Научная статья на тему 'Влияние концепции "сервисного государства" на развитие института социально ориентированных некоммерческих организаций'

Влияние концепции "сервисного государства" на развитие института социально ориентированных некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC
168
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и политика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕРВИСНОЕ ГОСУДАРСТВО / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОСТАВЩИК СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНАЯ УСЛУГА / ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНАЯ УСЛУГА / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВО-ФИРМА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ОТКРЫТОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андриенко Анастасия Ивановна

В статье исследуется развитие института социально ориентированных некоммерческих организаций, наделение данных организаций статусами «поставщики социальных услуг» и «исполнители общественно полезных услуг» через призму влияния на данные процессы концепции «сервисного государства». Актуальность тематики связана с активным развитием социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации и их влиянием на жизнь общества, с одной стороны, и стремлением государства включить социально ориентированные некоммерческие организации в сферу оказания социальных услуг, которая раньше являлась государственной монополией, с другой. Данная работа ставит целью – оценить влияние концепции «сервисного государства» на процесс включения социально ориентированных некоммерческих организаций в сферу социального обслуживания. Методологической основой является использование общенаучных методов познания, а также общие и частные методы исследования, сравнительно-правовой анализ, формально-юридический метод и иные. На основе проведенного анализа автор приходит к выводу, что концепция «сервисного государства» оказала влияние на развитие института социально ориентированных некоммерческих организаций в части включения их в качестве равноправного партнера в систему социального обслуживания. Обнаруживается взаимосвязь между признаками «сервисного государства» и поэтапным включением социально ориентированных некоммерческих организаций в сферу социальных услуг. Теоретические результаты работы дополняют существующие научные исследования влияния концепции «сервисного государства» на реформирование государственного управления в России. Работа имеет практическое значение для дальнейшего улучшения сферы социальных услуг через включение в нее социально ориентированных некоммерческих организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние концепции "сервисного государства" на развитие института социально ориентированных некоммерческих организаций»

Влияние концепции «сервисного государства» на развитие института социально ориентированных некоммерческих организаций

Аццриенко Анастасия 1/Ъановна

ассистент кафедры государственного и муниципального права Сургутского государственного

университета

628412, Россия, Ханы-Мансийский автономный округ-Югра автономный округ, г. Сургут, уп. Ленина, 1,

И fsr.surgut@gmail.com Статья из рубрики "Государственные институты и правовые системы"

Аннотация.

В статье исследуется развитие института социально ориентированных некоммерческих организаций, наделение данных организаций статусами «поставщики социальных услуг» и «исполнители общественно полезных услуг» через призму влияния на данные процессы концепции «сервисного государства». Актуальность тематики связана с активным развитием социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации и их влиянием на жизнь общества, с одной стороны, и стремлением государства включить социально ориентированные некоммерческие организации в сферу оказания социальных услуг, которая раньше являлась государственной монополией, с другой. Данная работа ставит целью - оценить влияние концепции «сервисного государства» на процесс включения социально ориентированных некоммерческих организаций в сферу социального обслуживания. Методологической основой является использование общенаучных методов познания, а также общие и частные методы исследования, сравнительно-правовой анализ, формально-юридический метод и иные. На основе проведенного анализа автор приходит к выводу, что концепция «сервисного государства» оказала влияние на развитие института социально ориентированных некоммерческих организаций в части включения их в качестве равноправного партнера в систему социального обслуживания. Обнаруживается взаимосвязь между признаками «сервисного государства» и поэтапным включением социально ориентированных некоммерческих организаций в сферу социальных услуг. Теоретические результаты работы дополняют существующие научные исследования влияния концепции «сервисного государства» на реформирование государственного управления в России. Работа имеет практическое значение для дальнейшего улучшения сферы социальных услуг через включение в нее социально ориентированных некоммерческих организаций.

Ключевые слова: сервисное государство, некоммерческая организация, поставщик социальных услуг, социальная услуга, общественно полезная услуга, социальное государство, государство-фирма, гражданское общество, общественное объединение, открытое государство

DOI:

10.7256/2454-0706.2019.4.29497

Дата направления в редакцию:

12-04-2019

Дата рецензирования:

12-04-2019

Дата публикации:

14-04-2019

В последнее десятилетие учеными различных специализаций (юристы, социологи, экономисты и т.д.) осмысливаются новые формы взаимодействия государства с обществом. Всё больший интерес вызывает концепция «сервисного государства», которая предполагает оценивать результативность деятельности государства через удовлетворенность гражданами оказанными им услугами. Как пишет А.В. Шиндина, «популярной теорией модернизации государственно-правовой организации признается концепция «сервисного государства», основной идеей которой является идея сервисного публичного управления, когда часть государственных функций по оказанию

услуг делегируется частному сектору» И.У. Аубакирова отмечает, что «в рамках концепции сервисного государства смысл и назначение современного государственного управления заключается в его направленности на служение личности, обществу, государству» [2, с- 12].

