Научная статья на тему 'Влияние корифеев украинского театра на художественную жизнь Дона и Кубани'

Влияние корифеев украинского театра на художественную жизнь Дона и Кубани Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
230
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАИНСКИЙ ТЕАТР / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ДОН / КУБАНЬ / UKRAINIAN THEATRE / ARTISTIC LIFE / SOUTH OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федина Татьяна Юрьевна

Статья посвящена влиянию корифеев украинского театра на художественную жизнь Дона и Кубани. Автор впервые рассматривает эту проблему в аспекте русско-украинских связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the coryphaeus of ukrainian theatre on the artistic life of South of Russia

The article is dedicated to the Coryphaeus of Ukrainian theatre influences the Artistic Life of Don and Kuban. The author studies this problem in the aspect of Russian-Ukrainian relations for the first time.

Текст научной работы на тему «Влияние корифеев украинского театра на художественную жизнь Дона и Кубани»

УДК 792(09)(477)

Ф326

Федина Татьяна Юрьевна

кандидат исторических наук, докторант Краснодарского государственного университета культуры и искусств [email protected]

ВЛИЯНИЕ КОРИФЕЕВ УКРАИНСКОГО ТЕАТРА НА ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ ДОНА И КУБАНИ

Аннотация:

Статья посвящена влиянию корифеев украинского театра на художественную жизнь Дона и Кубани. Автор впервые рассматривает эту проблему в аспекте русско-украинских связей.

Ключевые слова: украинский театр, художественная жизнь, Дон, Кубань.

В периодических изданиях Дона и Кубани конца XIX - начала XX в., а также в давно не переиздававшихся мемуарах мастеров театрального искусства имеется чрезвычайно увлекательный материал о гастролях украинских передвижных театров, который до настоящего времени не обобщен исследователями. Исключение составляют лишь публикации краеведа-украиниста В.Н. Орла [1] и историка А. В. Дечевой [2].

Екатеринодар, Новочеркасск, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новороссийск называли в те годы театральными городами; их художественная жизнь была насыщена яркими событиями, среди которых особое место занимали спектакли украинских трупп. Многочисленные товарищества, сменяя друг друга, постоянно гастролировали в регионе. Они пользовались большим успехом, несмотря на то, что соперничали с русскими труппами, имевшими более разнообразный репертуар. Этот успех в первую очередь можно объяснить тем, что украинский театр удовлетворял желание украиноязычного населения смотреть постановки на родном языке. По этой же причине среди зрителей встречались люди разного культурного уровня и материального положения, всех их объединяла потребность в народном театре.

Следует отметить, что путь дореволюционного украинского театра не был ровным и гладким, наоборот, существовало много преград для его развития, в первую очередь к ним относились цензура и то, что украинским труппам запрещено было иметь стационарное помещение, поэтому они постоянно гастролировали по регионам России. Длительное время им не разрешалось гастролировать на этнической территории, особенно в Киеве. Многие пьесы украинского репертуара запрещались к постановке в течение длительного времени. В то же время именно трудности способствовали тому, что этот театр быстро приобрел популярность у зрителей. Его называли народным, поскольку он развивался как этнический. Многие передвижные театры имели свой хор и оркестр, что делало их еще более привлекательными для публики. Украинцы от природы музыкальны, и включение музыки и танцев в канву спектаклей было оправданным (хотя именно из-за этой традиции украинский театр чаще всего подвергался критике). Артисты передвижных театров, как правило, обладали хорошими музыкальными данными, отличались пластичностью.

В украинском театре конца XIX - начала XX в. можно выделить две тенденции - реформистскую (Театр корифеев), представляющую новый украинский театр, и потребительскую, направленную на обслуживание менее взыскательной публики. В репертуаре театральных трупп второго направления преобладали мелодрамы, авторы которых не заботились о социальной проблематике, эксплуатируя элементы народной художественной культуры.

