health-promoting school [Zdorov'esberegajushhaja shkola]. Moscow: MPSI, 2004. Р. 32. (In Russian).
3. Dubrovinskaya N. V., Farber D. A., Bezrukih M. M. Psychophysiology of the child: psychophysiological foundations of children's valueology [Psihofiziologija rebenka: psihofiziologicheskie osnovy detskoj valeologii]. Moskow: Vlados, 2000. Р. 144 (In Russian).
4. Gogunov E. N., Martyanov B. I. Psychology of physical education and sport [Psihologija fizicheskogo vospitanija i sporta]. Moscow: Academy, 2000. 288 p. (In Russian).
5. Kazin E. M., Tolstikova O. D., Cornicina L. A., Dubinina T. V. Influence of adequate choice of field of study on the physiological adaptation and the success of learning activities. Valeology [Valeologia]. 2006. № 4. P. 40-45. (In Russian).
6. Kazin E. M., Lazareva T. A., Litvinova N. A. Features of adaptation of schoolchildren in the conditions of preprofile training and specialized education. Valeology [Valeologia]. 2011. № 1. P. 5-12. (In Russian).
7. Vasina E. V. Peculiarities of psychophysiological development and adaptation of senior pupils to different study profiles [Osobennosti psihofiziologicheskogo razvitija i adaptacii starsheklassnikov k raznym profiljam obuchenija]: dissertation ... candidate of biological sciences. Kemerovo, 2010. Р. 164. (In Russian).
8. Litvinova N. A., Zaruba N. A., Ivanov V. I. The use of automated program to assess the psychophysiological features of pupils of profile classes. Teacher of Kuzbass [Uchitel' Kuzbassa]. 2006. № 2 (3). P. 64-71. (In Russian).
9. Mastal O. Best practices for development of attention in children [Luchshie metodiki razvitija vnimanija u detej]. Saint Petersburg: Science and technology. 2008. P. 78-101, 120-121, 248-250, 261, 268. (In Russian).
10. Nikiforova O. A., Zaruba N. А., Navalikhina V. I., Morozova N. A. Psychological-pedagogical and medico-biological provision of specialized education. Valeology [Valeologia]. 2004. № 4. P. 45-48. (In Russian).
11. Skotareva E. M. Psychological and pedagogical correction: the theoretical and methodological aspect [Psihologo-pedagogicheskaja korrekcija: teoretiko-metodologicheskij aspekt]. Saratov: Science, 2007. P. 11. (In Russian).
12. Tarasova O. L. Peculiarities of psychophysiological adaptation to the academic activities of adolescents with different type of vegetative regulation [Osobennosti psihofiziologicheskoj adaptacii k uchebnoj dejatel'nosti u podrostkov s razlichnym tipom vegetativnoj reguljacii]: abstract of dissertations ... candidate of medical sciences. Tomsk, 1998. 20 p. (In Russian).
13. Holodnik T. A., Kazin E. M., Litvinova, N. A., Chuchunov L. M. Psychophysiological support during preprofile training. Valeology [Valeologia]. 2009 № 1. P. 59-63. (In Russian).