В США и странах Западной Европы концепция «сервисного государства» активно внедрялась в 1980-1990-х гг. Практически любая деятельность государства по взаимодействию с личностью, при буквальном толковании концепции, считалась

государственной услугой

Большинство юридических исследований посвящено либо теоретическому анализу

влияния концепции сервисного государства на российское право (И.У. Аубакирова

Ахрамеева О.В.-^, А.Ф. Васильева [4], Я.В. Коженко 1^), либо «электронному государству», «открытому правительству», переходу государственных функций в

цифровое пространство (Д.С. Романова Т.В. Шевченко-7 и т.д.). При этом, на наш взгляд, теория оказала влияние и на развитие института социально ориентированных некоммерческих организаций (далее: СОНКО).

В целом ученые сходятся во мнении, что концепция «сервисного государства» не может быть полностью воплощена в Российской Федерации, но необходимо использовать её потенциал для совершенствования механизма управления делами государства. О.В. Ахрамеева отмечает, что «особое внимание должно быть уделено проблематике передачи функций по предоставлению государственных услуг в негосударственный

сектор» В той связи недостаточно изучен вопрос о влиянии теории «сервисного государства» на привлечение СОНКО к оказанию социальных и общественно полезных услуг.

Последнее десятилетие стало периодом активного развития института социально ориентированных некоммерческих организаций в Российской Федерации. В 2010 году статус «социально ориентированная некоммерческая организация» закреплен легально

[8]. В 2014 году социально ориентированные некоммерческие организации входят в

число поставщиков социальных услуг В 2017 получают возможность стать

исполнителем общественно полезных услуг ПШ. е. Елин обосновывает расширение возможностей социально ориентированных некоммерческих организаций в социальной сфере тем, что «в России на конец 2015 года действовало более 140 тысяч социально ориентированных некоммерческих организаций. Эти организации обладали большим потенциалом и оказывали услуги, с которыми не всегда справлялись государственные муниципальные учреждения: это работа с инвалидами, профилактика отказов от детей, профилактика бездомности, создание хосписов и многое другое. Для выполнения поставленной Президентом Российской Федерации задачи был принят закон, устанавливающий статус некоммерческой организации - «исполнитель общественно-полезных услуг». Это должно было позволить определить некоммерческие организации, оказывающие социальные услуги должного характера и качества, отделить их от организации, занимающейся, например, клубным отдыхом, который тоже является социально ориентированным, либо организации, имеющей в свой адрес жалобы на

качество предоставляемых услуг»

Центральным элементом концепции «сервисного государства» являются публичные

услуги. Г4, с- 301 а. Ф. Васильева предлагает следующие признаки публичных услуг: 1) наличие субъекта, предоставляющего услуги (как государственный орган, так и юридическое лицо частного права), 2) получатель услуги - гражданин или юридическое лицо, которые не являются государственно-властными субъектами, 3) предоставляются субъектом публичного управления, который вправе выбирать между публично-правовой и частно-правовой организационной формой предоставления публичной услуги, 4) результат предоставления услуги - достойный уровень жизни граждан, государство в

конечном итоге становится социальным Г4, с- 1041.

Обращаясь к сфере оказания социальных услуг, мы видим, что все указанные выше признаки закреплены законодательством Российской Федерации. В соответствии с законодательством социальной услугой является «действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать

свои основные жизненные потребности» Общественно полезные услуги

определяются через их перечисление [13]. Социальные услуги входят в число общественно полезных услуг.

Анализ правовых актов, регулирующих деятельность СОНКО - поставщиков социальных услуг, исполнителей общественно полезных услуг позволяет выявить признаки, характерные для концепции сервисного государства:

- государственные и негосударственные поставщики социальных услуг наделяются равными правами и несут равные обязанности (концепция «сервисного государства» обуславливает переход на модели, характерные для бизнеса);

- финансирование предоставления социальных услуг основывается на рыночных механизмах, предполагающих возможность конкуренции поставщиков (отношения между государством и гражданами строятся не на жесткой модели властеподчинения, а на гибкой, имеющей возможность всех сторон определять свое поведение);

- устанавливаются механизмы контроля за качеством предоставления услуг,

определяются стандарты. Поставщики социальных услуг, финансируемые из бюджета, обязаны соблюдать поряок предоставления социальных услуг, утвержденный органом власти субъекта Российской Федерации (государство не отстраняется от обязанности обеспечить реализацию прав граждан на социальное обслуживание, устанавливает стандарты оказания услуг).

- в каждом субъекте Российской Федерации формируется реестр поставщиков социальных услуг. Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания должен утвердить порядок формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг, а также обеспечить возможность для размещения реестра в свободном доступе в сети Интернет (открытость и доступность информации об услугах для граждан - один из ключевых моментов концепции «сервисного государства»).