Театром корифеев называли первую профессиональную украинскую труппу, которую в 1882 г. в Елисаветграде организовал актер, режиссер и драматург М.Л. Кропивницкий. В нее вошли будущие звезды украинской сцены: семья Тобилевичей (Н.К. Садовский, А.К. Саксаган-ский, И.К. Карпенко-Карый, М.К. Садовская-Барилотти) и М.К. Заньковецкая. Первый сезон открылся 27 октября того же года спектаклем «Наталка Полтавка» (И. Котляревского), который имел большой успех у зрителей. Участниками этого набиравшего творческую силу театрального коллектива в разные годы были будущие известные артисты А. Затыркевич, Л. Линицкая, Г. Борисоглебская, И. Марьяненко, Д. Гайдамака, С. Глазуненко, А. Суслов и др. В дальнейшем

театр корифеев распался на несколько трупп - Кропивницкого, Садовского, Саксаганского, которые иногда объединялись. Его основателей по-прежнему называли корифеями. Эти передвижные театры отличались серьезным репертуаром, хорошей актерской школой, высокой культурой постановки спектаклей. Они ставили пьесы лучших украинских драматургов того времени - И. Карпенко-Карого, М. Старицкого, М. Кропивницкого, Б. Гринченко и др. Это была идейная драматургия, поднимавшая злободневные проблемы, написанная хорошим литературным языком. Не случайно гастроли корифеев всегда находили поддержку общественности, вызывали интерес у зрителей и прессы.

Труппа М. Л. Кропивницкого впервые побывала в Екатеринодаре летом 1886 г. Артистов окружили вниманием сыновья первого кубанского писателя, историка и этнографа атамана Я.Г. Кухаренко Степан, Александр, Николай и Вячеслав, полковник Домонтович, старые казаки Вареник, Шелест, Мова, Штригель, Били. Театр всегда был переполнен. Труппу принимали тепло, как родных. В следующем году Театр корифеев снова выступал на екатеринодарской сцене - и снова артистов ждал теплый прием.

В июле 1908 г. в Екатеринодаре, в Летнем театре, гастролировала труппа Н.К. Садовского с участием М.К. Заньковецкой. Передвижной театр имел хор из 30 человек и собственный оркестр. Гастроли открылись спектаклем по пьесе И.К. Карпенко-Карого «Суета». «Новая заря» писала, что в игре украинских артистов «отсутствует шаблонность», они «не кричат, не теат-ральничают, не вдаются в пафос и в шарж, а разговаривают положительно так, как у себя дома. Вот в этом и есть школа! В этом и есть ансамбль! В этом и заключается искусство!» [3]. Иными словами, актеры труппы Садовского были органичны, а постановщик обладал чувством меры, избегая ложной театральности.

В августе того же года театр Садовского гастролировал в Ростове-на-Дону. Если для Ека-теринодара Садовский отобрал в основном пьесы Карпенко-Карого - «Бесталанная», «Бонда-ривна», «Бурлака», «Чумаки», «Суета», «Мартын Боруля», то для ростовских зрителей он расширил репертуарные рамки, включив, например, пьесу Чирикова «Евреи», где сыграл Лейзера. В целом гастроли в Ростове прошли успешно. Единственным не принятым зрителями и критиками спектаклем был «Ревизор», исполненный на украинском языке. Ростовская публика, приученная к тому, что гоголевская комедия всегда исполняется в русской драме, не заинтересовалась спектаклем. Зрители, по словам рецензента, «равнодушно поглядывали на сцену, где “переведенная” бессмертная комедия значительно облиняла и потеряла ту яркость и те краски, которыми так изобилует оригинал. Исполнение, как и постановка, к которым в пьесах классического репертуара резко повышается требование, оставляли желать лучшего» [4]. Рецензенты отмечали «отсутствие крикливости и фальшивого пафоса, художественную сдержанность красок, близость к жизненной правде» [5].

