УДК 792(09)(477)
Ф326
Федина Татьяна Юрьевна
кандидат исторических наук, докторант Краснодарского государственного университета культуры и искусств [email protected]
ВЛИЯНИЕ КОРИФЕЕВ УКРАИНСКОГО ТЕАТРА НА ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ ДОНА И КУБАНИ
Аннотация:
Статья посвящена влиянию корифеев украинского театра на художественную жизнь Дона и Кубани. Автор впервые рассматривает эту проблему в аспекте русско-украинских связей.
Ключевые слова: украинский театр, художественная жизнь, Дон, Кубань.
В периодических изданиях Дона и Кубани конца XIX - начала XX в., а также в давно не переиздававшихся мемуарах мастеров театрального искусства имеется чрезвычайно увлекательный материал о гастролях украинских передвижных театров, который до настоящего времени не обобщен исследователями. Исключение составляют лишь публикации краеведа-украиниста В.Н. Орла [1] и историка А. В. Дечевой [2].
Екатеринодар, Новочеркасск, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новороссийск называли в те годы театральными городами; их художественная жизнь была насыщена яркими событиями, среди которых особое место занимали спектакли украинских трупп. Многочисленные товарищества, сменяя друг друга, постоянно гастролировали в регионе. Они пользовались большим успехом, несмотря на то, что соперничали с русскими труппами, имевшими более разнообразный репертуар. Этот успех в первую очередь можно объяснить тем, что украинский театр удовлетворял желание украиноязычного населения смотреть постановки на родном языке. По этой же причине среди зрителей встречались люди разного культурного уровня и материального положения, всех их объединяла потребность в народном театре.
Следует отметить, что путь дореволюционного украинского театра не был ровным и гладким, наоборот, существовало много преград для его развития, в первую очередь к ним относились цензура и то, что украинским труппам запрещено было иметь стационарное помещение, поэтому они постоянно гастролировали по регионам России. Длительное время им не разрешалось гастролировать на этнической территории, особенно в Киеве. Многие пьесы украинского репертуара запрещались к постановке в течение длительного времени. В то же время именно трудности способствовали тому, что этот театр быстро приобрел популярность у зрителей. Его называли народным, поскольку он развивался как этнический. Многие передвижные театры имели свой хор и оркестр, что делало их еще более привлекательными для публики. Украинцы от природы музыкальны, и включение музыки и танцев в канву спектаклей было оправданным (хотя именно из-за этой традиции украинский театр чаще всего подвергался критике). Артисты передвижных театров, как правило, обладали хорошими музыкальными данными, отличались пластичностью.
В украинском театре конца XIX - начала XX в. можно выделить две тенденции - реформистскую (Театр корифеев), представляющую новый украинский театр, и потребительскую, направленную на обслуживание менее взыскательной публики. В репертуаре театральных трупп второго направления преобладали мелодрамы, авторы которых не заботились о социальной проблематике, эксплуатируя элементы народной художественной культуры.
Театром корифеев называли первую профессиональную украинскую труппу, которую в 1882 г. в Елисаветграде организовал актер, режиссер и драматург М.Л. Кропивницкий. В нее вошли будущие звезды украинской сцены: семья Тобилевичей (Н.К. Садовский, А.К. Саксаган-ский, И.К. Карпенко-Карый, М.К. Садовская-Барилотти) и М.К. Заньковецкая. Первый сезон открылся 27 октября того же года спектаклем «Наталка Полтавка» (И. Котляревского), который имел большой успех у зрителей. Участниками этого набиравшего творческую силу театрального коллектива в разные годы были будущие известные артисты А. Затыркевич, Л. Линицкая, Г. Борисоглебская, И. Марьяненко, Д. Гайдамака, С. Глазуненко, А. Суслов и др. В дальнейшем
театр корифеев распался на несколько трупп - Кропивницкого, Садовского, Саксаганского, которые иногда объединялись. Его основателей по-прежнему называли корифеями. Эти передвижные театры отличались серьезным репертуаром, хорошей актерской школой, высокой культурой постановки спектаклей. Они ставили пьесы лучших украинских драматургов того времени - И. Карпенко-Карого, М. Старицкого, М. Кропивницкого, Б. Гринченко и др. Это была идейная драматургия, поднимавшая злободневные проблемы, написанная хорошим литературным языком. Не случайно гастроли корифеев всегда находили поддержку общественности, вызывали интерес у зрителей и прессы.
Труппа М. Л. Кропивницкого впервые побывала в Екатеринодаре летом 1886 г. Артистов окружили вниманием сыновья первого кубанского писателя, историка и этнографа атамана Я.Г. Кухаренко Степан, Александр, Николай и Вячеслав, полковник Домонтович, старые казаки Вареник, Шелест, Мова, Штригель, Били. Театр всегда был переполнен. Труппу принимали тепло, как родных. В следующем году Театр корифеев снова выступал на екатеринодарской сцене - и снова артистов ждал теплый прием.
В июле 1908 г. в Екатеринодаре, в Летнем театре, гастролировала труппа Н.К. Садовского с участием М.К. Заньковецкой. Передвижной театр имел хор из 30 человек и собственный оркестр. Гастроли открылись спектаклем по пьесе И.К. Карпенко-Карого «Суета». «Новая заря» писала, что в игре украинских артистов «отсутствует шаблонность», они «не кричат, не теат-ральничают, не вдаются в пафос и в шарж, а разговаривают положительно так, как у себя дома. Вот в этом и есть школа! В этом и есть ансамбль! В этом и заключается искусство!» [3]. Иными словами, актеры труппы Садовского были органичны, а постановщик обладал чувством меры, избегая ложной театральности.