Появление новой системы социального обслуживания в Российской Федерации в 2014 году, обусловило привлечение в сферу социального обслуживания негосударственных поставщиков социальных услуг (как коммерческих, так и некоммерческих образований). В первую очередь государство рассчитывало на потенциал социально ориентированных некоммерческих организаций. Не был учтен факт, что некоммерческий сектор обладал потенциалом в части человеческого ресурса, но не финансового, имущественного и кадрового. В этой связи законодатель наделили СОНКО статусом «исполнитель общественно полезных услуг» с целью поддержать развитие «третьего сектора», входящего в социальную сферу как равного партнера государственным и муниципальным учреждениям и коммерческим организациям.

На начальном пути развития новой системы социального обслуживания граждан обнаружились проблемы [9, с- 117]. В рейтингах поставщиков социальных услуг СОНКО оказываются пока на нижних строчках. В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, например, большой проблемой для СО НКО-поставщиков социальных услуг стала необходимость информационной открытости. Сайты поставщиков социальных услуг либо отсутствовали, либо не предоставляли возможности пользоваться сайтом людям с ограниченными возможностями по зрению. А именно открытость и доступность информации является важным условием действия концепции «сервисного государства».

Институт исполнителей общественно полезных услуг развивается крайне тяжело, на сегодняшний момент реальной помощи исполнители общественно полезных услуг не получают. Но именно наделение СОНКО данным статусом выделило их среди поставщиков социальных услуг. Государство рассчитывает на «третий сектор» и предпринимает попытки поддержать СОНКО, действующих в сфере социального обслуживания граждан. Но пока в этой части идеи «сервисного государства» были воплощены неуспешно.

Таким образом,концепция сервисного государства оказала влияние на изменение системы социального обслуживания в Российской Федерации. И.Л. Бачило отмечает, что характеристики государства как социального и сервисного взаимосвязаны: «Только социальное государство, создающее необходимую материально-техническую базу для развития страны, может быть сервисным и полезным каждому гражданину, реализующему свои права и обязанности в рамках закона» [4, с- 21-221.

Концепция «сервисного государства» реализуется в Российской Федерации частично. Полный переход к сервисному государству никто из ученых не видит. Социально ориентированные некоммерческие организации играют значительную роль в воплощении

концепции «сервисного государства» в России в части вовлечения их в сферу социального обслуживания.

Библиография

1. Шиндина А.В. Соотношение концепций «приватизированное государство» и «сервисное государство» с позиции делегирования полномочий // Актуальные проблемы правового, социального и политического развития России: материалы X Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов (20 апреля 2017г.). Сборник научных статей. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2017. - 333 с.

2. Аубакирова И.У. О некоторых аспектах интерпретации идеи сервисного государства в теоретической юриспруденции // Юридическая мысль. - 2015. - № 5 (91). - С. 817

3. Ахрамеева О.В. Российское сервисное государство: теоретические основы и государственная стратегия обеспечения частных и публичных интересов // Юридические исследования. - 2014. - №

- С.1-28. DOI: 10.7256/2305-9699.2014.4.11485. - URL: http://e-notabene.ru/lr/article_11485.html

4. Васильева А.Ф. Сервисное государство: административно-правовое исследование оказания публичных услуг в Германии и России. - М., РАП. 2012. 332 с.

5. Коженко Я.В. Мамычев А.Ю. Сервисное государство: проблемы теории и практики реализации // Власть. - 2010. - № 3. - С. 44-46

6. Романова Д.С. Некоторые проблемы правового регулирования оказания услуг в сервисном государстве // Закон и общество: история, проблемы, перспективы. Материалы XIX межвузовской студенческой научно-практической конференции (с международным участием). - 2016. - С. 350-352

7. Шевченко Т.В. Право на доступ к официальной информации в условиях становления информационного общества и «сервисного государства» // Правовая политика и правовая жизнь. - № 1. - 2019. - С. 124-130.

8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: Федеральный закон от 05.04.2010 № 40-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 15. - Ст. 1736.

9. Андриенко А.И. Передача полномочий по оказанию социальных услуг социально ориентированным некоммерческим организациям: некоторые вопросы правового регулирования // Правовая политика и правовая жизнь. - № 1. - 2019. - С. 124-130

10. Андриенко А.И. Обеспечение доступа некоммерческих организаций к предоставлению услуг в социальной сфере: некоторые вопросы правового регулирования // Вестник Сургутского государственного университета. - 2017. - №1 (15). - С. 70-74

11. Елин Е. Необходимые меры поддержки некоммерческих организаций будут установлены до конца года // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL:

http://economy.gov.ru/minec/press/news/2016241102 (дата доступа: 09.04.2019)

12. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. N 52 (часть I). Ст. 7007

13. Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества

их оказания : Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 г. № 1096 // Российская газета. - 07.11.2016. - № 7119 (251)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.