Летом того же года на Дону гастролировал и М.Л. Кропивницкий, который по состоянию своего здоровья уже не мог изо дня в день выступать на сцене и поэтому не связывал себя постоянными обязательствами ни с одной из трупп. Время от времени он принимал участие в спектаклях и концертах, в частности, сотрудничал с труппами Ф. Волика, Л. Сабинина, А. Суслова, Т. Колесниченко и др. (1900-1910). «Уже незадолго до смерти, больной, почти глухой, он все еще приводил в восторг зрителей в ролях старых запорожцев в широчайших, как Черное море, штанах, с украинской люлькой в почти беззубом рту» [6]. Так было и в Новочеркасске, где в ротонде городского сада выступала труппа Калиниченко. Для поддержания успеха своей труппы антрепренер пригласил Марка Лукича, который должен был сыграть в шести спектаклях [7]. Гастроли выдающегося артиста начались 4 августа [8], а 13-го он отбыл в Мариуполь по приглашению [9].

Летом 1909 г. в Екатеринодаре выступала труппа Саксаганского. Афанасий Карпович приехал в Екатеринодар в сопровождении известного украинского художника С.И. Васильковского через три недели после начала гастролей и сыграл всего в четырех спектаклях. «Новая заря» назвала его «артистом мирового значения», способным создать бессмертные роли в классическом репертуаре, если бы «рамки украинской литературы не были ограничены и стеснены условиями чисто внешнего свойства». Отмечалось, что талант артиста «чрезвычайно широкий, разносторонний, не укладывающийся в рамки тесной специализации и общепринятого деления. Могучий талант художника-артиста сохраняет все индивидуальные особенности изображаемого лица, и не одно из них не похоже на другое, каждое живет своей собственной жизнью» [10].

Анализ публикаций в периодических изданиях свидетельствует о том, что каждый приезд корифеев был большим событием и для украинской интеллигенции, и для всех украиноязычных зрителей. Их спектакли всегда сопровождались аншлагами. Посвященные корифеям публикации подтверждают, что и рецензенты воспринимали их творчество как глубоко народное. О полном взаимопонимании театра и зрителей, о поддержке местной интеллигенции свидетельствуют и воспоми-

нания самих корифеев. Кроме того, спектакли корифеев пробуждали интерес к украинской драматургии у любителей, которые активно ставили пьесы на украинском языке.

Итак, нами впервые выявлено влияние театра корифеев на художественную жизнь Дона и Кубани. Оно заключалось в следующем. Искусство корифеев украинского театра стимулировало развитие художественной жизни южного региона, где основная часть населения была двуязычной и идентифицировала себя с украинским этносом. Большое значение для эстетического воспитания публики имели репертуар, построенный на лучших образцах украинской драматургии, высокий уровень постановочной культуры театра, мастерство выдающихся украинских артистов - М.К. Заньковецкой, М.Л. Кропивницкого, А.К. Саксаганского, Н.К. Садовского. Спектакли лучших передвижных театров способствовали развитию местной критики.

Ссылки:

1. Орел В. П’єси М. Л. Кропивницького на Кубані // Літературна Україна. 1965. 14 травня. № 39 ;

Его же. Невмируща п’єса // Україна. 1966. № 26. С. 16-17 ; Его же. Панас Саксаганський на

Північному Кавказі // Перемога. 1982. 9, 10 липня ; Его же. Заньковецька i Північний Кавказ // Деснянська правда. 1984. 4 серпня.

2. Дечева А.В. М. Заньковецкая в Екатеринодаре (По материалам театральных рубрик дореволюционной региональной прессы) // Донецький вісник наукового товариства їм. Шевченка. Історія. Т. 18. Донецьк, 2005. С. 127-132.

3. Труппа Садовского // Кубанские областные ведомости. 1908. № 519.

4. М-ч И. Театр и музыка. Машонкинский театр // Приазовский край. № 206.

5. М-ч И. Театр и музыка. Машонкинский театр // Приазовский край. № 209.

6. Злинченко К. Несколько слов об артистах украинского театра // Отклики Кавказа. 1914. № 40.

7. Новочеркасск // Приазовский край. № 200.

8. Там же. № 207.

9. Там же. № 214.

10. К приезду А. К. Саксаганского // Новая заря. № 821.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.