В августе того же года театр Садовского гастролировал в Ростове-на-Дону. Если для Ека-теринодара Садовский отобрал в основном пьесы Карпенко-Карого - «Бесталанная», «Бонда-ривна», «Бурлака», «Чумаки», «Суета», «Мартын Боруля», то для ростовских зрителей он расширил репертуарные рамки, включив, например, пьесу Чирикова «Евреи», где сыграл Лейзера. В целом гастроли в Ростове прошли успешно. Единственным не принятым зрителями и критиками спектаклем был «Ревизор», исполненный на украинском языке. Ростовская публика, приученная к тому, что гоголевская комедия всегда исполняется в русской драме, не заинтересовалась спектаклем. Зрители, по словам рецензента, «равнодушно поглядывали на сцену, где “переведенная” бессмертная комедия значительно облиняла и потеряла ту яркость и те краски, которыми так изобилует оригинал. Исполнение, как и постановка, к которым в пьесах классического репертуара резко повышается требование, оставляли желать лучшего» [4]. Рецензенты отмечали «отсутствие крикливости и фальшивого пафоса, художественную сдержанность красок, близость к жизненной правде» [5].
Летом того же года на Дону гастролировал и М.Л. Кропивницкий, который по состоянию своего здоровья уже не мог изо дня в день выступать на сцене и поэтому не связывал себя постоянными обязательствами ни с одной из трупп. Время от времени он принимал участие в спектаклях и концертах, в частности, сотрудничал с труппами Ф. Волика, Л. Сабинина, А. Суслова, Т. Колесниченко и др. (1900-1910). «Уже незадолго до смерти, больной, почти глухой, он все еще приводил в восторг зрителей в ролях старых запорожцев в широчайших, как Черное море, штанах, с украинской люлькой в почти беззубом рту» [6]. Так было и в Новочеркасске, где в ротонде городского сада выступала труппа Калиниченко. Для поддержания успеха своей труппы антрепренер пригласил Марка Лукича, который должен был сыграть в шести спектаклях [7]. Гастроли выдающегося артиста начались 4 августа [8], а 13-го он отбыл в Мариуполь по приглашению [9].
Летом 1909 г. в Екатеринодаре выступала труппа Саксаганского. Афанасий Карпович приехал в Екатеринодар в сопровождении известного украинского художника С.И. Васильковского через три недели после начала гастролей и сыграл всего в четырех спектаклях. «Новая заря» назвала его «артистом мирового значения», способным создать бессмертные роли в классическом репертуаре, если бы «рамки украинской литературы не были ограничены и стеснены условиями чисто внешнего свойства». Отмечалось, что талант артиста «чрезвычайно широкий, разносторонний, не укладывающийся в рамки тесной специализации и общепринятого деления. Могучий талант художника-артиста сохраняет все индивидуальные особенности изображаемого лица, и не одно из них не похоже на другое, каждое живет своей собственной жизнью» [10].
Анализ публикаций в периодических изданиях свидетельствует о том, что каждый приезд корифеев был большим событием и для украинской интеллигенции, и для всех украиноязычных зрителей. Их спектакли всегда сопровождались аншлагами. Посвященные корифеям публикации подтверждают, что и рецензенты воспринимали их творчество как глубоко народное. О полном взаимопонимании театра и зрителей, о поддержке местной интеллигенции свидетельствуют и воспоми-
нания самих корифеев. Кроме того, спектакли корифеев пробуждали интерес к украинской драматургии у любителей, которые активно ставили пьесы на украинском языке.
Итак, нами впервые выявлено влияние театра корифеев на художественную жизнь Дона и Кубани. Оно заключалось в следующем. Искусство корифеев украинского театра стимулировало развитие художественной жизни южного региона, где основная часть населения была двуязычной и идентифицировала себя с украинским этносом. Большое значение для эстетического воспитания публики имели репертуар, построенный на лучших образцах украинской драматургии, высокий уровень постановочной культуры театра, мастерство выдающихся украинских артистов - М.К. Заньковецкой, М.Л. Кропивницкого, А.К. Саксаганского, Н.К. Садовского. Спектакли лучших передвижных театров способствовали развитию местной критики.
Ссылки:
1. Орел В. П’єси М. Л. Кропивницького на Кубані // Літературна Україна. 1965. 14 травня. № 39 ;
Его же. Невмируща п’єса // Україна. 1966. № 26. С. 16-17 ; Его же. Панас Саксаганський на
Північному Кавказі // Перемога. 1982. 9, 10 липня ; Его же. Заньковецька i Північний Кавказ // Деснянська правда. 1984. 4 серпня.
2. Дечева А.В. М. Заньковецкая в Екатеринодаре (По материалам театральных рубрик дореволюционной региональной прессы) // Донецький вісник наукового товариства їм. Шевченка. Історія. Т. 18. Донецьк, 2005. С. 127-132.
3. Труппа Садовского // Кубанские областные ведомости. 1908. № 519.
4. М-ч И. Театр и музыка. Машонкинский театр // Приазовский край. № 206.
5. М-ч И. Театр и музыка. Машонкинский театр // Приазовский край. № 209.
6. Злинченко К. Несколько слов об артистах украинского театра // Отклики Кавказа. 1914. № 40.
7. Новочеркасск // Приазовский край. № 200.
8. Там же. № 207.
9. Там же. № 214.
10. К приезду А. К. Саксаганского // Новая заря. № 821.